БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

обусловили формирование особой совокупности правовых норм, регулирующих земельные отношения в этих странах в интересах социалистич. строительства. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных социалистич. гос-вах имеет определ. специфику. Так, право собственности на землю существует в этих странах в неск. формах (гос. собственность, собственность с.-х. производств. кооперативов, собственность частных лиц), гос. управление и право землепользования (как совокупность определённых прав и обязанностей) распространяются на все земли независимо от форм собственности и т. д. Вопрос о том, является ли соответствующая совокупность норм, регулирующих земельные отношения, особой отраслью права - земельным правом, решается в каждой стране по-разному. Правовая наука нек-рых социалистич. стран (напр., в ГДР, Венгрии, Чехословакии) считает 3. п. самостоят. отраслью права. Независимо от имеющихся различий, общей целью земельного законодательства зарубежных социалистич. стран является социалистич. обобществление всей земли, составляющее важнейший элемент социалистич. системы х-ва.

В бурж. гос-вах земля является одним из объектов права частной собственности, находится в гражд. обороте и поэтому земельные отношения регулируются в основном нормами гражд. права. Вместе с тем, в совр. бурж. гос-вах создаётся спец. земельное законодательство, определяющее обязанности собственников земли, регулирующее порядок пользования землёй и т. д., но не затрагивающее основ частной собственности на землю. Появление такого спец. законодательства означает, что, не желая расстаться с частной формой собственности на землю и др. средства произ-ва, бурж. гос-во вынуждено уступать экономич. требованиям развития крупного произ-ва и вмешиваться в отношения частной собственности на землю. По своему социальному назначению это законодательство направлено на подчинение интересов мелких собственников интересам капиталистических монополий.

Лит.: Земельное право, М., 1969.

И. И. Краснов.



ЗЕМЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ, земельные органы, созданные в России после Февр. революции 1917 бурж. Врем. пр-вом. При министре земледелия 19 марта (1 апр.) 1917 был образован Главный 3. к., затем постановлением от 21 апр. (4 мая) 1917 созданы 3. к. на местах (губ., уездные, волостные). По положению о 3. к., они образовывались "для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием". В действительности же они создавались для борьбы с крест. движением, направленным на захват помещичьих земель. Большинство в Главном, губернских и уездных 3. к. принадлежало кадетам и эсерам. Волостные 3. к., состоявшие из крестьян, с ростом крест. движения, усилившимся в сент.-окт. 1917, включились в борьбу крестьян за землю.

После победы Окт. революции Сов. пр-во использовало низовые 3. к. для проведения в жизнь Декрета о земле. В качестве врем. инструкции волостные 3. к. руководствовались постановлением о волостных 3. к., принятым 1-м Всеросс. съездом Советов 23 июня (6 июля) 1917, но получившим силу закона лишь при Сов. власти - 31 окт. (13 нояб.) 1917. В. И. Ленин в "Ответе на запросы крестьян" 5(18) нояб. 1917 разъяснил задачи волостных 3. к. по конфискации помещичьих земель. 5(18) дек. 1917 Совнарком утвердил новое положение о 3. к. и инструкцию об урегулировании 3. к. земельных и с.-х. отношений. 19 дек. 1917 (1 янв. 1918) Главный 3. к. был распущен. Большая часть местных 3. к. в нояб.- дек. 1917 была переизбрана.

Всеросс. съезд 3. к., заседавший совместно с крестьянской секцией 3-го Всеросс. съезда Советов 17-28 янв. (30 янв.- 10 февр.) 1918, высказался за ликвидацию 3. к. как самостоят. орг-ций. Законом о социализации земли от 27 янв. (9 февр.) 1918 дела, связанные с распоряжением землёй, были переданы в руки зем. отделов местных Советов. Весной 1918 3. к. были распущены или реорганизованы в зем. отделы Советов.

Лит.: Ленин В. И., Новый обман крестьян партией эсеров, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34; его же, Доклад о земле 26 октября (8 ноября). [Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г.], там же, т. 35; его же, Речь по аграрному вопросу 14(27) ноября. [Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов 10-25 ноября (23 ноября-8 декабря) 1917 г.], там же; его же, Речь на заседании съезда земельных комитетов и крестьянской секции III съезда Советов 28 января (10 февраля) 1918 г., там же; Декреты Советской власти, т. 1, М., 1957; Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР, 1917 - 1954, М., 1954; Луцкий Е. А., Политика Советской власти по отношению к земельным комитетам

(1917-1918 гг.), в сб.: Тр. Московского Гос. Историко-архивного ин-та, т. 13, М., 1959.

Е. А. Луцкий.



ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ, споры о праве землепользования между землепользователями и другими орг-циями и лицами в связи с отводом и изъятием земли, землеустройством и осуществлением др. функций по распоряжению и управлению землёй. Отличит. особенность 3. с. в СССР состоит в том, что они не могут быть спорами о праве собственности на землю, т. к. земля в СССР является исключительной собственностью гос-ва. Споры о праве землепользования касаются всех правомочий землепользователя, определяющих содержание права землепользования как особого института сов. земельного права,- владения, пользования, а по отношению к социалистич. организациям и права внутрихоз. управления. Осн. видами 3. с. в СССР являются споры между с.-х. и несельскохозяйственными землепользователями по поводу изъятия или самовольного использования с.-х. земель для пром-сти, строительства и иных несельскохозяйственных целей; споры по поводу порчи с.-х. земель и неприведения их в состояние, пригодное для использования в с. х-ве; споры, связанные с несвоевременным возвратом временно предоставленных земель, а также споры между отд. землепользователями по поводу границ земельных участков. Нередко 3. с. переплетаются с гражданско-правовыми спорами в связи с тем, что землепользователи возводят на предоставленной им земле различные строения и сооружения, необходимые для их хоз. деятельности, производят посевы и насаждения. Нарушение права землепользования в этих случаях влечёт за собой имуществ. ущерб.

Отнесение спора к той или иной категории определяет порядок его разрешения. К имуществ. спорам, связанным с нарушением права землепользования, относятся споры о праве на строения и урожай, находящиеся на спорном земельном участке, о возмещении ущерба, причинённого незаконным использованием спорного земельного участка, о возмещении трудовых затрат, вложенных в изымаемый земельный участок, и т. д.

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 3. с. между колхозами, совхозами, другими гос., кооп., обществ. организациями, учреждениями и гражданами разрешаются Советами Министров союзных и авт. республик, исполкомами краевых, областных, окружных, районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Земельные кодексы союзных республик определяют компетенцию органов по разрешению 3. с. (какие органы какие именно 3. с. разрешают).

Споры между совладельцами индивидуальных строений на землях городов, рабочих, курортных, дачных посёлков и на отводимых исполкомами сельских Советов депутатов трудящихся земельных участках в сел. населённых пунктах разрешаются судами.

Действующее сов. законодательство устанавливает определённую процедуру (процесс) разрешения 3. с. Они рассматриваются по заявлению одной из сторон на заседаниях исполкомов соответств. местных Советов депутатов трудящихся. Стороны, участвующие в 3. с., вправе знакомиться с материалами дела по разрешению 3. с., участвовать в заседании исполкома, заявлять ходатайства и т. д. Законом также установлен порядок исполнения решений по 3. с.

В зарубежных социалистич. странах порядок разрешения 3. с. зависит от степени национализации земли (полной или частичной). Все споры, касающиеся земель, находящихся в собственности гос-ва, разрешаются гос. органа-ми, осуществляющими общее управление земельным фондом (напр., в ГДР - службами по делам недвижимости при окружных советах). В МНР, где земля является исключительной собственностью гос-ва, 3. с. разрешаются в первую очередь тем местным органом власти, к-рый предоставил земельные угодья в пользование, его решение может быть обжаловано в соответств. вышестоящий орган.

В тех странах, где национализация земли произведена частично и где ещё сохранилась частная собственность на землю, в отношении частных земель установлен судебный порядок разрешения 3. с. Так, ГК Польши предусматривает судебный порядок разрешения споров, связанных с определением границ земельных участков, с правом прохода или проезда через тот или иной земельный участок, а также споров о разделе с.-х. недвижимости. В Болгарии в судебном порядке устанавливается право собственности, владения и пользования отдельными выгонами.

В капиталистич. странах, как правило, 3. с. подлежат разрешению в общих судах. В нек-рых странах в силу сложности земельных отношений существуют и спец. земельные суды. Так, в Великобритании имеются земельные трибуналы, разрешающие споры, связанные с компенсацией при принудит. изъятии земель, рассматривающие жалобы на решения правительств. и иных органов, а также на решения по 3. с., вынесенные местными судами. В США споры, связанные с установлением права собственности на землю, подлежат разрешению в судах. Споры арендаторов с собственниками земли рассматриваются частично общими судами, а частично спец. посредническими судами, состоящими либо при фермерских орг-циях, либо при местных органах власти. Часть 3. с. рассматривается окр. комитетами охраны почв и мелиорации земель. Во Франции споры, связанные с землеустройством, разрешаются комиссиями по землеустройству, а споры, вытекающие из арендных отношений,- паритетными судами по с.-х. аренде (эти органы возглавляются мировыми судьями). И. А. Иконицкая.



ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР, совокупность достоверных сведений о природном, хоз. и правовом положении земель.

В СССР ведение 3. к. предусмотрено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 (ст. 46). Гос. учёт земель ведётся по единой для всей страны системе; включает данные регистрации землепользовании, учёта количества и качества земель, бонитировки почв и экономич. оценки всех без исключения земель единого гос. земельного фонда. Эти данные необходимы для организации рационального использования земель и их охраны, планирования нар. х-ва, рационального размещения и специализации с.-х. произ-ва, мелиорации земель и т. д., а также для проведения других нар.-хоз. мероприятий, связанных с использованием земли. Порядок ведения кадастра, формы документации, периодичность уточнения и обновления данных устанавливаются Советом Министров СССР.

3. к. ведутся и в зарубежных социалистич. странах. В большинстве европ. социалистич. стран проведены большие работы по обновлению 3. к., составленных до установления нар. власти.

В большинстве бурж. гос-в также ведутся 3. к., данные к-рых широко используются при налоговом обложении землевладельцев, регистрации поземельных сделок, залога земель и т. д.


ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС, в СССР осн. форма систематизации земельного законодательства в союзных республиках. Первый сов. 3. к.- 3. к. РСФСР - был принят 4-й сессией ВЦИК 9-го созыва 30 окт. 1922 и введён в действие с

1 дек. 1922; он был разработан под руководством и при непосредственном участии В. И. Ленина. Осн. задачей 3. к. было урегулирование крест. землепользования. В 1922-29 аналогичные 3. к. были приняты в др. союзных республиках. С переходом к сплошной коллективизации с. х-ва 3. к. союзных республик утратили своё значение.

На базе Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1968) в 1970-71 новые 3. к. вступили в силу во всех союзных республиках.

3. к. РСФСР принят 1 июля и введён в действие с 1 дек. 1970. Он состоит из 11 разделов (140 статей). В 1-м разделе (Общие положения) формулируются задачи 3. к., определяется сфера действия земельного законодательства, устанавливаются осн. положения о гос. собственности на землю и едином гос. земельном фонде, о соотношении компетенции в области регулирования земельных отношений Союза ССР, РСФСР и входящих в её состав АССР, определяются порядок предоставления земель в пользование и их изъятия для гос. или обществ. нужд, использования земельных участков для изыскательских работ, возмещения убытков землепользователям, права и обязанности землепользователей, основания прекращения права землепользования и т. д. Разделы 2-7-й посвящены вопросам правового режима отд. категорий земель (с.-х. назначения, населённых пунктов, земель пром-сти, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения, земель гос. лесного фонда, водного фонда, гос. запаса). Раздел 8-й посвящён вопросам ведения гос. земельного кадастра, 9-й - гос. землеустройству, 10-й - порядку разрешения земельных споров, 11-й - ответственности за нарушение земельного законодательства. См. также Земельное право, Земельный фонд СССР. Н. А. Краснов.


ЗЕМЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ, поземельный кредит, кредит, предоставляемый в капиталистич. странах под залог земли или другой недвижимости; см. Кредит ипотечный, Кредит сельскохозяйственный.



ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД СССР, вся земля в пределах гос. границ Союза ССР. Является объектом права исключит. собственности гос-ва, всенар. достоянием. В силу исключит. характера собственности Сов. гос-ва на землю и обусловленного этим единства правового режима земли как объекта собственности вся земля в СССР составляет единый гос. земельный фонд. Это даёт возможность рационально, в плановом порядке использовать землю в интересах всего общества. Гос-во предоставляет землю в бесплатное пользование тому или иному землепользователю, устанавливая осн. назначение каждого земельного участка и соответствующий этому назначению порядок использования земли (см. также Земельное право. Земельный кодекс, Землепользование).

По общей территории и по площади с.-х. угодий СССР занимает 1-е место в мире. Из общей территории страны в 2227,5 млн. га с.-х. угодья составляют (на 1 ноября 1970) 606,8 млн. га, в т. ч. с.-х. угодья в пользовании с.-х. предприятий и х-в, с.-х. угодья госземзапаса и лесных орг-ций и прочих землепользователей (см. табл.1).








Табл. 1. - Распределение общей земельной площади СССР по союзным республикам на 1 ноября 1970, млн. га


Общая земельная площадь

С.-х. угодья (в пользовании с.-х. предприятий и хозяйств)
СССР

2227,5

545,8
РСФСР

1707,5

222,0
Украинская ССР

60,4

42,4
Белорусская ССР

20,7

9,8
Узбекская ССР

45,0

25,0
Казахская ССР

271,5

183,5
Грузинская ССР

7,0

3,0
Азербайджанская ССР

8,7

4,0
Литовская ССР

6,5

3,5
Молдавская ССР

3,4

2,7
Латвийская ССР

6,4

2,7
Киргизская ССР

19,8

9,7
Таджикская ССР

14,3

4,1
Армянская ССР

3,0

1,3
Туркменская ССР

48,8

30,5
Эстонская ССР

4,5

1,6








В дореволюц. России (в границах СССР до 17 сент. 1939) из 367 млн. га с.-х. земель лишь 135 млн. га (37% ) было в пользовании трудовых крестьянских х-в, св. 80 млн. га (22% ) принадлежало кулакам, 152 млн. га (41%) - помещикам, царской фамилии, монастырям. В результате Великой Окт. социалистич. революции крестьяне безвозмездно получили более 150 млн. га земель, находившихся в руках помещиков, буржуазии, царской фамилии, монастырей и церквей, а также часть казённых земель. Позднее к трудовому крестьянству, вступившему в колхозы, перешли также земли, принадлежавшие кулачеству, - 80 млн. га (см. "Сельское хозяйство СССР". Статистич. сборник, 1960, с. 7).

О характере сложившегося землепользования можно судить по данным табл. 2.

Характер использования земли обусловливается не только природными, но и историч., экономич. и др. факторами. Решающая роль во всех случаях принадлежит социально-экономич. условиям. За годы Сов. власти площадь обрабатываемой пашни возросла более чем на 70 млн. га, садов и виноградников - в 5 раз, орошаемых земель - в 2,5 раза, осушенных - в 3,8 раза. Ведутся большие работы по мелиорации, борьбе с эрозией почв, обводнению пастбищ и др. мероприятия по улучшению земельных угодий.

Единый гос. 3. ф. СССР в соответствии с осн. целевым назначением земель подразделяется на:

1) земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для с.-х. целей. Это важнейшая часть 3. ф. СССР. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование, т. е. навечно. Порядок пользования землёй определяется законодательством СССР и союзных республик.

2) Земли городов, посёлков городского типа (см. Городские земли).

3) Земли пром-сти, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйств. назначения. Это земли, предоставленные в пользование предприятиям, орг-циям и учреждениям для осуществления возложенных на них спец. задач. Сюда входят: земли предприятий обрабатывающей пром-сти; земли горнодобывающих предприятий; земли транспорта (ж.-д., внутренневодного, морского, воздушного, трубопроводного); земли, предоставленные для нужд обороны; земли линий связи и электрич. сетей высокого напряжения; земли курортов; земли заповедников.

Предоставление земель для несельскохозяйственных целей производится в общем порядке. Однако изъятие для этих целей с.-х. угодий допускается лишь в случаях особой необходимост