БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

анах с развивающимся цветным телевидением наиболее распространены телекиноустановки, использующие при чёрно-белой и цветной проекции телевизионные камеры с передающими телевиз. трубками типа видикон или плюмбикон. Проекц. часть таких установок состоит, как правило, из двух-трёх кинопроекторов для 35-мм киноплёнки, одного-двух кинопроекторов для 16-мм киноплёнки, использующих в качестве источников света ксеноновые лампы, мощные лампы накаливания и иногда дуговые лампы. Кинопроекторы располагаются вокруг оптич. коммутатора таким образом, чтобы простым поворотом зеркал и призм коммутатора было возможно подавать изображение с любого кинопроектора на любую телевиз. камеру установки. Проекция производится с частотой смены кадров, принятой по телевиз. стандарту данной страны (в СССР - 25 кадр/сек), и на большинстве телевиз. центров ею управляют дистанционно с центрального пульта. В нек-рых странах (напр., в Великобритании, Франции, ФРГ) продолжают применять и более сложные телекиноустановки, работающие по принципу бегущего луча (см. Камера с бегущим лучом). В них источником света служит электроннолучевая трубка, а передающей частью - фотоэлектронные умножители, кинофильм движется или непрерывно (с оптич. и электронным выравниванием), или прерывисто, но с весьма быстрым продёргиванием киноплёнки (кадр за 1,3 мсек) спец. пневматическим устройством.

Лит.: Бургов В. А., Основы кинотелевизионной техники, М., 1964; его же, Развитие кинотелевизионной техники в СССР, "Техника кино и телевидения", 1967, N° 9 (библ.); Толмачёв В. Б., Технология съёмки телевизионных фильмов, М., 1965 (библ.); его же, Производство телефильмов, М., 1971; Ross R. J., Televisionfilm engineering, N. Y., 1966. В. Б. Толмачёв.

КИНОТЕХНИКА, отрасль техники, образовавшаяся в результате развития производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Для этого К. использует фотографию, оптику, механику, светотехнику, электронику и мн. др. К. широко используется в художеств, игровой и документальной кинематографии, для научного исследования, сохранения информации, обучения, инструктажа и любительских целей.

Осн. кинотехнич. процесс - передача движения или изменения состояния объектов - заключается в образовании на киноплёнке изображений последоват. фаз движения или состояния объектов съёмок и воспроизведении этих фаз с определённой скоростью опткч. путём на кинопроекционном экране. Получение движущегося изображения состоит из отдельных последоват. процессов киносъёмки, фотографич. обработки киноплёнки и кинопроекции. Эти процессы дополняются процессом звукопсредачи, состоящим из звукозаписи и последующего воспроизведения звука в соответствии с изображением на экране. К. является технической базой киноискусства. Выразительные возможности последнего в значительной мере зависят от использования К. В свою очередь требования киноискусства стимулируют развитие К.

С момента изобретения кинематографа (1895) его основными технич. средствами являются: киносъёмочный аппарат, кгтопроекционный аппарат и киноплёнка. В процессе развития кинематографии были созданы проявочные машины для химико-фотографич. обработки киноплёнки, кинокопировальные аппараты для печати фильмокопий, аппаратура для освещения при киносъёмке и др. Первые аппараты для киносъёмки и кинопроекции изготовляли сами изобретатели кинематографа (в своих небольших мастерских). Во Франции Ш. Пате и Л. Гомон в 1897 организовали пром. выпуск неск. усовершенствованных киносъёмочных аппаратов и кинопроекторов. Они же выпустили и первые кинокопировальные аппараты. Киноплёнку для съёмки и печати фильмокопий в первые годы существования кинематографии выпускали фабрики "Люмьер" (Франция) и "Истмен Кодак" (США). Несмотря на быстрый количеств, рост произ-ва "немых" кинофильмов и сети кинотеатров в 1-е десятилетие 20 в., К. развивалась медленно. Из-за патентной борьбы и монополизации кинопромышленности задерживалось совершенствование аппаратуры. Возникновение киноискусства, повысившего требования к технич. средствам кинематографии, способствовало созданию новых типов киноаппаратуры. В 1908 франц. фирма "А. Дебри" начала выпуск киносъёмочных аппаратов "Парво" с внутр. кассетами и сквозной наводкой изображения на резкость.

Новый этап развития техники "немого" кино начался в 1918. В это время появились новые усовершенствованные модели киносъёмочных аппаратов с механизмом автоматич. наплыва, контр грейфером и пульсирующей рамкой, а также различные аппараты для микросъёмки и скоростной киносъёмки, для съёмки хирургич. операций и др. Были разработаны автоматич. аппараты для ручной киносъёмки - "Кинамо" (1921-24), "Аймо" (1924) и т. д. Началось изготовление аппаратуры для съёмки и проекции фильмов на 16-мм киноплёнке. В России производство кинопроекторов организовали инж. П. В. Сосновский (1914) и К. Николаев (1915). После Великой Октябрьской социалистич. революции в результате национализации кинопромышленности началось быстрое развитие К. В 1919 появились кинопроекторы "Русь", затем кинопередвижки ГОЗ и стационарные кинопроекторы ТОМП-3 и ТОМП-4 (1923-24). К 30-м гг. было развёрнуто пром. производство киноплёнок, киносъёмочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппаратов, проявочных машин, осветит, аппаратуры для киносъёмок и аппаратуры для монтажа кинофильмов.

После изобретения кинематографа и создания крупного производства "немых" кинофильмов важнейшими этапами развития К. были: появление звукового кино, цветного и стереоскопич. кино, широкоэкранного, панорамного и широкоформатного кино со стереофонич. воспроизведением звука, возникновение кругового панорамного, куполорамного, полиэкранного и вариоскопич. кино. Для каждого из этих этапов характерно применение новых аппаратов, приборов, материалов и методов, а также - реконструкция или замена существующих технич. средств. Звуковое кино, расширившее выразит, свойства кинематографа, возникло почти одновременно в СССР, США и странах Зап. Европы. В 50-х гг. в К. начинают получать распространение запись звука на магнитной ленте и стереофоническая звукозапись. В основу получивших широкое применение систем цветного кино был положен метод получения трёхцветного изображения на многослойной киноплёнке ["Агфа-Колор" (фирма "Агфа", Германия, 1941), "Истмен-Колор" (фирма "Кодак", США, 1950)]. Сов. система цветного кино (1945-47) также основана на использовании многослойной киноплёнки. Широкое применение, особенно в США и Великобритании, получила система цветного кино "Техниколор", основанная на гидротипном методе печати цветных изображений (см, Гидротипия). Несколько отличный по технологии гидротипный метод применяется в СССР для печати цветных фильмокопий. Безочковое стереоскопическое кино, изобретённое С. П. Ивановым в 1935, было основано на использовании растрового кинопроекционного экрана. Первый стереокинотеатр, оборудованный таким растровым экраном, был открыт в Москве в 1941. В ограниченных масштабах с 1939 в разных странах применяются системы стереоскопического кино с использованием очков пoляроидных.

Успешное развитие технич. средств кинематографа позволило начиная с 50-х гг. создавать новые его виды с более значит, изобразительными возможностями, используя широкие экраны (с большими угловыми размерами по горизонтали). Стали распространяться системы панорамного кино с использованием трёх 35-мм киноплёнок - "Синерама" (1952-57), системы широкоэкранного кино ("Синемаскоп" и др.) с использованием киноплёнки шириной 35 мм и анаморфотной оптики (1953-56), широкоформатного кино с использованием киноплёнок шириной 65-70 мм (1956-59). Иногда применяются также системы широкоэкранного кино по методу кашетированного кадра (верхняя и нижняя части кадра на фильмокопии шириной 35 мм не используются), при к-ром изображение, спроецированное короткофокусным объективом на экран, имеет несколько большую ширину, чем в обычном кино (напр., соотношение сторон кадра 1: 1,75 или 1:1,85 вместо обычного 1:1,37). В СССР в 50-х гг. были разработаны и получили применение: советская система панорамного кино на трёх 35-мм киноплёнках - "Кинопанорама"; широкоэкранное кино с использованием анаморфотной оптики; широкоформатное кино с использованием 70-мм киноплёнки с шестиканальным стереозвуком; стереоскопич. кино по системе "Стерео-70", в к-рой 2 изображения (одно - для левого глаза, другое - для правого) с обычным соотношением сторон (1:1,37) располагаются рядом на 70-мм киноплёнке и имеют 5 перфораций на каждый кадр; вариоскопическое кино на 70-мм киноплёнке с несколькими изображениями в одном кадре, имеющем 5 или 10 перфораций. Для демонстрирования видовых и информац. программ, обычно на выставках и в парках, нашли применение круговое панорамное кино и куполорама (США, 1955), полиэкран (Франция, 1956). В СССР также разработаны подобные системы: "Круговая кинопанорама" (1959) и система полиэкранного кино (1959), основанные на применении для киносъёмки и кинопроекции одновременно нескольких киноплёнок или нескольких изображений в кадре одной киноплёнки. Для К., используемой в науч. исследованиях, характерно увеличение диапазона частоты киносъёмки от мн. часов на один кадр до сотен миллионов кинокадров в сек при сверхскоростной киносъёмке; непрерывное расширение диапазона оптич. увеличений при киносъёмке (макро- и микросъёмка}. Эксплуатац. удобства и экономичность технич. средств обеспечили развитие узкоплёночного кино на 16-мм киноплёнке. Оно применяется в основном в телевидении, в учебных и любительских целях. В 60-х гг. большое развитие и широкое использование для любительских и учебных целей получает узкоплёночное кино на 8-мм киноплёнке, в особенности т. н. система "Супер-8", в к-рой площадь кадра увеличена на 40% по сравнению с площадью обычного 8-мм кадра.

К. непрерывно совершенствуется - улучшается качество изображения и звука, расширяются выразительные возможности кинопоказа, создаются более светочувствнт. киноплёнки, совершенствуются оборудование и технология процессов для перевода фильмов одного формата в другой методом оптич. печати и контратипирования для обеспечения возможно более широкого показа фильмов, повышаются экономич. показатели. Кинотехнические процессы используются в телевидении (см. Кинотелевизионная техника).

Лит.: Голдовский Е. М., Введение в кинотехнику, М., 1947; его же, Проблемы панорамного н широкоэкранного кинематографа, М., 1958; его же, Основы кинотехники, М., 1965 (библ.); Высоцкий М. 3., Большие киноэкраны и стереофония, М., 1966; Кинословарь, т. 1-2, М., 1966 - 70. М. 3. Высоцкий.

КИНОУСТАНОВКА, комплекс оборудования для демонстрирования кинофильмов. По условиям эксплуатации К. бывают стационарные и передвижные - кинопередвижки. В состав стационарных К. входят: 2 или 3 кинопроекционных аппарата, комплект звуковоспроизводящего устройства с громкоговорителями, электросиловое оборудование, вспомогательное оборудование для включения и выключения освещения зрительного зала (темнители света), управления предэкранным занавесом, фильмостаты, перематывающие киноплёнку устройства и др. Нек-рые кинотеатры оборудуются аппаратурой для автоматизации процесса демонстрирования кинофильмов. Стационарные К. работают в специально оборудованных помещениях. Большая часть их имеет аппаратуру для демонстрирования 35-мм кинофильмов (обычных, анаморфированных, кашетированных); нек-рая часть К. для залов небольшой вместимости комплектуется стационарными кинопроекционными аппаратами для демонстрирования 16-мм кинофильмов. С нач. 60-х гг. 20 в. в кинотеатрах устанавливается аппаратура для демонстрирования широкоформатных стереофонич. кинофильмов. К. обслуживаются специалистами-киномеханиками. В кинотеатрах со сложным комплексом оборудования К. обслуживает инж. и технич. персонал. К. является осн. единицей учёта в системе кинофикации (см. Киносеть). В. И. "Ушагина.

КИНОФЕСТИВАЛЬ (от кино... и франц. festival - празднество), смотр, творческое соревнование произведений киноискусства. Проводится с целью выявления лучших фильмов, тенденций дальнейшего развития кинематографии, сотрудничества между кинематографистами, обмена опытом. Наряду с К. художеств, кинокартин организуются К. хроникально-документальных, научно-популярных, учебных, мультипликац. фильмов. Иногда К. получают назв. - декада, месяц, неделя, день, цикл. Устраиваются К. фильмов нац. произ-ва и лучших кинопроизв. какой-либо страны, показы нац. кинопродукции за рубежом. Разнообразие форм и количество К. возрастают. Кроме К. картин, созданных проф. режиссёрами, организуются фестивали любительского кино.

В СССР распространение получили фестивали киноискусства союзных республик, тематические показы, связанные с большими общественно-политич. событиями, со знаменат. датами в жизни страны; с 1958 проводится Всесоюзный К., на к-ром демонстрируются кинокартины, поставленные на киностудиях всех союзных республик.

1-й Междунар. К. состоялся в 1932 в Венеции. В 1935 впервые К. был организован в Москве. Широкую популярность междунар. киносмотры приобрели со 2-й пол. 40-х гг.; они проводятся во мн. странах Европы, Сев. и Юж. Америки, Азии и Африки, в Австралии. Иногда междунар. К. организуются как составная часть муз. и театр, фестивалей, а также на Всемирных выставках, фестивалях демократич. молодёжи и студентов. Обычно лучшим фильмам и их создателям присуждаются премии, призы, дипломы.

Междунар. ассоциацией продюсеров (осн. в 1933), одна из задач к-рой - соблюдение правил проведения К., установлено неск. классов междунар. К. в зависимости от их значимости. К классу "А" отнесены К. в Венеции (учреждён в 1932), Канне (1946), Карлови-Вари (1950), Зап. Берлине (1951), Сан-Себастьяне (1953), Москве (1959). Один из крупнейших смотров мирового киноиск-ва - Междунар. К. в Москве, к-рый проводится (1 раз в 2 года) под девизом "За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами". В конкурсе участвуют художеств., документальные, научно-популярные и детские фильмы.

На организацию и характер К. в капиталистич. странах оказывают влияние коммерческие интересы киномонополий. К. социалистич. стран являются смотрами прогрессивного киноиск-ва, утверждением идей гуманизма, мира и дружбы между народами. Сов. фильмы одерживают многочисл. победы, покоряя зрителей правдивостью изображения жизни, высоким мастерством.

Лит.: Ю р е н е в Р., На международных кинофестивалях, М., 1959; Кино и время. Бюллетень, в. 2, кн. 1-2, М., 1962-63.

КИНОФИЛЬМ, см. Фильм.

КИНОФОТОИНСТИТУТ научноисследовательский всесоюзный (НИКФИ), научное учреждение, работающее над проблемами развития и совершенствования техники и технологии профессиональной кинематографии. Подчинён Гос. комитету Сов. Мин. СССР по кинематографии. Организован в 1929 в Москве. В ин-те созданы и непрерывно совершенствуются различные типы чёрно-белых и цветных киноплёнок, кинопроекц. и кинокопировальная техника, техника и технология записи и воспроизведения звука кинофильмов, техника узкоплёночной кинематографии и стереокинематографии, гидротипный способ печати цветных фильмов, техника новых видов кинематографа - широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, вариоскопического, круговой кинопанорамы. Ряд работ ин-та отмечен Гос. пр. СССР, а в 1962 за создание комплексной системы акустич. и звукотехнич. оборудования Кремлёвского Дворца съездов группа науч. сотрудников НИКФИ удостоена Ленинской премии. В 1966 часть ин-та выделилась в самостоят. Гос. н.-и. и проектный ин-т химикофотографич. пром-сти.

Ин-т издаёт "Труды НИКФИ" (с 1932, на 1973-73 выпуска), обзор достижений в различных областях кинотехники, информац. бюллетени, выпуски "Экспрессинформации" (с 1964). В НИКФИ имеется очная и заочная аспирантура.

КИНОХРОНИКА, оперативная киноинформация об актуальных событиях и фактах совр. жизни. В отличие от кинопублицистики, рассматривающей факты в совокупности, К. ограничивается информацией, констатацией факта с кратким комментарием. Однако при помощи изобразит, средств (ракурсы, планы, композиция кадра) и тщательного отбора деталей оператор нередко выражает своё отношение художника и публициста к тому или иному событию. К. является основой киножурналов, спец. выпусков и тематич. хроникальных фильмов, а также таких жанров, как киноинтервью, хроникальный киноочерк, кинофельетон. К. служит осн. источником историч. кинолетописи. Главный способ съёмки К. - репортаж. Всё более важное значение приобретает телевизионная К. - самый оперативный вид киноинформации (телерепортаж, передаваемый в видеозаписи).

КИНОЭКРАН, см. Кинопроекционный экран.

КИНРОСС (Kinross), графство в Великобритании, в Шотландии. Пл. 0,2 тыс. км2. Нас. 6,3 тыс. чел. (1970). Адм. ц. - г. Кинросс.

КИНТА (Kinta), долина в Зап. Малайзии, на п-ове Малакка (шт. Перак), по ср. течению р. Кинта. Основной р-н добычи олова в стране.

КИНТАЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1916, Вторая Циммервальдская, международная социалистич. конференция участников Циммервальдского объединения, созданного на Циммервальдской конференции 1915. Открылась 24 апр. 1916 в Берне (Швейцария). Дальнейшие заседания конференции - с 25 апр. до 30 апр. - проводились в горном посёлке Кинталь. В работе конференции, проходившей в условиях продолжавшейся 1-й мировой войны 1914-18, участвовало св. 40 делегатов из Германии, Франции, Италии, России, Польши, Сербии, Швейцарии и Португалии. На конференции в ходе прений об отношении пролетариата к вопросу о мире и о созыве Международного социалистического бюро (МСБ) развернулась острая идейно-политич. борьба между делегатами Циммервальдской левой во главе с В. И. Лениным и право-центристским крылом конференции [лидеры Р. Гримм (Швейцария), А. Гофман (Германия), О. Моргари (Италия), Дж. Модильяни (Италия), П. Бризон (Франция) и др.]. В проекте резолюции, предложенной Циммервальдской левой по первому из этих вопросов, говорилось, что империализм ставит пролетариат перед выбором: либо борьба за социализм, либо вырождение и всеобщее истощение. Обращаясь к воюющим народам, резолюция левых призывала: "Сложите оружие, обратите его против общего врага - капиталистических правительств". В связи с отклонением проекта левых центристским большинством, специальной комиссией был составлен компромиссный проект резолюции, к-рый после внесения, по настоянию В. И. Ленина и его сторонников, ряда существенных поправок был принят конференцией. Хотя принятая резолюция и не ста