БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ь в центре внимания художников, постепенно оттесняет другие, продолжающие своё развитие, но уже в качестве традиц. произ-ва. Нередко новый вид К. в силу своих технич. достоинств быстро вытесняет старые, и керамисты, прежде чем прийти к художеств, выявлению его специфики, используют его для имитации более дорогих и трудоёмких материалов. Так, в К. Китая, развивавшейся с наибольшей в мире последовательностью, прослеживается период подражания ранних фаянсов бронзе, а первые изделия из каменной массы и фарфора по форме и цвету очень близки сосудам из нефрита. С прямого подражания резьбе по камню, ганчу или стукко начинала своё развитие рельефная архит. К. Люстр, придающий особую утончённость своим металлич. отливом многоцветным расписным блюдам и чашам Ирана и др. стран Бл. Востока, а также исп.-маврит. К., первоначально служил лишь средством имитации в К. дорогих золотых и серебряных изделий. Известны также случаи имитации в К. одного её вида другим. Кит. фарфор, попав в 9 в. в Самарру (ныне на терр. Ирака), вызвал открытие фаянса для подражания тонким фарфоровым сосудам. С подражания кит. фарфору начала своё развитие и белая майолика с синей росписью, производившаяся в 16-18 вв. в Делфте (т. н. делфтский фаянс).

В мировой истории К. важную роль сыграли фаянс и фарфор Китая, оказавшие заметное влияние на развитие художеств. К. мн. стран Европы и Азии. В области архит. К. особенно выделяются многоцветная со сложными узорами глазуров. облицовка зданий Ср. Азии, Ирана, Азербайджана, Турции, араб, стран, а также процветавшие там же узорная кирпичная кладка и рельефная терракота. К высшим достижениям этих видов архит. декора в 10-15 вв. относится полихромная мозаичная керамич. облицовка зданий Самарканда и Бухары. Классич. образцами применения люстра стали фаянсовые иран. сосуды 13 в. и исп.-маврит. майолика 14-15 вв., отличающаяся от иран. К. большей строгостью колорита и рафинированностью цветовых сочетаний росписи и люстра. Известное влияние оказала исп.-маврит. К. на развитие в 15-17 вв. итал. майолики, в к-рой сюжетная роспись стала впервые после античности господствующим видом декорировки изделий, а керамич. скульптура получила монумент, характер в творчестве семьи флорентийских керамистов делла Роббиа. Итал. майолика оказала заметное влияние на майолику Германии 15 в. (в Нюрнберге и др. городах), где, однако, уже с 14 в. стали производить сосуды и из каменной массы, и на майолику Франции 16-18 вв. (в гг. Ним, Лион, Невер), развивавшуюся параллельно с произ-вом фаянса, а с рубежа 17 и 18 вв. и мягкого фарфора (Руан, Сен-Клу, Севр). В 18 в. фарфор как художеств, материал почти повсеместно оттесняет др. виды К. В фарфоре с наибольшей полнотой проявились эстетич. принципы классицизма с его культом предельно чётких формы и декора. Наряду с расписной и позолоч. мелкой пластикой получает развитие скульптура из бисквита. Однако с последней четверти 18 в. начинается возрождение интереса к художеств, возможностям более грубых видов К.- каменной массы и фаянса. Огромную роль в этом процессе сыграла деятельность англичанина Дж. Уэджвуда. Изготовлявшиеся на его заводе фаянсовые сервизы несколько смягчённых форм, с лёгкой графич. росписью, созвучной зарождавшемуся сентиментализму, а также двуцветные изделия из каменной массы, с как бы наложенным на поверхность рельефом стали объектом подражания для керамич. заводов Европы до кон. 19 в. Особое место в истории К. занимает также "революционный фаянс" Франции - сосуды эпохи Великой франц. революции 1789-94 с агитац. призывами и фигурами, олицетворяющими единение трудовых сословий, революц. бдительность и т. д. В эпоху романтизма фаянс играет почти равную с фарфором роль в художеств. К. (напр., изделия Межигорской фаянсовой ф-ки на Украине). Но общий упадок декоративно-прикладного иск-ва во 2-й пол. 19 в. сказался и на развитии художеств. К. Нек-рое оживление художеств, поисков керамистов периода развития стиля "модерн", с их интересом к рукодельной вещи из грубых, но искусно обработанных материалов (произв. М. А. Врубеля и др.), не могло существенно повлиять на общее состояние художеств. К., продолжавшей механически повторять машинными средствами старые образцы. Резкий перелом в её развитии принесла с собой Октябрьская революция 1917. Начиная с т. н. агитационного фарфора, живо откликавшегося на важнейшие явления жизни молодой Сов. республики, и с опытов ряда сов. художников-керамистов кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. по созданию образцов высокохудожеств. массовой К. (фарфора, фаянса, майолики) ведутся поиски путей повышения её эстетич. качества, в к-рые постепенно вовлекаются художники мн. стран. Этот процесс, прерванный 2-й мировой войной 1939-. 1945, возобновился с 1950-х гг., когда вопросы рационального и выразительного решения массовых керамических изделий, рассчитанных на пром. изготовление, стали обращать на себя внимание мировой общественности. Эти поиски возглавила междунар. Академия керамики в Женеве, членом к-рой является и СССР. Наряду с повышением художеств, уровня массовой К. с 1960-х гг. усиливается интерес к уникальной декоративной К., в к-рой всё шире начинают использовать не только грубые её виды, но и такие материалы, к-рые прежде считались нехудожественными (напр., шамот). Разрабатываются новые виды эмалей и глазурей, новые приёмы декорировки, новые типы декоративных изделий (напр., роспись керамич. глазурями декоративного произв. из бетона с последующим обжигом отдельных покрытых глазурью участков). Возрождаются традиц. центры нар. К. (напр., Гжель, Опошня), а её традиции используются в произв. ряда мастеров декоративной К. Н. В. Бетонов.

Советская керамика. 1. 3. П. Маисурадзе (Груз. ССР). "Горный козёл-тур" Декоративный сосуд. Ангоб, цветные глазури. 1964. 2. Е. С. Железняк (Укр. ССР). "Конь". Игрушка-свистулька. Глазурь. 1958. 3. У. Джуракулов (Узб. ССР). Графин (машрафа). Цветные глазури. 1962. Республиканский музей культуры узбекского народа. Самарканд. (1, 2 - Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", Москва.)

Р. Эйнберга (Латв. ССР). Молочный сервиз. Глина, лощение. 1967.

А. Г. К а рп о в а. "Всадник". Одоевская игрушка (Тульская область). Глина, роспись. I960. Музей народного искусства. Москва.

Производство К. Керамич. изделия и материалы классифицируют по назначению и свойствам, по осн. используемому сырью или фазовому составу спёкшейся К. (табл.). В зависимости от состава сырья и темп-ры обжига керамич. изделия подразделяют на 2 класса: полностью спёкшиеся, плотные, блестящие в изломе изделия с водопоглощением не выше 0,5% и пористые, частично спёкшиеся изделия с водопоглощением до 15%. Различают грубую К., имеющую крупнозернистую, неоднородную в изломе структуру (напр., строительный и шамотный кирпич), и тонкую К. с однородным, мелкозернистым в изломе и равномерно окрашенным черепком (напр., фарфор, фаянс). Осн. сырьём в керамич. пром-сти являются глины и каолины вследствие их широкого распространения и ценных технологич. свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при произ-ве тонкой керамики являются полевые шпаты (гл. обр. микролин) и кварц. Полевые шпаты, особенно чистых сортов, и их сростки с кварцем добывают из пегматитов. Во всё возрастающих кол-вах кварцево-полевошпатовое сырьё добывается из разнообразных горных пород путём обогащения и очистки от вредных минеральных примесей. Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к К. металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие произ-ва огнеупоров и др. видов технич. К. на основе чистых окислов, карбидов и др. соединений. Свойства нек-рых видов технич. К. резко отличаются от свойств изделий, изготовляемых из глин и каолинов, и потому объединяющими признаками керамич. изделий и материалов остаются их получение спеканием при высоких темп-pax, а также использование в произ-ве родственных технологич. методов, к к-рым относятся: обработка сырья и приготовление керамич. массы, изготовление (формование), сушка и обжиг изделий.

По способу приготовления керамич. массы подразделяют на порошкообразные, пластичные и жидкие. Порошкообразные керамич. массы представляют собой увлажнённую или с добавкой органич. связок и пластификаторов смесь измельчённых и смешанных в сухом состоянии исходных минеральных компонентов. Перемешиванием глин и каолинов с отощающими добавками во влажном состоянии (18-26% воды по массе) получают пластич. формовочные массы, к-рые при дальнейшем увеличении содержания воды и с добавкой электролитов (пептизаторов) превращаются в жидкие керамич. массы (суспензии) - литейные шликеры. В произ-ве фарфора, фаянса и нек-рых др. видов К. пластичную формовочную массу получают из шликера частичным обезвоживанием его в фильтрпрессах с последующей гомогенизацией в вакуумных массомялках и шнековых прессах. При изготовлении нек-рых видов технич. К. литейный шликер приготовляют без глин и каолинов, добавляя в тонкомолотую смесь исходного сырья термопластич. и поверхностно-активные вещества (напр., парафин, воск, олеиновую кислоту), к-рые потом удаляются предварит, низкотемпературным обжигом изделий.

Выбор метода формования К. определяется в основном формой изделий. Изделия простой формы - огнеупорный кирпич, облицовочные плитки - прессуются из порошкообразных масс в стальных пресс-формах на механич. и гидравлич. прессах-автоматах. Стеновые стройматериалы - кирпич, пустотелые и облицовочные блоки, черепица, канализац. и дренажные трубы и др.- формуются из пластичных масс в шнековых вакуумных прессах выдавливанием бруса через профильные мундштуки. Изделия или заготовки заданной длины отрезают от бруса автоматами, синхронизированными с работой прессов. Хозяйств, фарфор и фаянс формуются преим. из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах. Санитарностроительная К. сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамич. шликера на механизированных конвеерных линиях. Радио- и пьезо-К., керметы и др. виды технич. К. в зависимости от их размеров и формы изготовляются гл. обр. прессованием из порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах. Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвеерных сушилках.Обжиг К. является самым важным технологич. процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие'свойства К. За редким исключением спекание кристаллич. фаз протекает с участием жидких фаз, образующихся из эвтектич. расплавов. В зависимости от состава керамич. массы и темп-ры обжига в фарфоровых, стеатитовых и др. плотно спекшихся изделиях содержание жидкой фазы в процессе спекания достигает 40-50% по массе и более. Силами поверхностного натяжения, возникающими на границе жидкой и твёрдой фаз, зёрна кристаллич. фаз (напр., кварца в фарфоре) сближаются, а газы, распределённые между ними, вытесняются из капилляров. В результате спекания размеры изделий уменьшаются, возрастают их механич. прочность и плотность. Спекание нек-рых видов технич. К. (напр., корундовой, бери л лиевой, циркониевой) осуществляется без участия жидкой фазы в результате объёмной диффузии и пластич. течения, сопровождающихся ростом кристаллов. Спекание в твёрдых фазах происходит при использовании весьма чистых материалов и при более выс. темп-pax, чем спекание с участием жидкой фазы, и потому получило распространение лишь в произ-ве технич. К. на основе чистых окислов и тому подобных исходных материалов. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных типов К. колеблется в широких пределах. Изделия из электрофарфора, фарфора, фаянса и др. видов тонкой К. покрываются перед обжигом глазурью, к-рая при высоких темп-pax обжига (1000-1400 °С) плавится, образуя стекловидный водои газонепроницаемый слой. Глазурованием повышают технич. и декоративнохудожеств. свойства К. Массивные изделия глазуруются после сушки и обжигаются в один приём. Тонкостенные изделия перед глазуровкой во избежание размокания в глазурной суспензии подвергают предварительному обжигу. В нек-рых керамич, производствах неглазурованная поверхность обожжённых изделий шлифуется абразивными порошками или абразивным инструментом. Изделия хоз. керамики украшаются керамич. красками, декалькоманией и золотом.

О произ-ве отд. видов К. см. в соответствующих статьях, а также в статьях Гжельская керамика, Дмитровский фарфоровый завод, Дулёвский фарфоровый завод, Мейсенский фарфор, Севрский фарфор, Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.

Илл. см. на вклейках - к стр. 49 и табл. II-IV (стр. 96-97).

Лит.: А р ц и х о в с к и и А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; А вгустиник А. И., Керамика, М., 1957; Технология керамики и огнеупоров, под ред. П. П. Будникова, 3 изд., М., 1962; Салтыков А. Б., Избр. труды, М., 1962; Черепанов А. М., Т р е с в я тский С. Г., Высокоогнеупорные материалы и изделия из окислов, 2 изд., М., 1964; Кинджери У. -Д., Введение в керамику, 2 изд., пер. с англ., М., 1967; Искусство керамики. Сб. под ред. Н. С. Степанян, М., 1970; Encyclopedia of world art, v. 3, N. Y.Toronto - L., 1960.И. А. Булавин.


Классификация керамических изделий





Назначение

Тип керамики

Исходные материалы

Температура обжига, °С

Изделия





Класс пористых, частично спёкшихся изделий с водопог лощением до 15%





Строительная керамика: стеновые материалы

Высокопористая, грубозернистая

Глина, песок и др. отощающие материалы

950-1150

Глиняный кирпич и пустотелые блоки (камни)





кровельные материалы

То же

Глина и песок

950-1150

Черепица





облицовочные материалы

-"-

Пластичные и ппроплавкие глины, шамот, кварцевый песок, полевой шпат, тальк, каолин

1000-1200

Облицовочные фасадные плитки и блоки, терракота, плитки метлахские, мозаичные, глазурованные фаянсовые и др.





санитарно- технические изделия

Фаянс, полуфарфор

Глина, каолин, кварцевый песок

1150-1250

Оборудование санитарных узлов





Бытовая и художественнодекоративная керамика

Фаянс, полу фарфор, майолика

Глина, каолин, кварцевый песок, полевой шпат

1100-1250

Столовая и чайная посуда, художественно-декоративные изделия





Огнеупорная керамика

Алюмосиликатная, кремнезёмистая , магнезиальная, хромистая, цирконовая и др.

Огнеупорная глина, каолин, шамот, кварциты, известь, доломит , магнезит , высокоогнеупорные окислы и др.

1350-2000

Кирпичи и блоки, применяемые при сооружении печей, топок и др.





Класс полностью стекшихся, плотных, блестящих в изломе изделий с водопоглощением не выше 0,5%





Техническая керамика: электротехническая (для токов промышленной и высокой частоты)

Муллитовая, корундовая, стеатитовая, кордиеритовая, на основе чистых окислов, электрофарфор

Глина, каолин, андалузит, глинозём, полевой шпат, циркон, цирконосиликаты и др.

1250-1450

Изоляторы, чехлы для термопар, ваку" умоплотные колбы, термостойкие детали для печей и др.





кислотоупорная

"Каменная", кислотоупорный фарфор

Беложгущиеся глины и каолин, кварц, полевой шпат, шамот, тугоплавкие глины

1250-1300

Сосуды для хранения кислот и щелочей, аппаратура химических заводов, посуда и др.





Бытовая и художественнодекоративная керамика

Твёрдый и мягкий хозяйственный фарфор

Беложгущиеся глины и каолин, кварц, полевой шпат

1300-1450

Столовая и чайная посуда, статуэтки, вазы и др.





Санитарно-строительные изделия

Низкотемпературный фарфор

Глина, каолин, полевой шпат, кварцевый песок

1250-1300

Умывальные столы, унитазы и др.








КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ, окрашенные минеральные вещества, стойкие при высоких темп-pax, применяемые для окраски керамич. изделий, глазурей и стёкол. К. к. представляют собой тонкомолотые смеси минеральных пигментов с легкоплавкими стёклами (надглазурные краски), с порошкообразной глазурью (подглазурные краски), а также окрашенные легкоплавкие глазури (майоликовые краски). К К.к. относятся также порошкообразные и жидкие препараты драгоценных металлов - золота, платины и серебра.

В качестве окрашенных минеральных веществ при изготовлении К. к. применяют окислы тяжелых цветных металлов, реже сернистые и селенистые соединения металлов, напр. CdS, CdSe, или синтетические окрашенные соединения типа таких естеств. минеральных тел, как корунды, шпинели, гранаты, цирконы и др. Особенно широкое применение находят окрашенные соединения типа шпинели и циркона как более стойкие к действию высоких темп-р. Легкоплавкие стёкла или флюсы представляют собой свинцовые боросиликаты или щелочные свинцовые алюмоборосиликаты.

К. к. в зависимости от их состава и рода изделий, на к-рые они наносятся, обжигают при различных темп-рах. Напр., надглазурные краски для фаянса обжигают при темп-рах 740-780 °С, для фарфора - 790-830 °С; подглазурные краски для фаянсовых облицовочных плиток обжигают при темп-рах 950-1150 °С, а для фаянсовых санитарнотехнич. изделий - 1100-1250 °С. При обжиге надглазурных К. к. флюс плавится и приплавляет пигмент к поверхности глазури. Подглазурные К. к. наносятся непосредственно на поверхность изделия и покрываются глазурью.

Лит.: Визир В. А., Мартынов М. А., Керамические краски, К., 1964; Shaw К., Ceramic colours and pottery decoration, [2 ed.], N.Y., 1969.С. Г. Туманов.

КЕРАМИЧЕСКИЙ КОНДЕНС