БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

тантства в коммунистич. молодёжном движении и распространению влияния последнего среди трудящейся молодёжи. Вскоре после конгресса был преодолен раскол молодёжного движения в Испании, Бельгии, Аргентине, Китае. Линия КИМ на единство действий молодёжи позволила созвать междунар. конгрессы молодёжи в Женеве (в 1936) и в США (в 1938). На этих конгрессах представители КИМ добивались единых действий в борьбе молодёжи против интервенции фаш. Германии и Италии в Испании и др. агрессивных действий империалистич. держав (напр., япон. агрессии против Китая). В движение за мир было вовлечено ок. 40 млн. юношей и девушек почти во всех странах мира. В обстановке 2-й мировой войны 1939-45 деятельность КИМ способствовала организации антифаш. борьбы молодёжи .

КИМ сыграл большую роль в организации и сплочении междунар. молодёжного движения. При его поддержке комсомольские орг-ции различных стран выросли, окрепли и могли под руководством компартий самостоятельно решать стоявшие передними задачи. В мае 1943 вслед за роспуском Коминтерна КИМ был распущен.

Высшим органом КИМ были конгрессы, в промежутках между конгрессами - Исполком КИМ, избиравший Президиум п Секретариат.

Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41; его же, Третьему мировому конгрессу Коммунистического Интернационала Молодежи в Москве, там же, т. 45; Ф о с т е р У., История трех Интернационалов, [пер. с англ.], М., 1959; Молодежь в борьбе за единый фронт. Материалы VI Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала Молодежи, М., 1938; Привалов В. В., Образование Коммунистического Интернационала молодежи, Л., 1968. В. В. Александров.

"КОММУНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ", см. Манифест Коммунистической партии".

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Я. М. СВЕРДЛОВА, первое в СССР высшее парт, учебное заведение, готовившее кадры парт, и сов. работников. Образовался из созданных в июле 1918 в Москве по инициативе Я. М. Свердлова курсов агитаторов и инструкторов при ВЦИК. Им же была составлена первая уч. программа. В янв. 1919 курсы преобразованы в Школу сов. работы. На её основе по постановлению 8-го съезда РКП(б) была создана Центр, школа сов. и парт, работы, переименованная в июле 1919 в К. у. им. Я. М. Свердлова. Курс обучения в ун-те вначале составлял 6-8 месяцев, затем был увеличен до 2, 3, 4 лет. В. И. Ленин уделял большое внимание организации ун-та, выработке его уч. программ. 11 июля и 29 авг. 1919 Ленин прочёл в ун-те две лекции о гос-ве; 24 окт. 1919 произнёс напутственную речь слушателям ун-та, отправлявшимся на фронт. В ун-те выступали с лекциями Я. М. Свердлов, А. М. Горький, М. И. Калинин, В. В. Куйбышев, А. В. Луначарский и др.; преподавали В. В. Адоратский, Н. Н. Батурин, А. С. Бубнов, М. Ф. Владимирский, В. П. Волгин, С. Н. Гусев, Ф. Я. Кон, Н. М. Лукин, С. И. Мицкевич, С. А. Пионтковский, М. Н. Покровский, И. И. Скворцов-Степанов, А. М. Стопани, Е. М. Ярославский и др. Ректорами были М. Н. Лядов, В. И. Невский, В. П. Антонов-Саратовский. При ун-те работали: Вечерний коммунистич ун-т, Вечернняя совпартшкола, Воскресный коммунистич. ун-т, Заочный коммунистич. ун-т, Лекторские курсы, в дальнейшем - Ин-т аспирантов. За первые 10 лет ун-т окончило св. 10 тыс. чел., обучалось в нём 19 тыс. чел. По решению ЦК ВКП(б) 21 сент. 1932 К. у. был реорганизован в Высший Коммунистич. с.-х. ун-т им. Я. М. Свердлова. В связи с 15-летием в 1933 ун-т был награждён орденом Ленина. В 1935 ун-т преобразован в Высшую школу пропагандистов при ЦК ВКП(б) им. Я. М. Свердлова.

Лит.: Иванова Л. В., Коммунистические университеты и их роль в подготовке историков-марксистов в 1918 -1922 гг., в кн.: История и историки. Историография истории СССР. Сб. статей, М., 1965. И. В. Загоскина.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ЗАПАДА и м. Ю. Ю. М а рхлевского (КУНМЗ), создан по декрету СНК РСФСР от 28 нояб. 1921 в Москве для подготовки политических работников из представителей национальностей Запада, населяющих СССР, на базе Литовско-еврейско-латышской, Немецкой, Польской, Румынской высших партийных школ, к-рые составили соответствующие секторы КУНМЗ. Позднее были организованы секторы: белорусский, болгарский, итальянский, молдавский и югославский. 18 сент. 1922 открыт филиал КУНМЗ в Петрограде, образованный путём слияния Латышской, Эстонской и Финской парт, школ; в 1924 латышский сектор филиала был соединён с основным (московским). Первый выпуск (352 чел.) состоялся в 1922. С 1922/23 уч. года был установлен 3-летний срок обучения и организованы отделения: парт, работы и политич. просвещения; профсоюзного движения; экономич.; адм.-правовое. Параллельно с осн. в большинстве секторов существовали и одногодичные курсы. Зачисление в КУНМЗ осуществлялось по рекомендации местных парт, и комсомольских орг-ций. К 1927 учились представители 14 национальностей. Первым ректором КУНМЗ до 1925 был Ю. Ю. Мархлевский. Студенты КУНМЗ под руководством преподавателей вели большую агитационно-пропагандистскую работу. В связи с перестройкой системы партийно-политич. просвещения в 1936 КУНМЗ прекратил существование. КУНМЗ и его филиал подготовили несколько тысяч парт., комсомольских и профсоюзных работников различных национальностей Запада. Г. В. Антонов.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРУДЯЩИХСЯ ВОСТОКА (КУТВ), создан по декрету ВЦИК РСФСР от 21 апр. 1921 в Москве при Наркомпросе РСФСР для подготовки работников сов. вост. республик и областей, позднее был в ведении ЦК ВКП(б); открыт 21 окт. 1921 на базе Вост. курсов при Наркомнаце. В различное время обучались представители 73 национальностей. КУТВ имел отделения в Ташкенте, Баку, Иркутске. С 1923 срок обучения 3 года. Уч. программа имела общеобразовательный характер. Осн. отделения КУТВ: парт, работы и политич. просвещения; профсоюзного движения; экономич.; адм.-правовое. Занятия вели А. В. Луначарский, Л. Б. Красин, М. Н. Покровский, А. А. Губер, И. М. Рейснер, Б. 3. Шумяцкий и др. В ун-те велась также большая н.-и. работа. В 1927 создана н.-и. ассоциация по изучению социально-экономич. проблем сов. и зарубежного Востока и проблем нац. и колониальных. В 1927-38 издавался печатный орган "Революционный Восток". Студенты ун-та под руководством преподавателей вели большую агитационно-пропагандистскую работу. В кон. 30-х гг. КУТВ в связи с созданием ряда высших уч. заведений в нац. республиках Ср. Азии, Сибири, Сев. Кавказа прекратил свою деятельность. Ун-т и его отделения подготовили неск. тысяч парт., комсомольских и профсоюзных работников мн. национальностей Востока. Г. В. Антонов.

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, планомерное, целеустремлённое и систематич. формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма.

До возникновения марксизма не было целостной науч. теории воспитания всесторонне развитой личности. Вместе с тем ещё др.-греч. мыслители выдвинули задачу сочетания умственного, нравственного, эстетич. и физич. воспитания. Проблема всестороннего развития человека разрабатывалась и в эпоху Возрождения. Ряд ценных идей о воспитании высказали социалисты-утописты (см. Утопический социализм). Они подвергли резкой критике бурж. мораль и систему воспитания, выдвинули идею общенародного воспитания, согласно к-рой всё общество и каждый его институт должны представлять собой школу воспитания. Большое значение в воспитании нового человека утописты придавали морали и иск-ву; они впервые обосновали идею безрелигиозного воспитания, отстаивали демократич. принципы образования равноправного, бесплатного, всеобщего и светского; сформулировали идею о самовоспитании народа в процессе творческого труда, о соединении образования с трудом. Р. Оуэн сделал попытку практически соединить обучение с производит, трудом. Утописты отстаивали идею всестороннего развития человека. Труд как условие свободного воспитания индивидов обеспечивает, по мнению утопистов, разносторонность и целостность индивидов. Однако социалисты-утописты не видели объективных закономерностей возникновения коммунистич. общества, не смогли раскрыть действительных путей формирования нового человека.

Науч. основы теории К. в. были разработаны К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Классики марксизмаленинизма вскрыли социальную природу воспитания и его классово-историч. характер, связали воспитание людей с переустройством обществ, отношений, с активной ролью людей в этом процессе. Они показали, что сущность человека - это совокупность тех обществ, отношений, к-рые он застаёт при рождении и усваивает в процессе обществ.-преобразующей деятельности. В процессе этой деятельности происходит формирование обществ, сущности человека, его сознания, нравств. и эстетич. чувств, самовоспитание человека. К. в. не имеет ничего общего с элитарной точкой зрения на массу как на простой объект воспитания. Только в обществ.революц. практике и воспитатель может быть воспитан. Маркс и Энгельс подвергли уничтожающей критике бурж. систему воспитания, раскрыли её классовую сущность. По словам Маркса, бурж. система нравств. воспитания сводится к вдалбливанию в сознание людей бурж. принципов морали, оправдывающих неравенство людей, эксплуатацию человека человеком. Все средства воспитания буржуазия направила на культивирование в людях бурж. индивидуализма, стяжательства, властолюбия. На основе закономерностей социально-исторического развития и анализа общественных потребностей Маркс и Энгельс сформулировали цель К. в. как всестороннее гармоническое развитие всех духовных и физических сил каждого члена общества. Маркс показал, что природа крупной пром-сти уже в условиях капитализма создаёт потребность и предпосылки для устранения бурж. системы разделения труда, для всестороннего развития работника. Но капиталистические общественные отношения препятствуют осуществлению этой потребности, воспроизводят уродующее человека социальное разделение труда с его закостенелыми специальностями, с отрывом умств. труда от физического, с расщеплением человеческой личности, превращением индивида в частичного человека. Это глубокое противоречие может быть устранено только в результате уничтожения частной собственности и установления нового, социалистич. способа производства. Только в условиях коммунизма создаётся возможность для всестороннего, гармонич. развития людей. Маркс и Энгельс обосновали ведущий принцип воспитания людей коммунистич. общества - соединения обучения с трудом. В новом обществе, писал Маркс, "... каждый трудоспособный взрослый человек должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 197). Политехнич. образование, соединённое с производит, трудом, Маркс рассматривал не только как одно из средств увеличения обществ, богатства, но и как "... единственное средство для производства всесторонне развитых людей" (там же, т. 23, с. 495). Члены коммунистического общества смогут в полной мере овладеть богатствами культуры и утверждать себя как личности в деятельности, творчестве, преодолев противоположность между рабочим и свободным временем.

Учение Маркса и Энгельса о К. в. было развито Лениным. Строительство коммунистич. общества, писал Ленин, приведёт "... к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 33).

Ленин конкретизировал и развил дальше марксистский принцип соединения обучения с трудом. Он считал, что нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производит, трудом молодого поколения. Важную роль в воспитании всесторонне развитых людей Ленин отводил политехническому образованию, которое должно осуществляться в тесной связи с производит, трудом, с усвоением науч. знаний. Для того чтобы строить коммунистич. общество, молодёжь должна неустанно учиться, овладевать знаниями, к-рые выработало человечество на протяжении своего историч. развития. В неразрывной связи с образованием Ленин считал необходимым осуществлять воспитание подрастающего поколения в духе коммунистич. нравственности. Ленин писал, что надо воспитывать всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде, в духе коммунистич. организованности, умения подчинять свои интересы интересам коллектива (см. там же, т. 41, с. 318).

В ходе социалистич. и коммунистич. строительства в СССР и др. странах социализма на практике осуществляются идеи К. в., у людей воспитываются такие качества, как преданность делу коммунизма, непримиримость к эксплуатации и угнетению человека человеком, коллективизм, гуманизм, социалистич. патриотизм, чувство интернациональной солидарности, трудолюбие, личное достоинство. Сердцевиной К. в. является формирование у широчайших масс трудящихся коммунистич. мировоззрения. Овладение теорией марксизма-ленинизма позволяет человеку выработать научные взгляды на мир, осознать своё место и роль в происходящих событиях, давать им правильную оценку и делать верные практические выводы, т. е. сознательно участвовать в коммунистическом строительстве.

Формирование научного мировоззрения предполагает выработку у людей гражданственности и ответственности, социальной активности, стремления отдать свои силы общему делу.

Формирование научного мировоззрения, коммунистич. убеждённости требует непримиримой борьбы против буржуазной идеологии, против ревизионистских и реформистских теорий, правой и левой разновидности оппортунизма, национализма.

Составной частью К. в. является атеистическое воспитание. Освобождение духовных сил человека от религ. предрассудков делает его непримиримым ко всякой мистике и суевериям, раскрепощает его творческие силы.

К. в.- творческий процесс, связанный с активным участием людей в строительстве коммунизма, с борьбой за новое общество. Именно в трудовой деятельности достигается единство теории и практики, знания превращаются в убеждения, становятся нормой повседневного поведения, руководством к практической деятельности. Поэтому воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности, трудовое воспитание является важнейшей задачей К. в. В труде формируются коммунистич. мировоззрение п характер человека, новое отношение личности к обществу, глубокое сознание обществ, долга, раскрываются способности и таланты людей. "Строить новую дисциплину труда,подчёркивал Ленин,- строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду, это - работа многих лет и десятилетий" (там же, т. 40, с. 316). В СССР в результате коренных социальных преобразований у подавляющего большинства советских людей сложились новые, социалистические взгляды на труд, он становится для них смыслом жизни. Новые задачи коммунистического строительства, необходимость соединить преимущества социализма с достижениями научно-технической революции, всемерно интенсифицировать общественное производство, резко улучшить его качественные показатели тесно связаны с повышением уровня сознательности трудящихся, особенно в отношении к труду и общественной собственности. Строительство коммунизма служит материальной основой для перерастания социалистич. труда в труд коммунистический.

Формирование нового человека предполагает воспитание в духе коммунистич. нравственности, впитавшей в себя основные общечеловеческие моральные нормы, к-рые нар. массы выработали на протяжении тысячелетий. В Программе КПСС сформулирован моральный кодекс строителей коммунизма. Этот кодекс включает такие нравственные принципы, как преданность делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине, к странам социализма; добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат; честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к нац. и расовой неприязни; непримиримость к врагам коммунизма, мира и свободы народов; братская солидарность с трудящимися всех стран.



Таблица XLI

В. И. Ленин в президиуме заседания 1-го конгресса Коммунистического Интернационала. Москва. Кремль.

В. И. Ленин на заседании одной из комиссий 2-го конгресса Коммунистического Интернационала. Москва. Кремль.

Таблица XLII

К cm. Коммунистический Интернационал.



Коммунистическая мораль утверждается в постоянной и бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого, с влиянием бурж. идеологии. Не может быть победы коммунистич. морали без решительной борьбы с такими её антиподами, как тунеядство, хищение обществ, собственности, безыдейность, стяжательство, взяточничество, клевета, пьянство, хулиганство и т. п.

Воспитательная работа Коммунистич. партии, социалистич. гос-ва, общественности строится прежде всего на основе мер убеждения. Однако она не исключает и мер принуждения по отношению к нарушителям трудовой и гос. дисциплины, расхитителям социалистич. собственности, т. е. ко всем антиобществ, элементам.

Важнейшей составной частью К. в. является эстетическое воспитание, цель к-рого - воспитание творческих способностей людей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и иск-ве, обогащение духовной жизни человека. Эстетически развитый человек способен наслаждаться красотой, творить по законам красоты, активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого. В социалистич. обществе сложилась и развивается специальная система художеств, образования и воспитания широких нар. масс, приобщения их к различным формам эстетич. деятельности .

К. в. включает в себя и физическое воспитание, которое укрепляет здоровье, способствует росту трудовых возможностей людей, совершенствует их нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития человека.

Воспитательная работа пре