БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

Пернариса, А. Иоанну, прозаиков К. Прусиса, А. Индианоса и др. Поисками новых художеств, решений, драматической напряжённостью отмечены стихи П. Миханикоса, С. Лазароса, С. Софрониу и др. Жанр рассказа разрабатывают П. Иоаннидис, Л. Маленис. В 50-60-е гг. выдвинулись прозаики А. Христофидис, Иви Мелеагру и др., поэты А. Пасте лас, М. Пасиардис. Сформировалось молодое поколение прогрессивных писателей: поэты А. Пилиотис, Г. Констандис, прозаики П. Пеонидис, Л. Соломониду, Н. Россиди. Отсутствие литературных издательств делает чрезвычайно важной роль периодики на К. Я.Мочос. Лит-pa на турецком языке представлена гл. обр. поэзией. Тур. поэты в 19 в.: Кензи и Сюкюти Исмаилага, Хасан Хильми Эфенди, Мюфтю Раджи и др. Поэты нового направления - Назиф Сулейман Эбеоглу (сб. "На пристани Бейрута"), Уркие Мине (сб. "Дороги, ведущие на мою родину"), Мехмет Левент и др. В тур. общине популярны Озкер Яшин (р. 1932), Фикрет Демираг (р. 1940), Огуз Кучетоглу (р. 1928) и др. Совр. драматургию представляют Фадыл Коркут ("Платок невесты"), Юнер Улутуг ("Это наше сказание") и др. Известен Хикмет Афиф Маполар (р. 1919), автор романов, новелл, критич. статей. Хасан Шефик Алтай (Кипр).

Вотивная статуя из Айия Ирнни. Терракота. 7 -6 вв. до н. э. Кипрский музей. Никосия.

"Ипполит и Федра". Мозаика из Пафоса. 3 в. до н. э.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. К раннему неолиту относится поселение Хирокития (6-е тыс. до н. э.), с мощёной улицей, круглыми в плане жилищами, где найдены кам. сосуды и примитивные идолы, к среднему (4-е тыс. до н. э.) - керамика с гребенчатым орнаментом. Для эпохи ранней бронзы (2400-1800 до н.э.) характерны расписная и краснолощёная керамика с рельефным орнаментом и

более сложные по форме идолы из камня и глины, для эпохи средней бронзы (1800-1400 до н.э.) -сосуды с белой обмазкой и красной или чёрной росписью, зооморфная керамика. Эпоха поздней бронзы (1400-1050 до н. э.) - время расцвета кипро-микенского иск-ва; в расписных вазах, мелкой пластике, изделиях из бронзы, золотых украшениях, рельефах из слоновой кости сочетаются эгейские и вост. художеств, приёмы; в Энгоми найден город с прямоугольной сеткой улиц и домами с регулярной кладкой. Для периода кипрогеометрич. стиля (1050-700 до н. э.) характерны сосуды с геом. росписью, глиняные фигурки идолов и животных. Кипроархаический период (700-475 до н. э.) -время расцвета двухцветной (красно-чёрной) ва-

зописи (стилнзов. изображения людей, животных, растений), торевтики и терракотовой скульптуры. Святилища (АйияИрини, 12-6 вв. до н. э.) представляют собой ограждённые участки с алтарём и раскрашенными вотивными статуями из глины и терракоты. В монумент, скульптуре из известняка в кон. 6 в. до н. э. ощутимо влияние греч. архаики. Дворец в Вуни (нач. 5 в. до н. э.) сочетает в плане черты вост. дворцов с греч. мегароном. В 4 в. до н. э.- 4 в. н. э. распространяется влияние греч. классич. и эллинистич., а затем и рим. иск-ва (памятники Пафоса, Куриона, Саламиса и др.). Ранневизант. иск-во на К., кроме архит. фрагментов, представлено выдающимися мозаиками 6-7 вв. (церкви Панагии Ангелоктисты близ Кити и Панагии Канакарни близ Литрангоми), по стилю близкими к мозаикам Равенны; в церквах и монастырях 11 -13 вв. сохранились фрески 12-15 вв. (церковь в Асину, монастырь св. Неофита близ Пафоса). К 13-15 вв. относятся памятники готики (храмы в Никосии и Фамагусте, аббатство Белапаис, замок св. Илариона, замок в Калоси), к периоду господства Венеции (1489-1571) - крепости в Фамагусте и Кирении и иконы, в которых визант. традиции сочетаются с влиянием итал. иск-ва Возрождения. При турках строились мечети, при английском господстве адм. здания в духе классицизма 19 в и совр. архитектуры. В 1960-x гг. художеств, жизнь К. становится интенсивнее. Развиваются архитектура (арх. С Иконому, бр. Михаилидисы, I. Димитриос и др.), живопись и графика (худ. А. Диамандис, Г. Георгиу, Т. Кантос и др.). Нар. иск-во К.- резьба по дереву, керамика, чеканка по серебру, плетение кружев и вышивка.

Илл. см. на вклейке, табл. X (стр. 176-177).

Музыка. Нар. муз. иск-во К. имеет древнейшую историю. До наших дней дошли песни об акритах (воинах), защищавших границы Вязант. империи, лирич. песни времён нашествия франков на К., песни освободит, борьбы периода османского и англ, владычества. Широкое распространение получили песни и инструменты греков (см. Греция, раздел Музыка). В нач. 20 в. зарождается проф. муз. культура. Среди первых и наиболее известных композиторов К.- Солон и Янгос Михаилидисы. С. Михаилидис основал консерваторию в Лимасоле (-1934), первый симф. оркестр на К. (19JS) и концертное об-во в Никосии. Им написаны симф., камерные произв., музыка к ряду трагедий Еврипида, опера "Одиссей" балет "Навсикая", а также исследование по история и теории музыки. Я Михаилидис - автор мн. популярных песен, симф. произв. и др. Он- один из основателей об-ва "Моцарт" (19.3S), симф. оркестра Кипрского радио и телевидения (1968) - единственного проф. коллектива страны.

Среди современных композиторов к.А. Лимбуридис, Г. Коцонис, М. Виоларис, А. Джозефен, К. Костеас. На К. нет муз. проф. театра, но есть певцы, успешно выступающие на родине и на сценах зарубежных театров,- М. Сметопулу, А. Цицарос, П. Зармаос, Д. Модинос и др., эстрадные певцы К. Спиру, М. Виоларис. Работают консерватории в Лимасоле, Фамагусте, Ларнаке, Никосия, а также муз. уч-ща в ряде городов. Получили развитие любительские хоровые коллективы, ансамбли песни и пляски С. Я. Калмыков Кипр М., 1969; Леонидов С. М, Кипр в борьбе за независимость, М., 1963, Hill G A history of Cyprus, v. 1 -4. Camh 1940 - 52, A 1 a s t о s D., Cyprus in history, [L.L 1955; N e w ma n PA short history of Cyprus, 2 ed., L. - N. Y , 1953; Luke H., Cyprus under the Turks,

Неизвестный мастер. "Св. Андрей". Деталь фрески 12 в. в церкви в Асину.

1571-1878, L., 1921; R о s s ide s Z The problem of Cyprus, Athens, 1957; The Swedish Cyprus expedition, v. 1-4, Stockh., 1933-56; Кипрская рапсодия. Стихи поэтов Кипра, М., 1961; Pharmakides X Kywria Ерё, Leukosia, 1926; Leroy J., La tragedie Cypriote, P., 1956; Politis J., Chypre, sa legende, son epopee, P., 1959; Papageorghiou A., Masterpieces of the Byzantine art of Cyprus, Nicosia, 1965; K. arageorghis V., Mycenaean art from Cyprus, Nicosia, 1968; N i с о1 a 9 u K., Ancient monuments of Cyprus, Nicosia, 1968; S p i t о г о s Т., Art de Chypre des engines a 1'epoque roraaine, Lausanne, 1970.

КИПРЕГЕЛЬ [нем. Kippregel, от kippen - опрокидывать(ся) и Regel - линейка], прибор, применяемый вместе с мензулой при топографич. съёмке для нанесения на план рельефа, контуров и местных предметов. Состоит (рис.) из линейки 1 для прочерчивания прямых на мензульном планшете 2, колонки 1, несущей на горизонтальной оси зрительную трубу 4 с дальномерными нитями и вертикальный круг 5 с градусными делениями для определения углов наклона. Лит.: Хренов Л. С., Геодезия, М., 1970.

Кипрегель с мензулой.

КИПРЕЙ (Epilobium), род растении сем. кипрейных. Многолетние травы с цельными листьями. Цветки правильные или слегка неправильные, б. ч. розовые или пурпуровые, в кистях. Околоцветник 4-членный, тычинок 8; плод - длинная узкая коробочка. Ок. 200 видов во внетропических областях земного шара. В СССР ок. 60 видов. Широко распространён К. узколистный (иван-чай, копорский чай, копорка; E. angustilolium); растёт по вырубкам, гарям, опушкам и т. п. Один из лучших медоносов. Листья содержат витамин С и каротин; пригодны для салатов. Молодые побеги и корневища могут употребляться в пищу. До цветения К. хорошо поедается скотом. К узколистный и близкие к нему виды часто выделялись в особый род хаменериум (Chamaenerion).

Кипрей узколистный: а - цветок; 6 - открытая коробочка с семенами; в - семя.

КИПРЕИНЫЕ, онагриковые, ослинниковые (Onagraceae), сем. двудольных растений. Травы, иногда полукустарники и кустарники, редконебольшие деревья. Цветки одиночные или в олиственных (колосовидных, кистевидных или метельчатых) соцветиях, б. ч. правильные и обоеполые, обычночленные, с цветочной трубкой, приросшей к завязи. Плод - коробочка или ореховидный, редко - ягодовидный. Ок 20 родов, объединяющих св. ЬЫ видов, преим. в умеренных и субтропич. областях; в СССР-6 родов (кипрей, энотера, фуксия, кларкия и др.), включающих ок. 70 видов; нек-рые из них разводят как декоративные. В стоячих водах и болотах тропич. Америки растет Jussieua repens, имеющая 3 типа корней: питающие, плавательные и дыхательные. Лит.: Т а х т а д ж я н А. „Л.. Система и филогения цветковых растении, М.-Л., 1966.

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович [15 (24) 3 1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская обл.,-17 10 1836, Рим], русский живописец, и график, представитель романтизма. Внебрачный сын крепостной, К. в 1/8" получил вольную и был определен в Ьоспитат. уч-ще при петерб. АХ, в к-рои до 1803 учился у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена и до 1809 состоял пенсионером (стипендиатом); с 1812 академик. В 1805 К. присудили золотую медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (Рус. музей, Ленинград). Но своё призвание К. нашел в портрете, к-рый стал для него средством утверждения в иск-ве нового, отвечавшего романтич устремлениям эпохи взгляда на человека как на внутренне независимую личность. Среди ранних работ К., разнообразных по творческим исканиям, выделяются портрет его отчима А. К. Швальбе (1804, Рус. музеи) и "Автопортрет с кистями за ухом" (ок 1808-09, Третьяковская гал.), в к-рых образы властного старика и вдохновенного юноши созданы живописными средствами, навеянными картинами Рембрандта и др. старых мастеров.

В 1809-11 К. жил в Москве и Твери (ныне Калинин). В портретах А. А. Челищева (ок. 1809 или 1810-11, Третьяковская гал.), Е. В. Давыдова (1809, Рус. музей), выделяя лица светом на темном фоне, используя контрасты пятен насыщенного цвета, К. достигает романтич. приподнятости образа, особой эмоциональной насыщенности в раскрытии психологич. состояния модели. Присущие человеку индивидуальные характер и строй чувств подчёркнуты К. и в парных портретах четы Ростопчиных (1вии, Третьяковская гал.), в которых созерцательному настроению Ростопчиной противопоставлены энергия и темперамент её супруга. Непредвзятое, чуждое сословным предрассудкам отношение к человеку знаменуют рисунки К. этих лег ("Слепой музыкант", итал. карандаш, 1809, Рус. музей).

Живя с 1812 в Петербурге, К. создает пяд графич. портретов, в к-рых участники воен. событий и духовно близкие художнику люди запечатлены то в порывисто-беглом наброске (портрет Е.И.Чаплица, итал. карандаш, 1813; ), то в тщательно отделанном рисунке подцвеченном нежными тонами пастели (портрет Н. В. Кочубей, итал. карандаш, пастель, 1813, Всесоюзный музей А. С. Пушкина в г. Пушкин). Эти портреты фиксируют едва уловимые оттенки настроения, движения чувств, и вместе с тем многие из них проникнуты духом героич. самоотверженности. Поездка в Италию (1816-22) пробуждает у К. тяготение к чёткости, определённости формы, к обобщённости характеристик (портрет А. М. Голицына, ок. 1823, Третьяковская гал.); здесь же он делает попытки создать ист. картину. Душевный кризис К. после разгрома восстания декабристов 1825 изменяет строй его живописи. Он обращается к манере письма, близкой живописи позднего классицизма. В 1827 он создаёт поэтичный портрет А. С. Пушкина (Третьяковская гал.), в к-ром воплотились высокие представления К. о творческой личности. Однако в произведениях К. всё больше проявляются сухость формы либо внеш. красивость. К. стремился включиться в общий для рус. иск-ва тех лет процесс становления реализма, аналитич. характер к-рого остался чужд творческому методу художника. В Италии (куда он вновь уехал в 1828) К. делает попытки раскрыть более разносторонне психологич. состояние людей через их взаимное общение (групповой портрет "Читатели газет в Неаполе", 1831, Третьяковская гал.), но нередко приходит к внеш. описательности и умозрительности решений (портрет М. А. Потоцкой и С. А. Шуваловой с эфиопкой, ок. 1835, Киевский музей рус. иск-ва).

О. А. К и п р е н с к и и. "Автопортрет с кистями за ухом". Около 1808-09. Третьяковская галерея. Москва.

Илл. см. на вклейке к стр. 152.

Лит.: Ацаркина Э. Н., Орест Кипренский, М., 1948; Алексеева Т. В., О. А. Кипренский, в кн.: История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963; [Сурис Б.], Кипренский-портретист, Л., 1967 Поспело в Г. Г., Русский портретный рисунок начала XIX века, М., 1968. В.С.Турчип.

КИПРИАН (ок. 1336-16.9.1406), митрополит всея Руси с 1390. По национальности болгарин. В 1375 константинопольский патриарх назначил К. митрополитом киевским и литовским. В результате борьбы и интриг в 1381 К. стал моек, митрополитом, но вскоре (1382), после бегства из Москвы, к-рой угрожал Тохтамыш, был удалён из Моск. княжества. Вернулся в Москву в 1390 при Василии I Дмитриевиче, политику к-рого всячески поддерживал. Под властью К. объединилась церковь во всех рус. землях, в т. ч. и входивших в состав Великого княжества Литовского. К.- инициатор составления Троицкой летописи и, видимо, "Правосудия митрополичьего", переработал составленное ранее (возможно, в 1327) житие митрополита Петра, к-рое сделал более риторическим и пышным; переводил греч. церковные произведения. К.- автор посланий Сергию Радонежскому и др. Признан церковью "святым" и канонизирован в 15 в.

Лит.: Снегаров И., К истории культурных связей между Болгарией и Россией в конце XIV - начале XV в., в сб.: Международные связи России до XVII в., М., 1961; Сахаров А. М., Церковь и образование русского централизованного государства, "Вопросы истории", 1966, № 1.

КИПРИДА, в древнегреческой мифологии одно из наименований Афродиты, указывающее на древнейшую связь её культа с о. Кипр.

КИПРСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1878, тайный англо-турецкий договор; см. в ст. Англо-турецкие договоры.

КИПРСКОЕ МОРЕ, малоупотребит. название вост. части Средиземного моря.



5.htm
КИПСЕЛ (греч. Kypselos) (г. рожд. неизв.- ум. ок. 627 до ц. э.), тиран Коринфа ок. 657 - ок. 627 до н.э. Пришёл к власти, свергнув олигархов дорийского аристократич. рода Бакхиадов. Тирания К. была направлена против родовой землевладельческой знати, представителей к-рой он казнил, изгонял и лишал имущества, и защищала интересы торг.-ремесл. слоев и крестьянства, составлявших её опору. При К. Коринф переживал экономич., политич. и культурный расцвет.

КИПУ (на яз. индейцев кечуа quipu - узел), узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Юж. Америки; наибольшее распространение и известность получили К. в государстве древних инков на терр. Перу. К. состоят из толстого шнура или палки, перпендикулярно к-рым крепятся более тонкие шнуры, число к-рых может быть разным. Шнуры различаются по цвету (ему придавалось символич. значение), длине, количеству и форме завязанных на них узлов. Относительно функции К. существуют различные точки зрения: а) по наиболее спорной концепции, К. содержат тексты хроник, законов, указов н поэтич. произведения; б) К. обозначают только числа, это - мнемонич. приём, служащий для счёта (совр. индейцы кечуа в Перу используют К. для подсчёта скота); в) наиболее древние К. обнаружены в захоронениях; предполагается, что они служили атрибутом погребального ритуала.

Лит.: Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; Jen sen H., Die Schrift, В., 1969. М. А. Журинская.

КИПЧАКИ, к ы п ч а к и, средневековый тюркоязычный народ, известный в Азии как К., в Европе - команы, на Руси - половцы.

КИПЯТИЛЬНИК, аппарат для приготовления кипячёной питьевой воды. Наиболее распространены К. непрерывного действия, в к-рых автоматически выдаётся только кипячёная вода, а приготовление кипятка протекает непрерывно, Часто употребляется фирменное назв. К.- "титан". Выпускаются также К. периодич. действия (наливные). Вода в К. нагревается электронагреват. элементами, паром, за счёт сжигания газа и твёрдого топлива. Производительность до 180 л/ч, время закипания 15-20 мин. К. погружной - трубчатый электрич. нагревательный элемент, свёрнутый в виде спирали.

КИПЯЩЕГО СЛОЯ ПЕЧЬ, промышленная печь для сушки, обжига, кальцинации и др. процессов, в к-рой взаимодействие между твёрдыми зёрнами вещества и газовым потоком осуществляется в кипящем слое, К. с. п. получили распространение в различных отраслях пром-сти СССР и за рубежом во 2-й пол. 20 в. К. с. п. (рис.) имеют цилиндрич. или прямоугольную форму и состоят из реакционной камеры и камер для подачи воздушного или газового дутья в распределит, подину. Подина, служащая для равномерного распределения дутья по всей площади реакционной камеры, представляет собой металлич. решётку или бетонную плиту с отверстиями, иногда ее изготовляют из пористых керамич. блоков. Засыпаемый зернистый материал (шихта) подхватывается воздухом или газом, поступающим из подины, и образует кипящий слой, в к-ром происходит взаимодействие между твёрдыми и газообразными продуктами. Готовый продукт (напр., огарок) выгружают из печи через окно, обычно расположенное в стене печи на верхнем уровне кипящего слоя. Для отвода избыточного тепла из кипящего слоя при экзотермич. процессах (обжиг) или для подвода тепла при эндотермич. процессах (восстановление) в зоне кипящего слоя устанавливают теплообменники. Для процессов, в к-рых материал подвергается обработке в неск. стадий при различных темп-pax, составе газовой фазы и т. д., применяют многокамерные К. с. п. с неск. соединёнными последовательно кипящими слоями.

К. с. п. по сравнению с печами др. типов (напр., подовыми печами) обеспечивают более эффективное взаимодействие между газом и обрабатываемым материалом, повышенную однородность готового продукта, а также позволяют интенсифицировать и автоматизировать протекающие в них технологич. процессы. Лит.: Печи для обжига в кипящем слое, М., 1956. А. А. Смирнова, Б. Л. Грановский.

Схема печи кипящего слоя: 1 - реакционная камера; 2 - воздушная камера; 3 - воздухораспределительная' подина; 4 - форкамера; 5 - кипящий слой; 6 - порог; 7 - теплообменник.

КИПЯЩИЙ РЕАКТОР, ядерный реактор, охлаждение активной зоны к-рого осуществляется кипящим теплоносителем. В К. р. в качестве теплоносителя применяется,