БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

m A. J., Colony and mother city in Ancient Greece, Manch., [1964]; Бузескул В. П., Афинская демократия, [Хар.], 1920; Grundу J. В., The great Persian war and its preliminaries, L., 1901; Henderson B. W., The great war between Athens and Sparta, L., 1927; Jones A. H. M., Athenian democracy, Oxf., 1957; Z i m-mern A., The Greek commonwealth, 5 ed., [L., 1961]; Ранович А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М-- Л., 1950; Дройзен И. Г., История эллинизма, пер. с франц., т. 1 - 3, М., 1890-93; Каеrst J., Geschichte des Hellenismus, 2 - 3 Aufl., [Bd] 1-2, Lpz.- В., 1926-27; Rоstpvtzeff M., The social and economic history of the hellenistic world, v. 1 - 3, Oxf., 1941; Тоуnbee A. J., Hellenism, N. Y. -L., 1959. К. М. Колобова.



Воспитание и просвещение

В зависимости от условий развития др.-греч. полисов сложились различные системы воспитания и образования, из к-рых наиболее известны афинская и спартанская. Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счёту, и позже (или одновременно) - кифаристские школы, где учились музыке. С 12-13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физич. воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии.

В Спарте контроль гос-ва над воспитанием начинался с первых дней жизни ребёнка: новорождённых осматривали члены герусии и отбирали для гос. воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта). До 7 лет дети воспитывались дома. Существовавшая с сер. 6 в. до н. э. система гос. школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8- до 20-летнего возраста. Подобная же система существовала с 5 в. до н. э. на Крите, в Фуриях и в Трезене. В этих школах велось преим. военно-спортивное и общественно-религ. обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определённую специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько - для обучения разным предметам. Занятия происходили в частных зданиях. Ученики писали на вощёных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преим. к ознакомлению с классич. произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (т. к. цифры изображались буквами).

Дальнейшее образование дети 13-15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преим. частным порядком, хотя и под наблюдением выборных гос. лиц - гимнасиархов. В вост. Г. и особенно в Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорождённых, велось педагогами (оплачивались за счёт общества) и было рассчитано на два года. В нек-рых местах (напр., в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в к-рых их обучали преим. музыке и лит-ре. Гимнасии распространились по всей Г. Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18-20 лет проходили подготовку в эфе-бии. Зачатками высшего образования в Г. можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных учёных (риторов, софистов, медиков и др.). "Школы" в этих случаях именовались по имени учёного или месту обучения (Академия - школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.).

Образование в Г., как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значит. развитие в Г. получила педагогика, преим. как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит). В Г. возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греч. образование и его педаго-гич. теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоят. развития греч. полисов физич. воспитание и воен. обучение занимали не только в Спарте, но и в демократич. общинах важное место. После завоевания Г. сначала Македонией (кон. 4 в. до н. э.), потом Римом (сер. 2 в. до н. э.) физич. воспитание всё более уступало место гуманитарному образованию. В этот период наиболее известные центры высшего образования сосредоточились в городах, обладавших большими библиотеками (в Александрии, Пергаме, на Родосе, в Антиохии, на Оронте и др.). Система др.-греч. образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.

Лит.: Бузескул В. П., Античность и современность, 3 изд., Л., 1924; Медынский Е. Н., История педагогики, М., 1947; Жураковский Г. Е., Очерки по истории античной педагогики, 2 изд., М., 1963; Giгаrd Р , L'education athenienne au V et au VI siecle avant J. C., 2 ed., P., 1891; Кhauth W., Die spartanische Knabenerziehung im Lichte der Volkerkunde, "Zeitschrift fur die Geschichte der Erziehung und des Unterrichts", 1933, H. 3; Мооrе Е. С., The story of instruction. The beginnings, N. Y., 1936; Marrou H. J., Histoire de 1'education dans 1'antiquite, P., 1948.

Л. А. Елъницкий.



Древнегреческая культура

Достигнутое в греч. полисах значит. развитие горного дела и металлургии, строит. техники, керамич. и текст. произ-ва и др. способствовало широким торг. связям между различными частями греч. культурного мира, разбросанного по Средиземноморью, обеспечило успех греч. колонизации, прочно связавшей Элладу со странами Бл. Востока, Сев. Африки и средиземноморского северо-запада. Деловой активности и обмену опытом между греч. полисами содействовало распространение письменности на основе алфавитного письма, сделавшего грамотность достоянием сравнительно широких обществ. слоев. Всё это способствовало бурному развитию науки, лит-ры и изобразительных иск-в, мало связанных религ. ограничениями, и наложило, при чрезвычайном разнообразии всякого рода местных особенностей культурного развития, совершенно своеобразную и неповторимую печать на всю древнегреч. культуру, сделав её основой и в определённом смысле непревзойдённым образцом для дальнейшего культурного развития человечества.



Мифология и религия. Мифология Древней Г. прошла длительный путь развития. На ранних стадиях развития (в период матриархата) греч. мифология характеризовалась стихийными, уродливыми формами, т.е. имела черты ярко выраженного хтонизма (от греч. chthon - земля, к-рая, по мифологич. воззрениям, порождала все эти чудовища). В эпоху первобытнообщинного строя в мифологич. религ. представлениях древних греков большое значение имели тотемистические, фетишистские и анимистич. представления о неотделимости духовной сущности предметов от них самих (напр., бог Зевс представлялся орлом, лебедем, молнией,громом и т. д.; Афина- совой или змеей). В последующем эти представления сохранились в виде отд. рудиментов (напластований различных эпох), когда животные или неодушевлённые предметы выступали уже как атрибуты или временные вместилища бога (напр., принятие Зевсом вида орла или быка, эпитет Афины - "совоокая"). В период матриархата ещё не было определённой иерархии богов. Задолго до появления т.н. олимпийской мифологии существовало множество местных богов, к-рые почитались в отд. общинах и не имели всеобщего значения. По мере оформления олимпийской мифологии в период патриархата имена этих богов или места их почитания становились лишь новыми эпитетами того или иного бога (напр., Зевс Трофоний, Артемида Эфесская, Аполлон Дельфийский и т. д.). Наивысший расцвет греч. мифологии относится ко 2-му тыс. до н. э., когда окончательно оформился олимпийский пантеон богов, живущих на "снежной" и "мно-гоущельной" горе Олимп и подчинённых власти одного бога - "отца людей и богов" Зевса. Каждое олимпийское божество обладало своей строго определённой функцией: Афина - богиня войны, высших родов искусства, ремесла, охранительница городов и стран, Гермес - бог торговли, Артемида - богиня охоты, Афродита - богиня любви и красоты и т. д. Олимпийская мифология характеризуется ярко выраженным антропоморфизмом (боги и демоны в религ. и мифологич. представлениях древних греков обладают физич. телом, имеют самые обыкновенные человеческие качества и даже пороки и недостатки). Вместо прежних сказаний о чудовищах появляются мифы о героях(Геракле, Тесее и др.), к-рые борются с этими чудовищами и уничтожают их. Однако этот антропоморфизм, свидетельствующий о растущей власти человека над природой, характеризует только определённую, исторически преходящую ступень в развитии греч. мифологии. С разложением общиннородовых отношений, с зарождением науч. знания наивный мифологич. антропоморфизм исчезает. Уже у др.-греч. поэтов Гесиода и Пиндара Зевс лишается антропоморфных качеств и превращается в образ, олицетворяющий принцип мировой справедливости; в "Прикованном Прометее" Эсхила Зевс изображается в виде мирового деспота, человеконенавистника, представителя слепых и неразумных сил. Теряют антропоморфные качества и становятся более абстрактными также и др. образы старой мифологии. В пределах рабовладельч. формации греч. мифология прошла период классики, являясь носителем и выразителем полисной идеологии, и период эллинистическо-римский, когда она превратилась в лит. и художеств. приём, в аллегорию или метафору. Параллельно с развитием греч. мифологии развивается и формируется греч. религия, т. е. вера в сверхъестеств. силу богов, закреплённая системой культов и обрядов. Культовая практика древних греков сводилась в основном к жертвоприношениям и молитвам, к-рые проходили, как правило, в храмах, посвящённых тем или иным божествам. Нарядус официальной гос. религией в Г. были распространены и богослужения, открытые только для посвящённых,- мистерии (элевсинские в честь Деметры, орфические в честь Диониса, культ каби-ров - подземных богов, и т. д.). Греч. мифология и религия восприняли нек-рые предания народов Др. Востока (гл. обр. хеттов и финикийцев), с Востока в греч. пантеон проникли отдельные божества и герои.

Человечные, проникнутые чувством гармонии и меры образы греч. мифологии стали почвой для развития антич. иск-ва. Она оказала воздействие на формирование др.-римской религии и мифологии. Как и вся греч. культура, она была широко использована идеологами Возрождения, играла значит. роль и в следующие эпохи, получая различную интерпретацию в науке и иск-ве.



Философия. Греч. философия возникла в процессе усвоения заимствованныху народов более древних цивилизаций Востока физич., математич., астроно-мич. и др. знаний и в процессе переработки древней мифологии в иск-ве, в поэзии; философия разрушала мифологич. представления о мире и человеке. Её занимал прежде всего вопрос о происхождении Вселенной или вообще о природе вещей; космологией обосновывались психология и этика. Космологизм составлял специфич. особенность др.-греч. философии, отличавшую её от ср.-век. и ново-европ. философии.

Филос. школы греков были свободными объединениями, в к-рых вокруг главы школы собирались единомышленники, ученики. Первой из таких школ была милетская школа (6 в. до н. э.), основанная Фалесом, высказавшим мысль о единстве материи как общей основы сущего. Для милетской школы характерно представление о том, что все вещи должны были произойти из единого вещественного начала. Первоначальная стихия воплощает в себе осн. черту мира вещей - его непрерывное становление. Такой стихией Фалес считал воду. Его последователь Анаксимандр принимал в качестве основы всего сущего хаотическое "беспредельное" (апейрон), движущееся извечно и заключающее в себе противоположные начала, из к-рых слагаются миры. Анаксммен характеризовал эту беспредельную и неопределённую стихию как воздух: все вещи образуются из него путём сгущения и разрежения и он оживляет всё своим дыханием как душа. К этому направлению примыкал ряд философов 5 в. (Гиппон, Идей, Диоген Аполлонийский). Другой ранней школой др.-греч. философии являлся пифагореизм (осн. Пифагором, 6 в.). Пифагорейцы считали началом всего сущего число. Вначале вещи отождествлялись с числами, позже числа осмыслялись как принципы и причины вещей. В числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности. Наряду с беспредельным пифагорейцы принимали предел, а Вселенная рассматривалась как гармонич. объединение противоположных начал через число. Последователи Пифагора-Филолай, Архит, Лисий, Еврит и др. (5-4 вв.) - развили своеобразную систему музыкально-математически-астрономич. космологии, к-рая, развиваясь в течение двух веков существования пифагорейской школы, была затем во многом унаследована платоновской Академией. Мысль о едином неизменном начале всего была оформлена мыслителями элейской школы (6-5 вв.) в учение о вечности истинно-сущего бытия. Основателем элейской школы был поэт Ксенофан из Колофона. Законченную форму учение элеатов получило у Парменида, учившего об истинно-сущем как о едином, вечно-неизменном, неподвижном бытии, к-poe не может ни происходить из ничего, ни обращаться в ничто. Есть одно положительное бытие, небытия же нет; а потому поистине нет множества вещей, нет происхождения и уничтожения и нет движения, ибо они предполагают небытие в пространстве (пустоту) и во времени. Множественный мир чувственных ощущений сам по себе неистинен. Мелисс и Зенон (5 в.) развили это учение в поле-мич. форме. Известные апории Зенона раскрывают противоречия, присущие самим понятиям множества, величины, места, движения. Учение Гераклита Эфесского является ярким образцомранней диалектики древнегреч. философии. В духе представлений ионийской натурфилософии о всеобщей изменчивости всех вещей Гераклит развил учение о вечно живом огне как начале всего, о борьбе противоположностей, в к-рой обретается согласие, возникает единый согласованный космос. Единство, к-рое есть борьба противоположностей,- это логос, слово, вечный закон космоса. В 5 в. до н. э. возникли космогонич. и на-турфилос. учения, стремившиеся рассмотреть действительную множественность вещей и начало движения. Таково учение Эмпедокла, к-рый в качестве начальных принимает четыре неизменные стихии: огонь, воздух, воду и землю. Соединение и разложение этих стихий действием Любви и Вражды приводят к возникновению и гибели вещей; Любовь и Вражда выступают как невеществ. причины движения. В учении Анаксагора в качестве причины и начала движения также выдвигается невещественный всеобъемлющий Ум (нус). Наряду с ним принимается множество материальных элементов, носителей различных качеств,- "гомеомерии", к-рые содержат в себе, каждая по-своему упорядоченная, все существующие качества вещей. Представители школы мате-риалистич. атомизма Левкипп и Демокрит из Абдеры (5-4 вв.) положили в основание всего сущего атомы, движущиеся в пустоте. Атомы, будучи неизменными, вечными, непроницаемыми и неделимыми, различаются по объёму и фигуре и этим обусловливают различия явлений. Демокрит проводил мысль о причинном порядке всех явлений, о возможности достигнуть достоверного знания, отличного от субъективных мнений. Он синтезировал в своём учении большой запас современных ему естеств.-исторических знаний, разработал этическое учение, оказавшее впоследствии влияние на Эпикура.

В 5 в. филос. мысль Г. концентрировалась в Афинах, ставших после греко-персидских войн экономич., политич. и куль-турным центром Г. Развитие в это время демократич. учреждений обусловило необходимость подготовки образованных людей, владеющих техникой политич. и судебного красноречия, сведущих в вопросах политич. жизни. Появились учителя таких знаний, к-рых называли софистами. Софисты популяризировали философию, продвинули вперёд риторику (Гор-гий), грамматику и стилистику (Продик и др.), размышляли о нравств. законах и политич. учреждениях (Гиппий, Фраси-мах и др.). Филос. направление, именуемое софистическим, характеризовалось эклектизмом и скептицизмом. Это было связано с тем, что предшествующие течения греч. философии, вводя начало сущего, в к-ром реализуется единство космоса, приводили к мысли о том, что чувственный мир не обладает подлинной действительностью. Отвлечённые начала ранних греч. философов не дают возможности познания реальности. Познание изменчивого мира явлений даёт только мнение. Софисты, рассматривавшие именно чувственный мир в его явлениях, должны были прийти к выводу об относительности понятий человека о природе. Мерой всех вещей становится человек, его восприятие и оценка, как учил Про-тагор (5 в.). Это привело либо к скептич. отношению к человеческому знанию вообще, либо к попыткам эклектич. комбинирования древних космологич. систем.

Новый период др.-греч. философии начался с Сократа (5 в.). Он отказался от исследования космологии, но, с др. стороны, отверг релятивизм софистов и перенёс исследование в нравств. область, стремясь найти всеобщее и безусловное знание не в чём-то внешнем, а в себе самом. Самопознание есть начало мудрости и истинной человеческой деятельности, теоретической и практической. Обличая мнимое знание, Сократ отыскивал универсальное начало разумного познания. Он утверждал нравств. достоинство человека как свободно-разумного существа, долженствующего осуществлять высшую правду. Сократ не основал школы, но его последователи, после смерти Сократа, по-разному истолковывая его учение, основали ряд филос. школ (сократич. школы, 4 в.). Мегарская школа, основанная Евклидом (Евбулид, Алексин, Диодор Крон, 4 в.), развила формальную диалектику Сократа. Тот же характер носила элидо-эритрейская школа (основатель Федон). Антисфен основал школу киников, Аристипп - киренскую школу. Для обеих последних характерно отрицание возможности и полезности разумного познания, ограничение философии практич. мудростью. Высшую цель, с к-рой следует сообразоваться, они понимали различно. Киники видели её в добродетели, состоящей в самоосвобождении от страстей и потребностей (апатия), киренаики же - в наслаждении (Аристипп) или в отсутствии страданий (Гегесий), Наиболее плодотворное развитие сократовская идея совершенного разума как источника истинного знания получила в учении Платона, где она преобразуется в умозрительный ид