БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

чались скитания поэта по Италии. Он был приговорён к смерти вторично в 1315 (этот приговор был отменён в 19661). Последние 6 лет жизни Д. провёл в Равенне.

К 1304-07 относятся трактаты Д. "О народной речи" на лат. яз. и "Пир", включающий три канцоны, созданные раньше, и являющийся первым образцом филос. прозы на нар. итал. языке. Изложение вопросов морали, богословия, учения о свойствах души и интеллекта нарушается лирич. элементом - страстными тирадами, не свойственными этому жанру. В трактате "О народной речи" Д. говорит о родстве романских языков и об итал. диалектах.

Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итал. городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, к-рому пришлось странствовать почти по всей стране, осознание единства итал. нации - всё это привело к тому, что Д. возложил надежды на герм. императора Генриха VII, вошедшего в 1310 со своим войском в Италию. Д. видел в Генрихе миротворца, наследника Римской империи, к-рому предназначено возродить Италию. В поддержку Генриха поэт написал на лат. языке 3 послания (1310-11). В политич. трактате "О монархии" (1312-13) на лат. яз. Д. защищает идеал всемирной монархии как гос-ва, к-рое должно обеспечить земное благополучие людей.

Вершина творчества Д.- поэма "Комедия", названная потомками "Божественной" (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). Форма поэмы восходит к традиц. жанру "видения"; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай".

Руководимый Вергилием (символ земного разума) герой поэмы, сам Д., воплощающий греховное человечество, спускается в ад (мир осуждения) - подземную воронку, разделённую на 9 кругов, затем поднимается на гору чистилища (мир искупления), очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного разума) возносится в рай (мир блаженства и познания абсолютной истины). В последних песнях "Рая" Беатриче сменяет третий вожатый Д. - Бернар Клервоский, богослов-мистик 13 в.

В "Комедии" отчётливо проявляется переходный характер творчества Д. Со средневековьем её связывает аллегорич. картина неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католич. теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католич. догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности - основа его гуманизма. Отвлечённым грехам Д. придаёт политич. и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Д. размещает грешников в аду по личному усмотрению, иногда карает их не так, как этого требовала церковь, часто относится к ним с глубоким состраданием и уважением.

Там, где Д. излагает схоластич. тонкости (особенно в 3-й части), поэма приобретает абстрактный характер, но в целом она тесно связана с реальностью, отражает своё время, воссоздаёт облик современников поэта. Наиболее пластичны образы нераскаявшихся грешников "Ада"- трагич. фигуры, не изжившие своих страстей: Франческа, фарината, Улисс, Уголино. Поэзия "Чистилища" посвящена лирич. изображению человеческих чувств: горечи изгнания, дружбы, радости и раскаяния. В "Раю" же поэтизируются отвлечённые филос. представления, наряду с личными переживаниями поэта-изгнанника, тоскующего о родине. Особое место среди персонажей занимают мудрый и снисходительный Вергилий, величественная и нежная Беатриче (это и символы, и живые человеческие характеры) и сам Д.- человек гордый, страстный, нетерпимый и вместе с тем чувствительный к людским страданиям. Д. выступает в поэме то как личность, то как представитель человечества в целом.

Д.- создатель итал. лит. языка, в основу к-рого он кладёт тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжеств. книжная лексика, живописность и драматизм. Д., как никто в его время, уже говорил от имени всей итал. нации, выражая её историч. чаяния. Он, по определению Энгельса,- "...последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Творчество Д. оказало огромное влияние на развитие итал. лит-ры и европ. культуры в целом. Ему посвящена обширная лит-pa. В СССР в 1966 при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР создана постоянно действующая Дантовская комиссия.

Соч.: Le opere, testo critico della Societa dantesca italiana, a cura di M. Barbi [e. a.], Firenze, 1921; Tutte le opere, a cura di F. Chiapelli, Mil., 1965; La divina cpmme-dia, a cura di N. Sapegno, v. 1 - 3, Firenze, 1955-57; в рус. пер. - Божественная комедия, пер. М. Лозинского, М., 1967; Малые произведения, пер. И. Голенищева-Кутузова, В. Зубова, Ф. Петровского, Е. Со-лоновича, А. Габричевского, М., 1968; Новая жизнь, пер. А. Эфроса, М., 1965.

Лит.: Веселовский А. Н., Данте, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939; Дживелегов А. К., Данте Алигьери, 2 изд., М., 1946; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1, М., 1963; Данте и славяне, [сб. статей под общей ред. И. Бэлзы], М., 1965; Едина Н., Данте, М., 1965; Голенищев-Кутузов И. Н., Данте, М., 1967; его же, Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Данте и всемирная литература. [Сб. статей], М., 1967; Дантовские чтения. [Сб. статей], под общей ред. И. Бэлзы, [в. 1 - 2], М., 1968-71 (см. библ. советской дантоло-гии. Сост. Ю. И. Ритчик, в. 1); Алексеев М. П., Первое знакомство с Данте в России, в кн.: От классицизма к романтизму, Л.,1970: Vossler К., Die Gottliche Komodie. Bd 1-2, Heidelberg, 1907-10; Сarducci G., Dante e 1'eta che fu sua, в его кн.: Prose, 4 ed., Bologna, 1908; Zingarelli N., La vita, i tempi, le opere di Dante, Mil., 1931; Nardi В., Dante e la cultura medievale, 2ed., Bari, 1949; Renaudet A., Dante humaniste, P., 1952; Apollonio M., Dante. Storia della "Commedia", 2 ed., pt 1 -2, Mil., 1954; Barbi M., Problemi fondamentali per un nuovo commen-to della "Divina Commedia", Firenze, 1955; Croce В., La poesia di Dante, [9 ed.], Bari, 1958; Cosmo U., Gu-ida a Dante, Firenze, 1962; Aerbасh E., Studi su Dante, Mil., 1963;Atti del Congresso internazionale di studi danteschi, v. 1-2, Firenze, 1965-66; Pagliarо A., Ulisse. Ricerche semantiche sulla Divina commedia, t. 1 - 2, Messina -Firenze, [1967]; Rоssi M., Problematica della Divina commedia, Firenze, 1969.

Библиографические издания: Данте в СССР. Библиография переводов и критической литературы, 1918 - 1964, сост. И. В. Голенищева-Кутузова, М., 1965.

Н. Г. Елина.



ДАНТОН (Danton) Жорж Жак (28.10.1759, Арси-сюр-Об,-5.4.1794, Париж), деятель Великой французской революции. По образованию юрист. Род. в семье прокурора. С 1780 занимался адвокатской практикой в Париже, с 1787 до начала революции был адвокатом в Королев. суде. В первые же дни революции передовые взгляды Д., его ораторский талант обеспечили ему широкую популярность. Отстаивая демократич. требования клуба кордельеров, Д. приобрёл там большое влияние. Однако он долго считал необходимым сохранение монархии и даже в период кризиса, вызванного вареннским бегством Людовика XVI (21 июня 1791), не решился требовать ее уничтожения. В июле 1791, чтобы избежать правительств. репрессий, уехал в Англию. Возвратившись в Париж (сент. 1791), Д. принял участие в де-мократич. движении, сблизился с якобинцами; был избран пом. прокурора Парижской Коммуны 1789-94. Участвовал в организации восстания 10 авг. 1792, свергнувшего монархию, после к-рого занял пост мин. юстиции в новом пр-ве. В авг.- сент. 1792, в критич. дни наступления войск австро-прусских интервентов на Париж, Д. проявил огромную энергию, инициативу и решимость, призвав народ на защиту революц. отечества. В сент. 1792 Д. был избран в Конвент. В 1793 вошёл в первый Комитет общественного спасения, став его фактич. руководителем. Уделяя большое внимание вопросам внеш. политики, Д. выступал поборником идеи "естеств. границ", отвергая планы "революц. войны",т. е. насильств. уничтожения феод. порядков в др. гос-вах. В вопросах внутр. политики по мере обострения борьбы между Горой и Жирондой он занимал всё более уклончивую позицию и искал компромисса между борющимися партиями. Примирительная позиция Д. по отношению к жирондистам побудила якобинцев устранить Д. и его сторонников из нового Комитета обществ.спасения, созданного в июле 1793. Осенью 1793 Д. временно покинул Париж и жил на родине, занимаясь частными делами и увеличивая своё состояние. В то же время он продолжал пристально следить за событиями, происходившими на политич. арене. Оставаясь внешне одним из вождей революции, Д. постепенно становился притягательным центром для "новых богачей", недовольных политикой революц. диктатуры. Зимой 1793-1794 концентрировавшееся вокруг Д. правое крыло якобинцев (К. Демулен, фабр д'Эглантин и др.) оформилось в оппо-зиц. группировку, выступавшую с требованием смягчения революц. террора, отмены закона о максимуме и с резкими нападками на пр-во якобинцев. 2 апр. 1794 Д. и его друзья были преданы суду Революц. трибунала и 5 апр. 1794 казнены.

Соч.: CEuvres..., P., 1866; Discours, P., 1910.

Лит.: Нарочницкий А. Л., Крушение дипломатии Дантона в июне - июле 1793 г., "Доклады и сообщения Исторического факультета МГУ", 1947, в. 6; Далин В. М., Новые документы об отношении Бабефа к Дантону, "Вопросы истории", 1959, № 4; Матьез А., Новое о Дантоне, пер. с франц., М.- Л., 1928; Фридлянд Ц., Дантон, 3 изд., М., 1965; Bougeart A., Danton. Documents authenticities pour servir a 1'histoire de la Revolution francaise, Brux., 1861; Aulаrd F.A., Danton, P., 1884; Rоbinet J. F. E., Centenaire de 1789. Danton homme d'Etat, P., 1889; Made1in L., Danton, P., 1914; Вe11ос Н., Danton, N. Y., 1928; Wende1 H., Danton, B., 1930.

Л. З. Манфред.



Д'АНТРКАСТО (d'Entrecasteaux) Жозеф Антуан де Брюни (de Bruni) (1739, Экс, Франция,-20.7.1793, Тихий ок.), французский мореплаватель. Служил в воен. флоте. В 1791-93 возглавлял экспедицию, посланную на поиски Ж. Лаперуза. В течение двух лет его отряд обследовал районы юж., вост. и зап. берегов Австралии и юго-зап. части Тихого ок. Во время экспедиции открыл о-ва Д'Антркасто, Кермадек и архипелаг Тро-бриан и совместно с гидрографом ТТТ. Ботаном-Бопре провёл съёмку берегов Тасмании, Н. Каледонии, юж. и сев. берегов Н. Гвинеи. Умер во время плавания.

Д'АНТРКАСТО (d'Entrecasteaux), группа мелких вулканич. островов в Соломоновом м. Тихого ок., близ вост. оконечности о. Н. Гвинея. Входит в состав Папуа (колония Австрал. Союза). Пл. 3145 км2. Нас. ок. 40 тыс. чел. (1969). Выс. до 2600 м; есть потухшие вулканы и горячие источники. Разведение кокосовой пальмы, добыча жемчуга. Открыты в 1792 Ж. Д'Антркасто.

ДАНФЕРМЛИН (Dunfermline), город в Великобритании, в Шотландии (графство Файф), у зал. Ферт-оф-Форт, близ Эдинбурга. 50,7 тыс. жит. (1968). Текст. центр (шерстяные ткани). Судостроение и судоремонт. Пищ. пром-сть. В 11 в. резиденция шотл. королей. Архит. памятники 11 в. (дворец, церковь).

ДАНЦИГ (Danzig), быв. немецкое назв. польского города Гданьск.

ДАНЫ, германское племя. Д. населяли Ю. Скандинавского п-ова. В 5-6 вв. заселили о-ва Дат. архипелага и Сев. Ютландию. Составили ядро формировавшейся дат. народности (см. Датчане). Дали название стране - Дания.

ДАНЬ, первоначально натуральный или денежный побор, взимавшийся победителями с побеждённых племён или гос-в (иногда Д. уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны). В условиях консолидации подчинённых племён под властью одного племенного вождя (князя) и в процессе складывания раннефеод. гос-ва Д., взимавшаяся с этих племён, приобретала новое значение - налога, а в результате пожалования права его сбора дружинникам, духовенству, светским феодалам трансформировалась в феод. ренту. На Руси Д. известна с 9 в. Подчиняя отд. племена, князья облагали их Д. (деньгами, натурой, в т. ч. мехами и пр.). Рост феод. собственности на землю привёл к захвату феодалами права взимания Д. и включению её в состав феод. ренты. В 13-15 вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от уплаты Д. С образованием единого Рус. гос-ва Д. на рубеже 15- 16 вв. стала обязат. налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. Отменена в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один- стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церк. причтов церк. Д. (часть дохода от взносов прихожан). В 13-15 вв. спец. разновидность Д. взималась с рус. земель в пользу Золотой Орды (т. н. ордынский "выход").

Лит.: Лаппо - Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований, СПБ. 1890; Милюков П. Н., Спорные вопросы финансовой истории Московского государства, СПБ, 1892.

ДАНЬКЕВИЧ Константин Фёдорович [р. 11(24). 12.1905, Одесса], советский композитор, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель, нар. арт. СССР (1954). Чл. КПСС с 1946. В 1929 окончил Одесский муз.-драматич. ин-т по классу композиции В. А. Золотарёва и П. И. Молчанова, по классу фп. М. И. Рыбицкой. С 1929 преподаватель, с 1948 проф. по классу композиции Одесской консерватории (в 1944-51 директор). С 1953 проф. Киевской консерватории. В 1956-67 пред. правления Союза композиторов Украины. Музыка Д. тесно связана с укр. и рус. фольклором. Произведениям композитора свойственно тяготение к героич. пафосу и драма-тич. напряжённости. Осн. соч.: оперы "Трагедийная ночь" (1934), "Богдан Хмельницкий" (1-я ред. -1951, 2-я ред.- 1953), "Назар Стодоля" (1960); балет "Лилея" (по Т. Г. Шевченко, 1939); оратория "Октябрь" (1957); 2 симфонии (1937, 1945); 4 симф. поэмы, в т. ч. "Тарас Шевченко" (1939), камерные и хоровые произв., музыка к драматич. спектаклям и фильмам и др. Деп. Верх. Совета Укр. ССР 4-6-го созывов. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Портрет стр. 550.

Лит.: Михайлов М., Композитор К. Ф. Данькевич, Киев, 1959.

Л. С. Кауфман.



ДАНЬКО, Данько-Алексеенко Наталия Яковлевна (1892, Тбилиси,- 18.3.1942, Ирбит), советский скульптор-керамист. В 1900-08 училась в частных студиях и училищах Москвы, Вильнюса, Петербурга. В 1909-14 выполняла скульпт. декор моск. и петерб. домов и зарубежных выставочных зданий. С 1914 работала в Петрограде на императорском (с 1918- гос.) фарфоровом з-де (с 1919 руководитель скульпт. мастерской). Создала св. 300 полихромных фарфоровых групп, фигурок, рельефных сосудов и скульпт. настольных приборов (в т. ч. ряд произв. т. н. агитационного фарфора), отмеченных тонким чувством материала, знанием традиций рус. нар. керамики и художеств. фарфора, обобщённостью форм, меткостью социальных и психологич. характеристик и актуальностью обществ. звучания.

Лит.: Эбин Ю., Н. Я. Данько, М., 1955; Овсянников Ю. М., Скульптор в красном халате, [М., 1965].

ДАО, одна из важнейших категорий китайской философии. Букв. значение термина "Д."-"путь"; Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этич. значение, истолковав как "путь человека", т. е. нравств. поведение и основанный на морали социальный порядок. В философии даосизма термин "Д." приобретает уже не этическое, а онтологич. значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. В философии неоконфуцианства термин "Д." большей частью отождествляется с термином "ли" ("принцип") и противопоставляется материальному субстрату "ци". Основатель рационалистич. системы неоконфуцианства Чжу Си подчёркивал при этом тождественность Д. человека и окружающего мира.

Лит.: Конрад Н. И., Философия китайского Возрождения, в его кн.: Запад и Восток, М., 1966; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966; Fung Yu1an, A history of Chinese philosophy, v. 1 - 2, Princeton, 1952 - 53. В. А. Рубин.

"ДАО ДЭ ЦЗИН", классич. произведение древнего даосизма (4-3 вв. до н. э.); см. в ст. Лао-цзы.


ДАОСИЗМ, 1) одно из осн. направлений др.-кит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами "Лао-цзы" (др. назв.-"Дао дэ цзин") и "Чжуан-цзы". В наст. время большинство учёных приходит к выводу, что "Чжуан-цзы" появился ок. 300 до н. э. и приблизительно в то же время-"Лао-цзы", в связи с чем датировка возникновения Д. передвигается с 6-5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4-3 вв. до н. э.

В центре учения, изложенного в "Чжуан-цзы" в виде притч, носящих полемич. характер и направленных против конфуцианства и моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусств. жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств. целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и не выразимая в словах. Разочарование в возможности по-литич. и социального действия, анархич. индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии "Чжуан-цзы", а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крест. революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первонач. науч. знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в частности, бумаги), способствовавших технич. прогрессу; с др. стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии кит. живописи (в особенности пейзажной). В трактате "Лао-цзы" понятие "дао" приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного "Чжуан-цзы" абс. отрицания политики и морали появляется призыв