БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

радикальнейших представителей ср.-век. реализма. В целом грандиозные умств. построения И. С. Э. были чужды его эпохе, и его творчество не нашло настоящих продолжателей; лишь в 13 в. его пантеистич. идеи подхватываются еретич. мыслителями и одновременно подвергаются церк. осуждению (напр., на поместном Парижском соборе в 1210). В общей история, перспективе система И. С. Э. лежит на линии, идущей от Платона и Плотина через Прокла, Псевдо-Ареопагита, Максима Исповедника и Николая Кузанского к нем. идеализму кон. 18 - нач. 19 вв. И. С. Э. писал также стихи. В его поэтич. опытах, где в лат. речь вкраплено необычайное количество греч. слов, ярко сказалась воодушевлявшая его тоска по эллинской духовности и любовь к одинокой, самоцельной игре ума. Соч.: Opera quae supersunt omnia, P., 1865 (Patrologiae cursus completus, ser. lati-na, accur. J.-P. Migne, t. 122); в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 787 - 94; Памятники средневековой латинской литературы IV - IX веков, М., 1970, с. 358-60.

Лит.: Брнллиантов А.. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898; История философии, т. 1, М., 1940 (см. по указат. имен); Dоггiеs Н.. Zur Geschichte der Mystik Erigena und des Neoplatonismus, Tubingen, 1925. С. С. Аверинцев.

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (John of Salisbury, Johannes Saresberiensis) 1115 или 1120, Солсбери, - 25.10.1180, Шартр (?)], английский богослов. Будучи секретарём архиепископа кентерберийского Т. Бекета, поддерживал его в борьбе с англ, королём Генрихом П. Бекету посвящено осн. соч. И. С. "Поликратикус", в к-ром изложены политич. и этич. воззрения автора (в частности, обоснование идеи верховенства духовной власти над светской), а также представлены сведения по истории философских учений. И. С. принадлежат трактат "Металогикус" (введение в логику Аристотеля) и "Папская история", охватывающая 1143-52.

ИОАНН ЦЕЦА (loannes Tzetzes) (1110- 1185), византийский писатель. Автор написанной гекзаметром поэмы на гомеровские сюжеты; небольшой драмы, в к-рой действуют мудрец (сам автор), жалующийся на печальное положение учёных, и крестьянин, а также музы и хор; трактатов по метрике и грамматике, комментариевк др.-греч. поэтам и философам. Осн. соч. И. Ц. "Книга историй" содержит ценные историко-литературные и мифологии, сведения.

Соч.: Historiarum variarum chiliades, Lpz., 1826.

Лит.: Krumbacher К., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Munch., 1897.

ИОАННИСЯН Абгар Рубенович [р. 30. 5 (12.6). 1908, Тбилиси], еоветский историк, акад. АН Арм. ССР (1947). Чл. КПСС с 1944. В 1938-46 проректор Ереванского ун-та, в 1947-53 директор Ин-та истории АН Арм. ССР, в 1949-60 академик-секретарь Отделения обществ, наук АН Арм. ССР, в 1960-63 и с 1967 вице-президент АН Арм. ССР. Осн. труды по истории утопич. социализма, освободит, движений арм. народа и присоединения Закавказья к России. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Генезис общественного идеала Фурье, М.-Л., 1939; Иосиф Эмин, Ер., 1945; Россия и армянское освободительное движение в 80-х гг. XVIII ст., Ер., 1947; Присоединение Закавказья к России и международные отношения в начале XIX ст., Ер., 1958; Шарль Фурье, М., 1958; Коммунистические идеи в годы Великой Французской революции, М., 1966.

ИОАННИСЯН Ашот Гарегинович [р. 5 (17).6.1887, Шуша, Азербайджан], советский историк, акад. АН Арм. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1906. Активный участник революц. движения в Закавказье. Проф. Лазаревского ин-та в Москве (1918-19), Ереванского ун-та (1921-26), Ин-та национальностей СССР (1929-34). В 1920-21 нарком просвещения Армении, в 1922-27 первый секретарь ЦК КП(б) Армении. В 1936-37 зам. директора Ин-та истории АН СССР, с 1954 ст. науч. сотрудник этого ин-та. Осн. труды по истории обществ, движений и политич. мысли арм. народа ("Налбандян и его время", т. 1-2, 1955- 1956; "Очерки истории армянской освободительной мысли", кн. 1-2, 1957-59).

ИОАННИСЯН Иоаннес Мкртичевич [14(26).4.1864, Вагаршапат, -29.9.1929, Ереван], армянский поэт. Род. в семье крестьянина. Учился в Лазаревском ин-те в Москве. В 1888 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. До 1912 был учителем. И. приветствовал Великую Окт. социалистич. революцию, принял участие в строительстве новой жизни, работал в Законодат. комиссии при Совнаркоме Арм. ССР (с 1922). Поэт выпустил три сб-ка "Стихотворения" (1887, 1908, 1912). Ранние стихи принадлежат к лучшим образцам арм. гражд. лирики. И. показал жестокую эксплуатацию крестьянства, тяжёлый труд хлебороба ("Прощайте, солнце и весна", "Ашуг", "Араз", "Алагяз побелел, застылый^ и др.). Нек-рые его стихи окрашены в трагич. тона ("Бывают минуты", "Верю в то, что бессмертен" и др.). Опираясь на нар. предания, И. создал классич. обработки песен старинных арм. певцов (гусанов), баллады и легенды ("Царь Артавазд", "Рождение Ваагна" и др.), в к-рых проповедовал освободит, идеи. Творчество И. сыграло большую роль в развитии арм. поэзии, в т. ч. советской; он проложил путь О. Туманяну и А. Исаакяну. И. - мастер любовной лирики и певец природы. Стихам И. присущи пластич. выразительность, свежесть сравнений и метафор. Переводы из Гомера, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, П. Я. Якубовича, А. Мицкевича, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гейне и др. поэтов до сих пор являются образцовыми.

Соч.:В рус. пер. - Стихотворения, Ер., 1940; Избранное, М., 1949; Лирика, М., 1963.

Лит.: История армянской советской литературы, М., 1966; Хитарова С., Поэзия Иоаннисяна, М., 1968.

ИОАННИТЫ, госпитальеры, члены духовно-рыцарского ордена, основанного в Палестине крестоносцами в нач. 12 в. Названы по иерусалимскому госпиталю св. Иоанна (дому для паломников, от лат. hospitalis - странноприимный), в к-ром после 1-го крестового похода находилась первоначальная резиденция рыцарей - основателей ордена. В 1113 папой был утверждён устав И. Помимо обслуживания крестоносцев и паломников, И. обязаны были исполнять воен. службу (к-рая приобрела особенно большое значение в 13 в.). Они активно участвовали в крестовых походах против мусульманских государств. В 12-13 вв. орден стал крупной воен.-политич. силой, имел свои подразделения во мн. странах Зап. Европы, приобрёл обширные зем. владения на Бл. Востоке и в Зап. Европе. После вытеснения крестоносцев с Востока И. в 1291 переселились на Кипр, в нач. 14 в. обосновались на о. Родос (отсюда их другое назв. - родосские рыцари), в 1530 - на о. Мальта (стали наз. также Мальтийским орденом). Великая франц. революция нанесла удар ордену. В 1798 И. лишились Мальты, а затем и др. владений, утратив прежнее значение. В 1834 резиденция И. была перенесена в Рим. В 70-х гг. 20 в. орг-ции И. имеются в ФРГ, Англии, Швейцарии [где находится один из их пропагандистских центров - Рыцарский дом (музей) в Бубиконе, осн. в 1936], Швеции и ряде др. гос-в. Орден объединяет ок. 8 тыс. человек, преим. представителей аристократии; в целях расширения влияния ордена с 1961 в соответствии с новым уставом в него допускаются и лица незнатного происхождения. Деятельность И., формально занимающихся религ. благотворительностью, в действительности носит реакц. политич. характер.

Лит.: ЗаборовМ. А., Папствоикрестовыепоходы, М., 1960; Воtаге11i G., Storia politica е militare del Sovrano Ordine di S. Giovarmi di Jerusalemme delto di Malta, v. 1-2, Mil., 1940; Pierredon M., Histoire politique de 1'ordre souverain de St. Jean de Jerusalem (ordre de Malte) de 1789 a 1955, 2 ed., t. 1, P., 1956; Cassagnac P., Histoire de 1'Ordre souverain de St. Jean de Jerusalem.... P., 1963; Ri1ey-Smith J., The knights of St. John in Jerusalem and Cyprus 1050 - 1310, L., 1967. M. А. Заборов.

ИОАНЭ ПЕТРИЦИ, грузинский философ 11-12 вв. Деятельность И. П. протекала вначале в Константинополе, где он был связан с филос. кружком Иоанна Итала, затем в Петрицоне (Бачково) - центре просвещения груз, молодёжи, созданном в Болгарии, и завершилась на родине - в Гелатской академии, положившей начало груз, филос. Ренессансу. Филос. взгляды И. П., сложившиеся под влиянием др.-греч. философа Прокла ("Элементы теологии" к-рого были переведены И. П. на груз, язык с обширными комментариями), могут быть охарактеризованы как разновидность неоплатонизма. Обусловленные этим пантеистич. тенденции в миросозерцании И. П. оказали значит, влияние на дальнейшее развитие груз, философии и, в частности, на духовное развитие Ш. Руставели.

В рус. пер. - Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха, пер. и исследование И. Д. Панцхава, Тб., 1942.

Лит.: Нуцубидзе Ш., История грузинской философии, Тб., 1960.

Ш. Хидашели.

ИОАХИМ (Joachim) Иожеф (Иозеф) (28.6.1831, Китзе, близ Пресбурга,- 15.8.1907, Берлин), венгерский^ скрипач, композитор и педагог. Ученик И. Бёма и Ф. Давида. Концертировал с 7 лет. В 1849-53 концертмейстер придворного оркестра в Веймаре. В 1853-66 концертмейстер (с 1859 концерт директор) в Ганновере. Директор и профессор Высшей школы музыки в Берлине (с 1868); среди учеников: Л. С. Ауэр, В. Бурместер, Б. Губерман и др. В 1869 основал струнный квартет. Гастролировал в Англии, Франции, Австрии, России (впервые в 1872). Был выдающимся интерпретатором классической музыки. Исполнит, деятельность И. стала эпохой в скрипичном иск-ве. Автор соч. гл. обр. для скрипки, в т. ч. 3 концертов (наиболее известен М° 2 "в венгерском стиле"), фп. пьес и обработок "Венгерских танцев " для скрипки и фп., каденций и др.; написал скрипичную школу.

Лит.: Брейтбург Ю., Йозеф Иоахим - педагог и исполнитель, М., 1966; Moser A., Joseph Joachim, Bd 1-2, В., 1908 - 10.

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioac-chino da Fiore) (ок. 1132-1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил своё прозвище.

Создатель мистико-диалектич. концепции историч. процесса, выразившей глубокий кризис ср.-век. миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символич. толкования Библии (в соч. "Согласование Нового и Ветхого заветов", 1519, и "Пособие к Апокалипсису", 1527), исходит из деления всемирной истории на три "мировые состояния", или эры, соответствующие трём лицам христ. троицы - отцу, сыну и св. духу. В продолжение ветхозаветной эры отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра св. духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает своё содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. духа должно начаться ок. 1260: после периода борьбы и искушений восторжествуют любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит своё место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками, честолюбивых пап сменит вышедший из простого народа "ангелический Папа", буквальное понимание Библии станет ненужным и будет отменено через возвещение "Вечного Евангелия", наконец, произойдёт примирение католиков с православными, и в эту возрождённую вселенскую общность христиан найдут свой путь и евреи. Дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место ещё в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересями позднего средневековья.

Судьбы наследия И. Ф. в течение 13 - нач. 14 вв. были тесно связаны с францисканством, также учившим о "святой нищете"; создаётся обширная псевдо-иоахимовская литература. Доль-чино делает из учения И. Ф. программу мятежа. Позднее идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него - на весь дух новоевроп. политич. мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Т. Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. можно усматривать в филос. конструировании смысла истории у Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и особенно у рус. религ. философа В. С. Соловьёва.

Соч.: Liber figurarum, 2 ed., v. 1 - 2, Torino, 1953.

Лит.: СтамС. М., УчениеИоахимаКалабрийского, в кн.: Вопросы историирелигиииатеизма, т. 7, М., 1959; Gгundmann H-, Studien uber Joachim von Floris, Lpz., 1927; егоже, Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Marburg, 1950; Huck J. Ch., Joachim von Floris und die Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938; Ilusso F., Bibliografia gioachimita, Firenze, 1954. С. С. Аверинцев.

ИОАХИМИТЫ, последователи Иоахима Флорского, приверженцы радикально-еретич. движений в странах Зап. Европы 13-15 вв.

ИОВ [г. рожд. неизв.- ум. 19(29).6.1607, Старица,ныне Калининской обл.],первый русский патриарх, ставленник Бориса Годунова. В 1588 Годунову удалось добиться согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России, что укрепило положение рус. церкви. В янв. 1589 в Москве церк. собор избрал патриархом II. После смерти Фёдора Ивановича в 1598 И. содействовал избранию царём Б. Годунова. В июне 1605 И. сведён с патриаршего престола и сослан в стариц-кии Успенский монастырь боярами, противниками Годуновых, признавшими царём Лжедмитрия I.

ИОВСКИЙ Александр Алексеевич [29. 8(9.9). 1796, Острогожск, ныне Воронежской обл.,-22.1(3. 2). 1857], русский химик и фармаколог. Доктор медицины (1823), проф. Моск. ун-та (1835-42), где читал общую и аналитич. химию, фармацию, фармакологию, токсикологию и рецептуру. Опубликовал учебные пособия по химии, к-рые излагал с позиций атомистики Дальтона и Берцелиуса. Издавал журн. "Вестник естественных наук и медицины" (ежемесячно с мая 1828 по дек. 1831; в 1830 журнал не выходил), в к-ром популяризировал естествознание и выступал против идеалистич. натурфилософии Ф. Шеллинга, витализма и суеверий.

Лит.: Ушакова Н. Н., Соловьёв Ю. И., Передовой профессор Московского ун-та А. А. Иовский, "Тр. Ин-та истории естествознания и техники", 1954, т. 2, с. 4-18 (имеется библ.).

ИОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, водохранилище, образованное в 1960-61 плотиной на р. Иова (Ковда) на терр. Мурманской обл. РСФСР и Карел. АССР. Состоит из озёрных (в подпоре находятся Сушозеро, Ругозеро, Сокол-озеро) и речных участков. Пл. 294 км2, объём 2,06 км3, дл. 58 км, наибольшая шир. 10 км, ср. глуб. 7 м. Уровень водохранилища колеблется в пределах 2 м\ оно осуществляет сезонное регулирование стока. Используется в целях энергетики, лесосплава и водоснабжения. Рыболовство (ряпушка, сиг, кумжа, хариус, щука, корюшка).

ИОВЧУК Михаил Трифонович [р. 6(19). 11.1908, дер. Заужовье, ныне Кобринского р-на Брестской обл.], советский философ и парт, деятель, чл.-корр. АН СССР (1946). Чл. КПСС с 1926. Окончил филос. отд. Академии коммунистич. воспитания (1931). В 1933-36 нач. политотдела совхоза в БССР. В 1936-39 руководил кафедрами диалектич. материализма и марксизма-ленинизма (Моск. химико-технологич. ин-т им. Менделеева, Моск. с.-х. академия им. Тимирязева). В 1939-41 на партработе в Исполкоме Коминтерна, в 1941-47 в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) (с 1944 зам. начальника управления). В 1947-49 секретарь ЦК КП Белоруссии по пропаганде и агитации. В 1949-70 вёл научно-преподават. работу в МГУ, Уральском ун-те, Ин-те философии АН СССР; с 1970 ректор Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Осн. науч. работы посвящены истории рус. философии, методологич. проблемам истории всемирной философии, истории марксизма-ленинизма, проблемам историч. материализма, вопросам теории культуры, совр. идеологич. борьбы и др. Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. На 24-м съезде КПСС избран кандидатом в чл. ЦК КПСС. Награждён орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Белинский. Его философские и социально-политические взгляды, М., 1939; Развитие материалистической философии в России в 18 - 19 вв., М., 1941 (совм. с Г. Ва-сецким); Философские и социологические взгляды Н. П. Огарёва, М., 1957; Г. В. Плеханов и его труды по истории философии, М., 1960; История философии как наука, её предмет, метод и значение, М., 1960; Ленинский этап в развитии марксизма и его философии, М., 1969; Ленинизм, философские традиции и современность, М., 1970.

ИОГАНСЕН (Johannsen) Вильгельм Людвиг (3.2.1857, Копенгаген, - 11.11. 1927, там же), датский биолог, один из основоположников совр. генетики. Проф. Ин-та физиологии растений Копенгагенского ун-та, чл. Швед. АН. Своими экспериментами (1898-1903) по отбору количеств, признаков у ячменя и фасоли доказал, что в потомстве самоопыляющихся растений отбор не эффективен. Этим он опроверг т. н. законы Ф. Гальтона (1889, 1897) о частичном наследовании индивидуальных отклонений организмов. Созданное И. на этой основе учение о чистых линиях легло в основу совр. принципов селекции, доказало ненаследуемость признаков, приобретаемых организмами при жизни, а также роль наследственности в процессах естеств. отбора. В труде "Элементы точного учения наследственности" (1909) И. дал анализ осн. понятий генетики и ввёл термины ген, генотип, фенотип. Однако в вопросах о материальной природе гена и о роли генетики в разработке проблем эволюции И. занимал агностич. позицию.

Соч. в рус. пер.: О наследовании в популяциях и чистых линиях, М.-Л., 1935; Элементы точного учения об изменчивости и наследственности..., Л., 1933.

Лит.: Филипченко Ю. А., Генетика, М.-Л., 1929; Гайсинович А. Е., Зарождение генетики, М., 1967, с. 138-46. А. Е. Гайсинович.

ИОГАНСЕН (Johansen) Фредерик Яльмар [15.5.1867, Шинн, Норвегия, -6.1. 1913, Кристиания (Осло)], норвежский полярный путешественник. В 1893-96 участвовал в арктич. экспедиции Ф. Нансена на дрейфующем судне "Фрам". Сопровождая Нансена, прошёл на лыжах по дрейфующим льдам до 86°14' с. ш., что явилось рекордом в продвижении к Сев. полюсу. В 1910-12 участвовал в южнополярной экспедиции Р. Амундсена; зимовал на антарктич. базе экспедиции "Фрамхейм" в шельфовом леднике Росса. Именем И. названы мыс на Земле Георга (Земля Франца-Иосифа) и мыс на о. Нансена (арх. Норденшельда).

Соч. в рус. пер.: Сам-друг под 86°14'. Записки учас