БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

.

Во внешнеэкономической политике отрицались объективные закономерности экономического сближения стран социализма, был провозглашён курс "опоры на собственные силы", игнорирующий международное социалистическое разделение труда.

Извращение ленинского принципа соотношения политики и экономики и объявление политики "командной силой", к-рая может не считаться с объективными экономич. законами, отход в целом от материалистич. обоснования экономич. политики усугубили трудности, испытываемые нар. х-вом КНР. Концепции маоизма, осн. на волюнтаристских принципах, не выдержали проверки практикой социалистич. строительства, ходом междунар. жизни. В них нет научного, конструктивного содержания. И. Н. Самарин.

Юридическая наука. Возникновение и развитие юрид. мысли в К. было тесно связано на протяжении бол ее чем 2 тыс. лет (до нач. 20 в.) с этико-политич. школами - легистской (школа "фацзя") и конфуцианской. Концепции легистов в наиболее полной форме изложены в трактате "Шань Цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан", рус. пер. 1968), составленном в 3 в. до н. э. последователями известного реформатора Шан Яна. Развивая принцип универсальности закона, выдвинутый одним из родоначальников легизма Гуань Чжоном (7 в. до н. э.), Шан Ян создал совершенную для его времени модель деспотического гос-ва, в которой закону отводилась роль регулятора жизни общества и государства. По мнению легистов, хорошее правление возможно лишь там, где глава гос-ва опирается на единые, обязательные для всех законы. Именно с помощью закона возможно проведение крупных экономич. и политич. акций. Считая закон верховной силой, легисты наделяли правителя неограниченной властью, поскольку, по их мнению, лишь он один являлся творцом законов. Эпоха расцвета легистской школы (5-3 вв. до н. э.) была временем возникновения и распространения частной собственности на землю, развития торговли и ремесла, роста городов; новые социальные слои: богатые общинники, ремесленники и торговцы - начинали играть заметную роль не только в экономич., но и политич. жизни общества. Эти социальные процессы отразила теория и практика легистов, к-рые попытались с помощью закона разорвать патронимич. узы. В области гос. права легисты создали ряд юрид. норм и институтов, ставших основой новой гос. структуры - императорской системы власти. Принципиальными противниками легистов как сторонников законодат. системы явились конфуцианцы. Конфуций осуждал всякие законодат. акты, считая, что они подрывают позиции наследств, аристократии. Конфуцианцы возражали против выдвинутой легистами концепции равенства всех перед законом, утверждая, что наследств, аристократия и администрация должны стоять над законом. Борьба легистов с конфуцианцами закончилась недолгой победой легистов: в период империи Цинь (221-207 до н. э.) легистские концепции были положены в основу правления. Однако выросшая бюрократия была кровно заинтересована в получении привилегий перед законом; уже в эпоху Хань (206 до н. э.- 220 н. э.), когда конфуцианство стало офиц. идеологией господствующего класса, конфуцианцы постепенно отвоёвывали у правителей различные уступки в пользу бюрократии. В период правления династии Вэй (220-265) был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" ("ба и"), наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегиров. положение по отношению к закону и тем самым возвысивший её над остальными классами и сословиями. Ещё в эпоху Хань произошла частичная конфуцианизация законов, прежде всего в области семейных отношений (напр., усиление мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде). В эту же эпоху произошло разграничение сфер влияния между легизмом и конфуцианством, сохранявшееся до нач. 20 в.: концепции легистов применялись в области адм. и уголовного права, гражд., семейное и др. отрасли частного права базировались на догматах конфуцианской морали. Произошла также конфуцианизация нек-рых легистских концепций. Относительно стабильная система власти оказала влияние и на характер законодательства. Для всех династийных кодексов законов характерна преемственность осн. юрид. положений. Наиболее чётко это прослеживается на примере сводов законов Цинской династии (1644-1911); "Основные своды и постановления великой династии Цин" и "Собрание законов и постановлений великой династии Цин". Так, осн. статьи уголовного кодекса "Основных сводов и постановлений великой династии Цин" заимствованы без к.-л. существенных изменений из кодекса предшествовавшей династии Мин (1368-1644), основанного на законодат. системе династии Тан (618-907). "Собрание законов и постановлений великой династии Цин" аналогично "Своду законодательных актов династии Мин", содержавшему нормы, регламентировавшие различные вопросы гос. управления и х-ва.

Традиционные юрид. нормы не могли удовлетворить потребностей экономич. и политич. развития К. в новое время. Когда в кон. 19 в. возникло движение за реформы, ведущие представители этого движения (Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао и др.), выдвинув программу бурж. преобразований в целях ускоренного развития капиталистич. отношений в рамках конституц. монархии, выступали за изменение традиц. законов. В результате Сииъхайской революции была упразднена императорская система власти и вместе с тем многие традиц. законы (в т. ч. и закон "ба и"). 10 марта 1912 Нац. собрание приняло врем, конституцию Кит. Республики, в разработке к-рой принимал участие Сунь Ят-сен. Эта конституция провозгласила такие демократич. принципы, как равноправие граждан, неприкосновенность личности, жилища и имущества, свобода слова, печати, собраний, ввела избират. право и др. Однако установление в стране господства бэйянских милитаристов, а с 1927 чанкайшистской диктатуры помешало реальному осуществлению провозглашённых демократич. прав и свобод. Демократич. строительство в 1927-1949 осуществляла лишь КПК, сначала на терр. сов. р-нов, где были утверждены новые принципы обществ, и гос. строя в форме Советов, закреплённые в принятом в 1931 проекте Конституции Китайской Советской Республики а затем в освобождённых р-нах.

Возникновение новой правовой науки в К. относится к периоду, непосредственно следовавшему за образованием КНР в 1949. Работы, опубликованные в первые годы нар. власти, носили науч.-популярный характер либо были обобщением практики деятельности политико-юрид. органов. В 1953 была создана Китайская ассоциация политич. и юрид. наук, начавшая издавать в 1954 правовой журн. "Чжэн-фа яньцзю" ("Изучение политики и права"). В 1958 создан Ин-т правовых и политич. наук Кит. АН.

С нач. 60-х гг. правовая наука К. вступила в полосу тяжёлого кризиса: юрид. публикации свелись к восхвалению "идей Мао Цзэ-дуна" и критике работ юристов СССР и др. социалистич. стран. Л. С. Переломов,

Языкознание. Изучение кит. яз. в К. до 20 в. велось в рамках традиц. филологии на основе комментирования и толкования классич. текстов. Изучались диалекты, состав и строение слога, иероглифика, имелись зачатки грамматич. анализа, напр, введение понятий "ши цзы" и "сюй цзы" ("полные" и "пустые" слова), "хо цзы" и "сы цзы" ("живые" и "мёртвые" слова), что соответствует глаголам и именам. Первые работы, содержащие сведения о кит. яз. и письме, относятся к рубежу н. э. Древнейший толковый словарь - Эр-я (окончат, редакция - 3 в. до н. э.). В 1 в. н. э. Ян Сюн составил словарь "Фанъянь" ("Диалекты"), отразивший диалектнуюлексикупериода Хань; Сюй Шэнь создал иероглифич. словарь "Шо вэнь цзе цзы" ("Толкование простых и объяснение сложных знаков"), в к-ром все иероглифы распределены по 6 категориям (классификация сохранила значение до наших дней). Традиц. фонетич. представления о кит. яз. связаны с расчленением слога на 2 компонента - шэн (начальнослоговой согласный) и юнь (концовка слога, или рифма, включающая тонированный слогообразующий гласный). С 7 в. стали появляться словари рифм ("Цеюнь", 601; "Танъюнь", 751, и др.), имевшие значение для позднейших реконструкций фонетики древнего кит. яз. Иероглифы в них располагаются в соответствии с тонами и рифмами.

Комментарии древних классич. текстов, напр, комментарий Чжу Си (12 в.), содержат филологич. сведения о древнем кит. яз. (толкование значений знаменательных и служебных слов). В нач. 17 в. были составлены наиболее полные словари- иероглифич. словарь "Канси цзыдянь" и словарь рифм "Пэй вэнь юнь фу". Позднее создаются многочисл. лексикографич., а также фонетические (в традиц. смысле) работы. В нач. 20 в. были расшифрованы надписи на гадательных костях 14-12 вв. до н. э. (Ван Го-вэй и др.).

В собственно лингвистич. плане изучение кит. яз. началось в 1898 - грамматика Ма Цзянь-чжуна "Ма-ши вэнь тун". Эта и последующие грамматики испытали влияние европ. науки. В 30-х гг. 20 в. появляются оригинальные исследования по истории, грамматике, лексикологии, фонетике, в т. ч. ист. диалектологии (работы Ли Цзинь-си, Дун Тун-хэ, Ван Ли, Ло Чан-пэя, Люй Шу-сяна, Лу Чжи-вэя, Гао Мин-кая, Цао Бо-ханя, Юань Цзяхуа и др.). В 30-х годах разрабатывались проекты латинизации письма. Интенсивная лингвистич. работа развернулась в КНР в 50-х гг.: создан Ин-т языкознания, стали выходить языковедч. журналы "Чжунго юйвэнь" ("Китайский язык"), "Юйвэнь сюэси" ("Языковая учёба"), "Вэньцзы гайгэ" ("Реформа письма"). Кит. учёные провели значит, работу по составлению проекта фонетич. алфавита и подготовке реформы письма. В годы "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.) языковедческая работа была приостановлена. В.М.Солнцев.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В кон. 1949 создана Китайская академия наук (АН КНР). В 1949 насчитывалось 40 н.-и. opr-ций; в 1952 в науч. учреждениях работало ок. 10 тыс. исследователей и инженеров. В 1956 в Пекине создана Академия мед. наук, объединившая 12 отделений, в к-рых в 1958 работало св. 4 тыс. чел., включая св. 600 науч. работников (из них 102 имели учёные степени). В 1957 в Пекине осн. Академия с.-х. наук, в которую вошли 31 НИИ и св. 100 с.-х. науч. станций. Значительный объём науч. исследований выполняли вузы.

В 1958 в К. числилось 848 н.-и. орг-ций, из них 170 работали в области фундаментальных исследований, 415 занимались прикладными исследованиями в области пром-сти и транспорта, 134 - в области с. х-ва, 101 - в медицине, 28 - в др. науках. В 1958 в н.-и. учреждениях работало 118, 6 тыс. чел., в т. ч. 32,5 тыс. науч. сотрудников (из них ок. 1,5 тыс. докторов наук).

За годы "большого скачка" сеть н.-и. орг-ций несколько расширилась, но многие из них были созданы без учёта имевшихся возможностей и оказались слабо оснащёнными и плохо укомплектованными кадрами. В этот период решающую роль в проведении общегос. науч.-технич. политики стала играть Гос. комиссия по науке и технике. В 1958 в Пекине была создана Академия воен. наук. В 1958 осн. Академия геол. наук, в состав к-рой вошли 6 НИИ.

Переход к политике "урегулирования" положительно отразился на росте численности науч. кадров. В 1965 в исследоват. орг-циях страны работало 425 тыс. чел., в т. ч. 53 тыс. науч. сотрудников - учёных и инженеров, из них 3,5 тыс. чел. находились в системе АН; 45 тыс. чел. - в н.-и. ин-тах отраслевых мин-в пром-сти, включая воен. пром-сть; 4,5 тыс. чел. - в др. ин-тах и орг-циях. В вузах насчитывалось ок. 100 тыс. преподавателей, часть к-рых занималась исследоват. деятельностью. Большая часть учёных работала в области естеств. и технич. наук. Исследования проблем гуманитарных наук вели ин-ты отделения общественных наук Кит. АН и факультеты нек-рых ун-тов: Пекинского, Фуданьского, Нанькайского, Уханьского и др.

Во время "культурной революции" научным кадрам был нанесён большой ущерб. Особенно пострадали сотрудники, занятые исследованиями по общественным наукам. В этот период усилилась милитаризация кит. науки. В дек. 1967 армия установила контроль над Кит. АН. Кит. руководители постарались оградить от эксцессов "культурной революции" науч. учреждения, работавшие в области военного произ-ва.

До "культурной революции" в К. существовало много науч. об-в: фармакологическое (с 1912), медицинское (с 1914), геологическое (с 1922), психологическое (с 1955), метеорологическое (с 1924), физиологическое (с 1926), физическое (с 1932), химическое (с 1932), ботаническое (с 1933), географическое (с 1909), зоологическое (с 1934), энтомологическое (с 1951), почвоведения (с 1945), анатомическое (с 1947), по изучению лесов (с 1951), механики и строительства (с 1951), гидрографическое (с 1951), математическое (с 1936) и др. Деятельностью этих об-в долгое время руководила Всекитайская федерация науч.-технич. об-в. До сер. 60-х гг. науч. об-ва издавали свои журналы; выход многих из них был прекращён в годы "культурной революции". После "культурной революции" началось восстановление нормальной деятельности Кит. АН и др. науч. учреждений. Однако этот процесс в большей мере относится к ин-там, занимающимся естественными и техническими науками. Условия работы науч. учреждений гуманитарного профиля остаются сложными и противоречивыми .

Высшей инстанцией .ведающей всеми вопросами н.-и. работ в К., является Гос. совет, к-рый осуществляет общее руководство и контроль за развитием науки через Гос. комиссию по науке и технике, Гос. плановую комиссию и др. органы. Науч. исследованиями руководят отраслевые министерства, а также Кит. АН. Координация н.-и. работ возложена на АН. Непосредственными исполнителями исследовательских работ являются НИИ отраслевых академий, подчинённых соответствующим мин-вам, НИИ отделений Кит. АН, НИИ отраслевых мин-в и вузов. В. И. Акимов.

Лит.: Чжуцзы цзичэн (Собр. произв. древних мыслителей), т. 1-8, Пекин, 1957; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1 - 5, Пекин, 1957-60; Книга правителя области Шан, пер. с кит., вступ. статья и коммент. Л. С. Переломова, М., 1968; Китайская философия, пер. с кит. и текст М. Л. Титаренко, в кн.: Антология мировой философии, т. 1, М., 1969; Древнекитайская философия. Собр. текстов, т. 1, М., 1972; КонрадН. И., Запад и Восток, М., 1966; Я н X и н-ш у н, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М., 1950; П е т р о в А. А., Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М.- Л., 1940; Алтайский М., Георгиев В., Антимарксистская сущность философских взглядов Мао Цзэ-дуна, М., 1969; FunS Y u - 1 a n, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Levenson J. R., Origines et itineraire du confucianisme, "Diogenes-, 1963, № 42; Е ф и м о в Г., Историко-библиографический обзор источников и литературы по новой истории Китая, ч. 1-3, Л., 1965-72; Историческая наука в КНР, М., 1971; Цзинь Юй-фу, Чжунго шисюэ ши (История исторической науки Китая), Пекин, 1962; Найто Торадзиро, Сина сигаку си (История исторической науки Китая), Токио, 1953; Historians of China and Japan, L., 1965; К о р б а ш Э., Экономические "теории" маоизма, М., 1971; N е е d h a m J., Science and civilisation in China, v. 1-5, 1954-71.

XII. Печать, радиовещание, телевидение В 1958 в КНР издавалось 1884 газеты и 818 журналов (в т. ч. св. 30 газет и журналов на языках нац. меньшинств К.) общим годовым тиражом газет ок. 4,5 млрд. экз., журналов -537 млн. экз. В период "культурной революции", во 2-й пол. 60-х гг., мн. центр, и провинц. газеты и журналы, почти все органы обществ, орг-ций, отраслевые и местные издания были закрыты. В каталог для подписки на кит. прессу в КНР в 1968 было включено всего лишь 55 наименований газет и журналов, в т. ч. только 4 наименования на нац. языках К.; при этом мн. издания разрешались для распространения только внутри страны. В каталоге на 1972 для подписки иностр. представителям включено всего 11 наименований центр, газет и журналов. Гл. печатными органами в КНР являются издающиеся в Пекине газ. "Жэньминь жибао" (орган ЦК компартии, выходит с 1948), "Гуанмин жибао" (орган демократич. партий Китая, выходит с 1949) и журн. "Хунци" (орган ЦК компартии, выходит с 1958). Основную информацию центр, и местные газеты КНР получают от телеграфного агентства Синьхуа.

Чоу И н. "Поэма о покинутой жене" (фрагмент). Шёлк, тушь, водяные краски. 16 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

К cm. Китай.

Первая радиовещат. станция в К. была создана в 1927 в Шанхае. В 1947 в гоминьдановском Китае насчитывалось 42 гос. и 90 частных и иностр. радиостанций. В столице освобождённых районов г. Яньань радиостанция Синьхуа начала вещать 5 сент. 1945. После провозглашения КНР (1949) все радиостанции были национализированы и образована Центр, нар. радиовещат. станция в Пекине, передачи к-рой ретранслируются 5 крупными радиостанциями: на С.-В., в Синьцзяне, Шанхае, Гуанчжоу и Куньмине. Пекинская радиостанция контролирует 117 местных радиовещат. станций. Она ведёт вещание на 5 кит. диалектах, а также организует передачи на осн. нац. языках К. Зарубежные передачи ведутся более чем на 30 иностр. яз.

Первые телевизионные станции в КНР были построены в 1958 - в Пекине и Шанхае. В 1965 действовали 13 телевизионных станций: в гг. Пекин (2 станции), Тяньцзинь, Шанхай, Харбин, Гуанчжоу, Чанчунь, Шэньян, Сиань, Тайюань, Хэфэй, Нанкин, Ухань. В. И. Елизаров.

XIII. Литература Кит. лит-pa является одной из древнейших лит-р мира и имеет трёхтысячелетнюю традицию. Поздние записи и обработки свидетельствуют о существовании у китайцев сравнительно развитой системы мифологии, но значит, эпич. памятники периода древности и раннего средневековья отсутствуют. Первое крупное поэтич. произв. др.-кит. лит-ры - "Шицзин" ("Книга песен") (11-6 вв. до н. э.) представляет собой собрание нар. песен, ритуальных гимнов, к-рые отражают чувства и переживания простых людей, осуждают недостойных правителей, рассказывают о бедствиях страны. В насыщенном яркими мифологич. образами творчестве первого известного по имени кит. поэта Цюй Юаня (ок. 340- ок. 278 до н. э.) раскрывается возвышенный мир поэта-человеколюбца, смело обличавшего тиранию. Стихотв. и поэмы Цюй Юаня, его учеников Сун Юя (3 в. до н. э.) и др. представлены в антологии "Чуские элегии" (2 в. до н.э.). Художеств, проза 1-го тыс. до н. э. неотделима от филос., ист., геогр. и др. сочинений, многие части к-рых сюжетно организованы и эмоционально окрашены: "Шаншу"("Книга исторических преданий"), летопись эпохи Чжоу "Цзо чжуань", "Чжаньго цэ" ("Книга о борющихся царствах") и др. Особое значение для последующего развити