БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

"Враги народа" (1946), "А всё-таки мы живём!" (1951), "Мрак среди дня" (1956, по X. Масаки), "Рис" (1957), "Месть" (1964), "Река без моста" (1969-70, 1-2 сер.), "Её звали О-эн" (1971, по Дж. О'Харе) и др. И.- один из крупнейших деятелей демокра-тич. направления в япон. киноискусстве. В его фильмах получили отражение общественно значимые социальные проблемы Японии - изнурительный труд, безработица, махинации крупных концернов, несправедливость суда, жестокость полиции и т. п. Пр. Мира (1951).

Лит.: Ивасаки А., Современное японское кино, М., 1962.

ИМАМ (араб.-находящийся впереди), 1) духовный руководитель, наставник у мусульман. 2) Глава мусульм. общины, правитель мусульм. теократич. гос-ва, халиф. 3) Основоположники ре-лиг.-юридич. толков (мазхабов)в суннизме. 4) Верховный глава шиитов. 5) Духовное лицо, руководящее богослужением в мечети.

ИМАМАТ, 1) одна из форм мусульманской теократии. 2) В истории народов СССР И.- гос-во мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма. Особенно яркое выражение И. получил в годы правления Шамиля (1834-59). И. Шамиля представлял собой гос-во, к-оое прикрывало религ. оболочкой мюридизма свои чисто светские цели: укрепление классового господства дагестанских и чеченских феодалов, возглавлявших борьбу с царскими войсками. И. опирался на военизированных мюридов - ближайшее окружение имама и аппарат власти на местах. К нач. 50-х гг углубился внутренний кризис И. и обострились противоречия между наибами и крестьянами, к-рые стали отходить от движения Шамиля.

ИМАН, Има, река в Приморском крае РСФСР, прав, приток Уссури (басе. Амура). Дл. 440 км, пл. басе. 29 600 км2. Берёт начало на хр. Сихотэ-Алинь. В верховьях течёт в узкой долине; ниже - в полосе предгорий, разделяясь на рукава. Крупные притоки: Баку - слева; Арму, Татибе, Бейцухе - справа. Питание гл. обр. дождевое. Ср. расход воды у с. Вагутон 16,6 м31сек. Замерзает в кон. ноября, вскрывается в сер. апреля. Сплавная на протяжении 235 км. Судоходна в низовьях.

ИМАН, город (с 1917) в Приморском крае РСФСР. Расположен в низовьях р. Иман (приток Уссури). Ж.-д. станция на линии Хабаровск - Владивосток. 28 тыс. жит. (1970). Центр деревообр.пром-сти (75-80% пром. рабочих города): деревообр. и домостроит. комбинаты, бондарный з-д. Мясокомбинат, ово-ще-консервный з-д. Зооветеринарный техникум.

ИМАНДРА, озеро в юго-зап. части Кольского п-ова, в Мурманской обл. РСФСР. Пл. 812 км2, глуб. до 67 м- Расположено в ледниково-тектонич. котловине, на вые. 126,7 м. Имеет сложную лопастную форму, множество заливов, далеко вдающихся в сушу, только восточный (Хибинский) берег в сев. части - прямой. На И. много островов; наиболее крупный - Ерм-остров (26 км2). И. состоит из 3 частей: северная - Большая, или Хибинская, И. (пл. 328 км2, дл. ок. 55 км, шир. 3-5 км)', центральная - Иокостравская И. (пл. 351 км2, шир. ок. 12 км), они соединяются мелким Иоко-стравским проливом (шир. в наиболее узком месте 700 м)', западная Бабинская И. (пл. 133 км2) соединяется с центр, частью коротким проливом Широкая Салма. На западном берегу в И. впадает много рек (Пиренга, Монче и др.), образующих сложные озёрно-речные системы. Из Иокостравской И. берёт начало р. Нива. Озеро питается снеговыми и дождевыми водами. Наивысшие уровни в конце июня, низшие - в апреле; замерзает в ноябре, вскрывается в мае. Озеро бурное. Воды И. отличаются большой прозрачностью - до 11 л. Богато рыбой (сиг, хариус, голец и др.). На 3. от И. расположен Лапландский заповедник. С созданием в 1952 Нива ГЭС-1 на р. Ниве И. стало водохранилищем многолетнего регулирования. Пл. 876 км2, объём 11,2 км3. Размах колебаний уровня возрос с 95-109 см до 200-205 см; используется также для лесосплава и водоснабжения. На сев.-зап. берегу И. в Мон-че-губе - г. Мончегорск. К. Г. Тихоцкий.

ИМАТРА (Imatra), водоскат на р. Ву-окса в юж. Финляндии, в 7 км от её истока из оз. Сайма, в месте прорыва через гряду Салпаусселькя. Общая высота падения воды 18,4 м на протяжении 1,5 км. Расход воды 475-620 м3/сек, шир. И. 23-50 м. Большая часть воды отводится для питания ГЭС около г. Иматра. Туризм.

ИМАТРА (Imatra), город на Ю.-В. Финляндии, на р. Вуокса, в ляни Кюми. 35 тыс. жит. (1970). Значительная ГЭС в стране (155 тыс. кет), построенная в 1929 на базе энергии водоската Иматра. Металлургия и лесоперерабат. пром-сть. Курорт и туристич. центр.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ (от лат. imbecillus - слабый, немощный), выраженное отставание психического развития, средняя степень олшофрении.

ИМБИРНЫЕ, инбирные (Zingiberaceae), семейство однодольных растений. Многолетние ароматические травы с мясистым корневищем и часто с клубневидными корнями. Листья двурядные, с длинными влагалищами и язычком. Цветки обычно в соцветиях, реже одиночные, б. ч. обоеполые, правильные или неправильные. Завязь нижняя.Плод - коробочка, реже-ягодовидный. Все части растений содержат эфирные масла. Ок. 45 родов (более 1300 видов), преим. в тропиках, реже - субтропиках Юж. и Юго-Вост. Азии, немногие - в Африке и Америке. И. разводят как пряно-пищевые, лекарственные и декоративные растения (имбирь, калган, кардамон, куркума и др.). В умеренных широтах некоторые И. культивируют в оранжереях,

ИМБИРЬ (Zingiber officinale), многолетнее тропич. растение сем. имбирных. Возделывается на юге Азии. Корневища мясистые, наземные стебли вые. до 1 м, листья ланцетовидные, цветки фиолетово-жёлтые, собраны в короткие колосовидные соцветия. Корневище имеет приятный ароматич. запах, обусловленный присутствием эфирного масла (1,2- 3% в воздушно-сухом корневище), и жгучий вкус, зависящий от наличия феноло-подобного вещества гингерола. Сухое корневище под назв. И. применяется в кулинарии как пряность, а также используется в пищевой пром-сти для ароматизации нек-рых продуктов (варенье, ликёр и др.). В зависимости от способа обработки корневища различают 2 товарных сорта: И. белый, или ямайский,- вымытый, очищенный от кожицы и высушенный на солнце; И.чёрный - неочищенный, прокипячённый или ошпаренный и высушенный на солнце.

ИМГЫТ, река в Тюменской обл. РСФСР, лев. приток р. Демьянка (басе. Иртыша). Дл. 304 км, пл. басе. 5980 км2. Протекает по Васюганью. Питание снеговое и дождевое. Половодье с мая по июль с максимумом в июне; в конце лета и осенью- паводки.

ИНДИНСКАЯ ВОЙНА, война корейского народа против япон. захватчиков в 1592-98. Название происходит от наименования 1592 года ("имдин") в 60-летнем цикле кит.-кор. календаря. Высадившись в мае 1592 в южнокор. порту Пусан, япон. захватчики заняли вскоре столицу Сеул, а затем продвинулись далеко на С. Однако завоеват. планы япон. феодалов были сорваны в результате развернувшейся нар. войны против захватчиков. В организации отпора оккупантам исключит, значение имели победы кор. флота под рук. Ли Сун Сина. С осени 1592 во всех занятых врагом провинциях перешли в наступление партизаны, затем с С. двинулись регулярные войска. В февр. 1593 от захватчиков был освобождён Пхеньян, в мае - Сеул. Отброшенные в район Пусана япон. оккупанты начали мирные переговоры, рассчитывая выиграть время для подготовки нового нашествия. Однако поход, предпринятый в 1597, закончился полным поражением япон. войск. К кон. 1598 япон. захватчики были изгнаны из Кореи.

Лит.: История Кореи, пер. с кор., т. 1, М., 1960, гл. 12. М.Н.Пак.

"ИМЕНИТЫЕ ГРАЖДАНЕ", одна из основных категорий гор. населения в России. Установлена Екатериной II по Жалованной грамоте городам 1785. В число "И. г." включались лица свободных профессий (дипломированные учёные, художники, музыканты) и высший слой развивавшейся буржуазии (оптовые торговцы, банкиры с объявленным капиталом св. 100 тыс. руб., предприниматели с объявленным капиталом св. 50 тыс. руб., служебная верхушка города). "И. г." освобождались от телесных наказаний, имели право держать фабрики, следовать в образе жизни дворянам. В 1807 представители купечества были исключены из числа "И. г.". В 1832 с введением нового сословия почётных граждан категория "И. г." была упразднена.

ИМЕНОВАННОЕ ЧИСЛО, число, сопровождающееся назв. единиц меры (напр., 5 л, 7 кг и т. п.);противопоставляется отвлечённому числу (напр., 5; 7). И. ч. наз. простым, если в него входит только одна единица измерения, и составным, если в него входят неск. единиц измерения. Напр., И. ч. 3 м 67 см является составным, но равное ему И. ч. 367 см- простым.

ИМЕРЕТИНСКОЕ ЦАРСТВО, одно из трёх самостоят, феодальных царств в Грузии (наряду с Картли и Кахети), образовавшихся в кон. 15 в. Столица - г. Кутаиси. И. ц. в кон. 16 в. ограничивалось терр. Имерети. По ирано-тур. миру 1555 И. ц. было подчинено османской Турции и платило дань невольниками или деньгами и натурой. История И. ц. ознаменована постоянными феод, смутами и процветанием работорговли. Феод, междоусобицы особенно усилились в 17 в. Только царю Соломону I (1752-84) удалось укрепить царскую власть. Он запретил работорговлю; стремился к объединению Зап. Грузии. Многолетняя война Соломона I с турками ознаменовалась Хресильской победой 1757 и воен. союзом с царём Картли Ираклием II в 1758. В 18 в. цари И. ц. неоднократно обращались за помощью к России, но просьбы отклонялись во избежание осложнения отношений с Турцией. По Кючук-Кайнарджийскому рус.-тур. договору 1774 дань И. ц. Турции была отменена. В 1804 Соломон II принял покровительство России. В 1811 И. ц. было превращено в Имеретинскую обл. России.

ИМЕРЕТИНЫ, грузины, живущие в историч. области Грузии - Имерети (бассейн ср. течения р. Риони и её притоков). Говорят на имеретинском диалекте груз, языка; в прошлом отличались нек-рыми локальными особенностями культуры и быта.

ИМЕРЕТИЯ, Имерети, историч. область в Зап. Грузии; центр - г. Кутаиси. К концу 15 в.- самостоят, феод, царство (см. Имеретинское царство).

ИМЕРИНА, Имерна, государство на о. Мадагаскар в 14- нач. 19 вв. Сложилось на центральном плато - в наиболее экономически развитой области острова. Этнич. состав населения - мерна, одна из групп малагасийцев. К кон. 16 в. в правление короля Раламбу (ок. 1575- 1610) гос-во объединяло всё центр, плато. При его сыне Андрианзаке (правил ок. 1610-30) была осн. столица И.- Аналаманга ("голубой лес"), к-рая вскоре получила назв. Антананариву. К 17 в. в И. оформились феод, отношения. Высокого развития достигли ирригац. земледелие террасного типа (осн. культура - рис), ремёсла, торговля. При короле Андриемасинавалуне (ок. 1667-87) И.- централизованное феод, гос-во. После его смерти начался период смут и междоусобиц, гос-во распалось на уделы. Воссоединение И. произошло в результате упорных войн, положивших начало объединению всех земель острова при короле Андриенампуинимерине (1787- 1810). При Радаме I (правил в 1810- 1828) гос-во получило назв. Малагасийского королевства или королевства Мадагаскар (см. Малагасийская Республика).

ИМЕТ, см. Металлургии институт.
ИМИНИ-ТИУИН, горнопромышленный центр в Марокко, в провинции Уарза-зат
ИМИНИ-ТИУИН, горнопромышленный центр в Марокко, в провинции Уарза-зат. Ок. 3 тыс. жит. (1965). Добываемая (100-200 тыс. т в среднем в год) марганцевая руда (в т. ч. 4/5- металлургич. сырьё с содержанием 50% марганца и 1/5- химич. сырьё с содержанием 92% двуокиси марганца) идёт гл. обр. на экспорт (через порт Касабланка).

ИМИНОКИСЛОТЫ, карбоновые кислоты, содержащие иминогруппу (NH). В состав мн. животных, растит, и микробных белков входят циклич. И.-пролин и оксипролин. Обмен И. в организме тесно связан с обменом аминокислот, из к-рых И. образуются в результате отщепления водорода.

ИМИТАЦИЯ (от лат. imitatio - подражание), 1) подражание, уподобление кому-, чему-либо, воспроизведение, повторение. 2) Подделка.

ИМИТАЦИЯ в музыке, точное или неточное повторение в каком-либо голосе многоголосного муз. произведения мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе. Возникла в нар. многоголосии; с 13 в. постепенно становится распространённым в проф. музыке приёмом изложения, развития и разработки тематич. материала. Мелодия может имитироваться поочерёдно неск. голосами; применяется также И. двух и трёх одновременно звучащих мелодий, образующих полифонич. ткань. Наиболее последовательная И. наз. канонической или каноном. И. различают по времени вступления имитирующего голоса, а также по интервалу, образуемому И. с основным проведением мелодии (И.в унисон,в верхние и нижние секунду, терцию, кварту и т. п.). С 15 в. преобладают кварто-квинтовые И., лежащие в основе фуги. Наряду с И. в прямом движении применяются И. в обращении, в возвратном (ракоходном) движении, в ритмическом увеличении (напр., с увеличением вдвое всех звуков) и в уменьшении. Выработалась также т. н. свободная И., в к-рой имитирующий голос сохраняет лишь общие очертания мелодич. рисунка или один характерный ритм темы. В эпоху И. С. Баха имитационные формы занимали господствующее положение, в последующее время они чаще применяются внутри крупных гомофонных форм. Т. Ф. Мюллер.

ИМИШЛИ,город (до 1960-посёлок), центр Имишлинского района Азерб. ССР. Расположен на Мильской равнине, на лев. берегу р. Араке (приток Куры). Ж.-д. станция на линии Алят - Джуль-фа. 18 тыс. жит. (1970). Предприятия ж.-д. транспорта, з-ды: маслосыродель-ный, железобетонных изделий, кирпичный, асфальтовый. Муганская ГЭС.

ИМЛ,см. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ, субъективно-идеалистическое направление в философии, отождествляющее бытие, познаваемую реальность с содержанием сознания и отрицающее существование внешней по отношению к сознанию действительности. К этому направлению относятся нем. философы В. Шуппе (к-рый в "Теоретико-познавательной логике", 1878, высказал осн. идеи И. ф.), Р. Шуберт-Золь дерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. И. ф. выражает позитивистскую тенденцию учения И. Канта, его критич. гносеологии в форме, наиболее близкой эмпириокритицизму. В духе Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и совпадая с осн. тенденцией неокантианства), И. ф. отрицает существование чвещи в себе", т.е. объективной реальности, и, т. о., становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с точки зрения И. ф. всё познаваемое находится в сфере сознания, т. е. имманентно ему, содержание сознания превращается в единств, реальность; мир внутренний " и мир внешний, субъект и объект - это лишь две сферы, к-рыми "обладает" душа, это две области "Я", сознания. И. ф. продолжает учение швейц. филосо-фа-эмпириокритика Р. Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроекции. Чтобы избежать субъективизма и солипсизма, грозящих И. ф., к-рая признаёт только то, что наличествует в сознании, имманенты, во-первых, утверждают существование других "Я" (что непоследовательно, т. к. с точки зрения И. ф. запрещается утверждать о чём-либо вне сознания); во-вторых, часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее также критерием объективности и истинности. Вообще для И. ф., к-рая претендует на ликвидацию трудностей, связанных с процессом познания субъектом объекта (за счёт ликвидации познаваемого), особенно остро встаёт проблема отличия объективного и истинного от субъективного и иллюзорного. Вместе с тем идея всеобщего сознания порождает ряд новых трудностей (начиная с толкования его природы),из к-рых многие имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как "божественное". Однако признание бога и теоло-Гич. "выводы" требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И. ф.- выхода за пределы гносеологизма в область онтологии и метафизики, перехода от субъективно-идеалистич. учения к объективно-идеалистическому.

За субъективный идеализм и попытку занять "третью линию" в философии И. ф. была подвергнута резкой критике в кн. В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Поли. собр. соч.,5 изд., т. 18).

Лит.: Борецкая Э., Имманентная философия и трансцендентная метафизика, "Научное обозрение", 1902, № 5, 7; Леклер А., К монистической гносеологии, пер. с нем., СПБ, 1904; Шуппе В., Солипсизм, "Новые идеи в философии", 1913, сб. 6; Ремке И., О достоверности внешнего мира для нас, там же; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., I960; Е t-tinger-Reichmann R., Die Imma-nenzphilosophie, Gott., 1916. См. также лит. при статьях Ремке И. и Шуппе В.

ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis - пребывающий в чём-либо, свойственный чему-либо), понятие, означающее внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистич. диалектика, напр., считает, что всем предметам и явлениям имманентны противоположные начала, диалектич. противоречия. В истории философии И. противополагается трансцендентному. И. как теоретико-познавательная проблема играет важную роль со времени И. Канта, поставившего вопрос от. н. имманентном употреблении разума, т. е. о его границах: с точки зрения Канта, сфера законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений (в противоположность незаконному - трансцендентному употреблению разума, выходящему за границы возможного опыта). Представители имманентной философии именуют так свою концепцию потому, что объект познания выступает у них как внутр. содержание сознания. Имманентной называют также филос. критику, к-рая рассматривает то или иное учение с точки зрения последовательного проведения его собств. предпосылок.

ИММАНУИЛ РИМСКИЙ (ок. 1268, Рим,- ок. 1330, Фермо), еврейский поэт. Писал на араб, и др.-евр. языках. Жил в Риме, изучал философию, медицину, математику и астрономию. Написал обширные комментарии к Ветхому завету. Под влиянием Алхаризи сложил большое количество макам. И. Р.-преим. лирик, однако мн. его стихи и новеллы полны обличит, страсти и едкой сатиры: "Раю ад я предпочёл бы", "Учёный диспут с великим грамматиком", "Ад и рай" (подражание "Божественной комедии" Данте). Поэт воспевал природу и любовь ("Девушка говорит", "Шутка", сонет "Когда люди собираются плыть по морю"). Сонеты И. Р. принадлежат к лучшим образцам ср.-век. поэзии на др.-евр. языке. Впервые они были опубл. в 1491.

Соч.: Махборот, Львов, 1870.
<