БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ты; заводы: железобетонных изделий и конструкций, коммунального оборудования, ремонтно-механич., "Неф-тебурмаш ремонт ", монтажно-заготовительный, сыродельный, пивоваренный; швейно-галантерейная ф-ка. Химико-технологнч. техникум.


КАЛФ (KaIf) Биллем (крещён 3.11.1619, Роттердам,-31.7.1693, Амстердам), голландский живописец. Ок. 1640-45 работал во Франции, с 1653- в Амстердаме.

В. К а л ф. "Завтрак". Государственный музей. Амстердам.

Писал как скромные по размеру и мотивам, но полные настроения картины с изображением бедных кухонь и задворок ("Двор крестьянского дома", Эрмитаж, Ленинград), так и эффектные натюрморты с драгоценной утварью и южными плодами ("Завтрак", Гос. музей, Амстердам). Блестящая виртуозсость К.-натюрмортиста проявилась в классич. отточенности композиции, в тонком ощущении своеобразия каждой вещи, в изысканности и богатстве светотеневых и красочных оттенков, в искусных сопоставлениях контрастных по цвету и фактуре предметов.

Ж. Кальвин.

Кальдерой де ла Барка.



Лит.: G elder H. E. v a n, W. С. He-da, A. van Beyeren, W. KaIf, Amst., [1941].

КАЛЧЕВ Камен (наст, имя - Пётр) (р. 31.7.1914, с. Керека, Габровский округ), болгарский писатель, нар. деятель культуры Болгарии (1972). Чл. Болг. компартии с 1938. Первая повесть К.- "Путник с горы" (1938). Темы его романов - героика антифаш. движения ("Живые помнят", 1950), социалистич. преобразования в селе ("На границе", 1953), нравственные конфликты совр. жизни ("Семья ткачей", 1956-60, рус. пер. 1959). Значит, явлением болг. лит-ры стали его роман "Двое в новом городе" (1964, рус. пер. 1967), повесть "У истоков жизни" (1964), сб. "Софийские рассказы" (1967). К.- автор беллетризованной биографии Г. Димитрова ("Сын рабочего класса", 1949, рус. пер. 1962). В 1962-63 пред. Союза болг. писателей, с 1966 гл. редактор лит. журн. "Септември". Премия им. Димитрова (1950).

Соч. в рус. пер.: Софийские рассказы. [Предисл. И. Цветкова], M., 1971; В поисках будущего, "Иностранная литература", 1971, № 5.

Лит.: Зарев П., Преобразена литература, София, 1969.


КАЛИМ (тюрк.), выкуп, уплачивавшийся за невесту первоначально роду, позднее - родителям или родственникам невесты; разновидность К.- отработка за невесту. К. возник в период разложения материнского рода и смены матрилокаль-ного брака патрилокалъным браком. К. являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, к-рое она уносила в род мужа. Был распространён у MH. племён и народов мира. Пережитки К. сохраняются до сих пор у ряда народов стран Востока. В классовом обществе при браке с уплатой К. женщина фактически становилась собственностью мужа. Вместе с тем большой размер К. затруднял вступление в брак мужчинам-беднякам. В России в прошлом К. существовал у нек-рых народов Cp. Азии, Сибири и Кавказа.

В СССР К. рассматривается как пережиток прошлого, представляющий общественную опасность. В качестве преступления, состоящего в посягательстве на право женщины свободно решать вопрос о вступлении в брак, предусмотрен уголовным законодательством РСФСР, Армянской CCP, Киргизской CCP, Таджикской CCP и Туркменской CCP.

КАЛЬБАЙОГ (Calbayog), город и порт на Филиппинах, на зап. побережье о. Ca-мар. 106,8 тыс. жит. (1970). Рыболовецкий и торг, центр с.-х. продукции (рис, копра).

КАЛЬБЕ (Calbe), город в ГДР, в округе Магдебург, на р. Заале. 16,3 тыс. жит. (1970). Речной порт и ж.-д. узел. В начале 1950-х гг. построен металлургич. комбинат "Вест" (на базе железорудного месторождения Харбке и на буроуголь-ном коксе, производимом в г. Лауххам-мер). ТЭС, цем. з-д. Вблизи - добыча бурого угля.

КАЛЬВАДОС (Calvados), департамент на С. Франции, у прол. Ла-Манш. Пл. 5,7 тыс. км2. Нас. 545 тыс. чел. (1972). Адм. ц.- г. Кан. Животноводство (молочный скот, лошади); посевы зерновых, сах. свёклы. Садоводство. Б. ч. пищ. пром-сти (масло, сыр, яблочный сидр) и машиностроение - в г. Кан. Рыболовство. Морские курорты (Довиль и др.).

КАЛЬВИЛЬ БЕЛЫЙ ЗИМНИЙ, сорт яблони франц. происхождения. Плоды крупные (300 г и даже 500 г), плоскошаровидные, ребристые, жёлтые со слабым румянцем. Мякоть желтоватая, сочная, пряная и ароматная. Используют в свежем виде. Сорт требователен к почве, климату и уходу. Обильно плодоносит на карликовых подвоях, слабо - на обыкновенных. Применяется также для кадочной культуры. Распространён в Зап. Европе; в СССР районирован на юге РСФСР, УССР и в Груз. CCP.

КАЛЬВИН (Calvin, латинизир. Calvi-nus, франц. Cauvin - К о в е н) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция,-27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Род. в семье крупного церк. служителя. Получил богословское и юридич. образование. Под влиянием проповеди M. Лютера стал склоняться к протестантизму. В 1533 отрёкся от католич. церкви. В 1534, ввиду усилившихся во Франции преследований протестантов, бежал в Базель, где в 1536 вышло его гл. соч. "Наставление в христианской вере" (сначала на лат., затем на франц. яз.), в к-ром дано систе-матич. изложение нового вероучения. В том же 1536 К. приехал в Женеву, где уже победила Реформация. Введение К. (с помощью магистрата) суровых постановлений о церк. дисциплине и нравственности горожан, споры с деятелями Реформации в Берне, откуда Женева заимствовала вначале реформац. идеи, привели к тому, что К. был выслан из Женевы и уехал в Страсбург (1538). В сент. 1541 К. вернулся в Женеву и оставался там до конца жизни, сделавшись главой нового направления протестантизма - кальвинизма. Под влиянием К. женевский магистрат принял новую форму церк. организации, к-рая с нек-рыми вариациями была воспринята затем кальвинистскими общинами др. стран. Отражая интересы буржуазии эпохи первонач. накопления капитала, К. провёл ряд реформ, направленных на утверждение "мирского аскетизма". С помощью консистории, возглавлявшей церковь и фактически подчинившей себе светскую власть, он упразднил пышный католич. культ; как советник пр-ва добился установления мелочного и придирчивого надзора над гражданами, обязат. посещения церк. службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т. п. К. отличался крайней религ. нетерпимостью как к католицизму, так и к нар. реформац. течениям (особенно к анабаптизму), последователей к-рых он обвинял в безбожии; по настоянию К. противники его учения подвергались изгнанию, смертной казни (сожжение в 1553 M. Сервета) и др. карам.

Соч.: Opera quae supersunt omnia. ed. G. Baum, E. Cunitz, E. Reuss, v. 1 - 59, Brunsvigae, 1863 - 1900 (Corpus reformatorum, v. 29-87); Opera selecta, ed. P. Barth, Bd 1, 3-5, Munch., 1926-36.

Лит. см. при ст. Кальвинизм.

С. Д. Сказкин.


КАЛЬВИНИЗМ, протестантское вероучение, основателем к-рого был Ж. Кальвин', возникло в 16 в. в процессе Реформации. В основе К., отвечавшего "...требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии" (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 308), лежат доктрины об абсолютном предопределении и о божеств, невмешательстве в закономерность мира. Согласно учению об абсолютном предопределении, бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели, одних - к раю, других - к аду, и этот приговор бога абсолютно неизменен. Учение о предопределении "...было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но не ведомых экономических сил" (там же). Однако учение о предопределении не предрасполагало человека к фаталистической покорности судьбе. Согласно К., человек должен быть уверен в том, что он является "божьим избранником" и доказать это своей жизнью и деятельностью. Бог, как утверждал К., непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности. T. о., получала религ. оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению и наживе. Проповедовавшийся К. т. н. мирской аскетизм выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисл. католич. праздников и в увеличении числа рабочих дней. Из Женевы (родины К.) это вероучение распространилось в Англию (см. Пуритане), Шотландию, Нидерланды, нек-рые области Германии, Францию, Венгрию, Польшу. Как религ. идеология буржуазии эпохи первонач. накопления капитала К. сыграл крупную организующую роль в двух ранних бурж. революциях - нидерландской (16 в.) и особенно английской (17 в.).

Респ. организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерар-хич. построения католич. церкви. Во главе церк. общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности к-рых не были связаны со священ-нич. деятельностью, а являлись лишь службой (лат. mmisterium; отсюда их назв.- министры). Пресвитеры и министры составляли консисторию. Такая организация церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии; в ней был также полностью осуществлён бурж. идеал "дешёвой церкви" (упрощение культа, устранение роскоши и т. п.). К. не менее нетерпим к инаковерующим (особенно нар. реформац. течениям), чем католицизм. В отличие от нар. "ере-тич." учений, отрицавших необходимость церкви как обществ, института, К. проповедовал, что спасение возможно исключительно в рамках церкви. Церк. организация К. строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов руководству общины. Церк. организация К. была воспринята не только буржуазией; она явилась удобным орудием для борьбы аристокра-тич. слоев дворянства с королев, абсолютизмом, напр, во Франции (см. Гугеноты). К. вместе с цвинглиавством (см. У.Цвингли), быстро слившимся с К., в различных своих разновидностях (реформатские церкви, пресвитерианство, конгрегационализм) получил наибольшее распространение в США, Великобритании и нек-рых её бывших доминионах, Нидерландах, Швейцарии; насчитывал к кон. 1960-х гг. приблизительно 45 млн. приверженцев.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, M., 1931; Поршнев Б. Ф., Кальвин и кальвинизм, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, в. 6, M., 1958; В и line р P. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века, M., 1894. С. Д. Сказкин.

КАЛЬВИНО (Calvino) Итало (р. 15.10. 1923, Сантьяго-де-лас-Вегас, Куба), итальянский писатель. Участник итал. Движения Сопротивления в годы 2-й мировой войны 1939-45. Неореалистич. произведения К.- партизанская повесть "Тропинка к паучьим гнёздам" (1947) и сб. рассказов "Последним прилетает ворон" (1949) - проникнуты антифаш., демократич. идеями. В 50-е гг. в творчестве К. усиливается социально-разоблачит. критика антигуманности совр. капита-листич. общества (повести "Строительная афера", 1957, рус. пер. 1965, "Облако смога", 1958, цикл сатирич. рассказов-притч о бедняке Марковальдо, 1953-56). К.- создатель оригинального филос.-ал-легорич. жанра прозы, в к-рой он ставит острые этич. проблемы современности: повести "Виконт, разрубленный надвое" (1952), "Барон на дереве" (1957, рус. пер. 1965), "Несуществующий рыцарь" (1959), сатирико-фантастич. рассказы "Космикомические истории" (1965, рус. пер. 1968) и др. К. собрал и обработал нар. сказки (сб. "Итальянские сказки", 1956, рус. пер. 1959).

Соч.: Ti con zero, Torino, 1967; Il castello dei destini incrociati, Parma, 1970; в рус. пер. - Кот и полицейский. Избранное, M., 1964; [Рассказы], в сб.: Итальянская новелла XX века, M., 1969.

Лит.: Потапова 3. M., Неореализм в итальянской литературе, M., 1961; P е S-cio Bottino G., Calvino, Firenze, 1967. Г. Д. Богемский.

КАЛЬВО ДОКТРИНА, принцип недопустимости дипломатич. или вооруж. вмешательства гос-в для взыскания долгов с другого гос-ва; был впервые провозглашён аргент. юристом и дипломатом К. Кальво (С. Calvo; 1824-1906) в 1868, в обстановке интервенции европ. держав в странах Лат. Америки под предлогом 1 взыскания долгов их подданным с пр-в этих стран. Этот принцип был включён в ряд договоров, заключённых латино-амер. странами между собой и с европ. державами (итало-парагвайский договор 1893, франко-мексикано-никарагуанский договор 1894 и др.). В нач. 20 в. К. д. была развита и несколько видоизменена мин. иностр. дел Аргентины Драго (см. Прага доктрина 1902).

КАЛЬГИН Анатолий Николаевич [20. 4(2.5).1875, Владикавказ, ныне Орджоникидзе,-27.3.1943, Тбилиси], советский архитектор. Окончил Ин-т гражд. инженеров в Петербурге (1900). С 1907 жил в Грузии. Преподавал в Тбилисской AX (1922-30). Для его построек характерно сочетание совр. конструктивной основы с классич. и традиц. груз, формами и декоративными мотивами. Работы: здание Груз, дворянского земельного банка (ныне Б-ка Груз. CCP им. Карла Маркса) в Тбилиси (1912-16), Земо-Авчальская ГЭС им. В. И. Ленина (1927, совм. с К. А. Леонтьевым и M. С. Мачавариани).

КАЛЬДАС (Caldas), департамент в центр, части Колумбии, в горах Центр. Кордильеры и на прилегающей к ним части долины р. Магдалена. Пл. 7,3 тыс. км2. Нас. 827 тыс. чел. (1971). Адм. центр - г. Манисалес. Важнейший р-н культивирования кофе (1I3 сбора кофе в стране); возделываются также бананы, сах. тростник, табак, кукуруза, пшеница, фасоль. Добыча золота. Пищ., текст., кож.-обув., цел л.-бум., хим., стек., цем., маш.-строит, пром-сть.

КАЛЬДЕРА (исп. caldera, букв.- большой котёл), обширные овальные или круглые котловины вулканич. происхождения с крутыми, часто ступенчатыми склонами. К. достигают 10-20 км в поперечнике и неск. сот м в глубину. Различают взрывные К., образующиеся при мощных взрывах газов, вырывающихся из жерла вулканов, и К. обрушения, возникающие при оседании по кольцевым разломам кровли подземного вулканич. очага вследствие выброса из него материала при Вулканич. извержениях. Шире распространены К. второго типа; они же достигают и наибольших размеров.

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (Calderon de Ia Вагса Henao de Ia Вагге-da у Riano) Педро (17.1.1600, Мадрид,- 25.5.1681, там же), испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражд. и канонич. право в ун-тах Алькала-де-Энарес и Саламанк-ском. К 1619-23 относятся первые лит. опыты К. де ла Б., с 1625 он полностью посвятил себя лит-ре. В 1651 принял сан священника, был тесно связан с двором Филиппа IV. В ранний период творчества (примерно до сер. 20-х гг.) К. де ла Б. под влиянием Лопе де Вега Карпьо написал "комедии плаща и шпага": "Любовь, честь и власть" (1623, изд. 1637), "Игра любви и случая" (1625, изд. 1636) и др., национально-патриотич. драму "Осада Бреды" (1625, изд. 1636). Творчеству К. де ла Б. приблизительно до сер. 30-х гг. свойственно стремление к широким обобщениям, постановка фил ос. и этич. проблем, одновременная разработка неск. тем в одной пьесе: "Стойкий принц" (1628-29, изд. 1636), морально-филос. драма "Жизнь есть сон" (1631-32, изд. 1636), "Сам у себя под стражей" (1636, изд. 1650) и др. В "драмах чести" ("Врач своей чести", 1635, изд. 1637, и др.) К. де ла Б. тяготел к углублённому анализу, раскрывая к.-л. ведущую черту в характере героя. В драме "Саламейский алькальд" (1640-45, изд. 1651) чувство чести выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, дано яркое изображение царившего в Испании беззакония. Социальные мотивы характерны и для др. его пьес. В последний период творчества К. де ла Б. сочинял пьесы с музыкой, пением, балетными номерами для придворных праздников. Писал религ. драмы -"Поклонение кресту" (1630-32, изд. 1636), "Чистилище святого Патрика" (1634, изд_. 1636), а также ауто: философские, на мифологич. сюжеты с теологич. их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и историч. сюжеты, вдохновлённые притчами из Евангелия.

Сцена из спектакля "Дама-невидимка". Московский театр Комедии. 1940.

Большинство пьес К. де ла Б. тяготеет к т. н. высокой комедии; для них характерны след, черты: выбор героев только из дворянской среды, строгое соблюдение героями кодекса дворянской чести, обнажённая моральная основа, изощрённая стихотворная техника и изысканный язык. Унаследовав традиции исп. ренес-сансной лит-ры, К. де ла Б. вместе с тем выразил разочарование в гуманизме Возрождения. К. де ла Б. в самой природе человека видит источник зла и жестокости, а единств, средством примирения с жизнью - христианскую веру с её требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.

В России знакомство с драматургией К. де ла Б. относится ещё к нач. 18 в. Его пьесы на рус. сцене шли со 2-й пол. 19 в. Интерес представляли постановки: "Поклонение кресту" (1910) и "Стойкий принц" (1915) Bc. Мейерхольда, а также "Жизнь есть сон" (1914) А. Я. Таирова. Комедии К. де ла Б. ставятся MH. сов. театрами.

Соч.: Obras completas, v. 1 - 3, Madrid, 1959; в рус. пер.- Соч., пер. н вступ. ст. К. Д. Бальмонта, в. 1 - 3, M., 1900 - 12; Пьесы, предисл. H. Б. Томашевского, т. 1-2, M., 1961.

Лит.: M е р и н г Ф., Судья из Заламеи, в его кн.: Литературно-критические работы, т. I1 М.- Л., 1934; История западноевропейского театра, т. 1, M., 1956; Балашов. H. И., Славянская тематика у Кальдерона и проблема Ренессанс-Барокко в испанской литературе, "Изв. АН СССР. Серия литературы и языка", 1967, т. 26, в. 3; е г о ж е, Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании, в сб.: XVII век в мировом литературном развитии, M., 1969; Frutos Cortes E., Calderon, Barselona, 1949; S h е г g о 1 d N. D., V а г е у J. E., Los autos sacramen-tales en Madrid en Ia ёроса de Calderon, 1637 - 1681, Estudio у documentos, Madrid, [1961]; Valbuena Briones A., Pers-pectiva critica de los dramas de Calderon, Madrid, [1965]; Karczewska-Marki-e w i с z Z.j (Salderon de Ia Barca, Warsz., 1970. H. Б. Томашевский.

КАЛЬЕС (Calles) Плутарко Элиас (25.9.1877, Гуаймас, шт. Сонора,- 19.10.1945, Мехико), гос.