БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

тыс. т в год), сушёного имбиря (ок. 20 тыс. т), кардамона, масла лимонной травы. Здесь сосредоточены почти все инд. плантации каучуконосов (гевеи), площади под к-рыми быстро расширяются (до 180 тыс. га к 1969). Плантации чая занимают ок. 40 тыс. га (ок. 12% общеинд. площади), кофе - 20 тыс. га (17%).

На К. приходится св. 1/3 улова морской рыбы в Индии (тунец, сардина, макрель, акула и др.).

На Малабарском побережье разрабатываются крупные залежи монацитовых песков, содержащих монацит, ильменит, рутил, циркон и др. минералы. На местном минеральном сырье основано произ-во графитовых материалов (Коттаям), черепицы и кирпича (Тричур). Установленная мощность ГЭС 500 Мет (1969). В Алвае - небольшой алюм. з-д на базе дешёвой электроэнергии. Пищевая пром-сть составляет ок. 1/2 фабричной продукции К.; гл. отрасли - обработка и упаковка орехов кешью (100 тыс. занятых), идущих в основном на экспорт, и произ-во кокосового масла. С обработкой кокосового ореха связана койровая пром-сть (центр Аллеппи); имеются хл.-бум., деревообр. и резиновая пром-сть (обработка натурального каучука; в Каламассери - з-д автомоб. шин; центр резиновой пром-сти - Коттаям). Машиностроение и металлообработка (ок. 10 тыс. занятых) представлены предприятиями электротехнич. пром-сти и электрооборудования (з-ды в Кананнуре, Эрнакуламе и др.), автодорожными мастерски-

ми (Тируванантапурам). В хим. пром-сти: выработка мыла, парфюмерных изделий из кокосового масла (Татапурам), целлюлозной массы (близ Кожикоде) и др., завод минеральных удобрений в Алвае. В Кочине - нефтеперерабат. з-д (на импортном сырье). Крупнейший портовопром. узел К. - сросшиеся города Кочин-Эрнакулам-Алвае. г. В. Сдасюк.

Историческая справка. В глубокой древности на терр. К. возникло гос-во Чера, к-рое упоминается в источниках с 3 в. до н. э. Части К. входили в состав гос-в Чола, Кадамба, Виджаянагар. В 1498 здесь впервые в Индии появились португальцы. В 1663 в нек-рых р-нах обосновались голландцы, в сер. 18 в. португальцев вытеснили французы. Тогда же на терр. К. появились англ, фактории. В сер. 18 в. юж. часть К. составляла княжество Траванкур, а сев. часть была завоёвана Майсуром. В 1792 сев. часть К. присоединена к владениям англ. Ост-Индской компании, а княжества Траванкур и Кочин стали её вассалами.

После достижения Индией независимости (1947) из этих княжеств был образован один штат - Траванкур-Кочин. В 1956 на его основе создан штат К. в совр. границах. В результате выборов 1957 пр-во штата сформировали коммунисты. Его усилия по улучшению положения нар. масс и подготовке агр. реформы вызвали резкое, в т. ч. вооруж., сопротивление имущих слоев, в результате чего пр-во К. в июле 1959 было смещено указом президента.

На выборах 1967 победу одержал Объединённый фронт в составе Коммунистической партии Индии, параллельной компартии (образовалась в 1964 в результате раскола Коммунистич. партии Индии), Объединённой социалистической партии, Мусульманской лиги и ряда мелких левых группировок. Пр-во увеличило зарплату рабочим и служащим гос. предприятий и учреждений, способствовало развитию пром-сти, с. х-ва, подготовило проект агр. реформы. В 1970, после внеочередных выборов в Законодат. собрание штата, пр-во возглавил один из лидеров Коммунистич. партии Индии А. Менон, входивший и в прежнее пр-во и с конца 1969 временно исполнявший обязанности главного министра. В это пр-во вошли представители Объединённого фронта, возглавляемого Коммунистической партией Индии, и Индийского национального конгресса. Параллельная компартия встала в оппозицию к пр-ву Менона. Это пр-во с 1970 ввело в действие закон об агр. реформе, согласно к-рому все арендаторы (2,5 млн. чел.) стали владельцами своих земель за выкуп, а с.-х. рабочие (500 тыс. чел.) получили права собственности на построенные ими хижины, на приусадебные участки. Был введён максимум земельного владения. Л. Б. Алаев.

КЕРАМЗИТ (от греч. keramos - глина), наиболее распространённый вид искусств, пористого заполнителя для лёгких бетонов (реже К. используется в качестве теплоизоляц. и звукоизоляц. засыпок в конструкциях зданий различного назначения).

К. получается при обжиге во вращающихся печах легкоплавких вспучивающихся глинистых пород, а также слабо вспучивающихся глинистых пород с добавками (солярового масла, опилок, торфа, сульфатно-спиртовой барды и т. п.).

По структуре керамзитовое зерно представляет собой стекловидную пористую массу (с замкнутыми порами сферич. формы), покрытую тонкой спёкшейся оболочкой. К. изготовляют преим. в виде гравия (крупностью зёрен 5-40 мм) и реже в виде щебня, к-рый может также изготовляться путём дробления крупных фракций керамзитового гравия или кусков вспученной массы К. Керамзитовый песок гравелистой формы (зёрна до 5 мм) получают при обжиге сырья в печах "кипящего слоя" или попутно, при обжиге глинистой породы во вращающихся печах. Плотность керамзитового гравия от 150 до 800 кг/м3, прочность при сжатии от 0,3 до 6 Мн/м2 (3-60 кгс/см2), водопоглощение от 10 до 25%, морозостойкость- не менее 15 Мрз (15 циклов переменного замораживания и оттаивания). См. также Керамзитобетои. Лит.: Онацкий С. П., Производство керамзита, М., 1971. Г. А. Бужевич.

КЕРАМЗИТОБЕТОН, наиболее распространённый вид лёгкого бетона, в к-ром крупным заполнителем является керамзит, а вяжущим - цемент (реже строит, гипс, известь, синтетич. смолы и т. п.); в качестве мелкого заполнителя применяют пористый или плотный (напр., кварцевый) песок. По структуре (степени пористости) бетона различают плотный, крупнопористый (беспесчаный) и поризованный К. В зависимости от назначения К. подразделяют на теплоизоляционный, конструктивно-теплоизоляционный, кенструктивный. Теплоизоляционный К. различной структуры применяют в осн. в качестве теплоизоляц. материала в слоистых ограждающих конструкциях зданий. Его плотность (в высуш. состоянии)от 350 (напр., крупнопористый К. на синтетнч. смолах) до 600 кг/м3; прочность при сжатии от 0,5 до 2,5 Мн/м2 (1 Мн/м2=10 кгс/см2); коэфф. теплопроводности 0,11-0,17 ет/(м-К), или [0,10-0,15 ккал/(м-ч-°С)]. Конструктивно-теплоизоляционный К. используют главным образом для однослойных стеновых панелей, крупных блоков и т. п. Его плотность 700-1200 кг/м3; прочность при сжатии 3,5-10 Мм/м2; коэфф. теплопроводности 0,21-0,46 вт/(м-К), или [0,180,40 ккалЦм-ч- °С)]; морозостойкость 15-100 Мрз (от 15 до 100 циклов попеременного замораживания и оттаивания). Конструктивный К., предназначенный для различных несущих конструкций зданий и инж. сооружений (напр., мостов), имеет плотность 1400-1800 кг/м3; прочность при сжатии 1050 Мн/м2; морозостойкость до 500 Мрз. Использование конструктивного К. (вместо обычного тяжёлого бетона) в крупноразмерных железобетонных конструкциях позволяет существенно снизить их массу и стоимость. Конструктивный К. высоких марок применяется также в судостроении (напр., для корпусов речных и мор. судов). См. также Лёгкий бетон.

Лит.: Строительные материалы, под ред. М. И. Хигеровпча, М., 1970; Бужевич Г. А., Лёгкие бетоны на пористых заполнителях, М., 1970. Г. А. Бужевич.

КЕРАМИКА (греч. keramike-гончарное искусство, от keramos - глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганич. соединений. К. получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, на ж.-д., водном и возд. транспорте, в скульптуре и прикладном иск-ве. Осн. технологич. видами К. являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. В лучших своих образцах К. отражает высокие достижения иск-ва всех времён и народов.

Исторический очерк. Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, известные ещё в палеолите. К позднему палеолиту нек-рые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите (ок. 5 тыс. лет дон. э.). Освоение произ-ва К.- одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование: варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов. Как и др. подобные открытия (напр., пользование огнём), К. не является изобретением к.-л. одного лица или народа. Её осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответств. уровня развития. Это не исключало в дальнейшем взаимовлияний, в результате к-рых лучшие достижения народов и отдельных мастеров становились общим достоянием. Способы обработки глины для получения К., как и самого произ-ва изделий, изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием производит, сил народов (см. Гончарство). Распространённость К. и своеобразие её видов у различных народов в разные эпохи, наличие на К. орнаментов, клейм, а нередко и надписей делают её важным историч. источником. К. играла большую роль в развитии письменности (клинопись), первые образцы к-рой сохранились на керамич. плитках в Двуречье.

Первоначально осн. видом К. была посуда для хранения запасов и варки пищи. Сосуды обычно ставили между камнями очага, для чего удобнее было яйцевидное или округлое дно; толстые стенки для облегчения обжига покрывали вдавленным орнаментом, к-рый с самого начала имел также важное эстетич. и культовое значение. Начиная с энеолита (3-2-е тыс. до н. э.) на керамич. изделиях появилась роспись. Формы посуды развивались соответственно потребностям быта (напр., переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоским поду печи и столу; своеобразная форма славянских горшков вызвана особенностями приготовления пищи в печи, когда сосуд обогревается сбоку) и художеств, традициям народов. У каждого из них были в разные времена свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнаментов, способы обработки поверхности, к-рую или оставляли естеств. фактуры и цвета глины, или лощили, изменяли цвет путём восстановительного обжига (см. Гончарный горн), расписывали, покрывали ангобом и глазурью.

Керамика эпох неолита и бронзы.1. Остро донный сосуд с ямочным орнаментом. Неолит. 2. Фрагмент сосуда с человеческой маской (из дер. Вознесеновки Хабаровского края). Неолит. Сибирское отделение АН СССР. Новосибирск. 3. Сосуд с ямочно-гребенчатым орнаментом. Срубная культура эпохи бронзы (сер. 2-го -нач. 1-го тыс. до н. э.). (1, 3 - Исторический музей, Москва.)

Античная керамика. 1. Краснолаковый сосуд. Древний Рим. 1 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. Этрусская канона. Конец 7 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция.

Коринфский сосуд в виде сатира, держащего кратер. Древняя Греция. 6 в. до н. э. Лувр. Париж.

Глинобитные жилища трипольскои культуры. (4-3-е тыс дон. э.), обжигавшиеся снаружи кострами и расписывавшиеся,- первый пример применения К. в качестве стройматериала. С развитием техники добывания металлов К. стала необходима и в металлургии (сопла горнов, тигли, литейные формы, льячки). Первоначально керамич. изделия формовались от руки и обжигались на костре или в домашней печи. Позже, уже в классовом обществе, появились специалистыгончары, пользовавшиеся гончарным кругом (или оттискивавшие изделия в спец. форме) и гончарным горном. Народам Америки до появления европейцев гончарный круг не был известен, однако и у них существовало самобытное керамич. произ-во (наиболее ранние изделия относятся к рубежу 3 и 2-го тыс. до н.э.). Особенно высокого развития оно достигло у майя, инков и ацтеков, изготовлявших разнообразную бытовую и культовую посуду, маски, статуэтки и др. Часть изделий покрывалась яркой росписью. В Др. Египте, Вавилонии и др. древних странах Бл. Востока впервые стала покрывать парадную посуду цветной глазурью и применять для построек кирпич (сначала сырцовый, позже - обожжённый). Для украшения зданий в Египте и Др. Иране употребляли глазурованные кирпичи и изразцы.

Др.-инд. цивилизации знали разнообразную расписную посуду, по формам близкую к посуде Двуречья, кирпичные плитки для мощения полов, статуэтки, таблички с письменами. В Др. Китае во 2-1-м тыс. до н. э. изготовлялись глазурованная посуда и отдельные сосуды из высококачеств. белой глины - каолина, к-рый в 1-м тыс. н. э. стал материалом первых фарфоровидных изделий, а затем и настоящего фарфора. Важное место в истории К. занимает К. др.-греческая, оказавшая большое влияние на К. многих народов. Особенно славилась разнообразная (20 видов) и совершенная по форме посуда. Парадные сосуды украшали обычно изящной немногоцветной росписью (см. Вазопись) на мифологич. и бытовые темы (т. н. чернофигурная и краснофигурная живопись на вазах). Великолепные образцы малой скульптуры представляют собой терракотовые статуэтки, гл. центром произ-ва к-рых была Танагра. Терракотовые архитектурные детали, черепица, водопроводные трубы изготовлялись как в Др. Греции, так и в Др. Риме, где в особенности развилось произ-во кирпича, из к-рого сооружались сложные конструкции (напр., своды перекрытий, пролёты мостов, акведуки). Рим. парадная посуда б. ч. оттискивалась в деревянных или керамич. формах, на к-рых был вырезан рельефный орнамент, и покрывалась красным лаком. У римлян и этрусков достигло расцвета изготовление керамич. погребальных сосудов - урн, известных также многим др. народам, придерживавшимся обряда трупосожжения. Этрусские и рим. урны украшались скульпт. изображениями (напр., сцены пиршеств). Традициям рим. К. в основном следовало произ-во К. Византии, испытавшее, однако, и влияние Бл. Востока (особенно в декорировке поверхности сосудов и в архит. К.). Уже с 6 в. визант. мастера перестали применять красный лак, а с 9 в. стали делать посуду с рельефным орнаментом, изображающим зверей и птиц и покрытым прозрачной глазурью. Визант. тонкий квадратный кирпич-"плинфа" оказал влияние на произ-во кирпича в Др. Руси. В Др. Руси с 10 в. изготовляли на гончарном круге разнообразную посуду, нек-рые сосуды покрывали зелёной глазурью. Глазуровали также плитки для полов и игрушки. На посуде и кирпичах обнаружены клейма мастеров, среди них имена Стефана и Якова. После упадка, вызванного монг.-татарским нашествием, произ-во К. возродилось к 14-15 вв. Главным его центром стала Гончарная слобода Москвы (в р-не совр. ул. Володарского), где к 17 в. были уже довольно крупные мастерские типа мануфактур, производившие посуду (16 видов), игрушки, светильники, чернильницы, муз. инструменты, с 18 в.- курительные трубки. В Псковской земле известны и керамич. глазурованные надгробия. Основными стройматериалами были кирпич, черепица, плитки, трубы; уже с 16 в. появились царские кирпичные заводы и первый стандартный "государев большой кирпич". Для украшения фасадов зданий и внутр. помещений делали изразцы - терракотовые и глазурованные (зелёные - "муравленые" и полихромные - "ценинные"), В 17 в. известны работавшие в Москве мастера Пётр Заборский, Степан Иванов, Иван Семёнов, Степан Буткеев и др. Произ-во изразцов было также в Ярославле и др. городах. С 18 в. рельефные изразцы вытесняются гладкими. В выборе сюжетов изображений сказывалось влияние нар. лубочных картин.

Славянские горшки 12 в. Музей истории и реконструкции г. Москвы.

В 1744 в Петербурге был основан первый в России гос. фарфоровый з-д (ныне з-д им. М. В. Ломоносова); в 1766 в Вербилках под Москвой - частная ф-ка Ф. Я. Гарднера; позже возникло множество др. частных предприятий, из к-рых самыми крупными в 19 - нач. 20 вв. стали з-ды М. С. Кузнецова. Наряду с заводским произ-вом фарфора, строит. и технич. К. сохранялось кустарное произ-во бытовой и художеств. К. Существовало неск. пром. районов со своими традициями (Гжель, Скопин и др.). О развитии керамич. произ-ва см. в статьях Строительных материалов промышленность и Фарфоро-фаянсовая промышленность. м. Г. Рабинович.

Художественная керамика. В развитии художеств. К. важную роль играли открытия, заключающиеся в подборе сортов глин и примесей для составления керамич. массы, а также в приёмах её формовки и обжига, обработки и украшения поверхности изделий. В стремлении получить предельно тонкую и красивую по тону К., прочную и лёгкую, керамисты разных стран приходили (часто независимо друг от друга) к сходным изобретениям, появлявшимся как одновременно, так и в весьма отдалённые друг от друга эпохи. Напр., секреты произ-ва фаянса и глазури, известные др.-егип. мастерам ещё в 15 в. до н. э., вновь открывались в 3-4 вв. в Китае, в 9-10 вв.в странах Бл. Востока, в 16 в.- франц. учёным Б. Палисси. В 18 в. секрет изготовления фарфора, уже с 6-7 вв. освоенного кит. мастерами, открывали И. Ф. Бётгер при помощи Э. В. Чирнхауза в Германии, Д. И. Виноградов в России, а керамисты Франции и Англии, не находя разгадки "китайского секрета", создали свои разновидности фарфоровидной К. (т. н. мягкий фарфор и костяной фарфор). Нередко изобретения, способствовавшие высокому взлёту керамич. иск-ва, надолго забывались или вовсе не получали применения впоследствии. Напр., разработанная др.-греч. мастерами исключительно тонкая технология терракоты, ставшая основой расцвета мелкой пластики Др. Греции и произ-ва совершенных по форме сосудов, оказавших влияние на всё последующее развитие керамич. иск-ва, была надолго забыта. По тонкости черепка к древнегреческим изделиям из терракоты приблизились лишь в 16 в. рельефные сосуды из Сен-Поршера во Франции (т. н. фаянсы Сен-Поршера). А рецепты приготовления очень прочных и стойких к действию кислот чёрного и красного лаков, к-рые служили гл. цветами в античной вазописи, утрачены, т. к. лак был навсегда вытеснен уже в Византии ангобом, эмалью и глазурью (с 9 в.). Преемственность в технологии и в художеств, традициях прослеживается лишь в эволюции гончарства, к-рое тесно связано с домашним ремеслом и с бытовым укладом народа. Но и в гончарстве известны периоды глубокого регресса (напр., лепка от руки сосудов в нек-рых странах Европы поры раннего средневековья). Поэтому история художеств. К. вплоть до 19 в. прерывиста, и её вехами становятся периоды расцвета каждой новой, более совершенной, чем предыдущая, разновидности К. Вновь открытый вид керамич. массы или материал для декорировки изделий, оказываяс