БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

лись политич. связи К. Р. с гос-вами Зап. Европы. Помимо Византии, Польши и Норвегии, К. Р. имела династич. и др. политич. связи с Германией, Францией, Венгрией и др. гос-вами. Наследовавшие Ярославу его сыновья поделили владения отца, причём Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич - Чернигов, Всеволод Ярославич - Переяславль Южный. Пытаясь первое время всемерно сохранять единство К. Р. и действуя сначала заодно, Ярославичи не смогли всё же предотвратить феод, распада К. Р. Положение осложнилось натиском половцев, в битве с к-рыми Ярославичи потерпели поражение. Нар. ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привёл к восстанию 1068 в Киеве, бегству Изяслава и вокняжению в Киеве полоцкого Всеслава Брячиславича, изгнанного в 1069 объединёнными силами Изяслава и польск. войск. Вскоре среди трёх Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073), к-рый возвратился в Киев только после смерти Святослава (1076), но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (княжил в 1078-93) не смог сдержать процесс распада единого гос-ва. Лишь под влиянием нашествий половцев (1093-%и 1101-03)былосоздано временное объединение князей вокруг киевского князя для отражения общей опасности. В крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег Святославич в Чернигове, в Переяславле - сын Всеволода Владимир Всеволодович Мономах - тонкий политик, убеждавший князей объединиться для борьбы с половцами. Созванные им для этого съезды князей себя не оправдали (см. Любечский съезд 1097, Долобский съезд 1103). После смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло гор. восстание. Мономах, приглашённый на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников (уступка восставшим), затем он усилил свои позиции, усмирив новгородцев, и посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми воен. силами К. Р., направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате половецкая опасность была временно ликвидирована. Но, несмотря на усилия Мономаха, объединить К. Р. не удалось. Объективные ист. процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в быстром росте местных центров - Чернигова, Галича, Смоленска и др., тянувшихся к самостоятельности. Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125-32) удалось ещё победить половцев и выслать их князей в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132) К. Р. распалась на ряд самостоят, княжеств. Начался период феод, раздробленности Руси.

Культура К. Р. уходит своими корнями в глубины нар. культуры слав, племён. В период образования и развития гос-ва она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием визант. культуры. В результате К. Р. стала в ряд передовых по культуре гос-в своего времени. Средоточием феодальной культуры был город. Грамотность в К. Р. была сравнительно широко распространена среди народа, о чём свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хоз. предметах (на пряслицах, бочках, сосудах и т. д.). Есть сведения о существовании на Руси в это время школ (даже женских).

"Дочери Ярослава Мудрого". Фреска в центральном нефе Софийского собора в Киеве. Сер. 11 в.




Таблица I

К ст. Кения. 1. Равнина в пределах тектонического грабена. 2. Найроби. Вид части города. 3. Нефтеперегонный завод в Момбасе. 4. Гора Кения. 5. Слоны в национальном парке Цаво. 6. Сбор чайного листа. 7. Просушка кофейных зёрен.

8. Сушка и отбелка волокна сизаля.

Таблица II

К ст. Керамика. 1. "Скоморох". Русская глиняная игрушка. 16-17 вв. 2. Суповая миска. Майолика. Завод Гребенщиковых в Москве. Сер. 18 в. 3. Ваза. Императорский фарфоровый завод (Петербург). Первая четв. 19 в. 4. Чашечка (выполнена под руководством Д. И. Виноградова). Императорский фарфоровый завод (Петербург). 1749. 5. Корзина для десерта. Фаянс. Завод Тереховых и Киселёва близ Бронниц. 1830-31. 6. А. М. Е ф и м о в а. Блюдо "Советские апельсины". Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1959. 7. Б. А. С м и р н о в. Блюдо "Конь". Глина с тёмной глазурью. 1963. 8.' М. А. В р у б е л ь. "Львица" (маскарон с фасада дома С. И. Мамонтова в Москве). Майолика. 1891. 9. Э. Я. П и йп у у. "Портрет девушки". Чёрный клинкер. 1958. 10. Л. П. Ш у ш к а н о в а. "Гепард". Шамот. 1962.

Таблица III

К ст. Керамика. 1. Сосуд с орнаментом из изображений козла, собак и птиц. Культура Сузы-А. Конец 4-го тыс. до н. э. 2."Гиппопотам". Египет. 20-18 вв. до н. э. 3. Протоаттический лутрофор (из Аттики). 700-680 до н. э. 4. Танагрская статуэтка. 32 вв. до н. э. 5. "Грифон". Керамический рельеф из дворца в Сузах. 1-я пол. 4 в. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин. в. Ваза из Астрабада с росписью люстром. Иран. 9 в. Археологический музей. Тегеран. 7. Сосуд с рельефным изображением ягуара. Культура Куписнике (Перу). 8-5 вв. до н. э. Британский музей. Лондон. 8. Б. П а л и с с и. Блюдо. Фаянс. Ок. 1550. 9. Керамическая облицовка мавзолея Туглу-Текин (1376) в ансамбле Шахи-Зинда в Самарканде. 10. Испано-мавританская ваза из Валенсии с росписью люстром. 15 в. 11. Чернильница "Суд Париса". Майолика. Италия. Нач. 16 в. Международный музей керамики. Фаэнца. 12. Ваза с двуцветной росписью. Фарфор. Китай. 16-17 вв. Музей Гиме. Париж. (1-4- Лувр, Париж; 8, 10- .Музей Виктории и Альберта, Лондон.)

Таблица IV

К ст. Керамика. 1. "Портландская ваза" (копия древнеримской стеклянной вазы). Базальтовая и белая каменные массы. Мануфактура Дж. Уэджвуда (Англия). Ок. 1780. 2. Сосуд с крышкой, фаянс. Сен-Поршер (Франция). 16 в. Музей Клюни. Париж. 3. Кувшин. Фаянс. Невер (Франция). 17 в. 4. "Продавец гусей". Группа по модели И. И. Кендлера. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Ок. 1735. Музей художественного ремесла. Лейпциг. 5. Ваза из дворца Сен-Клу по проекту Л. С. Буазо (бронзовая арматура П. Ф. Томира). Севрская фарфоровая мануфактура. 1783. 6. "Пастух". Костяной фарфор. Завод Челси (Англия). 1760-65. 7. Керамическое панно. Делфт (Нидерланды). Нач. 18 в. Государственный музей. Амстердам. 8. Ю. X о р о в а (Чехословакия). "Лама". Каменная масса. 1962. 9. Кубо Коматаро (Япония). Ваза. Фаянс. 1956. Музей искусства народов Востока. Москва. 10. П. Пикассо (Франция). Блюдо. Майолика. 1962. 11. Л. Г о рк а (Польша). Ваза и блюдо. Майолика. 1962. (1, 6- Музей Виктории и Альберта, Лондон; 3, 5- Лувр, Париж.)

Таблица V

К ст. Киев. 1. Площадь Богдана Хмельницкого. Слева-памятник Богдану Хмельницкому (бронза, гранит, 1869-88, скульптор М. О. Микешин); справа-колокольня Софийского монастыря (17-19 вв.) 2. Андреевская церковь. 1748-67. По проекту архитектора В. В. Растрелли построена архитектором И. Ф. Мичуриным. 3. Михайловская церковь Выдубецкого мона стыря. 1070-88. 4. Золотые ворота. Конец 11 в. 5. Кирилловская церковь. Середина 12 в. Реставрация 18 в., архитектор И. Г. Григорович-Барский. 6. Мариинский дворец. 1752-55. Архитекторы В. В. Растрелли, А. В. Квасов и др. Реставра ция 1870, архитектор К. Я. Маевский. 7. Монумент в честь магдебургского права. 1802-08. Архитектор А. И. Меленский.

Таблица VI

К ст. Киев. 1. Здание Верховного Совета УССР. 1936-39. Архитектор В. И. Заболотный. 2. Театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. 1901. Архитектор В. А. Шрётер. 3. Мост Патона. 1954. Архитектор В. Е. Ладный. 4. Гостиница "Лебедь". 1971. Архитекторы Е. В. Гусева, Ю. А. Чеканюк, Н. Б. Чмутина и др., инженеры А. А. Игнатенко и др. 5. Крещатик. Застройка 1950-х гг. Архитекторы А. В. Власов, А. В. Добровольский, В. Д. Елизаров, Б. И. Приймак, А. И. Малиновский. 6. Станция метрополитена "Университет". 1960. Архитекторы Г. В.Головко, Б. В. Дзбановский и др. 7. Памятник чекистам. Гранит. 1967. Скульптор В. 3. Бородай, архитектор А. Ф. Игнащенко. 8. Дворец пионеров. 1965. Архитекторы А. М. Милецкий,

Э. ,А. Бильский. Ленинский зал.

Таблица VII

К ст. Киевская Русь. 1-2. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Начат до 1036 (1-западный фасад; 2-интерьер). 3. Михайловская церковь в Остре. 1098. Апсида. 4. Софийский собор в Новгороде. 1045-50. Восточный фасад. 5. НиколоДворищенский собор в Новгороде. Заложен в 1113. Восточный фасад. 6. Церковь Спаса на Берестове в Киеве. Между 1113 и 1125. Южный фасад.

Таблица VIII

К ст. Киевская Русь. 1. "Архидиакон Лаврентий " (фрагмент фрески). Сер. 11 в. Софийский собор в Киеве. 2. Фигуры апостолов из "Евхаристии" (фрагмент мозаики). Сер. Ив. Софийский собор в Киеве. 3. "Пророк Соломон" (фрагмент фрески). 1-я пол. 12 в. Софийский собор в Новгороде. 4. Фигуры апостолов из "Евхаристии" (фрагмент мозаики из собора Михайловского монастыря в Киеве). Нач. 12 в. 5. "Жена Иова" (фрагмент фрески). 30-е гг. 12 в. Николо-Дворищенский собор в Новгороде. 6. "Мария" из "Благовещения" (фрагмент фрески из собора Михайловского монастыря в Киеве). Нач. 12 в. 7. "Св. Нестор и Дмитрий". Рельеф с фасада собора Михайловского монастыря в Киеве. Шифер. 11 в. Третьяковская галерея. Москва. 8. "Евангелист Марк". Миниатюра "Остромирова Евангелия" (1056-57, Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград). 9. "Геракл '(?), борющийся со львом". Рельеф из Печерского монастыря в Киеве. Шифер. 11 в. Киево-Печерский историко-художественный музей-заповедник (4, 6- Архитектурно-исторический музей-заповедник )



Литература К. Р. До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху К. Р.: переводная литература, изборники, богослужебные книги и др.; среди них древнейшая-"Остромирово Евангелие". Наиболее образованными в К. Р. были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Иларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосии Печерский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Усвоение церк.-слав. письменности сопровождалось перенесением на Русь при болг. посредстве осн. памятников раннехрист. и визант. лит-ры: библейские книги, соч. отцов церкви, жития святых, апокрифы ("Хождение Богородицы по мукам"), историография ("Хроника" Иоанна Малалы), а также произв. болг. лит-ры ("Шестоднев" Иоанна), чехо-моравской (жития Вячеслава и Людмилы). В К. Р. переводились с греч. яз. визант. хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос ("Девгениево деяние"), "Александрия", "История иудейской войны" Иосифа Флавия, с др.-еврейского - книга "Есфирь", с сирийского - повесть об Акире Премудром. Освоение памятников иностр. лит-ры сопровождалось творч. отношением к переводу. Со 2-й четв. 11 в. развивается оригинальная лит-pa (летописание, жития святых, проповедь). В "Слове о законе и благодати" митрополит Иларион с риторич. иск-вом, не уступавшим визант. красноречию, трактовал проблемы превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди др. народов. Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями гос. строительства. Летописцы обращались к поэтич. преданиям языческого фольклора. Нестор пришёл к осознанию родства вост.слав. племён со всеми славянами. Его "Повесть временных лет" приобрела значение выдающейся хроники европ. средневековья. Житийная лит-pa насыщалась актуальной политич. проблематикой, и её героями стали князья-святые ("Жития Бориса и Глеба"), а затем подвижники церкви ("Житие Феодосия Печерского", "Киево-Печерский патерик"). В житиях впервые, хотя и в схематической форме, изображались переживания человека. Патриотические идеи выражались в жанре паломничества ("Хождение" игумена Даниила). В "Поучении" к детям Владимир Мономах создал образ справедливого правителя, рачительного хозяина, примерного семьянина. Литературные традиции К. Р. и богатейший устный эпос подготовили возникновение "Слова о полку Игореве".

Архитектура и изобразительное искусство. Вековой опыт вост.-славянских племён в области деревянного зодчества и сооружения укреплённых поселений, жилищ, святилищ, их высокоразвитые ремесленные навыки и традиции художественного творчества были усвоены иск-вом К. Р. В быстром решении сложных идейнохудожеств. задач, к-рые возникали в ходе установления феод, отношений, огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Бл. Востока) с развитием торговых и политических связей. В относительно краткий период расцвета К. Р. древнерусские мастера освоили новые для них приёмы кам. зодчества, иск-во мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.

Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных брёвен ещё долго оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9-нач. 10 вв. в нек-рых сёлах появились обширные дворы вотчинников, а в княж. владениях - деревянные замки (Любеч). Из укреплённых посёлков развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хоз. постройками, примыкающими к оборонит, валу (Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской обл.; города разрушены в 1241).

Планы Софийских соборов: 1 -в Киеве (1037), 2 -в Новгороде (1045-50), 3 - в Полоцке (1044-66).

Собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108; не сохранился). Восточный фасад.

На торг, путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались новыс. Они слагались из крепости на холме (детинец, кремль - резиденция князя и убежище для горожан при нападении врагов), с оборонит, земляным валом, рубленой стеной на нём и со рвом извне, и из посада (порой укреплённого). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных р-нах мазанками (Киев, Суздаль), а в лесных - бревенчатыми домами в одиндва сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню ("повалушу"), наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Дворцы в кремлях с сер. 10 в. имели 2-этажные кам. части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой дворцы вмещали залы пл. более 200 м2 (Киев). Общими для городов К. Р. были живописность их силуэта, где доминировал кремль с его кра.сочными дворцами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с окружающим ландшафтом, возникавшая благодаря искусному использованию рельефа местности не только в стратегич., но и в художеств, целях. Со 2-й пол. 9 в. летописи упоминают деревянные христ. храмы (Киев), число и размеры к-рых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали 5 (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020-26, зодчий Миронег) и даже 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989) верхов. Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240) имела, возможно, 25 верхов. Она была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 в. кам. проездные башни в гор. укреплениях (Золотые ворота в Киеве), кам. крепостные стены (Переяслав-Хмельницкий, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога'- все кон. 11 - нач. 12 вв.) и величеств, трёхнефные (СпасоПреображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045-50, и Полоцке, 1044-66) храмы с хорами вдоль трёх стен для князей и их близких. Универсальный для визант. культового стр-ва тип крестово-купольного храма, по-своему истолкованный др.-рус. зодчими, купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно, с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра и пр. указывают на связи зодчества К. Р. с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в этих храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трёх сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряжённо-медлит. ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затенённых хорами боковых нефов к просторной и ярче освещённой подкупольной части среднего нефа, ведущего к гл. апсиде, поражают эмоциональной напряжённостью и вызывают богатство впечатлений, к-рые порождаются пространств, членениями и многообразием точек обзора. Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (сер. 11 в.) исполнены преим. визант. мастерами. Росписи в башнях - полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передаётся посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд к-рых устремлён прямо на зрителя. Это сообщает исключительную напряжённость и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой собора. Миниатюра этой эпохи ("Остромирово Евангелие", 1056-57, Публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград) и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую виртуозные по исполнению великокняж: венцы, подвески-колты и др. ювелирные изделия, к-рыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы слав, и античной мифологии совмещаются с христ. символами и иконографией, отражая типичное для ср. веков двоеверие, долго удерживавшееся в нар. среде. В 11 в. получает развитие и иконопись. Произв. киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия, к-рые вплоть до монг.-тат. нашествия служили образцами для иконописцев всех др.-рус. княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к иск-ву К. Р., не сохранилось.

"Музыканты и скоморохи". Фреска в южной башне Софийского собора в Киеве. Середина 11 в.

Золотой колт с перегородчатой эмалью. 11-12 вв. Историче