БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

дова, "Пуд муки" (1936) Али Шогенцукова, сб. рассказов балкарцев С. Хочуева (1910-42), X. Ka-циева (р. 1916) и др. Кабардинец 3. AK-сиров (р. 1919) создал драматич. поэму "Песня Даханаго" на фольклорный сюжет о поисках нар. счастья. Нар. героикой овеяны драмы кабардинцев Шекихачева "Коригот" (1936), 3. Кардангу-шева (р. 1918) "Каншоуби и Гошагаг" (1939), M. Тубаева (р. 1919) "Мажид и Марьят", балкарцев P. Геляева "Кровавый калым" (1940) и др.

В 30-х гг. проблема положит, героя - современника - разрабатывается в повестях и пьесах Дж. Налоева (1906-37), С. Кожаева, M. Афаунова, А. Шортанова, Б. Гуртуева и др.

В годы Великой Отечественной войны вышли коллективные сб-ки стихов, очерков, рассказов: "Все беритесь за оружие!" (1941), "Во имя Родины" (1942), "На фронтах войны" (1943), "Смех убивает врага" (1944); сб. стихов Б. Беку-лова "Победим!" (1942); поэмы Али Шогенцукова "Моя Родина" (1941), А. П. Кешокова "Отец" (1944-45). Во фронтовой печати регулярно появлялись стихи, рассказы Кешокова и К. Кулиева (р. 1917). В борьбе с фашизмом погибли Али Шогенцуков, И. Кажаров, M. Кану-коев, Б. Таов, Б. Кушхов, P. Геляев, С. Хочуев, А. Будаев и др. В послевоенный период лирика кабардинцев А. Кешокова, Адама Шогенцукова (р. 1916), Б. Куашева (1920-57), балкарцев К. Кулиева, К. Отарова (р. 1912) стала общесоюзным достоянием.

Особо выделяются книга народных поэтов К.-Б. АССР - А. Кешокова "Путь всадника" (1946), "Земля молодости" (1948), "Тисовое дерево" (1954). "Согретые камни" (1964), "Тавро" (1969) и др., а также К. Кулиева "Горы" (1957), "Хлеб и роза" (1957), "Огонь на горе" (1962), "Раненый камень" (1964) и др. Совр. поэзия пополнилась именами С. Макито-ва (р. 1920), H. Шогенцукова (р. 1924), Ф. Балкаровой (р. 1926), 3. Налоева (р. 1928), 3. Тхагазитова (р. 1934), T. Зума-кулова (р. 1934), К. Эльгарова (р. 1935) и др.

Проза К.-Б. сложилась лишь в после-воен. период. В 1954 вышел первый в кабард. лит-ре роман А. Шортанова (р. 1916) "Горцы" - повествование_ о нар. судьбах в 1-й четв. 19 в.; в 1958-65 - дилогия А. Кешокова "Вершины не спят" - о победе революции на Сев. Кавказе, о первых шагах к социализму; в 1969 - роман X. Теунова (р. 1912) "Род Шогемоковых" (переработ, издание). Опубл. роман "Заря над Тереком" (1970) А. Шомахова (р. 1910), "Новый талисман" (1969) Б. Гуртуева, "Горные орлы" (1962) Ж. Залиханова, "Камни помнят" (1958) и "В теснине" (1954) О. Этезова, "Мурат" (1964) M. Шаваевой, "Тамата" (1972) X. Кациева и др.

Проза всё смелее поднимает совр. темы. Всесоюзную известность получила повесть Адама Шогенцукова "Весна Co-фият" (1955), в к-рой острота конфликтов сочетается с поэтичностью и глубиной характеров. Ему принадлежит и повесть "Назову твоим именем" (1970)-о нравств. поисках молодёжи наших дней. X. Каширгов (р. 1912) создал яркие образы коммунистов в повести о послевоен. кабард. деревне "Источник счастья" (1955). Вышли сборники рассказов "С добрым утром" X. Хавпачева (р. 1926); "Ветер с Уруха" (1960), "Юмористический словарь" (1963), "Пути-дороги" (1969) А. Налоева (р. 1921). Его повесть "Смена часовых" (1967) - одно из лучших произв. кабард. прозы последних лет о войне. Значительным явлением в совр. прозе стали повесть "Родня", рассказы "Фаризат", "Два скакуна", "Механик" кабардинца С. Куш-хова (1930-60) и др. Выдвинулись писатели Э. Гуртуев (р. 1935), Б. Карданов (р. 1919).

В послевоен. годы в драматургии выделяются ист., историко-революц. драмы: "Посланец партии" А. Шортанова, "Кыз-брун" 3. Аксирова-о жизни трудящихся в феод. Кабарде; "Рассвет в горах" И. Боташева (р. 1925)-о событиях Гражд. войны; "Раненый тур" И. Маммеева (р. 1919) - о жизни К. Мечиева. Из пьес на совр. темы следует назвать "Когда загорается свет", "В одной семье" А. Шортанова, "Семья Тамаши" M. Шха-гапсоева, "Альхо" и "Последняя верста" А. Кешокова, комедии П. Мисакова (р. 1930) и др. Большое значение в развитии лит-ры имели альманахи "Кабарда" на рус. и кабард.-черкесском языках (1945-57), "Шуйохлук" ("Дружба") на карачаево-балкарском яз. (с 1958), двухмесячный журнал "Ошхамахо" ("Эльбрус") на кабард.-черкесском языке (с 1958). Тема дружбы народов находит широкое отражение в лит-ре К.-Б. АССР.

Развивается литературоведение и критика. Вышли в свет "Очерки истории кабардинской литературы" (1968), "Сборник статей о кабардинской литературе" (1957) и др. монографии о писателях и поэтах, проблемные статьи, обзоры. Активно трудятся X. Теунов, 3. Налоев, А. Хакуашев, Л. Кашежева, M. Сокуров н др. M. Сокуров.

Архитектура и изобразительное искусство. На терр. К.-Б. найдены остатки плетнёвых жилищ и керамики, начиная с эпохи неолита и ранней бронзы (нальчикские курганы), керамика и украшения из металла, относящиеся к кругу кобанской культуры и культуры скифо-сарматов. Сохранилось много разновременных курганов, могильников, склепов (подкурганная гробница близ г. Нальчик, 3-е тыс. до н. э.), селищ, городищ. Среди последних: городище Ниж. Джу-лат (близ г. Майский), существовавшее с начала н. э. по 14 в. включительно (остатки большой мечети, нач. 14 в., и др.); раннесредневековое городище Лы-гыт (близ с. Верх. Чегем) с комплексом оборонит, сооружений позднего средневековья. В высокогорных р-нах сохранились руины позднесредневековых крепостных комплексов, возведённых в неприступных местах (на склонах, уступах, вершинах гор), суровых и лаконичных по архитектуре: крепости Тотур-Кала и замка Джабоевых на правом берегу р. Черек, крепостей Болат-Кала, Малкар-Кала в Черекском ущелье, замка на горе Курноят-Баши, 3-ярусного комплекса Зылги (т. н. замок Борзиевых) в Балкарском ущелье и др. Величественны укреплённые башни: башня Абая близ о. аула Куннюм, конец 16- нач. 17 вв.(?); башня Балкаруковых в с. Верх. Чегем, 2-я пол. 17 в. (?), построенная мастерами из Сванети, башня Ак-Кала к Ю. от с. Безенги, 17-18 вв.

Распространены каменные наземные склепы-мавзолеи 14-19 вв.: прямоугольные в плане с высокой двускатной крышей, круглые и многогранные с конусообразной крышей. К 1785 относятся триумфальные ворота в станице Ека-териноградской (реставрированы в 1847 и 1962).

В сов. время, гл. обр. в 50-60-е гг., Нальчик отстроен почти заново и превращён в современный, регулярно спланированный город-сад. В нём возведены Дом Советов (1956, арх. С. А. Маслих, С. E. Вахтангов), б-ка им. H. К. Крупской (1959, арх. И. В. и А. Г. Лысяковы), краеведческий музей (1964, арх. Л. М.Ти-монина), курзал (1964, арх. О. К. Ширяева), здание муз. и драматич. театров (1967, арх. E. M. Ландау и др.). В До-линске построены современные здания санаториев, поликлиник, пансионатов, городок массового отдыха; в Приэльбру-сье - гостиницы: в Итколе, Азау, у Чегета (все - архитектор В. M. Моргулис) и др.

Нар. иск-во К.-Б. представлено резьбой по дереву (мебель, посуда, сундуки и др.), по камню (надгробия) и кости.

Кабардинское народное искусство. 1. Золотошвейная вышивка на пристяжном рукаве. Конец 19 в. 2. Пряжка женского пояса. 18 в. Кабардино-Балкарский республиканский краеведческий музей. Нальчик. 3. Узорная циновка. Начало 20в.

Вышивка золотыми нитями в сочетании со шнуром и галуном крупными узорами (растит, и рогообразные мотивы, ромбы, круги, трилистники) покрывала шапочки, борта и рукава парадной женской одежды. Зернь, скань, гравировка, иногда цветные камни украшали изделия из металла (серьги, кольца, пряжки, застёжки, детали конского убора). Тиснением, аппликацией и вышивкой наносили узоры на изделия из кожи (кисеты, кошельки, футляры). Балкарцы изготовляли войлочные ковры с геом. вваленным узором или с узором из крупных рогообразных фигур, солярных знаков, выполненным техникой аппликации и мозаики (куски войлока разного цвета сшиваются между собой).

Балкарское народное искусство. 1. Серебряный женский пояс. Конец 19 - начало 20 вв. 2. Войлочный ковёр с вваленным геометрическим узором. 20 в.3. Войлочный ковёр с узором, выполненным аппликацией. 20 в. Музей этнографии народов СССР. Ленинград.

У кабардинцев распространено плетение циновок с геом. узором. Изобразит, иск-во появилось в сов. время, особенно успешно развивается с 50-х гг. Живописцы много работают в области пейзажа (H. H. Гусаченко, M. А. Ваннах, H. 3. Трындык, А. А. Жерештиев, M. А. Аксиров, Ю. С. Мушаилов, P. M. Хажуев), пишут портреты, сюжетные картины (H. H. Гусаченко, H. M. Третьяков, H. П. Татарченко, H. И. Дорофеев). Со 2-й пол. 60-х гг. развиваются монумент, живопись и мозаика (A. M. Сундуков, В. X. Темирканов, H. И. Ефименко). В станковой и книжной графике работают A. E. Глуховцев, В. С. Орленко, П. Г. Пономаренко, Г. С. Паштов, в монумент, скульптуре - X. Б. Крымшамхалов, M. Х.Тхакумашев, в станковой - В. П. Славников, А. П. Дурнев, Г. X. Бжеумыхов и др. Развивается ковроделие. Ткутся ворсовые ковры с традиц. крупными рогообразными фигурами, с сюжетными и портретными изображениями (ф-ка "Горянка" в Нальчике). В 1957 были созданы Каб.-Балк. отделения Союза архитекторов СССР и Союза художников РСФСР (с 1968 - Союз Художников Каб.-Балк. АССР).
H. M. Левитская.

Музыка. В нар. музыке преобладают песенные и танц. жанры; в её основе диатонич. натуральные лады; особенность ритма - обилие синкоп и триолей. Популярны кабард. нар. танцы - кафа, удж, исламей; балкарские танцы - тюз-тепсеу, тёгерек-тепсеу, абзех. Среди кабард. и балкарских нар. муз. инструментов: струнные - шыкэ-пшынэ, жия-кобуз (смычковые), пшынэ-дыкуакуэ, кынгыр-кобуз (тип арфы), апэ-пшынэ, кыл-кобуз (щипковые); духовые - на-кырэ, сырына (тип зурны), бжэмнй, сыбызгы (тип флейты); ударные - пхъачыч, каре (хлопушка); язычковые - пшынэ, кобуз (диатонич. гармоника). В К.-Б. прославились поэты, нар. музыканты и певцы-сказители: Султан-Бек Абаев, Кязим Мечиев, Бекмурза Пачев, Килчука Сижажев и др. Богатство каб.-балк. музыки неоднократно привлекало внимание дореволюционных рус. и сов. композиторов (M. А. Балакирев, С.И.Танеев, С. С. Прокофьев, H. Я. Мясковский).

Проф. музыка в К.-Б. возникла после Октябрьской революции, тогда же стал утверждаться многоголосный хоровой стиль исполнения. Тесно связано с каб.-балк. музыкой творчество A. M. Авраа-мова (кантата "Народное счастье", 1936, "Кабардинские симфонические танцы", 1936, увертюра "Аул Батыр", 1940, и др.), а также T. К. Шейблера (рапсодия для фп. с оркестром на кабард. темы, 1951, опера-балет "Нарты", пост. 1957, Большой театр). Созданы нац. опера"Мадина" M. Ф. Балова и X. Я. Карданова (пост. 1970, Нальчик), балеты "Лялюца" (пост. 1964), "Даханаго" (пост. 1966), "Аминат" (пост. 1968) Л. Л. Когана; произв. кантатно-ораториального жанра - Реквием (1965), вокально-симф. сюита "Мы будем жить в коммунизме" (1963) Балова, оратории "Песни моей Родины" (1967) Балова, "Бессмертный Ленин" (1969) Карданова, кантаты Карданова, В. Л. Mo-лова. В области симф. жанров работают Балов, Карданов, H. С. Османов, Молов, Д. К. Хаупа. Вклад в области песни внесли А. Г. Шахгалдян, Балов, Османов, Карданов, Молов, Хаупа, M. Жеттеев, И. X. Шериева, Б. Пшеноков.

Начиная с 1930-х гг. известность получили нар. певцы и музыканты И. Кажа-ров, Б. Казиев, О. Отаров, Л. Алоев, А. Хавпачев, Б. Иванова, К. Каширгова, Л. Тешева и др. В 50-60-е гг. выступает ряд проф. исполнителей - певцы засл. арт. РСФСР И. X. Шериева, В. T. Куашева, засл. арт. Каб.-Балк. АССР В. К. Кодзоков, X. M. Беппаев, Б. А. Кужев, засл. арт. Чеч.-Ингуш. АССР A. M. Пачев, Л. К. Кульбаева; пианистка засл. арт. Каб.-Балк. АССР E. X. Борсокова; хормейстеры засл. арт. РСФСР Б. Ж. Бленаова, Ю. M. Бецуев, M. M. Куныжев; дирижёры X. Б. Афау-нов, Ю. Ю. Алиев, Ю. X. Темирканов, И. Щербаков. В Каб.-Балк. АССР работают (1972): Муз. театр (с 1968), филармония (с 1943), симф. оркестр (с 1947), хор Каб.-Балк. радио и телевидения (с 1965), ансамбль нар. танца "Кабардинка" (с 1965), Муз. уч-ще (с 1956), культпросвет, уч-ще (с 1960), 13 детских муз. школ.

В 1959 создано Каб.-Балк. отделение Союза композиторов СССР.

X. X. Хавпачев.


Драматический театр. Истоки театр, иск-ва кабард. и балкарского народов - в театрализованных бытовых обрядах, в выступлениях джегуако - нар. певцов. После установления Сов. власти в Нальчике и в селениях открывались клубы, организовывались драматич. кружки. Авторами пьес были участники самодеятельности. Темы этих пьес - борьба с невежеством, религ. предрассудками, пережитками феодализма в отношении к женщине. Среди первых драматургов - С. Гонов, А. Шортанов, А. Березгов, T. Кимов, M. Этезов. В 30-е гг. в Нальчике открылись Театр рабочей молодёжи, Театр-студия, Рус. драматич. театр, Каб.-Балк. передвижной колх.-совх. театр, способствовавшие развитию нац. иск-ва. В 1940 начал работать Кабардино-Балкарский драматич. театр, труппу которого составили выпускники кабард. и балкарской студий ГИТИСа. В репертуар театра вошли спектакли "Бронепоезд 14-69" Bc. Иванова, "Каншауби и Гоша-гак" 3. Кардангушева. Ставились также пьесы Шортанова, M. M. Тубаева, P. Гиляева, И. Ж. Боташева, 3. А. Акси-рова и др.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 здание театра в Нальчике было разрушено. Театр возобновил работу в 1948, объединив рус. и нац. труппы. В 1958 в коллектив влилась кабардинская студия (выпускники ГИТИСа), в 1963 - балкарская (выпуск Театрального училища имени Щепкина). В 1961 театру присвоено имя основоположника кабардинской литературы Али Шогенцу-кова.

На развитие театр, иск-ва и драматургии К.-Б. большое влияние оказали культура и иск-во рус. народа, рус. и мировая классич. драматургия. Ставились произв. У. Шекспира, Лопе де Вега, Бомарше, Вольтера, H. В. Гоголя, A. H. Островского и др. Среди спектаклей: "Камбот и Ляца" (1950), "Посланец партии" (1960) Шортанова, "Сын медведя - батыр" M. M. Шхагапсоева (1957), "Даханаго" (1957), "Адиюх" (1969) Аксирова, "Кровавый той" О. Этезова (1959), "Рассвет в горах" (1958), "Орлы любят высоту" (1965) Боташева, "Мадина" по Али Шогенцукову (1960), "Раненый тур" И. Маммеева, "Сила любви" К. Эркеновой (оба - в 1965), "Последняя верста" А. Кешокова (1968), "Чёрный сундук" по X. Аппаеву (1969). Театр осуществил постановки, в центре к-рых образ В. И. Ленина, в т. ч. "Кремлёвские куранты" H. Ф. Погодина (1958), "Грозовой год" А. Я. Каплера и T. С. Златогоровой (1965), "Именем революции" M. Ф. Шатрова (1969). В числе деятелей театр, иск-ва (1972): нар. арт. РСФСР К. X. Дышекова, M. К. Сонов, A. M. Тухужев, засл. арт. РСФСР T. T. Жигунов, X. X. Товкуев, A. M. Шериев, нар. арт. Каб.-Балк. АССР К. И. Балкарова, M. X. Болов, X. X. Кумахова, M. Ш. Куч у ков, Б. H. Сибекова, M. И. Тубаев, засл. деят. иск в РСФСР Л. X. Эркенов, засл. деят. иск-в Каб.-Балк. АССР С. А. Мальцев, С. А. Теуважев.

Лит.: История Кабардино-Балкарской АССР, т. 1 - 2, M., 1967; Кабардино-русские отношения в XVI -XVIII вв.Документы и материалы, т. 1 - 2, M., 1957; Ногмов Ш., История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев, Нальчик, 1958; Кумыков T. X., Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик, 1957; Карданов Ч. Э., Аграрное движение в Кабарде и Балкарии, Нальчик, 1963; БербековХ. M., Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии, Нальчик, 1963; Калмыков Б. Э., Революционное движение в Кабарде, Нальчик, 1957; 45 лет советской автономии Кабардино-Балкарии, [Нальчик, 1966]; Народы Кавказа, т. 1, M., 1960; К у ш е в a E. H., Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI - 30-е годы XVII в., M., 1963; Кумыков T. X., Экономическое и культурное развитие Ka-барды и Балкарии в XIX в., Нальчик, 1965; Гугов P. X., У л и г о в У. А., Очерки революционного движения в Кабардино-Балкарии, Нальчик, 1967; Очерки истории Кабардино-Балкарской организации КПСС, Нальчик, 1971; Берикетов X.Г., Ленин и Кавказ, Нальчик, 1970; Мае лов E. П., Ke-р е ф о в К. H., Очерки экономической географии Кабардино-Балкарской АССР, Нальчик, 1964; Российская Федерация. Европейский Юго-Восток. Поволжье. Северный Кавказ,M., 1968 (Серия"Советский Союз"); 50 лет советской автономии Кабардино-Балкарии. Сб. ст., Нальчик, 1971; 50 лет Кабардино-Балкарской АССР. Стат. сб., Нальчик, 1971; Подъяпольский Г. H-, Опры щ-KO О. Л., Накова С. M., Путеводитель по Кабардино-Балкарии, [Нальчик, 1971]; ХаренкоА. А.. Горными тропами Кабардино-Балкарии. [Нальчик, 1972]; Очерки истории кабардинской литературы, Нальчик, 1968; T е у н о в X., Литература и писатели Кабарды, 2 изд., M., 1958; Kaш е ж е в а Л., Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962; Хакуашев A. X., Али Шогенцуков, Нальчик, 1958; Налоев 3. M., Послевоенная кабардинская поэзия, Нальчик, 1970; С о к у-ров M. Г., Лирика Алима Кешокова, Нальчик, 1969; Бычков Д., П н п и-н и с В., Кабардинские советские писатели, Нальчик, 1958; Писатели Кабардино-Балкарии. (Биобиблиографический указатель), Нальчик, 1965; Къэбэрдей литературам и тхыдэм теухуа очеркхэр, Нальчик, 1965; Крупное E. И., Древняя история и культура Кабарды, M., 1957; Шлыков В. А., Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии, Нальчик, 1963; [Горчаков В.А.], Художники Кабардино-Балкарии. [Альбом], Л., 1964; Чеченов И. M., Древности Кабардино-Балкарии, Нальчик, 1969; X ь э-хъупащсэ X., Къэбэрдей-Балъкъэр му-зыкэ, Налшык, 1963; Щортанов А., Театральное искусство Кабардино-Балкарии, Нальчик, 1961.


"КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ ПРАВДА", республиканская газета Каб.-Балк. АССР на рус. яз. Осн. в 1921. Выходит в Нальчике 5 раз в неделю. Тираж (1970) 63 тыс. экз.


КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, основан в 1957 в Нальчике (на базе пед. ин-та, созд. в 1932 в Пятигорске и в 1937 переведённого в Нальчик). В составе К.-Б. у. (1972): ф-ты - исто-рико-филологич., инж.-технич., мед., с.-х., химико-биол., физико-матем.; вечернее, заочное, подготовительное отделения; аспирантура, 43 кафедры, 13 н.-и. лабораторий, уч.-опытное X-BO, уч.-науч. база в р-не Эльбруса, агробиостанция, астрономич. павильон, станция наблюдения за искусств, спутниками Земли, ботанич. сад и др.; в б-ке ок. 500 тыс. единиц хранения. В 1971/72 уч. году в ун-те обучалось 9,6 тыс. студентов (35 национальностей, среди них молодёжь из Сирии и Иордании), работало 550 преподавателей, в т. ч. 26 докторов наук и профессоров и св. 250 кандидатов наук и доцентов. Издаются (с 1957) "Учёные записки". За годы существования К.-Б. у. подготовил ок. 9 тыс. специалистов.

К. H. Керефов.


КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКИЙ ЯЗЫК, язык к