БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

Клодиями. Родоначальником К. считается сабинянин Атта Клавз (Atta Clausus), переселившийся ок. 504 до н. э. в Рим, сменивший имя на новое - Аппий Клавдий Сабин и принятый в число патрициев. В период борьбы патрициев и плебеев (нач. 5- нач. 3 вв. до н. э.) К. отличались особым высокомерием и упорством в защите прав патрициев. С 4 в. до н. э. из рода К. выделилась плебейская ветвь Марцеллов. Со времени консула Гая Клавдия Нерона (победителя карфагенян при Метавре в 207 дон. э.) оформилась ветвь Неронов, предков императора Клавдия.

Из К. наиболее известны: К., Аппий (Appius Claudius) (ум. ок. 448 до н. э.), консул 471 и 451, член коллегии децемвиров 451-450. Согласно традиции, был виновником второй сецессии (449) плебеев, после к-рой были изданы законы Двенадцати таблиц. К. Слепой, Аппий [Appius Claudius Caecus (caecus - слепой)], цензор 312, консул 307 и 296. Провёл крупные строит, работы, соорудив первый в Риме большой водопровод и мощёную дорогу (от Рима до Капуи), названные его именем. В 296 до н. э. сражался с самнитами и этрусками. Ослепнув, удалился от дел. К. К а у д е к с, Аппий (Appius Claudius Caudex), брат предыдущего. В период 1-й Пунической войны, будучи консулом, в 264 до н. э. завладел Meccaной, разбив армии карфагенянина Ганнона и сиракузского тирана Гиерона II. К. Марцелл, Марк (Marcus Claudius Marcellus) (ок. 270-208 до н. э.), полководец. Консул 222, 215, 214, 210, 208. В 222 успешно воевал с галлами. После битвы при Каннах (216) защищал Нолу от Ганнибала. В 214-211 возглавлял сицилийскую экспедицию и после длительной осады взял Сиракузы. В 209 потерпел поражение от карфагенян при Венузии и погиб в устроенной ими засаде. К. П у л ь х е р, Публий (Publius Claudius Pulcher), сын Аппия Клавдия Слепого. В период 1-й Пунической войны, будучи консулом в 249, командовал рим. флотом под Лилибеем и потерпел поражение, потеряв почти весь флот. К. П у л ь х е р, Аппий (Appius Claudius Pulcher), претор 57 до н. э., консул 54, цензор 50. Политич. противник Цицерона. К роду К. принадлежал также Публий Клодий Пулъхер.

КЛАВДИЙ (полное имя Тиберий Клавдий Нерон Германик) (Tiberius Claudius Nero Germanicus) (10 до н. э., Лугдунум,54 н. э.), римский император в 4154 из династии Юлиев - Клавдиев. Возведённый на трон по воле преторианцев, хилый и вызывавший насмешки современников, К., однако, оставил значит, след в истории Римской империи. При К. императорская власть была расширена за счёт сената и заложены основы имперской бюрократии. Он выдвигал "новых" людей из числа всадников и вольноотпущенников. Раздавал права рим. гражданства провинциалам, особенно галлам; улучшил финансы; развил большую строит, деятельность [постройка гавани в Остии, знаменитого Клавдиева водопровода (Aqua Claudias) в 72 км длиной и др.]; упорядочил продовольственное снабжение Рима. В 43 предпринял удачный поход в Британию, превращённую затем в рим. провинцию. В 44/45 за Римом была закреплена Мавретания, разделённая на две провинции. Увлекаясь историей и археологией, К. написал два труда по истории этрусков и карфагенян (до нас не дошедших). Был отравлен своей честолюбивой женой Агриппиной.

Лит.: М о m i g I i a n о А., Claudius, the emperor, and his achievement, Oxf., 1934; Scramuzza V. M., The emperor Claudius, Camb., 1940.

КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ Марк Аврелий (Marcus Aurelius Claudius Gothicus) (220-270, Сирмий), римский император с 268. Родом иллириец. Был провозглашён императором солдатами после смерти Галлиена. Отразил вторжение алеманнов в Верх. Италию и разбил готов в 269 у Наиссуса (совр. Ниш), за что получил прозвище Готского. Умер от чумы.

КЛАВЕЛЬ (Clavel) Бернар Шарль Анри (р. 29.5.1923, Лон-ле-Сонье, деп. Юра), французский писатель. Род. в семье владельца булочной. Участвовал в Движении Сопротивления. В 1956 опубл. роман "Ночной рабочий", где раскрыл красоту души простого человека. Центр, место в творчестве К. занимает тетралогия "Великое терпение" (1962-64); в образе её молодого гл. персонажа немало автобиографич. черт. Критика отметила влияние М. Горького на художеств, приёмы К. Сложным судьбам франц. молодёжи посвящены также романы "Малатаверна" (I960) и "Геркулес на площади" (1966). Романы "Кто меня одолеет" (1958), "Испанец" (1959) и "Поездка отца" (1965) были экранизированы. Известны искусствоведч. работы К.: "Жизнь П. Гогена" (1958) и "Жизнь Леонардо да Винчи" (1967), а также публицистич. книга "Избиение младенцев" (1970). Большая пр. г. Парижа, Гонкуровская пр. (обе 1968).

Соч.: Le tambour du Bief, P., 1970; Le seigneur du fleuve, P., 1971; в рус. пер.В чужом доме, предисл. Ю. Уварова, М., 1966; Тот, кто хотел увидеть море, М., 1966; Сердца живых, М., 1968; Плоды зимы, М., 1972.

Лит.: Зонина Л., Прощание с прошлым, "Иностранная литература", 1969, № 7; Stil А., [рец.], "L'Humanite", 1972, 27 janv. , p. 8. Ю. Н. Стефанов.

КЛАВЕСИН [франц. clavecin, от позднелат. clavicymbalum, от лат. clavis - ключ (отсюда назв. клавиша) и cymbalum - цимбалы], щипковый клавишный муз. инструмент. Один из предшественников фп. Известен с 16 в., произошёл от псалтериума (род гуслей) путём реконструкции и присоединения клавишного механизма. Струны К. приводились в движение щипком при помощи стерженька из птичьего пера (позже - кожаного плектра), к-рый при нажатии клавиши зацеплялся за струну. Звук К.- блестящий, но мало певучий (отрывистый), не поддающийся динамич. изменениям. Первонач. К. имел четырёхугольную, в 17 в. приобрёл крыловидную треугольную форму, вместо жильных стали применяться металлич. струны. Диапазон К.-45 октав. Внешне К. обычно отделывались изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями). Существуют разновидности К., в т. ч. инструмент с вертикально расположенным корпусом - клавицитериум. Основателем франц. клавесинной школы был Ж. Шамбоньер, создателем виртуозного клавесинного стиля - итал. композитор и клавесинист Д. Скарлатти. Среди франц. клавесинистов кон. 17 -18 вв. выделялись Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакен и др. Интерес к франц. клавесинной музыке, упавший в кон. 18 в., начал возрождаться в 20 в.

Лит.: Алексеев А. Д., Клавирное искусство, М.- Л., 1952; ДрускинМ.С., Клавирная музыка, Л., I960.,

КЛАВИАТУРА (нем. Klaviatur, от лат. clavis - ключ), 1) в муз. инструментах совокупность рычагов - клавиш, расположенных в определённом порядке; одна из осн. частей клавишного механизма. Состоит обычно из клавиш, клавиатурной рамы, средних (осевых) и передних (направляющих) штифтов. К. была впервые применена в 12 в. в органах, имеющих, как правило, помимо ручных К. (мануалов), и ножную К.- педаль. В язычковых клавишных муз. инструментах - гармонь, баян и т. п.- К. состоит из ряда кнопок на грифах и на самом корпусе. В духовых инструментах К. иногда наз. клапанный и вентильный механизмы. 2) Совокупность клавишей у какого-либо механизма (пишущей машинки, счётной машины и т. п.).

КЛАВИКОРД (позднелат. clavichordium, от лат. clavis - ключ и греч. chorde - струна), клавишно-струнный ударный муз. инструмент. Первые упоминания о К. в лит-ре относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения - к 16 в. К. был распространён во всех европейских странах. Корпус инструмента обычно имеет форму продолговатой 4-угольной коробки; клавиатура помещается в одной из продольных стенок, параллельно к-рой натягиваются струны одинаковой длины; на задних концах клавиш укрепляются тонкие металлич. пластинки - тангенты, ударяющие (снизу) по струнам. В зависимости от места касания тангента одна и та же струна может издавать различные по высоте звуки. Старый К. был диатоническим, диапазон составлял 3-31/2 октавы. В 16 в. появились К. с хроматич. строем. В нач. 18 в. число октав К. дошло до 5. Из-за слабости звучания К. был больше домашним, чем концертным инструментом. В нач. 19 в. окончательно вытесняется фортепьяно.

КЛАВИР (нем. Klavier), 1) общее наименование струнных клавишных муз. инструментов (клавикорд, клавесин, фортепьяно). 2) К., или клавираусцу г,переложение партитуры вокально-симфонич. произв. (оперы, оратории, кантаты и т. п.) для пения и фп. или только для фп.; также переложение партитуры балета для фп.; реже применяется в значении аранжировки симфонич. или камерноансамблевых произв. для фп. (в 2, 4 и 8 рук).

КЛАВИРАУСЦУГ (нем. Klavierauszug, от Klavier - клавир и Auszug - извлечение), см. Клавир.

КЛАВИЦЕПСТОКСИКОЗ, клавицепспаспалитексикоз, отравление животных, возникающее при поедании кормов (сена, травы), поражённых склерощиями гриба Claviceps paspali St. and Hall, и характеризующееся в основном расстройством центр, нервной системы. Заболевание известно в США, Юж. Африке, Австралии; в СССР - на побережье Кавказа и Закавказья. Болеют ослы, лошади, овцы, рог. скот, реже свиньи. К. возникает на пастбищах, а также при стойловом содержании животных. Осн. клинич. симптомы для всех видов животных: покачивание головой, мышечная дрожь, атаксия, судороги, параличи. Смерть животного наступает на 5-6-е сутки. При вскрытии обнаруживают застойную гиперемию с кровоизлияниями в органах и тканях, дистрофию паренхиматозных органов, катаральный гастроэнтерит. Профилактика: в зонах распространения гриба заготовку сена следует проводить в период колошения и начала цветения злаков. Для уничтожения опавших на землю склероциев целесообразно осенью поля перепахать. Н. А. Спесивцева.

КЛАВИЦИМБАЛ, клавичембал о, чембало (позднелат. clavicymbalum, итал. clavicembalo, cembalo), одно из названий клавесина.

КЛАВИЦИТЕРИУМ (позднелат. clavicytherium), клавесин с вертикально расположенным корпусом.

КЛАВИШНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА, вычислительная машина, в к-рой ввод исходных данных и программ для каждой операции осуществляется ручным набором на клавиатуре (рычагом). К. в. м. являются наиболее массовым совр. технич. средством механизации учёта и вычислительных работ и предназначены для небольших инженерно-технич. и математич. расчётов, а также для экономич., статистич. и бухгалтерских работ. К. в. м. делятся на три группы: вычислительные, суммирующие и табличные. К собственно К. в. м. относят машины, предназначенные для выполнения всех четырёх арифметич. действий, но прежде всего для эффективного умножения и деления.

По степени автоматизации вычислительного процесса К. в. м. подразделяются на простейшие, или неавтоматические, в к-рых все операции выполняются вручную, напр. ВК-1 (СССР); полуавтоматические, снабжённые приводом и выполняющие автоматически только одно действие - деление, напр. ВК-2, ВМП-2 (СССР), "Зоемтрон-210" (ГДР); автоматические (вручную производится лишь набор исходных данных и пуск машины), напр. ВК-3, ВММ-3 (СССР), "Зоемтрон215", "Целлатрон" (ГДР). Среди автоматич. К. в. м. особо выделяются релейные и электронные машины, почти не содержащие механич. кинематич. цепей (звеньев) и обладающие рядом новых возможностей по быстродействию, вводу и выводу данных, выполняемым операциям, элементам программного управления и т. д. К таким К. в. м. относятся "Вятка". "Вильнюс", "Вега" (СССР), "Зоемтрон-220", "Зоемтрон-221" (ГДР), "Елка" (Болгария)и др. К. в. м. различают также по имеющемуся у них количеству счётчиков, по периодичности действия, по признакам агрегатирования, характеру привода и т. д.

Клавишные вычислительные машины: а - "Аскота-110" (ГДР); б- "Зоемтрон220" (ГДР).

Осн. частью К. в. м. является счетчик, выполняющий одинаковые для всех К в. м. функции - поразрядное сложение вводимых чисел и передачу накопленного в одном разряде десятка в следующий старший разряд. Исходные данные и тип операции вводятся в машину нажатием на соответствующие клавиши. По устройству ввода различают К. в. м. одноразрядные (десятиклавишные, рычажные) и многоразрядные (многорычажные и многоклавишные). Введённая информация фиксируется в машине изменением положения или физич. состояния её частей (элементов). Напр., в электромеханич. К. в. м. "1" фиксируется поворотом т. н. счётных шестерён на угол, равный 36°; подобным образом суммируют однозначные числа. При полном обороте, что соответствует счёту до 10, осуществляется передача десятков в старший разряд поворотом соседней шестерни высшего разряда на 36° ("1"). Умножение в К. в. м. осуществляется последовательным поразрядным сложением множимого, а деление - последовательным поразрядным вычитанием делителя из делимого.

Существующая классификация К. в. м. по приведённым признакам носит условный характер, г. к. большое распространение получают счётно-клавишные машины, к-рые трудно отнести к к.-л. одному классу. Помимо клавишного ручного ввода, в наиболее совершенных К. в. м. используется также ввод и вывод информации на перфокартах и перфолентах. Это позволяет осуществить автоматич. ввод табличных данных, констант, нормативов, что существенно повышает производительность К. в. м. Применение в К. в. м. узлов и элементов электронных вычислительных машин существенно изменило не только принципы их устройства, но и способствовало возникновению и расширению новых эксплуатационных возможностей К. в. м.

Лит.: Р я з а н к и н В. Н., Евстигнеев Г. П., Т р е с в я т с к и и Н. Н., Вычислительные машины, ч. 1, М., 1957; У сан А. М., Счётно-клавишные машины, М., 1967; Вычислительные машины и программирование, М., 1970. В. П. Исаев.

КЛАВИШНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, инструменты, звук в к-рых извлекается при помощи рычагов - клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру. По способу извлечения звуков К. м. и. делятся на ударно-клавишные (старинный клавикорд, совр. фортепьяно) и шипково-клавишные (старинный клавесин и его разновидности) струнные инструменты; пневматические клавишные духовые инструменты (орган и его разновидности); пневматические клавишные язычковые инструменты (фисгармония, баян, аккордеон); ударно-клавишные пластиночные инструменты (колокольчики, челеста).

КЛАВИШНЫЙ МЕХАНИЗМ, в муз. инструментах система рычагов, служащих для включения и выключения источника звука. Состоит обычно из 2 или 3 отд. взаимодействующих частей: клавиатуры, механики, а также педалей. В фортепьяно К. м. приводит в действие молоточки и глушители (демпферы); в органах, фисгармониях, баянах - клапаны воздуховодов.

КЛАГЕНФУРТ (Klagenfurt), город в Австрии, в межгорной котловине, на р. Глан, близ оз. Вёртер-Зе. Адм. центр земли Каринтия. 72,5 тыс. жит. (1968). Ж.-д. узел. Деревообрабат., электротехнич., маш.-строит., текст., кож,обувная, табачная пром-сть. К С. от К.- аэропорт Аннабихль.

В К., получившем с 1540 регулярную планировку, - ренессансные ландхауз (здание самоуправления земли Каринтия; 1574-90; илл. см. т. 1, вклейка к стр. 105) и собор (1587-91).

КЛАГЕС (Klages) Людвиг (10.12.1870, Ганновер,-29.7.1956, Кильхберг), немецкий психолог и философ-иррационалист. По профессии химик, жил в Мюнхене, где с 1905 вёл семинар по проблемам выражения (с 1919- в Кильхберге близ Цюриха). Получил широкую известность благодаря своим работам в области характерологии и графологии, в основе к-рых лежит его учение о выражении, исходящее из представления о человеке как душевно-телесном единстве (динамика тела-"явление" души, душа-"смысл" живого тела, выразительные движения - образы "душевных побуждений", эмоциональных импульсов). Учение о выражении истолковывалось К. как род универсальной "космич. физиогномики". В русле натурфилос. построений нем. романтизма (К. Г. Карие), идей И. Бахофена и Ф. Ницше К. развил своеобразный вариант философии жизни, рассматривая "дух" как "акосмич." силу, тормозящую и разрушающую спонтанную целостность душевной жизни, её бессознат. космич. ритм ("Дух как противник души", т. 1-3, 1929-32). Следствием этой иррационалистич. установки К. является крайне пессимистич. оценка им цивилизации как губительного для жизни господства духа.

Соч.; SamtHche Werke, in 10 Bd, Bd 1, Bonn, 1964-; Vom kosmogonischen Eros, 6 Aufl., Bonn, 1963; Die Sprache als Quelle der Seelenkunde, Z., 1948; Der Geist als Widersacher der Seele, 4 Aufl., Bd 1 - 3, Munch., 1960; Die Grundlagen der Charakterkunde, 12 Aufl., Bonn, 1964; Handschrift und Charakter, 25 Aufl., Bonn, 1965; Ausdrucksbewegungund Gestaltungskraft, [8 Aufl. ], Munch., 1968.

Лит.: X ю б ш е р А., Мыслители нашего времени, М.,1962, с. 162 - 66; В е rise М., Anti-Klages. В., 1937; Hager W., L. Klages in memoriam, Munch., 1957 (библ.); Kasdorff H., L. Klages. Werk und Wirkung. Einfuhrung und kommentierte Bibliographie, Bonn, 1969. Ю. Н. Попов.

КЛАД, 1) спрятанные, чаще всего зарытые в землю, вещи, представляющие ценность для владельца. К. известны повсеместно и обычно являются важными историч. источниками. Древнейшие К., относящиеся к неолиту и энеолиту, содержат кам. орудия и оружие. От эпохи бронзы сохранились К. боевого и парадного оружия, топоров, серпов, слитков меди, украшений и т. п. В более поздних К. содержатся гл. обр. различные драгоценные вещи и монеты. Нанесение на карты мест находок К. позволяет проследить распространение поселений и направление торг, путей. Наибольшее количество К. зарывалось во время нар. бедствий, крупных историч. событий. Так, множество др.-рус. К. связано с монголотат. нашествием 13 в.; обилие К. рус. монет 17 в. (обычно в глиняных сосудах - кубышках) обусловлено бурными событиями этого века - войнами и нар. восстаниями. 2)В праве - зарытые в земле или скрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник к-рых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право. По действующему в СССР законодательству,

К. считается собственностью гос-ва. К. являются не всякие ценности, а лишь те, к-рые были скрыты умышленно, по воле бывшего владельца. Этим К. отличается от находки имущества, владение к-рым утрачено помимо воли владельца. Обнаруживший К. должен сдать его финанс. органам; он вправе получить вознаграждение в размере 25% стоимости сданных, ценностей, если обнаружение К. не явилось результатом раскопок или поисков, входивших в круг его служебных обязанностей. Присвоение К. считается уголовным преступлением (УК РСФСР, ст. 97).

КЛАДБИЩЕ, территория, специально отведённая для захоронения покойников. Типы К. и порядок их содержания определяются обрядами погребения, принятыми теми или иными народами, религиями, сектами, социальными группами и др., а также адм. и санитарными нормами, устанавливаемыми органами власти.

Г