БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

олебаниями. Он совершал кровавые расправы и массовые репрессии, от к-рых гибли и его политич. противники, и десятки тысяч крестьян, холопов, посадских людей. Мнительность и недоверчивость его характера с годами усиливались. Это отразилось в мании преследования, садистских наклонностях, вспышках необузданного гнева (в результате одной из них он в 1582 убил своего сына Ивана Ивановича).

И. IV был образованным для своего времени человеком, обладал незаурядным лит. талантом, о чём свидетельствуют его широко известные послания к А. М. Курбскому, В. Грязному и др. И. IV, по-видимому, оказывал значит, влияние на составление ряда лит. памятников сер. 16 в. (летописные своды, "Государев родословец", 1555, "Государев разряд", 1556, и др.); сыграл важную роль в организации книгопечатания; по его инициативе было осуществлено строительство в Москве храма Василия Блаженного и др. сооружений, созданы росписи Грановитой палаты. В то же время И. IV верил в волшебство, чародейство.

В исторической науке деятельность И. IV получила разноречивую оценку. Н. М. Карамзин, М. Н. Погодин, в известной мере В. О. Ключевский, Н. Г. Устрялов, Н. И. Костомаров и др. отрицательно характеризовали И.IV.Сов. историки Р. Ю- Виппер, С. В. Бахрушин, И. И. Смирнов, П. А. Садиков усиленно подчёркивали положит, стороны в его деятельности. Глубокое конкретное изучение внутр. и внеш. политики И. IV с учётом положительных и отрицательных сторон принадлежит С. Б. Веселовскому, М. Н. Тихомирову, А. А. Зимину, С. О. Шмидту и др.

Образ И. IV нашёл отражение в фольклоре, в произв. М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, А. Н. Толстого, в живописи и скульптуре И. Е. Репина, В. М. Васнецова, М. М. Антокольского.

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 8, М., 1946; Скрынников Р. Г., Начало опричнины, Л., 1966 (Уч. зап. педагогического ин-та им. Герцена, № 294); его же, Опричный террор, Л., 1969 (там же, № 374); Ключевский В. О., Соч., т. 2, М., 1956; Бахрушин С. В., Научные труды, т. 2, М., 1954; Смирнов И. И,, Очерки политической истории Русского государства 30 - 50-х гг. XVI в., М. -Л., 1958; Тихомиро в М. Н., Россия в XVI столетии, М., 1962; Дубровский С. М-. Против идеализации деятельности Ивана IV, "Вопросы истории", 1956, № 8; Зимин А. А., Реформы Ивана Грозного, М., 1960; его же, Опричнина Ивана Грозного, М., 1964; Веселое-с к и и С. Б., Исследования по истории опричнины, М., 1963; Полосин И. И., Социально-политическая история России XVI-начала XVII вв., М., 1963.

В. И. Буганов.

ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ [27.8(6.9). 1666, Москва,-29.1(8.2).1696, там же], русский царь, сын Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской. После смерти царя Фёдора Алексеевича (27 апреля 1682) Нарышкины провозгласили царём младшего царевича - Петра, отстранив старшего брата- Ивана, болезненного и неспособного к гос. делам. Во время Стрелецкого восстания И. V был посажен на престол и 26 мая 1682 утверждён Земским собором в качестве "первого" царя (его младший брат Пётр I стал считаться "вторым" царём). Царствование И. V было номинальным: до 1689 фактически правила царевна Софья Алексеевна, затем Пётр I.

ИВАН VI АНТОНОВИЧ [12(23).8.1740, Петербург,- 5(16).7.1764, Шлиссельбург], номинальный российский император (с окт. 1740), сын Анны Леопольдовны (племянницы рус. императрицы Анны Ивановны) и герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. Регентом при нём был Э. Бирон, после свержения Бирона - Анна Леопольдовна. 25 нояб. 1741 И. VI был свергнут Елизаветой Петровной. Сначала И. VI вместе с родителями был отправлен в ссылку, затем переведён в одиночную тюрьму. С 1756 находился в Шлиссельбургской крепости. Убит стражей при попытке офицера В. Я. Мировича освободить его и провозгласить императором вместо Екатерины II.

Лит.: Бильбасов В. А., Иоанн Антонович и Мирович, М., 1908.

"ИВАН ВЕЛИКИЙ" колокольня в Московском Кремле; см. Кремль Московский.

ИВАН ИВАНОВИЧ (1496-ок. 1534), великий князь рязанский с 1500. Фактически правила его мать. В 1516 с помощью крымского царевича Богатыря, вторгшегося в Рязанскую землю, И. И. отнял власть у матери. Вел. моек. кн. Василий III Иванович в 1520 вызвал И. И. в Москву и заключил под стражу, но в 1521, во время приближения крымского хана Мухаммед-Гирея к Москве, И. И. удалось бежать. Он уехал в Литву, где получил от вел. кн. Сигизмунда I в пожизненное владение местечко Стоклишки.

ИВАН ИВАНОВИЧ (28.3.1554-19.11. 1582, Александровская Слобода, ныне Александров Владимирской обл.), царевич, старший сын (не считая умершего в младенчестве Дмитрия) царя Ивана IV Васильевича. Участвовал в ряде походов своего отца и в проведении опричной политики; известен, как и отец, своей жестокостью. Погиб от удара в висок, к-рый нанёс ему отец посохом с металлич. наконечником во время ссоры.

ИВАН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (15.2. 1458 - 7.3.1490), сын Ивана III Васильевича и его первой жены Марии Борисовны, дочери вел. князя тверского. С 1471 упоминается как вел. князь - соправитель отца. Был одним из руководителей рус. рати в период "стояния на Угре 1480". Вместе с отцом ходил в поход на Тверь. После её присоединения к Москве (1485) назначен тверским князем. В 1483 женился на дочери молдавского господаря Стефана Елене, что способствовало укреплению дружеских связен Руси с Молдавией.

ИВАН ЛЮТЫЙ (Грозный) (г. рожд. неизв.- ум. 1574), молдавский господарь (с 1571). В молодости нек-рое время жил в России. Став господарем, добивался усиления центральной власти. В 1574 начал вооруж. освободит, войну против тур. гнёта. На помощь Молдавии пришёл отряд запорожских казаков во главе с гетманом Сверчовским. Разгромив тур. силы, молдавско-казацкие отряды вступили на терр. Валахии и заняли Бухарест. Но крупные бояре, опасавшиеся усиления власти господаря, в решающей битве у Кагульского оз. 10 июня 1574 изменили И. Л. и перешли с дружинами на сторону турок. Молд.-казацкое войско было разгромлено. После длит, осады И. Л. сдался и был убит турками. Лит.: Хашдеу Б. П., Ион-Воевода Лютый, Киш., 1959.

ИВАН ПОДКОВА (г. рожд. неизв.- ум. 16.6.1578), в 1577 молдавский господарь, до этого был одним из предводителей запорожских казаков. После поражения в 1574 нац.-освободит, движения во главе с Иваном Лютым в Молдавии росло недовольство народа гнётом тур. феодалов. И. П. объявил себя братом Ивана Лютого и во главе отряда в 1000 казаков, в к-рый входили и молдаване, направился в Молдавию. Его поддержали нар. массы. В кон. нояб. 1577 занял столицу Яссы и провозгласил себя господарем. Против него выступили тур. войска и войска местных бояр. В нач. 1578 И. П. был вынужден отступить на Украину, где арестован польск. властями и по требованию султана казнён во Львове.

ИВАН ЧЁРНЫЙ писец при дворе моек, вел. кн. Ивана III,в 80-х гг. 15 в.- деятельный участник моек, кружка религ. реформаторов, возглавлявшегося Фёдором Курицыным. Среди книг, переписанных И. Ч., особенно большое значение имеет т. н. Еллинский летописец, формировавший идеологию централизованного гос-ва, оказавший большое влияние на развитие ист. знаний в 15-17 вв. Известно также, что И. Ч. переписал сб. нравоучительных бесед для монахов -"Лест-вицу" Иоанна Лествичника (1485) и сборник, содержащий статьи ист. и ре-лиг, характера (1489). И. Ч. принадлежит послесловие к Еллинскому летописцу. На основании изучения пометок И. Ч. исследователями отчасти реконструируются взгляды рус. религ. реформаторов кон. 15 в. Преследуемый воинствующими церковниками, И. Ч. ок. 1490 бежал за границу (возможно, в Литву).

Лит.: Клнбанов А. И., Книги Ивана Черного, в сб.: Исторические записки, т. 62, М., 1958; его же, Реформационные движения в России в XIV-первой половине XVI вв., М.. 1960.

ИВАНАЙНЕН Иванайн Карл Адамович (1857, Петербург,- 1887, Кара, Сибирь), русский рабочий-революционер. Из семьи фин. мещан. Работал слесарем на Петерб. патронном з-де. В 1873 посещал кружок чайковцев. В 70-х гг. участвовал в деятельности "Северного Союза русских рабочих". Арестован в дек. 1877 и в 1879 выслан в Олонецкую губ. С 1880 поселился в Одессе, где вошёл в народовольческую группу М. Н. Тршони. В дек. 1881 арестован в Москве и в 1883 приговорён к 15 годам каторги на Каре. Покончил жизнь самоубийством.

ИВАНГОРОД город (с 1954) в Кингисеппском р-не Ленинградской обл. РСФСР. Расположен на правом берегу р. Нарвы, против г. Нарвы (Эст. ССР). Ж.-д. станция на линии Ленинград - Таллин, в 159 км к 3. от Ленинграда. И. заложен в 1492 Иваном III Васильевичем, в нем. документах кон. 15 в. известен как "контр-Нарва". Крепость И. с мощными каменными стенами и 10 башнями - первое русское оборонит, сооружение с регулярным, прямоугольным планом (1492-1610; илл. см. при ст. Крепость). В 16 в. И. неоднократно отбивал атаки немцев, шведов и поляков. В 1581-90 и 1612-1704 находился под властью шведов. В 1704 освобождён рус. войсками.

В И.- Нарвская ГЭС, з-д котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов, льно-джутовая ф-ка, рыбоводный з-д.

Лит.: Косточкин В. В., Крепость Ивангород, "Материалы и исследования по археологии СССР", М., 1952, № 31, с. 224-317.

ИВАН-ДА-МАРЬЯ марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum), однолетнее растение-полупаразит сем. норичниковых. Листья супротивные, ланцетовидные. Соцветие кистевидное, двуцветное (отсюда назв.) с ярко-жёлтыми цветками и сине-фиолетовыми прицветниками; венчик двугубый; тычинок 4; семена крупные, дл. ок. 6 мм, с сочными придатками, к-рые поедают муравьи, способствуя т. о. их распространению. Встречается почти по всей Европе, на полянах, опушках, по кустарникам и светлым лесам. Молоко коров, поедающих И.-да-М., приобретает неприятныйпривкус. Ядовитые семена, содержащие гликозид ринантин, могут вызвать отравление домашних животных. И.-да-М. нередко наз. анютины глазки и нек-рые др. растения.

Иван-да-Марья; а - цветок; б - цветок в разрезе.

ИВАНЕНКО Дмитрий Дмитриевич [р. 16 (29). 7. 1904, Полтава], советский физик, доктор физ.-матем. наук. Окончил Ле-нингр. ун-т (1927). Проф. Моск. ун-та (с 1943). Впервые выдвинул гипотезу о строении атомного ядра из протонов и нейтронов (1932). Заложил основы теории ядерных сил (одновременно с И. Е. Таммом; 1934-36). Совм. с И. Я. Померанчуком и А. А. Соколовым разработал теорию электромагнитного излучения электронов больших энергий в ускорителях (теорию синхротронного излучения; Гос. пр. СССР, 1950). И. принадлежат работы по теории космич. ливней, учёту силы лучистого трения, теории гравитации, истории физики и др.

ИВАНИЧИ посёлок гор. типа, центр Иваничевского р-на Волынской обл. УССР. Ж.-д. ст. на линии Львов - Ковель. 3-ды: стройматериалов, сах., консервный.

ИВАНИЩИ посёлок гор. типа в Гусь-Хрустальном р-не Владимирской обл. РСФСР. Расположен в 12 км к Ю.-З. от ж.-д. станции Неклюдово (на линии Владимир - Гусь-Хрустальный). Стекольный з-д.

ИВАНКОВ посёлок гор. типа, центр Иванковского р-на Киевской обл. УССР, на р. Тетерев (приток Днепра), в 40 км от ж.-д. ст. Тетерев (на линии Киев - Коростень). 3-ды: маслодельный, овоще-суши льный, деревообр., по обработке льна. Рыбоводство.

ИВАН-КУПАЛА Иван-Купало, древний народный религ.-магич. земле-дельч. праздник (он же Иванов день; 24 июня ст. ст.). Был распространён под различными назв. у мн. народов Европы, в т. ч. у славян. Купала - нар. прозвище Иоанна Крестителя, с легендой о рождении которого и крещении им Иисуса Христа церковь соединила нар. земледельч. обряды: разведение костров и прыганье через них (кто выше прыгнет - у того выше уродится хлеб), обливание водой и купание, хороводы, шествия с разукрашенными чучелами и др. При посредстве этих обрядов надеялись обеспечить урожай, здоровье, благополучие. С И.-К. были связаны многие поверья (напр., травы приобретают целебную силу), предания, сказки, песни, что нашло отражение в художеств, ли" ре. В наст, время И.-К. утратил религ.-магич. значение, сохранившись местами как летний традиционный праздник.

ИВАНОВ Александр Александрович [4(16).4.1867, Петербург,- 23.11.1939, Ленинград], советский астроном, специалист по небесной механике и практич. астрономии, чл.-корр. АН СССР (1925). Окончил Петерб. ун-т (1889), в 1908-29 проф. там же. В 1890-1901 астроном, в 1919-30 директор Пулковской обсерватории. И. исследовал изменения широты Пулковской обсерватории, разрабатывал теорию фигуры Земли и изучал распределение силы тяжести на её поверхности, исследовал движения малых планет и комет. Свой педагогич. опыт И. обобщил в ряде университетских курсов по осн. отраслям астрономии. Пред. Рус. астрономич. об-ва (1906-1910 и в 1913).

Лит.: А. А. Иванов (1867 - 1939). Основные даты жизни и деятельности А. А. Иванова, Л., 1949 (библ.).

ИВАНОВ Александр Андреевич [16(28).7.1806, Петербург,-3(15).7.1858, там же], русский живописец. Учился в качестве "вольноприходящего" ученика в петерб. АХ (1817-28) у своего отца А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. С 1830 пенсионер Об-ва поощрения художников в Италии, посетил Австрию и Германию. В 1831-58 жил в Риме, посетил города Ср. и Сев. Италии, Венецию, Неаполь. В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом. Произв. раннего (петербургского) периода творчества И. обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом; художник стремился добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиц. мифологич. и евангельских тем ("Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", 1824, Третьяковская гал.; "Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице хлебодару и виночерпию", 1827, "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры", 1829, "Явление Христа Марии Магдалине", 1835,- все в Рус. музее, Ленинград). Завершает ранний период творчества одна из первых работ И. в Риме - картина "Апполон, Гиацинт и Кипарис" (1831-34, Третьяковская гал.), отличающаяся исключит, гармоничностью и поэ-тич. возвышенностью трактовки образов античного мифа. Как и др. представители передовой русской интеллигенции 1830-40-х гг., И. искал пути разрешения глубоких социальных противоречий, устранения несправедливости и угнетения.

А. Ан. Иванов. Портрет работы С. П. Постникова. Третьяковская галерея. Москва.

На формирование мировоззрения И. в Риме повлияли дружеские отношения (в кон. 1830 - нач. 1840-х гг.) с Н.В.Гоголем (к-рым во многом были внушены И. представления о просветительских задачах иск-ва), а также с членом моек, кружка любомудров Н. М. Рожалиным и главой нем. назарейцев худ. Ф. Овер-беком; от последних И. усвоил идеи шел-лингианства (см. Шеллинг Ф. В.). Проникнувшись верой в пророческую роль художника, в возможность с помощью иск-ва преобразить человечество, нравственно усовершенствовать его, И. в своём творчестве стремился осмыслить осн. вопросы бытия человека, выдвинуть значит, филос. и моральные проблемы. Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-57, Третьяковская гал.). Евангельский сюжет И. трактовал как реальное ист. событие, осн. содержание к-рого - духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравств. возрождения. Сложная, подчинённая идейному замыслу картины многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, по-разному воспринимающих событие; каждый персонаж получил глубокий идейно-психологич. смысл.

Сам замысел картины и его осуществление в виде монументального программного произв., выдвигающего проблемы всемирно-ист, значения, характерны для позднего романтизма, к-рый проявился в использовании приёмов и норм класси-цистич. иск-ва, обогащённых, однако, ощущением глубинности пространства и динамики форм. В "Явлении Христа народу" композиция симметрична, уравновешенна и замкнута, фигурный план тяготеет к неглубокому пространств, развороту, расположение фигур подобно барельефу. Контраст этих условных приёмов академич. живописи с реалистич. достижениями И. (опыт освоения пространства, добытый в пейзажных этюдах, глубокое постижение человеческих характеров и др.) придаёт картине противоречивый характер. Вследствие этой противоречивости, а также утраты И. веры в возможность преобразовать человечество с помощью религ нравств. проповеди средствами иск-ва (большое влияние на изменение мировоззрения И. оказали революц. события 1848, свидетелемк-рых он был в Италии) картина осталась незавершённой. Самостоят. областью творчества И. являются этюды, выполненные в процессе работы над картиной (св. 300, Третьяковская гал., Рус. музей и др. собрания). Этюды голов и фигур И. писал как с произв. классич. иск-ва, так и с живой натуры, постепенно, в результате сложного синтеза этих двух осн. источников, выражая в последующих этюдах свои идеальные представления о персонажах картины и добиваясь точного воплощения в каждом персонаже определённых человеческих качеств и состояний. В пейзажных этюдах, отличающихся большой филос. глубиной восприятия, И. стремился объективно передать всё многообразие жизни природы, познать законы её развития и основные элементы: воду, землю, растительность, небо ("Аппиева дорога при закате солнца", 1845, "На берегу Неаполитанского залива", кон. 1840-х - нач. 1850-х гг.,- оба в Третьяковской гал.). И. добился огромных успехов в постижении пространства, использовав достижения совр. ему пленэрной (см. Пленэр) живописи, сохранив при этом силу и интенсивность звучания цвета, добился естеств. сочетания объёма и пространства. Картина "Явление Христа народу" осталась в истории рус. иск-ва замечат. школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины. В последнее десятилетие жизни И. работал над циклом "Библейских эскизов" (акварель, Третьяковская гал. и Рус. музей), к-рые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Используя исследования Д. Ф. Штрауса и творчески переосмысливая мотивы иск-ва Др. Востока, античности и Византии, И. трактовал древние легенды как историю духовного и нравств. развития человечества, достигнув необычайной глубины их филос. обобщения и истолкования. В "Библейских эскизах" И. сумел органически сочетать историческое и бытовое, легендарно-фантастическое и обыкновенное. Коренному переосмыслению подверглись образы Христа и его учеников, мн. евангель