БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

йлигенхафен, Шлезвиг-Гольштейн, - 24.11.1911, Мюнхен), немецкий писатель. Сын чиновника. Изучал медицину, историю и философию в ун-тах Бреславля и Мюнхена. Лирика И. проникнута эле-гич. настроением (сб-к "Стихи", 1869, и др.). И.- автор реалистич. романов и новелл из совр. жизни: "Смуглая Эрика" (1868), "От старого рода" (1884). Наиболее интересны романы "Вокруг императорского престола" (1878), "Потонувшие миры" (1882). Поздние произв. И. содержат элементы фантастики (роман "Градива", 1903, рус. пер. 1912).

Соч.: Ausgewahlte Gedichte, Lpz., 1912.

Лит.: Schorn K., W. Jensen, der Mensch, seine Weltanschauung und seine Kunst, Bonn, [1924] (Diss.).

ЙЕНСЕН (Jensen) Йоханнес Вильгельм (20.1.1873, Фарсе, Ютландия, - 25.11. 1950, Копенгаген), датский писатель.

Изучал медицину, был журналистом. Первые романы И. - "Датчане" (1896) и "Эйнар Элькер" (1898). В сб-ках рассказов "Химерландские истории" (1898-1910) И. описал природу, быт жителей Сев. Ютландии. Историч. роман "Падение короля" (ч. 1-3, 1900-01) - о борьбе дат. крестьянства против феодалов в ср. века. И. выступал с проповедью возрождения т. н. готич. расы (сб. очерков "Готический ренессанс", 1901, и др.). Увлечение расово-биологич. теорией наложило отпечаток на эпопею "Долгий путь" (ч. 1-6, 1908-22; Нобелевская премия, 1944). В романах "Мадам д'Ора" (1904) и "Колесо" (1905) даны реалистические картины жизни капиталистич. Америки. И. - автор сборников "Стихи" (1906), "Мифы" (1907-44), "Времена года" (1923), "Ютландский ветер" (1931). Для творчества И. характерно сочетание реализма с модернист, тенденциями.

Соч.: Samlede skrifter, bd 1-8, Kbh., 1916; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 9, M., 1911-12.

Лит. Gelsted О., Johannes Vilhelm Jensen, Kbh., 1938; Elbek J., J.V.Jen-sen, [Kbh., 1966]; Nedergaard L., J. У. Jensen, Kbh., 1968. А. А. Китлов.

ЙЕНСЕН (Jensen) Йоханнес Ханс Да-ниель (р. 25.6.1907, Гамбург), немецкий физик. Учился сначала в Фрейбург-ском, затем в Гамбургском ун-тах. В 1937-41 доцент Гамбургского ун-та, в 1941-49 проф. Высшего технич. училища в Ганновере. С 1949 проф. Гейдель-бергского ун-та. Осн. работы по теории атомных ядер. Обосновал ряд особенностей атомных ядер, в частности существование т. н. "магических" ядер, обладающих высокой устойчивостью. И. с сотрудниками (независимо от M. Гёпперт-Майер) разработал оболочечную модель ядра (см. Ядерные модели). Нобелевская пр. (1963).

Соч.: Elementary theory of nuclear shell structure, N. Y., 1955 (совм. с M. Goppert-Mayer); в рус. пер.- Элементарная теория ядерных оболочек, M., 1958 (совм. с M. Гёп-перт-Майер).

Лит.: В a g g e E., Die Nobelpreistrager der Phvsik, Munch., 1964.

ЙЕНСЕН (Jensen) Фриц (26.12.1903, Прага,- 11.4. 1955, Саварак, Сев.-Вост. Сингапур), австрийский писатель и журналист. Чл. Коммунистич. партии Австрии с 1929. Врач по образованию. В 1939-47 был врачом в Народно-освр-бодит. армии Китая. Создатель, режиссёр и актёр венской агитац. труппы. С нач. 30-х гг. печатал революц. стихи. В февр. 1934 - участник вооруж. борьбы венских рабочих против правительств, войск, брошен в концлагерь. С 1936 - гл. врач Интернац. бригад, сражавшихся в респ. Испании. В 1950-53 редактор ЦО КПА "Фольксштимме" ("Volksstimme"). B кн. "Воспоминания о Вьетнаме" (изд. 1955) описано создание Демократич. Республики Вьетнам.

Соч.: China siegt, 2 Aufl., В., 1950; Opfer und Sieger, В., 1955.

ЙЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Фридриха Шиллера, один из крупнейших в ГДР. Осн. в 1558 на базе существовав шей в Йене академич. гимназии. При открытии имел теологич., юридич. и мед. ф-ты, ф-т изящных иск-в (подготовительный). До конца Тридцатилетней войны 1618-48 ун-т был оплотом ортодоксального лютеранства. Ко 2-й пол. 17 в. относится первый период расцвета И. у.

В 1663 в ун-те учился Г. Лейбниц. В 90-х гг. 17 в. значение ун-та падает, новый подъём отнссится к кон. 18 в., когда И. у. становится центром классич. бурж. нем. философии и нем. романтизма, воплотившего идеи революц. буржуазии. С И. у. связана деятельность И. В. Гёте, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Ф. Шиллера и др. В 1801-07 курс философии в нём читал Г. Гегель. Большую роль в ун-те в нач. 19 в. играл известный естествоиспытатель и натурфилософ Л. Окен. В 1841 в И. у. защищал докторскую диссертацию К. Маркс. Во 2-й пол. 19 в. возросло значение естеств.-науч.специальностей. В ун-те работали физик Э. Аббе, биолог Э. Геккелъ и др. В идеологич. отношении ун-т в конце 19 - нач. 20 вв. был средоточием крайне реакционных нацио-нал-шовинистич. и агрессивно-империа-листич. взглядов, с 1933 - фаш. идеологии.

Сильно разрушенный во время 2-й мировой войны И. у. был первым ун-том, открытым (1945) вновь в ГДР. При ун-те был организован рабоче-крестьянский ф-т, к-рый давал знания в объёме полной ср. школы. В 1971/72 уч. г. в И. у. было 15 ф-тов: марксизма-ленинизма, философии и истории, филологич., экономич кибернетики, педагогич., литературы и иск-ва, мед., биологич., химич., физич., математич., технологич., юридич., теологич., физич. воспитания. В ун-те обучалось ок. 5 тыс. студентов, работало св. 500 преподавателей. Б-ка ун-та (осн. 1558) насчитывала (1971) св. 2 млн. тт.

ЙЁНЧЁПИНГ (Jonkoping), город в Швеции, на юж. берегу оз. Веттерн. Адм. ц. лена Йёнчёпинг. 55,4 тыс. жит. (1970). Машиностроение, бум. и спичечная пром-сть.

ЙEP (Hyeres), город на Ю. Франции, близ берега Средиземного м. (Йерский рейд), в деп. Вар. 38 тыс. жит. (1968). Зимний курорт, центр туризма. Выращивание ранних овощей. Добыча соли из морской воды. В ср. века - порт.

ЙЕРКССКАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ, научное учреждение Чикагского университета (США). Организована в 1892-97 в 22 км от Чикаго. Инструменты: 102-см рефрактор [крупнейший в мире, изготовлен А. Г. Кларком (см. в ст. Кларк) на средства мецената Ч. Йеркса, Ch. Yerkes], двойной 30-см рефрактор, четырёхкамерный астрограф (наибольшие объективы 25 и 16 см) с 13-см визуальным рефрактором, 102-сл и 60-см рефлекторы, камера Шмидта, 15-с.ч кометоискатель и др. На обсерватории ведутся работы по исследованию Солнца, определению параллаксов и лучевых скоростей звёзд, изучению двойных звёзд, поляризации звёзд, звёздной фотометрии, фотографированию звёзд и планет. И. а. о. издаёт "Publications" (с 1900).

ЙЕСЕНИК (Jesenik), горы на С. Чехословакии; см. Есенин.

ЙИГЛАВА (Jihlava), река в Чехословакии (басе. Дуная). Дл. 184 км. Пл. басе. ок. 3 тыс. км2. Начинаясь в Йиглав-ских горах на Чешско-Моравской возвышенности, течёт в глубокой (до 160 м) долине; в ниж. течении - по равнине. Половодье в марте. На И.- гг. Ииглава, Трщебич.


ЙИГЛАВА (Jihlava), город в Чехословакии, на Ю.-В. Чешской Социалистической Республики, в Юж.-Моравской обл., на р. Ииглава. 40 тыс. жит. (1970). Важный трансп. узел. Машиностроение, текст., деревообр., пищ. пром-сть. Памятники архитектуры 13-16 вв.

ЙИГЛАВСКИЕ ГОРЫ, горы в Чехословакии, юго-зап. часть Чешско-Морав-ской возв. Вые. до 837 м (г. Яворжице). Сложены преим. гранитами и гнейсами. Месторождения цветных и драгоценных металлов. Крупные ломки гранитов. Густая сеть рек системы р. Моравы (басе. Дуная) и Влтавы (басе. Эльбы). Еловые леса, луга, на нижних частях склонов - пашни.


ЙЙДЕ-ЭЛЬВ, Гиде-Эльв (Gide alv), река в Швеции. Берёт начало из оз. Траншей, впадает в Ботнический зал. Балтийского м. Дл. 204 км, пл. басе. 3,5 тыс. км2. Имеется 10 водопадов (крупнейший вые. 25 м). Лесосплав, ГЭС.
ЙИЗЕРА (Jizera), река в Чехословакии (истоки на границе между Польшей и Чехословакией). Начинается в Йизер-ских горах, протекает преим. по холмистым равнинам Сев. Чехии, впадает справа в р. Лаба (Эльба). Дл. 163 км, пл. басе. 2,2 тыс. км2, ср. расход воды в низовьях ок. 25 м3/сек. Лесосплав, ГЭС. На И.- гг. Турнов, Млада-Боле-слав.


ЙИЗЕРСКИЕ ГОРЫ, сев.-зап. часть гор Судет в Польше и Чехословакии. Длина ок. 40 км. Вые. до 1127 м. Являются складчато-глыбовым массивом с крутыми сбросовыми склонами и плосковершинной поверхностью. Сложены преим. гранитами и кристаллич. сланцами. Хвойные леса.

ЙИТС, Eитс (Yeats) Джэк Батлер (1871, Слайго,- 28.3.1957, Дублин), ирландский живописец. Основатель и глава ирл. нац. школы живописи 20 в. Сын портретиста Джона Б. Йитса (1839-1922) и брат поэта У. Б. Йитса. Учился в Дублине и в Вестминстерской художеств, школе в Лондоне. Творчество И. проникнуто гуманизмом и любовью к своей стране, к её нар. жизни, природе, истории; его живописной манере присущи роман-тич. темпераментность, порывистость, широта ("После скачек", Гал. Тейт, Лондон; "Колдун", "Старая рабыня" - Муниципальная гал. совр. иск-ва, Дублин). Илл. см. т. 10, табл. XXVIII. Лит.: PyIe H., Jack B. Yeats. A bibliography, L., 1970.

ЙИТС, Йетс, Ейтс (Yeats) Уильям Батлер (13.6.1865, Сандимаунт, ок. Дублина,- 28.1.1939, Рокбрюн, Франция; в 1948 прах перенесён в Слайго, Ирландия), ирландский поэт и драматург. Вырос в аристократической среде. Учился в Дублинском и Оксфордском ун-тах. И.- вдохновитель движения 90-х гг. "Ирландское возрождение". В 1922-28 член ирл. сената, в 1904-38 один из директоров "Театра аббатства". Участвовал в создании Ирл. лит. академии. Интерес к мифологии и фольклору определил характер творчества И.: "Странствия Оссиана" (1889), "Кельтские сумерки" (1893) и др. Источником поэтич. символов раннего И. служили нац. мифы и идея "вечной красоты": цикл "Роза" (1893), сб. "Ветер в камышах" (1889). Идеи нац.-освободит, движения вдохновили И. на создание патриотич. пьесы "Кэтлин, дочь Хулиэна" (1902). Сб. стихов "Ответственность" (1916) ознаменовал переход И. к исповедальной и гражданственной поэзии. В произведения И. врывается история и её реальные герои (стих. "Сентябрь, 1913", "Шестнадцать мёртвых", "Роза" и др.). Дублинское восстание 1916, казнь патриотов - тема стих. И. "Пасха 1916". В по-исках новой формы поэтич. драмы И. в 10-е гг. обратился к традициям япон. театра Ноо: пьесы-маски "У ястребиного источника" (1916), "Единственная ревность Эмер" (1919) и др. Мужество человека, его готовность к самопожертвованию противостоят в них силе волшебства.

Духовный кризис И., вызванный разочарованием в результатах нац.-освободит, борьбы, к-рые привели к усилению в Ирландии бурж. господства, отразился в сб-ках "Башня" (1928) и "Винтовая лестница" (1933). В 30-е гг. символизм И. приобретает иронич. и сатирич. окраску. В сб. "Последние стихи и пьесы" (1940), "Смерть Кухулина" (1939) пессимистич. мироощущение сочетается с сатирой на совр. общество. И. перевёл эпитафию Дж. Свифта, написал о нём пьесу "Слова на окне" (1931). В стих. "Посещение городской галереи" (1939) И. подвёл итог своему творчеству, гл. принципом к-рого считал связь с нац. почвой. Нобелевская пр. (1923).

Соч.: Autobiographies, L., 1956; The variorum edition of the poems, N. Y., 1957; Essays and introductions, L., 1961; The variorum edition of the plays, N. Y., 1966; Uncollected prose, v. 1, L., 1970; в рус. пер., в кн.: Антология новой английской поэзии, вступ. ст. M. Гутнера, Л., 1937.

Лит.; Еремина И. К., Ранняя драматургия У. Б. Ейтса, "Уч. зап. Московского обл. пед. ин-та", 1967, т. 175, в. 10; Home J., W.B.Yeats. 1865-1939, 2ed., L., 1962; E llm an R., The identity of Yeats, 2 ed., N. Y., 1964; Zwerd-1 i n g A., Yeats and the heroic ideal, N. Y., 1965 (библ., с. 183-90); Nathan L. E.. The tragic drama of W. B. Yeats, N. Y.- L., 1965: U r e P., Towards a mvtholosy, N. Y., [1968]; Jeff are s A. N., The circus animals. Essays on W. B. Yeats, [L., 197O]; Cross K. G., Dun lop R. T., A bibliography of Yeats criticism. 1887 - 1965, [L., 1971]. А. П. Саруханян.
"ЙОА" (Gjoa), деревянное одномачтовое парусно-моторное судно. Водоизмещение 47 т. В 1903-06 экспедиция P. Амундсена впервые прошла на нём с В. на 3. Сев.-зап. проходом (проливами Ланкастер, Пил и вдоль берегов п-ова Бутия и материка). Экспедиция вела магнитные наблюдения, собрала этнографич. материал об эскимосах.


ЙОВАНОВИЧ Йован (1833-1904), сербский поэт; см. Змай И.

ЙОВАНОВИЧ (Joвaновиh) Слободан (21.11.1869, Нови-Сад,- 12.12.1958, Лондон), сербский и югославский историк, гос. деятель, идеолог великосерб. буржуазии. Окончил юридич. ф-т в Женеве (1890). В 1897-1941 проф. Великой школы в Белграде (в 1905 преобразована в ун-т). С 27 марта по 6 апр. 1941 зам. премьер-министра в пр-ве Д. Симовича. С янв. 1942 по июнь 1943 глава эмигрантского королев, пр-ва в Лондоне. С мая 1946 пред, реакц. орг-ции югославской эмиграции Югославского нац. к-та. Автор ряда работ по истории Сербии с 1838 по 1903.

С о ч.: Сабрана дела, [кн.] 1 - 17, Београд, 1932-40.

У. Б. Йитс.

Г. А. Йокубонис.


ЙОВИНЕ (Jovine) Франческо (9.10. 1902, Гуардиальфиера, пров. Кампобас-со,- 30.4.1950, Рим), итальянский писатель. Участвовал в итал. Движении Сопротивления во время 2-й мировой войны 1939-45. В сб. сатирич. рассказов "Империя в провинции" (1945) разоблачается фаш. демагогия. Лучшее произв.- роман "Земли Сакраменто" (1950), в к-ром показана борьба итал. крестьянства за землю в период прихода фашизма к власти в 20-е гг. Как выдающееся явление лит-ры неореализма, роман И. оказал влияние на её развитие.

Соч. в рус. пер.: Земли Сакраменто, M.. 1955.

Лит.: Потапова 3. M., Неореализм в итальянской литературе, M., 1961.

ЙОВКОВ Иордан (наст, имя Стефанов Иордан) (9.11.1880, с. Жеравна Сли-венского округа,- 15.10.1937, Пловдив, похоронен в Софии), болгарский писатель. Окончив гимназию, учительствовал в сёлах Добруджи. Дебютировал в 1905 подражат. стихам и в духе символистов. Лит. известность И. принесли "Рассказы" (т. 1-2, 1917-18). В более поздних рассказах гл. герой - болг. крестьянин (сб. "Последняя радость", 1926, и др.). И.- автор повести "Жнец" (1920), романа "Поместье у границы" (1934), нескольких пьес. Для рассказов И., дающих реалистич. картину жизни деревни, характерно восхищение духовным богатством болг. крестьянина.

Соч.: Събрани съчинения, т. 1 - 7, С., 1956; в рус. пер.- Рассказы, M., 1957.

Лит.: Ильина Г. Я., Иордан Йовков, в кн. Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв., M., 1959; Султанов С., Йовков и неговият свят. Литера-турни етюди, [С., 1968]; Мине в Д., Иордан Йовков. Спомени и документи, 2 изд., Варна, [1969].

ЙОГА (санскр., букв.- связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9-8 вв. до н. э,), 1) в самом общем смысле - учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших пси-хич. состояний. В этом смысле И. составляет необходимую часть всех филос. и религ. систем др. и ср.-век. Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этич. и религ. идеалов, высшим из к-рых является полное освобождение человека от пут материального существования. Осн. идеи И.: параллелизм микрокосма - человеч. психофизиологии - и космич. тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого себя находят соответствие в игре космич. сил; постепенность овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через психику биологич. телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогач. силы, способной кардинально изменять естеств. миропорядок. Осн. понятия и действия И.: подчинение функций и отправлений тела - яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т. д.); фиксированное в определ. фигуре положение тела - а с а н а; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта - о х а в а н а; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоцион. состояния,- д х ь я н а; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в к-ром она приобретает свойства гомеостатич. системы (необратимости психич. процессов),- с а м а д х и. На основе идей и понятий И. развилась особая система анатомо-физиологич. представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). Особое развитие И. получила в тантристских сектах и школах индуизма, а также в буддизме махаяны.

2) Одна из шести ортодоксальных систем инд. идеалистич. философии, суммарно изложенная в "Й.-сутре" Патанджали (2 в. до н. э.- 2 в. н. э.?). Осн. идея - достижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психич. деятельности и приведения в равновесие осн. тенденций индивидуального существования (сат-тва-уравновешенность, раджас -актив-ность, тамас - инертность). В И. Патанджали различаются 8 стадий сосредоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В результате йогич. усилия достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего, познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абс. свободы.

3) И. как форма последоват. умозрения (в веданте), противопоставленного психофизиологич. упражнениям, (т. н. хатха-Й.). Эта разновидность И., получившая наименование раджа-Й., даёт интеллектуальное осмысление всем йогич. действиям, представляя их как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абс. реальностью.

В новое и новейшее время в И. получили развитие нек-рые тенденции клас-сич. индуистской И., наиболее видными представителями к-рой явились Вивека-нанда (идея интегральной И.- конец 19 в.) и Иогананда (40-50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская И. получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологич. практики И., позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхат. систем, изучается современной клинич. медициной, эксперимент, психологией и физиологией.

Лит.: Рамачарака, Хатха-Йога, СПБ, 1912; В и в е к а н а н д а С., Философия Йога, Сосница, 1911; Радхакриш-нан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, M., 1957, с. 296 - 330; Aurobindo, The synthesis of yoga, N. J., 1950; Coster G., Yoga and western psychology, Oxf., 1949; D a s g u p-ta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; E 1 i a d e M., Patanjali et Ie Yoga, P., 1962.

Д. Б. Зилъберман, A.M. Пятигорс