БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

учом: / - усилитель импульсов для гашения обратного хода электронного луча кинескопа; 2 - фокусирующая система; 3 - отклоняющая система; 4 - генераторы строчной и кадровой развёрток; 5 - проекционный кинескоп; 6 - источник постоянного высокого напряжения; 7 - объектив; 8 - устройство для продвижения киноленты; 9 - кадровое окно; 10 - конден-сорная линза; //, 12- дихроические полупрозрачные зеркала; 13, 14, 15 - светофильтры; 16, 17, 18 - фотоэлектронные умножители. EREGи EB - видеосигналы соответственно красной, зелёной и синей составляющих цвета.

Принцип её действия поясняется схемой, приведённой на рис. На экране кинескопа генераторами строчной и кадровой развёрток создаётся немодулированный по яркости (постоянной интенсивности) телевизионный растр. Этот растр объективом проецируется на кинокадр или диапозитив. Во время развёртки световое пятно последовательно строка за строкой просвечивает весь кинокадр или диапозитив, изменяющий в соответствии с плотностью (прозрачностью) изображения яркость светового потока. Далее модулированный световой поток собирается и направляется конденсорной линзой в цветоде-лит. блок для разделения света по спектру. После разделения световые потоки поступают в фотоэлектронные умножители, где они линейно преобразуются в видеосигналы красной, зелёной и синей составляющих цвета. Их амплитуды определяются яркостью и цветностью передаваемого в данный момент элемента изображения (см. Цветное телевидение). При передаче кинофильмов согласование движения киноплёнки с чересстрочной развёрткой изображения производится соответствующим устройством в кинопроекторе. К. с б. л. используется также в качестве эпипроектора для передачи непрозрачных изображений (открыток, фотографий, карт и т. д.) и ограниченно для передачи игровых сцен из телевиз. студии. В этих случаях световой поток от кинескопа проецируется на непрозрачное изображение или сцену. Для работы с К. с б. л. в студии необходимо затемнение. Освещается объект импульсами света во время обратного хода кадровой развёртки.

Лит.: Теория и практика цветного телевидения, под ред. П. В. Шмакова, M., 1962.

H. Г. Дерюгин

КАМЕРА СГОРАНИЯ, объём, предназначенный для сжигания газообразного, жидкого или твёрдого топлива. К. с. бывают периодич. действия - для поршневых 2- и 4-тактных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и непрерывного действия - для газотурбинных двигателей (ГТД), турбореактивных двигателей (ТРД), воздушно-реактивных двигателей (ВРД), жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и др. В поршневых ДВС К. с. обычно образована внутр. поверхностью головки цилиндра и днищем поршня (см. Дизель). К. с. ГТД чаще всего встраиваются непосредственно в двигатель и могут быть кольцевыми, трубчато-кольцевыми, трубчатыми. По направлению потока воздуха и продуктов сгорания различают прямоточные и противоточные К. с., последние применяют редко из-за большого гидрав-лич. сопротивления. Продукты сгорания направляются из К. с. в газовую турбину, а в нек-рых двигателях (ТРД с форсажными камерами, ЖРД и др.) продукты сгорания, разгоняясь в сопле, установленном за К. с., создают реактивную тягу. Осн. требованиями для всех К. с. непрерывного действия являются: устойчивость процесса горения, высокая тепло-напряжённость, макс, полнота сгорания, минимальные тепловые потери, надёжная работа в течение установленного ресурса работы двигателя. В зависимости от темп-ры, развиваемой в К. с. непрерывного действия, в качестве конструкционных материалов для их изготовления применяют: до 500 0C - хромоникелевые стали, до 900 0C - хромоникелевые стали с добавкой титана, выше 950 0C - спец. материалы. К. с. непрерывного действия относятся к числу важнейших узлов авиац. и космич. двигательных установок, спец. и транспортных газотурбинных установок, к-рые находят широкое применение в энергетике, хим. пром-сти, на ж.-д. транспорте, морских и речных судах.

Лит. см. при статьях об отд. видах двигателей. И. И. Акопов.

КАМЕРАЛИСТИКА (нем. Kameralistik, франц. cameralistique, от позднелат. camera - казна), специальный цикл адм. и экономич. дисциплин, преподававшихся в европ. средневековых ун-тах, а также со 2-й пол. 19 в. в ун-тах России. В Германии, напр., этот цикл включал в себя экономич., геогр. и др. сведения. Своё наименование К. получила от камеральных управлений, создававшихся в ср. века князьями, герцогами и королями, имевшими значит, собственное х-во. Для подготовки чиневников и управляющих ч-вом крупных феодалов на особых факультетах ун-тов и в спец. школах (камеральные школы) преподавались науки, получившие названия камеральных. Последние охватывали гл. обр. горное дело, лесное и сел. X-BO. К. Маркс охарактеризовал К. как мешанину "...разнообразнейших сведений, чистилищный огонь которых должен выдержать каждый преисполненный надежд кандидат в германские бюрократы" (M а р к с К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 13).

КАМЕРАЛЬНЫЕ PАБОТЫ (от поздне-лат. camera - комната), всесторонняя научная обработка материалов, собранных в процессе полевых топография., геол., почвенных и др. специальных исследований к.-л. территории.

KAМЕРА-ОБСКУРА (от лат. obscurus - тёмный), стеноп, прототип фотографического аппарата, представляющий собой затемнённое помещение или закрытый ящик с малым отверстием в одной из стенок, выполняющим роль объектива.

КАМЕРАРИУС (Camerarius) Рудольф Якоб (12.2.1665, Тюбинген,-11.9.1721, там же), немецкий ботаник, проф. Тю-бингенского ун-та и директор университетского ботанич. сада (1688). Впервые экспериментально обосновал наличие мужского и женского пола у растений. Показал, что при изоляции женских растений от мужских (шелковица, перелеска) или удалении мужских цветков (кукуруза, конопля), а также пыльников (клещевина) семена не развиваются. Сопоставляя половые органы растений и животных, К. отнёс тычинки к мужским половым органам (а содержащуюся в них пыльцу - к оплодотворяющему началу), пестики - к женским половым органам. Соч.: De sexu plantarum epistola, Tubin-gae, 1694; в рус. пер.- О поле у растений, в кн.: КёльрейтерИ., Учение о поле и гибридизации растений, М.- Л., 1940.

КАМЕРГЕР (нем. Kammerherr), придворное звание в западноевроп. монархич. гос-вах. Впервые было введено в ср.-век. Испании; в 16 в. установлено Карлом V в Германии, в 18 в.- Екатериной II в России. Первоначально К. был должностным лицом при дворе, ведавшим к.-л. определённой отраслью дворцового управления. С этими функциями связана принятая во многих странах регалия К.- золотой ключ на голубой ленте. В России указом Александра I от 3 апр. 1809 придворный штат К. был сокращён, и в дальнейшем это звание приобрело характер почётного. С 1836 к званию К. представлялись в России только дворяне, состоявшие на гос. службе и имевшие чин не ниже действительного статского советника.

КАМЕР-КОЛЛЕГИЯ, центральное гос. учреждение в России 18 в. Создана Петром I, начала свою деятельность в 1721. Ведала гос. доходами, казёнными подрядами и откупами, продажей казённых товаров, казёнными винокуренными з-дами, рыбными ловлями и сальными промыслами, строительством казённых зданий, дорог и мостов, а также таможенными сборами. Органами К.-к. на местах до 1727 были камерирские конторы, а после 1727 - губернские и воеводские канцелярии. В связи с губ. реформой 1775 сбор MH. гос. доходов был передан в губ. казённые палаты, что явилось толчком для закрытия наряду с другими коллегиями и К.-к. в 1784. В 1797 была восстановлена, а в 1801 окончательно упразднена.

Лит.: Государственные учреждения России в XVIII в. (Законодательные материалы), подгот. к печати А. В. Чернов, M., 1960.

КАМЕРЛИНГ-ОННЕС (Kamerlingh Onnes) Хейке (21.9.1853, Гронинген,- 21.2.1926, Лейден), нидерландский физик и химик. Доктор филос. наук(1879). Проф. Лейденского ун-та (1882-1924). С целью получения жидкого гелия организовал в Лейденском ун-те специально оборудованную криогенную лабораторию, к-рая стала мировым центром физики низких темп-р и была названа именем К.-О. Здесь К.-О. впервые достиг темп-р, близких к абсолютному нулю. В 1908 впервые получил жидкий гелий. Изучал физ. свойства различных веществ при низких темп-pax, в частности ртути, свинца, олова и др. металлов. В 1911 при исследовании электрич. сопротивления ртути обнаружил, что при темп-ре 4,1 К сопротивление исчезает. Это явление было названо сверхпроводимостью. К.-О. принадлежат также работы по термодинамике, магнитооптике, радиоактивности. Нобелевская пр. (1913). Портрет стр. 268.

Соч.: On the changes of the electrical resistance of pure metals at very low temperatures. V. The disappearance of the resistance of mercury, "Communication from the Physical Laboratory at the University of Leiden", 1911, № 122, p. 13.

Лит.: К е е з о M В., Гелий, пер. с англ., M., 1949 (имеется библ. трудов К.-О.).

КАМЕР-МУЗЫКАНТ (от позднелат. camera - комната, дворцовая палата), композитор или исполнитель-солист, состоявший на службе при княжеском, герцогском, королевском, императорском или царском дворе. В России должность К.-м. существовала в 18 - нач. 19 вв.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (от позднелат. camera - комната), специфическая разновидность муз. искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной; сочинения К. м. предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, "комнатного" музицирования (отсюда и название). Сочинения К. м. пишутся для небольших инструментальных составов (от одного исполнителя-солиста до камерного ансамбля). Для К. м. характерна экономия и тончайшая детализация выразит, средств; она обладает большими возможностями передачи лирич. эмоций и тонких градаций душевных состояний человека. Истоки К. м. восходят к эпохе средневековья. До конца 16 в. это наименование относили лишь к вокальным жанрам; с 17 в. оно было распространено и на инструментальную музыку. В 16-18 вв. термином "К. м." стали обозначать светскую музыку, в отличие от церковной (камерная соната, в отличие от церк. сонаты).

Совр. виды камерного инструментального ансамбля - соната, трио, квартет, квинтет и т. д.- сформировались в творчестве представителей венской классич. школы Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, создавших глубокие по содержанию и совершенные по форме образцы. Обладающий богатыми выразит, возможностями, инструментальный ансамбль (особенно смычковый квартет) привлёк внимание почти всех композиторов, в нём получили отражение все осн. направления муз. иск-ва 18-20 вв. Ему отдали дань романтики (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, P. Шуман) и композиторы последующего времени (И. Брамс,А. Дворжак и др.); высоким художеств, уровнем отличаются камерные ансамбли рус. композиторов (П. И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Глазунов и др.), традиции к-рых нашли продолжение у советских композиторов (H. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).

С кон. 18 в. и особенно в 19 в. видное место в муз. иск-ве заняла вокальная К. м. В творчестве Ф. Шуберта, P. Шумана и др. композиторов-романтиков сформировался новый для того времени и обладающий многообразными выразительными возможностями жанр художеств, песни. Богатое развитие жанры песни и романса получили -в России (M. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, M. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корса-ков, С. В. Рахманинов и др.). В это же время большое значение приобретает жанр инструментальной миниатюры (характерные пьесы, пьесы в танцевальных формах и т. п.).

В 19 в. стали устраиваться публичные концерты К. м., гл. обр. в небольших концертных залах, возникли организации любителей К. м., сформировались многочисленные камерные ансамбли исполнителей.

Лит.: Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс, M., 1956; её же, Романтическая песня XIX века, M., 1967; её же, Мастера советского романса, M., 1968; Раабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, M., 1961; его ж е. Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; Wa It hew R. H., The development of chamber music, L.- N. Y., [1909]: Mersmann H., Die Kammermusik, Bd 1-4, Lpz., 1930-33; Ki Ib urn N., Chamber music and its masters, L., 1932; U 1-r i с h H., Chamber music, 2 ed., N. Y.- L., 1966; Coeuray A., La musique de chambre, P., 1953; Richter J. Fr., Kammermusik-Katalog, .Lpz., 1960; С о b b e t t W. W., Cyclopedic survey of chamber music, 2 ed., v. 1-3, L., 1963. Л. H. Раабен.

КАМЕРНАЯ ТОПКА, топка парового котла, выполненная обычно в виде прямоугольной призматич. камеры, в к-рой топливо сгорает в струе воздуха (в факеле). В таких топках сжигают твёрдое пылевидное топливо под котлами паропро-изводительностью от 50 до 2500 т/ч и более, а также газообразное и жидкое топливо - под котлами той же и меньшей производительности. Устанавливают К. т. и к крупным водогрейным котлам. К. т. (рис.) состоит из вертикальных стен, потолочного перекрытия и холодной воронки или пода, выложенных из огнеупорных материалов. На внутр. поверхностях К. т. размещают топочные экраны (изготовляемые из труб диаметром 32-76 мм, в к-рых циркулирует котловая вода), а также потолочный или настенный радиац. пароперегреватель (в паровых котлах). Топливо вводится в

Камерная топка: / - горелка; 2 - топочная камера; 3 - обмуровка; 4 - топочный экран; 5 - потолочный радиационный пароперегреватель; 6 - фестон.

К. т. вместе с воздухом, необходимым для горения, через горелочные устройства, к-рые размещают на стенах топки, а также по её углам. При сжигании пылевидного топлива часть золы уносится дымовыми газами из топки в газоходы котла; остальная часть золы выпадает из факела в виде капель шлака и удаляется из топки либо в твёрдом гранулированном виде, либо в жидком расплавленном виде, стекая с пода топки через летку в шлакоприёмное устройство, заполненное водой. В крупных котельных агрегатах, работающих на пылевидном топливе, создают также полуоткрытые К. т., к-рые имеют пережим, разделяющий топку на две части: камеру горения и камеру охлаждения.

Лит. см. при ст. Котлоагрегат. P. Г. Зах.

КАМЕРНЫЕ ПЕЧИ, обобщённое назв. группы пром. печей, в к-рых изделия остаются неподвижными относительно печи в течение всего периода нагрева. К. п. применяют для нагрева металлич. заготовок перед прокаткой и ковкой, для термич. обработки металлич. и стеклянных изделий, обжига керамич. и эмали-ров. изделий. К. п. классифицируют по конструкции: вертикальная печь, кол-паковая печь, нагревательный колодец,

Камерная печь с неподвижным подом для нагрева заготовок перед ковкой: / - рабочее пространство; 2 - окно для загрузки и выдачи изделий; 3 - горелка; 4 - рекуператор.

печь с выдвижным подом, ямная печь и др. Если в К. п. одновременно находятся неск. изделий, а загружают и выдают их по одному, то темп-pa печи постоянна. При сложных режимах обработки, когда изделия необходимо нагревать (или охлаждать) с определённой скоростью, темп-ру печи соответственно изменяют. К. п. отапливают газом или жидким топливом. Термич. К. п., работающие с атмосферой контролируемого состава, обогревают электрич. нагревателями сопротивления или радиантными трубами. Часто электрич. обогрев целесообразен для обеспечения точности режима термич, обработки и при нагреве без атмосферы контролируемого состава. Наиболее широко распространены К. п. с неподвижным подом, применяемые в кузнечных цехах. Рабочее пространство этих печей (рис.) выполняют в форме параллелепипеда длиной 0,6-2 м, шириной 0,6-1,5 м и высотой до 1 м. Производительность печей - 70-600 кг /ч, расход тепла - 5000-7000 кдж/кг.

Лит.: Гриссик A. M., Основные направления развития пламенных нагревательных и термических печей машиностроительной промышленности и работы института "Теплопроект" в этой области, в сб.: Пламенные печи и сушила машиностроительной промышленности, M., 1966, с. 3 - 13.

KAМЕРНЫЙ, 1) относящийся к камере; снабжённый камерой; состоящий из камер. 2) Предназначенный для небольшого помещения, для небольшвго круга слушателей (напр., камерная музыка, камерный театр).

КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ (муз.), группа исполнителей, выступающих совместно с исполнением произведений камерной музыки; см. Ансамбль.

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР, оркестр небольшого состава, часто с одним исполнителем на каждую партию; см. Оркестр.

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (20 ноября 1920 постановлением Наркомпроса был включён в сеть академических), драматический театр в Москве. Открылся в 1914 спектаклем "Сакунтала" Калидасы. Основатель и руководитель театра- А. Я. Таиров, поставивший наиболее значит, спектакли. По замыслу Таирова, театр должен был противопоставить свою творческую программу натурализму на сцене и т. н. "условному" театральному иск-ву начала века. К. т. развивался прежде всего как театр трагедии, тяготея к полярным жанрам ("сегодня - мистерия, завтра - арлекинада"), к синтетическому театральному творчеству. Таиров провозглашал самостоятельную ценность сценич. иск-ва и воспитывал актёра как виртуозного мастера всех театральных жанров и форм. Особенно большое значение придавал он пантомиме (вначале как самостоят, зрелищу, а затем делал его одним из элементов драматич. спектакля). Mн. работы К. т. имели экспериментальный характер, не все из них завершались удачей, а иногда вызывали острые дискуссии. В поисках своего особого места в системе сов. реалистич. иск-ва театр выдвигал декларации, в к-рых определял свой художеств, стиль (напр., "структурный реализм" - подразумевалась сложная художеств, структура сценич. произведений; "крылатый реализм" - подразумевалась необходимость обострённых по форме художеств, обобщений). К. т. приобрёл широкую известность (особенно после зарубежных гастролей в 1923, 1925 и 1930).

Ведущей актрисой К. т. была А. Г. Коонен. Постановка "Оптимистической трагедии" Bc. Вишневского (1933, Комиссар - А. Г. Коонен) стала одной из общепризнанных новаторских вершин революц. героики на сов. сцене.

Среди крупнейших спектаклей К. т.: "Фамира Кифаред" Анненского (1916), "Адриенна Лекуврер" Скриба и Легуве (1919), "Федра" Расина, "Жирофле-Жирофля" Лекока (оба в 1922), "Косматая обезьяна", "Любовь под вязами" (оба в 1926) и "Негр" (1929) О'Нила; "Опера нищих" Брехта и Вейля (1930), "Мадам Бовари" по одноим. роману Флобера (1940), "Пока не остановится сердце" Паустовского (1943), "Чайка" Чехова, "Без вины виноватые" Островского (оба в 1944), "Ста