БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ощадях, сливая зрителей с исполнителями, разыгрывались инсценированные моменты истории и суды над реальными или символич. фигурами ("Свержение самодержавия", 1919).

Этим И. присущи романтическая символика, условность, сочетание патетики и гротеска.

ИНТА, город в Коми АССР. Расположен на лев. берегу р. Большая Инга (басе. Печоры), в 12 км от ж.-д. ст. Инта, в 50 км к Ю. от Сев. полярного круга. 51 тыс. жит. (1972). Добыча угля (Печорский басе.), ремонтно-механич. завод, деревообр. комбинат, предприятия стройматериалов, ТЭЦ, птицефабрика. Индустриальный техникум. Народный театр. На прав, берегу реки пригородное подсобное х-во (молоко, мясо). Посёлок И. образован в 1940, город - с 1954.

Лит.: Гулецкий Г. П., Инта, Сыктывкар, 1968.

ИНТАЛИЯ (от итал. intaglio - резьба), резной камень (гемма) с углублённым изображением. И. служили гл. обр. печатями. Появились в 4-м тыс. до н. э. (в странах Др. Востока), широко распространились в период античности. Илл. см. к ст. Глиптика.

ИНТАРСИЯ (от итал. intarsio - инкрустация), вид инкрустации на деревянных предметах (мебели и т. д.): фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в поверхность деревянного предмета. Наивысшего расцвета И. достигла в Италии в 15 в.

Лит.: Krauss F., Intarsien, 3. Aufl., Lpz., 1958.

Интарсия. Исповедальня. Италия.

Ок. 1500. Музей Виктории и Альберта. Лондон.


1022.htm
ИНТЕРВАЛ СХОДИМОСТИ степенного ряда, интервал действительных значений переменного, обладающий тем свойством, что в каждой точке этого интервала степенной ряд сходится, а в каждой точке, не принадлежащей к этому интервалу и не являющейся его концом,- расходится.

ИНТЕРВАЛ ЧЕТЫРЁХМЕРНЫЙ, см. Четырёхмерный интервал.

ИНТЕРВЕНЦИЯ (позднелат. interventio - вмешательство, о лат. interve-nio-прихожу, вмешиваюсь), в междунар. праве вмешательство одного гос-ва во внутр. дела другого гос-ва или в его взаимоотношения с третьими гос-вами. Совр. междунар. право запрещает И. и рассматривает её как междунар. деликт. В соответствии с принципом невмешательства никакое гос-во (или группа гос-в) не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине в дела другого гос-ва, поэтому вооруж. вмешательство и все другие формы вмешательства или угрозы вмешательства, направленные против политической независимости или территориальной неприкосновенности любого государства, являются нарушением международного права.

И. поставлена вне закона рядом между-нар. договоров и соглашений, в т. ч. Уставом ООН, согласно к-рому (п. 4, ст. 2) все гос-ва обязаны воздерживаться от угрозы силой или её применения как против терр. неприкосновенности или политич. независимости любого гос-ва, так и к.-л. другим образом, не совместимым с целями ООН. Сила и угроза силой не должны служить средством урегулирования междунар. вопросов; любые междунар. споры должны решаться исключительно мирными средствами (п. 3, ст. 2 Устава ООН). Гос-во может прибегнуть к силе, в т. ч. к вооруж. силе, только в двух строго определённых Уставом ООН случаях: при осуществлении принудит, мер ООН (статьи 39, 41 и 42) или законной самообороны против вооруж. нападения (ст. 51).

Необходимо различать И. (вмешательство) и простое влияние (интерцессию). И. всегда направлена на решение внутр. или внешних дел другого гос-ва в интересах гос-ва, осуществляющего И. Простое влияние в форме дружеского совета, предложения "добрых услуга и т. д. обычно диктуется интересами поддержания или восстановления междунар. мира и безопасности.

Несмотря на категорич. запрещение И. совр. междунар. правом, империалис-тич. державы, и прежде всего США, постоянно вмешиваются во внешние дела других гос-в и народов. Эти акты вмешательства носят характер открытой вооруж. (напр., И. США в Индокитае) И. или скрытой, замаскированной (навязывание чуждой политич., экономич., социальной и иной системы, организация в этих целях заговоров, переворотов и гражд. войны; засылка шпионов, террористов и диверсантов; финансирование, вооружение и оказание иной помощи подрывным группам; демпинг, кабальные займы, дипломатич. давление, использование печати, радио и телевидения для ведения враждебной пропаганды и т. д.). Наиболее опасной формой вмешательства является вооруж. И. (см. Агрессия).

В связи с тем, что И. империалистич. держав в различных формах приобрела широкое распространение, Генеральная Ассамблея ООН на 20-й сессии (1965) приняла Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, в к-рой осуждаются все формы И., направленные против пра-восубъектности гос-ва или против его политич., экономич. и культурных элементов СССР и др. социалистич. гос-ва, последовательно отстаивающие политику мира и мирного сосуществования, неоднократно выступали против актов И., осуществляемых империалистич. гос-вами. По инициативе СССР в ООН неоднократно ставился вопрос о выполнении Декларации 1965.

Лит.:Багинян К. А., Нарушение империалистическими государствами принципа невмешательства, М., 1954; Ушаков Н. А., Суверенитет в современном международном праве, М., 1963; Шарманазашви-ли Г., От права войны к праву мира, М., 1967; Курс международного права, гл. ред. Ф. И. Кожевников, т. 2, М., 1967.

В. И. Менжинский.

ИНТЕРВИДЕНИЕ [от лат. inter - между, взаимно и (телевидение), международная орг-ция телевидения, созданная в янв. 1960 в рамках Международной орг-ции радиовещания и телевидения (ОИРТ) для осуществления обмена программами между странами-участницами и подготовки программ, передаваемых по её сети. Резиденция И. находится в Праге. Членами И. состоят (на нач. 1972) телевизионные орг-ции Белорус. ССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Латв. ССР, Литов. ССР, Молд. ССР, Польши, Румынии, СССР, Укр. ССР, Финляндии, Чехословакии, Эст. ССР. В работе И. также участвуют телеорганизации Югославии. Постоянные органы И.-Совет И., Координационный технич. центр, Центр по координации программ. Среди программ И. преобладают репортажи и трансляции спорт, соревнований, кроме того, передаются детские, муз., развлекательные и др. передачи. Важная задача И.- налаживание междунар. сотрудничества в области телевидения, осуществляемого с помощью искусственных спутников Земли. В странах - участницах И. в кон. 1971 насчитывалось свыше 70 млн. телевизоров. С 1961 И. регулярно обменивается программами с Евровидением.

ИНТЕРВЬЮ (англ, interview), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или неск. лицами по вопросам, имеющим актуальное обществ, значение Подразделяется на два вида: И.-сообщение, преследующее гл. обр. информац. цель, и И.-мнение, комментирующее известные факты и события.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, способ проведения социологич. опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на два класса - свободные (глубокие, клинич., фокусированные) и стандартизированные (формализованные). Свободное интервью носит характер длительной непринуждённой беседы, в к-рой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью часто является начальным этапом разработки стандартизированного интервью или анкеты (см. Анкетирование), проверкой приемлемости вопросов, информац. ёмкости ответов, а интервьюер выступает как исследователь.

Стандартизированное интервью по форме тождественно анкете, однако на содержание и форму вопросов существенно влияет специфика получения ответов - "лицом к лицу" с интервьюером. Анкетирование является менее дорогостоящим видом опроса, чем стандартизированное И., но социолог вынужден прибегать к последнему в тех случаях, когда опросу придаётся большое значение и существует сомнение в том, что все вопросы будут правильно поняты (напр., переписи населения в нек-рых р-нах проводятся методом стандартизированного И.).

Отличие И. от др. методов сбора эмпирич. социальной информации - активное взаимное влияние интервьюера и опрашиваемого - существенно уменьшает достоверность результатов И. по сравнению с анонимной анкетой. Нередко опрашиваемый руководствуется при ответе своими предубеждениями (напр., против возраста или внешности интервьюера и т. д.). Поэтому И. является наиболее сложным методом социального исследования и считается скорее "искусством", чем стандартным технич. приёмом.

Лит.: Андреева Г. М., Современная буржуазная эмпирическая социология, М., 1965; Ядов В. А., Методология и процедуры социологических исследований, Тарту, 1968; Здравомыслов А. Г., Методология и процедура социологических исследований, М., 1969; Новиков Н. В., Специфика и проблемы интервью как техники исследования, в сб.: Социальные исследования, в. 5, М., 1970. Ю. Б. Самсонов.

ИНТЕРГЛЯЦИАЛ (от лат. inter - между и glacies - лёд), межледников ь е, промежутки времени, разделяющие холодные ледниковые эпохи антропогенового периода. Характеризовались относительно тёплым климатом и полным исчезновением ледникового покрова умеренных широт.

ИНТЕРДИКТ (от лат. interdictum - запрещение), одна из форм церк. воздействия и наказания в католицизме, заключающаяся во временном запрете папой (иногда епископом) совершать богослужение и религ. обряды (без отлучения от церкви) в пределах той или иной территории (И. локальный); иногда налагался на определённых лиц И. персональный). Широко применялся в 11 - 12 вв. (с 13 в. реже). И. являлся мощным средством давления на государей и феодалов, использовался для борьбы с ересями. В новое время потерял прежнее значение, хотя и поныне сохранился в канонич. праве.

ИНТЕРЕС (от лат. interest - имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредств. побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д.- участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.

Франц. материалисты 18 в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предпринимают, по выражению Г. В. Плеханова, первую грандиозную попытку объяснить обществ, жизнь с помощью И. Интересы людей противопоставляются ими как божеств, предопределению, так и случайным обстоятельствам историч. процесса. В И. они усматривают реальное основание нравственности, политики, обществ, строя в целом. "Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета" (Гельвеции К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако франц. материалисты не вышли за рамки идеалистич. понимания обществ, жизни, поскольку социальный И. рассматривался ими как простая сумма индивидуальных И. Сами же индивидуальные И. они выводили из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правят миром. Важную роль в развитии теории И. сыграл Г. Гегель, к-рый, вслед за И. Кантом, подчёркивал несводимость И. к грубой чувственности, к естеств. природе человека. "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" (Гегель, Соч., т. 8, М.-Л., 1935, с. 20). Люди "добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, во не сознавалось ими и не входило в их намерения" (там же, с. 27). И., по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот "остаток", проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и И.

Марксизм сохраняет все положит, моменты в толковании И., полученные в истории обществ, мысли, подчёркивая вместе с тем объективные основания социального И. "Экономические отношения каждого данного общества, - писал Ф. Энгельс, - проявляются прежде всего как интерес ы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). Поскольку экономич. отношения порождают разделение общества на классы, постольку классовые интересы оказываются наиболее существенными, глубокими, определяющими во всём многообразии нац., групповых и индивидуальных И. Социальные И. обусловлены экономич. положением тех или иных обществ, групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакций, идеологии и т. п. В противоположность т. н. экономич. материализму, абсолютизирующему экономич. интересы, марксизм-ленинизм исходит из того, что содержание коренных классовых И. гораздо шире, нежели экономич. потребности этого класса. В социальных И. закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности обществ.-политич. институтов, материальных и духовных ценностей.

Один из наиболее существенных моментов материалистич. понимания истории состоит в выяснении взаимозависимости между И. и идеологией. ",,Идея" всегда посрамляла себя, как только она отделялась от „интереса"" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).

При решении вопроса о классификации И. выделяется несколько наиболее существенных оснований. И. различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономич., политич., духовные), по характеру субъекта (нац., гос., партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможностям их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции обществ, развития (прогрессивные, реакционные, консервативные). См. также Интересы экономические.

А. Г. Здравомыслов.

И. в психологии - отношение личности к предмету как к чему-то непосредственно для неё ценному, привлекательному. Содержание и характер И. человека связаны как со строением и динамикой его мотивов и потребностей, так и с характером тех культурных форм и средств предметного освоения действительности, к-рыми он владеет. Формирование мотивационной сферы в процессе развития ребёнка, а также усвоение, совершенствование и прогрессирующая интериоризация приёмов и средств действия превращают первоначально безотчётные, непроизвольные и ситуативно-эпизодич. И. ребёнка в И. сознательные, произвольные и устойчивые. По мере раскрытия предмета И. к нему может перерастать в самостоят, потребность в нём (познавательную, эстетич. и т. д.). Проблема целенаправленного формирования И., ещё мало разработанная в совр. психологии, имеет большое значение для практики обучения и воспитания.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18; Ленин В. И., Карл Маркс, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 26; его же, Три источника и три составные части марксизма, там же, т. 23; Оранский С. А., Основные вопросы марксистской социологии, ч. 1, Зизд., Л., 1931; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологической теории, Л., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1965; Айзикович А. С., Важная социологическая проблема, "Вопросы философии", 1965, № 11; Глезер-м ан Г. Е., Интерес как социологическая категория, "Вопросы философии", 1966, № 10; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968; Князев Б. В., КуфтыревА. И., Фетисов А. С., О природе интереса как социального явления, "Вестник МГУ", 1968, N° 4; Lеwin К., Psychologische Situation bei Lohn und Strafe, Lpz., 1930; его же, A dynamic theory of personality, N. Y., 1935. А. А. Пузырей.

ИНТЕРЕСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, объективные мотивы деятельности людей, отражающие их место в системе обществ, произ-ва. "Экономические отношения каждого данного общества,- писал Ф. Энгельс,- проявляются прежде всего как интересы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд., т. 18, с. 271). Производств, отношения проявляются именно через побудительные мотивы человеческой деятельности, т. е. в форме интересов, к-рые относятся к числу объективных условий существования общества. И. э. отражаются в сознании людей в виде поставленных целей и побуждений воли к их достижению.

Положение об определяющей роли И. э. среди мотивов человеческой деятельности было выдвинуто впервые франц. материалистами 18 в. и представителями англ, классич. политич. экономии. Но сами интересы ими рассматривались внеистори-чески, как порождение неизменной "природы человека". Научный анализ И. э. дан марксизмом, к-рый исходит из того, что в основе обществ, явлений лежат производств, отношения людей, отражающие интересы определённых классов (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 532). Будучи формой проявления обществ, отношений, И. э. являются наиболее глубокой причиной обществ, движений и классовой борьбы. Политич. деятельность в конечном счёте направлена на удовлетворение коренных И. э. классов. "...Борьба между крупными землевладельцами и буржуазией, так же, как и борьба между буржуазией и пролетариатом,- писал Ф. Энгельс,- велась прежде всего ради экономических интересов, для осуществления которых политическая власть должна была служить всего лишь средством" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 309). В. И. Ленин также отмечал решающую роль И. э.: "...Основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 46, прим.).

В досоциалистич. обществ.-экономич. формациях господство частной собственности порождало непримиримые противоречия, антагонизм И. э. эксплуататоров и эксплуатируемых. В условиях капитализма бурж. производств, отношения проявляются в виде стремления к присвоению прибавочной стоимости, как осн. мотива деятельности