БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

форда. В 1925 Г. написал диссертацию о Р. Киплинге, а в 1932 кн. эссе "Рано умершие" (о Дж. Китсе, П. Б. Шелли, Дж. Г. Байроне и др.). В 1927 опубл. "Китайские дневники" н экспрессионистскую драму на библейский сюжет "Вар-рава", в к-рой впервые прозвучала осн. тема творчества Г.- необходимость и оправданность революции. Жизнеутверждающие мотивы лирич. сб. "Норвегия в наших сердцах" (1929) уступают место социальному пессимизму в драме "Атлантический океан" (1932, рус. пер. 1935). После пребывания в СССР в 1933-35 Г. становится убеждённом марксистом. В драме "Наша слава и наше могущество" (1935, рус. пер. 1936) появился новый герой - народ. В пьесе "Но завтра..." (1936) тема антагонизма между капиталистами и нацией раскрыта в тра-диц. форме психологич. драмы. В 1936- 1937 Г. издавал лит.-обществ. журн. "Вей-ен фром" ("Veien from"), на страницах к-рого выступал против фашизма и угрозы новой войны. В 1937 в качестве воен. корреспондента участвовал в Нац.-революц. войне исп. народа 1936-39, нашедшей отражение в публицистич. сб. "Испанское лето" (1937, рус. пер. 1938) и в романе "Мир ещё должен стать молодым" (1938). В нар.-героич. драме Г. "Поражение" (1937) изображены события Парижской Коммуны 1871. После захвата гитлеровцами Норвегии (1940) Г. принимал участие в воен. действиях против оккупантов. Погиб на борту бомбардировщика во время возд. налёта на Берлин. Его стихи распространялись подпольно в Норвегии (позднее вошли в сб-ки "Свобода", изд. 1945, "Надежда", изд. 1946).

Соч.: Samlede verker, bd 1 - 7, Oslo, 1947; Samlede verker, 2 utg., bd 1 - 3, Oslo, 1952; в рус. пер.- Избранное, М., 1953; Избранное, М., 1956; Пьесы, М., 1959; Избранная лирика, М., 1969.

Лит.: Крымова Н. И., Нурдаль Григ, М., 1965; Неустроен В. П., Норвежская литература, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, [М.], 1969; Нурдаль Григ. Биобиблиографический указатель, М., 1958; Nag M., Streiflys. Nordahl Grieg pa my. Essays, Oslo, 1967.



ГРИГ (Grieg) Эдвард (15.6.1843, Берген,- 4.9.1907, там же), норвежский композитор, пианист, дирижёр и обществ. деятель. Крупнейший представитель норв. композиторской школы. Предки Г. были выходцами из Шотландии, отец исполнял обязанности брит. консула в Бергене. Игре на фп. учился у своей матери, пианистки-любительницы. В 1862 окончил Лейпцигскую консерваторию как пианист и композитор и вернулся на родину. В 1863-66 жил в Копенгагене (Дания), где нек-рое время пользовался советами датского композитора Н. Гаде. Пробуждению у Г. глубокого интереса к норвежскому нар. творчеству способствовали скрипач, композитор и фольклорист У. Булль и композиторы Р. Нурд-рок и X. Хьерульф. В Копенгагене Г. совм. с Р. Нурдроком и неск. дат. композиторами основал концертную орг-цию "Евтерпа" (от имени греч. музы) с целью пропаганды произв. сканд. композиторов. С 1866 Г. поселился в Кристиании (Осло), где дирижировал концертами филармония, об-ва, основал спец. муз. уч. заведение - Муз. академию и (совм. с Ю. Свенсеном) Муз. об-во (ныне Фи-лармонич. об-во). С конца 70-х гг. 19 в. Г. вместе с женой камерной певицей Н. Хагеруп, исполнявшей его песни и романсы, совершил ряд концертных поездок по странам Зап. Европы, выступая как пианист и дирижёр. В 1880-82 руководил в Бергене муз. об-вом "Гармония". С 1885 жил преим. в окрестностях Бергена, в своей вилле Трольхау-ген. В 1888 в Лейпциге произошло знакомство Г. с П. И. Чайковским, перешедшее вскоре в дружеские отношения. В 1889 избран чл. Франц. академии, в 1893 доктором музыки Кембриджского ун-та, в 1906 - Оксфордского ун-та; почётный доктор Берлинской академии (1897).

Композиторская деятельность Г. протекала в период подъёма норв. лит-ры и иск-ва, в обстановке борьбы норв. народа за свою независимость. Г. был горячим патриотом, певцом родной страны. Подлинно нар. художник, он возвысил норв. музыку до вершин мировой классики, творчески переработал и обобщил коренные черты муз. фольклора Норвегии, соединив его с самобытно воспринятым опытом европ. классич. и романтич. музыки. Наиболее ярко композиторское дарование Г. проявилось в камерных инструментальных и вокальных произв. В них нашли отражение лирич. настроения, образы сев. природы, поэ-тич. картины нар. жизни (10 тетрадей "Лирических пьес", 1867-1901, и др.). Много работая в жанре миниатюры, Г. уделял большое внимание и крупным формам. В камерных ансамблях (3 сонаты для скрипки и фп., соната для виолончели и фп., 2 струнных квартета) и концерте для фп. с оркестром (1868), принёсшем композитору мировую славу, Г. дал своеобразную трактовку циклич. форм инструментальной музыки, создав яркие по силе лиризма и нац. характера сочинения. Оркестровые симф. сочинения Г. относятся к типу сюиты или программной миниатюры. Лучшие оркестровые произв. Г. связаны с лит. программой, им свойственны поэтичность, меткость муз. характеристик, завершённость формы, красочность инструментовки. Мировой известностью пользуются 2 сюиты Г. из музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт" (1874-75), в к-рой композитор дал своё поэтич. прочтение текста, усилив его лирич. черты. На основе поэзии Б. Бьёрн-сона возникли произв. оперного ("Улаф Трюгвасон", 1873, неоконч., концертное исполнение 1889) и сценического (музыка к драме "Сигурд Крестоносец", 1872) плана, раскрывающие образы героич. норв. эпоса. Вокальное творчество Г. также обширно и оригинально - от простой лирич. песни ("Песня Сольвейг" и др.) до психологически углублённого вокального цикла ("Девушка с гор"). Песни и романсы Г. созданы преим. на слова скандинавских поэтов (Г. Ибсен, Б. Бьёрнсон, А. Мунк, А. Гарборг, О. Винье, X. К. Андерсен, X. Драхман и др.).

Г.- автор произв. для хора, обработок норв. песен и танцев для фп., а также переложений для фп. нек-рых своих оркестровых и вокальных сочинений, транскрипций для 2 фп. в 4 руки четырёх сонат В. А. Моцарта. Опубликовал ряд статей, посв. творчеству норвежских и датских композиторов, Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Р. Шумана, Дж. Верди и др.

Соч.: Arlikler og taler, Oslo, 1957; Избр. статьи и письма, пер. [с норв.], М., 1966.

Лит.: Финдейзен Н., Эдвард Григ. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, СПБ - М., 1908; Асафьев Б. В., Григ, М.- Л., 1948; Кремлев Ю., Эдвард Григ, М., 1958; Левашёва О., Эдвард Григ, М., 1962; F i n с k H. Т., Ed-vard Grieg, Stuttg., 1908; Schjelderup G. und Niemann W., Edvard Grieg, Lpz., 1908; Johansen D. M., Edvard Grieg, Oslo, 1956. О. Е. Левашёва.

ГРИГИШКЕС, посёлок гор. типа в Тра-кайском р-не Литов. ССР. Расположен на лев. берегу р. Нярис, на шоссе Вильнюс - Каунас, в 16 км к 3. от Вильнюса. Ж.-д. веткой (6 км) связан со ст. Па-неряй. 5 тыс. жит. (1970). Опытный бум. комбинат (выпускает бумагу для телетайпных аппаратов, фильтрующий материал для сигаретных мундштуков, древесно-волокнистые плиты и др.).

ГРИГОЛЮК Эдуард Иванович (р. 13.12. 1923, Москва), советский учёный в области механики, чл.-корр. АН СССР (1958). По окончании Моск. авиац. ин-та (1944) преподавал там же; в 1946-50 в Высшем технич. уч-ще им. Н. Э. Баумана; с 1953 в Ин-те механики АН СССР. Проф. (с 1965) Моск. авиац. ин-та. Зав. лабораторией в Моск. ун-те. Осн. труды по механике деформируемых сред. Создал общую теорию прочности, устойчивости и конечных прогибов биметаллич. конструкций, трёхслойных и многослойных оболочек с заполнителями, воспринимающими поперечный сдвиг. Разработал общую теорию устойчивости тонких оболочек за пределом упругости. Разрабатывал проблемы, связанные с совместными деформациями твёрдых, жидких и газообразных сред.

ГРИГОР АХТАМАРЦИ (гг. рожд. и смерти неизв.), армянский поэт 16 в. В 1512-44 был католикосом в Ахтамаре. Автор историко-житийных поэм, патриотич. и любовных песен, многочисл. четверостиший (кафа). Г. А. оплакивал истерзанную нашествиями родину, воспевал красоту природы, любовь к человеку как высшую радость, славил жизнь. Его песня "Прекрасный стих о саде души и тела" является аллегорич. изображением человеческой жизни. Стихи Г. А. отличаются тонкостью в передаче чувств, красочностью языка. Они полностью опубл. в Ереване в 1963.

В рус. пер.- Антология армянской поэзии с древнейших времён до наших дней, М., 1940.



ГРИГОР ДАРАНАГЕЦИ (1576-1643), армянский историк и церк. деятель, автор "Хронографии", охватывающей 1018 - 1640. До 1595 кратко изложена история сельджуков и османов; во 2-й части подробно освещена история Османской империи от султана Мехмеда III до Му-рада IV, содержатся многочисленные сведения о положении армян в условиях тур. владычества, о воен. мятежах (восстание джелалиев), восстаниях тюрк. и курдских племён, тур.-иран. войнах, а также автобиографии, данные.

Соч.: о^шишЪшЦшцрпьр^иЪ Я- р |.-c.• п П [• Чшр.1ШщЬшр lluilIiulubgLnj lluiif O-ujpuiliujrigLnj, tpnuuiuribii, 1915:



ГРИГОР МАГИСТР (Пахлавуни) (г. рожд. неизв.- ум. 1058/59), армянский политич. деятель и философ, поборник арм. Возрождения. После захвата Лкийского царства (Закавказье) Византией переселился в Месопотамию, став её правителем (дуком). Выступал против антифеод. движения тондракийцев. За воен. заслуги получил визант. титул магистра. Мировоззрение Г. М. представляет собой синтез эллинистич. и христ. традиций арм. философии. Создал по антич. образцу ряд науч. центров, где преподавались философия и др. науки, переводились соч. древних мыслителей. Г. М. принадлежит перевод ряда диалогов Платона и "Геометрии" Евклида. Филос. взгляды Г. М. изложены в его "Письмах" (Александрополь, 1910, на арм. яз.), обнаруживающих влияние Давида Анахта (Непобедимого), особенно в их теоретико-познават. части. Подразделяя науки на естественные, математику и теологию, Г. М. рассматривал процесс познания как восхождение от простого к сложному, от чувств и умопостигаемых объектов к сфере всеобщих категорий. "Письма"Содержат также важные сведения по политич. и культурной истории Армении 11 в.

ГРИГОР МАГИСТР, Григорис (гг. рюжд. и смерти неиэв.), армянский философ и медик 13 в.,ученик М. Ге-раци. Считал, что человек - частица мировой природы, поэтому изучать его организм следует лишь в связи с окружающей средой. Г. М. были известны классич. симптомы малярии. На 300 лет раньше Фракасторо Г. М. указал три пути распространения заразного начала: контактный, через предметы обихода и через воздух. Изучая механизм развития различных заболеваний, придавал значение конституциональным особенностям, нервно-психич. состоянию больного и др. Нек-рые мед. утверждения Г. М. свидетельствуют о том, что он производил вскрытие трупов. Описал ряд заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, опухоли желудка, заворот кишок и др.). Утверждал единство человеческого организма в физиол. и патофизиол. отношениях. Для предохранения от болезни рекомендовал гигиенический режим.

Лит.: Кцоян А. С., Врач Григорис - выдающийся представитель медицины эпохи развитого феодализма в Армении, "Изв. АН Армянской ССР. Медицинские науки", 1961, т. 1, № 1. Б. Д. Петров.

ГРИГОР НАРЕКАЦЙ (951-1003), армянский поэт. Сын учёного и церк. писателя Хосрова Андзеваци. Учился в округе Рштуни, в монастыре Нарека. Будучи учёным монахом, до конца жизни преподавал в этом монастыре. Писал гандзы (гимны в честь бога и святых), таги (песни) и мегеди. Мн. таги являются блестящими образцами арм. ср.-век. поэзии. Г. Н.- первый арм. поэт, преодолевший узкие рамки церк. тематики. Его лирико-мистич. поэма "Книга скорбных песнопений" ("Нарек", Марсель, 1673) издана более 30 раз на арм. яз., переведена на франц. яз., отд. песни - на англ., итал., тур., араб. и рус. языки. В поэме выражен протест против господств. порядков, когда "повсюду царит нищета" и миром правят "ненужные цари и душегубы-императоры". В центре поэмы впервые в арм. лит-ре - человек с его радостями и печалями.

Gregoire de Narek, Le livre de prieres. Introd., trad, et notes par Isaac Kechichian..., P., 1961; Armenian legends and poems, illustr. and compil. by Z. C. Boyajian..., L.- N. Y., [1958]; в рус. пер., в кн.: Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней, под ред. В. Брюсова, М., 1916, с. 159-63.

Лит.: А б е г я н М., История древне-армянской литературы, т. 1, Ер., 1948.



ГРИГОР ПРОСВЕТИТЕЛЬ, Григорий Партев (кон. 3 - нач. 4 вв. н. э.), проповедник христианства в Армении, первый католикос, с именем к-рого связано формирование армянской апостольской церкви, иногда называемой армяно-григорианской.

ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346-1409), армянский философ, педагог, церк. деятель. Наряду со своим учителем Ованесом Во-ротнеци Г. Т. является гл. представителем татевской школы в арм. философии. Г. Т. оставил большое лит. наследство, в осн. по проблемам философии, богословия и естествознания. Важнейшие его труды - "Книга вопрошений", 1729 (на арм. яз.), "Комментарий к „Введению" Порфирия", 1793 (на арм. яз.), "Зимний том", 1741 (на арм. яз.) и др.- обнаруживают сильное влияние философии Давида Анахта. Вопрос об отношении бога к природе решается Г. Т. в духе христ. богословия; акт божеств. творения природы Г. Т. объясняет по Аристотелю как превращение возможности сущего в действительность. Материальный мир, по Г. Т., пребывает в постоянном изменении и круговорот элементов материи является залогом её вечности. В учении Г. Т. имеются зачатки идеи о борьбе и единстве противоположностей. Теория познания Г. Т. проявляет материалистич. тенденции (трактовка проблемы истины, сенсуа-листич. мотивы и т. п.).

Лит.: Аревшатян С. С., философские взгляды Григора Татеваци, Ер., 1957; Чалоян В., История армянской философии, Ер., 1959, с. 258 - 69; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, с. 114-17.

В. К. Чалоян.



ГРИГОРАШЕНКО Леонид Павлович (р. 21. 10.1924, ст. Бирзула, ныне г. Ко-товск, УССР), советский график и живописец, нар. худ. Молд. ССР (1963), чл.-корр. АХ СССР (1958). Чл. КПСС с 1962. Учился в художеств. уч-ще в Кишинёве (1941-42). Автор акварельных серий "Котовский" (1950), "Вековая дружба" (1950-63, посвящена ист. связям мол д., рус. и укр. народов), серий акварелей и офортов "За власть Советов!" (1966-67; Гос. пр. Молд. ССР, 1967), ист. картин ("Дань кровью", 1958-66); названные произв.- в Художеств. музее Молд. ССР (Кишинёв), акварели - частично в Третьяковской гал. Г. работает также в области книжной илл. Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалью.

Лит.: Лившиц М., Л. П. Григорашен-ко, Киш., 1960.



ГРИГОРЕНКО Грицько (псевд.; наст. имя и фам. Александра Евгеньевна Судовщикова-Косач) (1867, м. Макарьево Костромской губ.,- 27.4.1924), украинская писательница. Автор рассказов из крест. жизни конца 19 - нач. 20 вв. (сб-ки "Наши люди на селе", 1898, "Переселенцы", "Людям" и ДР-). рассказов для детей (сб. "Детки", 1918) и пьес (<Батько" и др.). Г. правдиво изображала обнищание крест. масс, темноту дореволюционной деревни, тяжёлую судьбу женщины-крестьянки. Рассказы Г. написаны в форме сказа с использованием фольклорно-этнографич. элементов. Позже Г. перешла к коротким очеркам, психологич. зарисовкам (цикл "Чувства и настроения", "Очерки"). В нек-рых произв. сказалось влияние натурализма.

Соч.: Твори, т. 1 - 2, Хар., 1930; Вибран! твори, К., 1959.



ГРИГОРЕСКУ (Grigorescu) Николае Ион (15.5.1838, с. Питару, у. Дымбовица,-21.7.1907, Кымпина), румынский живописец. Сын крестьянина. Учился в Бухаресте (до 1855) и в Школе изящных иск-в в Париже. В юности делал иконы, расписывал церкви и монастыри. В 1861-69 работал во Франции, где примыкал к барбизонской школе. Как румынский доброволец участвовал в русско-турецкой войне 1877-78. Писал пейзажи Румынии, портреты, исторические, батальные и жанровые композиции, проникнутые глубоким демократизмом, свободные по живописи, со свежим, несколько высветленным колоритом. Его произв. ("Крестьянка из Мусчела", 1877, "Штурм Смырдана", 1885, "Телега, запряжённая волами", ок. 1890,- все в Музее иск-в СРР, Бухарест) сыграли важную роль в становлении рум. реа-листич. иск-ва конца 19 - нач. 20 вв. Портрет стр. 328.

Илл. см. на вклейке к стр. 201.

Лит.: Rudascu L., N. Grigorescu, [Вис.], 1955 (на рум., рус., франц., англ. и нем. яз.); О р г е s с u G., Nicolae Grigorescu, v. 1 - 2, Вис., 1961 - 62.



ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. новый стиль, система летосчисления, введённая в 1582 при папе римском Григории XIII (отсюда назв.). См. Календарь.



ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ, общее наименование песнопений церковной католич. музыки. Г. х. сложился в результате отбора и переработки католич. церковью местных христ. песнопений. Упорядочение молитв. текстов было начато при папе Григории I, прозванном Великим (ум. 604). Канонизация напевов и текстов и строгое распределение их по датам церковного года были завершены к концу 7 в. Через 300 лет после смерти Григория I католич. хоралам присвоили его имя [григорианское, или (от лат. Gregorius) грегорианское, пение]. Церковь стремилась придать песнопениям характер отрешённости от всего земного, мистич. созерцания, религ. экстаза. Вместе с тем песнопения обобщили многовековой опыт развития муз. культуры, впитали художественно ценные элементы песенности различных народов. Г. х. исполнялся певцами (муж. хор в унисон). Тексты Г. х.- гл. обр. прозаические, заимствованы из Библии, мелодии построены на т. н. средневековых ладах. Преобладали звуки равной длительности (отсюда позднейшее наименование Г. х.- кантус планус, т. е. плавное пение). С усвоением церк. музыкой многоголосия Г. х. остался тематич. основой (кантус фирмус) полифонич. культовых произведений.

ГРИГОРИЙ (Gregorius). В католич. церкви. Наиболее значительны: Г. I Великий (Magnus) (ок. 540, Рим,-12.3.604, там же), папа римский с 590. Боролся за укрепление папской власти. Расширил сферу влияния рим. церкви: посылал миссионеров в Британию к англо-саксам, в Испанию к вестготам, вмешивался в церк. дела в Галлии и в Африке, заявил о своём исключит. праве выступать верховной апелляц. инстанцией для всей Зап. церкви. Начиная с Г. I усиливаются претензии пап на мировое господство. Большое внимание уделил организации х-ва на папских землях ("патримоний Петра") с целью поднять их доходность. Г. I оставил ряд богословских соч., ценную переписку; реформировал церк. песнопение. Враждебно относился к свет