БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

и радикальная, интернационалистская или националистическая и т. д. Связь между этими двумя рядами оценок выявляет принцип партийности И., всесторонне разработанный в трудах В. И. Ленина. Принцип партийности связывает познание социальной действительности с интересами класса. Он исходит из той предпосылки, что класс прогрессивный стремится строить свою И. на основе более полного использования объективных знаний (напр., буржуазия в период её восходящего развития). Но этот тезис выражает лишь общую тенденцию, к-рая может сильно видоизменяться под влиянием конкретных ист. условий, особенно в период добурж. развития. Полностью этот тезис оправдывается применительно к рабочему классу, субъективные интересы к-рого совпадают с объективными потребностями обществ, развития, делают его заинтересованным именно в научной И-, во всестороннем использовании объективного научного знания для решения встающих перед ним социальных проблем. Это обстоятельство и выражается в совпадении партийного, классового и научно-объективного подхода к действительности в рамках марксизма-ленинизма.

Научная социалистич. И. противостоит реакционной И. буржуазии, оправдывающей и обосновывающей необходимость сохранения и укрепления капитализма. В столкновении этих И. отражается классовая борьба пролетариата против буржуазии, противоположность социальных систем капитализма и социализма.

Признание классового характера И. не означает, что класс в целом творит свою И. Как теоретически разработанное сознание класса И. создаётся тем,и его представителями, идеологами, к-рые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к к-рым класс в целом приходит практически. Из условий жизни класса стихийно возникает не И., а обществ, психология данного класса, создающая определённую почву для распространения и усвоения его И. Распространяясь в обществе и приспосабливаясь к уровню массового сознания, И. соответствующим образом воздействует на него, влияет на обществ, психологию. Анализируя механизм формирования и распространения научной И., Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогрессивной обществ, мысли. Носителем научной И. является передовой и сознат. авангард революц. рабочего класса - его политич. партия. Она вносит научную И. в массы, в рабочее движение. Важнейший вывод Ленина состоит в том, что овладение массами научной И. возможно лишь на основе их собств. политич. опыта, когда они практически убеждаются, что данная И. выражает их интересы. Напротив, реакц. И. господствующего эксплуататорского класса навязывается массам системой отношений и политико-идеологич. аппаратом этого класса, средствами массовой информации и т. д. Экономически и политически господствующий класс естественно держит в своих руках и средства духовного производства. Поэтому господствующей И. всегда является И. господствующего класса. В эксплуататорском обществе революционная И. завоёвывает влияние в острой борьбе с господствующимив данном обществе идеями.

В условиях социализма господствующую роль играет научная марксистско-ленинская И., выступающая одним из факторов сплочения всего общества вокруг рабочего класса и его партии в интересах укрепления и дальнейшего развития социализма.

И. выступает в различных формах политич., правовых, этич., религ., эстетич. и филос. взглядов. В естеств. науках идеологич. характер носят философско-мировоззренческие выводы из их открытий, и потому естествознание также является ареной идеологич. борьбы. Теории обществ, наук сами выполняют идеологич. функции, поскольку используются для решения возникающих социальных проблем, исходя из различных идеологич. установок и ориентации.

Бурж. идеологи в борьбе против научного коммунизма предпринимают также попытки "опровергнуть марксистско-ленинское понимание И. Значит, влиянием на Западе пользуется концепция нем. философа К. Манхейма ("Идеология и утопия", 1929), к-рый, заимствуя в искажённой форме идеи марксизма о социальной обусловленности всякой И., ложно истолковывал положения марксистской критики иллюзорного сознания. Он выступил с отрицанием познават. ценности всякой И., рассматривая её как совокупность идей, направленных на сохранение существующего порядка и поддерживаемых определённой обществ, группой. Утверждения об иррациональности, мифологич. характере всякой И., принципиальное отрицание самой возможности научной И., широко используются в бурж. лит-ре для борьбы против прогрессивных взглядов и прежде всего против марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики И. явилась концепция "деидеологизации" (Д. Белл, "Конец идеологии", 1960), согласно к-рой совр. развитые индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами, требующими "технических решений", а не И., и потому влияние И. якобы постепенно сходит на нет. Однако действительность опровергает эту концепцию. После 2-й мировой войны 1939-45 произошёл резкий упадок влияния фаш. И. в связи с воен-но-политич. разгромом фаш. держав. Однако реакц. империалистич. круги стремятся возродить эту И. в виде различных систем неофашистских взглядов, включающих расизм, шовинизм, антигуманизм, идеи милитаризма и т. п. Характерным как для консервативной, так и для либеральной бурж. И. является антикоммунизм - главное идейно-политич. оружие империализма. Разнообразные антивоенные, антиимпериали-стич., нац.-освободит, движения сопровождаются сложными идеологич. процессами, в к-рых отражается антиимпе-риалистич. направленность и социальная природа этих движений (нек-рые течения "африканского социализма", И. "новых левых" и т. д.).

Марксистско-ленинская И. противостоит И. буржуазной и ведёт с ней непримиримую борьбу, ибо никакого "мирного сосуществования" с бурж. И. быть не может. Марксизм-ленинизм непримирим к любым попыткам ревизии научной И. как справа, так и "слева". Борьба с бурж. И. и ревизионизмом в органич. сочетании с творческим развитием марксистско-ленинской теории составляет традицию марксизма-ленинизма. Давая научные ответы на кардинальные проблемы совр. обществ, развития марксистско-ленинская И. выступает как теоретич. основа коммунистич. движения, как могучее орудие революционного преобразования мира.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; и х ж е, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; М а р к с К., Капитал, т. 1, Предисловие к 1-му изданию, там же, т. 23, гл. 1, §4; гл. 24, §7; его ж е, К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; е г о же, [Письмо] Л. Кугельману 11 июля 1868 г., там же, т. 32; Э н г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893 г., там же, т. 39; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; е г о ж е, Что делать?, там же, т. 6; е г о же, Письмо "Северному Союзу РСДРП", там же; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 41; его ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Плеханов Г. В., Основные вопросы марксизма, Избранные философские произведения, т. 3, М., 1957; К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969; Документы Международного совещания коммунистических и рабочих партий. Москва, 5-17 июня 1969 г., М., 1969; Богданов А., Наука об общественном сознании, 3 изд., П. -М., 1923; Павлов Т., Теория отражения, пер. с болг., М., 1949; К е л л е В. Ж., Коваль-зон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959;Г а к Г. М., Учение об общественном сознании в свете теории познания, М., 1960; Ядов В., Идеология как форма духовной деятельности общества, Л., 1961; Тугаринов В., Теория ценностей в марксизме, Л., 1968; У л е д о в А., Структура общественного сознания, М., 1968; Социология и идеология, М., 1969, раздел 1; Москвичев Л. Н., Теория "деидеологиза-ции": иллюзии и действительность, М., 1971; Mannheim К., Ideologic und Utopie, 3 Aufl., Fr./M., 1952; Aron R., L'opium des intellectuels, P., 1968; Wiatr I., Czy zmierzch ery ideologii, Warsz., 1966; H ahn E., Ideologic, В., 1969. В. Ж. Келле.

ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ (от греч. idea - идея, образ и лат. motor - приводящий в движение), появление нервных импульсов, обеспечивающих к.-л. движение, при представлении об этом движении. И. а. не всегда выражен отчётливо и может приводить лишь к еле заметным движениям либо к напряжению соответствующих мышц, что регистрируется посредством электромиографии. И. а. используется для демонстрации мышечного "чтения мыслей", а также в целях психодиагностики и т. п. В принципе возможно создание машинных управляющих устройств, принимающих от человека команды в виде миограмм И. а. (записи мышечных движений).

Лит.: Платонов К. И., Слово как физиологический и лечебный фактор, 3 изд., М., 1962.

ИДЕФИКС, иде фикс (франц. idee fixe), устаревший мед. термин, обозначавший одержимость человека навязчивой, маниакальной идеей. В совр. словоупотреблении (иногда иронич.) - идея, всецело увлёкшая, захватившая человека.

ИДЕЯ (греч. idea), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и прак-тич. преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл И., неделимыми умопостигаемыми формами, атомы; для Платона И.- это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир. В ср. века И. понимались как прообраз вещей, принадлежащий божеств. духу; бог творил вещи согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17-18 вв., на первый план выдвигается теоретико-познават. аспект И.- разрабатывается учение об И., как способе человеческого познания, ставится вопрос о происхождении И., их познават. ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм - со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало в нем. классич. идеализме: Кант называл И. понятия разума, к-рым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, И.- это имманентные цели, согласно к-рым "Я" творит мир; для Гегеля И. является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития (см. Соч., т. 6, М., 1939, с. 214).

В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистический тезис о познании как отражении действительности, об И. как специфич. форме этого отражения. "Все идеи извлечены из опыта, они - отражения действительности, верные или искаженные" (Э н-гельсФ., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 629). Однако И. не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую форму теоретич. освоения действительности. Конспектируя Гегеля, онпишет: "Begriff еще не высшее понятие: еще выше и д е я = единство Begriff а с реальностью" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 151). В И. происходит наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это - объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, к-рое готово для своего практич. воплощения. Эти два момента в И.: отражение объективной реальности и постановка практич. цели перед человеком, находящиеся в органич. единстве, определяют специфику И. и её место в движении человеческого сознания. Таким образом, И. является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практич. деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.

В науке И. выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристич. принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблемы. В зависимости от своего содержания И., отражающие обществ, бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакц. И., искажающие действительность и служащие уходящим с историч. арены классам, выступают тормозом обществ, прогресса. И., верно и глубоко отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых обществ, классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.

П. В, Копнин.

ИДЖЕБУ-ОДЕ (Ijebu-Ode), город на Ю.-З. Нигерии, в Зап. штате. 67,1 тыс. жит. (1963). Торг, центр. Сбор (и обработка) какао-бобов, а также пальмовых орехов, орехов кола, каучука. Произ-во пальмового масла. Кустарные промыслы (резьба по металлу).

ИДЖЕВАН город (до 1961-посёлок) в Арм. ССР. Расположен в долине р. Аг-стев (приток Куры), на автодороге Ереван - Тбилиси, в 41 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Акстафа (на линии Тбилиси - Баку) и в 78 км к С.-В. от г. Кировакан. 14 тыс. жит. (1970). Ковровый, деревообрабат., бентонитовый комбинаты, произ-во машин для лесной промышленности, пивоваренный, сыродельный заводы, леспромхоз, произ-во стройматериалов. Индустриально-технологич. техникум. Музей установления Сов. власти в Армении. Народный и кукольный театры.

ИДЖМА (араб.- соединение, согласие), в суннитском исламе - согласное мнение знатоков шариата по отд. религ.-правовым и бытовым вопросам, решение к-рых не может быть основано на Коране и сунне. И. стала одной из четырёх основ (корней) мусульм. правоведения. Посредством И. были утверждены канонич. текст Корана, сборники хадисов, ряд .догматов, празднеств и т. д.

ИДЖО, и д ж а у (самоназвание - и д ж е), народ, живущий в Юж. Нигерии в дельте р. Нигер. Численность ок. 0,8 млн. чел. (1967, оценка). Язык И. условно относят к гвинейской группе языков. Большинство И.- христиане, часть сохраняет местные традиц. верования. В нач. 15 в. И. основали г. Бонни, к-рый был одним из центров работорговли в Зап. Африке. Осн. занятия - тро-пич. земледелие (ямс, маниок, батат), сбор плодов масличной пальмы и рыболовство.

ИДЗУ полуостров на берегу о. Хонсю (Япония), между зал. Суруга и Сагами. Дл. ок. 60 км, шир. 15-34 км, вые. до 1405 м (гора Амаги). Сложен вулканич. породами. Мягкий климат, живописность пейзажей и многочисл. минеральные источники способствовали возникновению здесь известных курортов Японии (Ата-ми, Ито). Апельсиновые сады. На побережье - земледельческо-рыболовецкие посёлки.

ИДЗУ-БОНИНСКИЙ ЖЁЛОБ, депрессия дна Тихого ок. Расположена вдоль вост. подножия хребта о-вов Нампо, протянувшегося от о. Хонсю к Ю. до о-вов Бонин. На С. соединяется с Японским жёлобом, на Ю. отделён от жёлоба Волкано высоким узким гребнем. Дл. ок. 1000 км. Узкое, местами плоское дно жёлоба разделено порогами на неск. замкнутых депрессий с глубинами 7000- 9000 м. Макс. глуб. 9810 м установлена в 1955 сов. экспедицией на судне "Витязь".

ИДИГОРАС ФУЭНТЕС (Ydigoras Fuentes) Мигель (p. 17.10.1895, Кесальтенанго), государственный и воен. деятель Гватемалы. Получилвоен. и инж. образование. В 1918 воен. атташе в Вашингтоне, затем в Париже. В 1931-44 губернатор в деп. Петен, Халапа, Сан-Маркое и Реталулеу. С 1945 на дипломатич. службе. В 1950, потерпев поражение на президентских выборах, эмигрировал в Сальвадор, гдевозглавил совет гватемальской контрреволюц. эмиграции. В 1954 принимал участие в свержении демократии, пр-ва Арбенса Гусмана. С 1955 вновь на дипломатич. службе. В 1958-63 был президентом Гватемалы. Осуществлял крайне реакц. внутр. политику; во внеш. политике полностью ориентировался на США. После переворота 1963 - в эмиграции.

ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion), мирное, беззаботное, ничем не омрачаемое существование (иногда - в иронич. смысле).

ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion), одна из осн. лит. форм буколич. поэзии (буколики). Так в схолиях впервые были названы произведения древнегреч. поэта Феокри-та, написанные преим. гекзаметром, малые по объёму, различные по жанровым формам (мим, эпилий, лирич. монолог); их объединяют интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе; изображение намеренно безыскусно и подчёркнуто вне-социально. Последователем Феокрита был Вергилий. В новой европ. лит-ре И. в широком смысле - буколика (все жанры пасторали, идиллия, а также идил-лич. тенденции и мотивы); в узком, как жанровая форма лирики и эпоса,- небольшое стихотворение, рисующее мирную жизнь в единении с природой, при этом осн. внимание уделено внутр. состоянию автора или героя (собственно И.); И. освоена сентиментализмом (И. Г. Фосс, Ф. Мюллер, Жан Поль - Германия; С. Геснер - Швейцария). В России образцы И. созданы А. А. Дельвигом, Н. И. Гнедичем, В. И. Панаевым.

Тексты: Панаев В. И., Идиллии, СПБ, 1820; Феокрит, Мосх иБион, Идиллии и эпиграммы, пер., комментарии и послесловие М. Е. Грабарь-Пассек, М., 1958.

И. В.Шталь.

ИДИОАДАПТАЦИЯ (от греч. idios _ свой, своеобразный, особый и адаптация), одно из главных направлений эволюции, при к-ром возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Термин введён А. Н. Северцовым. В лит-ре наряду с понятием И. употребляют термины: кладогенез, алломорфоз, или аллогенез, и др. И. приводит к широкому распространению группы организмов и её разделению на мн. родственные ветви (адаптивная радиация). Так, кишечнополост-ные - гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы, гребневики - широко распространены и, несмотря на многообразие размеров и форм и разнообразные условия существования, сохранили общий тип организации двухслойных животных. Ср. Ароморфоз, Дегенерация, Ценогенез.

Лит.: Северцов А. Н., Главные направления эволюционного процесса, 3 изд., М., 1967. Б.С.Матвеев.

ИДИОЛЕКТ [от греч. idios - свой, своеобразный, особый и (диа)лект\, индивидуальный язык, языковые навыки данного индивидуума в определённый период времени. На основе совокупности И., объединённых отношением взаимопонимания, определяются такие лингвистич. явления, как различные речевые общности: профессиональные, социальные и терр. диалекты и жаргоны. И.- понятие условное, т. к. один и то