БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

сти в Г. издательское дело начало бурно развиваться. За 1921-69 издано св. 73,5 тыс. книг общим тиражом 363,4 млн. экз.

Крупнейшие груз. изд-ва: "Сабчота Сакартвело" ("Советская Грузия"), "Мецниереба" ("Наука"), "Ганатлеба" ("Просвещение"), "Накадули" ("Ручеёк"; выпускает детскую и юношескую лит-ру), "Мерани" (изд-во Союза писателей Груз. ССР). Книги печатаются на груз., рус., азерб., абх., осетинском яз., а также на иностр. языках. В 1970 изд-ва Г. выпустили 2211 книг и брошюр общим тиражом 15944 тыс. экз. В 1970 число журналов и др. периодических, а также продолжающихся изданий достигло 132 (годовой тираж 14 424 тыс. экз.). Издаются политич., научные, лит.-художеств., сатирич., детские, женские и др. журналы: на груз. яз. - "Сакартвелос комунисти" ("Коммунист Грузии", с 1930), "Мнато-би" ("Светоч", с 1924), "Дроша" ("Знамя", с 1951), "Нианги" ("Крокодил", с 1923), "Сакартвелос кали" ("Женщина Грузии", с 1957), "Сабчота хеловнеба" ("Советское искусство", с 1935), "Дила" ("Утро", с 1928), "Пионери" ("Пионер", с 1926) и др.; на рус. яз.- "Литературная Грузия" (с 1957) и др.

В республике выходят (1970) 142 издания газет, в т. ч. 12 республиканских, 7 газет авт. республик и областей, 9 городских, 66 районных, 33 низовых, 15 колхозных; общий годовой тираж всех газет 589 265 тыс. экз. Респ. газеты: на груз. яз.- "Комунисти" ("Коммунист", с 1920), "Соплис цховреба" ("Сельская жизнь", с I960), "Ахалгазр-да комунисти" ("Молодой коммунист", с 1925), "Норчи ленинели" ("Юный ленинец", с 1931), "Литературули Сакартвело" ("Литературная Грузия", с 1934), "Лело" (с 1934), "Сахалхо га-натлеба" ("Народное образование", с 1928); на рус. яз.- "Заря Востока" (с 1922), "Молодёжь Грузии" (с 1920); на азерб. яз.- "Совет Курчустаны" ("Советская Грузия", с 1922); на арм. яз. - "Советакан Врастай" ("Советская Грузия", с 1921). С 1936 работает Груз. телеграфное агентство (ГрузТАГ).

Регулярное радиовещание в Г. началось в 1927. В 1970 Респ. радиовещание вело передачи по 3 программам, на груз., азерб., рус. и арм. языках.

Телевизионные передачи ведутся с дек. 1956. С 1971 передачи осуществляются по 2 программам на груз. и рус. языках, ретранслируются также телепередачи из Москвы, 3 раза в неделю - передачи Цветного телевидения. Телецентр - в Тбилиси.

См. также соответствующие разделы в статьях Абхазская АССР, Аджарская АССР, Юго-Осетинская АО.

Ш. Е. Гагошидзе.



XIV. Литература Грузинский фольклор. Начиная с глубокой древности, в народе складывались песни, мифы, легенды, сказки, героич. сказания и поэмы, баллады, загадки, пословицы. У др.-греч. поэта Аполлония Родосского (3 в. до н. э.) встречаются упоминания о груз. Прометее - богоборце Амирани. Эпос "Амирани" дошёл до нас в многочисл. вариантах. К ср.-век. эпосу относится "Этериани" - поэма о любви царевича Абесалома к пастушке Этери. Поэмы "Истребление князей Аре-шидзе" и
"Песнь об Арсене" повествуют о крестьянах, восставших против помещиков и феодалов. Любовная лирика, героич. сказания и трудовые песни часто связывались с историч. лицами и явлениями.

Осн. темы груз. нар. поэзии 19 - нач. 20 вв. - нац.-освободит. и революц. движение, тягостная жизнь трудового народа и его борьба за светлое будущее. Мн. жанры груз. фольклора сохраняют своё художеств. значение и жизнеспособность в социалистич. обществе. Совр. груз. нар. творчество выражает чувства и мысли народа о победе Великой Окт. социалистич. революции (песни "Мы восстали", "Октябрь" и др.), социалистич. строительстве ("Песня под чонгури"), колх. жизни ("Песня колхозника", "Колхознице" и др.), культурной революции, дружбе народов, героизме сов. воинов в Великой Отечеств. войне. Художеств. образы груз. фольклора прочно вошли в лит-ру. Собирание и запись памятников нар. творчества восходят к 17 в. Систематич. изучение фольклора началось в 60-х гг. 19 в., особенно усилилось в годы Сов. власти. М.Чиковани.



Древняя литература. Древнейший уцелевший памятник груз. письменности - мозаичная надпись 1-й пол. 5 в., найденная в Палестине (близ Иерусалима). Церк.-религ. лит-pa на др.-груз. языке сохраняла господств. положение вплоть до конца 11 в. С 5 в. развивается самобытная агиографич. беллетристика: "Мученичество Шушаники" Якова Цур-тавели (5 в.), "Мученичество Евстафия Мцхетели" неизв. автора (6 в.), "Мученичество Або Тбилели" Иоанна Сабанисдзе (8 в.) и др. Своего расцвета агиографич. лит-pa достигла в 10 в. в творчестве Георгия Мерчулие, автора "Жития Григория Хандзтели" (951). В 10 в. богато представлены и др. виды церк.-религ. письменности: гимны, апокрифы, хомилии, экзегетикодогматич., аскетич., канонич. и др. тексты. В 11 -12 вв. развивается филос.-теологич. лит-pa. Культурным связям христ. Востока с Западом способствовала груз. лит. школа на Афоне (в Греции).

12 в.- период дальнейшего политич. укрепления груз. гос-ва - был и классич. периодом др.-груз. лит-ры. Появились богатырско-фантастич. рассказы ("Амиран-Дареджаниани"), романы ("Висрамиани"), хвалебные поэмы ("Абдул-Мессия" Шавтели, "Тамариани" Чахрухадзе). Развилась историографич. лит-pa. Вершиной груз. культуры этой эпохи явилась поэма Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" - один из шедевров мировой лит-ры. Задолго до европ. Возрождения Руставели провозгласил великие идеи гуманизма, братства, равенства, любви и дружбы.

В 11-12 вв. на груз. яз. переводились лучшие памятники вост. и зап. лит-ры. Тяжесть монг.-тат. ига (13-14 вв.), опустошит. нашествия персов и турок (16-18 вв.), распад централизов. монархии и феод. раздоры привели к утрате гос. единства Г. В 16 в. в Вост. Г. наблюдаются признаки оживления культурной жизни. Патриотическая тема занимает в литературе особое место. Царь Кахети Теймураз I (1589- 1663), поэт-лирик, автор философских стихов ("Жалоба на жизнь", "Маджама" и др.), историко-патриотич. поэмы "Мученичество Кетеваны", обработал также несколько вост. сюжетов ("Лейлмеджну-ниани" и др.). Царю Арчилу II (1647- 1713) принадлежат стихи и поэмы ис-торико-нац. и дидактич. содержания ("Спор Теймураза с Руставели", "О нравах Грузии"), он осуждал увлечение нек-рых писателей перс. лит-рой, её вычурностью. Иосиф Тбилели (ум. 1688) в историч. поэме "Дидмоуравиани" изобразил трагич. судьбу Георгия Саакадзе, борца за объединение Г.

В 17-18 вв. осн. темой лит-ры становится борьба за освобождение страны от владычества иноземцев. В лит-ре этого периода особое место занимает выдающийся писатель и учёный-лексикограф Сулхан Саба Орбелиани - автор книги "О мудрости вымысла" (или "О мудрости лжи"), представляющей собой сборник дидактических притчей и басен и способствовавшей демократизации груз. лит. языка. Среди писателей 17-18 вв. выделяются Мамука Бараташвили - создатель нормативной поэтики, автор патриотических стихов, и Вахтанг VI, писавший элегич. стихи, переводчик на груз. яз. сб. басен "Калила и Димна". Выдающимися писателями 2-й пол. 18 в. были: Давид Гурамишвили - автор поэмы "Беды Грузии", проникнутой чувством пламенного патриотизма и ненавистью к угнетателям народа, и Виссарион Габашвили (Беси-ки) - тонкий мастер любовной лирики. В этот же период протекала деятельность поэта-ашуга Саят-Нова (1712-95), писавшего на груз., арм. и азерб. языках. На рубеже 18-19 вв. выступили Д. Туманишвили, Э. Эристави, Иоанн Багратиони и др. А.Барамидзе.



Литература 19 в. Присоединение Г. к России обеспечило мирное развитие страны. Однако великодержавная политика царизма, игнорирование нац. культуры вызывали всё большее возмущение груз. народа. Романтизм, ставший в 30 -40-х гг. господств. направлением в груз. лит-ре, ярко отразил эти обществ. настроения и противопоставил политике угнетения идеал нац. и личной свободы. Зачинателем груз. романтизма явился поэт А. Г. Чавчавадзе (1786 -1846), творчество к-рого пронизано идеей нац. свободы и социальной справедливости. Эту патриотич. и гуманистич. традицию продолжил Г. Д. Орбелиани (1804 -83) - блестящий представитель груз. романтизма. Вершина этого направления - творчество Н. М. Бараташвили (1817-45), органически связавшего в своей лирике идею свободы личности с идеей нац. освобождения ("Мерани", 1842). К роман-тич. направлению примыкали С. И. Раз-мадзе (1796 -1860), М. Б. Туманишвили (1818-75), А. В. Орбелиани (1802-69), В. В. Орбелиани (1812-90), Г. И. Рчеули-швили (1820 -77) и др. В формировании социально-политич. идей груз. романтиков значит. роль сыграл философ и обществ. деятель С. И. Додашвили (1805- 1836).

Со 2-й пол. 19 в. в груз. лит-ре начинает преобладать реализм, ярким представителем к-рого явился комедиограф Г. Д. Эристави (1811-64)-основоположник груз, театра, редактор и издатель первого лит.-обществ, журнала "Цискари" ("Заря", 1852). Гневным обвинением крепостничеству являлась повесть Д. Г. Чонкадзе (1830-60) "Сурамская крепость" (1859). Герой романа Л. П. Ар-дазиани (1815-70) "Соломон Исакич Меджгануашвили" (1861) - первый в грузинской литературе типичный образ буржуа.

Обществ. атмосфера 60-х гг. способствовала новому подъёму лит-ры. Груз. шестидесятники И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели, Н. Я. Николадзе, Г. Е. Церетели, К. Б. Лордкипанидзе, С. С. Месхи и др. отстаивали принципы материалистич. философии и эстетики, внедряли новый груз. лит. язык, освобождённый от нормативных законов ар-хаич. стиля старой лит-ры. Критич. реализм стал господствующим направлением. Центр. фигурой нац.-освободит. движения явился И. Г. Чавчавадзе (1837- 1907), автор классич. образцов груз, критич. реализма, отличавшихся высоким гражд. пафосом и непримиримостью к нац. и социальной несправедливости (поэмы "Видение", 1859, "Разбойник Како", 1860; повести "Человек ли он?", 1859-63, "Рассказ нищего", 1859- 1873; поэма "Отшельник", 1883; повесть "Отарова вдова", 1887). Крупнейшим представителем груз. реализма был также А. Р. Церетели (1840-1915), популярность лирич. шедевров к-рого ("Светлячок", 1871; "Рассвет", 1892; "Су-лико", 1895, и др.) вышла далеко за пределы Г. В романах Г. Е. Церетели (1842-1900), изображавших пореформенную Г., дана острая критика феод.-патриарх. строя. В 60-х гг. выступил Н. Я.

Николадзе (1843-1928) - прогрессивный публицист, лит. критик и обществ. деятель. К груз. шестидесятникам примыкали также романист, публицист и критик А. Н. Пурцеладзе (1839-1913) и редактор газеты "Дроеба" ("Время") публицист С. С. Месхи (1844-83).

В груз. лит. жизни 19 в. несколько обособлена фигура Р. Д. Эристави (1824- 1901), самобытное творчество к-рого проникнуто глубоким сочувствием к крестьянству. Идея "хождения в народ" увлекала таких писателей-народников 70-80-х гг., как Н. И. Ломоури (1852- 1915), Е. Р. Габашвили (1851 -1938), С. 3. Мгалоблишвили(1851 -1925), И. С. Давиташвили (1850-87).

В 80-х гг. в груз. лит-pу триумфально вошли А. М. Казбеги (1848-93) и Ва-жа Пшавела (1861 -1915). Проникнутые глубоким драматизмом повести Казбеги высокохудожественно запечатлели жизнь груз. горцев, их цельность и чистоту, способность к самопожертвованию, горячий патриотизм ("Элгуджа", 1881; "Отцеубийца", 1882; "Хевисбери Гоча", 1884).

В трагических судьбах героев поэм Важа Пшавела ("Змееед", 1901; "Гость и хозяин", 1893; "Алуда Кетелаури", 1888; "Бахтриони", 1892), в его лирике и прозе отразились филос. ц этич. проблемы современной ему действительности, имеющие общечеловеческое значение. В 80-х гг. заметно выросли груз. драматургия и театр, чему способствовало творчество Д. Г. Эристави (1847-90), А. А. Цагарели (1857-1902) и особенно блестящие переводы произв. У. Шекспира, выполненные И. Г. Мачабели (1854-98),- видным писателем и обществ, деятелем того времени. Г. Н. Абзианидзе.



Литература конца 19 - нач. 20 вв. С 90-х гг. 19 в. в обстановке подъёма пролет. революц. движения, распространения марксистского учения и возникновения первых с.-д. орг-ций центр. место в груз. лит-ре заняли проблемы классовой борьбы и социального переустройства жизни. Э. Ф. Ниношвили (1859 -94) создал правдивые картины эксплуатации деревенской бедноты ("Гогиа Уйшвили", "Палиастомское озеро" и др.), появления на селе кулачества и торгашеской буржуазии ("Симона"), морального разложения бурж. общества ("Кристинэ"). Д. С. Клдиашвили (1862-1931) в повестях, рассказах и комедиях показал экономич. обнищание и нравств. опустошённость дворянства, беспросветную жизнь крестьян ("Мачеха Самани-швили", "Невзгоды Камушадзе" и др.). В психологич. новеллах и этюдах Ш. 3. Арагвиспирели (1867 -1926) изобличал аморализм бурж. общества, придавленность человеческой личности. Этой же теме посвятил рассказы В. 3. Барнови (1856-1934) - автор историч. романов, получивших широкую известность ("Падение Армази", "Мученическая любовь", "Младшая Тамар", "Потухший огонь" и др.).

На рубеже двух столетий выделяются писатели: автор социальных романов А. Г. Эристави-Хоштария (1868-1951), Д. Ф. Мегрели (1867-1938), Лалиони (А. Мамулашвили, 1866-1918). И. И. Евдошвили (1873-1916) в сер. 90-х гг. первым в груз. поэзии обратился к жизни рабочего класса, нарисовал образ революционера-пролетария. После поражения первой рус. революции 1905- 1907 поэзия Евдошвили и его последователей из школы "демократических поэтов" - Н. А. Чхиквадзе (1883- 1920), Г. А. Кучишвили (1886-1947), В. А. Рухадзе (1874-1935), С. Э. Та-вадзе (1890-1960), X. И. Вардошвили (1895-1970) - проникается чувствами разочарованности и безнадёжности. Картины жестокой расправы с участниками революции нарисовал Ч. Б. Ломтатидзе (1878 - 1915). В годы реакции в груз. лит-ре распространились антиреалистич. течения, уводившие её от проблем социальной действительности.

В период 1-й мировой войны 1914-18 выступила группа поэтов-символистов "Голубые роги" (первый их альманах вышел в 1916), значительно обновившая грузинскую поэтическую культуру. В предреволюционные годы традиции реалистич. лит-ры продолжали: Ш. Н. Дадиани (1874-1959), автор пьес "В подземелье", "Когда они пировали", "Вчерашние" и др.; Н. М. Лордкипанидзе (1880-1944), в рассказах и новеллах правдиво изображавший историческое прошлое грузинского народа, жизнь и быт дореволюц. деревни; Л. М. Киачели (1884-1963), посвятивший роман "Тариэл Голуа" (1915) героич. борьбе груз. народа в период Революции 1905-07.

С реалистич. произведениями выступили детские писатели Ш. И. Мгвимели (1866-1933), Н. И. Накашидзе (1872- 1960), драматурги - И. К. Гедевани-швили (1872-1939), Т. М. Рамишвили (1875-1929) и П. А. Иретели (1876-1931). В годы реакции и меньшевистского режима в лит-ру вступило первое поколение пролет. поэтов: С. К. Эули (1890- 1965), Н. А. Зомлетели (1889-1938), И. Л. Вакели (р. 1900), И. Б. Лисашви-ли (р. 1897), П. С. Самсонидзе (1897- 1947) и др.



Советская литература. Ранний период формирования сов. лит-ры характеризовался резким размежеванием лит. сил, острой идеологич. борьбой. С первых дней победы социалистич. революции (1921) Г. В. Табидзе (1892-1959), выступивший ещё в 1908, Дадиани, Кучишвили и др. стали на путь сотрудничества с Сов. Властью. Широким потоком влились в лит-ру молодые силы. Находясь на разных идейно-эстетич. позициях, писатели объединялись в лит. орг-ции и группировки: "Голубые роги", крайне правые "Академическая группа" и "Ари-фиони"; Ассоциация пролет. писателей, группа футуристов-лефовцев - "Левизна". Во 2-й пол. 20-х гг. лучшие представители этих объединений примкнули к реалистич. иск-ву, осваивали тематику социалистич. действительности. Поэма "Революционная Грузия" (1931), лирич. циклы"Эпоха" (1930), "Пацифизм" (1930) Г. В. Табидзе прозвучали патриотич. гимном сов. отечеству. Образцы политич. лирики ("Рикша", 1927; "Марш ударных бригад", 1931; "Лайтурский комсомолец", 1931, и др.) создал А. А. Машашвили (А. Мирцхулава; 1903-71). Свежо и самобытно прозвучал голос К. Р. Каладзе (р. 1904).

Поэты-голубороговцы П. Д. Яшвили (1895-1937), Т. Ю. Табидзе (1895-1937), Г. Н. Леонидзе (1899-1966), В. И. Гаприндашвили (1889-1941), К. Г. Надирадзе (р. 1895), Ш. Н. Апхаидзе (1894- 1968), Р. М. Гветадзе (1897-1952), отходя от символизма, создали ряд ярких произв., отражающих сов. действительность. Отмеченные глубиной мысли и новаторством формы стихи С. И. Чи-ковани (1903-66) ("Ушгульский комсомол", 1929; "Вечер застаёт в Хахмати", 1930) показали глубокие сдвиги и обновление жизни сов. народа. Успешно выступили поэты, сформировавшиеся ещё до революции,- И. Г. Гришашвили (1889-1965), А. В. Абашели(1884-1954), С. И. Шаншиашвили (р. 1888), К. А. Чичинадзе (1891-1960). В лит-ру вошли поэты И. В. Абашидзе (р. 1909), А. К. Гомиашвили (р. 1911), Г. В. Кача-хидзе (р. 1907).

Романы "Юрий Боголюбский" (1926) Дадиани и "Санавардо" (1926) Д. К. Шен-гелая (р. 1896) свидетельствовали о возрождении прозы, жанра романа, почти заглохшего в предреволюц. груз. лит-ре. Появились романы М. С. Джавахишвили (1880-1937): "Квачи Квачантирадзе" (1926), "Джакос Хизнеби" (1924, рус. пер. "Обвал", 1925), повести "Белый воротничок", "Гиви Шадури". Роман Киачели "Кровь" (1927) и повесть Н. М. Лорд-кипанидзе "С тропинок на рельсы" (1926) написаны на историко-революц. темы. Роман "Пепел" (1932) С. Д.Клдиа-швили (р. 1893) - лучшее произв. в груз. лит-ре о 1-й мировой войне. Борьбу за новые человеческие отношения показал Гветадзе в романах "Тео" (1930) и "Чиакокона". Пьеса Дадиани "В самое сердце" (1928) положила начало груз. сов. комедиографии. Его же пьеса "Тетнульд" (1929) возрождала жанр трагедии в груз. драматургии. Появились историко-революц. драмы Шаншиашвили ("Эретские герои" и "Анзор", пост. 1928), комедия П. М. Какабадзе (р. 1895) "Кваркваре Тутабери" (пост. 1928), не сходящая со сцены груз. театров.

Больших идейно-творческих успехов достигла груз. лит-pa в 30-е гг. Были созданы циклы стихов Т. Ю. Табидзе "В Армении" и "Родина"; Яшвили показал жизнь обновлённой Колхиды и Сам-гори; вышли новые книги Леонидзе и С. И. Чиковани, поэма И. В. Абашидзе "Прощание с Цулукидзе", цикл стихов Гришашвили, посвящённый новому Тбилиси. О развитии эпич. поэзии свидетельствовали поэмы Мирцхулава ("Энгури"), Каладзе ("Учардиони", 1933), Г. Г. Абашидзе (р. 1914; "Весна в чёрном городе" и "Георгий шестой", 1942).

Первыми значит. произведениями о колх. деревне были романы "Заря Колхиды" (отд. изд. 1949) К. А. Лордкипа-нидзе (р. 1905) и "Гвади Бигва" (1938) Киачели. В романе "Похищение Луны" (19