БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

во Флоренции. Начата в 1429. Интерьер. 5. Ф. Брунеллески. Церковь Санто-Спирито во Флоренции. Начата в 1444. 6. Бенедетто да Майано. Палаццо Строцци во Флоренции. Начато в 1489. 7. Л. Б е р н и н и. Мраморная лестница Палаццо Барберини в Риме. После 1629. 8. Л. Б е р н и н и. Церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме. 1653-58. 9. M. С а н м и к е л и. Палаццо Бевилаква в Вероне. 1532. 10. П. Л. H е р в и. Ангар в Орбетелло. 1938. 11. Э. Mонтуори и др. Вокзал Термини в Риме. 1950.
12 Дж. Понти, П. Л. Не рви и др. Конторское здание Пирелли в Милане. 1956-60.

К ст. Италия. 1. M а з а ч ч о. "Изгнание из рая". Фреска капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. 1427-28. 2. Пьеро делла Франческа. "Приезд царицы Савской>. фреска церкви Сан-Франче-ско в Ареццо. 1452-66. Деталь. 3. Андреа дель Be р р о к к ь о. "Мадонна". Ок. 1470. Картинная галерея. Берлин-Далем. 4. Рафаэль. "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем". 1507. Лувр. Париж. S. Джорджоне. "Три философа". Художественно-исторический музей. Вена. 6. Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы (т. н. "Джоконда"). Ок. 1503. Лувр. Париж. 7. Тинторетто. "Нахождение тела св. Марка". Брера. Милан. Деталь. 8. П о н-т о р м о. "Вертумн и Помона". Фреска виллы Медичи в Поджо-а-Каяно. 1520. Фрагмент. 9. Микеланджело. "Оплакивание Христа". Мрамор. До 1550-55. Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

К ст. Италия. 1. Караваджо. "Призвание апостола Матфея" (деталь). Между 1597 и 1601. Церковь Сан-Луиджи деи Франчези. Рим. 2. А. К а р р а ч ч и. "Пьета". Художественно-исторический музей. Вена. 3. И. Лисс. "Аполлон и Марсий". Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина. Москва. 4. Дж. M. К р е с п и.. "Соборование". Ок. 1708-12. Картинная галерея. Дрезден. S. Дж. Б. Пьяццетта. "Гадалка". 1740. Галерея Академии. Венеция. 6. Дж. Б. T ь е п о л о. "Смерть Дидоны". Музей изобразительных искусств им. A. С. Пушкина. Москва. 7. Дж. А. К а-н а л е т т о. "Большой канал в Венеции". Картинная галерея. Дрезден.
К ст. Италия. 1. А. Модильяни. "Госпожа Чеховская с веером".. Музей Пти-Пале. Париж. 2. Дж. Де Кирико. "Меланхолия прекрасного дня". 1913. Собрание Б. Гольдшмидта. Брюссель. 3. Ф. Казорати. "Сильвана Ченни". 1921. 4. Ш и п и о н е. "Пьяцца Навона". 1930. Частное собрание. Рим. 5. Дж. Моранди. "Натюрморт". Национальная галерея современного искусства. Рим. 6. Дж. M а н ц у. "Кардинал". Бронза. 1951. Национальная галерея. Осло. 7. Дж. Дзигаина. "Отдых каменщиков". 1953. Галерея. Вадо-Лигуре. 8. M. M а р и н и. "Всадник".Бронза. 1949-50.

Коллекция Крайенбюль. Цюрих.

К ст. Италия. 1. Сцена из представления комедии дель арте. 16 в. 2. Сцена из спектакля "Филипп" В. Альфьери. 3. Э. Росси в роли Макбета. "Макбет" У. Шекспира. 4. Э. Дузе в роли Ребекки. "Росмерсхольм" Г. Ибсена. 5. T. Сальвини в роли Отелло. "Отелло" У. Шекспира. 6-11. Сцены из спектаклей: 6. "Слуга двух господ" К. Голь-дони. "Пикколо-театро". Милан. 1947. 7. "Адельгиз" Дж. Мандзони. "Итальянский народный театр" под руководством В. Гасмана. Рим. 1952. 8. "Суббота, воскресенье, понедельник" Э. Де Филиппе. Труппа Э. Де Филиппе. 1960. 9. "Метаморфозы бродячего музыканта". Обработка старинного фарса. Труппа итальянского театра под руководством П. Де Филиппе. 1964. 10. "Неистовый Роланд" Л. Ариосто. Представление на площади в Милане. 1969. 11. "На дне" M. Горького.

"Пикколо-театро". Милан. 1970.

К "т. Италия. 1. Сцена из балета "Титаны", Балетмейстер С. Вигано. Милан. 1819. 2-5. Сцены из опер: 2. "Норма" В. Беллини. Театр "Ла Скала". 1832. 3. "Сила судьбы" Дж. Верди. Театр "Ла Скала". 1869. 4. "Возвращение Улисса" К. Монтеверди. "Флорентийский музыкальный май". 1942. S. "Богема" Дж. Пуччини. Театр "Ла Скала". 1963. 6-11. Кадры из фильмов: 6. "Рим - открытый город". Реж. P. Росселлини. 1945. 7. "Похитители велосипедов". Реж. В. Де Сика. 1948. 8. "Ночь". Реж. M. Антониони. 1960. 9. "Рокко и его братья". Реж. Л. Висконти. 1960. 10. "Сладкая жизнь". Реж. Ф. Феллини. 1959. 11. "Руки над городом". Реж. Ф. Рози. 1963.

Венеция вернула значит, часть своих владений, но силы её оказались подорванными; после войны с Камбрейской лигой венецианская политика сводилась гл. обр. к отстаиванию целостности своей территории.

Усиление позиций Франции в сев.-зап. Италии вызвало переориентацию борющихся сил. Под эгидой папы Юлия II образовалась новая, "Священная лига" (окт. 1511) с целью изгнания из Италии французов. В союз с папой вошли Венеция, Испания, Англия, швейцарские кантоны. Ряд итал. гос-в выступил на стороне Франции (Модена, Феррара), Флоренция сохраняла стойкий нейтралитет. Несмотря на победу в сражении под Равенной (11 апр. 1512), французы, понёсшие огромные потери, вынуждены были в течение 1512 освободить Ломбардию (чему способствовали также антифранц. восстания в ломбардских городах и Генуе); в Милане была восстановлена власть Сфорца, во Флоренции - Медичи. В ноябре 1512 в "Священную лигу" вступил имп. Максимилиан I. Весной 1513 Венеция, изменив ориентацию, заключила в Блуа договор с Францией о завоевании и разделе между ними Сев. Италии. В мае 1513 на терр. Италии снова начались воен. действия. В кон. 1513 Франция подписала перемирие с Испанией, в авг. 1514 в Лондоне - мир с Англией. Вступивший в 1515 на франц. престол Франциск I возобновил И. в. Франц. войска, поддержанные венецианскими, разбили при Маринъяно (13- 14 сент. 1515) швейц. наёмников миланского герцога. Франция вновь утвердилась в Милане и Павии, а Венеция - в Бергамо и Бреше. В ноябре 1516 франц. король подписал мир (получивший назв. вечного мира) с швейцарскими кантонами. По Нуайонскому миру (авг. 1516), подписанному франц. и исп. королями, были признаны права Франции на Милан, Испании - на Неаполь.

После избрания в 1519 исп. короля Карла I императором "Священной Рим. империи" (Карл V) открылась новая фаза И. в. Империя Карла V, включив большую часть Европы, окружила Францию кольцом, угрожая её терр. целостности. Единственной брешью, прервавшей коммуникации между сев. и юж. владениями Карла V, были терр. в Сев.Италии, находившиеся под властью Франции. В этих условиях обладание Миланом становилось для Франции чрезвычайно важным, а Карлу V для объединения своих владений надо было изгнать французов из Сев. Италии. В 1521 Карл V заключил тайный договор с папой Львом X о восстановлении в Милане династии Сфорца. В том же году в Италии снова развернулись воен. действия. Франц. войско, в к-рое входили и швейцарские наёмники, потерпело крупное поражение от имперских войск в апр. 1522 при Бикокке. 24 февр. 1525 франц. армия была разгромлена при Павии. Франц. король попал в плен и был увезён в Мадрид. По Мадридскому договору 1526 Франциск I усгупал Карлу V Миланское герцогство и герцогство Бургундию, но, вернувшись во Францию (заложниками остались его сыновья), он отрёкся от договора. Для изгнания имперских войск в мае 1526 при поддержке Англии была оформлена Коньякская лига, в к-рую вошли Франция, папа Климент VII, Венеция, Флоренция, герцог Милана. Действия войск лиги отли-

Переход через Альпы армии Франциска I. Барельеф гробницы Франциска I работы Пьера Бонтана. Ок. 1555. Аббатство Сен-Дени, близ Парижа.

чались крайней нерешительностью. В 1527 имперская армия (одним из командующих к-рой был изменивший Франции коннетабль Ш. Бурбон), грабя и опустошая всё на своём пути, двинулась через Милан к Риму, в мае захватила его, подвергнув страшному разгрому; папа римский попал в плен. Франция пыталась продолжать войну. Летом 1527 франц. войска взяли Милан, Па-вию; в 1528 завоевали значит, часть Неаполитанского королевства. Однако закрепить успехи Франции не удалось. Папа римский пошёл на сепаратные переговоры с императором, отказавшись в его пользу от гг. Пьяченцы, Пармы, Модены и обязавшись уплатить выкуп; между ними был подписан в июне 1529 Барселонский договор. Франция, покинутая игал. союзниками, заключила с империей мир в Камбре (авг. 1529); Франция сохраняла Бургундию, но отдавала Фландрию и Артуа, отказывалась от притязаний на Италию; Франциск I должен был жениться на сестре Карла V, а император за выкуп возвращал ему сыновей. Неаполитанское королевство объявлялось исп. владением, др. итал. гос-ва попадали в зависимость (в той или иной форме) от императора. В февр. 1530 в Болонье Карл V торжественно венчался итал. и императорской коронами.

И. в. возобновились в 1536, чему предшествовало занятие имперскими войсками Милана после смерти герцога Ф. Сфорца. Франц. войска оккупировали Пьемонт и Савойю. В 1538 при посредстве папы Павла III между Францией и империей было заключено в Ницце перемирие на 10 лет. Убийство на терр. Миланского герцогства 2 франц. посланников, направлявшихся к султану, явилось поводом к следующей войне (1542-44). Франциск I заручился союзом с герцогом Клеве, королями Дании, Швеции, тур. султаном; англ, король стал на сторону императора. В 1543 франко-тур. эскадра взяла Ниццу, в апр. 1544 франц. войска одержали блестящую победу над имперскими при Черезоле. В это же время имперские и англ, войска вторглись на терр. Франции. Мир в Крепи (сент. 1544), подписанный императором и франц. королём, повторял Камбрейский договор 1529 в отношении терр. притязаний обоих государей; кроме того, обе стороны обязывались освободить терр., захваченные ими с 1536, и договаривались о совместных действиях против "неверных" (турок). В 1546 в Ардре был заключён мир между Францией и Англией.

Однако франц. короли не отказались от своих экспансионистских планов. Возобновились войны в Италии между Францией и империей. В 1547 был убит герцог Пармы (сын папы Павла III), и герцогство было занято имперскими войсками. Рим. папа, стремившийся утвердить на герцогском престоле своего племянника из рода Фарнезе, призвал на помощь франц. короля. Это явилось поводом для воен. действий, развернувшихся в 1551 между франц. и имперскими войсками под стенами Пармы и Mи-рандолы. В 1553 с помощью тур. флота Франция отняла Корсику у Генуи (находившейся в зависимости от исп. Габсбургов). В 1552 при воен. поддержке Франции Сиена добилась независимости, изгнав со своей терр. испанцев. В 1554 Сиену, осаждённую исп.-флорентийскими войсками, защищал франц. гарнизон Б. Монлюка, но в апр. 1555 вынужден был её сдать. В марте 1555 франц. войска оккупировали Касале в Пьемонте. В февр. 1556 в аббатстве Восель между франц. королём и императором было заключено перемирие (по к-рому Пьемонт и Корсика оставались у Франции).

Битва при Павии (1525). Барельеф гробницы Франциска I работы Пьера Бонтана. Ок. 1555. Аббатство Сен-Дени, близ Парижа.

Но в том же году папа Павел IV, находившийся во враждебных отношениях с Карлом V, получил от франц. короля обещание ввести в Италию войска для изгнания испанцев. В 1557 франц. армия, возглавленная герцогом Ф. Гизом, двинулась к Неаполю. Исп. король Филипп II (в пользу к-рого Карл V отказался от Испании, Нидерландов, итал. владений), в противовес франц. интервенции в Италию, направил из Юж. Нидерландов на терр. Франции исп. армию во гл. с герцогом Савойским (владения к-рого были оккупированы французами); под угрозой оказался Париж. Разгром франц. войск у Сен-Кантена (авг. 1557) заставил прервать франц. поход в Италию. Победа французов, отвоевавших у англичан (союзников Филиппа II) Кале, положение не исправила. Полное финансовое истощение Франции и Испании вынудило их пойти на заключение Като-Каморезийского мира 1559, знаменовавшего собой конец франц. экспансии в Италии, закрепившего господство Испании на С. и Ю. п-ова и политич. раздробленность страны.

И. в. сыграли известную роль в развитии воен. искусства: впервые нашли широкое применение ручное огнестрельное оружие, артиллерия.

Источи.: Документы по истории внешней политики Франции. 1547 -1548, М.- Л., 1963.

Лит.: История Италии, т. 1, гл. 10, M.. 1970; Lemonnier H., Les guerres d'ltalie, Р., 1903; RomierL., Les origines politic!ues des guerres de religion, t. 1 - 2, P., 1913 - 14; Fueter E.. Geschichte des europaischen Staatensystem von 1492 bis 1559, Munch., 1919; Ercole F., Da Carlo VIII a Carlo V, Firenze, 1932.

Л. Г. Катушкина.


ИТАЛЬЯНСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (Banca commerciale Italiana), один из крупнейших акц. коммерч. банков Италии. Совместно с Банком Рима и Итальянским кредитом входит в группу банков нац. значения. Осн. в 1894 в Милане с первоначальным капиталом в 20 млн. лир. 75% акций принадлежало нем. капиталу. В годы мирового эконо-мич. кризиса 1929-33 банк был на грани банкротства, от к-рого его спасла субсидия пр-ва в 5 млрд. лир на условиях продажи пр-ву 95% акций банка. С 60-х гг. эти акции принадлежат гос. Ин-ту пром. реконструкции (ИРИ). По закону банк имеет право предоставлять только краткосрочные кредиты; в предоставлении среднесрочных кредитов банк участвует через Медиобанк - Банк среднесрочного кредита, созданный в 1946 И. к. б. совместно с Банком Рима и Итальянским кредитом. И. к. б. посредничает в размещении ценных бумаг акц. об-в, кредитует внеш. торговлю и содействует вывозу капитала. Тесно связан с западногерм. банками. На нач. 1972 банк имел 283 отделения и агентства в Италии, 1 отделение в США, 1 в Великобритании, 1 в Сингапуре, 2 в Турции и представительства в Париже, Токио, Франкфурте-на-Майне, Сиднее, Каире и Мехико. Имеет дочерний банк в Париже с 10 отделениями (на нач. 1972). Сумма баланса банка на нач. 1972 (в млрд. лир) составляла 6730, вклады 5733, ссуды 3108, капитал и резервы 80. M. Ю. Бортник.


ИТАЛЬЯНСКИЙ КРЕДИТ (Credito Italiano), один из трёх крупнейших акционерных коммерческих банков Италии, составляющих группу "банков нац. значения". 81% акций И. к. принадлежит Ин-ту пром. реконструкции (ИРИ). В правление И. к. входят представители крупнейших итал. монополий "ФИАТ" и "Монтекатини Эдисон". Банк основан в 1870 в Генуе с участием нем. капитала. В 1895 получил название И. к. Первоначально банк был универсальным - депозитным и инвестиционным. В 1930 слился с Нац. кредитным банком, получил помощь пр-ва, уступив ему часть акций и передав долгосрочные вложения в пром. предприятия спец. гос. ин-там. Банк выступает как депозитный, производя все виды краткосрочных кредитных операций. Для осуществления среднесрочных операций И. к. совместно с двумя др. "банками нац. значения" (Банком Рима и Итальянским коммерческим банком) основал (1946) спец. ин-т среднесрочного кредита - Медиобанк в Милане. И. к. имеет участие в др. итал. ин-тах среднесрочного кредита, а также в ряде швейц. и междунар. инвестиционных об-в. Число отделений на нач. 1971 составляло 299. Представительства И. к. находятся в Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии, США, Аргентине, Бразилии. На начало 1971 сумма баланса составляла (в млрд. лир) 4790, депозиты 4148, учётно-ссудные операции 2326, ценные бумаги 615, капитал и резервы 58,2. К.А.Штром.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД БОНАПАРТА 1796-97, боевые действия франц. войск под команд, ген. Наполеона Бонапарта против австро-сардинских войск в Сев. Италии во время войны Франции 1792-97 с 1-й коалицией европ. держав [Австрия, Великобритания, Пруссия (до 1795), Россия, Сардиния, Королевство обеих Сицилии и др.]. В 1796 франц. командование планировало нанести гл. удар по Австрии силами армий ген. Ж. Б. Журдана и Ж. В. Моро (155 тыс. чел.) с рубежа р. Рейн. На франц. Итальянскую армию ген. Бонапарта (ок. 42 тыс. чел.) была возложена второстепенная задача по овладению Сев. Италией. Но в ходе войны решающие события произошли в Италии. К нач. апр. 1796 гл. силы франц. Итал. армии (35 тыс.) располагались вдоль побережья Генуэзского зал., имея против себя сардинскую армию ген. Л. Колли (22 тыс.) и австр. армию фельдмаршала И. Больё (30 тыс.). Горные проходы из Пьемонта во Францию обеспечивала франц. Альпийская армия ген. Ф. К. Келлермана (20 тыс.), против к-рой располагались сардинские войска герцога Аоста (20 тыс.). 11 апр. франц. войска перешли в наступление. Последовательно сосредоточивая превосходящие силы против отд. групп противника, растянутых на широком фронте, Бонапарт разбил его по частям у Монтенотте (12 апр.), Чевы и Мондови (22 апр.). 28 апр. Сардиния заключила перемирие, а 5 мая мир с Францией. После этого Бонапарт вынудил австр. войска отойти за р. По, а затем за р. Адда. 10 мая франц. войска одержали победу при Лоди, 15 мая заняли Милан, а 4 июня блокировали Мантую. Часть сил двинулась в Тоскану и 29 июня заняла Ливорно, где находилась база англ, флота. С конца июля началась борьба за Мантую - гл. опорный пункт в Италии. Австр. командование (с мая ген. Д. Вурм-сер, с окт. фельдмаршал И. Альвинци) предприняло 4 попытки деблокировать крепость, но в сражениях при Кастильо-не (5 авг.), Роверето (5 сент.), Бассано (8 сект.), Арколе (15-17 нояб.) и Риволи (13-15 янв. 1797) австр. войска потерпели поражение. 2 февр. капитулировала Мантуя. В марте французы вторглись в Австрию и начали наступление на Вену. 18 апр. было подписано Леобенское перемирие, а 17 окт. заключён Кампо-формийский мир 1797. В ходе И. п. Б. на терр. Италии был образован ряд республик, проведены бурж. реформы. Однако франц. армия, уничтожая феод. порядки, в то же время грабила завоёванные области, жестоко подавляя проявления недовольства народа. Успехи франц. войск были обусловлены гл. обр. их новой тактикой колонн в сочетании с рассыпным строем, а также полководческим искусством Бонапарта. Смело маневрируя огранич. силами, он добивался численного превосходства на решающих участках и одерживал победы над австр. войсками, командование к-рых слепо придерживалось канонов кордонной стратегии и линейной тактики. Лит.: Энгельс Ф., Избр. военные произведения, M., 1958; Богданович M. И., Поход 1796 г. Бонапарта в Италии, СПБ, I860; Клаузевиц К., Итальянский поход Наполеона Бонапарта 1796 г., M., 1939; Левицкий H. А., Полководческое искусство Наполеона, M., 1938. И. И. Рог-тунов.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД СУВОРОВА 1799, боевые действия русско-австр. войск под команд, фельдмаршала А. В. Суворова против франц. войск в Сев. Италии во время войны 1798-1802 Франции со 2-й коалицией европ. держав (Великобритания, Австрия, Россия, Турция, Королевство обеих Сицилии). Россия направила из Чёрного в Средиземное м. эскадру вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова, в Сев. Италию - два корпуса (ок. 33 тыс. чел.) и в Швейцарию - корпус ген. A. M. Римского-Корсакова (27 тыс. чел.). Французы в Сев. Италии имели Итальянскую армию