БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ичны в зависимости от уровня экономич. развития городов, соотношения сил горожан и сеньоров, общих политич. условий в стране. Мн. города (напр., Амьен, Бове, Суассон, Лан, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас, Тулуза, Монпелье и др.) стали самоуправляющимися городами-коммунами (выборы из числа горожан гор. совета, должностных лиц, собственный гор.суд, гор. ополчение,свои финансы, право налогового самообложения). Своему феод, сеньору (к-рый хартией подтверждал права города) они были обязаны выплачивать ежегодно ренту и посылать на помощь во время войны войско. Вместе с тем нек-рые города-коммуны сами выступали в роли коллективного сеньора по отношению к крестьянам, жившим на примыкавшей к городу территории. Часто даже значит, города (напр., Париж, Орлеан, Лион и др.) не получали прав полного самоуправления, выборные органы гор. самоуправления в них должны были действовать совместно с назначавшимся королём чиновником или др. представителем сеньора. Распространены были города (Лоррис и др.), в к-рых горожане получили право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, нек-рые суд. права, но не право самоуправления. Только наиболее развитые города Сев. и Ср. Италии (напр., Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Сиена, Лукка, Милан, Болонья, Перуджа и др.) смогли стать городами-гос-вами (республиками),совершенно независимыми от своих бывших сеньоров. Нек-рым городам (особенно мелким) так и не удалось освободиться от власти сеньора. Однако в борьбе с сеньорами почти все города добились личной свободы своих граждан; даже крепостной, бежавший от своего господина и проживший в городе определённое время (обычно один год и один день), становился лично свободным ("Городской воздух делает свободным" - гласила ср.-век. нем. пословица).

Гл. роль в К. д. играли нар. массы, но власть в коммуне захватывали наиболее богатые и влиятельные горожане (т. н. патрициат). Следующим, 2-м этапом классовой борьбы в городе была борьба ремесленных цехов с патрициатом.

В целом К. д. имело огромное прогрессивное значение. Успехи К. д. послужили одной из основных предпосылок превращения городов в важнейшие центры экономич., идейного и культурного прогресса. В наиболее передовых итал. городах, чьё развитие К. Маркс считал явлением исключительным, их полная политич. независимость и прекращение феод, эксплуатации способствовали необычайно интенсивному накоплению богатств и превращению этих городов в 14-15 вв. в очаги раннекапиталистич. развития. Подрывая могущество крупнейших феод, сеньоров, К. д. там, где складывался союз городов с королев, властью, явилось важнейшим фактором политич. объединения страны. Оно способствовало складыванию сословия горожан, что при благоприятных условиях вело к возникновению сословной монархии - более прогрессивной формы феод, гос-ва.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же, т. 21; Смирнов А., Коммуна средневековой Франции, Каз., 1873; Д ж ивелегов А. К., Средневековые города в Западной Европе, СПБ, 1902; Т ь е ррн О., Городские коммуны во Франции в средние века, пер. с франц., М., 1901; П и р е н н А., Средневековые города Бельгии, пер. с франц., М., 1937; С т о к л и цкая-Терешкович В. В., Основные проблемы истории средневекового города X - XV вв., М., 1960; С т а м С. М., Экономическое и социальное развитие раннего города (Тулуза XI -XIII веков), Саратов, 1969; Р еtit-DutaillisCh., Les communes francaises, P., 1947; Engelmann E.. Zur stadtischen Volksbewegung in Siidfrankreich. Kommunefreiheit und Gesellschaft, В., 1959. С. М. Стам.

КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, занятая сооружением объектов, связанных с обслуживанием жителей городов, посёлков гор. типа, районных сел. центров и населённых пунктов сел. местности. В числе этих объектов: системы водоснабжения и канализации с очистными сооружениями и сетями; сооружения гор. элсктрич. транспорта с путевым, энергетич. х-вом, депо и ремонтными предприятиями; сети газоснабжения и теплоснабжения с распределительными пунктами, районными . и квартальными котельными; электрич. сети и устройства напряжением ниже 35 кв; гостиницы; гор. гидротехнич. сооружения; объекты внеш. благоустройства населённых мест, озеленения, дороги, мосты,путепроводы,ливнестоки; предприятия сан. очистки, мусороперерабатывающие и др. Планомерное развитие К. с. в СССР началось ещё в 1-й пятилетке и осуществлялось нарастающими темпами до начала Великой Отечеств, войны 1941-45. В годы 4-й пятилетки (1946-50) проводились работы по восстановлению объектов коммунального назначения, разрушенных во время нем.-фаш. оккупации. В последующие годы К. с. велось высокими темпами в связи с бурным развитием пром-сти, культуры, увеличением численности городов и посёлков гор. типа (см. табл.).

Капитальные вложения на К. с., включая метростроение, за 1966-70 составили 12,2 млрд. руб., на 1971-75 (план)-14,45 млрд. руб. Стоимость основных фондов коммунальных объектов против 1917 возросла к 1971 более чем в 20 раз. Намечено за пятилетие 1971-75 построить водопроводы в 700 городах и рабочих посёлках; расширить строительство сети газоснабжения; ускорить строительств" и реконструкцию очистных сооружений для пром. и бытовых сточных вод и др. (см. также Коммунальное хозяйство).И. Т. Иванов.

Объёи коммунального строительства в СССР






















До 1917

Прирост





с 1928 по 1941

с 1951 по 1971





Количество городов и посёлков городского типа

666*

2286

2635





Численность населения в них, млн. чел.

28,5

60,6

79,8





Водопровод, единиц

217

1203

3045





Канализация, единиц

23

541

1717





Системы газоснабжения, единиц

-

-

3600





Инженерные сети, тыс. км

5,96

22,9

269,3





Трамвайные хозяйства, единиц

41

40

30





Троллейбусные хозяйства, единиц

-

8

103





Протяжённость путей городского электротранспорта, км

1690

3112

11816





Гостиницы, тыс. мест





119,8

277,2




















* Городов.



КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, совокупность предприятий, служб и х-в по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и посёлках предприятия К. х. обслуживают также и пром. предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом и пр. Однако в зависимости от местных условий пром. предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию и др. сооружения коммунального назначения.

Степень развития и объём деятельности К. х. непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенич. условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

К. х. включает:

1. Санитарно-технич. предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения;

2. Транспортные предприятия - гор. общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения;

3. Энергетич. предприятия - электрич., газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые з-ды, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, к-рые входят в состав К. х., относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнич. сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

В К. х. входят также гостиницы, службы землепользования, инвентаризации строений, сооружений и сетей, ремонтно-строительные орг-ции, обслуживающие жилищный фонд, кладбища и крематории и др. В сферу деятельности К. х. входит также и эксплуатация жилищного фонда, с к-рой органически связаны коммунальные предприятия и службы внешнего благоустройства населённых мест. Поэтому в СССР в ведении коммунальных органов и местных Советов находится жилищно-коммунальное хозяйство (см. Жилищное хозяйство).

В капиталистич. странах К. х. носит явно выраженный классовый характер. Во мн. городах наряду с хорошо благоустроенными районами встречаются трущобы, лишённые элементарных коммунальных удобств. Коммунальные предприятия, независимо от их принадлежности - частным лицам, компаниям, акц. об-вам или муниципалитетам, по своей природе есть капиталистич. предприятия и служат прежде всего интересам буржуазии и крупных монополий. Конкретное проявление этого во многих капиталистич. странах - непрерывное повышение тарифов оплаты коммунальных услуг, бесплановое стр-во сооружений и сетей К. х., подчиняемое в первую очередь коммерч. целям. Остаются нерешёнными проблемы, связанные с загрязнением воздуха, почвы и воды.

В дореволюц. России К. х., как общегос. система взаимосвязанных предприятий и сооружений, отсутствовало, а населённые пункты страны (даже крупные города) отличались низким уровнем благоустройства и коммунального обслуживания населения.

За годы Сов. власти жилищно-коммунальное х-во СССР превратилось в крупнейшую, интенсивно развивающуюся на плановой основе отрасль, использующую современные научно-технич. достижения. На 1 янв. 1972 осн. фонды жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оценивались в 27,7% стоимости (в ценах 1955) всех осн. фондов нар. х-ва страны. Планы развития К. х. - составная часть последовательно осуществляемой экономической и социальной политики КПСС и Сов. пр-ва, направленной на непрерывный подъём уровня жизни народа.

Темпы развития К. х. определяются ростом пром. произ-ва и увеличением численности городского населения (см. Город, Градостроительство).

Отсутствие частной собственности на землю, уничтожение капиталистич. домовладения, сосредоточение всех коммунальных предприятий и служб в ведении местных Советов и гос. органов даёт возможность осуществлять жилищное стр-во крупными массивами на индустриальной основе, комплексно развивать сооружения и сети К. х., обеспечивать необходимые пропорции в развитии его отд. предприятий и служб, кооперировать и координировать ресурсы и усилия всех заинтересованных орг-ций и предприятий в рамках единого градостроительного плана, в плановом порядке проводить по мере развития экономики страны реконструкцию городов (с выносом вредных производств или неудобно расположенных пром. предприятий и т. п.).

За 1966-70 св. 550 городов и рабочих посёлков страны получили новые водопроводные и канализационные системы, их сети возросли на 40 тыс. км, было газифицировано более 13 млн. квартир, на 19 тыс. единиц увеличился парк подвижного состава гор. электротранспорта (см. Жилищно-гражданское строительство).

Значительное развитие К. х. осуществляется во всех союзных республиках страны. В РСФСР за 1966-70 годовой отпуск воды потребителям коммунальными водопроводами увеличился на 34% (в т. ч. в сел. местности в 2,3 раза), пропуск сточных вод через канализацию - на 41%. Такое развитие х-ва позволило к 1970 увеличить средний суточный отпуск питьевой воды для населения на 13%, а водоотведение довести до 75% против 68% в 1966. За эти годы в 105 городах республики были сданы в эксплуатацию крупные коммунальные водопроводы, в 95 городах-коммунальные канализации. Общая производительность коммунальных водопроводов в БССР выросла более чем на 60%, пропуск сточных вод через канализацию - на 75%, Почти в 2 раза увеличилась производительность водопроводов в городах и посёлках Кирг. ССР, Казах. ССР, Узб. ССР, Тадж. ССР. К 1971 более 93 млн. жителей страны пользовались газом для бытовых целей. Только в 1971 в стране было газифицировано 3,4 млн. квартир.

В 9-й пятилетке (1971-75) намечено завершить в основном обеспечение гор. населения централизованным водоснабжением, значительно расширить газификацию и использование электроэнергии для бытовых нужд (см. Благоустройство населённых мест, Коммунальное строительство).

С 1971 осуществляются работы по проектированию и внедрению автоматизированных систем управления жилищно-коммунальным х-вом крупных городов и его отд. отраслей (водопроводное, газовое х-во, городской транспорт, гостиницы и др.).

Сохранению чистоты воздушного бассейна способствуют теплофикация городов и посёлков, перевод ТЭЦ с твёрдого топлива на газ, развитие электрич. гор. транспорта; принимаются меры по предупреждению загрязнения рек и др. водоёмов.

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Экономика, организация и планирование городского хозяйства. 2 изд., М., 1969; Клопотов К. К., Жилищнокоммунальное хозяйство на подъеме, М., 1971; См. также лит. при ст. Город, Городское хозяйство, Городской транспорт. К. К. Клопотов.

КОММУНАЛЬНЫЕ МАШИНЫ, машины коммунального х-ва, предназначенные для сан. очистки и уборки территорий населённых пунктов, помещений обществ, назначения, стирки и химчистки белья и одежды. Машины меньшей мощности и габаритов, применяемые для уборки жилых помещений, стирки и чистки белья и одежды, относятся к бытовым приборам (см. Стиральная машина, Пылесос, Полотёр).

Первые машины для выполнения нек-рых видов работ в гор. х-ве были созданы во 2-й пол. 19 в. В нач. 20 в. появились первые тележки для уличного смета, валки для отжимки белья, механич. державки тряпок и т. д. Однако значит, развитие коммунальной техники относится к 30-м гг. 20 в., когда появилась возможность широкого использования автомобилей и тракторов, электроэнергии и продукции хим. произ-ва. К этому же времени предприятия Москвы и Ленинграда выпустили первые машины для уборки и сан. очистки населённых пунктов, а предприятия Пензы, Волгограда, Благовещенска - первые стиральные и сушильно-гладильные машины. Широкое развитие получило коммунальное машиностроение в СССР в 50-60-е гг., в частности после создания в 1965 специализированной отрасли - коммунального машиностроения.

Машины для санитарной очистки населённых пунктов (рис. 1) предназначаются для сбора и вывоза на места обеззараживания и утилизации мусора и нечистот. Эти машины, базирующиеся на автомоб., тракторных и спец. шасси, разделяются на две осн. группы: ассенизационные машины - для очистки выгребных ям и удаления жидких бытовых отбросов и мусоровозы - для сбора и вывоза мусора и твёрдых бытовых отходов. Ассенизационные машины имеют герметически закрывающуюся цистерну с заборным шлангом и насос для заполнения и опорожнения цистерны. Насос приводится в действие от двигателя автомобиля. М у с о р о в оз ы подразделяются на кузовные и контейнерные. Кузовные мусоровозы применяются для вывоза бытового мусора из контейнеров-мусоросборников. После загрузки мусор в кузове машины уплотняется, что повышает коэфф. загрузки. Контейнерные машины применяются и для перевозки мусора в сменных мусоросборниках (контейнерах). Они оборудуются устройствами для механизированной погрузки и выгрузки мусоросборников (поворотные консольные краны и др.).

Кроме того, для механизированной очистки колодцев ливневой канализации используются илососные машины с герметически закрывающейся цистерной, насосом и шлангом для забора ила. Для прочистки канализац. труб применяют машины гидродинамич. очистки с цистерной для воды, насосом для создания давления, напорными шлангами и промывочными насадками.

Рис. 1. Отечественные машины для санитарной очистки и уборки территорий населённых пунктов: 1 - вакуумная подметально-уборочная машина ВПМ-53А; 2 - поливомоечная машина ПМ-130; 3- тротуароуборочная машина ТУМ-975; 4 - пескоразбрасыватель ПР-53 с плужно-щё-1 очным снегоочистительным оборудованием; 5 - илососная машина ИЛ-980А; 6~ контейнерный муоровоз М-30; 7-кузовной мусоровоз 93М; #-универсальный погрузчик УП-66; 9 - универсальная уборочная машина КО705,

Рис. 2. Отечественные машины для уборки помещений: 1-вакуумная подметально-пылесосная машина КУ-403А с электроприводом; 2 - вакуумно-щёточная машина КУ-404 с питанием от аккумулятора; 3 - подметально-пылесосная машина КУ-405; 4-пылесосная машина ПО-11; 5-вояопылесосная машина КУ-001.

Машины для уборки территорий iiaселённых пунктов (см. рис. 1), применяемые в летний период,- поливомоечные и подметально-уборочные, в зимний период - плужно-щёточные и роторные снегоочистители, снегопогрузчики и пескоразбрасыватели. Подробнее см. Дорожные машины.

Проблема круглогодичного использования уборочных машин решается за счёт применения легкосъёмных агрегатов и оборудования. Разрабатываются новые конструкции тротуароуборочных машин и малогабаритных универсальных уборочных машин на спец. или тракторных шасси.

Машины для уборки помещений общественного назначения (рис. 2) приводятся в действие от электросети, аккумуляторов или двигателей внутреннего сгорания. Поломоечные машины имеют два бака: для подачи моющего раствора и для забора смытых загрязнений. Рабочий орган машины состоит из одной или неск. вращающихся щёток. Загрязнённый раствор отсас