БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

местонахождения СССР, М.-Л., 1960.

ИЛЬСКИЙ, посёлок гор. типа в Северском р-не Краснодарского края РСФСР. Ж.-д. станция (Ильская) в 45 км к Ю.-З. от Краснодара. 18 тыс. жит. (1970). Произ-во стройматериалов, материалов для бурения нефт. и газовых скважин. Добыча нефти.

ИЛЬТИЗАМ (араб. - обязательство, откуп), откупная система взимания феод, натур, налога ашара (см. Ушр) и нек-рых др. налогов в Османской империи. Откупщиками (мюльтазимами) являлись обычно крупные помещики или губернаторы провинций и др. сановники, перепродававшие право сбора налогов мелким откупщикам с большой надбавкой, в результате чего фактич. размер налога значительно превышал сумму, внесённую откупщиком в казну. И. был официально отменён в Османской империи в период танзимата, но фактически был ликвидирован в Турции лишь в 1925, вместе с отменой ашара.

ИЛЬТУТМЫШ, правитель Делийского султаната в Индии; см. Шамс-ад-дин Йлътутмыш.

ИЛЬФ И. И ПЕТРОВ Е., русские советские писатели-сатирики, работавшие совместно. Ильф Илья (псевд.; наст, фам. и имя Файнзильберг Илья Арнольдович) [3(15).10.1897, Одесса,- 13.4.1937, Москва], род. в семье банковского служащего. Был сотрудником Югро-ста и газ. "Моряк". В 1923, переехав в Москву, становится проф. литератором. В ранних очерках, рассказах и фельетонах И. нетрудно найти мысли, наблюдения и детали, впоследствии использованные в совместных сочинениях И. и П. Петров Евгений (псевд.; наст. фам. и имя Катаев Евгений Петрович) [30.11(13.12).1903, Одесса,-2.7.1942], род. в семье учителя истории. Был корреспондентом Укр. телеграфного агентства, затем инспектором уголовного poзыска. В 1923 П. переехал в Москву и стал журналистом.

В 1925 происходит знакомство будущих соавторов,и с 1926 начинается их совместная работа, на первых порах состоявшая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журн. "Смехач" и обработке материалов для газ. "Гудок". Первой значит, совместной работой И. и П. был роман "Двенадцать стульев", опубл. в 1928 в журн. "30 дней" и в том же году вышедший отд. книгой. Роман имел большойуспех. Он примечателен множеством блестящих по выполнению сатирич. эпизодов, характеристик и подробностей, явившихся результатом злободневных жизненных наблюдений. За романом следует неск. рассказов и повестей ("Светлая личность", 1928, "1001 день, или Новая Шахерезада", 1929); в это же время начинается систематич. работа И. и П. над фельетонами для "Правды" и "Литературной газеты". В 1931 опубл. второй роман И. и П.- "Золотой телёнок", история дальнейших похождений героя "Двенадцати стульев" Остапа Бен дера. В романе дана целая галерея мелких людишек, обуреваемых стяжательскими побуждениями и страстями и существующих "параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи". В 1935-36 И. и П. совершили путешествие по США, результатом к-рого явилась книга < Одноэтажная Америка" (1936).

В 1937 И. умер от обострившегося туберкулёза. Изданные после его смерти"Записные книжки" единодушно оценены критикой как выдающееся лит. произведение. П. после смерти соавтора написал ряд киносценариев (совм. с Г. Мунблитом), пьесу "Остров мира" (опубл. в 1947), "Фронтовой дневник" (1942). В 1940 он вступил в Коммунистич. партию и с первых дней войны стал воен. корреспондентом "Правды" и "Информбюро". В 1942 П. погиб, возвращаясь из осаждённого Севастополя. Награждён орденом Ленина и медалью. Книги И. и П. неоднократно инсценировались и экранизировались, переиздавались в СССР и переведены на многие иностр. языки.

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 4, М., 1938; Собр. соч., т. 1-5, М., 1961.

Лит.: Симонов К., Предпсл., в кн.: Ильф И. и Петров Е., Двенадцать стульев. Золотой телёнок, М., 1956; Синцова Т. Н., И. Ильф и Е. Петров. Материалы для библиографии, Л., 1958; Вулис А., И. Ильф и Е. Петров. Очерк творчества, М., 1960; Галанов Б., Илья Ильф и Евгений Петров, М., 1961; Воспоминания об И. Ильфе и Е. Петрове, М., 1963-Яновская Л., Почему вы пишете смешно?, М., 1969; Русские советские писатели, прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 2; Л., 1964. Г. Н. Мунблит.
ИЛЬХАН (тюрк.- повелитель народа), титул монг. ханов Ирана из династии Хулагуидов (1256-1335).

ИЛЬХАН ТАРУС (Ilhan Tarus) (1907, с. Текирдаг в Анатолии,-8.1.1967, Анкара), турецкий писатель. Род. в крест, семье. Окончил юридич. ф-т Анкарского ун-та (1928); был судьёй, занимался адвокатурой. Его рассказы (сб-ки "Доходный дом", "Собака на пашне", "Муравейник" и др.) рисуют жизнь анатолийских крестьян. Автор романов: "Быть" (1957), "Правительственная площадь" (1962), "Тоска по родине" (1967). Его произв. часто почти фотографичны; объективность в них иногда граничит с натурализмом. Сторонник тесной связи лит-ры с жизнью, её социальной направленности, И. Т. постоянно выступал со статьями и эссе в прогрессивном журн. "Варлык" ("Var-lik"). Известен также как драматург.

Лит.: Бабаев А. А., Очерки современной турецкой литературы, М.. 1959; Utkan Muzaffer, Bugiinkii tiirk yazarlan, Ank., 1960; Mutluay R., 100 soruda tu'rk edebiyati, 1st., 1969.

ИЛЬХУРИ-АЛИНЬ, горный хребет на С.-В. Китая, отрог Большого Хингана. Дл. ок. 200 км. Вые. до 1290 м. Сложен гнейсами, гранитами и молодыми эффу-зивами. Вдоль сев. и юж. подножий проходят пояса разломов. Юж. склоны покрыты берёзовыми и дубовыми лесами, северные - лиственничной тайгой на мёрзлых почвах.

ИЛЬЧЕНКО Александр Елисеевич [р. 22.5(4.6). 1909, Харьков], украинский советский писатель. Печататься начал в 1929. В 1932 вышел сб. очерков И. "Днепрэльстан" о строителях Днепрогэса. По повести "Сеодце ждёт" из жизни Т. Г. Шевченко (1939, второй вариант - "Петербургская осень", 1941, рус. пес. 1961) пост. одноим. пьеса в 1954. В. П. Чкалову посвящена повесть "Обыкновенный мальчишка" (1947). Богатства укр. фольклора использованы в романе И. "Казацкому роду нет переводу, или Мамай и Огонь-Молодица" (кн. 1-2, 1958, рус. пер. 1965) об Украине 2-й пол. 17 в., о казаке Мамае - персонаже укр. нар. изобразит, иск-ва. Награждён 3 орденами, а также медалями.

Соч.: Вибране, К., 1948; в рус. пер.: Багряный лист. Повести и рассказы, М.,1969.

ИЛЬЮШИН Алексей Антонович [р. 7 (20). 1.1911, Казань], советский учёный в области механики сплошной среды, чл.-корр. АН СССР (1943). Чл. КПСС с 1940. В 1934 окончил Моск. ун-т, с 1938 проф. там же. В 1936-60 в Ин-те механики АН СССР (с 1953 директор). В 1950-52 ректор Ленингр. ун-та. Осн. труды по теории упругости и пластичности. Разработал теорию вязко-пластических течений (1934-40), теорию малых упруго-пластических деформаций (1942- 1948), теорию устойчивости пластин и оболочек за пределом упругости (Гос. пр. СССР, 1948), теорию моделирования в процессах обработки металлов давлением (1951-52), теорию линейной и нелинейной термовязкоу пру гости и др. И. предложил также метод моделирования при сверхзвуковом обтекании и решение ряда задач газодинамики. Деп. Верх. Совета РСФСР 3-4-го созывов. Награждён 6 орденами, а также медалями.

ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович [р. 18(30).3.1894, д. Дилялево Вологодской губ.], советский авиаконструктор, акад. АН СССР (1968), ген.-полковник инж.-технич. службы (1967), дважды Герой Социалистич. Труда (1941, 1957). Чл. КПСС с 1918. В 1916 начал работать авиамехаником. С 1918 в Красной Армии, сначала авиамеханик, затем военком, а с 1921 начальник авиаремонтного поезда. В 1926 окончил Военно-возд. инж. академию им. Н. Е. Жуковского. В 1931 организовал и возглавил КБ, деятельность к-рого связал с развитием трёх родов авиации - штурмовой, бомбардировочной и пассажирской. И. создано большое количество типов самолётов. На первых боевых самолётах ЦКБ 26 (ЦКБ-30, ЦКБ-ЗОФ) были установлены мировые рекорды высоты с различными грузами, а в 1938-39 совершены беспосадочные перелёты Москва - район Владивостока и Москва - остров Миску (Сев. Америка). Многоцелевой самолёт Ил-4 был основным дальним бомбардировщиком и торпедоносцем во время Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1939 И. создал бронированный штурмовик Ил-2, положивший начало новому классу боевой авиации и породивший новую тактику её применения. Затем были созданы штурмовики Ил-8 (1943), Ил-10 (1943), Ил-16 и первый в истории авиации реактивный штурмовик Ил-40. По линии развития бомбардировочной авиации после Ил-4 были построены Ил-6 (1943), экспериментальный реактивный Ил-22 (1946), первый отечественный реактивный бомбардировщик Ил-28 (1948), выпускавшийся серийно. Пасс, самолёты Ил-12 и Ил-14 были выпущены в 1946 и 1951. Многоместный турбовинтовой Ил-18 (1957) стал основным пасс, самолётом, а турбовентилятооный трансконтинентальный Ил-62 (1962) впоследствии стал флагманом Аэрофлота. И. создал не только ряд пасс, и воен. самолётов, но и свою школу в самолётостроении. Деп. Верх. Совета 1-7-го созывов. Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952). Ленинская пр. (1960). Награждён 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: ИЛы на службе Родины, "Авиация и космонавтика", 1968, № 5 и № 10; там же, 1969, № 5 и 6; Асташенков П. Т., Конструктор легендарных ИЛов, М., 1970. В. М. Шейнин.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, один из главных героев-богатырей русского былинного эпоса (см. Былины). С образом И. М. связано нар. представление об идеальном герое-воине, защитнике от внешних врагов гос-ва, раздираемого княжескими междоусобицами. И. М. обличает князя Владимира и "бояр кособрюхих", неспособных дать отпор врагам и в то же время угнетающих народ. Попытки нек-рых учёных 19-20 вв. (Н. П. Дашкевича, М. Г. Халанского, Вс. Ф. Миллера и др.) найти прообраз И. М. в летописных свидетельствах неосновательны. Осн. былины об И. М., по всем данным, были созданы в 12-16 вв., хотя отд. произв. слагались и в более позднее время. Образ богатыря вдохновлял мн. мастеров лит-ры, музыки, живописи, кино.

Лит.: Миллер В., Экскурсы в область русского народного эпоса, М., 1892; Скафтымов А. П., Поэтика и генезис былин. Очерки, Саратов, 1924; Астахова А. М., Илья Муромец, М.- Л., 1958; её же, Былины. Итоги и проблемы изучения, М.- Л., 1966; Пропп В. Я., Русский героический эпос, 2 изд., М., 1958.

"ИЛЬЯ МУРОМЕЦ", четырёхмоторный самолёт [мощность двигателей 440 кет (600 л. с.), полезный груз 1,5т, скорость полёта 100 км/ч], спроектированный рус. инженерами и построенный в нач. 1914 на Русско-Балтийском з-де в Петербурге. Предшественником "И. М." был построенный весной 1913 на этом же заводе первый в мире четырёхмоторный самолёт "Русский Витязь". В июне - июле 1914*И. М." установил мировой рекорд, пролетев расстояние от Киева до Петербурга за 14 ч 38 мин с одной посадкой. Во время 1-й мировой войны 1914-18 в России на базе "И. М." были созданы первые в мире тяжёлые бомбардировщики (экипаж 8 чел.), имевшие на вооружении 4-5 пулемётов, а на нек-рых самолётах и 37-мм пушку, бомбовую нагрузку св. 700 кг, внутр. подвеску бомб с ме-ханич. управлением сбрасывания, ком-пасно-навигац. оборудование.

ИЛЬЯЛЫ, посёлок гор. типа, центр Ильялинского района Ташаузской обл. Туркм. ССР. Расположен в 29 км к 3. от ж.-д. станции Ташауз, с к-рой соединён автодорогой. 9 тыс. жит. (1970). Хлопкоочистит. з-д. Народный театр.

ИЛЬЯШЕНКО Кирилл Фёдорович [р. 14(27).5.1915, с. Липецкое, ныне Котовского р-на Одесской обл.], советский гос. и парт, деятель. Чл. КПСС с 1945. Род. в крест, семье. В 1939окончил физико-математич. ф-т Тираспольского пед. ин-та. С февр. 1940 в Сов. Армии. Участник Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 на Зап., Юго-3ап.,3-м Укр. и Севе-рокавк. фронтах. В 1945-46 зав. отделом редакции газ. "Молдова сочиалистэ". В 1946-48 инструктор, зав. сектором ЦК КП Молдавии. В 1948-51 зам. зав. отделом пропаганды и агитации, в 1951 - 1953 зав. отделом художеств, лит-ры и иск-ва, в 1953-66 зав. отделом науки, школ и культуры ЦК КП Молдавии. В 1962-63 пред. Гос. к-та Сов. Мин. Молд. ССР по координации науч.-ис-следоват. работ, зам. поед. Сов. Мин. Молд. ССР. С марта 1963 пред. Президиума Верх. Совета Молдавии, одновременно с авг. 1966 зам. пред. Президиума Верх. Совета СССР. На 23-м съезде партии избран чл. Центр, ревизионной комиссии КПСС; на 24-м - канд. в чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР7- 8-го созывов. Награждён 3 орденами, а также медалями.

ИЛЯТЫ (от тюрк, иль - племя; мн. число - илят), в странах Бл. и Ср. Востока, гл. обр. в Иране, Турции, Афганистане, - кочевники-скотоводы , в отличие от райат - оседлых земледельцев. Термин "И." означает также союз племён или плем. этнич. группу (напр., иляте курд, иляте белудж и т. п.).

ИМАБАРИ Имахару, город и порт в Японии, на о. Сикоку, на берегу зал. Бинго, в преф. Эхиме. 111 тыс. жит. (1970). Один из центров текст, пром-сти (гл. обр. произ-во хл.-бум. пряжи, тканей и фланели). Крупный муком. комбинат.

С. В. Ильюшин.

ИМАГИНАЛЬНЫЕ ДИСКИ, гистиoбласты, скопления в теле личинок насекомых, немертин, иглокожих недифференцированных клеток, из к-рых при превращении личинки во взрослое животное (см. Имаго) формируются окончательные (дефинитивные) органы. В частности, И. д. характерны для всех насекомых с полным превращением и для нек-рых - с усложнённым неполным превращением (алейродиды, червецы).

ИМАГО (лат. imago - образ, вид), окончательная (дефинитивная) стадия индивидуального развития насекомых. Характерные признаки И.- полное развитие крыльев и наличие половых придатков на конце брюшка. В этой стадии насекомые расселяются и размножаются. У насекомых с полным превращением (напр., у бабочек, жуков, перепончатокрылых, двукрылых и др.) И. развивается из куколки. У насекомых с неполным превращением (напр., у прямокрылых, уховёрток, равнокрылых, полужесткокрылых) из яйца выходит личинка (нимфа), по строению ротового аппарата и конечностей похожая на И., но превращающаяся в И. только после ряда линек. В стадии И. насекомые живут от неск. дней до неск. лет. У нек-рых подёнок продолжительность жизни И. измеряется часами, у бабочек-мешочниц - минутами, нек-рые жуки - долгоносики и чернотелки живут в стадии И. 2-3 года, пчелиная матка - до 5 лет, самки муравьев - до 15 лет.

ИМАЖИЗМ (англ, imagism, от image - образ), модернистское течение в англ, и амер. поэзии нач. 1910-х-нач. 1920-х гг. Его зачинатели и теоретики - англ, философ Т. Хьюм и амер. поэт Э. Паунд. К И. примыкали амер. поэтессы Э. Лоуэлл, X. Дулитл, поэты У. К. Уильяме, Дж. Г. Флетчер и англ. - Ф. М. Форд, Д. Г. Лоуренс, Р. Олдинг-тон; в дальнейшем их пути во многом разошлись. Имажисты, соединяя философию интуитивизма и формальные теории франц. символизма, воспевали природу, фиксировали мимолётные впечатления, увлекались игрой ритмами и красками, акцентировали самодовлеющий лаконичный "чистый" образ, культивировали свободный стих. Будучи реакцией на декоративность и ложную красивость эпигонов романтизма, И. обозначил переход к формам совр. англо-амер.

ИМАЖИНИЗМ (от имажизм), литературная группа, существовавшая в России в 1920-е гг. Первая декларация имажинистов (жури."Сирена", Воронеж, 1919, № 4-5; газ. "Советская страна", М., 1919, № 3, 10 февр.) подписана поэтами С. Есениным, Р. Ивневым, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и художниками Б. Эрдманом, Г. Якуловым; позже присоединились поэты А. Кусиков, И. Грузи-нов и др. В издательстве "Имажинисты" вышло более 20 книжек участников группы; они же выпускали журн. "Гостиница для путешествующих в прекрасном" (1922-24; вышло 4 номера). В программных установках имажинистов общим было: критика послеоктябрьского футуризма (его социально-газетной тематики и абстракции лозунгового слова) и утверждение непременной образности поэтич. речи. Однако на практике и в трактовке природы образности И. весьма разнолик. Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со сложившейся собств. программой ("Ключи Марии", 1918). Он ориентировал поэзию на естественную образность ("органическую фигуральность") рус. языка, нац. стихию и нар. творчество. Главные же ревнители И. - Шершеневич и Мариенгоф, - напротив, началом поэзии полагали искусственную деятельность (конструирование и комбинирование образов), противопоставляя её живой реальности; не случайно их творчество сохраняло влияние раннего футуризма. В программе И. осн. достоинством поэтич. иск-ва утверждались "образ как таковой" и "ритмика образов". Образ же сводился преим. к "образности" отд. слова (подчас в противовес его "понятийности"), к сравнению, метафоре и метафорич. ряду. Самоцельность "малых образов", щеголянье тропом, поэтич. ассоциацией и монтажом сопровождались в поэзии (и теории) И. резкостью образных переходов и главное - каталогизацией образов, не сводимых к единому настроению или целостной идее. Программа И. устремлена к формотворчеству и "искусству для искусства". Декларативным заявлениям "лидеров" И. свойственна проповедь антагонизма иск-ва и государства. Лозунги имажинистов и их публичные выступления отличались умышленной дерзостью и крикливостью, что вызвало резкую критику А. В. Луначарского. В самой поэзии имажинистов выразилось прежде всего умонастроение разлада с социальной реальностью - упадочничество, одиночество, тоска и одновременно богемное шутовство, вплоть до скандальности, восприятие революции как кровавой анархии (у Мариенгофа). Уже в 1921 Есенин писал: "У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова... Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния" ("Быт и искусство", 1921, см. Собр.соч.,т. 5,1962,с. 61). В 1924 Есенин, с к-рым и была связана известность И., заявил (письмом в газ."Правда" от 31 авг.) о своём выходе из группы, что привело к её фактич. распаду (формально существовала до 1927). Наиболее показательные образцы имажинистской критики: "2x2 = 5" Шершеневича, "Буян-Остров. Имажинизм" Мариенгофа, "Имажинизма основное" Грузинова; поэзии - "Явь" и "Слепые ноги" Мариенгофа, "Лошадь как лошадь" Шершеневича. Поэтика И. своеобразно запечатлена в поэме "Кобыльи корабли" С. Есенина.

Лит.: Ермилова Е. В., Лирическое "я" в поэзии реализма и модернизма. Есенин и имажинисты, в сб.: Критический реализм 20 в. и модернизм, М., 1967; Советское литературоведение и критика. Библиографич. указатель, М., 1966, с. 222-223.

А. Е. Троицына.

ИМАИ Тадаси (р. 8.1.1912, Токио), японский кинорежиссёр. Учился в Токийском ун-те. В 1939 начал деятельность в кино. Режиссёр фильмов: