БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

>
Стали с повышенной устойчивостью против нагрева сохраняют свои эксплуатац. свойства при нагреве до 250-400 °С. В основном это легированные стали с высоким содержанием хрома (до 12% ). Они имеют повышенную износостойкость в условиях абразивного изнашивания, т. к. содержат в структуре до 20-30% карбидов хрома и ванадия высокой твёрдости: Me7C3 (1200-1400 HV) н MeC (2000 HV). После термин, обработки (закалка с охлаждением на воздухе, в масле или в расплавленных солях с темп-рой 150-180 0C) они приобретают твёрдость до 63 HRC. Для этих сталей характерна высокая прокали-ваемость (до 300-400 мм) и минимальные объёмные изменения при закалке. Из высокохромистых сталей изготовляют крупные штампы, испытывающие повышенный износ, стойкие в агрессивных средах хирургия, инструменты и др.

Стали, устойчивые против нагрева, сохраняют твёрдость до 560 - 700 °С. Основными легирующими элементами таких сталей, обеспечивающими их красностойкость, являются вольфрам и молибден. Стали, имеющие повышенное содержание углерода (0,7-1,5%) и высокую . твёрдость (до 64-68 HRC), идут на изготовление режущего инструмента (см. Быстрорежущая сталь); стали с содержанием углерода до 0,4% (штамповые стали), имеющие более низкую твёрдость, но лучшую вязкость, применяют для штампов горячего деформирования, форм для литья металлов под давлением и др.

Лит.; Гуляев А. П., Mалинина К. А., Саверина С. M., Инструментальные стали. Справочник, M., 196JU Геллер Ю. А., Инструментальные стали, 3 изд., M., 1968 (имеется библ.X

Ю. А. Геллер.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА, экспериментальная фонетика, совокупность методов анализа звуковой стороны языка при помощи различной аппаратуры и др. вспомогательных средств. Частоту осн. тона, длительность и интенсивность определяют осциллографом. Спектральный анализ звуков и их формантный состав осуществляют спектрометром и спектрографом. Положение языка определяют при помощи фотопалатографа и методами динамич. палатографии. Изменения частоты основного тона и интенсивности автоматически анализируются ин-тонографом. См. Фонетика.

Лит.: Бондарко Л. В., Осциллографический анализ речи, Л., 1965; Lindner G., Einfuhrung in die experimentelle Phonetik, В., 1969. Л.Р.Зиндер.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ОШИБКИ, ошибки наблюдений и измерений, обусловленные несовершенством инструментов (т. е. неизбежными отличиями реального инструмента от инструмента "идеального", представляемого его геометрич. схемой), а также неточностью установки инструмента в рабочем положении. Учёт И. о. имеет значение при измерениях, требующих высокой точности. Пренебрежение их учётом влечёт за собой систе-матич. ошибки, к-рые в значит, мере могут обесценить результаты измерений.

Особенно большое значение учёт И. о. имеет в астрономии, геодезии и др. науках, требующих точнейших измерений. В связи с этим разработка методов исследования И. о. и исключения их влияния на результаты наблюдений и измерений является одной из гл. задач теории измерит, инструментов.

И. о. могут быть подразделены на 3 категории: 1) ошибки, зависящие от несовершенства изготовления отдельных частей инструмента. Эти ошибки не могут быть ни устранены, ни изменены наблюдателем, но они тщательно исследуются, а вызываемые ими погрешности исключаются или введением соответствующих поправок, или рационально построенной методикой измерений, устраняющей их влияние на окончательные результаты. К этой категории И. р. относятся: ошибки штрихов разделённых кругов, по к-рым делаются отсчёты направлений на наблюдаемые предметы; ошибки штрихов шкал измерит, приборов; ошибки эксцентриситета, происходящие от несовпадения центра вращения разделённого круга или алидады с центром делений круга; периодич. и ходовые ошибки винтов микрометров, связанные с несовершенством их нарезки или монтировки; ошибки от прогиба частей инструмента; ошибки, связанные с оптикой инструмента: дисторсия, астигматизм, кома и др.

2) Ошибки, зависящие от погрешностей сборки и юстировки инструмента, а также от недостаточной точности его установки в положении, требуемом теорией данного способа наблюдений. К этим ошибкам относятся: коллимационная ошибка, заключающаяся в отклонении от 90° угла между визирной линией и осью вращения трубы; ошибки, связанные с наклонением горизонт, оси инструмента к горизонту и неточностью его установки в нужном азимуте; неточная центрировка линз объектива; нек-рые ошибки регистрирующей аппаратуры и др. И. о. этой категории, обнаруживаемые поверками инструмента, могут быть сведены к минимуму перемещением отдельных частей инструмента, предусматриваемым их конструкцией. Остающиеся неустранёнными малые доли этих ошибок определяются с помощью вспомогат. приспособлений (уровень, надир-горизонт, коллиматоры и т. п.) или выводятся из наблюдений (напр., ошибка азимута) и влияние их учитывается при обработке наблюдений.

3) Ошибки, связанные с изменением свойств инструмента с течением времени, в частности обусловленные изменением темп-ры; к этой же категории ошибок относится суммарный эффект всех прочих погрешностей, не учитываемых теорией инструмента. Эти И. о. наиболее сложны. Проявляясь систематически и не обнаруживаясь явно в процессе наблюдений и измерений, они особенно вредны. Выявляются они только при измерениях одних и тех же величин разными инструментами. Так, при сравнении координат звёзд, полученных из наблюдений на разных обсерваториях, или поправок радиосигналов точного времени, определённых различными службами времени, всегда обнаруживаются систематич. разности, к-рые обычно в полтора-два раза, а иногда и в пять-шесть раз превосходят присущие данным методам и инструментам случайные ошибки. Одной из важных задач является нахождение, тщательное исследование и, по возможности, устранение причин, вызывающих И. о. этой категории.

См. также Погрешности измерений.

Лит.: Блажко С. Н., Курс практической астрономии, 3 изд., М.-Л., 1951; Зверев М. С., Исследование результатов астрономических наблюдений Службы времени ГАИШ за 1941 - 44 гг., "Труды Государственного астрономического ин-та им. П. К. Штернберга", 1950, т. 18. в. 2; Щеглов В. П., Опыт исследования некоторых систематических ошибок..., "Астрономический журнал", 1950, т. 27, в. 6; Васильев В. М., О разностях температуры отдельных частей трех пассажных инструментов Службы времени, там же, 1952, т. 29, в. 6; Павлов Н. Н., О термических эффектах в перекладывающихся пассажных инструментах, там же, 1953, т. 30, в. 1.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Всесоюзный научно-исследовательский Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности (ВНИИ), осн. в Москве в 1943. Разрабатывает научно-технич. и теоретич. основы процессов резания, конструирования, технологии производства и эксплуатации режущего инструмента, исследует инструментальные материалы и др. Самостоятельные отделы ин-та: стандартизации и нормализации; типажа; патентно-лицензионных работ. Секторы: инструмента общего назначения; инструментальной оснастки автоматических линий, агрегатных и специальных станков; зуборезного инструмента; технологический и т. д. (всего 13 секторов). Имеет заочную аспирантуру. Периодически издаёт "Сборники трудов" (с 1952), а также информац. и руководящие материалы по инструментальному делу.

ИНСТРУМЕНТОВКА, изложение муз. произведения для к.-л. инструментального состава - от камерного ансамбля до симфонич. оркестра. В широком смысле слова говорят и об И. для вокального ансамбля, хора. Чаще всего под И. понимается изложение музыки для оркестра. В том же значении нередко используется и термин оркестровка. Порою, однако, этим терминам придают разное значение, понимая под И. изложение для оркестра сочинения, специально задуманного как оркестровое, а под оркестровкой - изложение для оркестра произведения, написанного для др. состава или для к.-л. одного инструмента (напр., для фп.). И. основывается на использованиинаиболее естественных технич. и выразительных возможностей каждого инструмента, на соединении звучания однородных и разнородных инструментов, на противопоставлении контрастных звуковых красок. Эволюция И. тесно связана с развитием всего муз. иск-ва, со сменой различных стилей; в И. находят отражение и особенности творческой индивидуальности композитора, его отдельного произведения. Примерно с 17 в. стала входить в практику запись оркестровой музыки в виде партитуры; до этого инструментальный состав обычно не определялся композитором, и одно и то же соч. могло исполняться различными исполнительскими силами. Иск-во И. развивалось параллельно с обогащением муз. инструментария, совершенствованием техники сольной игры, расширением состава оркестра. Наряду с собственно оркестровыми жанрами видную роль в развитии И. играла опера. Один из важнейших этапов эволюции И. связан с творчеством композиторов венской классич. школы - И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Особенно быстро иск-во И. развивалось в 19-20 вв. В это время поиски новых средств И. интенсивно велись в области оркестровой программной музыки. Особое значение приобретает красочность тембров и их сочетаний; в сочинениях Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса, Г. Малера увеличение оркестрового состава нередко совмещается с тонкой дифференциацией оркестровых партий. Большой вклад в области И. внесли русские композиторы классики - М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин; их традиции трактовки оркестра творчески развивают сов. композиторы.

Лит.: Каре А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932; Видор Ш. М., Техника современного оркестра, пер. с франц. и доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1938; Римский-Корсаков Н. А., Основы оркестровки..., 2 изд., ч. 1-2, М.- Л., 1946; Глинка М. И., Заметки об инструментовке, в кн.: М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, Л.- М., 1952; Василенко С. Н., Инструментовка для симфонического оркестра, т. I, M., 1952; Berlioz H., Grand traite ^instrumentation et d'orchest-ration modernes, P., 1843.

ИНСТРУМЕНТОВКА, звукопись, упорядоченный подбор звуков в стихе или в прозе, организующий художеств, единство отрезков текста: аллитерации, ассонанс, звукоподражание и т. п. См. Фоника.

ИНСУБРЫ (лат. Insubres), кельтское племя, осевшее в Сев. Италии в долине р. По ок. сер. 6 в. до н. э. (по др. источникам, в 4 в. до н.э.). Покорённые римлянами в 222 (окончательно в 194) до н. э., они были быстро романизованы.

ИНСУЛА (лат. insula, букв.- остров), многоэтажный, обычно кирпичный, жилой дом в Др. Риме, с комнатами или квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не позднее 3 в. до н. э. 3-5-этажные И. (помещения к-рых обычно компоновались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал) составляли массовую застройку рим. городов.

ИНСУЛИН (от лат. insula - остров), гормон белковой природы, вырабатываемый бета-клетками Лангерганса островков поджелудочной железы. Впервые был выделен канад. учёными Ф. Бантин-гом и Ч. Вестом (1921-22). Структурная единица И.- мономер с мол. массой ок. 6000. При определении в различных условиях мол. масса И. оказывается равной 12 000 или 36 000, т. к. в зависимости от условий опыта в молекулу И. объединяется разное число мономеров. Каждый мономер содержит 51 аминокислоту, к-рые располагаются в виде двух пептидных цепей - А и В, соединённых посредством двух дисульфидных мостиков (-S-S-). Наличие этих мостиков необходимо для проявления гормональной активности И.: их разрушение приводит к потере активности. И. различных видов животных отличаются только положением нек-рых аминокислот в цепи. Структура мономера И., т. е. последовательность расположения в нём аминокислотных остатков, выяснена англ, биохимиком Ф. Сангером (1945-56). Это позволило осуществить хим. синтез И.

И. снижает содержание сахара в крови, задерживая распад гликогена и синтез глюкозы в печени. В то же время И. повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, способствуя её переходу в ткани. И, повышает использование глюкозы в реакциях пентозофосфатного цикла и ускоряет синтез гликогена в мышцах. Присутствие И. в организме обусловливает преобладание синтеза белков и жирных к-т над их распадом, способствует переходу углеводов в жирные к-ты и образованию жиров. С недостатком И. в организме связано нарушение обмена веществ - диабет сахарный. При лечении диабета применяют препараты И., получаемые из поджелудочных желез убойного скота и других животных. Активность И. определяют биологически (по способности понижать содержание сахара в крови у кроликов). За единицу действия (ЕД)-интернац. единицу (ИЕ), или междунар. единицу (ME),- принимают 0,04082 мг чистого кристаллич. препарата И. Для инъекций И. вводят подкожно или внутримышечно (при приёме через рот И. разрушается желудочным соком). Свободный И. в организме быстро инак-тивируется под влиянием фермента инсулиназы. Более продолжительным, чем И., действием (наступающим медленнее) обладают препараты И.: суспензия аморфного цинк-инсулина, раствор протамин-цинк-инсулина, суспензия протамин-инсулина и др. Малые дозы И. (также в виде инъекций) применяют при общем истощении, упадке питания и нек-рых др. заболеваниях. В пси-хиатрич. практике И. вводят для вызывания гипогликемич. состояний (см. Гипогликемия). Г. А. Соловьёва.

ИНСУЛЬТ (позднелат. insultus - приступ, от лат. insulto - скачу, впрыгиваю), остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций. Наиболее частыми причинами И. являются гипер-тонич. болезнь и атеросклероз или их сочетание; нередко И. развивается при заболевании сердца, ревматизме, иногда при болезнях крови и др. Различают геморрагич. И. и ишемический И. Геморрагич. И. обусловлен кровоизлиянием в мозг; чаще он возникает при гиперто-нич. болезни. Непосредственным толчком к развитию кровоизлияния в мозг во многих случаях бывает эмоциональное или физ. перенапряжение. Излившаяся кровь отчасти разрушает, а отчасти сдавливает окружающую нервную ткань и вызывает отёк мозга. Кровоизлияние обычно сопровождается тяжёлыми общими явлениями - потерей сознания, расстройством дыхания и сердечной деятельности, рвотой. Лицо больного нередко становится багрово-красным. Наблюдаются судороги различного характера. Развиваются те или иные симптомы очагового поражения мозга - параличи конечностей, расстройства чувствительности, нарушения речи и др. В основе ишемического И. лежит размягчение мозговой ткани - мозговой инфаркт. Мозговой инфаркт развивается при закупорке мозговых сосудов атеросклеротич. бляшкой, тромбом (кровяным сгустком) или эмболом (кусочком тромба или атеросклеротич. бляшки, принесённым током крови из больного сердца или крупного кровеносного сосуда). Мозговой инфаркт может развиться также при нарушении притока крови к к.-л. области мозга вследствие сужения атеросклеротич. процессом или спазмомприносящего кровь к этой области сосуда. При этом ткань мозга в зоне поражённого сосуда перестаёт получать приносимые с кровью кислород и питат. вещества, гибнет и размягчается. Во мн. случаях в происхождении ишемич. И. большое значение имеет атеросклеротич. поражение крупных (т. н. магистральных) сосудов головного мозга, сосудов, проходящих на шее (сонные и позвоночные артерии), а также неврогенные и обменные факторы. Развитию ишемич. И. способствуют ослабление сердечной деятельности, падение артериального давления, повышение свёртываемости крови. Развитию ишемич. И. часто предшествуют , преходящие нарушения мозгового кровоснабжения, проявляющиеся кратковременными онемениями в различных частях тела, слабостью конечностей, нарушениями речи, головокружениямиили др. расстройствами. Лицо у больного при возникновении ишемия. И. бледнеет. Параличи, нарушение чувствительности, речи и др. симптомы нередко нарастают в своей интенсивности постепенно (при геморрагич. И. они возникают обычно внезапно и быстро). Сознание утрачивается лишь в очень тяжёлых случаях. Иногда для правильной диагностики и выбора целесообразного лечения необходимо исследование спинномозговой жидкости, крови и рентген ографич. исследование сосудов мозга с применением контрастных веществ (ангиография). Лечение: полный покой, строгий постельный режим; мероприятия, направленные на устранение сердечно-сосудистых расстройств, предупреждение и устранение нарушений дыхания, на улучшение кровоснабжения мозга и борьбу с отёком мозга, причём выбор методов лечения зависит от типа И. Разрабатываются хи-рургич. методы лечения кровоизлияний в мозг и устранения сужений и закупорки сосудов, ведущих к нарушениям мозгового кровообращения ишемического характера (при поражении магистральных сосудов головного мозга). Для лечения последствий И. используются лечебная гимнастика, массаж, занятия с логопедом и др. Профилактика И.: правильный режим труда, отдыха и питания, устранение нервно-психического перенапряжения, лечение общего сосудистого заболевания.

Лит.: Лурье 3. Л., Расстройства мозгового кровообращения, 2 изд., М., 1959; Боголепов Н. К., Сосудистые заболевания нервной системы, в кн.: Многотомное руководство по неврологии, т. 4, ч. 1, М., 1963; Шмидт Е. В., Стеноз и тромбоз сонных артерий и нарушения мозгового кровообращения, М., 1963; Нарушения мозгового кровообращения и их хирургическое лечение, М., 1967. Д.К.Лунев.

ИНСЦЕНИРОВКА [от лат. in - в, на и scaena (scena) - сцена], 1) переработка для сцены лит. произведения, написанного не в драматургич. форме. В отличие от вольного использования эпич. мотивов, как то было в антич. драме или у У. Шекспира, И. имеет целью не столько создание нового самостоят, произведения, сколько театральную адаптацию прозы. Первые значит. И. в России принадлежат А. А. Шаховскому (переработки произв. В. Скотта и А. С. Пушкина). Отвергнув тип ремесл. переделки романов в "хорошо скроенные пьесы", характерной для 2-й пол. 19 в., В. И. Немирович-Данченко на сцене МХТ искал романную форму спектакля, ставил И.-монтажи. Инсценировочные принципы - объединение контрастных эпизодов, более свободная и ёмкая конструкция, многочастность - повлияли на сов. драму. Мн. её первенцы явились авторскими И., в т. ч. "Виринея" Л. Н. Сейфуллиной (совм. с В. П. Прав-духиным, 1925), "Дни Турбиных" М. Булгакова (1926), "Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова (1927). В сер. 20 в. распространены И. документ, прозы. 2) Одна из форм массового агитац. театра в годы революции: на пл