БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ву же от писателей потребовали апологетич. отношения к кит. действительности. Осн. упор делается на самодеятельное творчество. Правда, в нач. 60-х гг. ещё продолжали появляться авторские произв., в т. ч. историко-революц. романы "Лучшие люди эпохи" Оуян Шаня, "Красный утёс" Ло Гуан-биня и Ян И-яня, роман о кооперировании деревни "Начало" Лю Цина, рассказы Ли Чжуня, Ван Вэнь-ши, Жу Чжи-цзюаня, ист. пьесы У Ханя, Цао Юя и др. С сер. 60-х гг., с началом "культурной революции", издание новых художеств, произв. и переводов практически прекратилось, а немногие публицистич. произв. призваны были иллюстрировать "идеи Мао Цзэ-дуна". Приостановилась также деятельность Союза китайских писателей (создан в 1953). В 1966 перестали издаваться такие лит. журналы, как "Жэньминь вэньсюэ", "Вэньи оао", "Цзюй бэнь", "Шикань", "Шицзе вэньсюэ" и др. С нач. 1972 наметилось нек-рое оживление в области лит-ры. За этот год было выпущено или переиздано более 100 наименований книг, в т. ч. романов, повестей, сб-ков рассказов, стихов, песен. Среди переизданных произв.классич. романы "Сон в красном тереме", "Путешествие на Запад","Речные заводи", "Троецарствие". Большинство вновь изданных книг написано "авторскими коллективами", их тематика очень ограничена. Отдельные книги рассказывают о тяжёлой жизни народа при гоминьдановском режиме, о кооперировании деревни, посвящены армии, пропаганде её особой роли в жизни страны. Основная масса кит. профессиональных литераторов в творческую работу не включалась. Современная иностранная литература представлена немногочисленными рассказами и стихами, а сов. художеств, литература - книжками-картинками на сюжеты М. Горького ("Детство", "В людях", "Мать") и Н. А. Островского ("Как закалялась сталь").

В 1972 выходил журн. "Chinese literature" ("Китайская литература") на англ, яз., рассчитанный на зарубежных читателей. Наблюдалось возобновление местных лит. журналов, напр. "Хэбэй вэньи", "Гуандун вэньи", и армейского лит.-художеств, журн. "Цзюньдуй вэньи". В. С. Волжанин.

Литературоведение. Традиц. кит. литературоведение с его культом изящного слова ("вэнь") оформилось на базе конфуцианско-даосско-буддийского культурного комплекса. Его философские основы были заложены в 6-3 вв. до н. э. суждениями Конфуция, Лао-цзы и особенно Чжуан-цзы. Во 2 в. до н. э. была создана первая поэтика -"Большое предисловие" к "Книге песен",- суммирующая взгляды конфуцианской школы. В кон. 5 в. Шэнь Юэ в "Трактате о четырёх тонах" дал основы теории стиха, в нач. 6 в. появилось первое произв. лит. критики -"Категории стихов" Чжун Жуна. Лю Се (5-6 вв.) в "Резном драконе литературной мысли" оформил кит. лит. мысль в законченную систему. В дальнейшем на кит. литературоведение большое влияние оказала теория поэтич. вдохновения Сыкун Ту (9-10 вв.). С 6 в. на первый план выдвигается теория жанров. Начиная с эпохи Сун (10-13 вв.) появилось большое количество трактатов о поэзии ("шихуа"), а в эпоху Юань (13-14 вв.) - трактаты о драме. Сюжетная художеств, проза считалась вульгарной и почти не изучалась. В лит-ре, как и в природе, теоретики традиц. кит. литературоведения видели воплощение абсолютного начала ("дао"), к-рое постигал сам и доносил до читателя писатель. Главным в ней считалось внутреннее, сущностное, потаённое. Это вело к увлечению иносказательностью, поисками скрытого смысла. Высоко ценилась дидактич. функция лит-ры. Лит. термины были скорее образными, чем логическими. Преклонение перед стариной обусловливало их внешнюю консервацию, хотя на разных этапах эти термины наполнялись разным содержанием, что вело к синкретизму и многозначности.

На рубеже 20в. совр. науч.методы изучения лит-ры начали вытеснять прежние эмпирические. Большой вклад в изучение классич. наследия внесли Ван Говэй и Лян Ци-чао. С нач. 20-х гг. всё большее внимание исследователей привлекал процесс ист. развития лит-ры, а также сюжетная художеств, проза: "Краткая история китайской повествовательной прозы" (1923) Лу Синя, "История китайской простонародной лит-ры" (1938) Чжэн Чжэнь-до и др. Осмысливался процесс развития литературной мысли: "История китайской ли!ературной критики" (1934) Ло Гэнь-цзе и др. Переводы Лу Синя, Цюй Цю-бо и др. знакомили читателя с марксистской эстетикой. Началось изучение кит, фольклора (журн. "Гэяо"), зарубежной лит-ры (Мао Дунь, Чжэн Чжэнь-до, Чжао Цзин-шэнь). Большую роль в развитии лит. теории играли такие организации, как стоявшее на реалистич. позициях Общество изучения литературы (и его журн. "Сяошо юэбао"), романтич. группа "Творчество" (издавала журн. "Чуанцзао"), пролетарская Лига левых писателей и др.

После образования КНР (1949) появились марксистские работы о лит. наследии и совр. лит-ре, прошёл ряд дискуссий (напр., о конфликте в произведении). Однако, наряду со стремлением мн. литературоведов овладеть марксистской методологией, стали распространяться вульгарно-социологич. и утилитарные концепции, получившие преобладание к сер. 60-х гг. Лит-pa стала рассматриваться как средство воспитания народа в духе национализма, антисоветизма и культа личности Мао Цзэ-дуна; её эстетические и познавательные функции отрицались. Во время "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.) и в последующий период развитие литературоведения и литературной критики было прервано. Прекратилось изучение классического наследия, которое трактовалось как "реакционное и феодально-буржуазное". После характерного для периода "культурной революции" огульного прославления "революционных пьес" критики с 1972 стали призывать к борьбе против "беспринципного, вульгарного восхваления", к развёртыванию доброжелательной критики, к оказанию помощи авторам в совершенствовании их произв. Кит. критика вновь, хотя и осторожно, заговорила о необходимости овладения писателями знаниями и проф. мастерством, выступила против "упрощённого подхода к литературе и искусству". В то же время гл. объектом критики остаётся т. н. теория среднего человека, согласно к-рой человек изображается таким, каков он есть, с его положительными и отрицательными чертами. В противовес подобным взглядам, критики призывали создавать образы "героев", лишённых к.-л. недостатков и отличающихся преданностью Мао Цзэ-дуну и его "идеям". Активизировалась пропаганда лозунгов "выбрасывать старое, впитывать новое", "расчистить место для новой культуры". И. Ли.

Лит.: Васильев В. П., Очерк истории китайской литературы, СПБ, 1880; Алексеев В. М., Китайская пОэма о поэте. Стансы Сы-кун Ту, П., 1916; его же, Римлянин Гораций и китаец Лу Цзи о поэтическом мастерстве, "Известия АН СССР. ОЛЯ", 1944, т. 3, вып. 4;Федоренко Н. Т., Китайская литература, М., 1956; Конрад Н. И., Краткий очерк истории китайской литературы, в кн.: Китайская литература, Хрестоматия, т. 1, М., 1959; его же, Запад и Восток, М., 1966; Сорокин В. Ф. иЭйдлин Л.З., Китайская литература, М., 1962; Шнейдер М. Е., Творческий путь Цюй Цю-бо, М., 1964; ЛисевичИ. С., Вопросы формы и содержания в ранних китайских поэтиках, "Народы Азии и Африки", 1968, № 1; Л и с е в и ч И. С., Древняя китайская поэзия и народная песня, М., 1969; Надеев И. М., "Культурная революция" и судьба китайской литературы, М., 1969; Позднеева Л. Д., Китайская литература, в кн.: Литература Востока в средние века, ч. 1, М., 1970; Семанов В. И., Эволюция китайского романа, М,, 1970; Риф тин Б. Л., Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае, М., 1970; Эй длин Л. 3., Чжэн Чжэнь-до и наука о китайской литературе, в кн.; "Движение 4 мая" в Китае, М., 1971; Черкасский Л. Е., Новая китайская поэзия (20-30-е годы), М., 1972; Hughes Е. R., The art of letters. Lu Chi's "Wen Fu", A. D. 302, N. Y., 1951; Л у Синь, Чжунго сяошо ши люэ (История китайской художественной прозы), Пекин, 1953; Ч ж е н Чжэнь-до, Чатубэнь чжунго вэньсюэ ши (Иллюстрированная история китайской литературы), т. 1-4, Пекин, 1957; L i u H s i е, The literary mind and the carving of dragons, N. Y., 1959; Чжунго вэньсюэ ши, Чжунго кэсюэюань... (История китайской литературы. Институт Китайской академии наук), т. 1 - 3, Пекин, 1962; D е Ь о n G., Ts'ang-lang's Gesprache iiber die Dichtung. Ein Beitrag zur chinesischen Poetik, Wiesbaden, 1962.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники иск-ва К. восходят к 3-му тыс. до н. э. В долинах больших рек сохранились остатки обнесённых рвами неолитич. поселений, с глинобитными ямного типа жилищами на жердевом каркасе. Во многих р-нах К. обнаружены тонкостенные разнообразные по размерам и формам глиняные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), выполненные на гончарном круге, однотонные или искусно расписанные по поверхности полихромным геом. узором (ромбы, спирали, треугольники, круги и зигзаги), магич. смысл к-рого связывался с представлениями о силах природы, властвующих над человеком (по месту находок расписная керамика получила наименование "Яншао", чёрные гладкие сосуды без рис. -"Луншань", 3-2-е тыс. до н. э.). Многие из форм неолитич. керамики (трёхногие сосуды-"ли", кувшины и кубки) употреблялись в течение ряда последующих эпох.

В период гос-ва Инь (Шан; 2-е тыс. до н. э.) появились города, обнесённые стенами, с характерной для К. прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами наследств, правителей - ванов на центральной магистрали. Остатки дворца столицы - Анъяна указывают на зарождение в этот период каркасной системы в кит. зодчестве (на глинобитной платформе возводятся столбы, перекрытые подкровельными горизонтальными балками). Дошедшие до нас в большом количестве бронз. бытовые и ритуальные сосуды 2-го тыс. до н. э. свидетельствуют о сложении самобытного стиля иск-ва. Они отличаются разнообразием форм, пластически обогащённых причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц, чудовищ, изощрённой фантазией узоров. Сравнительно с периодом неолита круг орнаментальных мотивов расширился и видоизменился. Отвлечённые символы природы стали более конкретными. Тигры, змеи, драконы, узоры, обозначавшие гром и облака, маска фантастич. хищника "тао-те" связывались со странами света, планетами, ранними представлениями о мироздании. Они должны были оберегать человека отстихийных бедствий, привлекать к нему добрые знамения. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Несмотря на фантастичность и кажущуюся стихийность декора, сосуды отличаются строгими пропорциями и ритмом, чётким распределением орнамента, его симметрией, определившими стилистич. закономерности иск-ва К. в последующие периоды. В погребениях 2-го тыс. до н. э., помимо бронзовых сосудов, обнаружены сосуды из матовой белой глины, инкрустированное золотом, малахитом и бирюзой бронзовое оружие и резные изделия из нефрита. Сами подземные захоронения знати достигали крупных размеров (до 340 м2). Они состояли из двух расположенных друг над другом помещений, со стенами, украшенными инкрустацией и росписью. При входах ставились кам. статуи фантастич. животных - стражей могил.

Искусство периода Инь. 1. Бронзовый бокал-"гу". Национальный музей восточного искусства. Рим. 2. Бронзовый сосуд"дин" для жертвенного мяса. Музей Гугун. Пекин.

Важным этапом в развитии кит. культуры является сер. 1-го тыс. до н. э. (период Чжоу-11-3 вв. до н. э.- и входящий в него период Чжаньго - 5-3 вв. до н. э.). В это время обобщаются науч. сведения, почерпнутые из многовекового наблюдения природы. Возникшие в 1-м тыс. до н. э. важнейшие религ.-филос. учения - конфуцианство и даосизм, обобщившие представления о структуре мироздания и общества, оказали значит, воздействие на всю последующую культуру К.

В сер. 1-го тыс. до н. э. на базе прошлого опыта складываются принципы архитектуры и градостроительства, к-рые легли в основу кит. зодчества средневековья. Они были зафиксированы в письменных трактатах ("Чжоу ли", 3 в. до н. э.) с конкретными указаниями расположения зданий, длины стен, ширины улиц и т. д. К сер. 1-го тыс. до н. э. меняется и характер бронз, сосудов, формы к-рых становятся более мягкими, простыми и изящными, узоры более графичными и плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), связанные с ритуальными обрядами. Складывается и характерный для К. вид живописи тушью на свитках. Первая дошедшая до нас картина на шёлке (из погребения в г. Чанша, Музей Гугун, Пекин) относится к периоду Чжаньго. Изображение битвы дракона и феникса над стоящей молодой женщиной связано с осмыслением жизни человека в загробном царстве и властвующими над ним силами природы. Несмотря на схематичность, это произв. свидетельствует о зарождении важнейших традиций живописи (ярусное построение композиции, чёткость линейного рисунка). Высокими декоративно-живописными достоинствами отмечены также расписные лаковые изделия этого периода.

Время, когда страна объединилась в единое централизов. гос-во Цинь (221207 до н. э.), ознаменовалось стр-вом осн. части Великой китайской стены.

О разнообразии строит, приёмов периодов Цинь и Хань (206 до н. э.-220 н. э.) свидетельствуют глиняные модели домов из погребений знати (сильно вытянутые вверх 2- и 3-этажные дома, покрытые черепичными крышами, увенчанными коньком), многоярусные дозорные башни"лоу", усадьбы с постройками, расположенными в глубине прямоугольных в плане замкнутых дворов. Сложившиеся здесь конструктивные и декоративные приёмы получили развитие в период средневековья (система кронштейнов-"доугунов", поддерживающая на местах соединения опорных столбов и балок тяжёлую крышу; изломы её краёв, орнаментация черепичных наверший кровли и т. д.).

В изобразит, иск-ве периода Хань переплетаются черты культур мн. соседних народов Азии с местными стилистчч. особенностями. Гравированные по кирпичу и камню рельефы назидат. и легендарно-исторического (навеянного конфуцианской идеологией) характера из погребений знати (семейства У в Уцзялине, 147 н. э., гробница в Иннане - обе в пров. Шаньдун) отражают всё многообразие представлений древних китайцев о структуре Вселенной, странах света, небесных мирах, божествах грома и созвездий, о пирах во дворцах небожителей. Реальные, жизненные наблюдения перемежаются в них с яркой фантастикой. Живопись, также сохранившаяся на стенах погребений (росписи из могилы знатного сановника в уезде Ваньду, 126-144), по стилю соответствует рельефам. Ханьская монументальная пластика, ещё неразвитая и скованная, также связана с оформлением погребений (фигуры крылатых львов, заимствованные на Ср. Востоке, статуи чиновников образовывали ставшую обязательной наземную "аллею духов"). Гораздо живее и естественнее глиняные фигуры (чиновники, слуги, музыканты, танцовщицы) из погребений.

"Рудокоп". Терракотовая статуэтка из погребения. Период Хань.

В иск-ве периода раннего средневековья (4-6 вв.) возник целый ряд новых тем и образов. Буддизм, пришедший из Индии в первых вв. н. э. со своей иконографич. системой и сюжетами, обусловил тягу к более монументальным формам в архитектуре, скульптуре и живописи, породил стремление к созданию грандиозных синтетич. комплексов, способствовал появлению новых образов буддийских божеств.

Распространение буддизма повлекло за собой возникновение нового типа культовых сооружений - скальных монастырей, создававшихся в течение многих веков (Юнъган, Майцзишанъ, Цяньфодун близ Дунъхуана, Лунмынъ), мемориальных башен-пагод и деревянных наземных храмов со скульптурной алтарной композицией. Пещерные монастыри и храмы высекались по типу индийских в толще скал и по протяжённости вдоль их обрыва достигали неск. км. Квадратные, прямоугольные или полукруглые в плане пещеры вмещали в себя многократно воспроизведённые скульпт. изображения Будды в различных его состояниях, его учеников, святых и др. Потолки и стены заполнялись гравированными рельефами и росписями. В скульптуре и настенной живописи проявляется интерес к духовному миру человека, ведутся поиски новых идеалов. Пагоды этого времени соединяют в себе местные и иноземные архит. приёмы. Пагода Сунъюэсы (пров. Хэнань; илл.см. т. 2, табл. XXVII, с. 256257) сочетает ярусную чёткость и вытянутость пропорций древних дозорных башен К. с гибкостью, мягкой кривизной силуэта и пластичностью инд. башнеобразных храмов. В станковой живописи на шёлке и на бумаге широкое распространение приобретает бытовой жанр, иллюстрируются многие стихи и поэмы, возникают первые пейзажные фоны. Устанавливаются два типа свитков - горизонтальный для постепенного рассматривания на столе и вертикальный для оформления стены (самые ранние свитки созданы Гу Кайчжи, 4 - нач. 5 вв.; дошли в старых копиях). Появляются первые теоретич. работы, обобщившие опыт многих поколений. Т. н. шесть законов живописи Се Хэ (5 в.) свидетельствуют о заинтересованности проблемами передачи внутр. духовной сущности явлений, соотношения в иск-ве жизненной правды и правдоподобия. 46 вв. - время расцвета каллиграфии, развивавшейся в стилистич. единстве с живописью.

Периодами наивысшего подъёма всех областей культуры К. были 7-13 вв., время господства могуществ. гос-в - Тан (618-907) и Сун (960-1279). Эти периоды ознаменовались широкими торг, и культурными связями со многими вост. странами. Зрелое средневековье творчески переосмыслило привнесённые в 4-6 вв. иноземные образы и формы, органически соединило их с наиболее ценными сторонами древней культуры К. В период Тан большая роль по-прежнему принадлежала монументальным скульптуре и архитектуре, отличавшимся духом ясной гармонии и спокойного величия форм. Города (Лоян, Чанъань), достигшие огромных размеров (пл. Чанъаня 8410 га, периметр 36 км), сохраняли прежнюю чёткость планировки с разделением на замкнутые в стенах кварталы (в Чанъане 108 кварталов-"фанов"), симметрично расположенные по сторонам центр, магистрали, пересекающей весь город. В Чанъане сев. часть магистрали занимали кварталы императорского города, в центр, части располагались рынки, в южной - жилые кварталы. Жилища были строго регламентированы по размерам (дом не более трёх пролётов между столбами) и группировались вокруг внутренних дворов. Ведущая роль принадлежала деревянной архитектуре. Монументальные дворцовые и храмовые здания делились на неск. типов и возводились по одному простому принципу (трактат "Ин цзао фа ши" о формах и методах строительства, 1103, Ли Мин-чжун). В основе каждого сооружения - " дянь " (одноэтажный прямоугольный в плане павильон), "лоу", или "гэ" (многоэтажные здания с обходными галереями), "тай" (небо