БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

окт. 1949 в Пекине было торжественно провозглашено образование Китайской Народной Республики (КНР). Многолетняя революц. борьба кит. народа против иностр. и кит. угнетателей завершилась победой. Это явилось существенным вкладом китайского народа в борьбу коммунистических и других прогрессивных сил всего мира за ускорение исторического прогресса и продвижение вперёд к победе социализма.

К. после победы народной революции и образования Китайской Народной Республики. КПК, взявшая на себя после образования КНР руководство страной, провозгласила ген. линией строительство социализма в КНР. Советский Союз был первым государством, признавшим КНР (2 окт. 1949). 14 февр. 1950 был подписан сов.-кит. договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Одновременно были подписаны соглашения о передаче Сов. Союзом КНР всех своих прав по совместному управлению Кит. Чанчуньской ж. д., о выводе сов. войск из совместно используемой воен.-мор. базы Люйшунь (Порт-Артур), о предоставлении КНР на льготных условиях долгосрочного кредита в размере 300 млн. амер. долл.

Враждебную позицию в отношении КНР заняло правительство США. Под давлением США в янв. 1950 большинство чл. ООН отклонило внесённую Сов. Союзом резолюцию о непризнании полномочий в ООН гоминьдановской делегации и предоставлении КНР её законных прав в ООН. Пр-во США продолжало оказывать всестороннюю поддержку бежавшей на Тайвань клике Чан Кай-ши; в кон. 1949 запретило всякие торг, операции с нар. К. и наложило арест на имущество КНР в США. Развязав в июне 1950 войну в Корее, США одновременно фактически оккупировали о-ва Тайвань и Пэнхуледао. Во время войны в Корее (1950-53) КНР вместе с СССР и др. социалистич. странами оказала большую помощь КНДР. В КНР были сформированы отряды нар. добровольцев, к-рые 25 окт. 1950 по просьбе пр-ва КНДР вступили на кор. терр. и принимали участие в боях с амер. захватчиками вплоть

1. Крестьяне провинции Хэнань сжигают документы помещиков на владение землёй после проведения земельной реформы. 1951. 2. Испытание первого китайского трактора, изготовленного при участии советских специалистов.

до подписания соглашения между верх, главнокомандующим КНДР, командующим кит. нар. добровольцами, с одной стороны, и главнокомандующим войск США, действовавших под вывеской "войск ООН",- с другой стороны (Паньмыньчжон, 27 июля 1953).

В 1951 было завершено освобождение терр. К. из-под гоминьдановской власти (кроме Тайваня и Пэнхуледао). К 1952 пр-во КНР провело большую работу по строительству нар. органов власти на местах и ликвидации помещичьих и гоминьдановских банд. Нар. власть ввела гос. контроль над внеш. торговлей, конфисковала собственность крупного (бюрократич.) капитала, постепенно секвестрировала б. ч. собственности иностр. капиталистов. В результате образовался гос. социалистич. сектор, к-рый занял командное положение в финансах и банках, в тяжёлой пром-сти, морском и ж.-д. транспорте, во внеш. торговле. В февр. 1953 в КНР (за исключением нек-рых нац. р-нов) была завершена аграрная реформа. Ок. 300 млн. безземельных и малоземельных крестьян и членов их семей получили св. 47 млн. га обрабатываемой земли, ранее принадлежавшей помещикам.

К кон. 1952 было восстановлено разрушенное войнами нар. х-во. С помощью СССР в 1950-52 в К. восстанавливалось и строилось более 50 крупных пром. предприятий, многие ж. д. и др. объекты. В 1953-54 были проведены всеобщие выборы в местные и центр, органы власти. В сент. 1954 состоялась 1-я сессия Всекит. собрания нар. представителей, принявшая конституцию КНР. В 1954 КНР вместе с СССР, КНДР и ДРВ приняла участие в Женевском совещании 1954 по мирному урегулированию положения в Корее и по восстановлению мира в Индокитае.

В 1953-57 в КНР была проделана большая работа по социалистич. преобразованию мелкотоварного и частнокапиталистнч. секторов. В кон. 1956 96,3% крест, х-в состояли в с.-х. производств, кооперативах. Большинство частнокапиталистич. пром. и торг, предприятий к кон. 1956 было преобразовано в гос.капиталистич. (смешанные гос.-частные), в к-рых управление стало осуществлять гос-во. Было предусмотрено, что бывшие владельцы частных предприятий будут ежегодно получать в течение ряда лет 5% от их капитала. Мелкие частные торг, и кустарные предприятия объединились в кооперативы. Сочетая воспитат. меры с применением репрессий, нар. власть подавила сопротивление социалистич. преобразованиям со стороны бурж.-помещичьих элементов.

Объём пром. произ-ва за первую пятилетку (1953-57) вырос в 2,3 раза. Было закончено стр-во 428 крупных пром. предприятий полностью (109 были построены частично), не считая большого кол-ва средних и мелких пром. предприятий. Заново был создан ряд новых важных отраслей пром-сти: авиац., автомоб., станкостроительная, а также отраслей хим., маш.-строит., оборонной пром-сти и др. Валовой сбор прод. культур увеличился на 22% , сбор хлопка на 26%, поголовье свиней на 63%. Заметно улучшилось материальное положение трудящихся, повысился культурный уровень нар. масс. Значительно расширилась сеть уч. заведений.

В 1953-57 был подписан ряд сов.-кит. соглашений, по к-рым Сов. пр-во взяло на себя обязательство оказать помощь КНР в стр-ве и реконструкции дополнительно 161 крупнейшего пром. объекта. Сов. Союз обязался поставить оборудование для строящихся с его помощью предприятий на сумму ок. 3 млрд. руб., к-рые оплачивались кит. пр-вом путём поставки товаров в СССР. Предприятия, к-рые сооружались с помощью СССР, создавали основу современной промышленности в К. и обеспечивали в дальнейшем возможность осуществления всей программы индустриализации КНР. Они позволили КНР создать новые отрасли промышленности, увеличить производственные мощности по выпуску важнейших видов промышленной продукции.Для облегчения задач индустриализации КНР были направлены в К. тысячи сов. специалистов, предоставлялась обширная науч.-технич. документация. В вузах и на предприятиях в СССР получило подготовку много кит. специалистов и рабочих. Успешно развивалась торговля, неуклонно расширялись культурные связи. Значит, помощь в развитии экономики и культуры КНР оказали также ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия и др. социалистич. страны. Сов. Союз и др. социалистич. страны давали решит, отпор политике США, направленной на междунар. политич. и экономпч. изоляцию КНР.

Последовательный курс СССР на развитие и укрепление сов.-кит. дружбы, на оказание всесторонней помощи КНР, огромные успехи, достигнутые с этой помощью в строительстве социалистич. К., способствовали упрочению влияния интернационалистич. сил в КПК н среди кит. народа. Состоявшийся в сент. 1956 8-й съезд КПК прошёл под знаком укрепления и роста здоровых марксистско-ленинских сил в рядах КПК. Съезд подтвердил ген. линию партии на строительство социализма в К. и подчеркнул, что КПК должна руководствоваться марксизмом-ленинизмом. Т. о. съезд пересмотрел решение 7-го съезда (1945) о том, что КПК должна руководствоваться "идеями Мао Цзэ-дуна". В качестве гл. направления внеш. политики съезд решил "продолжать укреплять и усиливать вечную и нерушимую братскую дружбу с великим Советским Союзом и всеми странами народной демократии". В принятых установках по 2-му пятилетнему плану (1958-62) съезд определил рост нац. дохода на 50%, увеличение валовой продукции пром-сти в 2 раза, сбора прод. культур со 176 млн. т до 240 млн. т. В целях оказания содействия КНР в выполнении плана 2-й пятилетки между СССР и КНР был заключён в 1958-59 ряд новых соглашений, к-рыми предусматривалось оказание технической помощи нар. К. в строительстве и расширении 125 новых крупных пром. предприятий.

Во 2-й пол. 50-х гг. в КПК и её руководстве активизировались националисты, к-рые в период нар. войн против гоминьдана и япон. империалистов, а также в первые годы существования КНР шли, хотя не всегда последовательно, вместе с кит. коммунистами-интернационалистами, вместе с КПСС, мировым коммунистич. движением. Руководителем и идеологом националистов выступал Мао Цзэ-дун.

Под давлением и влиянием маоистов в 1958 был фактически отменён 2-й пятилетний план развития нар. х-ва К. Игнорируя объективные экономич. законы социализма, руководство КНР выдвинуло волюнтаристские установки на осуществление в стране "большого скачка" - за пятилетие увеличить пром. произ-во в 6,5 раза и с.-х. произ-во в 2,5 раза. Было решено перевести все с.-х. кооперативы на положение "нар. коммун" с отменой в них принципа оплаты по труду, обобществлением всех приусадебных участков и личного имущества, с введением воен. организации жизни и работы. Важной частью курса на "большой скачок" являлось решение о переключении значит, части фондов накопления на ускоренное создание собств. ракетно-ядерного потенциала. Многие видные партийные и государственные деятели (Пэн Дэ-хуай и др.), являвшиеся активными сторонниками линии 8-го съезда КПК, выступили против этих маоистских установок, за что были отстранены от руководящей работы.

В августе - сентябре 1958 руководство КНР без консультации с СССР, с к-рым К. был заключён договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, организовало обстрел прибрежных о-вов в Тайваньском проливе. Эта акция резко •обострила осенью 1958 положение на Д. Востоке. США начали переброску войск в район Тайваньского пролива. Над КНР нависла воен. угроза со стороны США. СССР решительно выступил в защиту К.

В результате политики "большого скачка" нар. х-во было дезорганизовано; многие производств, мощности выведены из строя, объём промышленного и с.-х. производства резко сократился. Создались большие трудности в снабжении населения пром. и с.-х. товарами. В связи с банкротством волюнтаристской экономической программы руководство КНР было вынуждено в 1961 принять меры по экономич. "урегулированию", т. е. фактически отменить большинство установок на "большой скачок" и "нар. коммуны". Это привело к нек-рому подъёму нар. х-ва. Однако, поскольку принципы социалистического хозяйствования полностью не были восстановлены, процесс экономического развития протекал медленно.

С нач. 60-х гг. руководство КПК начало шаг за шагом открыто ревизовать принципиальную линию мирового коммунистич. движения и политику социалистич. стран на совр. этапе, выработанные на основе марксизма-ленинизма на междунар. Совещаниях коммунистич. и рабочих партий в 1957 и I960, документы к-рых были подписаны делегациями КПК. Отвергнув неоднократные советы КПСС и др. братских партий, руководство КПК в дальнейшем противопоставило согласованной линии коммунистич. движения свой особый антиленинский курс по всем коренным проблемам современности.

Во внеш. политике руководство КНР выступило против ленинского курса на мирное сосуществование гос-в, за сохранение и углубление междунар. напряжённости, за искусств, "ускорение.,-- революц. процесса в развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки путём вмешательства в их внутр. дела и навязывания им авантюристич. концепции "народной войны китайского типа". Провозгласив К. "центром мировой революции", маоисты открыто заявили свои претензии на роль лидера международного коммунистического и национально-освободительного движения.

Гл. чертой нового особого внешнеполитич. курса кит. руководителей был поворот от политики дружбы и сотрудничества с СССР к открытой борьбе против СССР, а фактически со всем социалистическим содружеством. Развернув кампанию против СССР и других социалистических стран, осудивших маоистский курс, кит. руководство отказывалось от всякого сотрудничества с ними в междунар. вопросах, в т. ч. и в осуществлении согласованных конкретных мер по защите социалистич. стран от агрессии империалистов (Куба, ДРВ). Одновременно руководство КНР проводило линию на свёртывание экономич. связей с социалистич. странами и переориентацию этих связей на капиталистич. roc-ва, гл. обр. расширяя их с Японией и Зап. Европой. В результате этого, напр., сов. поставки К. комплектного оборудования сократились в 1965 по сравнению с 1959 более чем в 100 раз, а удельный вес СССР во внешней торговле КНР за этот период был сокращён с 50% до 7%. Почти полностью были прекращены науч.технич., культурные и обществ, контакты КНР с социалистич. странами.

С 1960 на сов.-кит. границе резко участились нарушения её с кит. стороны. За один только 1963 было более 4 тыс. таких нарушений, в к-рых приняло участие св. 100 тыс. чел. Для предотвращения пограничных конфликтов и нарушений начались по предложению Сов. пр-ва в 1964 в Пекине сов.-кит. консультации по вопросу об уточнении линии сов.-кит. границы на отд. её участках. Однако они были фактически прерваны кит. стороной.

Хотя вопрос о сов.-кит. границе был давно решён межгосударственными документами - рус.-кит. договорами, маоисты выдвинули претензии на значительную часть территории СССР на Д. Востоке и в Центр. Азии.

ЦК КПСС и Сов. пр-во с 1958 настойчиво предпринимали меры к предотвращению ухудшения советско-китайских отношений. В 1965 сов. сторона вновь внесла ряд конструктивных предложений о проведении обсуждения с кит. руководством вопросов о нормализации сов.-кит. отношений и достижении договорённости о совместном отпоре амер. агрессии во Вьетнаме. Однако все они были отклонены кит. руководством.

Предпринятые маоистами в 1959-65 попытки навязать свою программу коммунистич. и нац.-демократич. партиям, а также междунар. демократич. орг-циям встретили со стороны большинства из них решит, отпор.Тогда руководство КНР объявило эти партии и орг-ции "ревизионистскими" и начало проводить против них подрывную, раскольнич. работу.

В отношениях с развивающимися странами Азии и Африки кит. руководство с 1962 стало прибегать к грубому вмешательству в их внутренние дела. Оно разжигало конфликты как внутри этих стран (Ирак, Нигерия, Индонезия и др.), так и между ними (Индия, Пакистан), организовывало вторжения кит. войск (Индия, Бирма). Эта политика руководства КНР привела к значит, обострению отношений между КНР и мн. афроазиат. странами, ряд из них разорвал или фактически прекратил в сер. 60-х гг. дипломатич. связи с КНР (Тунис, Индонезия, Бурунди, ЦАР, Дагомея, Гана).

Авантюристич. политика маоистов вызывала большое недовольство в КНР. В целях его подавления в К. с 1959 начала свёртываться парт, и гос. демократия, а также стали систематически осуществляться репрессии против тех, кто выступал с критикой установок Мао Цзэ-дуна. В 1959-61 был отстранён от ответств. работы ряд членов ЦК и его Политбюро, руководителей провинциальных парт, к-тов, министерств и ведомств. В 1964-66 значит, часть кит. интеллигенции была объявлена "политически неблагонадёжной", было предпринято массовое переселение её представителей в сельские р-ны на "трудовое перевоспитание". Особое внимание обращалось на чистку армии, из к-рой в 1959-65 было уволено много офицеров и младших командиров.

Чтобы удержать своё господствующее положение в стране, маоисты организовали во 2-й пол. 60-х гг. "культурную революцию". Был раздут до небывалых размеров культ личности Мао Цзэ-дуна, усилились антисоветская и шовинистич. кампании. С помощью органов обществ, безопасности и армии, а также специально организованных - с целью создания видимости массового движения - из политически незрелой школьной, студенческой и др. гор. молодёжи многочисл. отрядов хунвэйбинов ("красных охранников") и цзаофаней ("бунтовщиков") наиболее близкие сподвижники Мао Цзэ-дуна в соответствии с его директивой-"огонь по штабам"-отстранили от работы, подвергли издевательствам, а затем сослали на "трудовое перевоспитание" в деревню или посадили под домашний арест сотни тысяч ответственных парт, работников, гос. служащих, интеллигентов. Среди них были председатель КНР Лю Шао-ци, более 2/з членов ЦК КПК, большинство руководителей центр, ведомств, местных парт, комитетов и органов власти. Парт, комитеты и избранные народом органы власти в провинциях и, уездах были фактически разогнаны и заменены назначенными сверху "ревкомами", в к-рых главную роль играли представители армии.

Наряду с этим перестали функционировать профсоюзы, комсомол, все общественные орг-ции, закрыты сотни центр, и местных газет и журналов. Прекратили работу школы, высшие учебные заведения, закрылись все библиотеки, музеи, театры. "Культурная революция" сопровождалась хозяйственной дезорганизацией, замедлением темпов развития нар. х-ва.

Внеш. политика КНР со 2-й пол. 1966 характеризовалась резким усилением пропаганды и действий, направленных против Советского Союза. Маоисты организовали большое количество грубых провокаций в отношении сов. представительств в КНР, сов. пароходов, поездов, самолётов на терр. К. Значительно расширились масштабы нарушений сов.-кит. границы вплоть до организации в 1969 вооруж. вторжений в пограничные р-ны СССР. Разоблачая антиленинскую шовинистическую политику маоистов, Советское пр-во, сохраняя выдержку, давало твёрдый отпор пограничным провокациям маоистов. В этот же период руководство КНР усилило вмешательство во внутренние дела многих стран. Это вмешательство вызвало резкое обострение отношений КНР с рядом стран и привело её к почти полной международной изоляции.

В апр. 1969 состоялся 9-й съезд КПК, делегаты на к-рый специально подбирались маоистами. Он был посвящён восхвалению Мао Цзэ-дуна и его "идей", оправданию "культурной революции", обоснованию внешнеполитического курса КНР. Съезд фактически отверг все решения 8-го съезда КПК, в т. ч. о генеральной линии строительства социализма в К., о курсе КНР и КПК на единство ссоциалистич. странами и междунар. коммунистич. движением. "Идеи Мао Цзэдуна" закреплялись как идеологич. основа КПК. Борьба с Советским Союзом была фактически объявлена одной из коренных задач кит. гос-ва. Съезд показал, что маоизм порвал с идеями научного коммунизма.

На междунар. Совещании коммунистич. н рабочих партий (июнь 1969), в к-ром руководство КПК отказалось участвовать, решения 9-го съезда КПК подверглись осуждению. Участники Совещания указывали, что, декларируя на словах необходимость борьбы против империализма, за социализм, руководство КПК объективно выступает на осн. направлениях междунар. политики как сила, способствующая укреплению позиций империализма в борьбе двух систем, а внутри К.- как сила, расшатывающая социалистич. строй, что 9-й съезд КПК создал новую ситуацию, к-рая оказывает отрицательное воздействие н