БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ремя Г.-м. р. с. х. направлено на то, чтобы "очистить" с. х-во от миллионов мелких и средних крест. и фермерских х-в такими методами, к-рые бы не допускали политич. выступлений этих слоев населения против капиталистич. строя.

В послевоен. период финанс. олигархия пытается с помощью мероприятий гос.-монополистич. регулирования с. х-ва вести за собой не только крупную сел. буржуазию, но и широкие слои сел. мелкой буржуазии (среднее и особенно мелкокапиталистич. зажиточное крестьянство и фермерство). Но поскольку вся система капиталистич. отношений обусловливает неизбежное разорение и вытеснение мелкого произ-ва из с. х-ва на его машинной стадии, постольку эти попытки союза финанс. олигархии с широкими слоями сел. населения терпят в конечном счёте провал. Во всех без исключения странах развитого капитализма экономич. уступки трудящимся массам крестьян и фермеров не изменили классовой природы гос.-монополистич. регулирования с. х-ва как орудия, направленного против этих слоев.

Непосредственной причиной развития Г.-м. р. с. х. явилось обострение экономич. и социальных противоречий агр. строя в эпоху общего кризиса капитализма. В широких масштабах вторжение бурж. гос-ва в экономич. жизнь с. х-ва произошло в первые годы переплетения мирового экономич. и мирового агр. кризисов (1929-33). Оно было направлено в этот период на восстановление нормального хода экономич. цикла. На развитие гос.-монополистич. регулирования с. х-ва в послевоен. период существ. влияние оказали длит. агр. кризис в осн. странах, экспортирующих с.-х. продукцию (США, Канада, Австралия и отчасти Н. Зеландия), необходимость восстановления на новой технич. основе разорённого в годы 2-й мировой войны 1939-45 с. х-ва в странах Зап. Европы. Торг. война на мировом рынке с.-х. товаров в 50 - 60-х гг., обострение социальных конфликтов, обусловленных массовым разорением крестьян и фермеров в ходе технич. перевооружения с. х-ва, и др. противоречия капиталистич. х-ва усилили Г.-м. р. с. х.

Формы и методы Г.-м. р. с. х. существенно различаются по отд. странам, что обусловлено: уровнем развития капитализма в с. х-ве, степенью расслоения крестьянства и фермерства, уд. весом крупнокапиталистического производства, развитием с.-х. кооперации и уровнем монополизации отраслей, перерабатывающих с.-х. продукцию. Формы и методы гос.-монополистич. регулирования с. х-ва определяются также положением той или иной страны в системе междунар. разделения труда и на мировом рынке. Осн. направления этих мероприятий, к-рые в какой-то мере свойственны всем или большинству стран развитого капитализма, заключаются в следующем: разнообразные методы гос. поддержки цен на с.-х. продукты; стимулирование технич. реконструкции и технич. прогресса с. х-ва; агр. протекционизм и с.-х. демпинг; регламентация или ограничение с.-х. произ-ва.

На осуществление мероприятий гос.-монополистич. регулирования с. х-ва в странах развитого капитализма расходуются крупные суммы. Напр., в кон. 60-х гг. 20 в. в США бюджетные ассигнования на с. х-во составляли примерно половину чистого дохода фермеров, в Великобритании 80-90% этого дохода, в ФРГ ок. 80%, в Швеции были на 1/3 выше чистого дохода сел. хозяев. Однако больше половины ассигнованных гос-вом средств на регулирование с. х-ва идёт на поддержку капиталистич. верхушки сел. населения. В США, напр., ок. 80% гос. ассигнований на поддержку цен и доходов в те же годы шло крупным и крупнейшим фермерам.

Г.-м. р. с. х., не затрагивая основ частнокапиталистич. собственности на средства произ-ва, лишь видоизменяет, но не устраняет анархию и конкуренцию капиталистич. с.-х. произ-ва. Углубление осн. противоречия капитализма - между общественным характером произ-ва и част-нокапиталистич. присвоением - нашло наиболее яркое проявление в сфере с.-х. произ-ва в развитии послевоенного кризиса перепроиз-ва с.-х. товаров в США и ряде др. капиталистич. стран.

В. А.Мартынов.



ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, термин, который в политич. лит-ре употребляется: 1) как синоним государства вообще, гос-ва того или иного ист. типа (бурж. Г., социалистич. Г.), а также для обозначения к.-л. этапа в развитии гос-ва данного ист. типа (Г. древних славян, общенар. Г.); 2) для обозначения системы (механизма) диктатуры определ. класса (пролет. Г.) или политич. организации общества. В этом смысле термин "Г." употребляется в Программе КПСС при рассмотрении проблемы дальнейшего развития социалистич. гос-ва (см. 1971, с. 101-02); 3) для обозначения системы органов гос-ва - государственного аппарата; 4) при объединении в определ. группы к.-л. общих черт или признаков гос-ва (напр., нац. Г., демократич. Г.).

В. Е. Гулиев.



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГЕРБЫ заубежных стран, эмблемы гос-в, изображаемые на печатях, монетах, денежных знаках, бланках, фасадах правительств. зданий и т. д. Часто являются составной частью гос. флага. Рисунок Г. г. и его описание устанавливаются конституциями или спец. законами. Гербы совр. гос-в почти не напоминают феод. гербов (см. Герб), только в нек-рых гос-вах с монархич. формой правления (напр., Великобритания, Дания, Бельгия) в качестве основы Г. г. сохраняются фамильные гербы правящей династии. В Г. г. мн. бурж. республик включены символы, отражающие стремление правящих классов придать видимость социальной справедливости существующему режиму (напр., серп и молот в Г. г. Австрии), иногда в Г. г. наряду с новыми элементами включаются старые атрибуты власти (напр., в Г. г. США наряду с 13 звёздами, символизирующими 13 первонач. штатов, образовавших США, изображён орёл с масличной веткой и пучком стрел в когтях). Изменение гос. строя гос-ва влечёт, как правило, существенные изменения или введение совершенно нового Г. г., напр. замена герба Российской империи Г. г. Советского государства (см. Герб государственный СССР), принятие новых Г. г. др. социалистич. гос-вами. Илл. см. на вклейках к стр. 160-161.

Лит.: Соколов В. А., Символы государственного суверенитета, Саратов, 1969.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ, доходы, предназначенные для осуществления гос-вом своих функций. При капитализме Г. д. выступают гл. обр. в форме налогов, в к-рых, как указывал К. Маркс, "...воплощено экономически выраженное существование государства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 308). В ведущих капиталистич. странах налоги составляют осн. источник Г. д. Величина их превышает 1/3 нац. дохода. В бурж. гос-вах Г. д. включают доходы гос. бюджета, автономных гос. корпораций, а также внебюджетные фонды (фонд социального страхования и др.). В развивающихся странах, идущих по некапиталистич. пути, рост Г. д. в значит. мере обусловливается укреплением гос. сектора х-ва этих стран.

При социализме Г. д.- часть нац. дохода, сконцентрированная непосредственно в гос. бюджете (централизованный фонд) и на гос. предприятиях (децентрализованные фонды) для финанс. обеспечения потребностей расширенного социалистич. воспроиз-ва и покрытия др. гос. расходов в интересах повышения жизненного уровня народа. Неналоговые доходы составляют более 90% всех бюджетных ресурсов. Они полностью включают доходы гос. предприятий, используемые в соответствии с их финанс. планами. Прочной, всё расширяющейся основой формирования Г. д. являются накопления социалистического х-ва. Воплощаются в жизнь слова В. И. Ленина о том, что "в эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства финансы государства должны покоиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 122). Рост прибыли хозрасчётных предприятий позволяет более широко использовать прибыль в качестве источника расширения произ-ва и стимулирования высоких показателей работы. Проведение экономич. реформы в СССР с 1966 вызвало перестройку системы Г. д.: если раньше платежи из прибыли в бюджет производились в форме определ. отчислений, независимо от условий хозяйствования, то в новых условиях размер их определяется в значит. мере степенью эффективности ведения х-ва (см. также Бюджет государственный). Этой цели отвечает введение платности производств. фондов и совершенствование всей системы платежей из прибыли в бюджет. р. д. Винокур

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ, см. Займы государственные.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКЦИИ в СССР, специальные контрольные органы, входящие обычно в состав центр. отраслевых органов управления (мин-в, гос. к-тов) и действующие на основе особых положений, утверждаемых Советом Министров. Создаются для контроля и надзора за исполнением законов, соблюдением спец. правил, регулирующих такие виды деятельности, к-рые имеют общегос. значение (напр., в области оздоровления условий труда и быта, обеспечения техники безопасности, соблюдения правил торговли и т. д.). Контрольные и надзорные полномочия Г. и. распространяются на все орг-ции, предприятия и учреждения, независимо от их ведомственной подчинённости, а в ряде случаев и на граждан. Этим Г. и. отличаются от ведомственных инспекций, осуществляющих контроль и проверку исполнения лишь в рамках данного министерства.

В СССР действуют (1971) следующие Г. и.: по надзору за безопасным ведением работ в пром-сти и горному надзору (Госгортехнадзор); по пром. энергетике и энергонадзору (контроль за рациональным расходованием электрической и тепловой энергии); по государственному сан. надзору (контроль за проведением мероприятий по ликвидации загрязнения водоёмов, почвы и воздуха вредными пром. выбросами и хоз.-бытовыми отходами, оздоровлению условий труда, предупреждению заболеваний; входит в состав мин-в здравоохранения СССР и союзных республик); по качеству товаров и торговле (входят в состав мин-в торговли союзных республик); по рыбоохране - Главгосрыбвод (контроль за соблюдением правил рыболовства и охраны рыбных запасов СССР); охотничья (надзор за правильным ведением охотничьего промысла и соблюдением правил охоты); ветеринарная (вет. контроль в колхозах, совхозах и др. предприятиях и орг-циях, независимо от их ведомственной подчинённости; входит в состав Мин-ва с. х-ва СССР); автомобильная - ГАИ (обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, количеств. и качеств. учёт состояния автотранспорта; входит в состав МВД СССР); гос. пожарный надзор (входит в состав МВД СССР).

Должностные лица Г. и. имеют право беспрепятственно посещать подконтрольные объекты, требовать предъявления необходимых документов и отчётности, проводить проверки и обследования, рассматривать жалобы и заявления и т. п. В функции ряда Г. и. входит выдача разрешений на пуск в эксплуатацию объектов, на право лова рыбы и т. д. Г. и. вправе подвергать мерам адм. принуждения лиц, виновных в нарушении установленных правил: штраф, денежный начёт, запрещение эксплуатации всего или части объекта, приостановление работ, отстранение от работы, временное лишение профессиональных прав и др. п. И. Романов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМИТЕТЫ в СССР, центральные межотраслевые органы гос. управления спец. компетенции, выполняющие функции общегос. характера. Система Г. к. получила развитие в 50-60-х гг. в связи со значит. усложнением гос. руководства нар. х-вом, возрастанием роли науч. планирования, определения осн. направлений развития науки и техники, рациональной организации материально-технич. снабжения, ростом масштабов внеш. экономич. связей Сов. гос-ва и т. д. Г. к. координируют и контролируют деятельность министерств и ведомств в этих областях, обеспечивают квалифицированную науч. разработку межотраслевых вопросов гос. управления, дают заключения пр-ву СССР, участвуют в общегос. планировании нар. х-ва. В связи с межотраслевым характером деятельности Г. к., они наделены нек-рыми адм. полномочиями по осуществлению планово-организац., координац. и контрольных функций в отношении всех мин-в и ведомств (заслушивание сообщений руководителей учреждений, истребование необходимых материалов, дача обязат. указаний по определ. кругу вопросов и др.). Правовые нормативные акты, издаваемые Г. к. в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми мин-вами, ведомствами, учреждениями, орг-циями и предприятиями. Г. к. СССР образуются (а их председатели назначаются) Верх. Советом СССР. Положения о Г. к. и их структура утверждаются Советом Министров СССР. Функционируют (1971) следующие Г. к. Сов. Мин. СССР:

Гос. плановый к-т Совета Министров СССР - Госплан СССР (образован в 1921), союзно-респ. орган общегос. планирования развития нар. х-ва СССР и контроля за выполнением нар.-хоз. планов. См. Государственный плановый комитет Совета Министров СССР.

Г. к. Совета Министров СССР по делам строительства - Госстрой СССР (образован в 1950), осуществляет проведение единой технич. политики, повышение эффективности капитального строительства, обеспечение технич. прогресса, повышение качества и сокращение сроков стр-ва, развитие строит. индустрии, улучшение дела градостроительства и архитектуры, проектно-сметного дела, гос. экспертизу проектов и смет. Госстрой СССР разрабатывает и утверждает общесоюзные нормы и технич. условия строит. проектирования, нормы продолжительности стр-ва, сметные нормы, расценки, прейскуранты и ценники и т. п. (Положение о Госстрое см. в СП СССР, 1968, № 3, ст. 14).

Г. к. по вопросам труда и заработной платы (образован в 1955) осуществляет систематич. контроль за работой мин-в и ведомств в области труда и заработной платы, межотраслевое и межрайонное регулирование условий и оплаты труда, разрабатывает проекты законов и постановлений пр-ва по вопросам труда и заработной платы, организует н.-и. работу в этой области, даёт разъяснения и указания по применению трудового законодательства (Положение о Г. к. по вопросам труда и заработной платы см. в СП СССР, 1957, № 15, ст. 146).

Г. к. по науке и технике (образован в 1965) обеспечивает проведение единой гос. политики в области науч.-технич. прогресса, всемерное использование достижений науки и техники в нар. х-ве. Совместно с АН СССР разрабатывает предложения по осн. направлениям развития науки и техники, организует разработку межотраслевых науч.-технич. проблем, обеспечивает науч.-технич. информацию, осуществляет связи с зарубежными странами по вопросам науч.-технич. сотрудничества (Положение о Г. к. по науке и технике см. в СП СССР, 1966, № 21, ст. 193).

Г. к. по материально-техническому снабжению - Госснаб СССР (образован в 1965), реализует планы материально-технич. снабжения, распределяет по потребителям продукцию по установленной номенклатуре, обеспечивает межотраслевые кооперированные поставки, контролирует своевременность выполнения планов поставки продукции (Положение о Госснабе СССР см. в СП СССР, 1969, № 13, ст. 69).

Г. к. по внешним экономическим связям (образован в 1957) осуществляет мероприятия по расширению и укреплению экономич. сотрудничества СССР с зарубежными странами, обеспечению выполнения обязательств СССР по экономич. сотрудничеству, руководит деятельностью всесоюзных объединений ("Техноэкспорт", "Проммашэкспорт" и др.), через к-рые осуществляется поставка в социалистич. и развивающиеся страны пром. и иного оборудования для предприятий и др. объектов, сооружаемых СССР ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1957, № 15, ст. 388).

Г. к. по проф.-технич. образованию (образован в 1959) осуществляет единую гос. политику в области подготовки квалифицированных рабочих в проф.-технич. уч. заведениях и непосредственно на производстве, контролирует выполнение постановлений пр-ва по вопросам проф.-технич. образования, развития сети уч. заведений, состояние учебно-воспитат. работы среди учащихся (Положение о Г. к. по проф.-технич. образованию см. в СП СССР, 1969, № 16, ст. 87).

Г. к. лесного хозяйства (образован в 1966) осуществляет управление землями гос. лесного фонда, объединяет и направляет деятельность лесохозяйственных органов ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1966, № 8, ст. 126).

Г. к. цен (образован в 1969; в 1965 -69 - Г. к. цен при Госплане СССР). В задачи к-та входит усиление руководства делом ценообразования, обеспечение единства политики цен, повышение их роли в стимулировании производства.

Г. к. по телевидению и радиовещанию (образован в 1970).

Г. к. стандартов - Госстандарт СССР, образован в 1970 для усиления руководства делом стандартизации, повышения роли стандартов в улучшении качества продукции и т. д.

Г. к. являются либо общесоюзными (напр., Г. к. по вопросам труда и заработной платы, по внешним экономич. связям), либо союзно-республиканскими (Госплан, Госстрой, Г. к. цен и др.).

Г. к. по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР - Госгортехнадзор СССР, образован в 1958 (Положение о Госгортехнадзоре см. в СП СССР, 1966, № 2, ст. 17). См. Государственный горнотехнический надзор.

На правах спец. ведомств при Сов. Мин. СССР действуют к-ты: по делам изобретений и открытий; по кинематографии; по печати; по физич. культуре и спорту. п. И, Романов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из оставшегося незакрепощённого сел. населения (черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сиб. пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян (позднее - удельные крестьяне), Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению гос. органов и считались лично свободными.

По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европ. России и Сибири) 1 049 287 душ муж. пола, т. е. 19% всего земледельч. населения страны; по 10-й ревизии (1858),- 9 345 342 души муж. пола, т. е. 45,2% земледельч. населения Европ. России. Сословие Г. к. увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церк. владений и вновь присоединённых терр. (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), укр. казаков, б. крепостных конфискованных польск. имений и т. д. В кон. 30-х гг. 19 в. ср. земельный надел Г. к. в 30 губерниях из 43 был меньше 5 дес. и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 дес. в малоземельных и 15 дес. в многоземельных губерниях). Осн. масса Г. к. вносила в казну ден. оброк; на