БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я



Обрабатывающая промышленность получила значит, развитие в связи со спросом на вооружение в годы 2-й мировой войны. Только за 1939-44 объём произ-ва в обрабат. пром-сти возрос в 2,5 раза. В 1966 занятых в обрабат. пром-сти было: в машиностроении и металлообработке 22%, деревообр. пром-сти 16% , пищевой 14% , чёрной и цветной металлургии 1% , электротехнике 7%, химической промышленности 6 %.

В валовой продукции обрабат. пром-сти (1970, в %) трансп. машиностроение занимало 12,3, общее машиностроение 3,7, чёрная и цветная металлургия и металлообработка 15,9, целлюлозно-бум. пром-сть 8,5, деревообработка 4,2, электротехника 6, химическая пром-сть 5,8, нефте- и углеперерабатывающая пром-сть 4, пищевая и табачная пром-сть 19,8, текстильная 3,4, швейная 2,8, прочая 13,6.

Машиностроение даёт ок. '/4 стоимости продукции обрабат. пром-сти. Осн. отраслью его является транспортное машиностроение (авто-, су до-, авиа-, вагоно-и локомотивостроение). Из др. отраслей развиты с.-х. машиностроение, произ-во энергосилового оборудования, оборудования для горнодоб. и лесной пром-сти. Станкостроение развито слабо, многие ведущие отрасли пром-сти зависят от ввоза оборудования из США, Великобритании, ФРГ, Японии. Трансп. машиностроение сосредоточено в основном на дочерних предприятиях амер. или англ, маш.-строит, компаний. Осн. центры машиностроения: Торонто, Монреаль, Уин-сор, Гамильтон, Брантфорд, Ошава, Галифакс, Ванкувер.

Табл. 3. - Добыча основных полезных ископаемых


























1939



1949



1959



1971





Уголь, млн. т

14,2



17,4



9,6



17,6





Нефть*, млн. m



1,0



2,9



24,8



72,0





Природный газ, млрд. м3

1,0



1,7



11,7



77,0





Жел. руда, млн. m



0,1



3,3



22,2



43,3





Медь**, тыс. m



286,0



239,0



358,9



648,0





Никель**, тыс. m



103,0



117,0



169,2



267,0





Цинк**, тыс. m



239,0



262,0



385,6



1270,0





Свинец**, тыс. т

204,0



145,0



169,2



395,0





Молибден**, т

1,0







339,8



12000,0





Вольфрам (WO3)**, m



4,0



191,0



--



1395,0





Уран (U3O8)**, тыс. т









14,4



3,6





Золото, m



158,0



128,0



139,4



69,5





Серебро, т

721,0



549,0



993,0



1393,0





Асбест, млн. m



0,3



0,5



1,0



1,5





Калийные соли, млн. m











0,04



3,6





Сера, млн. m



0,2



6,2



0,8



5,7























* Сырая. **По содержанию металла в руде.


Чёрная металлургия сосредоточена в гг. Гамильтон (49%), Су-Сент-Мари (18% ), Уэлленд в Приозерье и в г. Сидни (8% ) на Атлантич. побережье; произ-во алюминия в гг.Арвида (40%), Китимат (25%), Бе-Комо (20%), Иль-Малинь (10%); полиметаллов в Трейле, Валли-филде, Бельдюн-Пуэне; меди и никеля в Садбери, Норанде, Монреале, Порт-Колборне, Томпсоне и Форт-Саскаче-ване.

По мощности нефтеперераб. з-дов К. в капиталистич. мире стоит на одном из первых мест. Осн. заводы расположены в гл. центрах потребления (Монреаль, 30% произ-ва, Ванкувер, 5%) или трансп. узлах (Сарния, 12% , Эдмонтон, 7%). Хим. пром-сть представлена рядом крупных заводов по произ-ву продуктов осн. химии, а также высокополимерных соединений. Быстро растёт произ-во хим. удобрений, синтетич. каучука, пластмасс. Гл. центры: Сарния, Монреаль, Торонто, Ниагара-Фоле, Китченер.

По лесозаготовкам, лесопилению и деревообработке, произ-ву целлюлозы и бум. массы К. занимает 2-е место в капиталистич. мире (после США). Наиболее развито целлюлоэно-бум. произ-во. Ок. 2/3 мощностей отрасли расположено в Вост. К., в р-нах крупных ГЭС на р. Св. Лаврентия и её притоках. После 2-й мировой войны новые заводы построены в таёжной зоне провинций Манитоба, Саскачеван и Альберта и особенно на Дальнем Западе К., на Тихоокеанском побережье, где целлюлозно-бум. произ-во тесно кооперируется с лесопилением. Здесь расположено 2/3 мощностей лесопил. пром-сти. Осн.центры: Труа-Ривьер, Корнер-Брук, Пауэлл-Ривер, Халл, Порт-Ал-берни, Принс-Джордж, Те-Пасс, Принс-Руперт.

Гл. отрасли пищ. пром-сти - мукомольная, мясная, рыбоконсервная и ликёро-водочная; они имеют важное экспортное значение. Крупнейшие мельницы размещены в портах вывоза хлеба (Порт-Артур, Монреаль, Ванкувер). Из отраслей лёгкой пром-сти относительно более развиты текст., кож.-обув, и швейная; ок. '/2 продукции производится в Моноеа-ле, др. важные её центры-Торонто, Ванкувер, Виннипег. (О производстве основных видов промышленной продукции см. в табл. 4.)

Примерно 7/10 производств, мощностей обрабат. пром-сти расположено в пром. зоне центр, провинций Онтарио и Квебек, по 1/8 на Дальнем Западе и в Степном районе, '/20 в Атлантическом районе страны.

Табл. 4. - Производство основных видов промышленной продукции



















Виды продукции



1950



1960



1971





Электроэнергия . млрд. квт -ч

55,0



114,5



215,1





Чугун и ферросплавы, млн. m



2,3



4,0



8,0





Сталь, млн. m



3,1



5,3



11,0





Медь*, тыс. m



218,0



378,0



478,0





Свинец*, тыс. m



155,0



144,0



168,0





Цинк*, тыс. m



185,0



236,0



372,0





Никель*, тыс. m



112,0



195,0



267,0





Алюминий*, тыс. m



377,0



691 ,0



980,0





Нефтепродукты, млн. m



13,1



34,7



68,5





Синтетич. каучук, тыс. т

59,4



162,2



196,1





Бумажная масса, млн. m



7,6



10,2



15,8





Газетная бумага, млн. m



4,8



6,1



7,5





Пиломатериалы, млн. м3

9,4



18,5



30,0





Автомобили легковые, тыс. шт.



284,0



326,0



1096,0





Автомобили грузовые, тыс. шт. .



106,0



71,0



279,0





Радиоприёмники, тыс. шт



821 ,0



676,0



1995,0





Телевизоры, тыс. шт.



355,0



339,0



541,0





Ткани хл.-бум., млн. мг

297,0



240,0



221,0





Ткани шерстяные, млн. M

23,0



13,8



22"




















* Выплавка. ** млн. м2.


Сельское хозяйство отличается высокой товарностью, механизацией и специализацией. Ок. 3/4 с.-х. земель сосредоточено в руках крупных капиталистич. X-B, владеющих участками св. 40 га. Конкурентная борьба с крупными механизированными х-вами ведёт к разорению мелких ферм. За период 1951-66 число ферм сократилось на 30% . Под фермами занято 70 млн. га (7,6% территории К.), из них обрабатывают и используют под пастбища 44 млн. га. Кроме зерновых, в структуре посевных площадей (см. табл. 5) видное место занимают посевы трав, технические (лён и рапс, табак), а также кормовые культуры (картофель, кукуруза). За послевоен. годы произошли значит, изменения в структуре с. х-ва. В 1971 3/5 его товарной продукции приходилось на животноводство (см. табл. 6) и только 2/5 на растениеводство (в 1939 - обратное соотношение). Изменилась и структура каждой отрасли. Увеличилась доля интенсивных отраслей животноводства и растениеводства (садоводство, овощеводство, плодоводство). В 1970 работало 700 тыс. тракторов, 200 тыс. комбайнов, 400 тыс. грузовиков; 9/10 ферм электрифицировано.

Табл. 5.- Посевная площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур




























Посевная площадь, млн. га

Сбор, млн. m









1935-39*



1955 - 59*



1971



1935-39*



1955 - 59*



1971





Пшеница



10,4



9,2



7,8



8,5



12,7



14,3





Овёс



5,4



3,9



3,3



5,2



5,8



5,9





Ячмень



1,7



3,6



6,2



1,9



5,2



14,3





Кукуруза



0,07**



0,2



0,5



0,2**



0,8



2,7





Льняное семя



0,1**



1,1



0,8



0,03**



0,6



0,7





Кормовые травы



3,9



4,6



5,6



14,2



17,6



32,0





























* В среднем за год. ** 1934-38.

Табл. 6.-Поголовье скота, тыс. голов




















1947/48--1951/52*



1970





Kp. рог. скот



7945



13069






в том числе












молочные коровы


2936


2551





Свиньи



4792



7086





Овцы



1176



1012





Лошади



1580



324

















* В среднем за год.

Осн. р-ны зернового х-ва - степные провинции, в особенности Саскачеван и Манитоба; молочного животноводства и птицеводства - Ю. провинций Онтарио и Квебек и Ю.-З. пров. Брит. Колумбия, мясо-шёрстного животноводства -провинции Брит. Колумбия и Альберта. В Брит. Колумбии, Новой Шотландии и Онтарио местами развито садоводство и огородничество. Ряд отраслей с. х-ва имеет экспортное направление: вывозится более 4/2 урожая пшеницы, льняного семени, '/з урожая ячменя.

Лесное хозяйство более развито в пров. Брит. Колумбия, Квебек и Онтарио. На К. приходится ок. '/ю заготовляемой в мире древесины, а доля её в экспорте леса составляет '/з. В рыболовстве занято ок. 90 тыс. чел., ежегодно вылавливается св. 1 млн. m рыбы, 2/3 улова вывозится. Половину улова получают в прибрежных водах приатлантич. провинции, в основном на "ньюфаундлендских банках" (треска, сельдь, крабы), 2/5 - в прибрежных водах и реках Тихоокеанского побережья (лососёвые и палтус).


Транспорт. До начала 2-й мировой войны по жел. дорогам перевозилось более 90% всех грузов. В послевоен. период стала снижаться роль (до 60% в 1969) ж.-д. транспорта при увеличении значения грузового автотранспорта, трубопроводов (99 тыс. км в 1968) и авиации. Несколько изменилась конфигурация трансп. сети. К широтным трансканад. дорогам прибавился ряд крупных железных и шоссейных дорог меридионального направления (в т. ч. Аляскинское шоссе, 2,5 тыс. км, шоссе Макензи, жел. дороги Ванкувер- Форт-Нельсон, Сет-Иль -Шеф-фервилл, Гримшо- Пайн-Пойнт). Общая протяжённость жел. дорог 71 тыс. км (1971), а автодорог ок. 800 тыс. км. В 1971 автопарк насчитывал 8,1 млн. автомашин, в т. ч. 6,3 млн. легковых. На С. и в горных р-нах пользуются снегоходами; парк их в 1969 превышал 800 тыс. шт. Большое значение имеет морской и речной транспорт, а также водный путь по Великим озёрам. В связи с завершением в 1959 стр-ва глубоководного мор. пути по р. Св. Лаврентия мор. суда (до 26 тыс. т) могут проходить к портам на Великих озёрах. Тоннаж мор. флота (включая озёрный и речной) 3,7 млн. брутто per. т (1969). Осн. порты (грузооборот в млн. га, 1969): Ванкувер (21,5), Сет-Иль (17,2), Монреаль (15,9), Тандер-Бей (12,5). Велика роль авиатранспорта, особенно на севере. Гл. авиапорты: Монреаль, Торонто, Ванкувер, Виннипег, Оттава.


Внешние экономические связи. По обороту внеш. торговли К. в 1969 занимала 6-е место в капиталистич. мире (6%). Ок. '/4 товарной продукции х-ва К. вывозится за границу. Св. 2/3 стоимости экспорта К. приходится на сырьё, полуфабрикаты и продовольствие. Из К. вывозятся: газетная бумага, пшеница, пиломатериалы, бумажная масса, никель, алюминий, нефть и нефтепродукты, железная руда, медь, асбест, уран, калийные соли. Большую часть стоимости ввоза составляют готовые пром. изделия, а также уголь, продукты тропич. стран (кофе, каучук, бананы, какао). См. табл. 7.

География внеш. торговли К. обычно характеризовалась сильным преобладанием США и Великобритании. Монополии США использовали ослабление позиций Великобритании во время и после 2-й мировой войны; в результате доля Великобритании во внешнеторг. обороте К. сократилась с 32% в 1939 до 8%