БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ено в Зап. Азии, на юго-вост. побережье Средиземного м. Граничит на С. с Ливаном, на С.-В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю.-З. с Египтом. Граничит также с терр., выделенной ООН в 1947 для создания араб, гос-ва. Пло-

щадь в границах, определённых решением Генеральной Ассамблеи ООН от 29 нояб. 1947 о разделе Палестины,- 14 тыс. км2, а вместе с захваченной в период арабо-израильской войны 1948-49 территорией - 20,7 тыс. км2 (см. раздел Исторический очерк). Нас. 3 млн. чел. (1971). Гл. экономич. и культурный центр - г. Тель-Авив. Правительств, и офиц. учреждения И. находятся в зап. части Иерусалима, к-рый был объявлен пр-вом И. в 1950 столицей страны, вопреки резолюции ООН от 29 нояб. 1947. В адм. отношении И. делится на 6 округов.

II. Государственный строй

И.- республика. Конституции как единого правового акта нет; основы гос. строя регулируются несколькими законо-дат. актами, как, напр., Временный ор-ганич. закон 1949, Закон о гражданстве 1952, Основной закон о парламенте 1958, Основной закон о президенте 1964 и др. Отсутствие конституции, а также закона о правах граждан даёт правящим кругам И. широкие возможности для политич. произвола. Этой же цели служат многочисл. репрессивные акты, в т. ч. продолжают действовать т. н. чрезвычайные законы, введённые ещё в 1945 брит, властями. Глава гос-ва - президент, избираемый парламентом (кнессетом) на 4 года. Полномочия президента ограничены. Вся полнота власти принадлежит пр-ву во главе с премьер-министром, наделённым огромными полномочиями. Пр-во направляет внеш. политику И., подготавливает бюджет, контролирует финансы и экономику, осуществляет надзор за исполнением законов и постановлений пр-ва адм. учреждениями, координирует их деятельность .

Высший законодат. орган - однопалатный парламент; состоит из 120 депутатов, избираемых населением на 4 года. Избират. право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

Местные органы власти - муниципальные советы в городах и сельские окружные советы, избираемые на 4 года.

Судебная система состоит из светских и религ. судов (судов раввината и судов шариата - для араб, населения). Систему светских судов (районных, муниципальных и окружных) возглавляет Верх, суд. Суды раввината, к компетенции к-рых относятся вопросы брака и семьи и дела, связанные с исполнением культа, действуют на основеархаичных реакц. положений Талмуда.

Гос. герб и гос. флаг см. в таблицах к статьям Государственные гербы и Флаг государственный.

Л. Я. Дадиани.

III. Природа

Узкая полоса приморской равнины сменяется на В. плато (вые. 500-1000 м, наибольшая 1208 м), к-рые обрываются крутыми уступами к глубокой сбросовой впадине Гхор (Эль-Гор) и её юж. продолжению - Вади-эль-Араба. Поверхность плато сложена преим. известняками (развит карст), песчаниками, базальтами. Воды Мёртвого моря богаты солями калия, натрия и брома, имеются месторождения фосфоритов, кварцевых песков, глин, мрамора, меди, жел. руды, торфа, небольшие залежи нефти и газа в пустыне Негев.

Климат субтропический, относительно влажный на С., полупустынный и пус тынный на Ю. и во впадинах. Лето жар кое (темп-pa июля иавгуста 24-28 °С в Гхоре до 36 °С), зима тёплая (темп-ра января 6-14 °С, на Ю.-З. Мёртвого м. до 18°С). На побережье Мёртвого м., во впадине Гхор и в пустыне Негев выпадает всего 100-200 мм осадков в год, а местами-менее 100 мм; на С., на плато - 600- 800 мм, а на равнине у Средиземного м.- 400-800 мм. Осадки выпадают преим. зимой. Терр. И. бедна поверхностными водами. На С.-В. - верховья р. Иордан, протекающей во впадине Гхор Многие реки летом пересыхают или сток их резко сокращается; на Ю. распространены вади. Используются источники, колодцы, применяется опреснение мор. воды. До 80% потребляемой воды расходуется на орошение.

Почвы коричневые, горные серо-коричневые, серозёмы, на Ю.- серо-бурые почвы пустынь. В горах распространены маквис, гарига, лесов почти не осталось (преобладают вечнозелёные дубы, алеппская сосна и др.), на Ю.- полупустыни и пустыни - Негев, Ха-

луца и др. (каменистые пустыни, сообщества солянок, галофитных лугов и др.). Из млекопитающих встречаются полосатая гиена, шакал, даман, грызуны; пустынно-степные виды птиц, много пресмыкающихся.

Природные районы: 1) прибрежная равнина; 2) плато (складчато-глыбовые сильно пенепленизированные горы); 3) тектонич. впадины Гхор и Вади-эль-Араба. Л. И. Спрыгина.

IV. Население

Свыше 85% населения (1970) составляют евреи, остальные - арабы (14,6%) и небольшое число армян. Арабы подвергаются жестокой расистской дискриминации. Более половины еврейского населения - иммигранты из стран Европы, Азии, Африки и Америки. Различные этнич. группы евр. населения И. неравноправны по своему обществ, положению. Особым доверием шовини-стич. правящих кругов пользуются сабра (евреи, родившиеся в И.), затем - ашке-нази (иммигранты, выходцы из Европы); дискриминации подвергаются евреи - выходцы из стран Азии и Африки. Офиц. язык - иврит, однако часть евреев не знает его и в быту пользуется идиш, спаньоль (близок исп. яз.), араб, языком, англ, языком и др. Верующие евреи - иудаисты; арабы - мусульмане-сунниты, часть - друзы и христиане; армяне - христиане. Офиц. календарь - древнееврейский лунно-солнечный, в к-ром начало года приходится на период с 5 сент. по 5 окт. (так, 1 окт. 1970 - начало 5731 года от "сотворения мира", 20 сент. 1971 - начало 5732 года). Применяется и григорианский календарь (см. Календарь).

За период 1948-70 (особенно в 1948-51) евр. население возросло за счёт иммиграции более чем на 1,3 млн. чел. (46,8% приехали к 1970 из Европы и Америки, 53,2% из Азии и Африки). Иммиграция в И., поощряемая междунар. сионистскими кругами на основе лозунга о собирании всех евреев на "земле предков", носит ярко выраженный политический характер, служит экспансио^ нистским целям И. и мирового сионизма.Однако за 1948-70 из И. выехало свыше 200 тыс. чел. (15% к числу иммигрантов). Экономически активного населения в 1970 - 963,2 тыс. чел., в т. ч. в пром-сти, стр-ве и на обществ, работах- 32,6%, в торговле, банковских и страховых учреждениях - 18,2%, в сфере услуг - 32,9%, в с. х-ве, рыболовстве и лесном х-ве - 8,8%, на транспорте и в связи - 7,5% . Число работающих по найму, включая членов кибуцев и их иждивенцев, в 1970 составляло 792,5 тыс. чел. (82,4% экономически активного населения). Число безработных 38,2 тыс. чел. (1970). Плотность населения в р-не Тель-Авива (в 1970) - 5,2 тыс. чел. на 1 км2, в пустынных р-нах Негева 14,7 чел. на 1 км2. Св. 82% населения (1970) живёт в городах и поселениях гор. типа. Крупные города (1970, тыс. жит.): Тель-Авив-Яффа (384), Хайфа (217,1), Иерусалим (зап. часть, 200,3 в 1968), Рамат-Ган (115,5).

V. Исторический очерк

Гос-во И. было провозглашено 14 мая 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 нояб. 1947. Согласно решению, находившаяся под мандатом Великобритании Палестина объявлялась независимой; её территория разделялась на два самостоят, гос-ва - арабское и еврейское; оба гос-ва должны были иметь демократич. конституции, обеспечивающие права нац. меньшинств в каждом из этих гос-в. Территория евр. гос-ва определялась в размере 14 тыс. км2(ок. 56% терр. Палестины) со смешанным населением, в т. ч. 498 тыс. евреев и 497 тыс. арабов (включая 90 тыс. бедуинов). Город Иерусалим выделялся в самостоят, адм. единицу со спец. междунар. режимом под управлением ООН. Сразу же после провозглашения гос-ва И. к власти пришла крупная евр. буржуазия, тесно связанная с междунар. сионизмом. В состав созданного в мае 1948 врем, пр-ва вошли исключительно представители сионистских партий. В первом же акте правительства - "Декларации независимости" - была провозглашена "доктрина сионизма" в качестве офиц.идеологии и политики израильского гос-ва.

В результате политики империалистических держав (США, Великобритании) и междунар. сионистских кругов вслед за провозглашением гос-ва И. началась арабо-израильская война 1948-49. В ходе войны И. захватил б. ч. территории (6,7 тыс. км2), выделенной решением ООН Палестинскому арабскому гос-ву, которое так и не было создано, а также зап. часть Иерусалима. Т. о., И., вопреки решению ООН от 29 нояб. 1947, расширил терр. до 4/з терр. подмандатной Палестины. Сионистский террор ещё до образования И. и начала войны, а затем в ходе войны привёл к массовой гибели арабов и изгнанию почти 1 млн. арабов с терр. И. и захваченной им араб, части Палестины. Возникла проблема палестинских беженцев, ставшая из-за неизменного отказа И. выполнить резолюцию ООН от 11 дек. 1948 (о праве беженцев на возвращение на родину или по их выбору на материальную компенсацию) одной из важных причин, осложнивших ближневосточный кризис. В 1949 И. подписал врем, соглашения о перемирии с Египтом (24 февр.), Ливаном (23 марта), Иорданией (3 апр.) и Сирией (20 июля). По вине израильских правящих кругов эти соглашения не были заменены мирными договорами. В янв. 1950 пр-во И., вопреки решению ООН от 29 нояб. 1947, объявило Иерусалим столицей И. Великие державы - Великобритания, СССР, США, Франция - и мн. др. гос-ва не признали акций И. в отношении Иерусалима. В обстановке войны, разжигания расистской пропаганды и преследования демократических сил проходили (янв. 1949) первые выборы в парламент. Главной правящей партией стала сионистская партия МАПАИ. Нарушив решение ООН о принятии демократич. конституции, пр-во И. отказалось ввести конституцию. Оно начало проводить политику безудержного шовинизма, всё более усиливавшегося экспансионизма, укрепления тесного союза с империализмом, особенно с империалистич. кругами США, пытающимися с помощью реакц. сил И. упрочить свои позиции на Бл. Востоке, ослабить антиимпериалистич. борьбу араб, народов.

И. был включён во все программы амер. "помощи", и на него был распространён 4-й пункт доктрины Трумэна (см. Трумэна доктрина). По соглашению с США (1952), заключённому на основе "Акта 1951 о взаимном обеспечении безопасности", правящие круги И. по существу обязались участвовать в любых воен. и иных акциях США на Бл. Востоке. Укреплялись позиции иностранного (особенно амер.) капитала. В нач. 50-х гг. пр-во И. приняло законы, предусматривающие предоставление иностр. капиталу крупных привилегий.

Пр-во И. проводило политику сближения с милитаристскими кругами ФРГ. В соответствии с соглашением между ФРГ и И. (1952) И. получил (к 1966) от ФРГ 822 млн. долл. т. н. репараций и св. 1,7 млрд. долл. реституций в качестве глобальной компенсации за ущерб, причинённый европ. евреям (в т. ч. проживавшим в странах Вост. Европы) во время 2-й мировой войны 1939-45 фаш. Германией. Сделка о репарациях (израсходованных в основном на воен. нужды) преследовала политич. цели: сионистские правители И. пытались закрепить за собой право представлять,- не имея на то никаких оснований,- интересы евреев всех стран и обеспечить возможное союзничество с НАТО. По соглашению 1960 ФРГ стала поставлять И. оружие, а также предоставлять займы (ок. 700 млн. долл. к 1967). Пр-во И. усиленно милитаризовало страну за счёт поставок оружия из США, Великобритании и ФРГ.

Опираясь на междунар. империалистич. и сионистские силы, правящие круги И. в 50-х гг. начали активную подготовку к агрессии против араб, стран. Возникавшие по вине И. в 1953-55 пограничные конфликты с араб, странами вылились в открытые вооруж. столкновения в р-нах Кибии (окт. 1953), Газы (февр. 1955), Тивериадского оз. (дек. 1955). Антисоветская политика пр-ва И. и сионистские террористич. акции (в частности, взрыв бомбы на терр. миссии СССР) привели к тому, что диплома-тич. отношения СССР и И. (установлены в 1948) были в февр. 1953 прекращены Сов. пр-вом (восстановлены в июле 1953). В 1956 И. вместе с Великобританией и Францией развязал агрессию против Египта (см. Англо-франко-израильская агрессия против Египта). В мае 1957 И. присоединился к доктрине Эйзенхауэра (см. Эйзенхауэра доктрина). Правящие круги И. оказывали содействие США и Великобритании во время их интервенции в Ливан и Иорданию в 1958.

Усиление внутр. реакции сопровождалось с конца 50-х гг. острой борьбой за власть внутри бурж. милитаристской клики. Бен-Гурион (премьер-мин. в 1948-53, 1955-63 с перерывом в 1961) и его окружение, представлявшие наиболее экстремистские силы, стремились к усилению личной власти, к укреплению диктатуры крупной евр. сионистской буржуазии. Возросло влияние клерикалов (раввината) на внутр. и внеш. политику И.

С нач. 60-х гг. И. активно осуществлял подготовку к новой агрессии против араб, стран. Резкое обострение арабо-израиль-ских отношений было вызвано односторонним актом И.- отводом (в июне 1964) части вод реки Иордан. В этот период И. всячески провоцировал конфликты с соседними арабскими гос-вами и вёл с ними "малую войну". 2 июня 1967 было создано пр-во т. н. нац. единства с участием крайне реакционных и экстремистских сил; оно взяло курс на развязывание войны с арабскими странами в больших масштабах. Готовя эту войну, правящая сионистская верхушка И. преследовала цели укрепления своих позиций внутри страны, реализации экспансионистской программы сионизма - создания "Великого И.", а также свержения прогрессивных режимов в араб, странах. 5 июня 1967 И. при содействии сил империализма и междунар. сионизма начал новую агрессию против араб, стран (см. Израильская агрессия против арабских стран 1967). В ходе войны войска И. оккупировали значит, часть терр. Египта, Сирии, Иордании (ок. 70 тыс. км2 с нас. св. 1 млн. арабов). И. аннексировал вост. часть Иерусалима. Пр-во СССР выступило за немедленное прекращение агрессии (Заявления 5 и 7 июня 1967). Это требование поддержали др. социалистич. страны (Заявление 9 июня) и мн. азиатские и афр. гос-ва. Совет Безопасности ООН на заседаниях 5 - 9 июня потребовал от И. прекращения воен. действий. Однако пр-во И. при попустительстве США продолжало агрессивные действия. 10 июня 1967 СССР, ВНР, ЧССР, ПНР, НРБ, СФРЮ разорвали дипломатич. отношения с И. В результате решительных акций СССР и др. социалистич. стран, прогрессивных сил всею мира правящие круги И. вынуждены были подчиниться решениям Совета Безопасности и прекратить огонь (10 июня 1967), но отказались вывести войска с захваченных араб, территорий.

22 нояб. 1967 Совет Безопасности принял резолюцию о политич. урегулировании кризиса на Бл. Востоке. Она предусматривала вывод израильских войск со всех оккупированных территорий, достижение справедливого решения проблемы палестинских беженцев и др. Однако пр-во И. игнорировало эту резолюцию. Агрессивные действия И. против араб, стран не прекращались. Вооруж. силы И. неоднократно совершали нападения на Египет, Сирию, Иорданию, вторгались на терр. Ливана.

В р-нах, оккупированных И. в 1967, установлен режим жесточайшего террора (массовые аресты арабов, уничтожение араб, деревень). Пр-во И. приступило к осуществлению мер, направленных на аннексию захваченных араб, земель (выселение араб, населения, заселение араб, земель евреями, создание евр. военизированных поселений). Число палестинских араб, беженцев (на нач. 70-х гг.) достигло 1,7 млн. чел. Действия И. на оккупированных территориях были осуждены Комиссией ООН по правам человека, квалифицировавшей их как воен. преступления и указавшей, что попытки аннексировать эти территории - незаконны (резолюции от 23 дек. 1971 и от 24 марта 1972).

На активизацию агрессивной политики И. получил огромные субсидии от США и междунар. сионистских орг-ций (за 1967-70 св. 2,5 млрд. долл.). В нояб. 1971 между И. и США было подписано соглашение о передаче И. технич. данных и амер. опыта для произ-ва в И. оружия амер. образца. Выросли воен. расходы. Был увеличен срок воен. службы. Рост милитаризации отрицательно сказался на экономике И. Резко усилилась инфляция, сопровождаемая девальвацией израильского фунта (1971). Значительно возросли налоги (в 1971 И. занимал 1-е место в мире по размеру налогов), ухудшилось положение трудящихся (ок. */е населения оказалось на грани или в условиях нищеты).

В ещё более тяжёлое положение, чем евр. трудящиеся, поставлены в И. арабы: в р-нах, населённых арабами, установлено воен. управление, они лишены права свободного передвижения, заработная плата араб, рабочего ниже, чем еврейского. У арабов отняты лучшие земли.

В условиях политич. реакции возросла роль военщины и экстремистских сил во внутр. и внеш. политике И., упрочились позиции клерикалов, оказывающих огромное влияние на все стороны жизни И., усилились репрессии против демократич. прогрессивных сил.

В 1968 сионистские партии правых "социалистов" и бурж. сионистская партия РАФИ объединились в т. н. Рабочую партию И. (МАИ). В 1969 к власти пришло экстремистско-реакц. пр-во, в к-ром большинство принадлежало МАИ. Пр-во, особенно его милитаристское крыло, правые элементы и клерикалы выступили за аннексию оккупированных И. араб, территорий, дальнейшее расширение связей с империализмом, превращение И. в теократич. гос-во. Политика правящих кругов И. стала приобретать расистский характер. В марте 1970 пр-во И. приняло закон "Кого считать евреем", являющийся по существу расистским. 16 марта 1972 кнессет принял резолюцию о "неоспоримости исторических прав еврейского народа на Страну Израиль", выражающую экспансионистские цели сионизма-создание "Великого Израиля". Израильское пр-во всё шире стало прибегать к террористич. методам расправы с демократич. силами. Оно провозгласило офиц. курс на всемерное укрепление союза с междунар. сионизмом ("правительственная программа" 1969). Проходившие после 1967 в И. междунар. сионистские конгрессы выступали с поддержкой экспансионистских планов И.

Пр-во И. во главе с Г. Меир (премьер-мин, с 1969), игнорируя резолюцию Совета Безопасности ООН от 22 нояб. 1967, неоднократно заявляло об отказе вывести израильские войска с оккупированных в июне 1967 араб, территорий; оно систематически срывало миссию спец. представителя ООН Г. Ярринга по урегулированию арабо-израильского конфликта; отклонило мирную инициативу Египта (1971), предусматривающую частичный отвод израильских войск с вост. берега Суэцкого канала для восстановления международного судоходства по каналу, при условии, что за первым этапом вывода израильских войск последует их вывод со всех оккупированных араб, территорий. Пр-во