БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

т. 1 - 2, М.- Л., 1966-67; Ли Сы-гуан, Геология Китая, пер. с англ., М., 1952; Основы тектоники Китая, пер. с кит., М., 1962; Леса и почвы Китая, [пер. с кит.], М., 1955; Восточный Китай, М., 1955; Синицын В. М., Центральная Азия, М., 1959; Северный Китай, пер. с кит., М., 1958. В. Т. Зайчиков (физическая география), П. Н. Кропоткин (геологическое строение и полезные ископаемые).

IV. Население К.- многонациональное гос-во. Кроме китайцев (собственное назв. - хань), составляющих 95% всего населения, здесь живёт ещё св. 50 народов, принадлежащих к различным языковым группам и семьям. Китайцы живут повсеместно, но осн. их масса расселена в вост. половине страны. Кит. яз. делится на 7 осн. диалектных групп, причём различия между ними очень велики. На кит. яз. говорят также хуэй (3559 тыс. чел.; здесь и ниже численность по офиц. данным переписи 1953, более поздние данные не публиковались), живущие в Нинся-Хуэйском авт. р-не, пров. Ганьсу, Шэньси, Хэнань, Хэбэй, Цинхай, а также во всех крупных городах. Другие народы населяют всю зап. часть К., а также ряд р-нов на Ю. и С. страны. На С.-З. живут народы тюркской языковой группы: уйгуры (3640 тыс. чел.), казахи (509 тыс. чел.), киргизы (71 тыс. чел.), салары (31 тыс. чел.) и др. Степи и полупустыни на С. и С.-В. заселяют народы монг. группы: монголы (1463 тыс. чел.), дунсян (156 тыс. чел.), ту (53 тыс. чел.) и др. На С.-В., в Дунбэе, живут народы тунгусо-маньчжурской группы: маньчжуры (2419 тыс. чел., сильно ассимилированы китайцами), сибо (19 тыс. чел.) и др. На 3. (в Тибете) и Ю.-З. расселены народы тибето-бирманской группы: ицзу (3254 тыс. чел.), тибетцы (2776 тыс. чел.), бай (567 тыс. чел.), туцзя (549 тыс. чел.), хани (481 тыс. чел.), лису (317 тыс. чел.), наси (143тыс. чел.), лаху (139 тыс. чел.), цзинпо (102 тыс. чел.) и др. Обширную терр. на Ю. (в Гуанси-Чжуанском авт. р-не и провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Хунань и Гуандун) занимают народы, говорящие на языках тайской группы: чжуаны (7030 тыс. чел.), буи (1248 тыс. чел.), дун (713 тыс. чел.), тай (479 тыс. чел.), ли (361 тыс. чел.) и др. В высокогорных р-нах Юж. К. небольшими группами расселены народы группы мяо-яо: мяо (2511 тыс. чел.), яо (666 тыс. чел.), шэ (219 тыс. чел.) и др., Юго-Зап. К.- народы мон-кхмерской языковой семьи (кава - 286 тыс. чел. и др.). В пограничных с Кореей р-нах Сев.-Вост. Китая (Дунбэя) живут корейцы (1120 тыс. чел.), в центре и на В. о. Тайвань - гаошань (200 тыс. чел.) - аборигенное население о-ва, родственное малайцам; на Ю.-З. Синьцзяна - припамирские таджики (14 тыс. чел.).

Верующие китайцы исповедуют буддизм сев. ветви, даосизм и конфуцианство. Все эти религии сильно смешаны между собой, и круг их последователей трудно размежевать. Религия тибетцев и монголов - буддизм-ламаизм; у некоторых народов тунгусо-маньчжурской группы, а также частично у корейцев и дауров наряду с буддизмом и даосизмом распространён шаманизм. Хуэй и большинство народов тюркской группы исповедуют ислам суннитского толка (припамирские таджики - исмаилиты), ряд народов на Ю. и Ю.-З. Китая - буддисты юж. ветви,нек-рые из них сохраняют древние анимистич. верования. Офиц. язык - китайский. Официальным календарём является григорианский. Одновременно, особенно в быту, применяется лунно-солнечный календарь (см. Календарь).

В первое десятилетие после образования КНР (1949-59) естественный прирост населения превышал 2% в год. С нач. 60-х гг. политика, направленная на планирование, фактически ограничение, рождаемости (повышение брачного возраста, сокращение выплат пособий многодетным семьям и др. меры), привела к некоторому уменьшению естественного прироста численности населения в 1963-70, по данным ООН,- до 1,8%. По переписи 1953, кол-во мужчин превышало численность женщин на 3,6%; население в возрасте до 18 лет (дети и подростки) составило 41,1% (от общего кол-ва 590,2 млн. чел.).

До 1949 имела место значит, эмиграция населения из юж. р-нов К. преим. в страны Юго-Вост. Азии, где к 1970 проживало ок. 15-20 млн. китайцев. После 1949 часть кит. населения из этих стран возвратилась в К.

Размещение населения по территории крайне неравномерно. Наиболее значительна концентрация населения в вост. р-нах - на равнинах по ср. и ниж. течению Янцзы, на Великой Кит. равнине, в дельте р. Чжуцзян, на низменностях вдоль юго-вост. побережья, в Сычуаньской котловине, где плотность населения достигает 500 чел. на 1 км2, а местами превышает 1000 чел. На обширной территории К.- Внутр. Монголии, Синьцзяне, Тибете, Цинхае - плотность населения менее 1 чел. на 1 км2. Население из густонаселённых провинций Шаньдун, Хэнань, Хэбэй, Хунанъ, Цзянсу, Аньхой и др. переселяется в менее освоенные р-ны. Особенно возрастает численность населения за счёт притока переселенцев из внутр. р-нов К. в сев.-вост. провинциях, гл. обр. Хэйлунцзян и Гирин, а также во Внутр. Монголии, Синьцзяне, Юньнани, Цзянси, Чжэцзяне.

В составе экономически активного населения (393,8 млн. чел., по данным ООН на 1970) 67% занято в с. х-ве. Ок. 25% населения живёт в городах. В 1957 насчитывалось 124 города с населением св. 100 тыс. чел. в каждом. Крупнейшие города: Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, а также Шэньян (св. 3 млн.жит.), св. 1 млн. жит. насчитывают также Люйда, Ухань, Нунции, Гуанчжоу, Харбин, Нанкин, Тайюань, Сиань, Ланьчжоу, Чэнду, Циндао, Фушунь, Чанчунь.

Илл. см. на вклейке, табл. XIX (стр. 240 - 241). Я. М. Бергер, С. И. Брук (этнич. состав).

V. Исторический очерк Первобытнообщинный строй (до 14 в. до н. э.)- На терр. Сев. К., где зародилась кит. цивилизация, археол. раскопками обнаружены остатки ранних первобытных культур. Раннепалеолитич, стоянки с окаменелыми останками синантропа найдены в пещерах Чжоукоудянь близ Пекина. Наиболее известные в К. остатки культуры ср. палеолита носят назв. Хэтаоской, или Ордосской, по месту нахождения её в сев. излучине р. Хуанхэ,' в р-не Ордоса (или Хэтао). Палеолитич. стоянки были обнаружены также в Юж. и Юго-Зап. К. Остатки ранненеолитич. культуры в основном найдены на терр. Сев. К. Многочисл. стоянки позднего неолита обнаружены в различных р-нах К. В Сев. К. (пров. Хэнань, Шэньси, Шаньси, Шаньдун) представлены преим. поздненеолитич. культуры Яншао и Луншань, последовательно сменявшие друг друга. Они относятся к периоду первобытнообщинного строя. Люди культуры Яншао (примерно с сер. 3-го тыс. до сер. 2-го тыс. до н. э.) уже знали земледелие и скотоводство, но занимались также охотой и рыболовством.

Луншаньскую культуру сменила культура бронзы эпохи Шан (или Инь) (16-11 вв. до н. э.). Обе эти культуры имеют много общих черт. По преданиям, приводимым более поздними лит. источниками, можно проследить в общих чертах развитие первобытнообщинного строя и его разложение, начавшееся в неолитич. период и закончившееся в эпоху бронзы становлением классового общества.

Рабовладельческое общество (14 в. до н. э.- первые века н. э.). О характере раннего классового общества в эпоху Шан (Инь) можно судить по нек-рым археол. материалам, в частности по иньским надписям на панцирях черепах и костях животных, самые ранние из к-рых относятся к кон. 14 - нач. 13 вв. до н. э. Однако лаконичность этих надписей не позволяет с достаточной полнотой и определённостью делать окончат, вывод об обществ, строе той эпохи. В связи с этим оценивают его различно: разлагавшийся первобытнообщинный, раннерабовладельческий, развитый рабовладельческий, феодальный. На данном этапе исследования представляется возможным характеризовать это общество как общество с признаками раннерабовладельческого.

Анализ иньских надписей позволяет сделать вывод, что к концу 14 в. до н. э. в Др. К. сформировалось гос-во, известное под назв. Инь. Оно занимало терр. в ср. течении р. Хуанхэ. Во главе гос-ва, представлявшего интересы землевладельческой аристократии, стоял наследств, монарх - ван. Угнетённые классы состояли из общинников-земледельцев, ремесленников, а также из рабов, гл. обр. военнопленных. Труд рабов в основном использовали в скотоводстве. В иньском обществе сохранялись значит, пережитки первобытнообщинных отношений. Гос-во Инь вело длит, завоеват. войны с соседними племенами, в результате чего его терр. расширилась и к 11 в. до н. э. охватывала совр. пров. Хэнань, Шаньси. частично Шэньси, Хэбэй. В иньскую эпоху развивалась культура, положившая начало кит. цивилизации времён достоверной истории. Появились зачатки лунного календаря, возникла письменность - прообраз совр. иероглифич. кит. письма. Инь было завоёвано племенем чжоу, в этнич. отношении, по-видимому, близким к иньцам.

В период Чжоу (11-3 вв. до н. э.) [делится на Зап. Чжоу (11-8 вв.) и Вост. Чжоу (8-3 вв.)] получило дальнейшее развитие рабство. В 9-6 вв. до н. э. источники пополнения рабов расширились за счёт долгового рабства. Однако попрежнему основными непосредственными производителями в с. х-ве оставались земледельцы-общинники (нунфу). Номинальным верх, собственником земли считался ван, существовали землевладение аристократии и общинное землевладение. Обширная терр., завоёванная племенем чжоу, была роздана первыми чжоускими ванами в управление своим родичам, приближённым и военачальникам, и на этой терр. со временем возникли многочисл. царства, боровшиеся между собой; в ходе борьбы постепенно выделялись крупные царства, правители к-рых стали игнорировать власть чжоуского вана. С перенесением в 770 до н. э. под угрозой нашествия кочевников столицы на В., в Лоян (совр. пров. Хэнань), начался период Вост. Чжоу (770-256 до н. э.), характеризовавшийся постепенным превращением чжоуских ванов в номинальных правителей. Уже в 76 вв. до н. э. чжоуская монархия фактически утратила власть над некогда подчинявшимися ей царствами. С этого времени выдвинулся ряд крупных царств - Ци, Чу, Цинь, Цзинь, Сун, У, Юэ, Лу.

С 6 в. до н. э., а в особенности в период Чжаньго ("Борющиеся царства", 5-3 вв. до н. э.), наблюдается значительный подъём производит, сил. Распространение железа и использование жел. орудий привело к расширению земледельч. произ-ва, к улучшению техники земледелия. Стали специализироваться ремёсла, развивалась торговля, строились города. Возникла частная собственность на землю, пахотные общинные земли переходили в наследств, владение земледельцев, а в дальнейшем превращались в частную собственность общинников. В результате зем. налоговых реформ, проведённых в 6-4 вв. до н. э., вместо обработки общинниками "обществ, полей" (гун тянь), доходы с к-рых шли в пользу аристократии, в ряде царств был введён налог с земли. В наиболее радикальных формах, но позднее, чем в др. царствах, были проведены в 359-348 до н. э. реформы в царстве Цинь (см. Шан Ян), которые способствовали широкому распространению свободной купли-продажи земли.

Классовые противоречия и обострившаяся политич. борьба между различными царствами нашли своё отражение в области идеологии. В 6-3 вв. до н. э. сформировались осн. филос. школы: конфуцианство, даосизм, моизм (учение философа Мо-цзы), фацзя (школа легистов). Между ними велась острая борьба. Конфуцианцы призывали к сохранению существовавших порядков и укреплению власти старой наследственной аристократии на основе конфуцианских этич. норм (сыновнее почитание родителей, преданность низших высшим и др.). Монеты выступали за расширение политич. участия в жизни страны гор. ремесленников и свободных землепашцев, против привилегий родовой землевладельческой аристократии. В 5-4 вв. до н. э. борьба в основном шла между конфуцианством и моизмом. Затем в 3 в. до н. э. идейную борьбу против конфуцианства продолжили и углубили представители школы фацзя. Школа легистов боролась за объединение страны под властью единого правителя - деспота, призывая к управлению страной на основе жёстких законов.

Войны между гос-вами в период Чжаньго закончились победой царства Цинь и созданием первой в К. централизов. империи Цинь.(221-207 до н. э.). Её основатель и первый имп. Цинь Шихуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нём были соединены стены северных царств и создана Великая китайская стена. Цинь Ши-хуанди оказывал покровительство представителям школы легистов, назначая их на высокие посты, и в то же время преследовал конфуцианцев, предавая их казни и сжигая их сочинения. В результате возникших на почве жестокого гнёта, роста налогов, трудовых и воинских повинностей восстаний народных масс (209-206 до н. э.) под рук. Чэнь Шэна, У Гуана, а позднее Лю Бана империя Цинь прекратила существование.

Лю Бан (Гао-цзу) основал новую династию и империю - Первую (Западную) Ханъ (206 до н. э.-25 н. э.). Новым моментом в агр. отношениях этого времени было появление землевладения "сильных домов", создавших своеобразные поместья-крепости с собств. вооруж. охраной. В Ханьской империи появились крупные торг, центры (Лоян, Чэнду, Ханьдань, Линьцзы), развивались товарно-ден. отношения, внутр. и внеш. торговля. В царствование У-ди в 140-87 до н. э. восстановленное и реформированное конфуцианство было признано господствующей офиц. идеологией и стало опорой монархич. власти. Империя Зап. Хань вела длит, завоеват. войны против соседних народов (сюнну, цян и др.). Был проложен торг, путь, проходивший через Джунгарию и Вост. Туркестан (Кашгария), на 3. в страны Ср. Азии и Бл. Востока- "шёлковый путь" и захвачена терр. вьетского гос-ва Намвьет-Аулак (терр. совр. пров. Гуандун, Гуанси-Чжуанского авт. р-на и С. Индокит. п-ова), завоёваны юж. части совр. провинций Чжэцзян и Фуцзянь, покорены юго-зап. племена, захвачена терр. корейского гос-ва Чосон (Чаосянь).

Пахота. Каменный барельеф из ханьских погребений. Ок. 100 н. э. Провинция Шэньси.

В империи Зап. Хань рабство, сочетавшееся с феод, укладом, достигло наибольшего развития, что явилось причиной обострения социальных противоречий. Захвативший престол Вам Man (правил в 9-23 н. э.) пытался отменить частную собственность на землю, запретил куплю-продажу рабов; им были проведены и др. реформы. Однако его реформы не привели к стабилизации политич. положения в стране. Вспыхнули массовые восстания крестьян, солдат и рабов. Участники восстаний известны в истории под назв. "краснобровых" и "жителей зелёных лесов" (17-27). В 25 повстанцы захватили столицу Чанъань, после чего империя Зап. Хань была уничтожена. В ходе борьбы с восставшими землевладельч. аристократия основала новую династию - Позднюю (Вторую, или Вост., Хань) (25-220) во главе с Лю Сю. В кон. 27 восстание "краснобровых" было подавлено, но только к 37 Лю Сю удалось объединить страну, опираясь на "сильные дома". В Вост. Ханьской империи всё более развивались отношения феод, типа. Первые правители Вост. Ханьской династии сделали нек-рые уступки крестьянству, облегчив налоговое бремя. Империя Вост. Хань вела экономич. и культурный обмен с зап. странами как по "шёлковому пути", так и юж. морским путём.

С сер. 1 в. н. э., после стабилизации и укрепления положения в стране, династия Вост. Хань стала осуществлять внеш. экспансию. Воен. действия сопровождались активными дипломатич. акциями полководца Бань Чао, поставившего в вассальную зависимость от династии Вост. Хань ряд владений в Джунгарии и Вост. Туркестане. Однако после смерти Бань Чао мн. из вассалов империи Хань восстали против неё. В результате мощных крест, восстаний, происходивших в 184-204 (см. "Жёлтых повязок" восстание), власть династии Вост. Хань пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крестьянами крупные военачальники, возглавившие воен.-феод, группировки, стали фактически независимыми от центр, пр-ва. К 220 они уничтожили империю Вост. Хань и на её развалинах создали 3 гос-ва, период существования к-рых получил назв. Саньго (Троецарствие, 220-280).

Многие совр. кит. и советские историки считают падение империи Хань переломным моментом в развитии обществ, строя, когда окончательно совершился переход от рабовладельч. формации к феодальной. Однако существуют и др. точки зрения в отношении этого перехода. Многие кит. авторы относят начало феодализма в К. к 11 в. дон. э. (Фань Вэньлань, Люй Чжэнь-юй, Цзянь Бо-цзань и др.), другие - к 5 в. до н.э. (ГоМо-жо и его школа), небольшая часть кит. историков - к 3-5 вв. н. э. (Шан Юэ, Ван Чжун-ло). В сов. историографии даются следующие датировки сроков смены рабовладельч. формации в Китае феодальной: 5-Звв. дон. э. (В. М. Штейн и др.), 3 в. до н. э. - 1 в. н. э. (Л. И. Думан), 3-5 вв. н. э. (Н. И. Конрад, Л. В. Симоновская, Л. С. Переломов и др.).

Феодальный Китай (с первых веков н. э. до 40-х гг. 19 в.). В первых вв. н. э. окончательно утвердились и стали господствующими феод, отношения. Укрепила своё положение крупная феод, собственность на землю с правом свободной купли-продажи, окрепло крупное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на гос. землях.

Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй (220-265), Шу (221-263) и У (222-280), закончился в 280 на короткое время объединением страны под властью династии Зап. Цзинь (265-316). Зап. Цзиньская империя, ослабленная междоусобной борьбой феод, групп, продолжавшейся 15 лет (291306), и восстаниями крестьян, не смогла отразить вторжения кочевых народов, к-рые в кон. 316 уничтожили её, захватив весь Сев. К., где были созданы в разное время 16 неких, царств. На Ю., куда переселилась с С. значит, часть кит. знати, была воссоздана династия, получившая назв. Вост. Цзинь (317-420).

Св. 100 лет продолжалась борьба на С. Китая между некит. царствами, в ходе к-рой наиболее сильное из них гос-во Тоба Вэй, или Сев. Вэй (386-535), созданное сяньбийским племенем тоба, уничтожило соперников и объединило под своей властью весь Сев. К. Период до кон. 6 в. известен в истории под назв. Нань бэй чао (Юж. и Сев. династии, 386-589, или 420-589), он характеризовался войнами между сев. и юж. царствами, а также междоусобной борьбой феодалов внутри царств. В период Нань бэй чао получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в это время "системой равных полей-" (цзюньтяньчжи). В 4-6 вв. развивается церковное (буддийское) землевладение, гл. обр. на С. Китая, где к нач. 6 в. было ок. 30 тыс. буддийских монастырей с 2 млн. монахов (буддизм проник в Китай из Индии в 1 в. н. э.).

После длит, и упорной борьбы воен.феод. группировок Ян Цзянь, полководец гос-ва сев. Чжоу (557-581), победив своих соперников, основал династию Су