БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ндском языке - ок. 1/4 населения Ирл. Республики и часть И.- эмигрантов. По религии И.- преим. католики, влияние католич. церкви очень велико. Основу ирл. народности (сложилась в 10-12 вв.) составили кельтоязыч-ные племена гэлов, переселившихся на остров из Шотландии в 4 в. до н. э.; пережитки кланового строя гэлов сохранялись вплоть до 19 в. Ирл. нация складывалась (18-19 вв.) в тяжёлых, по существу колониальных условиях, испытывая экономич. и нац. гнёт англичан. Англ, власти запрещали И. пользоваться ирл. (гэльским) яз., преследовали католич. церковь. Большинство И. было вынуждено перейти на англ, яз., однако сохранило этнич. самосознание. В 90-х гг. 19 в. развернулась борьба за восстановление ирл. языка и культуры. После создания в 1921 Ирландского Свободного гос-ва ирл. яз. был признан там официальным наряду с английским. И. Сев. Ирландии, оставшейся в составе Великобритании, ведут борьбу против экономич. гнёта, нац. и религ. дискриминации. В материальной и духовной культуре И., живущих в Ирландии, сохраняются нек-рые черты, сближающие их с др. народами кельтского происхождения (шотландцами, валлийцами). Об истории, х-ве и культуре И. см. ст. Ирландия.

Лит.: Энгельс Ф., Древняя Ирландия, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. X, Л., 1948; Народы зарубежной Европы, т. 2, М., 1965 (библ.). В. И. Козлов.

ИРМИНГЕРА ТЕЧЕНИЕ, тёдлое течение Атлантич. ок. у юж. берегов Исландии, зап. ветвь Северо-Атлантич. течения. Скорость ок. 1 км/час. Темп-pa воды от 5 °С до 7 °С зимой и от 10°С до 12°С летом. Солёность 34,8-35°/оо- Названо по имени датского мореплавателя К. Ир-мингера (С. Irminger), впервые его отметившего и описавшего в 1853-54.

ИРМОС (от греч. heirmos, букв.- сплетение, связь), в византийской гимногра-фии 7 в. поэтическая строфа, соединяющая библейскую песнь с христианскими гимнами иного силлабического стихосложения. И. обобщал мысли библейской песни и устанавливал метрику для христ. гимнов; благодаря этому их можно было исполнять на напев И. В 9 в. И. стал моделью стихосложения муз.-лит. жанра канон.

ИРНЕРИЙ (Irnerius) (р. ок. 1055-60 - ум. до 1130), основатель болонской школы юристов глоссаторов. Проделал большую работу по истолкованию текстов, входивших в кодификацию Юстиниана. Составил сборник юридич. казусов (задач) для студентов, изучавших право, а также систематич. руководство по римскому праву.

Соч.: Summa Codicis des Irnerius, hrsg. von Herman Fitting, В., 1894; Questiones de juris subtilitatibus, hrsg. von Herman Fitting, В., 1894.

Лит.: Best a E., L'opera d'lrnerio..., y. 1. La vita, gli scritti, il metodo, v. 2. Glpsse inedite d'lrnerio al Digestum Vetus, Torino, 1896.

ИРНШОУ ТЕОРЕМА, одна из осн. теорем электростатики, согласно к-рой система покоящихся точечных зарядов, находящихся на конечном расстоянии друг от друга, не может быть устойчивой. И. т. сформулирована в 19 в. англ, физиком и математиком С. Ирншоу (S. Earnshaw) и вытекает из того, что потенциальная энергия статич. системы зарядов не может иметь минимума. Наличие же минимума потенциальной энергии является необходимым условием устойчивого равновесия системы. И. т. сыграла большую роль в развитии теории атома. Именно из И. т. следует, что атом не может быть „построен" из неподвижных зарядов, связанных между собой только электрич. силами, и должен представлять собой не статическую, а динамич. систему.

Лит.: Тамм И. Е., Основы теории электричества, 7 изд., М.- Л., 1957.

ИРНЫЙ КОРЕНЬ, аирный корень, ароматические корневища аира.

ИРО, Еро-Гол, река в МНР, правый, самый многоводный приток Орхона (басе. р. Селенга). Дл. 323 км, пл. басе, ок. 12 тыс. км2. Истоки в Хэнтэе; в верховьях течёт в узкой, лесистой долине, в низовьях долина расширяется, река разбивается на рукава. Летние дождевые паводки, во время к-рых И. несёт мн. взвешенных наносов. Ледостав с ноября по апрель. Сплав леса.

ИРОД I Beлиний (ок. 73-4 дон. э.), царь Иудеи с 40 (фактически с 37) до н. э. С 47 был правителем Галилеи, где отличился жестоким подавлением нар. движений. Провозглашённый рим. сенатом в 40 царём Иудеи и "другом Рима", он в 37 с помощью рим. войск овладел после пятимесячной осады Иерусалимом и сверг последнего правителя из династии Хасмонеев. К 23 в результате успешных воен. походов и дипломатич. деятельности И. I терр. зависимой от Рима Иудеи была расширена почти до пределов древнего царства Давида. Поддерживая во внеш. политике Рим и выражая покорность ему, И. I умело предотвращал непосредственное рим. вмешательство во внутр. дела Иудеи. При нём вся полнота власти была сосредоточена в руках царя и его личного совета, в к-ром значительное место занимали греки. Наследственное первосвященство было отменено, а роль первосвященника низведена до формальной, синедрион выполнял лишь религ. функции. Всякое недовольство в стране жестоко подавлялось наёмной армией. И. I прославился своей обширной строительной деятельностью. Мнительный и властолюбивый, он беспощадно уничтожал всех, в ком видел своих соперников, в т. ч. членов своей семьи. В христианской мифологии ему приписывается повеление уничтожить всех младенцев при известии о рождении Христа ("избиение младенцев"). Всё это сделало имя И. I нарицательным для обозначения злодея.

Лит.: Лившиц Г. М., Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима, Минск, 1957, гл. 7; Jones А. Н. М., The Herods of Judaea, Oxf., 1967.

ИРОИКОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА, рус. наименование одного из двух видов бурлески.

ИРОКЕЗСКАЯ ЛИГА, встречающееся в литературе назв. союза ирокезских племён в Сев. Америке, созданного ок. 1570; см. в ст. Ирокезы.

ИРОКЕЗСКИЕ ЯЗЫКИ, группа близкородственных языков североамер. индейцев в сев.-вост. части США и в соседних р-нах Канады. Включает ирокезский, эри, сенека, онеида, тускарора, могавк, гурон и чероки. Вместе с языками каддо, павни, арикара и нек-рыми др. в центр, части США И. я. иногда объединяются в семью ирокуа-каддо, условно включаемую в более широкую семью хока-сиу. Фонетич. система И. я. насчитывает менее 20 фонем с высоким процентом вокализма. Именная морфология значительно беднее глагольной. Глагол полисинтетичен и, кроме богатой аффиксации, использует инкорпорацию прямого дополнения.

Он составляет ядро предложения. И. я. имеют развитое словообразование. На языке чероки существовало слоговое письмо, созданное в нач. 19 в. индейцем по имени Секвойя, состоящее из 85 знаков.

Лит.: Alien L., Siouan and Iroquoian, "International Journal of American Linguistics", 1931, v. 6, № 3-4; Bender E., Cherokee, там же, 1949, v. 15, № 3; Но1mег N. M., The character of the Iroquoian languages, Uppsala, 1952; его же, The Seneca language, Uppsala - Cph., 1954.

Г. А. Климовов.

ИРОКЕЗЫ, группа индейских племён, обитавших на С.-В. совр. США и занимавшихся земледелием и охотой, ас 16 в. и торговлей мехами. Их древняя социальная организация - классич. пример ма-теринско-родового строя. Ок. 1570 возник Союз племён И. (могавки, онеида, онондага, кайюга, сенека, тускарора), сыгравший в 17-18 вв. большую роль в колон, войнах европ. держав за господство в Сев. Америке. В это время общество И. представляло собой военную демократию. К кон. 18 в. Союз был разгромлен войсками США, земли экспроприированы, а И. расселены в 16 резервациях США и Канады. Большинство совр. И. занято в с. х-ве, часть - пром. рабочие, строители и др. Они подвергаются дискриминации и сегрегации. По оценке, на 1960 в США насчитывалось ок. 35 тыс. И., а в Канаде - ок. 15 тыс. Ирокезские языки относятся к семье хокасиу языков. Большинство И. по религии считаются христианами, фактически значит, их часть придерживается синкретического культа сил природы.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Морган Л. Г., Древнее общество..., 2 изд., пер. с англ.. Л., 1935; Morgan L. H., League of the Hq-de-no-sau-nee, or Iroquois, N. Y., 1922; Weinman P. L., A bibliography of the Iroguoian literature, Albany (N. Y.), 1969; Fen ton W., The Iroquois in history, в кн.: North American Indians in historical perspective, N. Y., 1971 Ю. П. Аверкиева.

ИРОН, душистое вещество, содержащееся в эфирном масле, выделяемом из корней ириса. И. обладает нежным запахом цветов фиалки, хотя в них не обнаружен (подробнее см. Иононы).

ИРОНИЯ (от греч. eironeia, букв. - притворство), 1) в стилистике - выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение.

Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. (Ф. И. Тютчев, "Вы не родились поляком...")

И. есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывают свойство, к-рого в нём нет, но к-рое надо было ожидать. "Иногда, притворяясь, говорят о должном, как о существующем в действительности: в этом состоит ирония" (Бергсон А., Собр. соч., т. 5, СПБ, 1914, с. 166); И.- "...лукавое притворство, когда человек прикидывается простаком, не знающим того, что он знает" (Потебня А. А., Из записок по теории словесности, Хар., 1905, с. 381). Обычно И. относят к тропам, реже - к фигурам стилистическим. Намёк на притворство, "ключ" к И. содержится обычно не в самом выражении, а в контексте или интонации, а иногда - лишь в ситуации высказывания. И. - одно из важнейших стилистич. средств юмора, сатиры, гротеска. Когда иронич. насмешка становится злой, едкой издёвкой, её называют сарказмом.

2) В эстетике-вид комического, идейно-эмоцион. оценка, элементарной моделью или прообразом к-рой служит структурно-экспрессивный принцип речевой, стилистич. И. Иронич. отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито запрятанные, но определяющие собой стиль художеств, или публицистич. произведения ("Похвала Глупости" Эразма Роттердамского) или организацию образности (характера, сюжета, всего произв., напр, в "Волшебной горе" Т. Манна). "Скрытность" насмешки, маска "серьёзности" отличают И. от юмора и особенно - от сатиры.

Смысл И. как эстетич. категории в разные эпохи существенно видоизменялся. Античности свойственна, напр., "сократовская ирония", выражавшая филос. принцип сомнения и одновременно способ обнаружения истины. Сократ притворялся единомышленником оппонента, поддакивал ему и незаметно доводил его взгляд до абсурда, обнаруживая ограниченность как будто бы очевидных для здравого смысла истин. В античном театре встречается и так наз. трагическая И. ("И. судьбы"), теоретически осознанная в новое время: герой уверен в себе и не ведает (в отличие от зрителя), что именно его поступки подготавливают его собств. гибель (классич. пример - "Царь Эдип" Софокла, а позже - "Валленштейн" Ф. Шиллера). Такую "И. судьбы" нередко называют "объективной И.", а применительно к самой реальности - "И. истории" (Гегель).

Развёрнутое теоретич. обоснование и разнообразное художеств, претворение И. получила в романтизме (теория - у Ф.Шлегеля, К. В. Ф. Золъгера; художеств, практика: Л. Тик, Э. Т. А. Гофман в Германии, Дж. Байрон в Англии, А. Мюссе во Франции). Романтич. И. подчёркивает относительность всяких ограничительных по смыслу и значению сторон жизни - бытовая косность, сословная узость, идиотизм замкнутых в себе ремёсел и профессий изображаются как нечто добровольное, шутки ради принятое на себя людьми. Романтич. И. претерпевает эволюцию: вначале это И. свободы - жизнь не знает для своих свободных сил к.-л. неодолимых препон, вышучивая всех, кто пытается придать ей постоянные формы; потом сарказм необходимости - силы косности и гнёта одолевают свободные силы жизни, поэт заносится высоко, но его одёргивают, едко и грубо издеваясь над ним (Байрон, Гофман и особенно Г. Гейне). Романтич. И. обнажила разлад мечты (идеала) и реальной жизни, относительность и переменчивость земных ценностей, подчас подвергая сомнению их к.-л. объективность и подчиняя иск-во целям эстетич. игры. Мнение Г. Гегеля об "отрицательной И." романтиков хотя и преувеличено, но не лишено основания. Более негативна и субъективна по природе и цели И. в концепции дат. мыслителя С. Кьеркегора, расширившего её до жизненного принципа - как универсального средства внутреннего освобождения субъекта от необходимости и связанности, в к-рой его держит последоват. цепь жизненных ситуаций. По существу "отрицательной" и даже "нигилистической", теряющей границу между истиной и заблуждением, добром и злом, свободой и необходимостью И. становится в декадентском умонастроении "конца века" (19-го), в т. ч. у нек-рых символистов, о чём с горечью писал А. А. Блок. У ряда художников и эстетиков 20 в., причастных к модернизму (сюрреалисты, Ортега-и-Гасет), "нигилистическая" И. включает принцип тотального пародирования и самопародирования иск-ва.

Своеобразную концепцию "эпич. И." как одного из осн. принципов совр. реализма развил Т. Манн, к-рый, отталкиваясь от универсальности романтич. И., подчёркивал, что И. необходима для эпич. искусства как взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омрачённый никаким морализаторством. Своеобразная "ироническая диалектика" отразилась в театральном методе "отчуждения" Б. Брехта.

В суждениях классиков марксизма наряду с высокой оценкой "сократовской И." содержатся элементы эпич. И. (у Энгельса в письме к М. Каутской от 26 нояб. 1885 - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 36, с. 333-34) и диалектически раскрывается понятие "И. истории" (см. Письмо Ф. Энгельса к В. И. Засулич от 23 апр. 1885 - там же, с. 263).

Разнообразна И. в рус. лит-ре и критике: "мстительница" и "утешительница" у А. И. Герцена; "насмешливая критика" революц. демократов В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина; сливающаяся со стихией юмора у Н. В. Гоголя; переходящая в сарказм у Ф. М. Достоевского; пародийная у Козьмы Пруткова; романтическая у А. А. Блока. Сов. лит-pa (В. В. Маяковский, М. М. Зощенко, Е. Л. Шварц, М. А. Булгаков, Ю. К. Олеша, И. Ильф и Е. Петров) восприняла и развивает И., свойственную рус. реалистич. лит-ре 19 в. Она реализует иронич. отношение весьма многообразно: посредством пародии (А. Г. Архангельский) и пародийного сказа (Зощенко), гротеска (В. Белов), иронич. речи (И. Г. Эренбург), контраста слов и ситуации (А. Т. Твардовский).

Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965; Борев Ю. Б., Комическое..., М., 1970; Kierkegaard S., Uber den Begriff der Ironie, Dusseldorf- Koln, 1961; Strohschneider-Kohrs J., Die romantische Ironie in Theorie und Gestaltung, Tubingen, 1960; Muecke D. C., The compass of irony, L., [1969] (библ. с. 260-69).

Н. П. Розин.

ИРПЕНЬ, река в Житомирской и Киевской обл. УССР, впадает справа в Киевское водохранилище на Днепре. Дл. 162 км, пл. басе. 3340 км2. Берёт начало на сев.-зап. окраине Приднепровской возв.; течёт по низменной территории. Питание преим. снеговое. На всём протяжении зарегулирована шлюзами. На И. - г. Ирпень. В 1947-51 построена осушительно-оросит. система, позволившая превратить заболоченную пойму реки в основной район, снабжающий г. Киев картофелем и овощами.

ИРПЕНЬ, город (с 1956) в Киевской обл. УССР, на р. Ирпень (приток Днепра), в 27 км к 3. от Киева. Ж.-д. станция. 25,3 тыс. жит. (1970). Комбинат стеновых материалов и строит, пластмасс, маши-ностроит. (произ-во торфодобывающих машин), деревообделочный з-ды; ф-ки мебельных и кожгалантерейных изделий. Индустриальный техникум и с.-х. техникум бухгалтерского учёта.

ИРРАДИАЦИЯ (от лат. irradio - сияю, испускаю лучи) в физиологии, распространение процесса возбуждения или торможения в центральной нервной системе. Важную роль И. играет в деятельности коры больших полушарий головного мозга. И. возбуждения особенно отчётливо проявляется при сильном раздражении, когда в рефлекторный ответ вовлекаются нервные центры, обычно в нём не участвующие. Так, на умеренное болевое раздражение кожи стопы животное отвечает сгибанием лапы в голеностопном суставе; увеличение силы раздражения приводит к сгибанию ноги в коленном и тазобедренном суставах. При изучении действия тормозного условного раздражителя И. П. Павловым было показано, что торможение также может распространяться (иррадиировать) в клетках коры больших полушарий (см. Условные рефлексы).

ИРРАДИАЦИЯ, явление кажущегося увеличения размеров белых (светлых) объектов на чёрном (тёмном) фоне (при сравнительно большой яркости белого объекта) или, наоборот, кажущееся уменьшение размеров чёрных объектов на белом фоне (см. рис.). В первом случае И. наз. положительной, во втором - отрицательной. В результате И. чёрная тонкая нить или проволока, рассматриваемая на фоне яркого пламени, кажется прерванной в этом участке, яркий лунный серп в новолуние кажется имеющим больший поперечник, чем видимый одновременно с ним пепельно серый диск луны и т. п. Величина И. растёт при увеличении яркости светлого фона или светлого объекта. И. обусловлена оптич. недостатками глаза (аберрацией - сферической и хроматической), дифракционными явлениями в глазу, а также несовершенной установкой глаза на рассматриваемые объекты. См. также Иллюзии оптические.

Размеры белого круга и белого квадрата кажутся большими, чем размеры чёрного круга и чёрного квадрата; в действительности они одинаковы.

Лит.: Кравков С. В., Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения, 4 изд., М.-Л., 1950 (имеется библ.).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irratio-nalis - неразумный), обозначение идеа-листич. течений в философии, к-рые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, т. е. недоступное разуму или ино-природное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие "И." объединяет разнородные филос. системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистич. "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п. Иррационалистическими по Своему исходному содержанию являются все религ. и религ.-филос. учени