БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

19 в. наступил период упадка этого танца - он академизировался, перестал развиваться. Обновление исп. танца началось в 1920-х гг. и привело к созданию нового совр. стиля. Танцовщица Архентина (А. Мерсе) первая стала сочетать формы классич. н нар. танца, использовала музыку И. Альбениса, М. де Фальи, создавала спектакли средствами нац. танца ("Любовь-волшебница" и "Треуголка" на музыку де Фальи). В 1930-60-х гг. получили известность танцовщики Архентинита, Пилар Лопес, В. Эскудеро, К. Амайя, Антонио и др. Исп. танец отличается исключительным ритмич. богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение во всех странах. Напр., сарабанда, в 15- 16 вв. исполнявшаяся перед началом комедий, и чакона, известная в И. с 16 в., превратились во Франции в 17-18 вв. в придворные танцы, вводились в балеты комп. Ж. Б. Люлли. С нач. 19 в. исп. танцы стали занимать всё более видное место в балетных спектаклях Зап. Европы. Мн. исп. танцовщики и целые труппы выезжали за пределы страны, нек-рые побывали и в России. Переработанные в манере классич. балета исп. танцы вводили в постановки А. Сен-Леон, М. И. Петипа. В спектаклях 20 в. (у М. М. Фокина, отчасти А. А. Горского) исп. танцы были более стилизованы. Совр. балетмейстеры приближают их к нар. танцам. В театрах стали появляться балеты, построенные исключительно на исп. танцах: "Арагонская хота" на музыку М. И. Глинки, балетм. Фокин (1916), "Треуголка" на музыку де Фальи, балетм. Л. Ф. Мясин (1919), мно-гочисл. постановки балетов на музыку "Испанского каприччио" Н. А. Римского-Корсакова и "Болеро" М. Равеля и др. Муз. обработки исп. танца имеются у К.В. Глюка, В. А. Моцарта, Э. Гранадоса, Э. Ф. Направника и др.

Лит.: Александров В., Испанские народные танцы, Л., 1959; Levin-son A., La Argentina. Essai sur la danse espagnole, P., 1928; Hughes R. M., Spanish dancing, N. Y., 1948; Brunei1esсhi E., Antonio and Spanish dancing, L., 1958. E. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

Регулярные театр, представления в И. устраивались ещё в эпоху владычества римлян. В ср. века развивался религ. театр (литургическая драма, мистерия, а с сер. 16 в. "священные действа"- аллегорич. драмы на сюжеты истории, мифов, легенд) и нар.-комедийный театр, оказавший, несмотря на преследования церкви, большое влияние на дальнейшее формирование сценич. иск-ва. В 14-15 вв. появились и зачатки придворного театра (спектакли, разыгрывавшиеся актёрами-любителями из знати).

В сер. 16 в. возникли проф. театр, труппы (в зависимости от количества актёров они наз. булюлю, ньяке, гарнача, фарандула и др.), ставившие гл. обр. фарсовые сценки, используя примитивный реквизит. Одна из первых таких трупп была создана драматургом и актёром Л one де Руэдой. Во 2-й пол. 16 в. церк. братства, получив монополию на театр, представления, создали постоянные публичные театры - т.н. коррали, в Мадриде ("Корраль де ла Крус" в 1579, "Кор-раль дель Принсипе" в 1582), Севилье, Барселоне, Валенсии и др. городах. Эти театры ориентировались преим. на широкие круги гор. зрителя; здесь утверждалась гуманистич. и демократич. драматургия Возрождения, представленная произв. выдающегося драматурга Лопе де Вега и его школы, а также произв. X. Руиса де Аларкона, Тирсо де Молины и др. В кон. 16- нач. 17 вв. в корралях выступали многочисл. проф. труппы, руководимые А. де Сиснеросом, Н. де лос Риосом, А. де Вальегасом, М. Вальехо и др. Здесь выдвинулись мн. разносторонне одарённые актёры: П. де Моралес, К. Перес, Д. Ариас де Пеньяфьель, X. Вака, X. де Бургос, М. де Кордова, М. Кальдерон, М. Рикельме и др.

Католич. церковь и абсолютизм ограничивали гуманистич. и демократич. тенденции корралей (сокращение числа действующих трупп, строгая цензура, частые запреты представлений светских пьес) и поддерживали придворный театр. В 20-х гг. 17 в. в королев, резиденциях Эль Пардо, Буэн Ретиро были оборудованы театр, помещения и начались регулярные представления, на к-рые допускались и горожане. Здесь ставились преим. аллегорич. и мифологич. пьесы и феерии, в к-рых особое внимание уделялось зрелищным и постановочным эффектам. Итал. декораторы К. Лотти, Ф. Риччи и др. совершенствовали сценич. технику (ввели кулисы, живописные перспективные декорации, сложную сценич. технику). Популярностью пользовались пьесы П. Кальдерона де ла Барки, Ф. де Рохаса Соррильи, в творчестве к-рых проявился нек-рый отход от гуманистич. ренессансных традиций.

В 17 в. достиг расцвета жанр ауто, ставившихся на передвижных платформах-повозках во время церк. праздников. Во 2-й пол. 17 в. преследования светского театра феодально-католич. реакцией привели к резкому сокращению числа трупп, упадку театрального иск-ва.

В 18 в. получает распространение франц. классицизм, оказавший влияние на актёрское иск-во, в к-ром утверждались пафос и декламационный стиль. Однако мн. театры продолжали ставить произв. исп. драматургии 16-17 вв., а лучшие актёры - М. Ладвенант, Р. Луна, М. Р. Фернандес и др. - в своём искусстве опирались на реалистич. традиции. Те же традиции развивались и в муз.-драматич. жанрах сайнете, сарсуэлы, тонадильи. Наиболее известный автор, работавший в этих жанрах,- Р. Ф. де ла Крус; исполнением ролей в них прославилась актриса М. А. Фернандес. Творчество выдающегося актёра И. Майкеса подготовило подъём исп. театра. Майкес возглавлял мадридские театры "Каньос дель Пераль" (1801-05) и "Принсипе" (1805-18), осуществил ряд важных реформ в театр, иск-ве. Утверждение романтич. драматургии А. Сааве-дры (герцог де Ривас), А. Гарсиа Гутьер-реса, X. Соррильи-и-Мораля и др., а также семейно-бытовой реалистич. комедии определило расцвет театра И. в 30- 40-е гг. 19 в. Были открыты новые театры - "Эспаньоль" в Мадриде (в 1849), "Лисео" в Барселоне (в 1847) и др. В романтич. драмах с успехом выступали сестры Б. и Т. Ламадрид, К. Латорре, М. Диес и др.; в семейно-бытовых комедиях прославились X. Ромеа и К. Родригес.

В сер. 19 в. значит, произв. драматургии, реалистич. традиции отстаивал ч Театр Комедии" (оси в 1849), руководимый режиссёром и актёром Э. Марир. В этом театре работал видный актёр Р. Кальво, исполнитель ролей в пьесах Кальдерона, Тирсо де Молины.

С нач. 20 в. театр, всё более подчиняясь вкусам бурж. обывателя, переживал упадок; на сцене господствовали -"малые жанры", развлекательные пьесы и мелодрамы, а затем - модернистская драматургия. В театре "Эслава" Г. Мартинес Сьер-ра (в 1917-25) пытался утвердить символистскую драматургию. Однако в те же годы выдающиеся актёры М. Герреро и Ф. Диас де Мендоса в театре "Эспань-оль" пропагандировали пьесы драматургов 16-17 вв. и совр. передовых авторов.

В годы Республики (после 1931) были предприняты попытки реформы театра И., его демократизации. Особую роль в этом сыграли передвижные театр, труппы, руководимые выдающимся поэтом и драматургом Ф. Гарсиа Лоркой и драматургом А. Касоной, а также деятельность актрисы М. Ксиргу и трупп Л. Мем-бривес, X. Диас де Артигаса. В театр, клубе "Носотрос" ставились пьесы М. Горького, Б. Брехта и др.

Во время Национально-революционной войны 1936-39 театры на республиканской территории, перешедшие в ведение гос-ва, обновляли репертуар, включая классич. и передовую современную западноевроп. и исп. драматургию. На фронтах выступали передвижные проф. и самодеятельные труппы, ставившие пьесы Р. Альберти, М. Эрнандеса и др.

После захвата власти франкистами все прогрессивные реформы в области театра, осуществлённые республиканским пр-вом, были отменены. Театры вновь стали коммерч. предприятиями. На сцене большинства театров ставятся дра-матич. и муз. спектакли преим. развлекательного характера. Лишь в 1950-х гг., несмотря на гнёт театр, цензуры, в театре "Эспаньоль", Нац. театре им. М. Герреро (ранее наз. "Принсеса"), в "Театре Комедии" в Мадриде, театре "Моратин"в Барселоне и нек-рых др. появились постановки классич. исп. драматургии (напр., "Нумансия" Сервантеса в театре "Эспаньоль", сезон 1967-68; "Селестина" в сценич. редакции А. Касоны, театр "Бельяс Артес", Мадрид, сезон 1965-66, и др.). В репертуаре театров пьесы А. П. Чехова, М. Горького, Б. Брехта, Дж. Б. Пристли, А. Миллера, Ф Гарсиа Лорки и совр. исп. пьесы с острой социально-критич. направленностью А. Буэро Вальехо, А. Састре, Л. Ольмо и др. Ещё более широко спектакли оппозиционного по отношению к франкизму характера ставятся на сценах любительских студенческих театров, многочисленных театр, клубов. Деятельность этих экспериментальных театров оказывает благотворное влияние и на проф. театр, воспитывая талантливых актёров и режиссёров. Театр, центром является Мадрид, где работает св. 20 театров. Кадры актёров готовят спец. отделения Мадридской и Барселонской консерваторий, а также школа драматич. иск-ва (Мадрид). Среди театр, деятелей: реж. X. Л. Алонсо Мильянес, X. Осуна, X. Тамайо, Л. Эскобар, А. де ла Торре, К. Лука де Тена, актёры Р. Лусия, И. Гарсес, Э. Нориега, К. Лопес Аранда, М. Леаль, А. Марсильяк.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXVIII (стр. 560-561).

Лит.: Узин B.C., Испанский театр, в кн.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Diaz de Escovar N. Y., Lasso d e la Vega F. de P., Historia del teatro espanol, t. 1-2, Barcelona, [1924]; Sainz de Robles F. C., El teatro espanol. Historia у antologia (Desde sus origenes hasta el Siglo XIX), t. 1-7, Madrid, 1942-43; Valbuena Prat A., Historia del teatro espanol, Barcelona, [1956]; Aubrun С h. V., Histoire du theatre espagnol, P., 1965; Al varo F.. El espectador у la cri-tica, [t. 1-12], Valladolid-Madrid, [1959-1970]. 3. И. Плавскин.

XVIII. Кино

В 1905 в И. был поставлен первый художеств, фильм. С 1908 центром кинопроизводства стала Барселона. В 1915-19 работала первая крупная фирма в Мадриде. В 20-е гг. выпускалось ежегодно 30-40 фильмов, в т. ч. экранизации произв. известных исп. прозаиков, драматургов. Ведущие режиссёры этого времени - Б. Перохо, Ф. Рей. В 1934 был поставлен первый звуковой фильм •"Вода в почве" (реж. Э. Ф. Ардавин). В годы бурж. Республики (1931-36) выпуск фильмов увеличился, киностудии были переоборудованы. Среди лучших кинопроизв. этих лет - документальный фильм "Земля без хлеба" (1932, реж. Л. Бюнюэль) о голодной жизни исп. батраков и крестьян-бедняков. Нац.-революц. война 1936-39 нашла отражение в фильмах "Заря надежды", "Глухие предместья", "В поисках песни" и особенно в документ, лентах "Невмешательство", "Бомбы над Мадридом", "Наступление" и др. После установления франкистской диктатуры на экранах господствует коммерч. кинопродукция. Однако несмотря на жестокую цензуру, появляются фильмы, отмеченные социально-критич. тенденциями: "Добро пожаловать, мистер Маршалл!" (1953, реж. Л. Г. Берланга, X. А. Бардем), "Смерть велосипедиста" (1954), "Главная улица" (1956) (реж. обоих фильмов Бардем); "Калабуч" (1956), "Пласидо" (1960), "Палач" (1963) (реж. всех фильмов Берланга). Мировую известность получила кинокартина реж. Л. Бюнюэля "Виридиана" (1961). Правдивое изображение жизни, постановка важных проблем исп. действительности отличают кинопроизв.: "Бродяги" (1961), "Плач по бандиту" (1963), "Охота" (1965), "Мята со льдом" (1967) (реж. всех фильмов К. Саура), "Доброволец" (1963), "Актеон" (1965; реж. обоих фильмов X. Грау), "Поиск" (1966, реж. А. Фоне), "Девять писем Берте" (1966, реж. Б. Патино), "Гусёк" (1964), "Сломанные игрушки" (1966) (реж. обоих фильмов М. Саммерс) и др. С кон. 60-х гг. из-за трудностей, связанных с цензурой, большинство режиссёров вынуждено ставить коммерч. фильмы (сексуальные комедии и мелодрамы, муз. кинокартины и т. п.).

В Мадриде работает Ин-т нац. кинематографии; имеется Исп. нац. фильмотека. В Сан-Себастьяне, Барселоне, Вальядолиде проводятся Междунар. кинофестивали. Среди известных актёров: X. Мистраль, Ф. Рабаль, А. Баутиста, Э. Пенелья, К. Монтес, Ф. Фернан Го-мес, А. Клссас, X. Суарес, С. Бруно, С. Монтьель. Выпускается (1971) сп. 100 фильмов в год (из них Св. 50 совм. с др. странами).

Лит.: Садуль Ж., Всеобщая история кино, т. 6, М., 1963, с. 317 -22; Garcia Escudero J. М., Cine espanol, Madrid, [1962].

ИСПАНИЯ БЛИЖНЯЯ (Hispania Citerior), рим. провинция на вост. побережье Испании; образована в 197 до н. э. (гл. город - Новый Карфаген). При Августе в 27 до н. э. была переименована в Тарраконскую Испанию (Hispania Таг-raconensis; гл. город - Таррако).

ИСПАНИЯ ДАЛЬНЯЯ (Hispania Ulterior), рим. провинция на юго-зап. побережье Испании; образована в 197 до н. э. При Августе ок. 15-12 до н. э. от И. Д. на 3. была отделена провинция Лузи-тания, а оставшаяся юж. часть провинции со времени Флавиев (69-96) получила назв. Бетика.

"ИСПАНКА", тяжёлая форма гриппа, пандемия к-рого наблюдалась в 1918. Впервые описана в Испании (отсюда название).

ИСПАНО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА 1898, первая империалистич. война за передел колониальных владений. Ставя целью захват Кубы, Филиппин и Пуэрто-Рико, находившихся под исп. колониальным господством, пр-во США рассматривало эти владения не только как ценные источники сырья и рынки сбыта, но и как важный плацдарм для экспансии капитала США в страны Азии и Лат. Америки. Началась в условиях развернувшихся на Кубе (с 1895) и Филиппинах (с 1896) мощных восстаний против исп. колон, гнёта, в результате к-рых исп. колон, режим в этих странах был подорван. Чтобы привлечь кубинских и филиппинских повстанцев в качестве своих союзников в борьбе против Испании, пр-во США обещало поддержать их борьбу за независимость. Развернув лицемерную кампанию против "исп. жестокостей" на Кубе, особенно усилившуюся после гибели 15 февр. 1898 на гаванском рейде (при невыясненных обстоятельствах) амер. броненосца "Мейн", пр-во США предъявило исп. пр-ву ультиматум, фактически требовавший отказа Испании от Кубы. 21 апр. США без объявления войны начали воен. действия против Испании.

Воен. действия велись в Вест-Индии (о-ва Куба и Пуэрто-Рико) и на Филиппинах. Амер. эскадра контр-адм. У. Самп-сона (2 броненосца, 1 броненосный крейсер, 9 крейсеров, 5 мониторов) в апреле блокировала сев.-вост. побережье Кубы, где находились исп. войска в кол-ве ок. 200 тыс. чел. Зап, часть Кубы была занята отрядами кубинской освободит, армии. В сер. мая к блокирующим силам присоединилась эскадра коммодора У.Шлея (2 броненосца, 1 броненосный крейсер, 3 крейсера). Исп. эскадра адм. П. Серверы (4 броненосца, 3 миноносца), совершив переход через Атлантич. ок., 19 мая вошла в порт Сантьяго-де-Куба. При попытке выйти из порта 3 июля исп. корабли были уничтожены амер. эскадрой. Амер. десант совместно с повстанцами 16 июля овладел Сантьяго-де-Куба, а *в начале авг. полностью разбил исп. войска на Кубе. В июле - авг. амер. войска заняли зап. часть Пуэрто-Рико. Амер. эскадра коммодора Дж. Дьюи (4 крейсера, 2 канонерские лодки) в апр. вышла из Гонконга и в ночь на 1 мая прорвалась в Маниль-скую бухту, а утром уничтожила арт. огнём 10 устаревших исп. кораблей у берега. Амер. десант вместе с повстанцами осадил Манилу, к-рая была взята 13 авг. Ещё в июне сопротивление испанцев на Филиппинах было сломлено и острова были оккупированы амер. войсками. Лишённая флота и возможности поддержать свои войска на Кубе и Филиппинах, Испания капитулировала (13 авг.). И.-а. в. длилась всего 3,5 мес. Осн. тяжесть войны на суше вынесли на своих плечах народы Кубы и Филиппин. Однако правящие круги США вероломно предали своих союзников, добившись от Испании по Парижскому мирному договору (10 дек. 1898) передачи Соединённым штатам Пуэрто-Рико, о. Гуам и (за 20 млн. долларов) Филиппин. Исп. колониальный гнёт на этих терр. сменился американским. Куба, формально объявленная независимой, была оккупирована войсками США. И.-а. в., обнаружившая гнилость исп. монархии и свидетельствовавшая о вступлении США в борьбу за мировую гегемонию, явилась, по определению В. И. Ленина, одной из главных исторических вех, к-рыми отмечено начало эпохи империализма (см. Поли, собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 164).

Лит.: Слезкин Л. Ю., Испано-американская война 1898, М., 1956; Владимиров Л. С., Дипломатия США в период американо-испанской войны 1898, М., 1957; Нитобург Э. Л., Похищение жемчужины. Полтора века экспансионистской политики США на Кубе, М., 1968; Меген А., Стратегический разбор действий на море во время испано-американской войны, пер. с англ., СПБ, 1899; Губер А. А., Филиппинская республика 1898 года и американский империализм, М., 1961; Roig de Lеисhsenring E., Cuba no debe su independencia a los Estados Unidos, 4 ed., La Habana, 1961.

Э. Л. Нитобург, Г. Б. Карамзин.

ИСПАНО-ФРАНЦУЗСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1904 подписано в Париже 3 окт. Состоит из 2 документов: декларации о присоединении Испании к англо-франц. соглашению 1904 и секретной конвенциио разделе Марокко на сферы влияния. В соответствии с конвенцией в сферу влияния Испании вошли часть Сев. Марокко (кроме гг. Фее и Таза) и часть Юго-Зап. Марокко; Франция признавала права Испании на р-н Санта-Крус (Ифни), уступленный Испании марокканским султаном по Тетуанскому мирному договору 1860. Испания обязывалась в течение 15 лет не предпринимать в своей зоне к.-л. действий без предварит, согласия Франции, а также брала обязательство не уступать и не передавать во врем, владение никакой др. державе к.-л. части своей зоны и не возводить укреплений на марокканском побережье к 3. от Ме-лильи. Танжер выделялся из исп. зоны и сохранял особый режим.

Публ.: Recueil international des traites du XXe siecle, annee 1904. pub], par Descamps et L. Renault, P., [1905].

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1808-14, см. в ст. Испанские революции 19 века.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1820-23, см. в ст. Испанские революции 19 века.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1834-43, см. в ст. Испанские революции 19 века.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1854-56, см. в ст. Испанские революции 19 века.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1868-74, см. в ст. Испанские революции 19 века.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1931-39, революция, в ходе к-рой сложилась в Испании демократическая республика нового типа, воплотившая некоторые из основных черт народной демократии. Особенности И. р. были в значит, мере обусловлены нек-рыми отличит, чертами ист. развития Испании (прежде всего исключит, живучестью феод, пережитков, носители которых - помещики - закрепили в годы фаш. режима тесный союз с финанс.-пром. оли