БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

Болг. компартии с 1924. Нар. деятель культуры (1963). Начал печататься в 1919. Сотрудничал в анти-фаш. и пролет, печати. Первые сб-ки рассказов К.- "Беспризорники" (1926), "Свирель плачет" (1927), "На посту" (1932) и повесть "Селькор" (1933) - вводят в мир сельской жизни Болгарии, исполненной социальной борьбы. В романах "Дурман" (1938, рус. пер. 1958), "Сноха" (1942) содержатся реалистич. картины жизни болг. деревни в годы монархо-фаш. режима. Цикл романов "Простые люди" (кн. 1-4, 1951-66) даёт эпич. картину жизни болг. народа со времени 1-й мировой войны 1914-18 до сер. 20-х гг. К. также автор пьес, повестей и романов для юношества, лит.-критич. и биографич. очерков о болг. писателях (сб. "Близкие и знакомые. Мысли и воспоминания", 1968). Димитровская пр. (1950 и 1959).

Соч.: Избрани съчинения, т. 1 -10, C-, 1956 - 58; в рус. пер.- Сноха, M., 1961; Танго. Фома неверный. Отцовский грех, M., 1964; Избранное, M., 1969.

Лит.: Кравцов H. И., Г. Караславов, в кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX - XX вв., M., 1959; Константинов Г., Константинова E., Книга за Георги Караславов, С., 1971; Александров В., Георги Караславов, M., 1964.

В. И. Злыднев.


КAPACOP, горько-солёное озеро на С.-В. Карагандинской обл. Казах. CCP. Пл. ок. 154 км2. Глуб. до 5 м. Расположено в обширной котловине. Грунт илистый с запахом сероводорода. Берега низкие, пологие, глинистые. Питание снеговое. В К. впадает неск. речек, пересыхающих летом. Замерзает в ноябре, вскрывается в кон. апреля - мае. Садка солей.


КAPACУ (Karasu), Западный Евфрат, река на В. Турции, сев. составляющая р. Евфрат. Дл. 470 км, пл. басе. ок. 22 тыс. км2. Протекает преим. в глубоких ущельях; долина расширяется только у гг. Эрзурум и Эрзин-джан. Весеннее половодье, летняя межень. Сплав леса.

КАРА-СУ, город (до 1960 - посёлок), центр Кара-Суйского р-на Ошской обл. Кирг. CCP. Расположен в Ош-Карасуй-ском оазисе, на автодороге Фрунзе - Ош. Ж.-д. станция на линии Андижан - Джалал-Абад; от К. отходит ветка (22 км) на Опт. 16,1 тыс. жит. (1970). Хлопко-очистит., маслоэкстракционный, авторемонтный з-ды, мелькомбинат.

КАРАСУБАЗАР, прежнее (до 1944) название г. Белогорска в Крымской обл. УССР.


КАРАСУК, река в Новосибирской обл. РСФСР. Дл. 531 км, пл. басе. 11,3 тыс. км2. Берёт начало и течёт в широкой долине по юж. части Зап.-Сибирской равнины; теряется среди бессточных озёр. В высокую воду у с. Карасук-Казах через р. Чуман соединяется с р. Бурла. На реке - г. Карасук.

КАРАСУК, город (до 1954 - посёлок), центр Карасукского р-на Новосибирской обл. РСФСР. Расположен на р. Карасук, на Кулундинской равнине. Узел ж.-д. линий на Барнаул, Омск, Кулунду и Татарскую. 23 тыс. жит. (1970). Предприятия пищевой пром-сти (мясокомбинат,мелькомбинат, произ-во молочных консервов, сухих овощей и др.). Пед. уч-ще. Близ К.- на озёрах - рыболовство и рыбозавод.


КАРАСУКСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура конца бронзового века (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.), распространённая гл. обр. в горах Юж. Сибири, Казахстане, верх. Оби. Представлена остатками поселений и могильниками (св. 100 могил в каждом). Погребения в кам. ящиках под невысокой насыпью с четырёхугольными оградками из врытых на ребро кам. плиток. Племена К. к. занимались скотоводством, добывали медную руду (бронз, изделия украшались геом. орнаментом и скульпт. изображениями животных), выделывали глиняную посуду, шерстяные ткани, знали земледелие; они были связаны с древним населением Сев. Китая, Монголии, Забайкалья, Прибайкалья, Зап. Сибири, Cp. Азии.

Предметы карасукской культуры: /-4 - бронзовые ножи; 5 - бронзовый кинжал; 6 - глиняный сосуд.

Лит.: Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, 2 изд., M., 1951; История Сибири с древнейших времён до наших дней, т. 1, Л., 1968; Новгороде ва Э. А., Центральная Азия и Карасукская проблема, M., 1970.


КАРАТ (итал. carato, через араб. кират, от греч. keration - стручок рожкового дерева, семена к-рого служили мерой массы), дольная единица массы, сокращённое обозначение: русское кар, меж-дунар. Ct; применяется в ювелирном деле для определения массы драгоценных камней и жемчуга. В ряде стран К. служит для обозначения пробы сплавов благородных металлов. Метрич. К., установленный 4-й Генеральной конференцией по мерам и весам (Париж, 1907) и принятый в СССР с 1922, равен 200 мг (точно) или 2-10-4кг.


КАРАТАЕВ Мухамеджан Кожаспаевич (р. 27.12.1910, Кзыл-Ординская обл.), советский литературный критик, чл.-корр. АН Казах. CCP (1967). Чл. КПСС с 1956. Начал лит. деятельность в 1933. В лит.-критич. статьях обращался к творчеству Абая Кунанбаева, С. Сейфуллина, M. Ауэзова и др. Осн. произв.: "Рождённая Октябрём" (1958); "Ильяс Джансугуров" (1959); сб. статей "Казахская литература" (1960);"Сакен Сейфул-лин" (1964); "Становление социалистического реализма в казахской прозе" (1965); "От домбры до книги" (1969) и др. Написал (совм. с К. H. Алтайским) роман о рабочем классе "Гудок в степи" (1960). С 1968 - гл. редактор Казахской советской энциклопедии. Награждён 3 орденами, а также медалями. Лит.: Л о м и д з е Г. И., В поисках нового, M., 1963.


КАРАТАИ, этнографич. группа мордвы, живущая в Тэт. АССР.

КАРАТАЛ, река в Талды-Курганской обл. Казах. CCP. До впадения р. Ушта-рак наз. Нуртайозек. Дл. 390 км, пл. басе. 19,1 тыс. км2. Берёт начало на склонах Джунгарского Алатау, впадает в оз. Балхаш. В верх, участке носит горный характер, в среднем и нижнем пересекает равнины Семиречья. Осн. питание ледниковое и снеговое. Замерзает в декабре, вскрывается в марте. Используется для орошения. На реке - гг. Талды-Курган, Уштобе.


КАРАТАН, 2,4-динитро-6(2-октил)-фенилкротонат, хим. средство борьбы с мучнистой росой - распространённым заболеванием растений (яблонь, груш и др.); см. Фунгициды.


КАРАТАУ, Мангыстау, горы на полуострове Мангышлак в Гурьевской обл. Казах. CCP. Дл. 130 км. Вые. до 556 м. Изрезаны глубокими оврагами-саями. Сложены песчаниками, известняками, мергелями, глинами и песками. Полынно-солянковая растительность с участием кустарников. Долины и овраги используются как пастбища. Месторождения железных и медных руд, угля.

КАРАТАУ, горный хребет на зап. склоне Юж. Урала, на границе Башк. АССР и Челябинской обл. РСФСР. Дл. 75 км. Вые. до 691 м. Сложен гл. обр. известняками, песчаниками, глинистыми сланцами. Склоны покрыты хвойными и смешанными лесами (ель, пихта, липа).

КАРАТАУ, горный хребет, сев.-зап. отрог Тянь-Шаня на Ю. Казах. CCP. Дл. 420 км. Вые. до 2176 м (г. Бессаз). Сложен сланцами, песчаниками, в значит, части известняками и доломитами, в к-рых развит карст. Вершины выровненные, склоны крутые, покрытые степной растительностью и нагорными ксерофитами. Месторождения фосфоритов (см. Каратауский фосфоритоносный бассейн) и полиметаллич. руд (Мирга-лимсай, Кентау, Ачисай и др.).

КАРАТАУ, город (до 1963 - пос. Ч у-лактау) в Джамбулской обл. Казах. CCP. Расположен в горах Каратау. Ж.-д. станция в 90 км к С.-З. от г. Джамбул. 27 тыс. жит. (1970). Центр Каратау-ского фосфоритоносного бассейна. Гор-но-химич. комбинат по добыче и переработке фосфоритов. Общетехнич. ф-т Казахского политехнич. ин-та, горно-строит. техникум.

КАРАТАУ, посёлок гор. типа в Кара-калп. АССР (Узб. CCP). Пристань на прав, берегу Амударьи, в 108 км к Ю.-В. от ж.-д. станции Ходжейли (на линии Чарджоу - Кунград). Произ-во стройматериалов.

КАРАТАУСКИЙ ФОСФОРИТОНОСНЫЙ БАССЕЙН, один из крупнейших бассейнов мира, расположенный на территории Джамбулской и Чимкентской областей Казах. CCP.

В. А. Каратыгин.

Л. M. Карахан.

Представляет собой полосу длиной более 120 км и шириной до 25 км, протягивающуюся вдоль сев.-вост. склона хр. Каратау. Освоение фосфоритов началось в годы Великой Отечеств, войны. Фосфориты приурочены к чулактауской свите нижнего кембрия. Общая мощность продуктивного горизонта достигает 60 м, а суммарная мощность фосфоритных пластов до 30-35 м-Содержание P2O5 в лучших мономинеральных или карбонатных рудах достигает 25-30% . Рудный пласт разорван несколькими продольными и поперечными трещинами на самостоят, участки (ок. 45), являющиеся отд. месторождениями.

Общие балансовые запасы руд бассейна составляют 1,6 млрд. т. В 1970 разрабатывались три месторождения: Аксайское и Жанатас - открытым способом, а Чу-лактау (ныне пригород г. Каратау)- подземным способом системой подэтажных штреков.

В городе Каратау работает горно-хим. комбинат, выпускающий фосфоритную муку и флотационный концентрат с содержанием P2O5 более 28, а также товарную руду с P2O5 более 23% (отрицательным качеством руд является высокое содержание в них окиси магния); в Джамбуле - з-ды суперфосфатный и двойного суперфосфата. По 5-летнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971-75 предусмотрено значительно увеличить мощности по добыче фосфоритов в К. ф. б., зч вершить строительство Чимкентского фосфорного завода и Джамбулского завода двойного суперфосфата.

Лит.: Фосфориты Каратау, M., 1969. В. П. Петров.


КАРАТЕГИНСКИЙ ХРЕБЕТ, южный отрог Гиссарского хребта в Тадж. CCP, вдоль левого берега р. Кафирниган (Сорбо). Дл. ок. 80 км. Вые. до 3950 м. Сложен гл. обр. гранитами. На склонах - пырейные степи, кустарники и луга.


КАРАТЕОДОРИ (Caratheodory) Константин (13.9.1873, Берлин,-2.2.1950, Мюнхен), немецкий математик. Окончил Бельгийскую воен. академию (1895), математике учился в Берлине и Гёттин-гене. Проф. ун-та в Мюнхене (1924). К. принадлежат работы по теории конформных отображений, общей теории меры множеств, новому построению теории поля экстремалей (в вариационном исчислении). В 1909 дал логически чёткое аксиоматич. построение основ термодинамики.

Соч.: Gesamimelte matbematische Schrif-ten, Bd 2, Munch., [1955]; Funktionentheorie, Bd 1-2. Basel, 1950; в рус. пер.- Конформное отображайте, М.- Л., 1934.

КАРА-ТЕПЕ, Каратепе (тюрк.- чёрный холм), 1) холм в Юж. Туркмении, в 4 км к С. от ж.-д. ст. Артык, где найдены остатки поселения оседлых земледельцев эпохи энеолита (5-3-е тыс. до н. э.). Пл. ок. 15 га. Раскопки велись в 1952 и 1955-63. В ниж. слоях найдена керамика с одноцветной росписью, фигурки стоящих женщин, медные орудия. Средние слои характеризуются керамикой с двухцветной росписью, появлением многокомнатных домов из сырцового кирпича. Стратиграфия К.-T. находит параллели в Анау и Намазга-Тепе. В верх, слое (кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н. э.) раскопано неск. многокомнатных домов - жилищ болынесемейных общин. В них найдены сосуды с геометрич. узорами и рисунками людей, животных и птиц; терракотовые статуэтки муж. и жен. божеств; кам. амулеты-печати, медные орудия и др. Материалы К.-T. указывают на связи энеолита Юж. Туркмении с аналогичными памятниками Ирана, Афганистана и Индии.

Лит.: Массой В. M-, Карадепе у Артыка, в сб.: Tp. Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции, т. 10, Аш., 1960.

2) Холм у р. Джейхан, в 22 км к Ю.-В. от г. Кадирли (Турция), где были открыты развалины города 9-7 вв. до н. э. (раскопки ведутся с 1947). В цитадели раскопаны двое ворот и частично дворец. Ворота украшены кам. рельефами с изображениями различных сцен: ритуальных, охоты, мор. сражения, музыкантов и др. Рельефы характерны для новохеттского иск-ва. Найдена иероглифич. надпись (8 в. до н. э.) на хеттском и ханаанском языках, позволяющая предполагать, что К.-T. входил в состав гос-ва данунитов, подчинившего в нач. 1-го тыс. до н. э. хеттские поселения на Ю.-В. M. Азии.

Лит.: M е I 1 i n k M. J., Karatepe, "Bib-liotheca orientalis", 1950, Jg 7, № 5; В о s-sert H. Th., Die phonizisch-hethitischen Bilinquen vom Karatepe, "Oriens", 1948, v.l, № 2. B. M. Массон.

КАРАТИНЦЫ, народ в Дагестанской АССР; см. Андо-цеэские народы.


КАРАТОН, посёлок гор. типа в Эмбинском р-не Гурьевской обл. Казах. CCP. Расположен в 86 км к Ю.-З. от ж.-д. станции Кульсары (на линии Макат- Узень) и в 180 км к Ю.-В. от Гурьева. Добыча нефти.


KAPATЫГИH Вячеслав Гаврилович [5(17).9.1875, Павловск,-23.10.1925, Ленинград], советский музыкальный критик и композитор. В 1898 окончил естеств. отделение физико-математич. ф-та Пе-терб. ун-та и до 1907 работал химиком на пироксилиновом заводе. Опубликовал неск. работ по вопросам с. х-ва. Брал уроки по теории музыки и композиции у H. А. Соколова. С 1906 выступал в печати как муз. критик. С 1919 проф. и действит. чл. Ин-та истории иск-в в Петрограде; один из активных участников строительства сов. муз. культуры в первые годы после Октября. К.- виднейший представитель рус. муз.-критич. мысли нач. 20 в., поборник новых муз. течений этого времени (творчества A. H. Скрябина, С. С. Прокофьева, К. Дебюсси, M. Равеля и др.). Ему принадлежат работы о M. П. Мусоргском, M. А. Балакиреве, H. А. Римском-Корса-кове. Вместе с тем взгляды К. страдали иногда эстетской ограниченностью, приводившей его к непониманию нек-рых выдающихся явлений рус. музыки (особенно творчества П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова). Один из организаторов кружка "Вечера современной музыки".

Соч.: Жизнь, деятельность. Статьи и материалы, [т. 1], Л., 1927; Избр. статьи. [Вступ. ст. Ю. А. Кремлева], М.- Л., 1965. Ю. В. Келдыш.

КАРАТЫГИНЫ, семья русских актёров. Андрей Васильевич К. [4(15). 7.1774, Петербург,-26.12.1831 (7.1.1832), там же], окончил Петерб. театр, уч-ще (1794, занимался у И. А. Дмитревского). В 1791 дебютировал на сцене петерб. Большого театра (Гектор -"Игрок" Pe-ньяра). Играл роли молодых повес, позднее (с 1810) - "благородных отцов". С 1819 режиссёр петерб. драматич. труппы. Оставил сцену в 1822. С 1794 до конца жизни вёл дневник - "Журнал театральный", куда ежедневно заносил все события петерб. драматич. сцены (хранится в Ин-те рус. лит-ры - Пушкинский дом, Ленинград); фактич. данные "Журнала" были использованы П. H. Араповым в "Летописи русского театра" (1861).

Василий Андреевич К. [26.2(10.3).1802, Петербург,-13(25).3. 1853, там же], сын Андрея Васильевича К. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внеш. торговли. Актёрским иск-вом занимался с А. А. Шаховским и П. А. Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии. В 1820 дебютировал в петерб. Большом театре в роли

В. А. Каратыгин в ролях: слева- Велизарий ("Велизарий" Э. Шенка); справа - Нино ("Уголино" H. А. Полевого).

Фингала (одноим. трагедия В. А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, К. Ф. Рылеевым, В. К. Кюхельбекером), К. после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю. На раннем этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е гг. определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида ("Димитрий Донской" Озерова, "Сид" Корнеля), Ипполита ("Федра" Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петерб. Александрийского театра (1832) К.- ведущий трагик этого театра. Играл гл. роли в псевдопатриотич. пьесах: Пожарский, Ляпунов ("Рука всевышнего отечество спасла", "Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский" Кукольника), Игол-кин ("Иголкин, купец Новгородский" Полевого) и др. Основываясь на класси-цистской эстетике, К. подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол-у Гамлета ("Отелло" и "Гамлет" Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Критики В. Г. Белинский, H. И. Надеждин ("П. Щ.") отрицательно оценили парадно-декоративное иск-во К., противопоставив ему любимое демократич. зрителем бунтарское творчество П. С. Мочалова. "Смотря на его игру,- писал Белинский в статье "И моё мнение об игре г. Каратыгина",- вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы..." (Поли, собр. соч., т. 1, 1953, с. 187). Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на К. Искусство артиста обрело черты естественности, психологич. глубины. "...Его игра становится всё проще и ближе к натуре...", - отмечал Белинский в статье, посвящённой исполнению К. гл. роли в драме "Велизарий" Шенка (1839) (там же, т. 3, 1953, с. 323). Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие К. образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга, 1836). Творчество К., тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество лит. источников и иконогра-фич. материалов, оказало положит, влияние на развитие актёрского иск-ва. К. был первым исполнителем ролей Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона ("Каменный гость", 1847, и "Скупой рыцарь", 1852, Пушкина), Арбенина ("Маскарад" Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на рус. сцене более 40 пьес (в т. ч. "Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца, "Король Лир", "Корио-лан" Шекспира, и др.).

Александра Михайловна К. (урожд. К о л о с о в а) [4(16).2.1802, Петербург,- 7(19).3.1880, там же], жена Василия Андреевича К. Ученица А. А. Шаховского и П. А. Катенина. Дебютировала на петерб. сцене в 1818. Выступала в классицистском репертуаре (Мои-на - "Фингал" Озерова, Камилла - "Горации" Корнеля, и др.). Наибольшего успеха добилась в романтич. драмах, мелодрамах, салонных комедиях. Среди её ролей - Мария Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера), г-жа де Лери ["Женский ум лучше всяких дум" ("Каприз") Мюссе], Елена Глинская ("Елена Глинская" Полевого).

Пётр Андреевич К. [29.6(11.7). 1805, Петербург,-24.9(6.10). 1879, там же], сын Андрея Васильевича К. Окончив Петерб. театр, уч-ще (1821), всю жизнь играл в Александрийском театре. Исполнял роли преим. в комедиях и водевилях. Наибольшую известность приобрёл как драматург-водевилист. Написал свыше 40 водевилей ("Водевили", 1937). Лучшие из них имели успех благодаря злободневности сюжета, живости диалога, занимательности куплетов: "Дом на Петербургской стороне" (1838