БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

Н. Давлесов; реж. нар. артисты Кирг. ССР А. Куттубаев, В. Я. Васильев. В К. работали (1972) Театр оперы и балета (1942), филармония (1936), Большой симф. оркестр Кирг. радио и телевидения (1970), Ин-т иск-в (1967), муз. уч-ща в гг. Фрунзе и Ош, 48 детских муз. школ, Дом нар. творчества. В 1939 создан Союз композиторов Кирг. ССР. Лит.: Затаевич А. В., 250 киргизских инструментальных пьес и напевов, М., 1934; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Фр., 1958; его же, Музыкальное наследие Токтогула, М., 1961; его же, Мураталы Куренкеев, Фр., 1962; Алагушов Б., Кыргыз комуз чулары жана комуз куулору, Фр., 1961; его же, Кыргыз композиторлору, Фр., 1964; его же, Таншы, комуз!, Фр., 1968; А б д р аев М. и Алагушов Б., Октябрдын нуру менен, Фр., 1966; История киргизского искусства. Краткий очерк, Фр., 1971. Б. Алагушов, А. С. Каплан.

XVII. Танец. Балет

Наличие у киргизов в далёком прошлом элементов нар. танца подтверждают муз. наигрыши и напевы, обладающие характерной для танца ритмич. стройностью. Симметрия линий нац. орнамента, близкого к пластике танца, упоминание о танцах в эпосе "Манас", многочисл. словарные обозначения (бий - танец, бий ле е - танцевать, бийчи - танцовщик, эл бийлери - нар. танцы) - свидетельства существования танца в прошлом. Развитию иск-ва танца мешал кочевой образ жизни народа. К тому же танец считался занятием недостойным. Однако, несмотря на сложность историч. развития, танц. культура исподволь хранилась в народе, она связана с обрядами, играми, пантомимой, обладавшими ритмич. организованностью. В них отразились трудовые процессы, условия жизни и быта народа. В танцах, созданных в сов. время, проявляются врождённая грация и энергичный темперамент киргизов. Женский танец - плавный, для него характерны гибкость движений, гордая осанка; мужской танец отличается лихостью, свойственной джигитам. Эти особенности мужских и женских партий находят проявление как в коллективных, так и в сольных танцах. Танц. рисунок и парных, и женских танцев пластичен, мягок. Наиболее популярный нар. танец"Кийиз", передающий процесс изготовления нац. ковра, впервые был показан в муз. драме "Алтын кыз" В. А. Власова и В. Г. Фере (1937) в пост. Н. С. Холфина. Известны также "Танец на пастбище" (1939), "Бешыргай" (1952), "Танец джигитов" (1954), "Сбор мака" (1955), "Комузчу" (1958), "Акбилек" (1966) и др. В 1938 при филармонии создан первый танц. ансамбль, в 1957проф. коллектив; в 1966 вновь организован ансамбль нар. танца (худ. рук. засл. деятель иск-в Кирг. ССР Н. Тугелов, балетмейстер засл. деят. иск-в Кирг. ССР С. Кабеков).

Проф. балетное иск-во получило развитие с созданием нац. муз. театра. В первых спектаклях муз. театра "Алтын кыз" Власова и Фере (1937), "Аджал ордуна" Власова, А. Малдыбаева и Фере (1938) имелись танцевальные сцены, в к-рых участвовала балетная группа, сформированная в 1937 Холфиным. В 1934, 1936, 1937 на учёбу в Ленингр. хореографич. уч-ще были отправлены одарённые дети. В 1938 при театре уже была своя труппа из 70 танцовщиков, воспитанников самодеятельных коллективов. В 1939 эта труппа исполняла танцевальные сцены в опере "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере. Рождению нац. кирг. балета предшествовало освоение классики ("Соперницы" П. Гертеля, 1939, "Коппелия" Л. Делиба, 1940). В 1940 поставлен первый нац. лирико-романтич. балет "Анар" Власова и Фере, к-рый имел три редакции (2-я - 1950, 3-я - 1957), в 1943 - одноактный балет "Селькинчек" Власова и Фере и в 1944 - наиболее значит, балет-сказка "Чолпон" М. Р. Раухвергера, имевший также три редакции (2-я - 1953, 3-я - 1958). В 1958 оба балета были показаны в Москве на декаде кирг. иск-ва и лит-ры. Теме борьбы за утверждение Сов. власти в К. поев, балет "Весна в Ала-Тоо" Власова и Фере (1955); эпизоды из жизни популярного нар. комика Куйручука - тема одноим. балета К. Молдобасанова и Г. Г. Окунева (1960); проблемы морали и долга сов. человека лежат в основе балета "Асель" Власова (1967), созданного по мотивам повести Ч. Айтматова "Тополёк мой в красной косынке"; памяти Героя Сов. Союза Ч. Тулебердиева поев, балет "Бессмертие" Ч. Нурымова (1972). В репертуаре кирг. балетного театра многочисл. постановки советской, рус. и зарубежной классики - балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. Адана, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Минкуса и др.

В числе ведущих артистов балета (1971): нар. арт. СССР Б. Бейшеналиева, нар. артисты Кирг. ССР У. Сарбагишев, Р. Чокоева, засл. артисты Кирг. ССР Б. Алимбаев, С. Джокобаева, Б. В. Суслов, А. Токомбаева и др.; балетмейстеров: засл. деятели иск-в Кирг. ССР Н. Тугелов, Э. Мадемилова, нар. арт. Кирг. ССР У. Сарбагишев и др.

С 1943 в К. работает Гос. муз.-хореографич. уч-ще им. М. Куренкеева.

Лит.: Холфин Н. С., Танец, в кн.? Искусство Советской Киргизии, М.- Л., 1939; Киргизские танцы, Фр., в. 1 - 3, 1959-66; Б р у д н ы и Д., Киргизский балетный театр, [Фр., 1968]; АбакировА., Комаров А., Симфония гор, Фр., 1969; История киргизского искусства. Краткий очерк, Фр., 1971; УразгельдиевР. X., Бибисара Бейшеналиева, Фр., 1972. Д. Л. Брудный.

XVIII. Драматический театрИстоки нац. драматич. театра К.в нар. формах иск-ва, бытовавших на протяжении веков. Обряды и нар. игры, состязания акынов (айтышуу), выступления сказочников (джомокчу), манасчи (сказителей эпоса "Манас"), комузистов, куудулов (нар. комиков) содержали ярко выраженные театр, элементы - диалог и сатирич. сценки, жест и мимику, отличались пластичностью, сопровождались игрой на нац. инструментах.

Стремление народа к художеств, творчеству получило развитие после Великой Окт. социалистич. революции. В нач. 20-х гг. устраивались первые самодеятельные театр, представления на кирг. яз. в с. Чолпон, Караколе (ныне Пржевальск), Нарынском у.; спектакли ставил театр, кружок пед. техникума в Пишпеке (ныне Фрунзе). Возникновению проф. кирг. театра предшествовала деятельность организованной в 1926 муз.драматич. студии (под рук. Н. Н. Еленина), в к-рой сформировалось иск-во первых кирг. актёров (К. Айбашева, А. Боталиев, К. Ешимбеков, А. Куттубаев, Ш. Тюменбаев и др.). Здесь ставились первые произв. нац. драматургии - "Горемычная Какей" М. Токобаева, "Карачач", "Алым и Мария" К. Джантошева. В 1930 студия была преобразована в проф. драматич. театр, в репертуар к-рого вошли пьесы Дж. Турусбекова, Р. Шукурбекова, А. Куттубаева. Но осн. место в иск-ве первого кирг. театра заняла муз. драма; с 1936 он стал называться муз.-драматич. и в дальнейшем был преобразован в Кирг. театр оперы и балета. Драматич. спектакли на кирг. яз. ставились на сцене Театра юного зрителя (осн. в 1936, работал до 1941). Труппа театра была сформирована из актёров муз.-драматич. театра (О. Сарбагишев, Г. Орозбаева и др.) и участников художеств, самодеятельности (С. Джаманов, Д. Куюкова, Б. Кыдыкеева и др.). Репертуар состоял из пьес Джантошева, К. Маликова, К. Эшмамбетова. В 1941 во Фрунзе создана труппа Киргизского драматического театра. Начавшаяся Великая Отечеств, война определила героико-патриотич. характер спектаклей "Клятва" А. Токомбаева, "Месть" Шукурбекова, "Курманбек" Джантошева, "Джаныл" Куттубаева и Маликова и др. Во 2-й пол. 40-х гг. и в 1-й пол. 50-х гг. театр осуществил ряд значит, постановок на совр. сюжеты: "Песчаный косогор" (1947), "Узкое ущелье" (1953), "Дочь Атабека" (1955) Т. Абдумомунова, "Мой аил" Шукурбекова (1948), "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева (1951). В 60-е гг. созданы новые спектакли, поев, жизни кирг. народа: "Судьба отца" Б. Джакиева (1960), "Кычан" (1961) Ш. Бейшеналиева, "Совесть не прощает" ("Обжалованию не подлежит", 1964), "Кто смеётся последним" (1969) Абдумомунова, "Новая невестка" ("Московская сноха", 1967) М. Тойбаева, "Четыре человека" М. Байджиева (1968), инсценировки произв. Ч. Айтматова- "Лицом к лицу" (1961), "Материнское поле" (1964) и др. В репертуаре театра мн. пьесы нац. драматургов на революц. тему, рус. и зарубежная классика. Среди лучших спектаклей др. театров республики: "Могучая волна" по Ш. Рашидову, "Дочь Ганга" по Р. Тагору, "Именем революции" М. Ф. Шатрова, "Алчность" А. Абдугафурова - в Ошском обл. узб. муз.-драматич. театре им. С. М. Кирова (осн. в 1929); "Тополёк мой в красной косынке" по Айтматову, "Курманбек" Джантошева, "Цветы полевые" Тойбаева, "Не смерть, а жизнь" Дж. Турусбекова, "Осторожно, невеста!" Н. Давлесова и Н. Байтемирова, "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского - в Т янь-Шанском муз.-драматич. театре в г. Нарыне (осн. в 1958). В республике работают 6 театров (1973), ставящих драматич. спектакли,- Кирг. драм, театр, Респ. театр рус. драмы им. Н. К. Крупской (осн. в 1935) во Фрунзе, Узб. муз.-драматич. и Кирг. драматич. (осн. в 1972) театры в г. Ош, Тянь-Шанский муз -драматич. театр (г. Нарын), Театр кукол (осн. в 1938, рус. и кирг. группы).

В числе театр, деятелей: нар. артисты СССР Д. Куюкова, Б. Кыдыкеева, М. Рыскулов, нар. артисты Кирг. ССР С. Балкыбекова, А. Боталиев, С. Джаманов, А. Джанкорозова, В. Ф. Казаков, Г. Г. Каркоцкий, Н. Китаев, А. Кобегенов, С. Кумушалиева, А. Куттубаева, Л. Маидова, Р. Муминова, В. С. Офицеров, Т. Хасанова, Л. Л. Ясиновский, нар. арт. Казах. ССР Н. К. Ангаров, засл. деятель иск-в Кирг. ССР Д. А6дыкадыров.

Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр. 176-177).

Лит.: История советского драматического театра, т. 2-6, М., 1966 - 71; Львов Н., Киргизский театр, М., 1953; Б о Р у б у г у л о в М., Пути развития киргизской советской драматургии, Фр., 1958; Б р у дный Д., Театральное искусство Киргизии, М., 1959; История киргизского искусства, Фр., 1971. Д.Л.Брудный.

Цирк. Отдельные элементы циркового иск-ва издавна существовали в старинных кирг. нар. празднествах (различные виды борьбы, джигитовка). Как профессиональное иск-во цирк существует с 1963 (коллектив гимнастов-акробатов "Молодая Киргизия", руководитель Е. А. Джаныбеков). В 1967 был создан ещё один коллектив, подготовивший программу "Цвети, Киргизия родная" (режиссёр Н. М. Цертелев). В 1969 обе группы объединились в Кирг. цирковой коллектив "Молодая Киргизия" (руководитель К. Т. Орзиев).

XIX. Кино До установления Сов. власти в К. не было кинопроиз-ва; в 1914 была одна киноустановка в г. Пишпеке (ныне Фрунзе). В 1939 во Фрунзе был организован корреспондентский пункт кинохроники. В 1942 на его базе создана Фрунзенская студия кинохроники, в 1956 она была реорганизована в киностудию документально-художеств. фильмов, с 1961 наз. киностудия "Киргизфилъм". Кирг. кино начиналось с хроники и развивалось как средство пропаганды и агитации. Были созданы фильмы: "Киргизия в дни Отечественной войны", "Высшая награда" (оба в 1944), "Советская Киргизия" (1947), "В долине Сусамыра" (1954), "Они родились на Тянь-Шане" (1957). В 60-е гг. были сняты документальные фильмы: "Мелодия комуза", "Река гор", "Рождение песни", "Художник Чуйков", "Заводские встречи", "Обращение к солнцу", "Рассказ о Михаиле Фрунзе", "ПСП", "В горах Алая", "Манасчи", "Грёзы", "Проповедь по инструкции", "Клятва Гиппократа", "Сад", "Замки на песке", "Акын", "Наследие", "Колыбель". Фильмы эти создавали режиссёры: III. Апылов, Ю. Герштейн, И. Герштейн, Б. Новиков, А. Видугирис, И. Моргачёв, И. Кокеев, Г. Дегальцев, И. Горелик, Б. Абдылдаев, Я. Бронштейн, К. Кыдыралиев и др.

В 50-е гг. начала развиваться художеств, кинематография. Первый фильм"Салтанат" (1955, реж. В. М. Пронин, совм. с киностудией "Мосфильм"); в нём участвовали актёры кирг. театра - Б. Кыдыкеева, М. Рыскулов и др. Затем были поставлены фильмы: "Моя ошибка" (1958), "Далеко в горах" (1959), "Девушка с Тянь-Шаня" (1960), "Чолпон - утренняя звезда" (1960, совм. с киностудией "Ленфильм"), "Токтогул" (1961).

Значит, явлением кирг. кинематографии было обращение к нац. литературе. Особую роль здесь сыграло творчество Ч. Айтматова. По его произв. и сценариям поставлены фильмы: "Перевал" (1961), "Зной" (1963), "Первый учитель" (1965), "Джамиля" (1969, совм. с киностудией "Мосфильм").

В развитии нац. кино заметную роль сыграли режиссёры, подготовленные в спец. учебных заведениях Москвы и Ленинграда: Г. Базаров, К. Кыдыралиев, Т. Океев, К. Омуркулов, М. Туратбеков, Б. Т. Шамшиев. Они поставили в 60-х - нач. 70-х гг. фильмы: "Трудная переправа", "Пастбище Бакая", "Материнское поле", "Выстрел на перевале Караш", "Уркуя", "Алые маки Иссык-Куля". Эти фильмы отличаются поисками новых выразит, средств, национальным своеобразием. На киностудии "Киргизфильм" дублируются фильмы др. республик и зарубежные фильмы.

Союз кинематографистов К. основан в 1962. В 1971 имелось 1103 киноустановки.

Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр. 176-177).

Лит.: Ашимов К., Рождение киргизского кино, Фр., 1969; История киргизского искусства, Краткий очерк, Фр., 1971. К. А. Ашимов.

КИРГИЗСКАЯ ТОНКОРУННАЯ ПОРОДА овец, порода овец шёрстно-мясного направления продуктивности. Выведена в племхозе "Джуан-Тюбе" Кирг. ССР (1939-53) путём воспроизводительного скрещивания местных грубошёрстных курдючных овец с баранами различных тонкорунных пород. Животные крупные, с округлым компактным туловищем. На шее 1-2 складки кожи, на туловище складок нет. Бараны и матки комолые. Масса баранов 90-100 кг, маток 55-60 кг. Настриг шерсти с баранов 8-10 кг, наибольший -18 кг, с маток 4-4,5 кг, наибольший -9,7 кг. Длина шерсти 7,5-8,5 см, тонина 6064-го качества. Выход чистой шерсти 52-55%. Плодовитость 125-130 ягнят на 100 маток, максимальная - до 150.

Матка киргизской тонкорунной породы овец.

Молодняк развивается быстро. Убойный выход у молодняка 45%, у взрослых овец 55%. Овцы приспособлены к круглогодовому содержанию на горных пастбищах. Порода используется для улучшения шёрстной продуктивности местных овец. Разводится в Кирг. ССР и нек-рых районах Тадж. ССР.

Лит.: Л у щи хин М. Н., Киргизская тонкорунная порода овец, Фр., 1958 (Библиотечка чабана). М.Н.Лущихин.

КИРГИЗСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР академический, создан в 1941 во Фрунзе. Основу труппы составили актёры Н. Китаев, С. Джаманов, Д. Куюкова, Б. Кыдыкеева, К. Ешимбеков, М. Рыскулов, Ш. Тюменбаев и др., работавшие ранее в ТЮЗе и муз.-драматич. театре. Дипломные спектакли выпускников ГИТИСа ("Король Лир" Шекспира, "Бедность не порок" Островского) вошли в репертуар театра. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 созданы героико-патриотич. спектакли: "Клятва" Токомбаева (1942), "Курманбек" Джантошева, "Месть" Шукурбекова (оба в 1944), "Джаныл" Куттубаева и Маликова (1945). В кон. 40-х и в 50-е гг. театр осуществил постановки на совр. сюжеты: "Песчаный косогор" (1947), "Узкое ущелье" (1953), "Дочь Атабека" (1955) Абдумомунова, "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева (1951) и др. В 1957 в труппу вошли выпускники кирг. студии ГИТИСа, в нач. 60-х гг. привлечены к работе режиссёры-киргизы Д. Абдыкадыров и М. Назаралиев, окончившие Ташкентский театральный ин-т. Многие спектакли 60-х - нач. 70-х гг.. посвящены жизни кирг. народа: "Судьба отца" Джакиева (1960), "Кычан" (1961) и "Цветы в горах" (1962) Бейшеналиева, "Слово отца - честь" Омуралиева (1963), "Совесть не прощает" ("Обжалованию не подлежит", 1964), "Любовь и надежда" (1965), "Кто смеётся последним" (1969) Абдумомунова, "Возмужавшие" (1965) и "Четыре человека" (1968) Байджиева, "Живая вода" Дыйкамбаева (1970). Особое место в репертуаре заняли инсценировки произв. Айтматова: "Лицом к лицу" (1961), "Материнское поле" (1964), "Джамиля" (1965), "Мой первый учитель" (1966), "Тополёк мой в красной косынке" (1967). Историко-революц. тема получила воплощение в спектаклях: "На высокой земле" Маликова (1956), "Каныбек" Джантошева (1956), "Аширбай" Абдумомунова (1957), "Мечта акына" Шукурбекова (1962), "Зерно бессмертия" Токомбаева (1964; 2-я редакция 1971), "Джукеев-Пудовкин" Садыкова (1966). В репертуаре произведений классической драматургии: "Ревизор" Гоголя (1945), "Отелло" Шекспира (1950), "Бесприданница" (1951) и "Гроза" (1958) Островского, "Горе от ума" Грибоедова (1966), "Васса Железнова" Горького (1968) и др. Театр осуществил постановки лучших произв. советской, а также классич. и совр. зарубежной драматургии. Театр награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958), ему присвоено звание академического (1971). В труппе (1973): нар. арт. СССР Д. Куюкова, Б. Кыдыкеева, М. Рыскулов, нар. арт. Кирг. ССР С. Балкыбекова, А. Боталиев, С. Джаманов, Н. Китаев, А. Кобегенов, С. Кумушалиева, А. Куттубаева. Гл. реж.засл. деят. иск-в Кирг. ССР Д. Абдыкадыров, гл. художник - засл. деят. иск-в Кирг. ССР А. М. Торопов.

Лит.: Львов Н., Киргизский театр, М., 1953; Киргизский государственный драматический театр, Фр., [1958].Д. Л. Брудный.



Таблица IX

К ст. Кинотеатр. 1. Кинотеатр "Капитоль" в Берлине. 1925. Архитектор X. Пёльциг. 2. Кинотеатр в Ганновере. ФРГ. Архитекторы Клюппельберг, Лихтенбан. 3. Кинотеатр "Атриум" вГёппингене. ФРГ. Архитектор Р. Шмитхеннер. Зрительный зал. 4. Кинотеатр "Палаццо Гранде" в Ливорно. Италия. Архитектор Л. Воньетти. 5. Кинотеатр в Брашове. Румыния. 1962. Архитектор И. Эретьян. 6. Кинотеатр "Октябрь" в Москве. 1967. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, В. А. Свирский, инженеры Ю. В. Рацкевич, С. Я. Школьников. 7. Киноконцертный зал "Украина" в Харькове. 1963. Архитекторы В. С. Васильев, Ю. А. Плаксиев, В. А. Реусов, инженер Л. Б. Фридган. 8. Кинотеатр "Россия" в Москве. 1961. Архитекторы Ю. Н. Шевердяев, Д. С. Солопов, Э. А. Таджикская, инженеры Ю. А. Дыховичный, Е. П. Станиславский. 9. Кинотеатр "Спутник" в Киеве. Типовой проект. 1950-е гг. 10. Кинотеатр "Пионерис" в Риге. 1961-62. Архитектор Ю. Петерсон.

Таблица X

К ст. Кипр. 1. Дворец в Вуни. Нач. 5 в. до н. э. Общий вид после раскопок. 2. Статуэтка всадника. Терракота. Нач. 6 в. до н. э. 3. Замок родосских рыцарей в Калоси. 1454. 4. Расписной сосуд микенского типа. Позднекипрский период бронзы. 5. Собор св. Николая (ныне -мечеть Айия-София) в Фамагусте. Нач. 14 в. б. Женская голова из Арсоса. Известняк. 4 в. до н. э. 7. Голова Афины из Вуни. Известняк. Сер. 5 в. до н. э. Исторический музей. Стокгольм. 8. Морские ворота крепости в Фамагусте. 1496. 9. Статуя бородатого мужчины (фрагмент). Известняк. 500-480 до н. э. 10. "Богоматерь с младенцем и архангелами.,.-. Мозаика в апсиде церкви Панагии Ангелоктисты близ Кити. 6-7 вв. 11. "Рождество". Фреска в церкви св. Николая в Как