БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

озиторов - P. Влад, Дж. Ф. Гедини, И. Монтемецци, Г. Петрасси. За пределами И. известны имена MH. музыкантов и певцов, в т. ч. дирижёров П. Ардженто, В. Де Сабата, Г. Кантелли, Ф. Преви-тали, T. Серафина, P. Фазано, В. Фер-реро, К. Цекки; пианиста А. Бенедетти Микеланджели; скрипачки Дж. Де Вито; виолончелиста Э. Майнарди; певиц Дж. Симионато, P. Скотто, А. Стелла, P. Тебальди, M. Френи; певцов Дж. Бекки, T. Гобби, M. Дель Монако, Ф. Ко релли и др. Вклад в развитие муз. куль туры внесли итал. музыковеды Л. Торки А. Бонавентура, А. Делла Корте, Г. Пан наин, Ф. Торрефранка, Г. Барблан (пре зидент Об-ва музыковедения), критик и комп. M. Дзафред.

Высокого уровня достигает вокальное иск-во. Во MH. городах функционируют постоянные оперные труппы, ведущие из них пользуются мировой известностью-"Ла Скала" (Милан), "Сан-Карло" (Неаполь), "Фениче" (Венеция) Римская опера. Вместе с тем мн. театры испытывают постоянные материальные затруднения, несмотря на принятый парламентом закон (1967) о частичном субсидировании крупнейших муз. коллективов. Большинство оперных спектаклей и концертов недоступно широкой аудитории из-за высоких цен на билеты.

В И. проводятся многочисл. муз. фестивали (ежегодные) и конкурсы: Междунар. фестиваль совр. музыки (с 1930) "Флорентийский музыкальный май" ( 1933), фестиваль "двух миров" в Сполет (с 1958, осн. итал. комп. Дж. К. Менотти живущим в США), "Неделя новой музыки" в Палермо (с 1960); конкурс пианистов им. Ф. Бузони в Больцано (с 1949 ежегодно), конкурс музыки и танца им. Дж. Б. Виотти в Верчелли (с 1950 ежегодно), конкурс им. А. Казеллы в Неаполе (с 1952, каждые 2 года, до 196С участвовали пианисты, с 1962 - также композиторы), конкурс скрипачей им. Паганини в Генуе (с 1954, ежегодно), конкурс оркестровых дирижёров в Риме (с 1956, каждые 3 года, учреждён Нац. академией "Санта-Чечилия"), конкурс пианистов им. Э. Поццоли в Сереньс (с 1959, каждые 2 года), конкурс молодых дирижёров им. Г. Кантелли в Новаре (с 1961, каждые 2 года), конкурс вокалистов "Вердиевские голоса" в Буссетс (с 1961, ежегодно), конкурс хоровых коллективов им. Гвидо д'Ареццо (осн. в 1952 как национальный, с 1953 - международный; ежегодно, известен также под назв. "Полифонико"). Большое распространение получила коммерческая эстрадная музыка, насаждаемая крупными нотоиздат. фирмами и фирмами граммпластинок, а также телевидением; проводятся фестивали эстрадной песни (Сан-Ремо, "Канцониссима" и др.).

Среди муз. обществ - Корпорация новой музыки (с 1923), Ассоциация муз. библиотек, Об-во музыковедов и др. В И. много муз. уч. заведений (14 консерваторий, муз. лицеи, школы), науч. ин-тов (в т. ч. Ин-т изучения наследия Верди). С 1808 работает муз. изд-во и торг, фирма Рикорди и К° (имеются отделения во MH. странах).

Издаются муз. журналы: "La Ras-segna Musicale" (с 1928), "II Convegno Musicale" (с 1964) в Турине, "Musica е Dischi" (с 1945), "Musica Jazz" (с 1945), "Scala" (с 1949) в Милане и др.

Лит.: P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., M., 1931; его же, Опера до оперы, Собр. музыкально-исторических соч., пер. с франц., т. 4, M., 1938; Иванов-Боре ц-кий M. В., Музыкально-историческая хрестоматия, 2 изд., т. 1 - 2, M., 1933 - 36) Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, M., 1937; Л и в а н о в а Т. H., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.- Л., 1940; Л е в н к Б., История зарубежной музыки, в. 2, M-, 196Ij РозеншильдК., История зарубежной музыки до середины XVIII века, в. 1, M., 1963; Мартынов И. И., История зарубежной музыки первой половины XX века, M., 1963; К о н е н В. Д., История зарубежной музыки, в. 3, 2 изд., M., 1965; История европейского искусствознания от античности до конца 18 века, M., 1965; История европейского искусствознания. Вторая половина 19 века, M., 1965; ДрускинМ. С., История зарубежной музыки, в. 4, 3 изд., M., 1967; Delia Corte A., L'opera comica italiana nеl' 700, у. 1-2, Bari, 1923; В о п а-ventura A., L'opera italiana, Firenze, 1929; ConvagliosC.,11 folklore musicale in Italia, Napoh, 1936; A b b i a t i F., Storia della musica, v. 1 - 5, Mil., 1939-46; S a r-t о r i C,, Bibliografia della musica strumentale italiana stampato in Italiafino al 1700, Firenze, 1952; De P а о 1 i D., L'opera italiana dalle origini all'opera verista, Roma, [1954]; С о n-falonieri G., Storia della musica, v. 1-2, Mil., 1958.

(По материалам статьи К. А. Кузнецова из 2-го изд. БСЭ).


XVI. Балет

И.- страна, где зародился европейский балет. Этому способствовали традиции антич. и ср.-век. иск-ва, богатая нар. танц. культура. От бальных танцев и танц. выходов в придворных представлениях (14 в.) к аллегории, и мифология, пантомимам (15-16 вв.) - такова эволюция сценич. танца. Танец занимал значит, место также в комедии делъ арте. В кон. 16 в. деятельность итал. мастеров (балетм. Б. Бальтазарини и др.) способствовала формированию балета как театр, жанра во Франции. Во 2-й пол. 17 в. балет утвердился и в И., в придворном спектакле. В 18 в. почти все муз. театры И. ставили балеты. Ведущие итал. балетмейстеры и танцовщики (Г. Анджолини, В. Галеотти и др.) работали во Франции, Дании, России и др. странах. Новый этап в развитии балета И. был связан с началом борьбы итал. народа за независимость и единство страны (кон. 18 в.). Этот этап нашёл отражение в творчестве балетм. С. Вигано, к-рый ставил героич. хореодрамы ("Творения Прометея" Бетховена, 1801, 1813, "Отелло" на сборную музыку, 1818), в постановках Г. Джои. Ученики К. Бла-зиса, преподававшего в созданной в 1813 балетной школе при театре "Ла Скала", выступали в театрах MH. стран. В 1880-х гг. успехом пользовались феерии балетм. Л. Манцотти. Итал. мастера балета выработали особый виртуозный стиль исполнения, к-рый в кон. 19 в. был принят танц. школами др. стран. Танцовщики освоили пальцевую технику, усложнили вращения и прыжки, достигли большей элевации. Итал. артисты балета Э. Чеккетти, К. Брианца, П. Леньяни, В. Цукки выступали и на рус. сцене. В нач. 20 в. балет И. пришёл в упадок, и только нек-рое оживление наступило в период 1920-30-х гг. благодаря деятельности Б. Г. Романова, А. Миллоша и др. В середине 1940-х гг. значительно активизировалась работа балетной труппы и школы театра "Ла Скала", в репертуар к-рых вошли балеты П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, постановки Дж. Баланчина, Дж. Кранко и др. По инициативе реж. Б. Менцотти во 2-й пол. 60-х гг. в труппе театра осуществлены экспериментальные постановки для танцовщицы К. Фраччи ("Чайка" P. Влада по А. П. Чехову, "Египетские ночи" на музыку С. С. Прокофьева). Балетные труппы при оперных театрах Рима, Флоренции, Неаполя, Венеции, Палермо периодически ставят балетные спектакли, в т.ч. постановки Дж. Баланчина, Л. Ф. Мясина, Б. Ф. Нижинской, новые работы А. Миллоша. В Неаполе в кон. 60-х гг. в театре "Сан-Карло" был поставлен спектакль "Макбеты" на музыку P. Штрауса, разоблачающий фашизм. Среди ведущих артистов балета и балетмейстеров 1930-60: А. Радиче, О. Амати, В. Коломбо, M. Пистони, У. Дель Ара. В нач. 70-х гг. известность приобрели танцовщики А. Араньо, Э. Тера-буст, Л. Кози. Балетные спектакли регулярно ставятся для Междунар. фестивалей "Флорентийский музыкальный май" (с 1933) и фестиваля в Сполето (с 1958).

Лит. :ХудековС. H., История танцев, т. 1 - 4, СПБ, 1913 - 17; Классики хореографии, Л.- M., 1937; Reyna F., Des origi-nes du ballet, Р., 1955; T a n i G., Il balletto in Italia, в кн.: Cinquanta anni di opera e balletto in Italia, Roma, 1954. JI. Я. Суриц.


XVII. Драматический театр

Итал. театр восходит своими истоками к нар. земледельч. обрядам и играм. Католич. церковь, преследуя пережитки языческих зрелищ, к 5-6 вв. уничтожила в И. остатки античной театр, культуры (см. Рим Древний). В городах к 9-10 вв. появились зачатки проф. театр, иск-ва в выступлениях мимов. Элементы театра содержались и в масленичных карнавальных играх (особую известность позднее получили венецианские карнавалы, к-рые в 13-15 вв. приняли характер общегор. праздников). Борясь с нар. театром, церковь использовала в то же время средства театр, иск-ва для создания зрелищ религ. содержания (литургическая драма, мистерия). Популярным видом религ. представлений в 14 в. (на сюжеты преим. из Евангелия) были лауды. Однако влияние нар. театра проникало и в эти обрядовые действия, привнося в них светские, порой комедийно-сатирич. мотивы. Мистерия оставалась осн. видом театр, представлений до 15 в., когда христ. содержание было вытеснено из неё мифологическим и жанр этот приобрёл по существу светский характер. С соблюдением мистериальной формы была написана пьеса в стихах "Сказание об Орфее" А. Полициано (1480) - первый образец светской драмы эпохи Возрождения на итал. языке.

В эпоху Возрождения в И. началось развитие новой театр, культуры. На рубеже 15-16 вв. зародилась т. н. учёная комедия (Л. Ариосто, H. Макиавелли, П. Аретино, Дж. Бруно, Биббиена), исполнителями к-рой были любители-студенты или придворные. Создатели жанра трагедии Дж. Триссино, Дж. Ручеллаи следовали в своих произв. греч. образцам. Характерный жанр итал. театра 16 в.- "трагедия ужасов" (Дж. Джи-ральди Чинтио, С. Сперони, Л. Дольче и др.), близкая произв. Сенеки. Большое место в репертуаре придворных театров заняла стилизов. пастораль; особенно характерные произв. этого жанра создали T. Тассо, Б. Гварини. Наиболее значит, этап в развитии полупроф. театра 1-й пол. 16 в. связан с творчеством драматурга и актёра А. Беолько, автора насыщенных фольклором комедий на падуанском диалекте, создателя образа весёлого крестьянина из Падуи - Рудзанте.

Самое яркое явление эпохи Возрождения - комедия делъ арте (комедия масок), возникшая в 16 в. под влиянием форм нар. театра, тесно связанная с фарсовыми площадными театр, зрелищами. Гл. отличит, чертой комедии дель арте была сценич. импровизация. Создаваемые актёрами образы-маски обладали устойчивыми чертами н переходили из одного сценария в другой, изменяясь лишь в деталях. Персонажи говорили на нар. диалектах (кроме лирич. масок влюблённых), актёры играли в масках. Импровизац. представления комедии дель арте способствовали формированию сценич. иск-ва как особого вида проф. деятельности, стали школой виртуозного актёрского мастерства, сценич. приёмов, к-рые осваивались крупнейшими драматургами и театр, деятелями нового времени. Известные актёры комедии дель арте - А. Ганасса, братья T. и Д. Мартинелли, И. Андреннн (16 в.), T. Фьорилли, Д. Бьянколлели (17 в.), А. Сакки (18 в.).

Обращение итал. гуманистов к античности дало толчок развитию теории драмы. Итал. теоретики драмы (Дж. Триссино, Л. Кастельветро и др.) выработали драматургич. канон, требовавший резкого разделения трагедии и комедии, строгого соблюдения единства места, времени и действия, употребления в трагедии возвышенной поэтич. речи. Нормы, установленные итал. теоретиками, повлияли на формирование эстетики классицизма во Франции 16-17 вв.

Новый этап в развитии нац. театра связан с реформой, осуществлённой драматургом К. Гольдони, к-рый создал бытовую комедию с индивидуализированными характерами, отказался от традиц. масок и импровизации. Работая в театрах "Сан-Самуэле", "Сант-Анджело" (труппы под рук. Дж. Имера и Дж. Meдебака) и "Сан-Лука" в Венеции, он большое внимание уделял воспитанию актёров, прививал им понимание просветительских задач театра. Наиболее последоват. учениками Гольдони были актёр А. Коллальто-Маттиуцци и актриса К. Брешани. Противником бытовой комедии К. Гольдони стал драматург К. Гоцци, стремившийся возродить в театре сказочную тематику в сочетании с импровизацией и буффонадой масок комедии дель арте; он создал жанр театр, сказок - фьяб, впервые поставленных в театре "Сан-Самуэле" в 1761-65.

Театр, жизнь И. в 18 в. отличалась большим разнообразием. Крупными центрами театр, культуры были Венеция и Рим. Многочисл. драматич. труппы выступали в спец. зданиях (строились, как правило, для оперных спектаклей) Милана, Неаполя, Флоренции, Генуи и др. городов, а также в домах аристократов и богатых купцов. Наряду с лит. театром большой популярностью пользовались такие театрально-зрелищные жанры, как кукольный театр, выступления уличных акробатов и канатных плясунов, всевозможные ярмарочные и карнавальные представления.

Революц. события кон. 18 в. вызвали интерес к жанру героич. трагедии, виднейшим представителем к-рой был драматург В. Альфьери; его произведения ставились вначале в кружках любителей. Театр пережил период, ознаменовавшийся постановкой свободолюбивых трагедий Вольтера, M. Ж. Шенье, а также Дж. Пиндемонте, В. Монти, У. Фоско-ло. Нац.-освободит, движение (Рисорд-жименто) определило возникновение и утверждение романтич. направления в театре и драматургии (А. Мандзони, С. Пеллико, Дж. Никколини, К. Maренко). В нач. 19 в. драматургия В. Аль-фьери обрела таких ярких исполнителей, как А. Моррокези, П. Бланес (Флоренция), К. Маркионни (Милан) и др.

Революционно-романтич. драматургия создала предпосылки для развития новой ятал. школы актёрского иск-ва, основоположником к-рой стал актёр Г. Модена, участник революц. событий 1830-40-х гг. Артистич. и обществ, идеалы Модены наиболее полно воплотили его ученики А. Ристори, Э. Росси, T. Салъвини. Сце-нич. школа, созданная Моденой, характеризовалась идейной целеустремлённостью и политич. страстностью в изображении сильных, волевых характеров, отказом от элементов бытового, повседневного, снижающего героич. направленность иск-ва. В творчестве Росси и особенно Сальвини проявились реалистич. тенденции, стремление сочетать героич. начало с правдой чувств. Актёрское иск-во этого времени является вершиной театра И., обогатившего своими достижениями европ. культуру.

После объединения И. (1870) и установления конституционной монархии для обществ, и культурной жизни страны характерно разочарование в результатах Рисорджименто. Героич. трагедия перерождалась в историч. драму с элементами мелодрамы. В репертуаре актёров утвердилась бурж.-мещанская драматургия А. Дюма-сына, В. Сарду и их итал. эпигонов. В И. не было постоянных драматич. театров; пр-во не заботилось о развитии нац. театр, иск-ва. Трудные материальные условия вынуждали лучших представителей итал. театра постоянно гастролировать в др. странах. Руководители трупп, создаваемых на время турне, и даже выдающиеся актёры не ставили перед собой задачи создания сценич. ансамбля. Высокий уровень иск-ва отд. актёров не определял общего состояния театра И.

Утверждение веризма, развивавшего в театре преим. натуралистич. тенденции, лишило сценич. иск-во его героич. направленности. Наиболее ярким представителем итал. натурализма в актёрском иск-ве был Э. Цаккони. Большой популярностью пользовался трагедийный актёр Э. Новелли. Продолжательницей традиций T. Сальвини стала Э. пузе, актрг:са высокого драматизма и глубокой человечности. Выдающимися деятелями театра 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. были также Л. Беллоти-Бон, Ф. Андо, Э. и И. Граматика, T. ди Лоренцо, А. Мад-жи, К. Росси, P. Руджери и др. В диалектальном театре (на местных наречиях) сформировалось творчество актёров А. Петито, Дж. Грассо, Э. Скар-петты и др. С нач. 1900-х гг. репертуар театр, коллективов в значит, мере определялся драмами Г. Д'Аннунцио и др. представителей декадентской драматургии. Несколько позже важное значение приобрели бытовые комедии и особенно философско-психологич. драмы Л. Пи-ранделло, высоко оценённые А. Грамши.

Во время фаш. диктатуры (1922-43) итал. театр и драматургия переживали глубокий кризис. В репертуар входили развлекательные пьесы, бульварная драматургия, широкое распространение получили модернистские тенденции. Художеств, интерес представляла лишь деятельность работавших в Риме "Художественного театра." под рук. Л. Пиран-делло, "Театра независимых" и театра "Делле арти" под рук. актёра и драматурга А. Дж. Брагальи. Знакомство с театр, эстетикой К. С. Станиславского (педагогич. деятельность актёров и режиссёров T. Павловой, П. Шарова) вызвало организацию Академии драматич. иск-ва, созданной в 1935 в Риме видным театр, деятелем и историком С. Д'Амико.

Героич. борьба Движения Сопротивления, разгром фашизма, подъём демокра-тич. сил создали предпосылки для развития прогрессивного реалистич. театра. Под влиянием неореалистич. киноискусства сценич. деятели стремились к социальной остроте и жизненной достоверности спектаклей, обновлению репертуара, художеств, средств.

Прогрессивному развитию театра способствовала деятельность реж. Л. Висконти, к-рый, работая гл. обр. с труппой, возглавлявшейся видными актёрами P. Морелли и П. Стоппой, создавал спектакли, отмеченные гуманизмом. Особое место занял диалектальный театр Неаполя, организованный драматургом, режиссёром и актёром Э. Де Филиппа. Этот театр, коллектив обладает двумя труппами: городской, к-рая выступает в театре "Сан-Фердинандо", и гастрольной, разъезжающей по стране. MH. спектакли (ставятся преим. пьесы Де Фи-липпо), поев. совр. тематике, отличаются демократич. и гуманистич. направленностью. Художеств, практике этого театра присущ синтез традиций "весёлой стихии" комедии дель арте и правды времени, быта, трагедийного и острокомедийного начал. Характерная черта совр. итал. театра - возникновение (со 2-й пол. 40-х гг.) театров "стабиле", т. е. стационарных театров. В 1947 спектаклем "На дне" M. Горького открылся постоянный "Пикколо-театро" в Милане под рук. Дж. Стрелера и П. Грасси; затем были организованы "Пикколо-театро" в Риме под рук. реж. О. Косты, "Стабиле-театро" в Турине, возглавляемый Дж. Де Босси, а также театры в Генуе, Триесте, Падуе, Венеции, Флоренции. Среди театров нач. 50-х гг. получил известность "Театр итальянского искусства" (1952-54), организованный режиссёром, драматургом Л. Скуарциной вместе с выдающимся актёром В. Тасманом. В 40-50-е гг. усилился интерес к рус. драматургии, в репертуар вошли произв. H. В. Гоголя, А. П. Чехова, M. Горького, инсценировки романов Ф. M. Достоевского.

К сер. 60-х гг. упрочилось положение стационарных театров, субсидируемых гос-вом и гор. муниципалитетами. Чуждые коммерч. предпринимательству, эти театры распределяют абонементы со скидкой среди рабочих, студентов, служащих, организуют диспуты. Однако со 2-й пол. 60-х гг. нек-рые театры "стабиле" переживают кризис; преследуя лишь узкй-просветит. цели, они подчас стано