БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

жателями прогрессивных традиций выступили режиссёры младшего поколения: Дж. Понтекорво, Ф. Рози, Э. Петри и др.

Аналогично развивалось К. Франции. Для первого послевоен. десятилетия были характерны фильмы реж. Р. Клемана ("Битва на рельсах", 1946, "Запрещённые игры", 1952), Л. Дакена ("Рассвет",1949), Ж. Беккора ("Антуан и Антуанетта", 1947), Ж. П. Ле Шануа ("Адрес неизвестен", 1951), Кристиана-Жака ("Если бы парни всего мира...", 1955) и др., поев, борьбе участников Сопротивления и жизни простых людей с их тяготами и заботами. Во 2-й пол. 50-х гг. на первый план в кинорежиссуре выступила т. н. "новая волна" - явление неоднородное по идейной направленности. Если такие её представители, как реж. А. Рене, в нек-рой мере развивают гуманистич. традиции франц. К., то Ф. Трюффо и К. Шаброль разрабатывают проблемы "некоммуникабельности", разобщённости людей в совр. бурж. обществе, а Ж. Л. Годар, обращаясь к социальным проблемам, трактует их с анархистских или маоистских позиций. Наиболее последовательное выражение прогрессивные тенденции франц. К. находят в творчестве режиссёров-документалистов К. Маркера, Ф. Россифа и др.

Начало новым поискам в англ. К. было положено также документалистами. Протест против далёких от жизни коммерч. фильмов вызвал появление группы "Свободное кино", организаторы к-рой Л. Андерсон, К. Рейс и др. сняли документальные фильмы, отражающие повседневную жизнь трудящихся и ставящие порой острые социальные проблемы. Группа "Свободное кино" распалась, но нек-рые участники начали работать в художеств, кинематографии, отразив в своих фильмах ("В субботу вечером, в воскресенье утром" К. Рейса, 1960, "Оглянись во гневе", 1958, и "Одиночество бегуна на дальнюю дистанцию", 1962, Т. Ричардсона, "Эта спортивная жизнь" Л. Андерсона, 1963, и др.) настроения "рассерженных молодых людей". Другое традиционное направление англ. К., связанное с использованием опыта театра, получило выражение в фильмах-экранизациях Л. Оливье ("Гамлет", 1948, "Ричард III", 1957, и др.).

В швед. К. выдвинулся реж. И. Бергман, в творчестве к-рого разрабатываются этические проблемы современности, но вместе с тем противоречиво сочетаются черты протестантской морали, экзистенциалистские идеи и натуралистич. изображение интимной жизни и переживаний героев. Интерес к острым социальным проблемам современности характеризует творчество реж. Б. Видерберга.

Кризис К. США, начавшийся во 2-й пол.- 40-х гг., привёл в кон. 50 - нач. 60-х гг. к резкому сокращению произ-ва фильмов и изменению их тематики. Продолжая традиционный выпуск "суперколоссов" - пышных постановочных псевдоисторич. "боевиков", амер. К. изменило подход к трактовке совр. действительности США. Замалчивание трагич. противоречий "процветающего общества" стало уже невозможным. Но рисуя эти противоречия, расизм, анархич. бунт молодёжи, рост преступности, наркомании, сексуальных извращений, К. США чаще всего объясняет их с фрейдистских позиций - якобы врождённой порочностью человеческой природы, но отнюдь не социальными мотивами. Лишь в творчестве нек-рых режиссёров, напр. С. Крамера, С. Кубрика, А. Пенна, А. Джуисона, С.Полака, Р. Перри и др., содержатся элементы критики.

Поражение Японии во 2-й мировой войне привело к усилению антиимпериалистич. прогрессивных тенденций, создало условия для борьбы передовых япон. кинодеятелей против диктата киномонополий. Прогрессивная социальная и антивоен. тематика характеризует мн. фильмы реж. К. Мидзогути, К. Киноситы, К. Синдо, Т. Имаи, С. Ямамото, А. Куросавы, Н. Осимы, X. Тэсигахары. Особенно значительно творчество А. Куросавы: его фильмы (в т. ч. ."Расёмон", 1950) отличаются глубиной гуманистич. содержания, законченностью формы, своеобразием драматургии, высоким уровнем изобразит, решения.

Рост нац. самосознания в странах Лат. Америки обусловил подъём их К. Особенных успехов достигло К. Мексики, Бразилии, Перу, где деятели кино противопоставляют свои поиски массовой голливудской продукции, к-рой они ранее подражали. Значительны достижения, особенно в документальном жанре, молодого К. Кубы. Первых художеств, успехов добилось К. Индии, АРЕ и Ирана. Возникло кинопроиз-во в странах Африки (Алжир, Сенегал, Камерун, Родезия и др.).

В СССР в первые послевоен. годы стремление деятелей кино к обобщённому воплощению историч. опыта сов. народа порой приводило к аллегорич. и дидактич. его истолкованию. Однако лучшие фильмы этих лет ("Сельская учительница" М.С.Донского, сценарий М. Н.Смирновой, 1947; "Подвиг разведчика" Б. В. Барнета, сценарий М. Ю. Блеймана, К. Ф. Исаева и М. Б.Маклярского, 1947; "Молодая гвардия" С. А. Герасимова, по роману А. А. Фадеева, 1948) отличались глубоким проникновением во внутр. мир героев, богатством жизненных наблюдений, последовательным развитием принципов социалистич. реализма.

Временем нового подъёма сов. К., творч. завоеваний молодых кинематографий др. социалистич. стран стала 2-я пол. 50-х гг. Особенно примечателен рост К. в братских союзных республиках, где достижения связаны с творчеством режиссёров: Г. М. Сеидбейли, А. М. Ибрагимова (Азербайджан), Э. А. Карамяна, С. А. Кеворкова, Ф. В. Довлатяна, С. И. Параджанова (Армения), И.М.Добролюбова, В. Т. Турова (Белоруссия), Т. Е. Абуладзе, О. Ш. Иоселиани, Р. Д. Чхеидзе, Г. Н. и Э. Н. Шенгелая (Грузия), Ш. К. Айманова, М. С. Бегалина (Казахстан), Т. Океева, Б. Т. Шамшиева (Киргизия), Л. Я. Лейманиса, Г. Н. Пиесиса (Латвия), Р.А. Вабаласа, В.П. Жалакявичюса (Литва), В. Г. Гажиу, Э. В. Лотяну (Молдавия), Б. А. Кимягарова (Таджикистан), Б. Б. Мансурова, X. К. Нарлиева (Туркмения), Ш. С. Аббасова, Э. М. Ишмухамедова, Л. А. Файзиева (Узбекистан), В. И. Ивченко, Ю. Г. Ильенко, Т. В. Левчука (Украина), К.К. Кийска, Ю. Ю. Мюйра (Эстония).

Одной из важных черт совр. сов. К. стало стремление его мастеров утверждать новую социалистич. мораль через подробное исследование характеров и взаимоотношений людей в их повседневном труде и быте. Это получило выражение в таких разных фильмах на совр. материале, как "Большая семья" (1954, реж. И. Е. Хейфиц, по роману В. А. Кочетова), "Поэма о море" (1958, реж. Ю. И. Солнцева, сценарий А. П. Довженко), "Девять дней одного года" (1962, реж. М. И. Ромм, сценарий Д. Я. Храбровицкого), "Председатель" (1965, реж. А. А. Салтыков, сценарий Ю. М. Нагибина), "Никто не хотел умирать" (1965, реж. В. П. Жалакявичюс), "Твой современник" (1968, реж. Ю. Я. Райзман, сценарий Е. И. Габриловича), "Доживём до понедельника" (1969, реж. С. И. Ростоцкий, сценарий Г. И. Полонского), "У озера" (1970, реж. и сценарист С. А. Герасимов), "Начало" (1971, реж. Г. А. Панфилов, сценарий Е. И. Габриловича и Г. А. Панфилова), "Белорусский вокзал" (1971, реж. А. С. Смирнов, сценарий В. В. Трунина), "Любить человека" (1972, реж. и сценарист С. А. Герасимов), "Укрощение огня" (1972, реж. и сценарист Д. Я. Храбровицкий) и др.

В целом ряде фильмов, поев. Великой Отечеств, войне 1941-45, в образах её рядовых участников раскрываются высокие морально-политич. качества сов. народа, сокрушившего фаш. агрессоров и отстоявшего независимость своей родины. Таковы фильмы: "Летят журавли" (1957, реж. М. К. Калатозов, сценарий В. С. Розова), "Дом, в котором я живу" (1957, реж. Л. А. Кулиджанов и Я. А. Сегель, сценарий И. Г. Ольшанского), "Баллада о солдате" (1959, реж. Г. Н. Чухрай, сценарий В. И. Ежова), "Судьба человека" (1959, реж. С. Ф. Бондарчук, по рассказу М. А. Шолохова), "Отец солдата" (1965, реж. Р. Д. Чхеидзе, сценарий С. И. Жгенти), "Белая птица с чёрной отметиной" (1971, реж. Ю. Г. Ильенко, сценарий Ильенко и И. В. Миколайчука) и др. Не ограничиваясь воплощением темы Отечественной войны через отдельные характеры и судьбы, советское К. с огромным эпич. размахом передало важнейшие её события в 4-серийном фильме "Освобождение" (1970-71, реж. Ю. Н. Озеров, сценарий Г. Я. Бакланова и О. И. Курганова). По-новому подошли к воссозданию образа В. И. Ленина реж. Л. А. Кулиджанов в фильме "Синяя тетрадь" (1964, по повести Э. Г. Казакевича) и С. И. Юткевич в фильме "Ленин в Польше" (1966, сценарий Е. И. Габриловича), воплотив глубину ленинской мысли. Стремление раскрыть идейно-политич. истоки подвига сов. человека характеризует лучшие фильмы сов. К., поев, событиям Гражданской войны 1918-20: "Павел Корчагин" (1957, по роману Н. А. Островского "Как закалялась сталь", 1957, реж. А. А. Алов и В. Н.Наумов),"Коммунист" (1958, реж. Ю. Я. Райзман, сценарий Е. И. Габриловича), "Первый учитель" (по рассказу Ч. Айтматова, 1965, реж. А. С. Коичаловский) и др.

Значительны успехи сов. К. в области экранизации мировой и рус. классики, а также произв. сов. лит-ры - У . Шекспира ("Отелло", 1956, реж. С. И. Юткевич, "Гамлет", 1964, и "Король Лир", 1971, реж. Г. М. Козинцев), Т. Г. Шевченко ("Сон", 1964, реж. В. Т. Денисенко), Л. Н. Толстого ("Война и мир", 1966-67, реж. С. Ф. Бондарчук), А. П. Чехова ("Попрыгунья", 1956, реж. С. И. Самсонов, "Дама с собачкой", I960, реж. И. Е. Хейфиц), М. М. Коцюбинского ("Тени забытых предков", 1965, реж. С. И. Параджанов), А. Таммсааре ("Новый нечистый из преисподней", 1965, реж. Ю. Ю. Мюйр и Г. Е. Кроманов), А. Н. Толстого ("Хождение по мукам", 1957-59, реж. Г. Л. Рошаль), М. А. Шолохова ("Тихий Дон", 1957-58, реж. С. А. Герасимов).

Совр. период развития сов. документального кино определился выходом фильма "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953, реж. Р. Л. Кармен), в к-ром процессы развития сов. общества раскрываются через труд и взаимоотношения людей, добывающих стране богатства, погребённые в глубинах моря. Стремление характеризовать действительность через документально трактованный образ передового сов. человека нашло яркое выражение в фильме "Катюша" (1964, реж. В. П. Лисакович, сценарий С. С. Смирнова). Выдающимся достижением сов. кинопублицистики явился фильм "Обыкновенный фашизм" (1966, реж. М. И. Ромм, сценарий М. И. Туровской и Ю. М. Ханютина) - суровый обвинительный акт гитлеризму, созданный из кадров архивных кинодокументов. Тема борьбы с империализмом успешно развивается в фильмах Р. Л. Кармена ("Пылающий континент", 1972), А. И. Медведкина и др. Большой интерес представляют экспедиционные фильмы груз, режиссёра-оператора Г. И. Асатиани. Тонкая передача событий сов. действительности характерна для документалистов Киргизии, Латвии и др. союзных республик. В ряде документальных фильмов нашли отражение достижения советской науки и техники по завоеванию космич. пространства. Расширилась тематика науч.популярной кинематографии, крупное достижение к-рой - трилогия "Рукописи Ленина", "Знамя партии" и "Ленин. Последние страницы" (1960-63, реж. Ф. А. Тяпкин, сценарий Г. Е. Фрадкина). Создан ряд значит, фильмов, популяризирующих достижения совр. физики, биологии, медицины, историч. науки, поев, творчеству выдающихся деятелей лит-ры и иск-ва. Талантливой популяризацией естественнонауч. знаний отмечены фильмы реж. Р. М. Соболева.

Определилось своеобразие сов. школы мультипликац. К., впитавшей в себя традиции лит. и изобразит. фольклора, классич. и сов. детской литературы, книжной графики. Ориентируясь гл. обр. на юных зрителей, деятели советской мультипликации (Л. К. Атаманов, В. С. и 3. С. Брумберг, В. Д. Дегтярёв, Б. Т. Дёжкин, И. П. Иванов-Вано, Р. А. Качанов, А. Г. Каранович, Э. А. Туганов, Ф. С. Хитрук, В. Д. Бахтадзе,. В. Курчевский, Н. Н. Серебряков, Б. П. Степанцев и др.) создали фильмы, пользующиеся любовью детей во всём мире.

В К. других социалистич. стран современный период - время идейного роста мастеров кино, освоения передовых нац. художеств, традиций, интенсивных творч. поисков. Особенно значительны достижения К. Польши, где выдвинулись выдающиеся режиссёры А. Мунк, А. Вайда, Е. Кавалерович, В.Хас, К.Куц, Т.Конвицкий, К. Занусси и др., развивающие романтические традиции польского иск-ва. Участники или свидетели борьбы польского народа против фаш. оккупантов, они в своих фильмах часто обращаются к событиям военных лет, ставя проблемы истинного и мнимого патриотизма, ответственности человека за судьбы своей родины. В чехословацкой кинематографии раскрылось дарование мастеров старшего поколения - М. Фрича, И. Вейса, О. Вавры и младшего поколения, выступившего с самостоятельными постановками после окончания 2-й мировой войны, - К. Земана, Ш. Угера, В. Ясного и др. Средствами традиционного для Чехословакии искусства кукол реж. И. Трнка воплотил нац. героич. эпос, раскрывая патриотич. традиции своего народа. Лучшие фильмы Трнки пользуются широкой известностью и за пределами страны. К. ГДР опирается на демократич. традиции нац. лит-ры и кинематографии рубежа 20-30-х гг. Мн. фильмы К. Метцнга, 3. Дулова, Ф. Бейера, К. Вольфа, Г. Райша и др. поев, истории революц. борьбы герм, рабочего класса и партии, разоблачению человеконенавистнич. идеологии национал-социализма, правдивому осмыслению 2-й мировой войны, отображению борьбы рабочих, крестьян и интеллигенции ГДР за социализм. В документальном кино выдвинулись кинопублицисты Андре и Аннели Торндайк, В. Хейновский, Г. Шойман и др. В венг. К. реж. 3. Фабри, Ф. Мариашши, М. Келети, И. Сабо, М. Янчо, А. Ковач и др., обращаясь к важным для истории Венгрии явлениям, остро и бескомпромиссно ставят актуальные вопросы жизни страны, формирования личности. Болг. кино в творчестве реж. 3. Жандова, Р. Вылчанова, Б. Желязковой, Т. Динова и др. разрабатывает гл. обр. тематику героич. борьбы против нем. фашистов, социалистич. строительства; большое внимание оно уделяет также экранизации произв. нац. классич. лит-ры. В К. Румынии выдвинулись такие мастера, как Л. Чулей, М. Дрэган, А. Блайер. Своеобразный жанр кинопритчи и кинопословицы разработал в мультипликационных миниатюрах И. Попеску-Гопо.

События 2-й мировой войны и совр. действительность Югославии в центре внимания реж. В. Мимицы, П. Джорджевича и др. Наибольшей известностью за пределами страны пользуются фильмы т. н. загребской школы мультипликации, возглавляемой Д. Вукотичем. На нек-рых югосл. фильмах сказывается влияние модных на Западе экзистенциалистских идей, порой сюрреализма. Стремление правдиво отразить совр. жизнь страны отличает К. ДРВ, КНДР, МНР.

В К., как и в др. видах иск-ва, сталкиваются противоположные силы и тенденции. В условиях капиталистич. строя К., несмотря на разнообразие стилей, политич., филос. и эстетич. позиций деятелей кино, в различной степени отражая действительность, испытывает давление со стороны господствующих классов, находится в зависимости от продюсеров, от вкусов бурж. зрителя. Лучшие произв. К. социалистич. стран, покоряющие жизненной правдой, высоким гуманизмом, фильмы прогрессивных зарубежных режиссёров, исполненные протеста против капиталистич. системы, симпатий к людям труда, молодое К. развивающихся стран противостоят бурж. К., проникнутому неверием в человека и его будущее. См. также разделы Кино в статьях о союзных республиках, зарубежных странах, а также илл. к ним. С. С. Гинзбург. Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сб. документов и материалов, М., 1963; Юткевич С. И., Человек на экране, М., 1947; его же, Контрапункт режиссёра, М., 1960; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Эйзенштейн С. М., Избр. произведения, т. 1-6, М., 1964-71; Л индгрен Э., Искусство кино, пер. с англ., М., 1956; С адуль Ж., История киноискусства от его зарождения до наших дней, пер. с франц., М., 1957; Гинзбург С., Рисованный и кукольный фильм, М., 1957; его же, Кинематография дореволюционной России, М,, 1963; Искусство миллионов. [Сборник], М., 1958; Герасимов С,, О киноискусстве, [М.], 1960; Научное кино. Сб. ст., М., [1961]; Дробашенко С., Экран и жизнь, М., 1962; его же, Феномен достоверности, М., 1972; Зоркая Н. М., Советский историко-революционный фильм, М., 1962; Разумный В., Эстетические проблемы советского кино, М., 1963; Ю р енев Р., Советская кинокомедия, М., 1964; его же, Краткий очерк истории кино, М., 1967; Фрейлих С. И., Фильмы и годы, М.,1964; его же, Чувство экрана, М., 1972; Бейлин А., Актёр в фильме, М.- Л., 1964; Головня А. Д., Мастерство кинооператора, М., 1965; Комаров С., История зарубежного кино, т. 1 - Немое кино, М., 1965; О киноискусстве. [Сб. ст.], М., 1965; Ждан В., Специфика кинообраза, М., 1965; Балаш Б., Кино. Становление и сущность нового искусства, пер. с нем., М., 1968; Теплиц Е., История киноискусства, пер. с польск., [т. 1 - 2], М., 1968 - 71; Кинематограф сегодня. [Сб. статей], в. 1 - 2, М., 1967 - 1971; Мифы и реальность. [Сб. ст.], в. 1 - 2, М., 1966 - 71; Мачерет А., Реальность мира на экране, М., 1968; ВахеметсаА. Л., П л о тн и к о в С. Н., Человек и искусство, М., 1968; Милев Н., Божество с тремя лицами, М., 1968; История советского кино, т. 1, М.. 1969; Краткая история советского кино [1917-1967], [М., 1969]; Лебедев Н., Очерк истории кино СССР, М., 1965; его же, Кино и зритель, М., 1969; М о нгегю А., Мир фильма, [пер. с англ.], Л., 1969; КарагановА., Рождённое революцией, [Вильнюс], 1970; Колодяжная В., Г р у т к о И., История зарубежного кино, г. 2-1929-1945 годы, М., 1970; К укаркин А. В., Десятая муза или десятая жертва?, в его кн.; Буржуазное общество и культура, М., 1970; Зайцева Л. А., Выразительные средства кино, М.,1971; Селезнева Т., Киномысль 1920-х годов, М., 1972; Jewsiewicki W., Kronika kinematojrafii swiatowej. 1895 - 1964, Warsz., 1967; Knietzsch H., Film gestern und heute, 3 Aufl., Lpz., [1968]; Toeplitz J., Historia sztukifilmowej, t. 1-5, Warsz.,1955-70. См. также лит. при ст. Киноведение.

КИНОКАДР, см. Кадр.

КИНОКАМЕРА, распространённое название киносъёмочного аппарата.

КИНОКОМЕДИЯ, вид киноискусства, отличительная особенность к-рого - изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей. В зависимости от задач, объектов и средств осмеяния, от содержания, нац. принадлежности и эмоциональной окраски существует большое количество жанровых форм и разновидностей К. Смех разных оттенков - от гневного, обличительного до весёлого, одобрительного, жизнерадостного - вызывается преувеличением и заострением каких-либо свойств человеческого характера, смешением несходного, несоответствием цели и средств её достижения, неожиданностью или повторениями действий, гиперболизированием какого-либо одного свойства за счёт других. Специфич. свойства киноискусства, синтезирующего возможности лит-ры, пространственных и временных иск-в, а также применение трюковых киносъёмок делают выразительные средства К. необычайно разнообразными