БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

и соглашения 19-20 вв.

ДЮРАН-РЕЙНАЛЬСА ФАКТОРЫ, диффузионные факторы, агенты ферментативной природы, способные повышать проницаемость соединит. ткани (гл. обр. путём деполимеризации её основного вещества -гиалуроновой к-ты) и тем самым ускорять распространение и переход в лим-фатич. капилляры находящихся в ней воды, солей, продуктов жизнедеятельности тканей, бактерий и др. Открыты исп. учёным Ф. Дюран-Рейнальсом (F. Duran-Reynals) в 1928.

ДЮРАНС (Durance), река на Ю.-В.Франции, лев. приток Роны. Дл. 350 км, пл. басе. 14,2 тыс. км2. Истоки в Котских Альпах, в ср. течении пересекает отроги Прованских Альп, в низовьях выходит в пределы Ронской низм. Осн. источником питания в верх, части бассейна служат талые снеговые, а на остальном протяжении - дождевые воды. Зимой и весной (включая июнь) на Д. наблюдаются бурные и высокие (до 4-7 м) паводки, вызывающие иногда прорывы береговых валов и наводнения в пределах Ронской низм. Ср. расход воды в ниж. течении 190 мэ/сек, наибольший - до 5200 м3/сек. Каскад ГЭС общей мощностью 1300 тыс. кет. В басе. Д. орошается св. 60 тыс. га. Сплав леса. На Д. -гг. Бриансон, Авиньон.

ДЮРВИЛЯ МОРЕ, окраинное море Южного ок. у берега Антарктиды, между 136° и 148° в. д. Омывает Землю Адели. Юж. часть моря находится в пределах материковой отмели с глубиной менее 500 м, северная - с глуб. до 3610 м. Большую часть года покрыто дрейфующими льдами. Много айсбергов. Солёность 33,7-33,8°/оо. Открыто в 1914 австрал. экспедицией под рук. Д. Моусона. Названо в честь Ж. Дюмон-Дюрвиля.

ДЮРЕР (Diirer) Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, - 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик иск-ва. Крупнейший художник нем. Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486-89-живописи в мастерской М. Вольгемута, восприняв принципы поздней готики; сильное влияние на Д. оказали гравюры на меди М. Шонгауэра с их графич. тонкостью и реалистич. раннеренессансными элементами. Работы, выполненные Д. в годы учебных странствий по верх. Рейну (1490-94), типичны для нем. иск-ва 15 в., сочетавшего черты поздней готики и Возрождения. В дальнейшем воздействие гума-нистич. учений, подкреплённое посещением Италии (1494-95 и 1505-07) и Нидерландов (1520-21), усилило стремление Д. к научно обоснованным методам художеств. познания мира. Он всё углублённее изучал натуру, размышлял над проблемами природы иск-ва, законами красоты и гармонии, разрабатывал учение о пропорциях. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий Д. проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах, и в его теоретич. трудах ("Руководство к измерению...", 1525; "Наставление к укреплению городов...", 1527; "Четыре книги о пропорциях человека", 1528).

Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Д. ("Вид Триента", 1495, Художественная гал., Бремен; "Домик у пруда", ок. 1495-97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздуш-ную среду. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для нем. иск-ва стремление к полной логич. ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластич. объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: "Дрезденский алтарь", ок. 1496, Картинная гал., Дрезден; алтарь Паумгартнеров, 1502-04, Старая пинакотека, Мюнхен; "Поклонение Троице", 1511, Художеств.-ист. музей, Вена); опорой художнику служил опыт итал. иск-ва, в т. ч. колористич. достижения венецианской школы ("Поклонение волхвов", 1504, Гал. Уффици, Флоренция; "Праздник чёток", 1506, Нац. гал., Прага; "Мария с младенцем", 1512, Художеств,-ист. музей, Вена, илл. см. т. 6, табл. IX). Д. не утратил при этом необычайной зоркости наблюдений, огромной жизненной яркости образов и выразительности деталей, идущей от традиций нем. готики напряжённой экспрессии. Универсальность дарования Д. особенно полно выразилась в его рисунках (ок. 900) -точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах.

С особой интенсивностью и упорством Д. работал в гравюре (ок. 350 рис. для гравюр на дереве и ок. 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве "Апокалипсис" (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей обществ. настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религ. битвы; здесь Д. воплотил в захватывающих фантастич. образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-историч. перемен. В последующих циклах "Большие страсти" (ок. 1497-1511), "Жизнь Марии" (ок. 1502-11) и "Малые страсти" (1509-11), с их героикой и лирикой, драматизмом и умиротворённостью, он довёл до совершенства ритмич. строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутр. динамики. В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Д. к ясности линии и объёма, к богатству пластич. форм и светотеневых переходов, к передаче чувственного многообразия материального мира. Достигнув изумительной тонкости графич. языка уже в гравюрах, созданных ок. 1500-03 ("Св. Евстафий", "Немезида"), Д. пришёл в трёх т. н. "мастерских" гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: "Всадник, смерть и дьявол" (1513) -образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями; в "Меланхолии" (1514) воплощены внутр. конфликты и беспокойство творческого духа человека; "Св. Иероним" (1514) явился гуманистич. прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Д. постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры, изучению её пропорций, следуя примеру итал. художников Возрождения ("Адам и Ева", гравюра на меди, 1504). Значит, место в гравюрах занимают мотивы нар. быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: "Три крестьянина", ок. 1497; "Пляшущие крестьяне", 1514).

А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен.

А. Дюрер. "Четыре всадника". Гравюра на дереве из цикла "Апокалипсис". 1498.

Д.- один из величайших портретистов в мировом иск-ве. Уже ранние его опыты поражают зрелым мастерством (портрет отца, 1490, Гал. Уффици). Широк диапазон его портретных образов - от лиричного, задушевного женского портрета (ок. 1506, Картинная гал., Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная гал., Дрезден; илл. см. т. 5, вклейка к с. 273), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная гал., Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Столь же разнообразны автопортреты Д. (1493, Лувр, Париж; 1498, Прадо, илл. см. т. 1, вклейка к с. 169; 1500, Старая пинакотека). Все эти портреты роднят гуманистич. устремления художника, гордое самосознание его моделей, ощущение внутр. напряжённости и духовной энергии человека, пытливости его ума и силы чувства. Художеств. искания Д. завершила живописная композиция-диптих "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека), поражающая пластич. мощью и мужеств. энергией в изображении лиц и драпировок; четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистич. идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.

Д. представлял собой новый для Германии ренессансный тип художника, окончательно порвавшего со ср.-век. анонимностью творчества. Он завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров. Д., причислявшийся Ф. Энгельсом к титанам эпохи Возрождения, сумел как художник и мыслитель дать глубоко нац. претворение ренессансным идеям; своеобразие творчества Д.-в тесном переплетении нем. традиций, начал беспокойной экспрессии, живописности, стремительной фантазии с присущим Высокому Возрождению чётким выражением пластически-пространств. структуры реального мира. Иск-во Д., многогранно отразившее бурную эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524-1526, было важным элементом обществ, прогресса. Об этом говорят и народные тенденции творчества Д., и верность художника ренессансным гуманистическим идеалам, и его неуклонное стремление к реалистическому отражению богатства и диалектической сложности реальной жизни.

Илл. см. на вклейке к стр. 568-569.

Соч.: Дневники, письма, трактаты, пер. с нем., т. 1 - 2, Л.- М., 1957.

Лит.: Либман М. Я., Дюрер, М., 1957; Нессельштраус Ц., Альбрехт Дюрер. 1471-1528. Л.- М., 1961; [Гершензон-Чегодаева Н.], Альбрехт Дюрер, М., 1964; F1есhsig E., Albrecht Diirer, Bd 1 - 2, В., 1928-31; Musper Th., Albrecht Durer, der gegenwartige Stand der Forschung, Stuttg., 1952; Waetzold W., Durer und seine Zeit, Koln, 1953; Wо1ff lin H., Die Kunst Albrecht Diirers, Munch., 1953; Panofsky E., The life and art of A. Durer, Princeton, 1955: Wink1er F., Albrecht Durer. В., 1957. К. М. Кобер. ГДР.

Э. Дюркгейм,

Ф. Дюрренматт..

ДЮРИНГ (Diihring) Евгений (12.1.1833, Берлин,-21.9.1921, Новавес, близ Потсдама), немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Сын прусского чиновника. Юрист по образованию. Приват-доцент Берлинского университета (1863-77). Д. предпринял попытку построить собственную систему "философии действительности", которая, по его словам, утверждает новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизич. материализма, позитивизма и кантианства. Он считал философию априорным учением о конечных истинах. Мир, по Д., не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абс. покоя. Переход от покоя к движению Д. объясняет при помощи понятия некоей "механич. силы", якобы присущей материи. Т. о., Д. стремился избежать идеи первотолчка и одновременно уклониться от материалистич. трактовки движения как атрибута материи; время у Д. оторвано от пространства и от материи.

Социологич. концепция Д. основана на идеалистич. воззрении, согласно к-рому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистич. преобразование общества, по Д., должно исключать революц. переворот и идти в духе мелкобурж. социализма Пру дона, путём кооперирования мелких производителей. Д. был сторонником учения амер. экономиста Г. Ч. Кэри. Он выступал против политич. экономии марксизма, материалистич. диалектики и науч. социализма. Идеи Д. получили нек-рое распространение в среде нем. с.-д-тии. Это побудило Ф. Энгельса подвергнуть воззрения Д. критич. анализу, показавшему их эклектич. характер и науч. несостоятельность (см. "Анти-Дюринг").

Соч.: Naturliche Dialektik, В., 1865; Ciirsus der Philosophic..., Lpz., 1875; Logik und Wissenschaftstheorie, 2 Aufl., Lpz., 1905; Kritische Geschichte der allgemeinen Principien der Mechanik, 2 Aufl., Lpz., 1877; в рус. пер.- Ценность жизни, СПБ, 1894.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18. Т. И. Ойзерман.

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (15.4. 1858,Эпиналь,-15.11.1917, Париж),фран-цузский социолог-позитивист, основатель франц. социологич. школы. Проф. социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журн. "L'Anneesociologique"(1896). Социологич. концепция Д. формировалась гл. обр. под влиянием Ш. Монтескье и особенно О. Конта, а также в полемике с инди-видуально-психологич. и биологическими направлениями. Согласно Д., предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам (см. "Метод социологии", К.- Хар., 1899, с. 8-9). В противовес "атомистическим" концепциям (общество - сумма составляющих его индивидов), общество трактуется Д. как реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов.

Д. настаивал на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естеств. наук, выдвинув принцип: "социальные факты надо рассматривать как вещи". Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретич. анализ социальных явлений с эмпирическим.

Д. является одним из основателей структурно-функционального направления в социологии (см. Структурно-функциональный анализ). Осн. постулатом социологии он считал положение: "...Человеческие институты не могут основываться на заблуждении или на лжи: в противном случае они не могли бы продолжать свое существование. Если бы они не базировались на природе вещей, они встретили бы в ней сопротивление, которое не смогли бы преодолеть" ("Les formes elementaires de la vie religieuse...", P., 1912, p. 3). Тем самым Д. утверждал соответствие каждого социального явления определ. потребности общества. Социальные конфликты трактовались им гл. обр. как патологич. явления. Это нашло выражение в работе "О разделении общественного труда" (1893, рус. пер. 1900), в к-рой солидарность по существу рассматривается как синоним обществ. состояния. Д. различает два типа социальной солидарности: механический и органический. Механич. солидарность доминирует в архаич. обществах, органическая - в современных. Первый тип основан на сходстве индивидуальных сознаний, целиком поглощаемых коллективным. С развитием разделения общественного труда механич. солидарность уступает место органической, основанной на разделении функций и индивидуальных различиях.

В работе "Самоубийство" (1897, рус. пер. 1912) Д. на основании анализа ста-тистич. данных убедительно доказал зависимость числа самоубийств от характера и интенсивности социальных связей. Наиболее важен анализ Д. анемического самоубийства, к-рое является следствием социальной дезорганизации. Аномия, по Д., выражается в разрушении системы социальных норм. Понятие аномии приобрело большое значение в совр. социологии.

В последней крупной работе "Элементарные формы религиозной жизни. Тоте-мическая система в Австралии" (1912) Д. на примере верований австралийских аборигенов доказывал социальную обусловленность религии и познания, их роль в поддержании социального единства.

Отношение Д. к марксизму было противоречивым. В его концепции сказывается влияние нек-рых идей историч. материализма. В то же время он вульгарно трактовал материалистич. понимание истории как "экономический детерминизм" и отрицательно относился к идее революц. преобразования общества рабочим классом, предпочитая буржуазно-реформаторский путь социального переустройства.

Сотрудники журн. "L'Annee sociolo-gique" (М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др.) представляли франц. социологич. школу, к-рая играла ведущую роль во франц. социологии вплоть до 2-й мировой войны 1939-45.

Соч.: Education et sociologie, P., 1922; Sociologie et philosophic, P., 1924; L'educa-tion morale, P., 1925; Le socialisme, P., 1928; Lecons de sociologie. Physique des mceurs et du droit, P., 1950; Pragmatisrae et sociologie, P., 1955; в рус. пер.- Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПБ, 1914.

Лит.: Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1905; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; А 1-pert H., Emile Durkheim and his sociology, N. Y., 1961; Duvignaud J., Durkheim, P., 1965. Э.М.Коржева.

ДЮРРЕНМАТТ (Durrenmatt) Фридрих (p. 5.1.1921, Конольфинген, кантон Берн), швейцарский писатель, пишет на нем. яз. Сын пастора. Изучал филологию в Цюрихе и Берне. Его первые пьесы- "Писание гласит" (1947), "Слепой" (1948), "Ромул Великий" (1949). Мировую известность принесли Д. пьесы "Визит пожилой дамы" (1956, рус. пер. 1958), "Физики" (1962), "Перекрещенцы" (1967). В прозе выделяются сб. рассказов "Город" (1952), повесть "Авария" (1956, рус. пер. 1961), романы "Судья и его палач" (1950-51, рус. пер. 1966), "Обещание" (1958, рус. пер. 1966). Используя приёмы пародии и гротеска для выявления пороков бурж. мира, Д. призывает каждого к личной моральной ответственности. Постановки пьес "Физики" и "Визит пожилой дамы" были осуществлены в Москве (1963, 1965, 1966) и Ленинграде (1962).

Соч.: Gesammelte Horspiele, Z., 1961; в рус. пер.- Комедии, М., 1969; Грек ищет гречанку, "Новый мир", 1966, №9; Операция "Вега", в кн.: Библиотека современной фантастики, т. 5, М., 1966; Метеор, "Иностранная литература", 1967, № 2.

Лит.: Павлова Н. С., Ф. Дюрренматт, М., 1967; Brock-Sulzer E., Durrenmatt in unserer Zeit, Basel, [1968]; Hansel J., Friedrich Durrenmatt-Bib-liographie, Bad Homburg, [1968].

Г. Л. Егорова.

ДЮРТЕН (Durtain) Люк (псевд.; наст. имя и фам. Андре Неве; Nepveu) (10.3.1881, Париж,- 29.1. 1959, там же), французский писатель. Врач по образованию. В 1908 выпустил сб. стихов "Пегас" в духе унанимизма. Идеи этого течения отразились на всём творчестве Д., изображавшего судьбу "маленького человека" в тисках бурж. цивилизации. В книгах об Америке -"Сороковой этаж" (1927, рус. пер. 1928), "Фрэнк и Марджори" (1934) и др. успехам техники противопоставлено интеллектуальное оскудение совр. бурж. общества. В цикле романов "Воспоминания о вашей жизни" (т. 1-4, 1947-50) Д. нарисовал довольно широкую картину франц. общества. В 1927 посетил СССР, затем сочувственно описал свои впечатления в кн. "Иная Европа. Москва и её вера" (1928).

Соч.: Douze cent mille, P., 1922; Source rouge, P., 1924; Hollywood depasse, P., 1928; Captain О. К., P., 1931; в рус. пер.- На стальном коне, М.- Л., 1926; Миллион двести тысяч, Хар., 1928; Завоевание мира, М., 1937.

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Chatelain Y., Luc Durtain et son ceuvre, P., 1933.

А. Д. Михайлов.

ДЮРТЮЛИ, посёлок гор. типа, центр Дюртюлинского р-на Башк. АССР. Пристань на левом берегу р. Белая, в 124 км к С.-З. от Уфы. 14 тыс. жит. (1970). Чекмагушевские нефтепромыслы. Пивоваренный з-д, мелькомбинат, маслозавод, инкубаторно-птицеводческая станция. Филиал Октябрьского нефтяного техникума.

Д'ЮРФЕ (d'Urfe) Оноре (1568-1625), французский писатель; см. Юрфе О. д'.

ДЮСЕРСО (Du Cerceau, Ducerceau), семья французских архитекторов 16-17 вв. Жак I Андруэ (Androuet) Д. (1510