БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

енции. Начата в 1520.

В создании стройной системы художеств, средств иск-ва Возрождения огромную роль сыграли изучение и творч. переосмысление традиций антич. иск-ва. В архитектуре Раннего Возрождения (15 в.) по-новому осознанная антич. ордерная система стала одним из осн. средств ритмич. и структурной организации зданий, основанной на зрительной уравновешенности несущих и несомых частей и соразмерной масштабу человека (палаццо и загородные виллы гор. патрициата с садами и парками, здания цехов и религ. братств, базиликальные церкви и центрич. капеллы во Флоренции, Римини, Риме, Урбино работы арх. Филиппе Брунеллески, Микелоццо, Леона Батисты Альберти, Бернардо Росселлино, Лучано Лаураны и др.). Ясность ордерных членений фасадов, многообразное использование портиков и лоджий, внутр. дворов с аркадными галереями создают ощущение пространств, свободы и лёгкости, светлой радости бытия. То величественные, то грациозные постройки 15 в. часто сохраняют унаследованную от готики графич. тонкость трактовки архит. деталей. К 15 в. относятся первые опыты ренессансного градостроительства (ансамбль г. Пиенца со свободно уравновешенной композицией центр, площади, строился с 1459, план арх. Б. Рос-селлино). Скульпторы Раннего Возрождения (Лоренцо Гиберти, Донателло, Яко-по делла Кверча, Дезидерио да Сеттиньяно, Андреа дель Верроккьо, семья делла Роббиа), овладевшие искусством объём-но-пространств. моделировки форм и закономерностями пластической структуры человеческого тела, воплотили ге-роич. ренессансный идеал совершенной, гармонически развитой человеч. личности в отдельно стоящих статуях, конных монументах, монументально-декоративной скульптуре. Они создали тип исполненного светлой умиротворённости пристенного ордерного надгробия, "перспективные" рельефы с развивающимися в пространстве многофигурными сценами, пластически ясные, точные по характеристике скульптурные бюсты-портреты. Живопись Раннего Возрождения, отличавшаяся поэтич. целостностью восприятия мира, развивалась в рамках многочисл. художеств, школ (флорентийской, венецианской, умбрийской и др.). Суровая мужеств. правда и мону-ментализм образов (работы Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина) соседствуют в ней с поэтич. сказочностью и красочным декоративизмом (Паоло Уччелло, Беноццо Гоццоли), а также с утончённой лирич. созерцательностью (Фра Анджелико, Филиппе Липпи, Сандро Боттичелли). Живописцы И. 15 в., увлекающиеся подробным сюжетным повествованием, охотно включают в священные евангельские сцены яркие бытовые детали и картины гор. жизни (Гирландайо, Джентиле Беллини, Вит-торе Карпаччо). Живописцы Флоренции уделяют преим. внимание скульптурно-тщательной моделировке форм и математически точному построению перспективы, живописцы Умбрии - проблемам воссоздания пространства и свето-воздушной среды (Пьеро делла Франческа), живописцы Венеции - выразительным возможностям колорита (Джованни Беллини).

Тициан. "Венера Урбинская". 1538. Галерея Уффици. Флоренция.

П а р м и дж а н и н о. "Мадонна с длинной шеей " (фрагмент). 1534-40. Галерея Уффици. Флоренция.

В живописи феррарской школы (Коста, Тура) влюблённость в красочное многообразие реального мира сосуществует с унаследованной от готики острой выразительностью линейного ритма. В эпоху Возрождения получает развитие гравюра, переживают расцвет медальерное и театрально-декорац. иск-ва и такие виды декоративно-прикладного иск-ва, как мебель, майолика, стекло.

В период Высокого Возрождения (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.), в обстановке начавшегося процесса феодализации буржуазии, а также усилившихся иноземных вторжений борьба за утверждение гума-нистич. идеалов приобретает напряжённый, героич. характер. Иск-во, ставшее выразителем общенац. патриотич. идей, отличается исключит, силой обществ, звучания. Для архитектуры этого времени характерны поиски совершенных типов центрально-купольной постройки, наиболее отвечавшей представлениям о гармонич. строении мира. Архит. памятникам этого времени свойственны

Л. Б е р н и н и. Центральная часть главного фасада дворца Барберини в Риме. После 1629 исключит, многообразие пространств, решений, ясная величественность пропорций, сочная пластичность архит. деталей (дворцы и церкви работы арх. Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло Старшего, Я. Сансовино во Флоренции, Риме, Венеции и др. городах). Зрит, архитектоника построек Микеланджело исполнена внутр. напряжения. В эпоху Высокого Возрождения намечаются тенденции к более активной связи зданий с пространств, средой. В изобразит, иск-ве Высокого Возрождения со свойственным ему стремлением к созданию классически совершенных, идеально-возвышенных образов находит выражение гуманистич. представление о человеке как центре мироздания. Реалистич. достижения предшествующего периода претворяются в завершённую художеств, систему. Обилие ярких творч. индивидуальностей придаёт иск-ву этого периода исключит, многогранность. Проникнутые возвыш. душевной гармонией произв. Рафаэля, базирующиеся на классически ясном рисунке и упорядоченной композиции, сосуществуют с исполненными жизненной динамики и чувств, красочного полнокровия образами Джорджоне и Тициана. Психологизм и мягкая одухотворённость картин Леонардо да Винчи, вырастающие из тончайшей игры воздушной светотени, соседствуют с драматической силой образов Микеланджело, основывающейся на выразительности напряжённых форм. Однако уже со 2-й трети 16 в. наступление феод. реакции постепенно приводит к утрате ренессанс-ных гуманистич. идеалов. Получает развитие проникнутое драматической отчуждённостью, субъективно утончённое . иск-во маньеризма (живописцы Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья и др.).

1. Б. А. Виттоне. Церковь Сан-Микеле г: Борго-д'Але (близ Турина). 1770 - 80. 2. Г. Г в а р и н и. Церковь Сан-Лоренцо г, Турине. 1668 - 87. Купол.

Г. P е н и. "Аталанта и Гиппомен". Национальные музей и галереи Каподимонте. Неаполь.

Б. С т р о ц ц и. "Старая кокетка". Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

В период Позднего Возрождения (2-я пол. 16 в.) скрытые драматич. противоречия эпохи осмысляют с гуманистич. позиций Тициан, Микеланджело, Веронезе, Тинторетто. Для поздних работ Микеланджело и Тициана характерны глубокий драматизм образов, обострённая экспрессия художеств, языка. В работах венецианских мастеров Позднего Возрождения влюблённость в красочное полнокровие мира и совершенную пластику человеч. тела сочетается со стремлением к раскрытию сложной взаимосвязи человека с окружающей его обществ, и бытовой средой (Веронезе, Я. Бассано), ощущением динамики и бескрайности природы, наполненной враждебными человеку космич. силами (Я. Тинторетто). В архитектуре И. 2-й пол. 16 в. гуманистич. ренессансные идеалы отражаются в классич. постройках Андреа Палладио. Маньеристич. тенденции, выразившиеся в острой контрастности и алогизме форм, вычурности фактуры, намечаются в работах арх. Джулио Романо, Дж. Вазари, Б. Амманати и др. Интерес архитекторов Позднего Возрождения к пространств, развитию композиции, многообразию неожиданных аспектов, динамич. связи с окружающей средой (постройки Г. Алесси) получил дальнейшее развитие в архитектуре барокко. Созданный Джакомо да Виньолой тип церкви явился прообразом MH. барочных церковных построек Зап. и Центр. Европы.

На рубеже 16 и 17 вв. в иск-ве И. формируется, а со 2-й трети 17 в. переживает период расцвета стиль барокко. Он отражает складывающиеся представления о динамич. единстве и изменчивости мироздания, драматич. противоречивости взаимоотношений человека и окружающей его среды. Новые выразит, возможности барокко в условиях феодаль-но-католич. реакции были использованы для прославления могущества церкви и светских магнатов, пробуждения религ. порыва верующих. В эпоху барокко возникает новый тип синтеза иск-в, основанный на взаимном проникновении, а часто и слиянии средств пластич. иск-в. Архитектуре итал. барокко свойственнс стремление к пышной театральности форм, грандиозным масштабам построек, а также к напряжённой динамич. организации внутр. пространства. Сложные геом. построения планов и венчающих здания куполов, зрительно увеличенных иллюзионистич. живописными эффектами, изогнутые, криволинейные фасады и колоннады, разорванные антаблементы и карнизы, создающие впечатление динамич. изменчивости форм, характерны для церковных построек Рима, Венеции, Турина (арх. Л. Бернини, Ф. Борромини, Дж. делла Порта, К. Maдерна, Пьетро да Нортона, Б. Лонгена). В светском зодчестве складывается тип аристократического особняка с эффектным, пластически выразительным фасадом, расходящимися от вестибюля криволинейными маршами лестниц и с анфиладами многообразных по форме и плану помещений (постройки Л. Бернини и К. Мадерны в Риме, Г. Гварини и Ф. Ювары в Турине). Барочные принципы оказали влияние на градостроительство И. 17 -18 вв. В Риме был создан ряд взаимосвязанных улиц и площадей с эффектными перспективами и композиц. акцентами, предусматривающими многообразие аспектов (трезубец улиц, расходящихся от Пьяцца дель Пополо; илл. см. т. 7, стр. 210). В целостный градостроит, ансамбль органически включалась монументальная скульптура (фонтаны, обелиски). Однако уже в сер. 18 в. в архитектуре И. проявились первые веяния классицизма (постройки Л. Ванвителли, А. Галилеи, Дж. Пьермарини и др.).

В изобразит, иск-ве И. эпохи барокко (17-18 вв.) репрезентативно-барочные, реалистич. и классицистич. тенденции то противостоят друг другу, то тесно переплетаются в одном художеств, явлении.

Ф. Г в а р д и. "Вид венецианского дворика". 1770-е гг. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина. Москва.

С кон. 16 в. ведёт начало иск-во академизма, формально-отвлечённые принципы к-рого были сформулированы братьями Карраччи. Академизму противостояло в нач. 17 в. творчество Караваджо, отдававшего предпочтение "низменным" сюжетам и придававшего просто-нар. образам и сценам реальной жизни пластич. осязаемость и героич. монументальность. Творчество Караваджо оказало огромное воздействие на итал. живописцев, а также способствовало становлению реализма во MH. европ. художеств, школах 17 в. (см. Караваджизм). Его влияние сказывалось и в работах MH. представителей иск-ва барокко.

Расцвет скульптуры барокко в И. связан с творчеством Л. Бернини, к-рый добился в своих монументально-декоративных произв., отличающихся стремит, динамикой и живописной текучестью форм, органич. слияния скульптуры с архитектурой. Крупнейшими мастерами барочной монументальной живописи были Пьетро да Кортона, А. Поццо, Л. Джордано; их росписи отличались виртуозными иллюзионистическими эффектами, смелыми головокружительными ракурсами и перспективными построениями. Искусство барокко получило наибольшее развитие в Cp. и Юж. И. На севере И., где сказывалось воздействие искусства Фландрии и Голландии, барокко приобретало более сдержанный и интимный характер, проникаясь порой чертами идиллической созерцательности (работы генуэзских живописцев Б. Кастильоне, В. Кастелло и др.). Наряду с монументально-декоративной живописью барокко заметное место в изобразит, иск-ве И. 17- 18 вв. занимает бытовая живопись, к-рой присущи поэтич. приподнятость и дра-матич. острота (работы Д. Фетти, Б. Строцци, Дж. Креспи). В Неаполе получает развитие своеобразный тип т. н. морского натюрморта, пронизанный ощущением щедрой красочности и динамики природы. Пейзажная живопись И. 17 - нач. 18 вв. часто проникнута духом ро-мантич. бунтарства (сумрачные в цвете пейзажи С. Розы с изображением разбойников, солдат и отшельников; выделяющиеся крайним субъективизмом и драматич. экспрессивностью живописной манеры работы А. Маньяско). Особое место занимает в 18 в. живопись Венеции, сохраняющая праздничный, жизнеутверждающий характер (отмеченные поэтич. свежестью мировосприятия жанровые композиции Дж. Б. Пьяццетты; росписи Дж. Б. Тьеполо, сочетающие монументальную пластичность фигур с барочной виртуозностью пространств, построений и лёгкостью звучного колорита; близкие иск-ву рококо игриво-гротескные жанровые сцены П. Лонги). Существ, место в венецианской живописи 18 в занимает т. н. ведута - документально-точный гор. пейзаж (полотна Дж. А. Каналетто и Б. Беллотто). Тонко воссоздающие движение воздуха и света, интимные по мотивам пейзажи Ф. Гварди предвосхищают пленэрные (см. Пленэр) искания живописцев 19 в. С сер. 18 в. позднеба-рочная архитектурно-ландшафтная живопись и гравюра И. отражают усиление классицистических тенденций (живопись Дж. П. Паннини, офорты Дж. Б. Пиранези).

Итал. поход Наполеона 1796-97 усиливает распространение в И. в нач. 19 в. антифеод. настроений.

Дж. С а к к о н и, Памятник Виктору Эммануилу II в Риме. 1885-1911.

В иск-вe утверждаются принципы классицизма, В Милане, Турине, Риме, Флоренции и др. городах ряд улиц и площадей реконструируется в классицистич. духе (Пьяцца дель Пополо в Риме). Во 2-й пол. 19 в. с развитием капитализма начинается широкое стр-во в пром. и портовых городах (Турине, Милане, Неаполе). После объединения И. расширяются градостроит. работы в Риме (рост города по ра-диально-кольцевой системе с сохранением сложившихся историч. ансамблей). В застройке преобладают 4- 5-этажные доходные дома, обществ, постройки и памятники в духе эклектики, нередко отличающиеся помпезной претенциозностью форм. Памятник Виктору Эммануилу II в Риме (1885-1911, арх. Дж. Саккони) как бы стремится подавить своей грандиозностью ансамбли Капитолия и Рим. форума. В ряде зданий применяются новые материалы и конструкции (пассаж-галерея Виктора Эмануила II в Милане со стеклянным сводом на железных связях, 1865, арх. Г. Менгони). В изобразит, иск-ве И. нач. 19 в., утратившем ведущее значение в художеств, культуре Европы, гл. направлением является классицизм, к-рый в отсталой феод. И. был лишён гражданств, пафоса и приобрёл академич. характер (отличающиеся виртуозностью обработки мрамора холодно-отвлечённые статуи Kaновы). С подъёмом нац.-освободит, движения в живописи складывается ро-мантич. направление (портреты и историч. сцены Ф. Айеса; свободные по живописной манере жанровые композиции братьев Индуно). В работах неаполитанских мастеров т.н. школы Позиллипо усиливаются черты пленэризма. В 1860-х гг. в живописи Тосканы складывается реалистич. направление (сцены нац.-освободит, борьбы, портреты и пейзажи живописцев T. Синьорини, Дж. Фаттори, прозванных маккьяйоли, отличающиеся яркостью палитры и живостью наблюдений; идиллически-созерцат. бытовые сцены С. Леги). В творчестве живописца Дж.ДеНиттисаи скульптора M. Россо проявляется влияние импрессионизма, В кон. 19 в. разочарование в результатах нац.-освободит. движения и недовольство ка-питалистич. обществ, укладом находят отражение в направлении веризма. Соци-ально-критич. черты (работы скульптора В. Белы) сочетаются, однако, в творчестве веристов с натуралистич. тенденциями. С 1890-х гг. ряд итал. живописцев обращается к технике дивизионизма (жан-рово-пейзажные композиции Дж. Сегантини).

В иск-ве И. 20 в. прогрессивные художеств, тенденции прокладывали себе путь в напряжённой борьбе с господствующими официальными и формалистическими течениями. В нач. 20 в. в архитектуру проникло влияние стиля "модерн" со свойственным ему стремлением к причудливости композиции и прихотливой вычурности декора (постройки арх. Э. Базиле и P. Д'Аронко). Однако уже в 1914 арх. А. Сант-Элиа сформулировал принципы "футуристической архитектуры", в целом утопической, но не лишённой отдельных рациональных градостроительных идей. В период фаш. диктатуры (1922-43) в архитектуре усилились черты историч. стилизаторства и тяжеловесной парадности, во многом определившие особенности итал. неоклассицизма (постройки M. Пьячентини). В борьбе с официальными тенденциями в 20-30-е гг. сложилось направление "рациональной архитектуры", ставившее целью функционально оправданное использование новых, совр. материалов и конструкций, выражение гуманистич. идей (жилые дома и обществ, постройки арх. Дж. Микелуччи, Дж. Тер-раньи). После свержения фашизма, в обстановке демократизации обществ, жизни архитектура И. переживала период творческого подъёма (особенно в 50 - нач. 60-х гг.). Использование совр. строит, материалов (железобетона; армоцемента, стеклоблоков, пластиков), смелость конст-

Дж. С е г а н т н н и. "Пахота в Энгадине". 1890. Новая галерея. Мюнхен,

руктивных и пространств, решений, тонкое чувство функциональной целесообразности, инженерной логики и эстетич. выразительности совр. архит. форм отличают лучшие постройки итал. архитекторов [вокзал Термина в Риме, 1950, группа арх. во главе с Э. Монтуори; Малый дворец спорта, т. н. Палаццетто, в Риме, 1957 (илл. см. т. 7, табл. LIl); здание фирмы Пирелли в Милане, 1956-60, арх. Дж. Понти, инж. П. Л. Нерви с соавторами]. Представители группы БПР стремятся сочетать совр. архит. формы с нац. традициями (Тор-ре Веласка в Милане; илл. см. т. 3, стр. 612). Стр-во в итал. городах, как правило, ведётся с учётом особенностей исторически сложившейся застройки.

А. С а н т - Э л и а. Проект "города будущего". 1914.

В и т т о р и о. Машиностроительный завод в Ивреа. 1957. 2. У. Л у ч чик е н т и. Дом на площади Золотых ме-далей в Риме 1953.

Новые жилые массивы сооружаются на окраинах городов. В лучших образцах жилых зданий (многоэтажных секционных, малоэтажных галерейных и блокированных) используются традиц. элементы нац. архитектуры: внутр. дворы, лоджии, открытые лестницы, солнцезащитные устройства. В жилищном стр-ве, не удовлетворяющем растущие потребности населения, дифференцируются здания для буржуазии и бедноты, не уделяется достаточного внимания проблемам благоустройства и озеленения новых районов. При стр-ве частных вилл с 1960-х гг. часто используются принципы органической архитектуры со свойственными ей перетеканием пространства и игрой свободно сопоставленных пластич. объёмов.

В изобразит, иск-ве И. 20 в. отразились кризисные явления, характерные для бурж. культуры эпохи империализма. В начале столетия итал. живописцы парижской школы (А. Модильяни и др.) создавали плоскостные портреты и "ню", в которых выразительность гибких контурных линий, удлинённых пропорций и сдержанных, эмоционально-насыщенных цветовых сочетаний выражала субъективное, меланхолич. восприятие мира. В нач. 1910-х гг. представители