БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

сочетания последоват. стадий обработки продукта, комплексного использования сырья, использования отходов.

Комбинирование как форма организации произ-ва применяется в чёрной и цветной металлургии, в химич., нефтеперерабат., лёгкой, пищевой, лесной и деревоперерабат. пром-сти. Развитие К. в п. в СССР предусматривается нар.-хоз. планами.

Раньше, чем в др. отраслях, комбинирование начало развиваться и получило большое развитие в чёрной металлургии, для к-рой характерно применение всех 3 его форм и разнообразие объединяемых произ-в, напр, в состав Магнитогорского металлургич. комбината входят железный и марганцевые рудники, рудоподготовит. и агломерац. фабрики, карьеры известняков , огнеупорных глин, кварцитов и песков; многосторонний хим. комплекс; огнеупорное произ-во; доменное, сталеплавильное, прокатное, калибровочное, метизное и др. производства. Основой комбинирования в чёрной металлургии является соединение в одних предприятиях произ-ва чёрных металлов с добычей железной, марганцевой и хромитовой руд и нерудного сырья, с произ-вом коксохимич. продукции и огнеупорных материалов. Ок. Чг всей добычи указанных руд и произ-ва всей коксохимич. продукции приходится (нач. 70-х гг.) на комбинированные предприятия. На этих предприятиях производится также значит, количество строит, материалов и удобрений.

При комплексной переработке нефтяного сырья на одном предприятии могут производиться различные виды нефтяного топлива, смазочные масла и большое количество химич. продуктов (пластич. массы, синтетич. смолы, хим. волокна, синтетич. каучук и др.). Комбинирование на основе комплексного использования и последоват. переработки природного газа получило широкое распространение после того, как были найдены способы получения из него водорода, ацетилена, синтезгаза - важнейших полупродуктов для последующего синтеза. Это дало возможность производить на одном предприятии азотные минеральные удобрения, синтетич. смолы и др. химические продукты.

Широкие возможности К. в п. имеются в цветной металлургии на базе комплексного использования полиметаллич. руд и получения из них целого ряда цветных и редких металлов, различных хим. продуктов и стройматериалов. Примеров комбинирования произ-ва продукции цветной металлургии и хим. пром-сти может служить Красноуральский комбинат (Свердловская обл.), на к-ром наряду с медью, цинковым и пиритным концентратами производятся серная к-та, суперфосфат, сульфат и бисульфат натрия и др. хим. продукты.

Внедрение хим. методов переработки древесины позволяет соединить на одном предприятии лесопиление, изготовление мебели, тары и др. видов продукции из древесины с получением целлюлозы, бумаги, древесностружечных и древесноволокнистых плит, гидролизных дрожжей, древесного спирта и т. д. При этом перерабатывается значительное количество отходов лесозаготовок и лесопиления. Все 3 формы комбинирования характерны для пищевой пром-сти. На переработке зерна основаны: произ-во муки и крупы, выпечка хлеба, изготовление макарон и мучных кондитерских изделий. Экономически эффективным является комбинирование выработки тепловой и электрич. энергии, а также выработки энергии на базе использования отходящего тепла пром. предприятий. Большое распространение получило комбинирование в текстильной пром-сти на основе последоват. переработки сырья - прядение, ткачество, отделка. Комбинаты с разнородной продукцией в СССР созданы в местной пром-сти, в сфере бытовых услуг, коммунальном х-ве.

На комбинированных предприятиях имеются благоприятные условия для внедрения новейших достижений науки и техники, организации непрерывных технологич. процессов, сокращения длительности производств, цикла. Экономич. эффективность К. в п. достигается за счёт снижения удельных капитальных вложений, текущих затрат на произ-во единицы продукции, транспортно-сбытовых расходов и снижения затрат на управление. На комбинатах для произ-ва продукции различных отраслей используются общие энергетич., ремонтные, трансп., складские и др. вспомогат. и подсобные службы, что снижает удельные затраты на произ-во.

Намечены мероприятия по дальнейшему развитию К. в п. в СССР, созданию крупных объединений и комбинатов с учётом особенностей отд. отраслей. См. также Концентрация производства, Кооперирование в промышленности, Специализация производства.

Лит,: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 312 - 13; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Б л юмин И. Г., Капиталистическое комбинирование, М.- Л., 1934; С у р м и л о Г. В. „ Концентрация, комбинирование, специализация и кооперирование в промышленности, М., 1960; Кочетков Л. М., Р е б р о в В. Д., Т е л е ж к и н Н. А., Химизация и комбинирование в промышленности СССР, М., 1965; Ефимов А. Н., Советская индустрия, М., 1967. И. М. Денисенко.

КОМБИНИРОВАННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА, установка, в к-рой машинные переменные (искомые величины ц независимые переменные) представляются и в дискретной (цифровой), и в непрерывной (аналоговой) формах. См. Гибридная вычислительная система.

КОМБИНИРОВАННАЯ ИНВЕРСИЯ (СР), операция сопоставления физ. системе, состоящей из к.-л. частиц, др. системы, состоящей из соответствующих античастиц и представляющей зеркальное изображение первой. Математически К. и. представляет произведение двух операций: зарядового сопряжения С (переход от частиц к античастицам) и пространств, инверсии Р (замены координат частиц г на-г).

В 1956 (в связи с открытием несохранения пространств, чётности в слабых взаимодействиях) Л. Д. Ландау и независимо Ли Цзун-дао и Ян Чжэнь-нин высказали гипотезу о том, что любые взаимодействия в природе инвариантны относительно К. и. Электромагнитные и сильные взаимодействия одинаковы для любой исходной системы и системы, пол ученной при преобразованиях С и Р в отдельности, поэтому они не меняются и при К. и. (СР). Слабые взаимодействия меняются при операциях С и Р, но одинаковы для систем, полученных одна из другой преобразованием СР. Напр., распад частиц под влиянием слабого взаимодействия выглядит как зеркальное изображение распада соответствующих античастиц.

Если частица или система частиц абсолютно нейтральна (т. е. имеет нулевые значения электрич. и барионного заряда, лептонного заряда и странности), то при К. и. ей соответствует та же частица или система из тех же частиц. Напр., абсолютно нейтральными являются я°- мезон, К°- и К°-мезоны (см. К-мезоны), позитроний (е+е~), система (я+я~). Для таких частиц и систем можно ввести понятие комбинированной чётности (чётности относительно К. и.), т. к. при отсутствии в системе сил, меняющихся при К. и., волновая функция преобразованной системы либо совпадает с волновой функцией первоначальной системы, либо отличается от неё знаком. В первом случае говорят, что система обладает положительной комбинированной чётностью [таковы, напр., К°, система (я+л~)при чётном орбитальном моменте], во втором - отрицательной (напр., л", К?)- Закон сохранения комбинированной чётности запрещает, в частности, распад К? на два я-мезона. Открытие в 1964 распада т. н. долгоживущего нейтрального К-мезона на 2л обнаружило существование сил, меняющихся при К. и. Природа этих сил ещё окончательно не установлена.

Лит.: Ли Ц. и В у Ц.. Слабые взаимодействия, пер. с англ., М., 1968. С. С. Герштейн,

КОМБИНИРОВАННАЯ КИНОСЪЁМКА, методы, способы и приёмы киносъёмки, позволяющие объединить в одном изображении (в отд. снимке) объекты, снятые в различных местах и в разное время, а также в разных масштабных соотношениях и пространств, положении. При обычной съёмке зритель видит на экране такое же изображение (по композиции, направлению и скорости движения), какое видел кинооператор в аппарате в момент съёмки. Изображение, полученное в результате К. к., как правило, не фактографично, т. к. оно может сниматься по частям (напр., актёр - на киностудии, а пейзажный фон - в Антарктиде); натуральная или декорац. часть изображения может дополняться рисунком или макетом, пейзаж может изменяться по тональности и колориту (напр., пейзаж, снятый днём, на экране превратится в ночной, а летний - в зимний). К. к. даёт возможность с минимальными затратами показывать на экране грандиозные сооружения, создавать изображения, к-рые невозможно снять обычными способами из-за риска для жизни актёров или др. причин (напр., стихийные явления, возд. бои и морские сражения, ландшафты др. планет и т. д.). Посредством К. к. изготовляются надписи, монтажные переходы и вставки между киноэпизодами (см. Вытеснение изображения). В основу К. к. положены методы: многократного экспонирования и съёмки изображения по частям посредством масок и контрмасок (см. Многократного экспонирования метод, Неподвижной маски метод, Блуждающей маски метод); перспективного совмещения объектов (см. Перспективного совмещения метод, Макетная киносъёмка); проекционного совмещения изображений (см. Проекционных совмещений метод, Рирпроекции метод, фронт-проекции метод). Кроме осн. методов, существуют т. н. аппаратные приёмы К. к., посредством к-рых кинооператор изменяет направление движения на экране на обратное, ускоряет, замедляет или останавливает действие, получает различные превращения, необычные эффекты или трюки. Выбор способов К. к. обусловлен максимальной способностью их создавать художеств, выразительность изображения, быть наиболее простым для выполнения и экономичным для произ-ва. На крупных киностудиях имеются отделы К. к. со специализиров. павильонами для дорисовок, проекц. совмещений и пр., с бассейном киносъёмочным, оборудованные соответствующими установками и аппаратурой.

Лит.: Горбачев Б. К., Техника комбинированных съёмок, 2 изд., М., 1961; Плужников Б. Ф., Комбинированные киносъемки, 2 изд., М., 1967; Комбинированные киносъёмки, М., 1972. . Б. Ф. Плужников.

КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА в строительной механике, система несущей конструкции сооружения, образованная сочетанием систем, различающихся по характеру их работы под нагрузкой. Обычно в К. с. одна часть конструктивных элементов предназначена в основном для работы на растяжение-сжатие, а другая-на изгиб или поперечную силу. Наиболее часто в К. с. используется сочетание распорной системы (арка, висячая система) с безраспорной (балка, ферма) (рис.), при к-ром достоинства одной системы компенсируют недостатки другой. Так, напр., комбинация балочных систем, отличающихся значит, жёсткостью, с висячими системами, обладающими высокой несущей способностью, позволяет создавать лёгкие и экономичные К. с. для перекрытия больших мостовых пролётов.

К. с. могут выполняться из одного или различных материалов (напр., балка железобетонная, а поддерживающая её цепь с подвесками - стальная), в виде плоских или пространственных статически определимых и неопределимых систем. Существенным в расчёте К. с. является подбор размеров её элементов, обеспечивающий наиболее эффективное использование достоинств входящих в неё систем.

Комбинированные системы; а - арка с фермой; б - висячая система (кабель) с балкой.

Лит. см. при ст. Строительная механика. Л. В. Касабьян.

КОМБИНИРОВАННАЯ СЪЁМКА, вид полевых топографических работ, при к-рых высотная и контурная съёмки местности осуществляются на фотоплане, как правило, в едином комплексе, одновременно и непосредственно в натуре. При К. с. рельеф воспроизводится в горизонталях с помощью мензулы на основе высотных ходов и набора пикетов (высотных точек), а контуры и местные предметы - путём дешифрирования их аэрофотоизображения (при необходимости в сочетании с досъёмкой отдельных объектов). Применяется взамен основной (в значит, части камеральной) стереотопографической съёмки при создании топографич. карт нек-рых залесенных, застроенных и открытых плоских районов и создании крупномасштабных планов с особо детальной передачей рельефа в р-нах мелиорации, горных разработок, проектируемого гор. и пром. строительства. См. также Аэрофототопография.

КОМБИНИРОВАННОЕ БУРЕНИЕ, сочетание или поинтервальное чередование различных способов и видов бурения (ударного с вращательным, бескернового с колонковым и т. д.) при проходке одной скважины. Осн. преимущество К. б. перед любым видом бурения заключается в том, что оно позволяет рационально применять при проходке одной скважины неск. видов бурения, каждый из к-рых оптимален в определённых горно-геологич. условиях. Напр., вблизи от поверхности земли горные породы (грунты) особенно разнообразны по физ.-механич. свойствам, поэтому бурение неглубоких скважин при инженерно-геологич. изысканиях, поисково-съёмочных работах, разведке нерудных строит, материалов часто производится комбинированным способом. Для проходки этих скважин (глубиной обычно 40-50 м) выпускаются передвижные и самоходные установки, к-рые позволяют сочетать неск. способов бурения. При детальной разведке глубокими скважинами мн. полезных ископаемых бескерновое бурение часто сочетается с колонковым. При этом мощная толща пород, не содержащих полезного ископаемого, пробуривается бескерновым способом на форсированном режиме, а толща пород, вмещающая полезное ископаемое, проходится колонковым способом при тщательном отборе керна. К. б. применяется при глубоком бурении на нефть и газ: мощные толщи вязкопластичных пород бурятся роторным способом, а скальные породы - с помощью турбобуров и электробуров.

Лит.: Воздвиженский Б. И., Сидоренко А. К., Скорняков А. Л., Современные способы бурения скважин, М., 1970. Б.И.Воздвиженский.

КОМБИНИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, см. в статьях Комбинирование в промышленности, Комбинат.

КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ внутреннего сгорания, поршневой двигатель внутреннего сгорания в сочетании с газовой турбиной, работающей на его выхлопных газах, и компрессором для сжатия воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя. К. д. отличается повышенным кпд. Применяется в авиац., судовых и др. силовых установках.

КОМБ-КАПЕЛЬ (Combe Capelle), грот в деп. Дордонь (Франция), где в 1909 был найден скелет древнего человека вместе с позднепалеолитич. кам. орудиями и костями животных. Предположительно человека из К.-К. относят к средневюрмскому времени и определяют его древность в 30-35 тыс. лет. Он характеризуется невысоким ростом (160 см), сильно удлинённым черепом, широким, слабо выступающим носом (нек-рые учёные видят в этом признак негроидности). Нем. антрополог Г. Клаач, впервые описавший человека из К.-К., выделил его (без должных оснований) в отд. вид "ориньякского человека". Человек из К.-К. - один из вариантов позднепалеолитич. населения Зап. Европы.

Лит.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР, т. 16).

КОМБРИГ, воинское звание в Сухопутных войсках и ВВС Красной Армии в 1935-40. Введено постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сент. 1935. В ВМФ званию К. соответствовало звание капитана 1-го ранга, а в воен.-политич. составе армии и флота - бригадного комиссара. Отменено 7 мая 1940 (см. Звания воинские).

КОМДИВ, воинское звание в Сухопутных войсках и ВВС Красной Армии в 1935-40. Введено постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сент. 1935. В ВМФ званию К. сбответствовало звание флагмана 2-го ранга, а в воен.-политич. составе армии и флота - дивизионного комиссара. Отменено 7 мая 1940 (см. Звания воинские).

"КОМЕДИ ФРАНСЕЗ" (ComedieFrancaise) (офиц. назв. - "Театр Франс е", "Theatre-Francais"), старейший нац. театр Франции. Осн. в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившему театр Мольера (ранее слившийся с театром "Маре") и театр "Бургундский отель". В труппу вошли М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, А. Бежар и др. Обладая монополией на исполнение лит. драмы и получая дотацию, позволявшую приглашать лучших актёров, "К. Ф." завоевал славу крупнейшего театра Франции. Однако развитие "К. Ф." тормозилось консервативными позициями королев, двора. В течение 18 в. в театре происходил процесс размежевания между придворнодворянской и демократическо-просветительской тенденциями классицизма. "Вольтеровские" актёры А. Лекуврёр, М. Дюмениль, И. Клерон, А. Л. Лекен, сохраняя классицистские нормы, стремились к психологич. оправданности декламации, сценич. поведения. В годы Великой франц. революции "К. Ф." наз. "Театром Нации". Политич. борьба внутри театра во время революции привела к расколу труппы. Актёры Ф. Ж. Тальма, Ж. Б. Дюгазон, Ф. М. Р. Вестрис оставили "К. Ф." и организовали "Театр Республики". В 1799 обе части труппы вновь объединились, и театр получил прежнее название. В канун Июльской революции 1830 на сцене "К. Ф." ставились прогрессивные романтич. драмы В. Гюго. Героич. тема с большой силой прозвучала перед революцией 1848 в творчестве актрисы Э. Рашель. С 20-х гг. 19 в. на сцене "К. Ф." утвердились пьесы, где романтич. героике противопоставлялось прославление бурж. морали (Э. Скриб, в 40-50-е гг. - Э. Ожье, А. Дюма-сын, В. Сарду). Крупнейшие актёры театра в 19 - нач. 20 вв. - Жорж, Марс, Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли.

Реалистич. традиции развивались гл. обр. комедийными актёрами - Э. Ф. Ж. Го, Б. К. Кокленом и др. В конце 19 - нач. 20 вв. в "К. Ф." стали ставиться произв. драматургов критич. реализма - А. Бека, А. Франса, Ж. Ренара, позднее Э. Фабра и др. В 1930-е гг. здесь работали режиссёры Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати. В "К. Ф." сформировалось творчество крупнейших актёров и режиссёров совр. франц. театра - М. Бель, Ж. Йоннеля, Б. М. Ж. Бови, Б. Бретти, Ж. Л. Барро, М. Рено, П. Дюкса и др. Верность классич. традициям препятствовала проникновению в театр формалистич. декадентских течений. В репертуаре "К. Ф." широко представлены произв. П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, П. Мариво, П. Бомарше, А. Мюссе и др. Среди ведущих актёров театра (1950-60-е гг.) - Ж. Мейер, М. Эсканд, Л. Сенье, Ж. Берто и др. Театр гастролирует за границей (в 1954, 1964; 1969, 1973 выступал в СССР).

Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.- Л., 1939; Бояджиев Г. Н., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960; История западноевропейского театра, т. 3, 5, М., 1963-70; Valmy-Baysse J., Naissance et vie de la Comedie-Francaise, P., 1945; В г е tt у В., La Comedie-Francaise a 1'envers, P., [1957]. Е. Л. Финкельштейн.

КОМЕДИЯ (от греч. komodia), вид драмы, исполненный комич. пафоса (см. Комическое). Термин "К." означал первоначально в