БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

рнорудной - иногда рудником. К. наз. также совокупность выемок в земной коре, образованных при добыче полезных ископаемых открытым способом (рис. 1).

В К. горные работы включают выемку, перемещение и разгрузку горных пород: полезных ископаемых и вскрышных пород, покрывающих и вмещающих залежи (см. Вскрышные работы). Цель горных работ - выполнение плановых заданий по добыче полезных ископаемых и создание подготовленных к выемке их запасов. Отличительная особенность К. - постоянное перемещение в нём рабочих мест (см. Забой). Современные К. являются высокомеханизированными предприятиями, оснащёнными производительными машинами и механизмами для разрушения, выемки, транспортирования и складирования любых горных пород (см. Открытая разработка месторождений). Основными производств, единицами небольших К. (по добыче нерудных строит, материалов) являются горный цех (участок) и цех переработки полезных ископаемых, а крупных угольных и рудных К.- территориальные участки или специализированные цехи (буровой, взрывной, выемочно-погрузочный, транспортный и др.).Помимо этого, К.включа(т цехи и участки вспомогательного и подсобного производства. В горнорудной пром-сти часто сам К. является цехом горно-обогатит. или металлургич. комбината (Норильский горно-металлургич. комбинат, криворожские горно-обогатит. комбинаты и др.).

Рис. 1. Высокогорский карьер (общий вид).

Рис. 2. Карьер Соколовско - Сарбайского железорудного комбината: погрузка пород вскрыши в думпкары.

Совокупность выемок К. образуется при разработке горных пород уступами. Выемка пород в пределах уступов производится последовательными полосами - заходками при подви-гании в них забоев выемочно-погрузочных машин (рис. 2). Верхние уступы опережают нижние. При разработке горизонтальных залежей глубина К. постоянна, а подвигание уступов ведёт к увеличению в плане выработанного пространства К., в к-ром обычно размещаются вскрышные породы (см. Отвальные работы). Горные работы на наклонных и крутопадающих залежах обусловливают углубление К. и создание (нарезку) новых уступов путём проходки разрезных траншей; при этом необходима опережающая отработка вышележащих уступов. Для обеспечения транспортной связи между поверхностью и забоями в К. проводятся наклонные капитальные траншеи (см. Вскрытие месторождения). Строительство К. предусматривает вскрытие и нарезку уступов по залежи при опережающей отработке уступов в покрывающих вскрышных породах, сооружение подъездных транспортных коммуникаций, производственных и жилых зданий.

Глубина отд. К. в СССР (1970) достигает неск. сотен м (напр., Коркин-ский К.- 300 м), проектная глубина ряда К.- 500-700 м. Производительность мощных К. в СССР составляет десятки млн. т руды в год [напр., К. юж. горно-обогатительного комбината (ЮГОК)и сев. горно-обогатительного комбината (СевГОК) в Кривом Роге]. Проектируются (1972) К. по добыче угля и руды с годовой производительностью 40-50 млн. т по полезному ископаемому и св. 100 млн. т по вскрышным породам.

Лит.: Мельников H. В., Справочник инженера и техника по открытым горным работам, 4 изд., M., 1961; Ржевский В. В., Технология, механизация и автоматизация процессов открытых горных разработок, M-, 1966; его же, Технология и комплексная механизация открытых горных работ, M., 1968; Кулешов H. А., Анистратов Ю. И., Технология открытых горных работ, M., 1968.

Ю. И. Анистратов.

КАРЬЕРА (итал. camera - бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus - телега, повозка), быстрое и успешное продвижение в области обществ., науч., служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды. Слово "К." употребляется также для определения рода занятий, профессии, напр. К. артиста, К. врача и т. п. Карьеризм - погоня за личным успехом в служебной, науч. или другой деятельности, вызванная корыстными целями в ущерб общественным интересам.

КАРЬЕРНОЕ ПОЛЕ, месторождение полезных ископаемых (или его часть) с массивом покрывающих и вмещающих пустых пород, отведённое для разработки одним карьером. К. п. входит в состав земельного отвода карьера, в пределах к-рого размещаются также удалённые из карьера пустые породы, промышл. площадка и др. производств, сооружения. Верхний контур К. п.- линия пересечения бортов карьера с земной поверхностью, нижний контур - дно карьера. Оконтуривание К. п. заключается в установлении на геол. планах и профилях объёмного контура карьера, включающего участки полезного ископаемого, к-рые экономично разрабатывать открытым способом. При разработке горизонтальных и пологопадающих залежей размеры К. п. в плане устанавливаются, исходя из целесообразной скорости подви-гания фронта горных работ, расстановки горного оборудования и экономичности внутрикарьерных перевозок. Площадь крупных К. п. достигает 10-40 км2, а объём горной массы 2-10 млрд. м3. Ю. И. Анистратов.

КАРЬЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ, перемещение карьерных грузов, один из главных производств, процессов в технологии открытой добычи полезных ископаемых. Осн. карьерный груз - горная масса (полезное ископаемое или пустые породы), начальный пункт - забой, конечный - место разгрузки (отвалы для пустых пород, некондиционных руд и приёмные бункера погрузочных станций, дробильные, обогатит., агломерац., брикетные фабрики, врем, или постоянные склады - для полезного ископаемого).

Особенностями К. т. являются большие объёмы перевозок (напр., при расстоянии до 15-20 км на карьерах перемещается от неск. десятков тыс. до десятков млн. тонн грузов в год), а также односторонняя направленность перемещения от забоев к пунктам приёма грузов, большие уклоны на трассе, нестационарность пунктов погрузки горной массы и пунктов приёма пустых пород.

К. т.- связующее звено всех технологических процессов разработки горных пород в карьере; на него приходится ок. половины всех трудовых и стоимостных затрат на добычу полезного ископаемого.

Все виды К. т. делятся на две группы: транспорт прерывного действия - железнодорожный, автомобильный (рис. 1), скиповые подъёмники, кабельные краны и т. д. и непрерывного действия - конвейерный (рис. 2), подвесные канатные дороги (рис. 3), трубопроводный (гид-равлич. и пневматич.), гравитационный (по рудоскатам и рудоспускам), транспортно-отвалъные мосты, перегружатели и отвалообразователи. Вследствие изменяющихся условий как в глубоких, так и в нагорных карьерах широко применяют комбинации различных видов транспорта (например, автомобильный и ж.-д., автомобильный и конвейерный или скиповой и т. д.). В этом случае каждый вид транспорта в наиболее благоприятных для него условиях эксплуатации обеспечивает наивысшие технико-эконо-мич. показатели (напр., автомобильный - в забойной части, скиповой - при доставке горной массы с нижних горизонтов на поверхность карьера, железно-

Рис. 1. Погрузка горной массы в забое карьера на автотранспорт.

Рис. 2. Перемещение вскрышных пород конвейерным транспортом.

Рис. 3. Подвесная канатная дорога для транспортировки руды на Каджаранском медно-молибденовом комбинате.

дорожный - на поверхности карьера). Помимо рассмотренных транспортных средств, перемещение горной массы в карьерах может производиться выемоч-но-транспортирующими машинами (скреперами, погрузчиками, бульдозерами) и выемочными машинами (экскаваторами-драглайнами и механическими лопатами, с большими рабочими параметрами). Наиболее перспективное средство К. т.- конвейеры, к-рые преим. применяются при разработке мягких горных пород и обеспечивают поточное производство горных работ и полную автоматизацию процессов перемещения.

Автомобильный К. т. совершенствуется в направлении увеличения грузоподъёмности, снижения массы тары, улучшения манёвренности и скоростных качеств, повышения экономичности (за счёт применения электропривода, газотурбинных двигателей, аккумуляторных батарей и топливных элементов, лёгких сплавов и пластмасс); железнодорожный К. т.- по пути увеличения массы составов, преодоления составами больших уклонов, улучшения тормозных качеств (внедрение высокого напряжения постоянного и переменного тока, дизель-электрич. и турбинных двигателей, электромагнитных и др. видов тормозов); конвейерный К. т. приспосабливается для транспортирования скальных пород, увеличиваются углы его наклона и изгибаемость конвейерных линий, повышается скорость движения ленты, прочность лент (за счёт применения высокопрочных лент, стальных, пластмассовых и др. пластин, совершенствования амортизирующих устройств и пунктов перегрузки, применения поддерживающей воздушной подушки).

Лит.: Ржевский В. В., Технология, механизация и автоматизация процессов открытых горных разработок, M., 1966; С и и-ваковский А. О., Потапов M. Г., Андреев А. В., Транспортные машины и комплексы открытых горных разработок, 2 изд., M., 1968; Васильев M. В., Современный карьерный транспорт, M., 1969; Андреев А. В., Ш е ш к о E. E., Транспортные машины и комплексы для открытой добычи полезных ископаемых, M., 1970; Васильев M. В., Яковлев В. Л., Научные основы проектирования карьерного транспорта, M., 1972.

M. В. Васильев, Ю. И. Анистратов.


КАРЬЯЛАЙНЕН (Karjalainen) Ахти (р.10.2.1923, м.Хирвенсалми), гос. и политический деятель Финляндии. Род. в семье землевладельца. Окончил (1946) ф-т политич. наук Хельсинкского ун-та; в 1959 получил звание доктора государство-ведения. С 1946 член, в 1947-50 секретарь по информац. делам партии Аграрный союз (с 1965 - Партия центра). В 1957-58 мин. финансов, в 1959-61 мин. торговли и пром-сти, в 1961-62 мин. иностр. дел. В 1964-70, с сент. 1972 мин. иностр. дел и зам. премьер-министра. В 1962-63, 1970-71 премьер-министр. С 1966 деп. парламента от Партии центра. К. - сторонник миролюбивого внешнеполитического курса Финляндии, "линии Паасикиви - Кекконена".


КАРЬЯЛАНСЕЛЬКЯ (Karjalanselka), возвышенная гряда на В. Финляндии, между оз. Оулуярви на С.-З. и Пюхя-селькя на Ю.-В. Дл. ок. 200 км, вые. до 355 м. Сложена древними кристаллич. породами, перекрытыми моренными отложениями. Таёжные сильно заболоченные леса. Многочисл. озёра. Лесоразработки.


КАРЯГИНО, до 1959 назв. г. Физули в Азерб. CCP.


KAC, река в Красноярском крае РСФСР, левый приток Енисея. До слияния с р. Малый К. наз. Большой К. Дл. 464 км, пл. басе. 11 200 км2. Протекает по вост. окраине Зап.-Сиб. равнины. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Cp. расход воды в 197 км от устья 53 м31сек. Половодье с мая по июнь. Замерзает в начале ноября, вскрывается в середине мая. Со своим лев. притоком р. Малый К. входил в систему Обь-Енисейского водного пути, соединявшего К. с р. Кетъ.


КАСАБЛАНКА (араб. Дар-эль-Бейда), город и порт на зап. побережье Марокко, городская префектура. 1,4 млн. жит. (1970). Один из крупнейших городов и портов Африки (грузооборот 12 млн. т в 1970, в т. ч. 3U составляет вывоз фосфоритов). Крупный узел шосс. дорог, ж.-д. станция. Аэропорт междунар. значения. К.- гл. экономич. центр Марокко, где сосредоточено 55% всех занятых в обрабат. пром-сти страны - металлообр. (включая автосборочную), пищ. (рыбоконсервная, муком., сахарорафинадная), текст., хим., цем., полиграф, и др. BK.- основные нац. и иностр. финанс. и торг, учреждения; ежегодная междунар. ярмарка.

Время основания К. точно не установлено. По нек-рым данным, с 7 в. на месте совр. К. существовал г. Анфа. В 1468 Анфа была захвачена португальцами и разрушена. Во 2-й пол. 18 в. при марокканском султане Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (правил в 1757-90) город был заново отстроен и назван Дар-эль-Бейда (араб, буквально - белый дом, по-исп. Casablanca). B 1907 К. была оккупирована французами и до провозглашения независимости Марокко (2 марта 1956) входила во франц. зону протектората Марокко. С 30-х гг. город быстро рос (20-25 тыс. чел. в нач. 20 в., 160 тыс. в 1931, 682 тыс. в 1952); это определялось ведущей ролью порта К. в вывозе минерального сырья (в основном фосфоритов). В 30-50-х гг. К.- один из крупнейших центров формирования рабочего класса Марокко и нац.-освободит, движения.


Касабланка. Деловой центр.


Вокруг старого города-"медины" (16 в.) полукольцом разросся совр. город. Центр, часть К. застроена многоэтажными жилыми и конторскими зданиями (здание "Либерте", вые. 78 м, 1950, арх. Л. Моранди). Грандиозная 5-нефная церковь Сакре-Кёр (железобетон, 1930- 1952, арх. П. Турнон) с витражами. На окраинах - кварталы одноэтажных традиционных домов (с внутренним замкнутым двором, окружённым галереей) с рынками, мечетями.


КАСАБЛАНКСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1943, англо-амер. конференция, в работе к-рой участвовали президент США Ф.Д.Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а также высшие воен. руководители обеих стран. Проходила 14-24 января в г. Касабланка (Марокко). На К. к. были обсуждены перспективы воен. операций союзников на 1943. Была достигнута договорённость о высадке, после завершения кампании в Сев. Африке, союзных войск вСицилии, что, по мнению участников конференции, не только создавало условия для вывода фаш. Италии из войны, но и подготавливало плацдарм для высадки англо-амер. войск на Балканах. Открытие 2-го фронта на С. Франции для нанесения удара по жизненным центрам фаш. Германии решениями К. к., вопреки обязательствам правительств США и Великобритании перед Сов. правительством, не предусматривалось, что отвечало планам тех гос. деятелей Великобритании и США, к-рые рассчитывали на взаимное истощение СССР и Германии в длит. войне. На К. к. был утверждён также план операций в Сев. Бирме, предусматривавший изгнание япон. войск из Рангуна. Участниками конференции были рассмотрены вопросы о франц. администрации в Сев. Африке (для обсуждения этого вопроса были приглашены ген. Ш. де Голль и ген. А. Жиро), о позиции Турции в войне, о судьбе колоний в после-воен. период и др.

Важное значение имело заявление Рузвельта, сделанное на пресс-конференции в Касабланке 24 янв. 1943, о том, что союзники будут вести войну против Германии, Италии и Японии до их "безоговорочной капитуляции".

Публ.: War and peace aims of the United Nations, v. 2, Boston, 1948, p. 1-4.

Лит.: Исраэлян В. Л., Антигитлеровская коалиция, M.,1964; История международных отношений и внешней политики СССР, т. 2, 1939 - 1945, M., 1962; Шервуд Р., Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца, пер. с англ., т. 2, M., 1958.

П. Касальс.

H. А. Касаткин.



КАСАДО (Cassado) Гаспар (30.9.1897, Барселона,- 24.12.1966, Мадрид), испанский виолончелист и композитор. Начальное муз. образование получил у отца-Хоакина К., органиста, дирижёра и композитора, с 7 лет учился игре на виолончели у Д. Марча в Барселоне. Публично выступал с 9 лет. В 1908-14 жил в Париже, где учился у П. Касальса (с 1910). На формирование творческой личности К. оказали влияние К. Дебюсси, M. Равель, M. де Фалья. С 1918 до конца жизни с успехом концертировал в муз. центрах всех континентов. С 1934 жил во Флоренции. С 1947 вёл "класс мастерства" в Академии Киджана в Сиене (Италия) и Высшей школе музыки в Кёльне (с 1958). В 1962 и 1966 - чл. жюри Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского. Гастролировал в СССР (1963 и 1965). К.-автор ряда произв.,гл.обр. для виолончели соло и с фи., струнных ансамблей. Среди его многочисл. транскрипций - виолончельный концерт, написанный на материале фп. пьес П. И. Чайковского.


КАСАИ (Kasai)(Ha участке близ устья- К в а), река в Центр. Африке, в Анголе и Республике Заир, крупнейший лев. приток р. Конго. Дл. ок. 2000 км, пл. басе. 880,2 тыс. км2. Берёт начало на плато Лунда, спускается с его сев. склонов во впадину Конго, образуя пороги и водопады. В ниж. течении образует ряд озеровидных расширений (до 5-6 км). Гл. притоки: справа - Лулуа, Санкуру, Фими-Лукение, слева - Кванго. Питание преим. дождевое (с большой ролью подземного). Подъём воды с сент.- окт. по апрель; наинизшие уровни - в августе. Расход воды в ниж. течении от 5 до 20 тыс. м3/сек (ср. годовой- ок. 10 тыс. ж3/сек). Судоходна на 790 км от устья (одна из важнейших воднотрансп. артерий в басе. р. Конго). Рыболовство. В басе. К.- крупная добыча алмазов. В алмазодобывающих р-нах действуют 3 ГЭС общей мощностью 9,8 Мет.

KACАЛЬ (Casal) Хулиан дель (7.11.1863, Гавана,- 21.10.1893, там же), кубинский поэт. Сын землевладельца; был чиновником. Заметное в ранних стихах влияние исп. романтизма уже в первой его кн.- "Листья на ветру" (1890) уступает место влиянию франц. парнасцев, а затем и символистов (сб. "Снег", 1892). Кн. "Бюсты и рифмы" (1893) включала стихи и прозу. Для поэзии К. характерны уход от действительности в мир экзотики, пессимизм и вместе с тем пластичность формы, музыкальность стиха.

Соч.: Poesias completas, La Habana, 1945; в рус. пер.- в сб.: Кубинская поэзия, M., 1959; в сб.: Солдаты свободы, M., 1963,

Лит.: Портуондо X. А., Исторический очерк кубинской литературы, пер. с исп., M., 1961; Monner Sans J. M., J. del Casal v el modernismo hispanoamericano, Мех., 1952.


КАСАЛЬС, Казальс (Casals) Пабло (р.29.12.1876,Вендрель, близ Барселоны), испанский виолончелист, дирижёр, композитор и муз.-обществ, деятель. Ученик X. Гарсиа (виолончель), T. Бретона и X. Монастерио (композиция). Дебютировал как солист-виртуоз в Париже в 1899. С 1901 с триумфом концертировал во MH. странах мира, в России - в 1905-13 (как солист и в ансамбле с С. В. Рахманиновым, А. И. Зилоти, А. Б. Гольденвейзером); А. К. Глазунов посвятил К. концерт-балладу. Играл в трио с А. Корто и Ж. Тибо. Концертная деятельность К. продолжалась ок. 75 лет и составила целую эпоху в иск-ве виолончельной игры. Его исполнительскому стилю свойственны глубокая содержательность , сочетание эмоциональности с вдумчивостью, выразительность и благородство фразировки, блестящая виртуозность. Особенно прославился совр. интерпретацией произв. И. С. Баха. К.- автор симфонич. поэм, камерно-инструм. сочинений, в т. ч. для ансамбля виолончелей, для виолончели и для скрипки с фп., оратории.

В 1920 организовал в Барселоне симф. оркестр и в 1924 - Рабочее муз. об-во, руководил ими до 1936. В 1939 был вынужден покинуть родину, поселился в г. Прад (Франц. Пиренеи), где с 1950 проводились фестивали имени К. (среди выступавших - Д. Ф. Ойстрах и др. сов. муз