БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

"Прогрессивный блок", "Вопросы истории", 194,"), № 3 - 4; Дякин В. С., Русская буржуазия н царизм в годы первой мировой воины (1914 - 1917), Л., 1967.

А. Я. Аврех (2-я и 3-я Гос. думы), А. Я. Грунт (1-я и 4-я Гос. думы).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ КНИГА РЕГИСТРАЦИИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ, в СССР документ, в к-ром ведётся гос. запись землепользовании. С 1954 установлена единая система регистрации землепользовании на всей терр. СССР. В Г. к. р. з. вносятся земли колхозов, гос., кооп. или обществ. предприятий, учреждений и орг-ций, единоличных крестьянских х-в и отдельных граждан, земли городов и посёлков, предоставленные в бессрочное пользование или на срок св. 2 лет, а также земли гос. земельного запаса и гос. лесного фонда. В книгу заносятся сведения о хоз. и правовом положении землепользовании, фиксируется общая площадь каждого землепользования, а в отношении земель колхозов, гос. предприятий, учреждений и организаций, занимающихся с.-х. произ-вом, и земель гос. запаса - также и состав земель по угодьям с характеристикой их качеств. состояния.

Лит.: Земельный учёт. Под ред. Н. В. Бочкова. М., 1958.



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЛЕМЕННАЯ КНИГА (ГПК) в СССР, книга, в к-рую записывают племенных животных породы; ведётся инспекцией Мин-ва с. х-ва СССР. См. Племенная книга.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, см. в ст. Пошлины.



ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ в СССР, учреждение, контролирующее посевные и сортовые качества семян с.-х. культур, а также соблюдение в х-вах, селекционных станциях и заготовит. opr-циях семеноводч. мероприятий, направленных на сохранение высоких качеств семян. До 1965 Г. с. и. именовались контрольно-семенными лабораториями. В 1970 существовало 3336 республиканских, краевых (областных), районных (межрайонных) и городских Г. с. и. Основная производственная единица - районная (межрайонная) и городская Г. с. и. Организац. и методич. руководство сетью инспекций осуществляет Г. с. и. при Мин-ве с. х-ва СССР. Г. с. и. проверяют посевные (в лабораторных условиях) и сортовые (в лабораторных условиях и путём контроля за апробацией) качества семян, предназначенных для посева, а также находящихся в торг. обращении. Соблюдение мероприятий, обеспечивающих высокое качество семян (проведение сортовых и видовых прополок, правильность документации и др.), Г. с. и. контролируют в х-вах и орг-циях в период выращивания, хранения, подготовки семян к посеву, а также при их реализации.

За рубежом контроль за качеством семян осуществляют контрольно-семенные станции. В капиталистич. странах они проверяют посевные и в нек-рых случаях сортовые качества лишь тех семян, к-рые находятся в торг. обращении. В социалистич. странах эти станции проверяют качество семян также в х-вах социалистич. сектора. И. Г. Леурда.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, вид трудовой деятельности, заключающийся в практич. осуществлении гос. функций работниками государственного аппарата, занимающими по выборам, по назначению или по конкурсу должности в гос. учреждениях и получающими от гос-ва вознаграждение за свой труд. Как адм.-правовой ин-т Г. с.- комплекс правовых норм. определяющих правовое положение служащих, условия и порядок прохождения службы, ответственность гос. служащих и формы их поощрения.

В СССР, где в результате Великой Окт. социалистич. революции был ликвидирован старый гос. аппарат, нет приви-легиров. чиновничества, гос. бюрократии как особой касты, стоящей над народом и властвующей над ним. Декретом ВЦИК от 10 (23) ноября 1917 были упразднены сословия и гражд. чины, в 1918 для гос. служащих и рабочих были установлены равные ежегодные отпуска, гос. служащие были приравнены ко всем др. трудящимся в отношении социального обеспечения, продолжительности рабочего дня, на них было распространено единое трудовое законодательство. Сов. гос-во законодательно закрепило право каждого гражданина обжаловать неправильные действия любого служащего.

Осн. содержание сов. Г. с.- организаторская работа по претворению в жизнь сов. законов, решений Советов депутатов трудящихся, по осуществлению задач и функций Сов. гос-ва, творч. науч. разработке вопросов гос. управления. Сов. гос. служащие осуществляют свою деятельность от имени гос-ва, что в ряде случаев обусловливает наличие у нек-рых из них определённых властных полномочий (напр., право найма и увольнения). Действия их порождают правовые последствия или условия, необходимые для возникновения таких последствий. Г. с. (порядок и условия поступления на работу, оплата труда, увольнение и т. п.) регулируется единым для всех рабочих и служащих законодательством о труде: Основами законодательства о труде, КЗоТ союзных республик, а также адм. законодательством - спец. положениями об органах гос. управления, должностными инструкциями и др. правовыми актами, в к-рых определены служебно-должностные обязанности и права гос. служащих, нек-рые особенности их правового положения (требование в ряде случаев спец. образования, запрещение службы близких родственников на соподчинённых или подконтрольных должностях и др.).

По характеру выполняемых функций работники гос. аппарата разделяются на гос. служащих, наделённых полномочиями властного характера (право отдавать распоряжения, принимать на работу, распоряжаться гос. имуществом и т.д.), и гос. служащих, выполняющих функции вспомогат., спец. характера, необходимые для реализации задач данного гос. органа. Соответственно различают должностных лиц, представителей власти, специалистов или функциональных работников (инженеры, экономисты, врачи и т. д.) и вспомогат. персонал.

Программа КПСС 1961 предусматривает дальнейшую демократизацию Г. с.: распространение принципа выборности и подотчётности перед представит. органами и избирателями на всех руководящих работников; периодич. сменяемость и систематич. обновление состава руководящих органов и др.

В бурж. гос-вах Г. с.- один из старейших социальных институтов, в к-ром сложились строгая классификация, иерархич. правила и традиции. Термин "Г.с." иногда заменяется термином "гражд. служба" (Великобритания, США), "публичная служба" (Франция, ФРГ, Япония). В каждой стране имеется установленная нормативными актами классификация гос. служащих, в силу чего постоянно сохраняется резкая грань между высшими и низшими служащими с точки зрения их заработной платы, привилегий и т. д. Обычно существует три-четыре группы (класса) служащих (напр., в Великобритании - администраторы, исполнители, клерки и обслуживающий персонал, во Франции - высший, 1-й и 2-й классы, каждый из к-рых подразделяется на 7-8 ступеней). Для каждой группы установлен образоват. ценз. См. также Бюрократия.

Лит.: Манохин В. М., Советская государственная служба, М., 1966; Административное право, М., 1970, с. 84-95, 148 - 59. П. И. Романов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, см. в ст. Собственность.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, см. Социалистическая собственность.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА, сведения воен., экономич. и политич. характера, имеющие важное гос. значение и специально охраняемые гос-вом. В СССР перечень сведений, составляющих Г. т., устанавливается Советом Министров СССР, исходя из интересов охраны экономич. мощи, обороноспособности, внеш. безопасности СССР. Соблюдение Г. т.- долг каждого сов. гражданина, к-рому известны соответствующие сведения. В целях борьбы с разглашением Г. т. установлен определ. порядок составления, хранения и использования документов и предметов, сведения о к-рых составляют Г. т. За нарушение установл. порядка, если это привело к разглашению Г. т., к утере соответств. документов, виновные привлекаются к уголовной ответственности согласно Закону об уголовной ответственности за гос. преступления 1958 (ст. ст. 12 и 13). Разглашение сведений, составляющих Г. т., лицом, к-рому они были доверены или стали известны по службе или работе, при отсутствии признаков таких преступлений, как измена Родине или шпионаж, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, а если это деяние повлекло тяжкие последствия - от 5 до 8 лет; строгие меры наказания предусмотрены за утрату документов, содержащих Г. т.

Частью Г. т. является военная тайна, сохранность к-рой непосредственно связана с обеспечением военной мощи и боеготовности Вооруж. Сил. Разглашение военнослужащими сведений воен. характера, составляющих Г. т., наказывается в соответствии с Законом об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, а утрата документов или предметов, содержащих такие сведения, военнослужащим, к-рому эти документы или предметы были доверены (при условии, что утрата явилась результатом нарушения установленных правил), влечёт лишение свободы на срок от 1 года до 3 лет, а при наличии тяжких последствий - наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. В. Н. Кудрявцев.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ, см. в ст. Деньги.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ, см. в ст. Торговля.



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА, основное направление в рус. бурж. историографии 2-й пол. 19 в. Представители Г. ш. считали главной силой в истории надклассовое гос-во, выражающее якобы интересы общества в целом. Употребляемый также термин "юридическая школа" отражает характерное для поздних представителей Г. ш. преобладающее обращение к юрид. законодат. материалу. Теоретико-филос. основой Г. ш. являлась реакц. сторона идеалистич. философии Г. Гегеля с её апологией монархич. гос-ва. В отличие от ист. школы С. М. Соловьёва, Г. ш. означала отказ либерально-бурж. историографии от идеи ист. закономерности. Её основатель Б. Н. Чичерин сформулировал в кон. 50-х гг. 19 в. осн. положения Г. ш.: 1) утверждение гос-ва как движущей силы рус. истории; 2) обоснование его господствующей роли в рус. истории особенностями природных условий; 3) вытекающее отсюда противопоставление истории России истории др. народов, прежде всего Зап. Европы (сб. "Опыты по истории русского права", 1858, и др.). Создалась классич. формула Г. ш. о "закрепощении и раскрепощении сословий гос-вом" как определение социального содержания рус. истории. Всесилие гос-ва объяснялось природными условиями: степь препятствовала образованию прочных обществ; народ представлялся "одиночными, блуждающими лицами", "затерянными в необозримом, едва заселённом пространстве". Этому противопоставлялась организующая роль гос-ва, к-рое образовывало сословия и закрепляло их на службе обществ. интересам. Чичерин считал, что все преобразования могут осуществляться только гос-вом. В этом выводе отразились стремления рус. буржуазии к реформам, осуществляемым сильной властью, способной предотвратить демократич. революцию в стране. Положения Чичерина воспринял К. Д. Кавелин, в кон. 60-х гг. к Г. ш. примкнул В. И. Сергеевич, для к-рого характерна подмена комплексных ист. процессов законченными юрид. формулами и неизменными юрид. отношениями. Теории Г. ш. следовали А. Д. Градовский, И. И. Дитятин и мн. др. бурж. историки. Отказ от принципа закономерности послужил основой для сближения с Г. ш. М. П. Погодина, признавшего её положения в своих поздних работах ("Древняя русская история до монгольского ига", т. 1-3, 1871). Отд. положения Г. ш. нашли отражение в работах С. М. Соловьёва, принявшего в последний период деятельности тезис о "закрепощении и раскрепощении сословий", но сохранившего до конца осн. принцип единства внутр. закономерности и органичности ист. развития.

В дальнейшем представители Г. ш. пытались связать свои концепции с новыми прогрессивными явлениями в ист. науке (интерес к проблемам экономич. и социального развития), напр. В. О. Ключевский. Но в целом положения Г. ш. стали в кон. 19 в. использоваться в борьбе с утверждением идей марксизма в России. Наиболее ярким выражением этого были работы П. Н. Милюкова. Историки Г. ш. детально изучали политич. историю, историю гос. учреждений и права, но отвергали самую возможность единства всемирноист. процесса. Теория Г. ш. в нач. 20 в. отражала всё углублявшийся идейно-методологич. кризис рус. бурж. историографии.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1-2. М.. 1955-60; Рубинштейн Н. Л., Русская историография, М., 1941. Н. Л. Рубинштейн.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, закрепляющих основы обществ. и гос. строя данной страны. Сов. Г. п. закрепляет те обществ. отношения, к-рые составляют основы социально-экономич. системы и политич. организации сов. общества, суверенитет народа, суверенность наций и гос. суверенитет. Г. п. иногда называют конституционным правом.

Главный источник сов. Г. п.- Конституция СССР - основной закон социалистич. общества и гос-ва. Это определяет место Г. п. в системе сов. права как ведущей отрасли права, т. к. его принципы являются основополагающими для всех др. отраслей сов. права. Своими нормами (и прежде всего нормами, содержащимися в Конституции СССР) Г. п. закрепляет политич. и экономич. основы Сов. гос-ва, полновластие народа, руководящую роль КПСС в обществе и гос-ве, определяет формы обществ. и гос. строя и закрепляет демократич. свободы сов. граждан, их осн. права и обязанности, материальные и правовые гарантии этих прав и свобод, определяет систему органов гос-ва, порядок их образования и их компетенцию.

К числу ведущих принципов сов. Г. п. относятся: запрещение эксплуатации человека человеком как основа действит. свободы личности и развития демократии; сосредоточение в руках народа как суверена всей полноты политич. власти и всех обществ. богатств; избират. система, обеспечивающая нар. представительство в выборных органах гос. власти, демократич. характер их деятельности, подотчётность и подконтрольность этих органов избирателям; полновластие представит. органов, призванных решать все осн. вопросы обществ. и гос. жизни, формировать и контролировать гос. аппарат; интернационализм и равноправие во взаимоотношениях между сов. нациями, что обеспечивает свободное национально-гос. развитие всех народов СССР.

Г. п. устанавливает порядок издания правовых актов, относящихся к любой отрасли права, соотношение между всеми правовыми актами, утверждая приоритет закона и обеспечивая тем самым осуществление принципа единой социалис-тич. законности. Г. п. носит учредит. характер, т. к. принятие новой конституции обычно вызывает к жизни новые политич. формы и новую систему гос. органов, а это в свою очередь требует приведения старых норм в соответствие с новой конституцией.

Г. п. объединяет не только нормы конституции, но и др. правовые нормы, содержащие гарантии осуществления суверенитета народа, суверенность наций и гос. суверенитета (такие нормы содержатся, напр., в положениях о выборах, о представит. органах и др.). Нормы конституции обладают наивысшей юрид. силой, остальные нормы Г. п. имеют различную силу в зависимости от их формы (закон, указ, постановление пр-ва и т.д.).

Основополагающему характеру обществ. отношений, закрепляемых сов. Г. п., соответствует система субъектов этих отношений. Субъектами Г. п.являются: сов. народ; отдельные нации и народности; гос-во в целом; национально-гос. образование (союзные и авт. республики, авт. области и нац. округа); органы гос-ва (прежде всего представит. органы гос. власти); депутаты представительных Органов; граждане; общественные организации.

Отражая изменения в экономике, соотношении классовых сил и классовой структуре сов. общества, Г. п. развивается соответственно основным этапам развития Советского гос-ва. Так, Г. п. первого этапа выражало осн. задачи переходного периода от капитализма к социализму и функции гос-ва диктатуры пролетариата - ликвидация эксплуататорских классов и обеспечение построения социализма.

Глубокие изменения в экономике и классовой структуре сов. общества, происшедшие в результате победы социализма в СССР, вызвали дальнейшее развитие сов. Г. п., что нашло отражение в Конституции СССР 1936, к-рая закрепила факт безраздельного господства со-циалистич. системы х-ва и социалистич. собственности на средства производства. Со времени принятия Конституции СССР 1936 произошли дальнейшие изменения в жизни сов. общества и гос-ва, изменилось междунар. положение СССР. Социализм в СССР победил полностью и окончательно, страна вступила в период развёрнутого строительства коммунистич. общества, что обусловило превращение гос-ва диктатуры" рабочего класса в общенародное государство - орган выражения интересов и воли всего народа. Это предопределило главное направление в развитии сов. государственности и сов. Г. п.- всемерное развёртывание и дальнейшее совершенствование социалистического демократизма.

Лит.: Уманский Я. Н., Советское государственное право, М., 1970; Конституционное право социалистических стран, Сб. статей. М., 1963. В. ф. Коток.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ Венгерской Народной Республики, верховный орган власти ВНР. Избирается гражданами, достигшими 18 лет, на основе всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года по норме 1 деп. на 30 тыс. населения. Г. с. принимает законы, в т. ч. утверждает нар.-хоз. план и гос. бюджет, избирает Президиум ВНР, образует пр-во, определяет структуру и задачи органов управления, избирает Верховный суд и Верховного прокурора, решает вопросы войны и мира, осуществляет контроль за работой образуемых им центральных гос. органов. Сессии Г. с. созываются Президиумом ВНР не реже 2 раз в год (фактически ежегодно происходит 3-4 сессии Г. с.). Для руководства заседаниями избираются из числа депутатов пред. Г. с. и 2 его заместителя; по отдельным отраслям своей деятельности Г. с. образует постоянные комиссии. См. также Венгрия, раздел Государственный строй.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ МОСКОВСКОЕ 1917, совещание представителей организаций крупной буржуазии и помещиков, генералитета, верхушки казачества, меньшевиков и эсеров, созванное Временным правительством для мобилизации всех контрреволюц. сил России. Состоялось в Москве 12-15 (25-28) авг. 1917. Присутствовало ок. 2500 чел.: 488 деп. Гос. думы всех созывов, 129 представителей от Советов крест. депутатов, 100 от Советов рабочих и солдатских депутатов, 147 от гор. дум, 117 от армии и флота, 313 от кооперативов, 150 от торг.-пром. кругов и банков, 176 от профсоюзов, 118 от земств, 83 от ин