БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

и, туристское бюро и др. предприятия. Торговый оборот составляет ок. 1 млрд. марок. Другой крупнейший издательский концерн - изд-во "Бер-тельсман" (Е. Bertelsmann Verlag), осн. в 1835. Включает 14 книжных издательств, 6 кинокомпаний, 2 телекомпании, 2 фирмы грампластинок и т. д. В 1970 Шприн-гер продал треть своего акционерного капитала издат. концерну Бертельсман, в результате чего возник гигантский суперконцерн, контролирующий всю систему массовой коммуникации в стране. Старейшие издательства - "Ванденхук унд Рупрехт" (Vandenhoeck und Ruprecht Verlag), осн. в 1735, издаёт социально-политич., естеств.-науч. и художеств, лит-ру, религиозные книги; "Улып-тейн" (Ullstein), осн. в 1877, издаёт книги по искусству, архитектуре, географии и др.; "Фишер" (Fischer Verlag), осн. в 1886, издаёт энциклопедии, справочники, художеств, лит-ру; Брокгауз. К прогрессивным издательствам ФРГ относятся "Марксистише блеттер" и др.

Франция. В 1969 было выпущено 21 958 названий книг. Тематически и по тиражу большую часть книжной продукции занимала художеств, лит-pa, затем учебники, книги для юношества, науч.-технич. лит-pa, религ. книги. Научные книги, книги по искусству, экономике, словари, классика продаются по очень высоким ценам, на массовые издания цены ниже. В 1970 насчитывалось 374 издательства, преобладали мелкие издательства, где работало менее 5 чел. (175 издательств), свыше 100 чел. имели лишь 22 издательства. 9 самых крупных издательств дают '/з всей книжной продукции страны. Крупнейшим концерном является "Либрери Ашетт" (Librairie Hachette), осн. в 1826. В его состав входит св. 60 предприятий. Выпускает св. 1 тыс. названий книг в год (учебники и лит-pa для детей имолодёжи, книги по искусству, путеводители и др.), а также газеты, журналы, грампластинки, почтовые открытки. Концерну Ашетт принадлежит монополия на продаж книг и журналов на всех ж.-д. вокзала Франции и станциях парижского метр (издаёт спец. "Библиотечку железных дс рог", в к-рую входит неск. серий - худе жеств., историч., научная и пр.). Auiei имеет 36 филиалов в др. странах, экспо{ тирует 63% всей книжной продукци страны. Всемирно известным франц. изд; тельством является издат. фирма Ларус (Larousse), осн. в 1852, выпускающая энциклопедии, справочники, словари, K.iai сику, учебники и пр. Изд-во "Фламм: рион" (Librairie Flammarion), осн. в 1882 издаёт книги по гуманитарным наукам, медицине, художеств, лит-ру. Старейпи издательства Франции: "Дюно" (Dunod осн. в 1791, издаёт технич. книги, лит-р по химии, с. х-ву, физике и т. п.; "Готье Виллар" (Gauthier-Villars), осн. в 179: издаёт науч. и художеств, лит-ру. Широко известно издательство "Пресс Юн] верситер де Франс" (Presses Universita res de France), осн. в 1921, выпускающе научную и научно-популярную лит-pу. К прогрессивным франц. издательства относятся "Издательство социальной литературы" (Editions Sociales) и "Эдите Франсе рекши" (Editeurs Francais Reunis к-рые выпускают обществ.-политич. и художеств. лит-ру, книги по искусству. Распространением рус. и сов. книг занимается Парижское лит. агентство.

Италия. В 1969 насчитывалось oк. 1500 издательств, к-рыми было выпущен 8440 названий книг. Преобладают мелкие специализированные издательства. К крупнейшим универсальным относятся 20 издательств, находящихся под контролем монополистич. капитала, в их числе: "Мондадори" (Mondadori), "Риццоли" (Rizzoli), "Фаббри" (Fabbri) и др. Существуют универсальные издательства либерального направления - "Латерца (Laterza), "Сансони" (Sansoni) и др. Koмпартия Италии имеет издательство "Эдитори риунити" (Editor! Riuniti), выпускающее энциклопедии, словари, книги по философии, искусству, художественную лит-ру, книги для юношества. К другим прогрессивным издательствам относятся "Эйнауди" (Einaudi), "УТЭТ" (UTET), издающие книги гл. обр. по гуманитарным наукам, искусству, а также художеств. лит-ру. Старейшая итал. издательская фирма "Бодони" (Bodoni) cуществует с сер. 18 в.

Япония. В 1969 насчитывалось 2676 издательств, к-рыми было издано 31 009 названий книг. Наряду с 350 крупными издательствами, в к-рых работают по 200 и более человек, имеется большое количество мелких, с 1-2 сотрудниками. Крупнейшие издательские концерны "Коданся", осн. в 1909. Выпускает до тыс. названий книг в год. Издаёт художеств. лит-ру (отд. издания и серии), энциклопедии, а также художеств, альбомы и репродукции. "Иванами сётэн", ocн. в 1913. Выпускает академич. издания науч. и художеств, лит-ры (ежегодно до 3 тыс. названий). Значителен объём; переводной лит-ры, издательством выпущены почти все основные работы К. Маркса и Ф. Энгельса, многие труды В. И. Ленина. "Сёгакукан", осн. в 1922. Издательство тесно связано со школами. Выпускает 38 журналов для детей, для женщин и др.; энциклопедии, словари книги по искусству. "Хэйбонся", осн. в 1914. Выпускает гл. обр. энциклопедии (универсальные и отраслевые). "Оцукисётэн", осн. в 1946. Издательство находится под влиянием компартии Японии. Выпускает гл. обр. марксистско-ленинскую, философскую, политич. лит-ру. В 1969 им завершено 4-е издание Собрания сочинений В. И. Ленина и начато 5-е издание.

В развивающихся странах Азии и Африки после освобождения от колон, гнёта ведётся реорганизация И. д. путём полной или частичной национализации типографий, издательств и органов прессы, публикации изданий на местных языках, подготовки нац. кадров работников печати.

По данным ЮНЕСКО, в 1969 во всём мире было издано ок. 500 тыс. названий книг. В 1969 в Европе (без СССР) вышло в свет 225 тыс. названий (45,4% мировой продукции), в Сев. Америке - 71 тыс. (14,3%), в Юж. Америке - 12 тыс. (2,4%), в Азии (без СССР) - 100 тыс. (20,2%), в Африке - 8 тыс. (1,6%), в то время как население Европы (без СССР ) составляло 13% населения мира, Сев. Америки - 8,8%, Юж. Америки - 5,2%, Азии (без СССР) - 56%, Африки - 9,7% . Диспропорция книжной продукции по отношению к населению ярко показывает последствия колониализма в сфере И. д.

Вопросам издательского и книготоргового дела за рубежом посвящены спец. журналы: в Великобритании "Bookseller", 1858-, в США - "Publishers' Weekly", 1872-, в ГДР и ФРГ - "Borsenblatt fur den Deutschen Buchhandel", 1834-, выходит в Лейпциге и Франкфурте-на-Майне, в Италии -"Giornale della libre-ria", 1888-, и др. Важнейшими источниками междунар. статистич. информации по книгоиздательству и периодич. печати служат: "Статистический ежегодник ООН" ("United Nations Statistical Yearbook", N. Y., 1949) и "Статистический ежегодник ЮНЕСКО" ("UNESCO Statistical Yearbook", P., 1964).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О печати, М., 1963; Ленин В. И., О печати, М., 1959; Ленин, КПСС о печати, М., 1971; О партийной и советской печати. Сб. документов, М.. 1954; Пятьсот лет после Гутенберга. 1468 - 1968, М., 1968; К а ц п р-жак Е. И., История книги, М., 1964; М а л ы х и н Н. Г., Очерки по истории книгоиздательского дела в СССР, М., 1965; 400 лет русского книгопечатания, т. 1-2, М., 1964; Немировский Е. Л., Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров, М., 1964; Назаров А. И., Книга в советском обществе, [М., 1964]; Лихтенштейн Е. С., С и к о р-ский Н. М., Урнов М. В., Теория и практика редактирования, ч. 1, 2 изд., М., 1964; Маркус В. А., Организация и экономика издательского дела, 2 изд., М., 1971; Книга. Исследования и материалы. Сб. 1-23, М., 1959-72;! Горбачевский Б. С., Организация издательского дела за рубежом, М., 1959; Зарубежная печать, под ред. Я. Н. Засурского, М., 1964; Internationales Verlagsadressbuch, 4 Ausg.,Tl 1 - 3, Munch.- Pullach-B., 1969-70; Publishers' International Yearbook, 5 ed., L., [1968]; Publishers' World, сотр. and ed. by S. Wecksler, 1968/ 1969, N. Y. - L., [1968]; Book Trade of the World, Hamb., 1972. И.М. Терехов.

ИЗДАТЕЛЬСТВО, предприятие (гос., обществ., кооперативное или частное), осуществляющее выпуск (издание) книг, газет, журналов, нот, плакатов и др. видов печатной продукции. См. Издательское дело.

ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ HAУK СССР прежнее (до 1963) название изд-ва "Наука".

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ, совокупность затрат, связанных с процессом обращения товаров. По своей экономич. природе И. о. подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки обусловлены актом купли-продажи, сменой форм стоимости в процессе реализации товаров. К ним относятся расходы на содержание продавцов, рекламу, ведение счётных книг и т. д. Чистые издержки носят непроизводит. характер, они не прибавляют к товару никакой стоимости. Дополнит. И. о. производительны, они связаны с продолжением процесса произ-ва в сфере товарного обращения, увеличивают стоимость и составляют затраты на транспортировку товаров, их доработку, хранение, комплектование, расфасовку, упаковку и т. д.

В капиталистич. х-ве значит, удельный вес занимают чистые И. о., к-рые возмещаются из прибавочной стоимости. Та часть дополнит. И. о., к-рая вызывается капиталистич. конкуренцией и спекуляцией, также носит непроизводительный характер. "Общий закон заключается в том, - указывал Маркс во 2-м томе „Капитала", - что все издержки обращения, вытекающие лишь из превращения формы товара, не прибавляют к нему никакой стоимости. Это - просто издержки по реализации стоимости, или издержки, необходимые для того, чтобы перевести ее из одной формы в другую" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, с. 168).

В условиях капитализма стихийное развитие экономики, обострение присущих ей противоречий, ожесточённая конкурентная борьба вызывают огромные непроизводит. расходы в сфере обращения, к-рые в конечном счёте ложатся на плечи трудящихся, так как входят в товарные цены. В период общего кризиса капитализма И. о. непрерывно растут и составляют значит, часть розничной цены товаров. Особенно велики расходы на рекламу.

При социализме коренным образом изменяется сущность И. о. Обществ, собственность на средства произ-ва позволяет организовать сферу обращения на основе единого нар.-хоз. плана с минимальными затратами. И. о. в условиях социализма - это выраженные в ден. форме общественно необходимые затраты труда в этой сфере.

Товарное обращение в социалистическом х-ве включает процессы обращения средств произ-ва и предметов потребления. Первые осуществляются в СССР через систему материально-технич. снабжения народного х-ва, вторые -через торговлю. Соответственно этому И. о. состоят из затрат, обусловленных процессом обращения средств произ-ва (в системе материально-технич. снабжения), и затрат, связанных с обращением предметов потребления (в оптовой и розничной торговле и обществ, питании). По мере развития социалистич. произ-ва, расширения его масштабов, последовательного совершенствования системы управления нар. х-вом и роста производительности труда в сфере обращения уровень И. о. в СССР снижается, хотя абсолютная величина их растёт. Уровень И. о. в оптовой и розничной торговле по отношению к объёму розничного товарооборота составил в 1950 8,5%, а в 1970 7,7%. Уровень И. о. снабженческо-сбытовых орг-ций к объёму товарооборота органов снабжения и сбыта: 3,6% в 1950, 2,15% в 1970.

С другой стороны, расширение сферы услуг и повышение качества обслуживания потребителей как системой сов. торговли и обществ, питания, так и органами снабжения и сбыта, естественно, ведёт к экономически целесообразному увеличению И. о.

При планировании И. о. важное значение имеет анализ их состава и структуры. В системе материально-технич. снабжения И. о. состоят из расходов по завозу, хранению, доработке и реализации товаров, непроизводит. и адм.-управленческих расходов. В структуре И. о. органов снабжения и сбыта расходы по завозу составляют примерно 46,8% к общей сумме (по данным 1970), на хранение, доработку и реализацию товаров ок. 49,3%, непроизводительные 0,3% и адм.-управленческие 3,6% . В 1-ю группу расходов входят затраты по ж.-д., водным и автогужевым перевозкам, на погрузочно-разгрузочные работы и по завозу товаров; во 2-ю группу - зарплата транспортно-складских рабочих, расходы по аренде и содержанию зданий, сооружений и инвентаря, текущему ремонту, сортировке, упаковке и хранению товаров, проценты за кредит и др.; 3-ю группу составляют относимые к издержкам недостачи и потери товаров в пути и в процессе хранения; осн. содержание 4-й группы - зарплата адм.-управленческого персонала, расходы по аренде, текущему ремонту и содержанию адм. зданий и инвентаря, на командировки, почтово-телеграфные расходы.

Осн. место в И. о. сов. торговли занимает зарплата торговых работников и работников обществ, питания. В розничной торговле, напр., расходы на зарплату составляют, по данным 1970, св. 45% в общей сумме И. о., в обществ, питании более 60% . Транспортные расходы в розничной торговле составляют св. 16%, а в обществ, питании ок. 7%. Важное место в структуре И. о. занимают расходы по содержанию материально-технич. базы сов. торговли (торговой и складской сети). В 1970 эти расходы в розничной торговле составляли ок. 15% в общей сумме И. о., а в обществ, питании примерно 19%. По мере развития материально-технич. базы сов. торговли удельный вес этих затрат в структуре И. о. возрастает. И. о. в сов. торговле включают также расходы на хранение, доработку и упаковку товаров, оплату кредита, потери товаров при их транспортировке, хранении и продаже, прочие расходы.

Повышение эффективности сферы о 5-ращения, наиболее рациональная организация путей товаропродвижения, сокращение товаропроводящих звеньев, оптимальное размещение торговых и снабженческо-сбытовых орг-ций, непрерывный технич. прогресс в этой сфере, повышение скорости товарооборота - важнейшие факторы дальнейшего снижения уровня И. о. Этому способствуют использование в управлении сферой обращения эконо-мико-математич. методов и вычислит, техники и науч. орг-ция труда.

И. о. возмещаются суммой торгово-сбытовых скидок и наценок, к-рые, как правило, устанавливаются в процентах к цене реализуемых товаров. Снижение уровня И. о.- источник повышения рентабельности торговых и снабженческо-сбытовых орг-ций. В снижении уровня И. о., обеспечении рентабельной работы торг, и снабженческо-сбытсвых орг-ций большую роль играет развитие хозрасчёта, применение новых методов планирования и экономич. стимулирования. См. также Издержки хранения.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, гл. 6; Баканов М. И., Экономический анализ в торговле, М., 1969; Островский Э. А., Издержки хранения общественного продукта при социализме, М., 1969; Баскин А. И., Одесс В. И., Смирнов П. В., Финансы и хозяйственный расчет в снабженческо-сбытовых организациях, М., 1969. А.А.Якоби.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, совокупные затраты труда (живого и прошлого) на изготовление продукта. Простые моменты процесса труда-целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда-образуют первичные элементы И. п. При повторении процесса труда (воспроизводстве) вещественные его элементы (средства произ-ва) возмещаются (вычитаются) из обществ, продукта. Сам труд не возмещается, он снова затрачивается. Но предварительно должна быть восстановлена рабочая сила (работоспособность) человека. Средства существования, требующиеся для восстановления рабочей силы,представляют собой необходимый продукт. И. п., сведённые к их вещественным элементам, представляют собой совокупные расходы материальных ресурсов (средств произ-ва и средств существования для работников произ-в-а). Это общие черты И. п., вытекающие из простого процесса труда. Конкретно-историч. содержание и формы И. п. определяются уровнем развития производит, сил и специфич. характером условий воспроизводства совокупного продукта и рабочей силы, свойственных данному способу произ-ва. Благодаря росту производительности труда на определённой ступени ист. развития человек получил возможность производить больше продуктов, чем было необходимо для возмещения потреблённых средств произ-ва и восстановления его рабочей силы. Образовался "избыток продукта труда надиздержками поддержания труда..." (Энгельс ф., см. Маркс К. иЭнгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 199), т. е. прибавочный продукт. Этот процесс в классовых формациях приобрёл антагонистич. формы. Возрастающий прибавочный продукт стал источником обогащения эксплуататорских классов. Капитализм в огромных масштабах развил этот источник путём эксплуатации наёмного труда.

И. п. в буржуазном обществе различаются как затраты обществ, труда и капитала: "то, чего стоит товар капиталистам, измеряется затратой капитала; то, чего товар действительно стоит,- затратой труда" (Маркс К., там же, т. 25, ч. 1, с. 30). В двойственном характере И. п. обнаруживается реальное противоречие, классовый антагонизм между трудом и капиталом, коренящийся в самом капиталистич. способе произ-ва. Исходным пунктом капиталистич. произ-ва служат ден. расходы предпринимателя (фирмы) на покупку средств произ-ва и рабочей силы. Они образуют соответственно постоянную с и переменную v части авансированного капитала и составляют специфически капиталистич. И. п.: К = с + v. От специфически капиталистич. И. п. Маркс отличал действительные И. п. товара, или полные затраты труда на его произ-во: W = с + v + т. Это определение издержек производства, имманентных издержек производства товара, равных его стоимости, т. е. равных требующейся для производства товара общей сумме рабочего времени (овеществленного и непосредственного), выражает основное условие производства товара и остается неизменным, пока неизменной остается производительная сила труда" (Маркс К., там же, т. 26, ч. 3, с. 78). Стоимость, как воплощение действительных И. п. товара, проявляется в бурж. обществе в модифицированной форме цены производства, возмещающей стоимость затраченного капитала (капиталистич. И. п.) и приносящей ср. прибыль на этот капитал. На монополистич. стадии капитализма происходит модификация самой цены произ-ва в монопольную цену. Но как бы эта капиталистич. цена И. п. на отд. товары ни отклонялась от их действительных И. п., сумма цен в конечном счёте определяется стоимостью совокупного продукта, т. е. затратами обществ, труда. Именно теоретич. раскрытие этой истины дало основание Марксу сделать фундаментальный вывод о том, что прибавочная стоимость создаётся трудом рабочих и безвозмездно присваивается капиталистами, что она возникает из разницы между действительными И. п. товара, равными его стоимости, и капиталист