БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

9 в.; связи проф. музыки с нар. творчеством углубились (нац. зингшпили Ф. Кулау и К. Э. Ф. Вайсе). В операх и балетах И. П. Э. Хартмана, П. Хейсе, X. С. Па-улли на сказочно-фантастич. и мифоло-гич. сюжеты, симфониях Н. В. Гаде использован дат. муз. и лит. фольклор. Концертная жизнь активизировалась благодаря деятельности Муз. объединения (осн. 1836) и консерватории (осн. 1867) в Копенгагене, к-рыми руководил Гаде. Основоположник совр. композиторской нац. школы - К. Нильсен. Среди др. композиторов кон. 19 - нач. 20 вв.- А. Энна (автор оперы "Колдунья", 1892, и др.), П. Ланге-Мюллер (продолжатель романтич. традиций Хейсе и Хартмана, известный гл. обр. как автор вокальной музыки, особенно песен к спектаклям), А. Хамерик. Их оперы ставились в копенгагенском Королевском т-ре (см. Датский Королевский театр), оперная труппа к-рого существует как самостоятельная с кон. 18 в. На его сцене в кон. 19- 1-й пол. 20 вв. выдвинулись певицы Э. Донс, Й. Брун, певцы В. Герольд, П. Корнелиус, Л. Мелькиор, К. Кар-стен, Н. Шрамм; среди др. певцов - Э. Смедес, И. Хансен, Т. Тюгесен.

В 1-й пол. 20 в. в Копенгагене организованы Дат. концертное об-во (осн. 1901), Дат. союз музыкантов (осн. 1911), в к-рый входят оркестры и муз. организации, Дат. союз композиторов (осн. 1913), Об-во молодых музыкантов (осн. 1920), филармонич. об-во (осн. 1920), хор и оркестр Дат. радио (осн. 1925), оперные классы при Королевском т-ре (осн. 1909; с 1956 - при Консерватории). Созданы консерватории - в Оденсе (Фюнская, с 1929), Ольборге (Североютландская, с 1930), Эсбьерге (Западно-ютландская, с 1945). Имеется Музей истории музыки (осн. 1898) в Копенгагене.

В 1971 имелось 5 консерваторий, 10 симфонич. оркестров. Крупные муз. центры - Копенгаген, Оденсе (2 консерватории, филармонич. оркестр, хоры) и Орхус (Консерватория, оперный театр, Филармонич. об-во, гор. оркестр).

Крупнейший дат. пианист сер. 20 в.- В. Шёлер. Современную музыкальную культуру Д. представляют композиторы К. Рисагер, Э. Хамерик, В. Хольмбоэ, Н. В. Бентсон, И. Ерсильд, С. Шульц, С. Вестергор, Л. Тюбо, Я. Маэгор, О. Шмидт, П. Нёргор; исполнители: пианист и композитор X. Д. Коппель, пианисты и органисты К. Ольсон, Б. Йонсон,скрипачи А. Свенсен, Э. Тельманьи, виолончелист Б. Бенгтсон, органисты Г. Фьельрад, Ф. Видерё и др.; музыковеды К. Еппесен, А. Хамерик, К. Тране, В. К. Равн; певец Н. Мёллер, певицы Л. Коппель, Б. Сёнберг, К. Шульц.

Лит.: Сталь Э., Заметки из Копенгагена, "Советская музыка", 1964, №5; Ва1zer J., Bibliografi over Danske komponister, Cph., 1932; Danmarks gamle folkeviser, bd 1 - 11, Kbh., 1853 - 1935; Lunn S., La vie musicale au Danremark, Cph., 1962. В. В. Oшиc.

XVI. Балет

Археологич. находки и географич. названия (Дансехойе - танц. холмы, около Копенгагена) свидетельствуют о существовании танца ещё в бронз. веке. На о. Фанё бытует танец, восходящий ко времени викингов. О ритуалах и нар. танцах рассказывает ср.-век. фресковая живопись церквей (напр., в Ерслеве). Балет в совр. понимании возник в виде небольших танц. сцен в школьном театре (самый древний - "Морианский танец глупцов", 1500). Придворный балет появился в 1630-е гг. и существовал на протяжении полувека. В кон. 1600-х гг. в Д. приезжали первые проф. балетные труппы из-за рубежа. При создании первого нац. драматич. театра "Датская сцена" (1722) участники одной из таких гастрольных трупп были приглашены для участия в постановке комедий-балетов Мольера и пьес Л. Хольберга. В 1748 при театре была образована балетная труппа (с 1770 носит название - Королевский балет), а в 1754 - школа танцев (продолжает существовать). Так сложилась одна из особенностей дат. балета - его связь с драматич. театром (до сер. 19 в.). В 18 в. в Д. работали иностр. балетмейстеры, в частности итальянец В. Галеотти, в 19 в. француз А. Бурнонвиль. Расцвет дат. балета связан с деятельностью А. Бурнонвиля, к-рый обращался к историч. темам, использовал скандинавскую мифологию, создал спектакли, где показывались нар. обычаи и обряды ("Свадебный поезд в Хардан-гере" X. С. Паулли, 1853; "Народное предание" Н. В. Гаде и И. П. Э. Хартмана, 1854). В его хореографич. драмах, обогащённых нац. танцами, проявились характерные особенности дат. романтизма, опирающегося на фольклор. В сер. 19 в. определились нац. особенности балета,сформировалась дат. хореографич. школа, к-рая (особенно в сфере мужского танца) продолжает пользоваться всемирной известностью и в 20 в. Среди солисток в 19 в. прославились: Л. Гран, А. Нильсен, Л. Стильман, К. Прайс. Деятели дат. хореографии оберегали сложившиеся традиции от начавшейся на рубеже 19-20 вв. деградации зап.-европ. балетного иск-ва. Благодаря творчеству артистов X. Бека, В. Борксениус балет Д. и в 20 в. сохранил традиционную школу и репертуар. В 1931-51 труппу Королевский балет возглавлял X. Ланнер, ставивший спектакли, в к-рых нац. традиции сочетались с более совр. балетными формами ("Карртсилуни" К. Рисагера,1942,и др.). В 60- нач. 70-х гг. в репертуар труппы всё чаще включаются работы иностр. балетмейстеров. Дат. артисты нередко работают за пределами страны, многие из них выступают и как балетмейстеры: Н. Б. Ларсен, К. Ралов, Э. Брун и Ф. Флиндт, возглавляющий балетную труппу. Наиболее популярные артисты 30-40-х гг.- М. Ланнер, Н. Б. Ларсен, X. Брено; 40-50-х гг. - М. Вангсо, М. Шанне, Ф. Шауфус; 50 - нач. 70-х гг.- К. Симоне, X. Кронстам, А. Леркесен,

Н. Келет, П. Мартине, Ф. Бьёрнсон и др. С 1950 ежегодно проводятся фестивали танца.

Лит.: Классики хореографии, Л. - М., 1937 (см. ст., посв. Бурнонвилю и отрывки из его воспоминаний); Кragh-Jасоbsen S., The Royal Danish ballet, Toronto, 1957. E. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

В ср. века театр. иск-во было представлено школьным театром - спектаклями, ставившимися учениками лат. школ, а также жанрами, характерными для зап.-европ. театра этого времени: моралите, мистерия и др. Становление проф. театра происходит в 20-е гг. 18 в., в период раннего Просвещения. В 1722 в Копенгагене был основан первый нац. театр "Датская сцена". Большое значение для его деятельности имела драматургия Л. Хольберга, на к-рой воспитывались мн. поколения актёров. В 1770 этот театр стал называться Королевским (см. Датский Королевский театр). В 18 в. в репертуар входили комедии Хольберга, а также драмы Й. Эвальда на историч. и мифологич. сюжеты, пьесы Вольтера, Мольера, П. О. Бомарше, Р. Шеридана, Г. Э. Лессинга. Основы нац. актёрского иск-ва закладывают Г. Лоннеман, М. У. Хортулан, Н. Клементин, К. Вальтер, К. А. Гьельструп, П. Й. Фрюден-даль, М. Росинг и др. В нач. 19 в. на сцене преобладала иностр. драматургия, но уже в 20-е гг. начался новый период в развитии дат. театра, связанный с утверждением нац. романтич. драмы - произв. А. Эленшлегера, X. Херца, X. К. Андерсена. Большую популярность завоевали бытовые комедии Й. К. Хо-струпа и водевили Й. Л. Хейберга. Выдающиеся актёры этого времени - Й. Л. Хейберг, Н. П. Нильсен, Й. К. Рюге, А. Нильсен, К. Росенкилле, И. Л. Фистер.

Последняя четверть 19 в. ознаменована многочисл. постановками остро критич., гуманистич. драм Г. Ибсена, в к-рых раскрылось реалистич. мастерство актёров Э. Поульсена, Б. Хеннингс и др. В Копенгагене наряду с Королевским театром успешно работало несколько частных театров ("Казино", 1848-1937, Народный театр, осн. в 1857, "Дагмартеатр", 1883- 1937).

В течение 1-й четв. 20 в. театр находился в состоянии кризиса, в репертуар включались преим. натуралистич. и декадентские пьесы. Однако уже в кон. 20-х гг. начался новый подъём, приведший в 30-е гг. к расцвету театр. иск-ва и драматургии. Большая роль в этом процессе принадлежала "Рабочему театру", "Социальному театру", "Театру Бетти Нансен", где шли пьесы молодых дат. и иностр. авторов, велись поиски новых средств сценич. выразительности. Обновление дат. театра было связано прежде всего с постановкой социально-критич. и антифаш. произв. К. Мунка, К. Абелля, К. Э. Сои. Ведущие театр. деятели этого периода - режиссёры и актёры X. Габриельсен, С. Бесеков, П. Кнутсон, Б. Нансен, П. Рёймерт, Б. Ипсен, К. Понтоппидан, А. Ларсен, Й. Поульсен.

В годы нем.-фаш. оккупации (1940- 1945) в театрах ставилась преим. нац. классика. После освобождения от оккупации в репертуаре появились новые пьесы К. Абелля, К. Мунка, К. Э. Сои, Л. Фишера, X. К. Браннера, рисовавшие события военных лет, героизм участников Движения Сопротивления, осуждавшие коллаборационизм. В 50-е гг. театр переживал кризис, несколько трупп распалось. В 50-60-е гг. ставились гл. обр. пьесы современных зап.-европ. и американских драматургов. К произв. национальной и мировой классики обращается преим. Королевский театр, развивающий реалистич. традиции. Большой популярностью пользуются пьесы Э. Кнудсена и Э. Брун-бльсена, подвергающие критике совр. бурж. общество. Среди актёров выделяются М. Вит, X. Бентсон, Э. Роде, Б. Квистгор, П. Рей-хардт, Б. Кьер, И. Брамс, X. Виркнер, Л. Рингхейм, X.Моритсен, Э. Мерк, А. Вийом, Б. Федерспиль, Г. Нёрбю, Ф. Хельмут, П. Кьерульф-Шмидт, О. Уссинг, А. Андерсен. В спектаклях небольших эстрадных театров высокое комедийное мастерство демонстрируют К. Петерсен, Л. Броберг, Д. Пассер.

Среди коммерч. театров Копенгагена ведущее положение занимает "Новый театр" (осн. в 1908), в репертуаре которого- классика, пьесы совр. дат. и иностр. авторов. Известностью пользуется также "Гладсакс-театр" (орг. в 1964). Постановки лёгкого жанра осуществляет театр "Ню Скала" (орг. в 1912). Для театр. жизни 60-х гг. характерно появление значит. числа т. н. малых театров ("Фьоль-театр", "Комедиехусет", "Боль-хус-театр" и др.). Стационарные театры работают также в Ольборге (осн. в 1878), Оденсе (осн. в 1795); особенно большую популярность приобрёл театр в Орхусе (осн. в 1900) под руководством Э. Тим-рота (с 1966). Практикуется система передвижных театров с временными труппами. Подготовка актёров осуществляется Гос. драматич. школой в Копенгагене (в 1886-1967 работала при Королевском театре).

Лит.: Гозенпуд А. А., Датский театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 2,4, М., 1957 - 64; Нansen P., Den danske skueplads, bd 1-3, Kbh., [1889-96]; Teatret pa Kongens Nytorv. 1748-1948, [Kbh., 1948]; Sсhуberg Fr., Ti aars teater, Kbh., 1939; его же, Teatret i krig, Kbh., 1949; Tilbageblik pа 30'erne. En antologi ved H. Hertel, bd 1 - 2, Kbh.. 1967; Engberg H., Teatret. 1945-1952, [Kbh.], 1952; The Festival Arts. Danish drama, ballet and music, Cph., 1958; Kragh-Jacobsen S., Teaterarbogen. [1959-1965], bd 1-3, Kbh., 1960-67. И. П. Куприянова.

XVIII. Кино

В 1897 было снято неск. документальных фильмов, в 1903 поставлен игровой фильм "Казнь" (реж. всех фильмов Л.П. Эльфельт). В 1906 в Копенгагене основана киностудия "Нордиск". Выпускались короткометражные фарсы, салонные драмы, экранизации мировой и нац. классики. Мн. фильмы отличались новаторством в области кинорежиссуры, эмоциональностью актёрского исполнения, что определяло их успех на родине и в др. странах. Среди видных деятелей раннего, т. н. классич., периода развития дат. кино: реж. У. Гад, А. Блом, Р. Динесен, Хольгер-Мадсен, актёры А. Нильсен, В. Псиландер, О. Фенс. В 1917-20 дат. фильмы были вытеснены с мирового кинорынка нем. и амер. фильмами. Крупнейшие кинодеятели эмигрировали в Германию иСША. На фоне сентиментальных мелодрам, ставших осн. кинопродукцией, выделялись лишь фильмы реж. Б. Кристенсена, А. В. Сандберга, К. Т. Дрейера. Большую популярность получили фильмы реж. Л. Лауритцена с участием комедийных актёров X. Мадсена и К. Шенстрема (Пат и Паташон). Фильмы 30-х гг. были далеки от значит. проблем современности, их отличал низкий проф. уровень. В годы нем.-фаш. оккупации (1940-45) выпускались преим. экранизации, псевдосоциальные драмы, примитивные комедии. Значит. явление киноискусства этого периода - фильм "День гнева" (1943, реж. К. Т. Дрейер, по X. Вирс-Йенсену), исполненный протеста против антигуманистнч. догм бурж. морали. После освобождения от оккупации выпущены фильмы, посвящённые Движению Сопротивления, положению детей и юношества в капиталистич. обществе, критикебурж. либерализма, обществ. пассивности: "Невидимая армия" (1945, реж. И. Якобсен), "Дитте - дитя человеческое" (1946, по М. Андерсену-Нексё), "Палле один на свете" (1954) (реж. обоих фильмов А. и Б. Хеннинг-Енсен), "Слово" (по пьесе К. Мунка, 1955, реж. К. Т. Дрейер), "Последняя зима" (1960, реж. Э. Тимрот). Развитию дат. кино в 60 - нач. 70-х гг. препятствовали конкуренция амер. и зап.-европ. фирм, раздробленность производств. базы. Выпускаются, как правило, кинокартины комедийно-развлекательного характера. Обращение к социально значимым проблемам, глубина драматич. конфликтов характерны для немногих режиссёров - X. Карлсена ("Дилемма", 1963), П. Кье-рульф-Шмидта ("Уикэнд", 1963, "Двое", 1964). Известность завоевала школа документальных и короткометражных фильмов (реж. Т. Кристенсен, А. и Б. Хеннинг-Енсен, Й. Рос и др.).

В Копенгагене работает Дат. киномузей (осн. в 1941), занимающийся изучением и популяризацией киноискусства и издающий журнал "Косморама" (с 1954). В кино снимаются актёры Королевского и др. театров.

Лит.: Садуль Ж., Всеобщая история кино, т. 2 - 3, М., 1958 - 61; Еngberg M., Den danske stumfilm 1903-1930, Kbh., 1968.

ДАНКОВ, город в Липецкой обл. РСФСР, на обоих берегах Дона. Ж.-д. станция в 86 км к С.-З. от г. Липецка. 20 тыс. жит. (1970). Хим. з-д (крем-нийорганич. лаков), доломитовый комбинат, птицекомбинат, з-ды: крахмальный, молочный, железобетонных изделий. ТЭЦ. Краеведч. музей. Картинная галерея. Осн. в 1571 для защиты юж. границ Моск. гос-ва от набегов крымских татар. С 1778 уездный город Рязанского наместничества.

Лит.: Прасалов И. А., Соседов В. П., Данков, Липецк, 1963.

ДАНКОВА ПИК, вершина в хребте Кокшалтау, в системе Тянь-Шаня (на границе Кирг. ССР с Китаем). Выс. 5982 м. Покрыт вечными снегами и ледниками.



ДАНЛОП (Dunlop) Джон Томас (р. 5.7.1914, Плейсервилл, Калифорния), американский экономист, доктор философии (1939), проф. экономики (1950), чл. Амер. академии иск-в и наук (1959). После окончания Калифорнийского ун-та (1935) преподавал в Станфордском (1936-37) и Гарвардском (1938-45) ун-тах. Автор работ по проблемам труда и зарплаты. В своих историч. построениях игнорирует объективные закономерности, лежащие в основе движения заработной платы в условиях капитализма. Будучи сторонником т. н. коллективно-договорной системы заработной платы, Д. стремится доказать, что её фактич. уровень, фиксируемый в коллективных договорах, определяется соглашением между рабочими и капиталистами.

Соч.: Wage determination under trade unions, 2 ed., Oxf., 1950; Collective bangaining: principles and cases, Homewood (111.), 1953; The theory of wage determination, L. -N. Y., 1957.



ДАН-ЛЭРИ, Дан-Лэре (Dun Laoghaire), Кингстаун (Kingstown), город (графство) в Ирландии, на берегу Ирландского м. 51,8 тыс. жит. (1966). Пассажирский порт Дублина. Доки. Хим. предприятия. Приморский курорт. Рыболовный и яхтсменский центр.



Д'АННУНЦИО (D'Annunzio) Габриеле (12.3.1863, Пескара,- 1.3.1938, Гар-доне-Ривьера), итальянский писатель и политический деятель. Происходил из состоятельной семьи. Творчество Д'А.- характерное проявление декаданса в лит-ре Италии. В ранних произведениях возникали темы и образы веризма, но и в них он изображал народ как дикую, объятую жаждой разрушения толпу ("Девственные земли", 1882; "Сан Панталоне", 1886) и подменял социальную проблематику мыслью о неполноценности "маленького человека" ("Джованни Эпископо", 1892). Для романов, драм и стихов Д'А. характерны иррационализм, эстетство и гедонизм. Их осн. герой - ницшеанский "сверхчеловек", аморалист, воспевающий диктатуру "сильной личности" (романы "Наслаждение", 1889; "Девы скал", 1895; "Пламя", 1900; драмы "Мёртвый город", 1898; "Джоконда", 1899). С кон. 19 в. Д'А.- певец и пропагандист итал. империализма (драмы "Слава", 1899; "Сильнее любви", 1907; цикл стихов "Песни о заморских подвигах", 1911). В годы 1-й мировой войны 1914-18 Д'А. ушёл в армию, был лётчиком, пехотным офицером. После войны стал одним из лидеров националистич. движения, связанного с фаш. орг-циями. В сент. 1919 возглавил националистич. экспедицию, захватившую югосл. г. Риека (Фиуме), был его комендантом до дек. 1920, когда по требованию Антанты итал. пр-во предложило Д'А. оставить город. Д'А. приветствовал воен. акции итал. фашизма, прославлял его колон. захваты (сб. статей и выступлений "Держу тебя, Африка", 1936). При фашизме в 1924 получил титул князя, в 1937 возглавил Королевскую академию наук.

Известную художеств. ценность в наследии Д'А. представляют сб. стихов "Алкион" (1904), драма "Дочь Иорио" (1904) и лирич. проза "Ноктюрн" (1921).

Соч.: Opera omnia, a cura di A. Sodini, v. 1 - 49, Mil., 1927 - 37; в рус. пер. -Собр. соч., т. 1-12, СПБ, [б. г.].

Лит.: Воровские В. В., Факел под мерой, Соч., т. 2, [Л.], 1931; Alatri P., Nitti, D'Annunzio e la questione adriatica (1919-1920), Mil., 1959; De Miсhe1is E., Tutto D'Annunzio, Mil., 1960; Sa1inагi C., Mitie coscienza del decadentismo italiano, 2 ed., Mil., 1962; Valeri N., D'Annunzio davanti al fascismo, Firenze, 1963; Сirсeо E., Saggio sul D'Annunzio narra-tore, Roma, [1966]; Paratore E., Studi dannunziani, [Napoli], 1966.

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265, Флоренция,- 14.9.1321, Равенна), итальянский поэт. Происходил из старинного дворянского рода. В наиболее известных юношеских стихах Д., испытавший влияние прованс. трубадуров, сицилийских поэтов и школы "дольче стиль нуово", воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал её смерть (1290). Эти стихи и присоединённое к ним прозаич. повествование на итал. яз. составили первую в зап.-европ. лит-ре романизированную автобиографию "Новая жизнь" (1292), где мистич. преображение действительности сочетается с глубоким психологич. проникновением в живое чувство.

Д. активно участвовал в обществ. жизни Флоренции, примкнув к партии "белых" гвельфов (в основном представлявших торг.-ремесл. круги). После победы "чёрных" гвельфов (партии гор. дворянства) Д. был заочно приговорён к сожжению с конфискацией имущества (1302). Позже отошёл от "белых" и стал, по его выражению, "сам себе партией". На