БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

я лит-ры имели конфуцианские "Лунь юй" ("Беседы и суждения") (5 в. до н. э.) и "Мэн-цзы" (4-Звв. дон. э.), а также даосские "Дао дэ цзин" ("Книга пути и добродетели") (5 в. дон. э.)и "Чжуан-цзы" (3 в. до н. э.). Большой интерес представляют притчи и нар. легенды, включённые в "Чжуан-цзы" и др. филос. труды 4-3 вв. до н. э. ("Сюнь-цзы", "Хуайнань-цзы"), а также написанное в форме фантастич. путешествия "Предание о сыне неба My" (5 в. до н. э.).

Крупнейшим памятником прозы эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) являются "Ши цзи" ("Исторические записки") Сыма Цяня (нач. 1 в. до н. э.) - огромный труд, включающий яркие характеристики деятелей прошлого и их высказывания. Из позднейших династийных хроник своими лит. достоинствами выделяется "Хань шу" ("История Хань") Бань Гу (32-92). В "высокой" поэзии того времени господствовал отличавшийся выспренностью прозо-поэтич. жанр фу. Лишь в нек-рых фу Сыма Сян-жу (179-118 до н. э.) и в лирич. "малых фу" ощущается живое чувство. Наиболее яркую часть поэтич. наследия составили лирич. и сатирич. нар. песни - юэфу, в к-рых запечатлена жизнь народа. В поэме "Павлины летят на юго-восток", представляющей собой одно из немногих эпич. произв. кит. классич. лит-ры, рассказывается о трагедии любящей четы и о произволе родителей.

Песни юэфу оказали заметное влияние на первых представителей лит-ры раннего феодализма - поэтов Цао Цао (155220), Цао Чжи (192-232), Ван Цаня (177-217) и др., к-рые писали о тяготах воен. жизни, о страданиях народа, гибнущего от войн и эпидемий. Антидеспотич. настроения отразились в творчестве Кун Юна (153-208), Жуань Цзи (210-263) и Цзи Кана (223-262). В "Поэме скорби и гнева" Цай Янь (177-?) рассказала о своей долгой жизни в плену у кочевников. В поэзии господствовал пятисловный рифмованный стих, но его первоначальная безыскусственность постепенно стала сменяться стремлением к изысканности поэтич. речи. К концу периода Юж. и Сев. династий (4-6 вв. или 5-6 вв.) появились фонетически строго организованные стихи "новых форм". Крупнейший поэт кон. 4 - нач. 5 вв. Тао Юань-мин (365-427) отказался от чиновничьей карьеры, чтобы быть ближе к людям, к природе. Для его новаторской (при всей внеш. традиционности) поэзии характерны глубокие раздумья над смыслом жизни, над призванием человека. К 5 в. относится проникнутая буддийскими настроениями утончённая пейзажная и филос. лирика Се Лин-юня (385-433) и Се Яо (464-499). Ей противостоят "подражания юэфу" выходца из народаБао Чжао(ок. 414-ок. 466), в к-рых поэт сетует на царящую вокруг несправедливость. Наиболее полно лит-pa периода Юж. и Сев. династий представлена в антологии "Литературный изборник" (ок. 530) Сяо Туна.

В нар. юэфу 4-6 вв. чётко выделяются "сев. песни" героико-эпич. склада (напр., "Песнь о Мулань") и "южные", в к-рых преобладают любовные мотивы. Под влиянием юж. юэфу тема любви проникла и в "высокую" поэзию (антология "Новые напевы нефритовой башни", 6 в., Сюй Лина). В 4-5 вв. были созданы первые сб-ки коротких новелл и анекдотов на фантастические и реже авантюрные сюжеты, часто фольклорные (Гань Бао, 4 в., и др.). Но в бессюжетной художественной прозе до нач. 7 вв. господствовал изощрённый, предполагающий лит. и ист. ассоциации, "параллельный стиль".

После объединения страны Танской династией (618-907) возникли благоприятные условия для расцвета лит-ры. Общему культурному подъёму способствовало возникновение многолюдных городов, расширение связей с соседними странами, изобретение книгопечатания. Именно тогда окончательно формируется кит. лит. яз. вэньянь. Уже Чэнь Цзы-ан (661-702), отвергая украшательскую поэзию, выступал за жизненность содержания и высокие идеалы в лит-ре. Расцвет лит-ры наступает в 8 в.Его открывают певец природы и дружбы Мэн Хао-жань (689-740) и Ван Вэй (699 или 701 - 759 или 761)- лирик, художник и музыкант. Поэты "пограничной школы" Гао Ши (700?-765), Цэнь Шэнь (715-770) и отчасти Ван Чан-лин (698-765) поведали правду о тяжёлой доле воинов, к-рых посылали охранять завоёванные земли. Гуманистич. лирика Ли Бо (701-762) проникнута стремлением к постижению смысла бытия. Его образы часто гиперболичны, атмосфера жизнерадостна. Творчество др. величайшего кит. поэта Ду Фу (712-770) пронизано болью за страдающий народ; в его сдержанной и суровой по колориту поэзии гражд. мотивы соседствуют с сугубо личными переживаниями. Дальнейшее развитие социальная тема получила в творчестве Бо Цзюй-и (772-846), прославившегося своими пейзажными и филос. четверостишиями, а также поэмами "Лютня" и "Песнь вечной скорби". К числу крупнейших лириков 8-9 вв. относятся Юань Чжэнь (779-831), Ли Шан-инь (813-858) и Ду My (803-853), для произв. к-рых характерны усиление субъективного начала и усложнённость образов.

В нач. 9 в. Хань Юй (768-824) и Лю Цзун-юань (773-819) возглавили конфуцианское в своей основе движение за "возрождение древности". Господствующему в прозе украшательскому "параллельному стилю" они противопоставляли ясную, содержательную прозу "древнего стиля" (г у в э н ь). В прочно утвердившихся с этого времени различных жанрах гувэнь - эссе, послания, притчи, предисловия - ярко проявились свойственные кит. лит-ре дидактич. тенденции, стремление к прямому воздействию на читателя. На лит. яз. вэньянь появляются сб-ки любовных, авантюрных и фантастич. новелл Бо Син-цзяня (770 - ок. 816), Юань Чжэня, а также Ли Гун-цзо. Одновременно на разговорном яз. формируется генетически связанный с буддийскими проповедями прозо-поэтич. сказовый жанр б я н ьв э н ь, гор. повесть х у а б э н ь, крупная прозо-поэтич. форма ч ж у н г у нд я о, подготовившие появление романа и драмы.

В период правления династии Сун (960-1279) наряду со строгим классич. стихом ши (филос. и ист. поэзия Оуян Сю, 1007-72; Хуан Тин-цзяня, 1045-1105; Ван Ань-ши, 1021-86; Су Ши, 1036-1101) широкое распространение получила песенная лирика цы, для к-рой более характерно эмоциональное начало, интерес к внутр. миру человека. Популярнейшими среди авторов цы были Лю Юн (987-1053), Чжоу Бан-янь (1056-1121), поэтесса Ли Цин-чжао (1084-1151?), поэт-патриот Синь Ци-цзи (1140-1207). Обществ, тематика: жизнь крестьян, защита страны - занимала большое место в творчестве Л у Ю (1125-1210) и Фань Чэн-да (1126-93). Оуян Сю, Су Ши и др. создали также прекрасные образцы прозы гувэнь. Однако к концу периода в "высоких" жанрах поэзии и прозы заметны уже признаки застоя. Последним видным сунским поэтом был автор "Песни духу прямоты" Вэнь Тяньсян (1236-82), погибший в борьбе с монг. завоевателями.

Время правления монг. династии Юань (1280-1368) отмечено дальнейшим ростом городов и ухудшением положения служилого образованного сословия. Следствием этого было врем, усиление влияния буддийской и даосской идеологий, а также широкое распространение демократических жанров, особенно драмы, ранние записи к-рой относятся к 13 в. (т. и. юж. драма). В 13 в. на С. страны утверждается тесно связанная с музыкой строго канонизированная четырёхактная муз. драма цзацзюй на героич. и бытовые темы, а также сказания о небожителях Гуань Хань-цина, Бо Пу (ок. 1222ок. 1312), Ма Чжи-юаня (1250?-1324?), Ван Ши-фу (ум. ок. 1330) и др. авторов. Появилась новая разновидность песенной лирики с а н ь ц ю и (Чжан Кэ-цзю, ок. 1280-1330; Цяо Цзи, 1280-1345) и сб-ки прозаических заметок о жизненных событиях, мыслей о прочитанном и др.

Важным явлением лит-ры 14 в. была циклизация нар. повестей и возникновение на этой основе романов-эпопей, объединяющих большое число сюжетно завершённых, но не всегда связанных друг с другом глав-эпизодов. Первыми из них были беллетризированные хроники о событиях 3 в. - "Троецарствие" Ло Гуаньчжуна (ок. 1330-ок. 1400) и "Речные заводи" Ши Най-аня (14- нач. 15 вв.) о деяниях повстанцев 12 в. При династии Мин (1368-1644) вновь выдвигаются "высокие" жанры. Наряду с утратившими значит, долю своего демократизма "сев. драмами " были созданы более крупные по объёму и свободные по форме "юж. драмы" Ли Кай-сяня (1501-68), Ван Ши-чжэня (1526-90) и др. Высшими образцами драматургии этого периода явились "Пионовая беседка" Тан Сянь-цзу (1550-1616)романтич. история о любви, побеждающей смерть, ист. трагедия "Дворец бессмертия" Хун Шэна (1645? - 1704) и "Веер с персиковыми цветами" Кун Шан-жэня (1648-1718).

В кон. 16 в. Ли Чжи (1527-1602), Юань Хун-дао (1568-1610) и др. писатели выступали против ставшего официальным течения "возврата к древности". Отмечается новый подъём повествоват. прозы на разговорном языке: фантастич. эпопея "Путешествие на Запад" У Чэн-эня (ок. 1500-1582), историко-фантастич. роман "Плавание Чжэн Хэ по Индийскому океану" (1597) Ло Мао-дэна, анонимный социально-бытовой роман "Цзинь, Пин, Мэй"] (кон. 16 в.), ярко воспроизводящий гор. нравы своей эпохи. Писатели Фэн Мэн-лун (1574-1646), Лин Мэн-чу (1580-1644) и др. опубликовали многочисл. обработки нар. повестей, а также оригинальные новеллы.

Маньчжурское вторжение (1644) обусловило появление плеяды оппозиционно настроенных поэтов и мыслителей, для творчества к-рых характерны просветительские тенденции: Хуан Цзун-си (1610-96), Гу Янь-у (1613-82), Ван Фу-чжи (1619-92). Появились романы, прославляющие героев прошлого: "Сказание о Юэ Фэе" (кон. 17 в.) Цянь Цая. Пороки общества обличаются в насыщенных фантастикой и иронией новеллах Пу Сун-лина (1640-1715). У Цзин-цзы (1701-54) в сатирич. романе "Неофициальная история конфуцианцев" клеймил с позиций "истинного" конфуцианства пошлость, карьеризм и консерватизм служилой интеллигенции. Вершиной классич. романа явился "Сон в красном тереме" Цао Сюэ-циня (ок. 1715-1762) - психологически насыщенное повествование о моральном и экономич. упадке феод, аристократии. В дальнейшем, в обстановке усиливавшегося цензурного давления маньчжурских властей господствующее место в лит-ре вновь заняли "высокие" жанры ортодоксально-конфуцианской "тунчэнской школы". Им противостояли произв. прогрессивных мыслителей Дай Чжэня (1723-77) и Гун Цзы-чжэня (1792-1841), сатирико-фантастич. роман с элементами утопии "Цветы в зеркале" Ли Жу-чжэня (ок. 1763-1830), нар. пьесы, сказы, песни и др. произв. "низких" жанров позднего средневековья, игнорировавшиеся официальной филологической наукой.

Лит-pa нового времени (сер. 19 в. - 1917) отразила освободит, движение против маньчжуро-кит. феодалов и экспансии капиталистических гос-в Запада, упадок феод, общества и первое знакомство с культурой Запада. На фоне эпигонских соч. выделяется патриотич. лирика Линь Цзэ-сюя (1785-1850), Вэй Юаня (1794-1857) и особенно Хуан Цзунь-сяня (1848-1905), к-рый выступал за обновление классич. поэтич. форм. Своеобразная лит-pa была порождена восстанием тайпинов (Хун Жэнь-гань, 1822-64, и др.), а также движением за реформы в 90-е гг. (Тань Сы-тун, 1866-98; Лян Ци-чао, 1873-1929). Проза представлена противоречивыми в идейном отношении романами: авантюрным - "Деяния судьи Ши" (аноним, 1838), героическим - "Трое храбрых, пятеро справедливых" (1879) сказителя Ши Юй-куня, нравоописательным "Цветы на море" (1892) Хань Бан-цина (1856-94). В 1900-1910-е гг. прозаич. произв. заполнили многочисл. лит. журналы. Наибольший интерес представляют просветительские "обличительные романы", вскрывающие язвы общества и пытающиеся указать способы их лечения: "Наше чиновничество" и "Краткая история цивилизации" Ли Бао-цзя (1867-1906), "Нелепости, виденные за 20 лет" У Во-яо (1866-1910), "Путешествие Лао Цаня" Лю Э (1857-1909), а также "Цветы в море зла" Цзэн Пу (1871-1934), в к-ром с симпатией изображаются кит. и рус. революционеры. Революц. подъём нач. 1900-х гг. получил отражение в прогрессивной публицистике Чжан Тай-яня (1868-1936), Цзоу Жуна (1885-1905), в поэзии Цю Цзиня (1875-1907), Су Мань-шу (1884-1918); на позициях борьбы с маньчжурской монархией стояло также поэтическое "Южное общество" (Лю Я-цзы, 1887-1958, и др.). В период революции 1911-13 наступил кратковременный расцвет политически окрашенной прозы и драматургии, однако при Юань Ши-кае (1912-1916) их сменила поверхностная развлекательная литература.

Новейшая лит-pa родилась на гребне освободит, движения "4 мая" (1919), развернувшегося под воздействием Великой Окт. социалистич. революции в России. Её черты (отрицание старого мира, демократичность идеалов и обновление языка, связь с передовой зарубежной, особенно русской, культурой) воплотились в творчестве Лу Синя (1881 -1936), впервые сделавшего рядового человека главным героем художеств, произведения. В его сб-ках рассказов "Клич" и "Блуждания", в повести "Подлинная история А-кью" критич. реализм в кит. прозе достиг зрелости. Реалистич. направление господствовало и в произв. участников созданного в 1921 Общества изучения литературы Е Шэн-тао (р. 1893), Ван Тун-чжао (1898-1957), Сюй Ди-шаня (1893-1941). Основанной в 1922 группе "Творчество" были свойственны романтич. тенденции: Юй Да-фу (1896-1945), Чэн Фан-у (р. 1894), Го Мо-жо (р. 1892). К нач. 20-х гг. новые формы поэзии на разговорном языке почти полностью вытеснили классические: творчество Лю Да-бая (1880-1932), Вэнь И-до (1899-1946), Чжу Цзы-цина (1899-1948). Хун Шэнь (1894-1955), Тянь Хань (р. 1898) и др. стали создавать драмы для "разговорного" театра.

По мере развития политич. борьбы происходило расслоение среди сторонников новой культуры; выделились бурж.-либеральное крыло (Ху Ши, 1891-1916, об-во "Новолуние") и революц. течение, усилившееся в ходе революции 1925-27 (Цзян Гуан-цы, 1901-31; Жоу Ши, 1901-1931; Инь Фу, 1909-31; Ху Е-пинь, 1903-31). В кон. 20-х гг. распространяется марксистская эстетика, на позиции к-рой перешёл Лу Синь. Вместе с видным деятелем компартии К. Цюй Цю-бо (1899-1935) он стал идейным руководителем пролетарской Лиги левых писателей Китая (1930-36), к-рая смело вела борьбу с бурж.-националистич. и "надклассовыми" течениями в лит-ре, пропагандировала произв. сов. писателей. Среди её членов были тяготевший к многоплановым социальным романам Мао Дунь (р. 1896; романы "Затмение", "Перед рассветом"), Дин Лин (р. 1907; повесть "Наводнение"), авторы реалистич. рассказов Ай У (р. 1904), Е Цзы (1912-39), Ша Тин (р. 1906), поэт Пу Фэн (1911-43), драматург Ся Янь (р. 1901) и др. Реалистич. направление в прозе представляли также Ба Цзинь (р. 1904), отобразивший тягу молодёжи к радикальным переменам (романы "Семья", "Любовь"), сатирик и бытописатель Лао Шэ (1899-1966; роман "Записки о кошачьем городе", 1933, "Рикша") и Чжан Тянь-и (р. 1906). Социально психологич. драмы большого эмоцион. накала "Гроза", "Восход" создал Цао Юй (р. 1910). Антиреалистич. модернистские течения не заняли большого места в литературе К. Символизм, эстетизм и некоторые др. декадентские направления, представленные творчеством поэтов Дай Ван-шу (1904-1950), Ли Цзинь-фа (р. 1901 - год смерти неизв.), отчасти Сюй Чжи-мо (1896-1931), не получили в ней широкого распространения; молодая поэзия смело овладевала новыми формами реалистич. отражения действительности: Цзан Кэ-цзя (р. 1905), Кэ Чжун-пин (р. 1903), Сяо Цзюнь (р. 1908), Сяо Хун (1911-42).

Начало нац.-освободит, войны кит. народа против япон. захватчиков (1937) обусловило бурный рост патриотич. лит-ры малых форм - очерки, стихи для декламации, агитац. пьесы, популярные у демократич. аудитории: патриотич. поэзия Ай Цина (р. 1910; поэма "Он умер во второй раз"), Тянь Цзяня (р. 1917; поэма "Тем, кто сражается"), рассказы и очерки Цю Дун-пина (1915-41), Лю Бай-юя (р. 1915), пьесы Сун Чжи-ди (1914-56), Ма Янь-сяна (р. 1907). Политика подавления прогрессивной литературы гоминьдановским пр-вом заставила писателей обращаться либо к истории (пьесы Ян Хань-шэна, Оуян Юй-цяня, Лао Шэ), либо к бытовой проблематике. Лишь в некоторых произведениях (роман "Распад" Мао Дуня, рассказ "Г-н Хуа Вэй" Чжан Тянь-и) содержалась критика отрицательных сторон жизни гоминьдановского тыла.

После разгрома империалистич. Японии (1945) прогрессивная лит-pa развернула борьбу за демократич. развитие страны. В 1945-47 были созданы сатирич. стихи Юань Шуй-по (р. 1916), пьеса "Карьера" Чэнь Бай-чэня (р. 1909), трилогия "Четыре поколения под одной крышей" Лао Шэ и "Осаждённая крепость" Цянь Чжун-шу. Однако к 1948 чанкайшистский террор снова вынудил большинство писателей замолчать или уехать с подвластной гоминьдановцам территории.

В освобождённых районах под руководством компартии К. развивалась революционная лит-pa, неразрывно связанная с борьбой масс, впитавшая традиции нар. творчества. Её ведущая тема - новые отношения между людьми: рассказ "Песенки Ли Ю-цая", повесть "Перемены в Лицзячжуане" Чжао Шу-ли (р. 1906), романы "Ураган" Чжоу Ли-бо (р. 1908) и "Солнце над рекой Сангань" Дин Лин. Появились первые произв. о рабочем классе: повесть "Движущая сила" Цао Мин (р. 1913). Большую популярность приобрели пьеса коллектива авторов "Седая девушка" (1945), лирико-героич. поэма "Ван Гуй и Ли Сян-сян" Ли Цзи (р. 1921) и первая часть поэмы "Возница" Тянь Цзяня.

Победа нар. революции в 1949, создание КНР дали новый импульс лит. творчеству, появляются произведения о социалистич. строительстве и воспитании нового человека. Жизнь и труд рабочих и крестьян, героизм народа, руководимого коммунистами, - общая тема созданных в 50-е гг. романов "Деревня Саньливань" Чжао Шу-ли и "Стальной поток" Чжоу Ли-бо (р. 1908), сб. очерков "Самые любимые" Вэй Вэя (р. 1920) и др. произв. Историко-революц. сюжеты разрабатывались в романах "Песнь молодости" Ян Мо (р. 1915), "Битва за Яньань"Ду Пэн-чэна (р. 1921),"Цветыосота"Фэн Дэ-ина (р. 1936). В поэзии 50-х гг. получили распространение темы борьбы за мир и дружбы с народами др. стран: стихи и поэмы Тянь Цзяня, Ша Оу, Вэнь Цзе, Шао Янь-сяна. Приобрело известность творчество писателей, представляющих нац. лит-ры К. - монг., уйгурскую, казахскую. Поддерживались тесные связи с писателями социалистич. стран и прогрессивными литераторами мира, широко переводились произв. сов. лит-ры и др. социалистич. стран. Но уже к кон. 50-х гг. начали нарастать сектантские и догматич. тенденции в культурной жизни, критика пережитков бурж. и феод, идеологии приобретала примитивно-вульгаризаторский характер. Применялись меры административного воздействия на "инакомыслящих", организовывались разного рода "проработочные кампании", затронувшие таких писателей, как Дин Лин, Ай Цин, Фэн Сюэ-фэн и др.

В 1958 единственным творческим методом кит. лит-ры было провозглашено "сочетание революц. романтизма с революц. реализмом". По сущест