БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

остниковыми зарослями - до 250 км2). В К. впадает р. Черчен, а в многоводные годы - р. Тарим; в это время К. становится полноводным и наблюдается отток воды на В., в оз. Миранкёль. Преобладают глубины 1-2 м (ок. устья р. Черчен - до 10 м). Вода на С. пресная, на Ю. - солёная, её минерализация сильно меняется.


КАРАБУРНУ, столовый позднеспелый сорт винограда. Известен также под назв. Алеппо, Датье-де-Бейрут, Афуз-Али и др., происходит из Турции. Культивируется в Болгарии, Турции, Италии, в СССР - в Молд. CCP, УССР, Кирг. CCP. Перспективен для Закавказья, нек-рых р-нов РСФСР, Казах. CCP. Ягода крупная (дл. 27 мм, шир. 20 мм), продолговатая, зеленовато-белая, золотистая, с плотной хрустящей сахаристой мякотью приятного вкуса. Используется свежим, для сушки, маринования, компотов, варенья и изюма (в Турции, Сирии).


KAPAБЮK (Karabuk), город на С. Турции, на ж. д. Анкара - Зонгулдак, в вилайете Зонгулдак. 65 тыс. жит. (1970). Металлургич. комбинат (3 доменные печи, 4 мартена, прокатный стан, коксо-химич. з-д).


КАРАВАДЖИЗМ, 1) система художеств, средств, характерная для начального этапа становления реализма в европ. живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. К. свойственны демократизм художеств, идеала, интерес к непосредств. воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам К. было важной ступенью в творч. развитии MH. ведущих мастеров 17 в. (П. П. Рубенс, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия иск-ва Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Веласкес, Жорж де Латур).

2) Направление в европ. живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. В Италии, где тенденции К. сохраняли своё значение до кон. 17 в., они проникли во все значит, художеств, центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоят, преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джентилески, К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов иск-ва Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др.). Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны: в Голландии - X. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен, во Фландрии - T. Ромбаутс, А.Янсенс, во Франции - Ж. Валантен, С. Вуэ, в Испании - X. Рибера, в Германии - А. Эльсхеймер.

Лит.: Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII - XVIII веков, M., 1966, с. 55-81; Schneider A. v о п, Caravaggio und die Niederlander, Marburg, 1933; Catalogo del Ia mostra del Caravaggio e dei caravaggeschi, Mil., 1951; M о i г A., The Italian followers of Caravaggio, Camb. (Mass.), 1967. M. И. Свидерская.

КАРАВАДЖО (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, - 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистич. направления в европ. живописи 17 в. Учился в Милане (1584-88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем- в Неаполе (1607 и 1609-10), на о. Мальта и в Сицилии (1608-09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художеств, школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итал. иск-ве кон. 16 -нач. 17 вв. (маньеризму и академизму).

Ранние произв. К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитал. живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели ("Маленький больной Баку", Гал. Боргезе, Рим), аллегорич. истолкованию сюжета - непредвзятое изучение натуры в простом бы-товом мотиве ("Юноша с корзиной фруктов", Гал. Боргезе, Рим). Полемизируя с художеств, концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало ("Вакх", 1592-93, Гал. Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господств, системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр, Париж). Ре-лиг, картина получает у него новую, ин-тимно-психологич. интерпретацию ("Отдых на пути в Египет", Гал. Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещённый лучом света передний план картины выделяется на погружённом в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптич. наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредств. близости к зрителю ("Лютнист", Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599-1606) - это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключит, драматич. силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластич. лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоц. напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пополо, "Мадонна ди Лорето", ок. 1603-06, церковь Сант-Агостино, - все в Риме; "Положение во гроб", 1602-04, Пинакотека, Ватикан; "Смерть Марии", ок. 1605-06, Лувр, Париж, илл. см. т. 3, табл. II). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократич. художеств, идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников офиц. иск-ва. Ряд произв. художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606-10), дальнейшее развитие реали-стич. тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений ("Семь деяний милосердия", 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь ) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма ("Казнь Иоанна Крестителя", 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; "Погребение св. Лучии", 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеч. коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству ("Поклонение пастухов", 1609, Нац. музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импро-визационности.

Новаторское искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистич. течений во многих европейских художественных школах (см. Ka-раваджизм).

Илл. см. на вклейке к стр. 361.

Лит.: Знамеровская Т., Микельанджело да Караваджо, M., 1955; [Всеволожская С.], Микельанджело да Караваджо, M., 1960; Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII - XVIII веков, M., 1966, с. 34 - 54; V е n t u-ri L., Il Caravaggio, Novara, 1951; J of fro у В., Le dossier Caravage, [P., 1959] Jullian R., Le Caravage, Ly9n - P. 1961; L'opera completa del Caravaggio, Mil. 1967; Longhi R., Caravaggio, Dresden [1968]; Friedlaender W., Caravaggio studies, 2 ed., N. Y., [1969].

M. И. Свидерская.


КАРАВАЕВ Георгий Аркадьевич [р.21.3 (3.4).1913, Ленинград], советский гос. деятель. Чл. КПСС с 1940. Род. в семье рабочего. В 1935 окончил Ленингр. ин-т инженеров водного транспорта. С 1936 на руководящих инженерно-технич. должностях: прораб, зам., гл. инженер, нач. строительства, нач. особой строит.-монтажной части, управляющий трестом. В 1951-54 нач. Главюгстроя, зам. министра строительства предприятий машиностроения СССР, нач. Управления строительства Дворца культуры и науки в Варшаве (ПНР). В 1954-59 первый зам. министра строительства предприятий металлургической и химической пром-сти СССР, зам. пред. Свердловского совнархоза. В 1959-61 на руководящей работе в Гос. комитете Сов. Мин. СССР по делам строительства. В 1962-63 пред, правления Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений - министр СССР. В 1963-67 первый зам. пред. Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам строительства - министр СССР. С февр. 1967 министр строительства СССР. На 24-м съезде партии избран канд. в чл. ЦК КПСС. Депутат Верх. Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Гос. пр. СССР (1950). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 др. орденами, а также медалями.


КАРАВАЕВ Николай Михайлович [р.26.5(7.6).1890, хутор Новониколаевский, ныне Волгоградской обл.], советский учёный в области химии и технологии топлива, чл.-корр. АН СССР (1946). Окончил Московское высш. технич. училище (1920), преподавал в нём до 1930, а затем - в других московских ин-тах. С 1939 по 1951 работал в Ин-те горючих ископаемых АН СССР. Основные работы были посвящены изучению углей Сибири (Кузнецкого и др. бассейнов) с целью промышленной классификации их и изыскания путей рационального испота-зования в нар. х-ве. Область последующих науч. исследований - геохимия и классификация ископаемого топлива. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Свойства и качество углей СССР, в кн.: Tp. XVII сессии Международного геологического конгресса ..., т. 1, M., 19Я9; Машины и аппараты коксохимического производства, т. 1, M., 1955 (совм. с др.).


КАРАВАЕВА Анна Александровна [р.15(27).12.1893, Пермь], русская советская писательница. Род. в семье служащего. Чл. КПСС с 1926. Окончила Высшие (женские) Бестужевские курсы (1916). Гл. редактор журн. "Молодая гвардия" (1931-38); корр. газ. "Правда" (1941-43). Начала печататься в 1922. Осн. темы ранних произв.- борьба за новый быт в доколхозной деревне: повесть "Двор" (1926) и роман "Лесоза-

M. Караваджо. А. А. Караваева.

вод" (1928) - о благотворном воздействии социалистич. строительства на жизнь крестьянства. Проблемы нравств. воспитания молодого человека - в центре более поздних произв. К., поев, дорево-люц. демократич. интеллигенции, комсомольцам эпохи Гражд. войны, совр. рабочим: "Рассказы о познании" (1934), роман "Лена из Журавлиной рощи" (1938), сб. рассказов "Первое поколение" (1959), роман "Грани жизни" (1963). Героич. труд сов. людей в тылу в дни Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 - тема трилогии "Родина" (романы "Огни", 1943, "Разбег", 1948, "Родной дом", 1950; Гос. пр. СССР, 1951). Автор кн. "Звёздная столица. Записки и воспоминания современника" (1968). К. была делегатом Междунар. конгресса писателей в защиту культуры (1935) и др.; встречалась с выдающимися современниками - А. Серафимовичем, H. Островским, А. Фадеевым, M. Зал-кой, о к-рых рассказала в своих мемуарах. Награждена орденом Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 5, M., 1957 - 58; Избр. произв., т. 1 - 2, M.. 1967; Свет вчерашний. Воспоминания, M., 1964; Двор. Повести и рассказы, M., 1969.

Лит.: С к о р и н о Л., Анна Караваева, в её кн.: Семь портретов, M., 1956; С т е с и н а С., Всегда в строю, "Молодая гвардия", 1968, MQ 12, с. 174-77; Лисина Г., Идейно-художественное своеобразие произведений А. Караваевой 30-х годов. "Уч. зап. Рязанского пед. ин-та", 1971, в. 72; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 2, Л., 1964.

В. А. Калашников.


KAPABAEBO, посёлок гор. типа в Костромском р-не Костромской обл. РСФСР. Расположен на левобережье Волги, в 8 км от г. Кострома. Молокозавод. Учебно-опытное X-BO Костромского с.-х. ин-та (ранее племенной совхоз "Караваево", где выведена костромская порода крупного рогатого скота).

КАРАВАЙКА (Plegadis falcinellus), птица сем. ибисов отряда голенастых. Дл. до 60 см; весит 560-780 г. Ноги, шея и клюв длинные. Окраска красновато-коричневая с металлич. блеском. Распространена в Юж. Европе, Юж. и Юго-Вост. Азии, Австралии, Африке, Сев. и Юж. Америке; в СССР - на Ю. Европ. части, в Казахстане и Cp. Азии. Гнездится в камышах и на деревьях, часто вместе с цаплями и бакланами. В кладке 3-4 яйца; насиживание 3 недели. Кормится мелкими беспозвоночными, добывая их на мелководье в илистом грунте. В СССР - перелётная птица. Близкий вид - P. rid-gwayi - в Юж. Америке.

KAPABAK (Caravaque) Луи (Людовик) [род. в кон. 17 в. - ум. 9(20) или 15(26). 6.1754, Петербург], французский живописец. С 1716 в России. Состоял в ведомстве "Канцелярии от строений" (с 1718), где имел рус. учеников. Автор плафонов и панно (не сохранились), батальных картин ("Полтавская баталия", 1717, Эрмитаж, Ленинград) и многочисл. барочных портретов, хотя и вялых по рисунку, но нарядных по колориту. Произв. К. оказали известное влияние на рус. портрет сер. 18 в.

Л. К а ра в а к. Портрет императрицы Анны Ивановны. 1730. Третьяковская галерея. Москва.

КАРАВАН [франц. caravane, от перс. кар(е)ван], 1) группа вьючных животных (верблюдов, ослов, мулов, редко лошадей), перевозящих грузы и людей (гл. обр. в пустынных районах). 2) На Бл. и Cp. Востоке группа путешественников, соединяющихся для взаимной помощи и безопасности в пути. 3) Речной К.- несколько несамоходных судов (барж, плотов), буксируемых по реке. 4) Соединение транспортных судов, перевозящих спец. грузы на дальние расстояния; неск. судов, идущих или стоящих друг за другом.

KAPABAHKE (словен. Karavanke, нем. Karawanken), горный хребет в Вост. Альпах, в Австрии и Югославии. Дл. (с 3. на В.) ок. 100 км, вые. до 2558 м. Сложен преим. известняками и доломитами. Гребень глубоко расчленённый, крутые склоны с троговыми долинами, карст. На склонах-широколиста, (дуб, бук) и хвойные (ель, пихта, сосна) леса. Выше 1700-1800 м - кустарники и альп. луга. К. пересечён ж. д. Клаген-фурт (Австрия) - Любляна (Югославия).

КАРАВАН-САРАЙ (от караван и перс. серай - дворец, дом), постоялый и торговый двор для караванов на дорогах и в городах Переднего Востока, Cp. Азии, Закавказья.

Селимский караван-сарай вблизи с. Ахкенд Армянской CCP. 1332.

Известны с древности. Особенно широкое распространение получили в 9-18 вв. в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Наиболее распространены 2 типа К.-с.: зальные и с внутренним двором. Зальные К.-с. (встречаются в Армении) - прямоугольные здания, разделённые на нефы. Средний неф предназначался для людей и товаров; в боковых нефах находились животные. Во втором типе К.-с. для размещения людей и хранения товаров служили открытые во внутр. замкнутый двор небольшие помещения, расположенные в один или неск. ярусов; животные находились во дворе. К.-с. на дорогах укреплялись оборонит, стенами либо присоединялись к работам и к ханака. На транзитных путях К.-с. стали терять своё значение с развитием ж. д. и др. совр. видов транспорта.


КАРАВЕЛЛА (итал. caravella), высокобортное морское парусное судно с одной палубой, 3-4 мачтами и высокими надстройками в носовой части и на корме, распространённое в странах Средиземного м. (Италия, затем Испания, Португалия) в 13-17 вв. С 15 в. на К. совершали океанские плавания; в 1492 флотилия К. под командованием Колумба пересекла Атлантич. океан, а в 1498 Васко да Гама (см. Гама) на К. совершил плавание из Европы в Индию.


КАРАВЕЛОВ Любен (ок. 1834, Коп-ривштица, - 21.1.1879, Русе), болгарский писатель, общественный деятель. Учился в Пловдивской греч. гимназии (1850-53). В поездках с отцом по торг, делам узнал жизнь народа под гнётом османского ига; интересовался нар. обычаями, фольклором. В 1857-66 жил в Москве, был вольнослушателем Моск. ун-та. Испытал воздействие славянофильства, но решающим для К. оказалось влияние идей рус. революц. демократов, чтение соч. H. В. Гоголя, H. А. Некрасова, T. Г. Шевченко, И. С. Тургенева, Марко Вовчок. Печататься начал на рус. языке (повесть "Атаман болгарских разбойников", 1860, "Памятники народного быта болгар", т. 1, 1861, сб. рассказов и повестей "Страницы из книги страданий болгарского племени", 1868). С 1867 К. - в Сербии. Сблизил ся с радикально-демократич. кругами, связанными с Омладиной. Его критич. выступления в печати вызвали недовольство властей. К. переехал в Нови-Сад. В 1868 заключён в тюрьму (по ложному обвинению в соучастии в убийстве серб. кн. Михаила Обреновича); в начале 1869 освобождён. Выступал в серб, печати со статьями о реализме, с повестями и рассказами. В том же году переехал в Бухарест, стал сотрудничать с болг. революц. демократами В. Левским, затем с X. Ботевым. Издавал (на болг. яз.) газ. "Свобода" (1869-72) и "Независимость" (1873-74). Осенью 1869 стал чл. Болг. революц. центрального к-та в Бухаресте, был автором программы этого к-та, а в 1872 избран его председателем. Не веря в реформы, обещанные тур. пр-вом, К. в своей острой публицистике, лит. критике и художеств, произв. этих лет призывал к революц. борьбе. После 1873, потрясённый казнью Левско-го тур. властями, К. постепенно отходит от революц. движения. В 1875 он предпринял издание журн. "Знание", ориентированного на просветит, программу. Во время рус.-тур. войны 1877-78 К. был переводчиком в Гл. квартире рус. армии.

Для художеств, произведений К., ставшего одним из основоположников болг. критич. реализма, характерны органич. связь с нац.-освободит, антифеод, борьбой, создание образа положит, героя-борца, творческое восприятие нар. поэзии, сочетание революц.-романтич. мотивов с реализмом. Принципы реализма К. отстаивал и в своих лит.-критич. работах, положивших начало развитию болг. материалистич. эстетики.

Соч.: Избрани произведения, т. 1 - 3, С., 1954 - 56; в рус. пер.- Повести и рассказы, 2 изд., M., 1954.

Лит.: Шептунов И. M., Любен Кара-велов, в кн.: Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв., M., 1959: Воробьев Л. В., Философские и социологические воззрения Л. Каравелова, M-, 1962; Димитров M., Любен Каравелов, С., 1959; Шарова К., Любен Каравелов и българското освободително движение 1860 - 1867, С., 1970; Конев И., Белетристът Каравелов, С., 1970. И. M. Шептунов.