БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

лучших семян надёжнее обеспечивал урожай. Отбором автоматически подхватывались и распространялись в породе или сорте все мутации, к-рые усиливали хозяйственно-важные свойства организмов или ослабляли вредные (с точки зрения человека) признаки. В то же время носители вредных для породы или сорта уклонений неизбежно устранялись в процессе элиминации (уничтожения) менее ценных особей.

Следовательно, бессознательный И. о. по механизму действия (сохранение более приспособленных форм) и по результату (приспособление организмов ко всему комплексу окружающих их условий, включая в данном случае и деятельность человека) близок к естественному отбору. Бессознательный И. о. в ряде случаев оказывается побочным результатом био-технич. мероприятий или генетич. экспериментов. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 1963 в результате массового применения ядохимикатов среди насекомых - вредителей с. х-ва произошёл отбор на рези-стентность к действию ядов, и, помимо воли человека, 47 видов стали устойчивыми к ДДТ. Методический И. о. в Европе начали использовать во 2-й пол. 18 в. в связи с интенсификацией с. х-ва. Он отличается от бессознательного целенаправленностью (выделяют особи по определённому признаку или их комплексу). Методич. отбор - осн. метод выведения сортов с.-х. растений и пород домашних животных. Применяют массовый и индивидуальный методич. отбор. При массовом отборе выбраковываются все особи, не соответствующие принятому для породы или сорта стандарту. В результате, несмотря на постоянно идущий мутационный процесс, группа организмов, среди к-рых ведётся И. о., поддерживается на заданном хоз. уровне, однако совершенствование отбираемых признаков происходит обычно медленно. Более эффективен индивидуальный методич. отбор, при к-ром каждая родительская форма оценивается не только по собств. качествам, но и по способности передавать их потомкам. Индивидуальный И. о., кроме выбора более ценных особей, т. е. собственно отбора, включает и подбор родительских пар, сопровождаемый в животноводстве оценкой производителей по потомству, при помощи к-рой осуществляется контроль генетич. свойств родителей.

Большинство новых мутаций рецессивно, поэтому наиболее эффективным методом быстрого закрепления у потомков ценных свойств родителей является инбридинг - подбор и скрещивание производителей, состоящих в близком родстве. Этим обеспечивается также гомо-зиготностъ генов, определяющих признаки, по которым ведётся отбор. Однако при инбридинге в гомозиготное состояние неизбежно переходят и другие рецессивные аллели, что приводит к проявлению в фенотипе нежелательных признаков; кроме того, высокая гомозигот-ность уменьшает генотипич. разнообразие и приближает генетич. состояние пород и сортов к состоянию чистой линии. Тем самым снижается эффективность отбора. Для устранения вредных последствий инбридинга применяется аутбридинг - неродственное скрещивание, при помощи к-рого повышается гетерозиготность организмов по рецессивным аллелям. Поскольку при индивидуальном методическом И. о. в каждом поколении отбираются лучшие организмы, стойко передающие свои качества потомкам, признаки, по к-рым ведётся отбор (на основе того же генетического механизма, что и при бессознательном отборе), усиливаются, но процесс идёт гораздо быстрее. Так, В. С. Пустовойт с 1940 по 1963 за 23 поколения повысил маслич-ность семян подсолнечника почти на 20% . Идущее на основе отбора преимуществ, развитие того или иного признака через коррелятивную изменчивость связано с др. признаками организма. Как правило, чем сильнее порода (сорт) преобразуется и лучше приспосабливается к потребностям человека, тем хуже оказывается её приспособленность к окружающей среде. Поэтому необходимо при помощи био-технич. мероприятий создавать для домашних животных и культурных растений искусств, среду обитания, обеспечивая оптимальное развитие организмов, что способствует наиболее полному выражению генетически обусловленных свойств породы (сорта) в фенотипе и повышает эффективность И. о. См. также Селекция, Отбор в растениеводстве, Отбор в животноводстве.

Лит.: Дарвин Ч., Соч., т. 3-4. М.- Л., 1939-51; Лобашев М. Е., Ватти К. В., Тихомирова М. М., Генетика с основами селекции, Л., 1970: Уильяме У., Генетические основы и селекция растений, пер. с англ., М., 1968.

А. С. Северцов.

ИСКУССТВО, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художеств, литературу (к-рую иногда выделяют особо - ср. выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "И." относят к любой форме практич. деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Определение отличит, признаков И. и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. И. объявлялось "подражанием природе"- и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности"- и "самопознанием Абсолюта"; "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологич. установок, опорой на различные виды И. и творческие методы (напр., на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого И. Эта сложность, многогранность структуры И. не осознаётся и нек-рыми теоретиками, к-рые определяют сущность И. то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила нек-рых искусствоведов к утверждению, что в И. органически взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования сущности И. не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру. В изучении природы И. наука стала обращаться к методам системного анализа, позволяющим подойти с нек-рых др. сторон к раскрытию сущности И., в частности: а) выявить те качества и функции И., к-рые необходимы и достаточны для описания его внутр. структуры; б) показать, что соединение этих качеств и функций - не простая их "сумма", не механич. конгломерат, а органически-целостное единство, к-рое и порождает специфич. для И. эффект художественности; в) раскрыть способность структуры И. модифицироваться, образуя, с одной стороны, виды, разновидности, роды и жанры И., а с другой - различные исторические типы И. (творческие методы, стили, течения, школы). Хотя марксистская эстетика далека ещё от окончат, решения этой задачи, нек-рые её аспекты могут быть освещены с достаточной определённостью.

Процесс историч. развития обществ, разделения труда привёл к тому, что из первоначальной слитной, синкретич. человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоят, существование многообразные отрасли материального и духовного произ-ва, а также различные формы общения людей. В отличие от науки, языка и др. форм специализированной обществ, деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, И. оказалось нужным человечеству как способ целостного обществ, воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным обществ.-историч. интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могушественного инструмента социализации индивидуума, И. должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. И. должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д.

Вместе с тем (таков важнейший аспект диалектики И.) оно выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук (этим сознанием "рукотворности" отношение человека к И., по замечанию Л. Фейербаха, принципиально отличается от его отношения к религии. В. И. Ленин полностью солидаризировался с этой мыслью Фейербаха - см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 53-54). Художеств, произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эсте-тич. наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения И., как созданной человеком модели жизни. Для того чтобы это противоречивое воздействие имело место, И. должно быть изоморфно реальной жизнедеятельности человека, т. е. должно не копировать её, а воспроизводить её структуру.

Реальная человеч. жизнедеятельность, будучи органически целостной, складывается из взаимодействия четырёх осн. компонентов - труда, познания, ценностной ориентации и общения. Соответственно и И., произведения к-рого по-своему столь же органически целостны, перенимает эту структуру человеч. жизнедеятельности. Оно выступает прежде всего как специфич. (образный) способ познания действительности, но одновременно является и специфическим, образным способом её оценки, утверждением опре-дел. системы ценностей; произведения И. создаются на основе отражения, осознания реального мира, однако сознание, по словам В. И. Ленина, "...не только отражает объективный мир, но и творит его" (там же, с. 194), созидая то, чего в действительности не было, нет, а подчас и не может быть (фантастич. образы, гротеск и т. д.); т. о., И. творит воображаемые "миры", более или менее близкие к миру реальному и более или менее от него отличные, т. е. представляет собой, по словам К. Маркса, способ "практически-духовного освоения" действительности, отличающийся и от её чисто духовного освоения, характерного для теоре-тич. знания, и от чисто материальной практики (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 728). Произведение И. представляет собой всегда и духовный образ - модель жизни, и материальную конструкцию - звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д., созданную художником по законам техники и технологии обработки данного материала. Но эта конструкция сама играет двоякую роль: с одной стороны, она даёт художеств, образу материальное воплощение, вне к-рого он - как и любая другая модель - не может существовать; с др. стороны, она выступает как особая, художественно-образная система знаков, как специфич. художеств, "язык" (музыкальный, хореографический, живописный, архитектурный, кинематографический и т. д.), призванный донести до сознания людей заключённую в нём художеств, информацию.

Т. о., И. как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура к-рой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому И. выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетич. радостей. Хотя все эти функции И., слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого - художеств, воздействия И. на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, к-рые называют видами И., родами И., жанрами И. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотич. нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной (вернее - закономерно исторически самоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, эстетич. теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью к-рых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов И.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное И. и дизайн), т. е. такие, к-рые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское И. и все базирующиеся на нём синтетич. И.- театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое И. и т. д.), т. е. такие, образы к-рых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С др. стороны, в каждой из этих трёх групп И. художественно-творческая деятельность может пользоваться:

1) знаками изобразит, типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - т. н. изобразительные И.; лит-pa, актёрское И.);

2) знаками неизобразит. типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные И., музыка и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобра-зит. характера, свойственными синтетич. формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного И. с И. изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танце-вальному - пантомимическому синтезу). Каждый вид И. непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все виды И. имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художеств, языка. Так, разновидностями словесного И. являются устное творчество и письменная лит-ра; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценич. И.- драматич., музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С др. стороны, каждый вид И. имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются в науке об И. по-разному, но очевидно само наличие таких родов лит-ры, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразит. И., как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанров сценич. И., как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Т. о., И., взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художеств, освоения мира, каждый из к-рых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

И. зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художеств, деятельности - создание мифов, песен, танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела - имели огромное значение, т. к. способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, т. е. служили великому историч. делу очеловечения человека. На этой исходной фазе развития И. не было ещё самостоятельной формой деятельности, т. к. всё духовное производство было здесь "непосредственно вплетено" в производство материальное (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 3,с. 24), а различные сферы духовной культуры ещё не отделились друг от друга. Соответственно в эту эпоху И. неотделимо от практич. деятельности, от религии, от игры н др. форм общения людей, оно всё имеет "прикладной" характер. С дальнейшим развитием культуры И. постепенно обособлялось в специфич. область деятельности - в "...художественное производство как таковое" (Маркс К., там же, т. 12, с. 736), однако целый ряд отраслей художеств, деятельности долгое время оставался в подчинении у религии, а нек-рые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности - технической (архитектура, декоративно-прикладное И., дизайн), журналистско-коммуникативной (художеств. очерк, публицистика), агитационно-пропагандистской (ораторское И., плакат, И. рекламы, оформительское И.), спортивной (художеств, гимнастика, фигурное катание на коньках) и т. д.

Во всех этих случаях И. придаёт практич. деятельности, с к-рой оно слито воедино, способность оказывать на человека эмоционально-психологич. воздействие. Однако и в тех своих формах, к-рые возникли при обособлении И. в самостоят. сферу деятельности, оно оста- валось обществ, явлением по содержанию, по функционированию, по законам своего развития.

Реальная жизнь И. протекает всегда в той или иной системе художеств, культуры. Историч. развитие И. отражает воздействие сложного сочетания внеш. импульсов - от эволюции материального произ-ва, экономич. строя общества и техники до эволюции обществ, сознания - в его идеологических и самых тонких со-циально-психологич. проявлениях. Вместе с тем художеств, развитие человечества обладает и относит, самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью. Результатом этого взаимодействия является подчинение историко-художеств. процесса смене и борьбе различных творч. методов, каждый из к-рых выражает особый поворот многогранной структуры И., выдвигающей на первый план то одну, то др. грань. Так, все реалистич. методы стремились прежде всего к постижению реальности, тогда как классицизм, напр., гл. роль И. видел в изображении идеального мира, к-рый непосредственно представлял бы утверждаемую систему ценностей. Как бы, однако, ни сопрягались в творческом методе осн. грани художеств, структуры, он всегда характеризует прежде всего содержат, сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме, т. е. особенности стиля. Процесс художеств, развития человечества развёртывается, т. о., в "двухмерном пространстве", одна