БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

или 1512, Париж,- ок. 1585, Аннеси, Савойя), в 1531-33 работал в Италии. Прославился циклами офортов ("Книга архитектуры", 1559-61; "Античные арки и монументы", 1560; воспроизведённые с документальной точностью "Прекраснейшие здания Франции", 2 тт., 1576-79). В своих проектах и архит. фантазиях свободно использовал элементы антич. и итал. ренессансной архитектуры. По проектам Д. строились праздничные и парадные по своему облику замки-дворцы Шарле-валь (Нормандия) и Вернёй-сюр-Уаз (Иль-де-Франс). Жак II Андруэ Д. (ок. 1550-1614), участвовал в строительстве Большой гал. Лувра и павильона Флоры дворца Тюильри в Париже (1600-08). К семье Д. принадлежал также Саломон де Брос.

Лит.: Geymuller H. de, Les Du Cerceau, leur vie et leur oeuvre, P., 1887; Hatitecoeur L., Histoire de 1'architecture classique en France, v. 1 - 2, P., 1965.

Жак I Андруэ Дюсерсо. Замок-дворец Вернёй-сюр-Уаз (с офорта из цикла "Прекраснейшие здания Франции",т. 1, 1576).

ДЮССЕЛЬДОРФ (Dusseldorf), город в ФРГ, адм. центр земли Сев. Рейн-Вестфалия, один из крупнейших эко-номич. центров страны. 680,8 тыс. жит. в 1970 (704 тыс. в 1963; 541,4 тыс. в 1939). Расположен гл. обр. на правом берегу Рейна, у впадения в него р. Дюссель. Впервые упоминается в 12 в. (как город -с 1288). Был гл. городом герцогства Берг. Вырос в связи с пром. развитием Рейнской обл. и особенно Рурской обл. начиная со 2-й пол. 19 в. Важный трансп. узел (грузооборот ж.-д. узла ок. 12,5 млн. т в 1968), речной порт на Рейне (2,9 млн. т в 1969), 2-й по размерам аэропорт в стране (пассажирооборот в 1969 ок. 3 млн. чел.). В пром-сти занято ок. 45% самодеят. населения. Сталеплавильное и прокатное произ-во (з-ды концернов Маннесмана и Тиссена), особенно трубопрокатное, общее и трансп. машиностроение, произ-во стальных конструкций, оборудования для предприятий чёрной металлургии и горной пром-сти, станков (з-ды фирмы "Шис АГ" и др.), электротехнич. пром-сть (з-ды Сименса и др.), хим. (произ-во синтетич. моющих средств и др.), стекольная, деревообрабат., текст., швейная пром-сть (особенно пошив женской одежды). Крупный центр оптовой торговли (рейнско-вестфальская биржа, ярмарки), внешней торговли. В Д.-отделения осн. банков ФРГ, правления многих концернов.

Д.- город с широкими нарядными улицами, парками, скверами; городской центр - Альтштадт - на правом берегу Рейна. В Д. 4 моста через Рейн. Архитектурные памятники: церкви Санкт-Ламбертус (13 в., перестроена в 1394) и Санкт-Андреас (1622-29), замковая башня (13 в.), ратуша (1570-73). Среди построек 20 в. дома фирм Маннесмана (1912, арх. П. Беренс; 1958-60, арх. П. Шнейдер-Эслебен) и Тиссена ("Феникс-Рейнрор"; 1957-60, арх. X. Хентрих, Г. Печниг), концертный зал "Рейнхалле" (1926, арх. В. Крейс), гараж "Хамьель" (1954, арх. П. Шнейдер-Эслебен).

Д.- значит, культурный центр. Ун-т (с 1965). Имеются мед. академия, Гос. художественная академия, адм.-хоз. академия, ин-т чёрной металлургии, музеи (в т. ч. экономический, Художеств, музей, музей Гёте), консерватория, оперный театр. Д. - родина известного нем. поэта Г. Гейне. О. В. Витковский.

ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1932, совещание крупных герм, предпринимателей, состоявшееся в Дюссельдорфе в янв. 1932. Присутствовало св. 300 чел. Была созвана по инициативе Тиссена, Кирдорфа и др. герм. монополистов, в течение ряда лет поддерживавших и финансировавших гитлеровцев. Участники конференции заслушали речь Гитлера, к-рая показала собравшимся, что замыслы нацистов полностью соответствуют интересам герм. монополий, стремившихся к подавлению рабочего движения и подготовке новой войны за передел мира. После Д. к. усилились приток субсидий и поддержка Национал-социалистской партии со стороны герм. финансистов.

Дюссельдорф. Вид центральной части города.

Лит.: Норден А., Уроки германской истории, пер. с нем., М., 1948, с. 93-96; Розанов Г. Л., Очерки новейшей истории Германии (1918 - 1933), М., 1957.

ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА, наиболее влиятельная из местных школ нем. живописи 19 в. Сложилась в связи с основанием (1819) Академии художеств в Дюссельдорфе. Её первый директор П. Корнелиус стремился придать ей далёкое от жизни направление в духе академизма и реакц. романтизма. При директоре В. Шадове (1826-59) в Д. ш. выделились различные течения: роман-тич. темы нем. средневековья трактовались то в поверхностно-иллюстративном (К. Ф. Зон, Т. Хильдебрандт), то в идеализированном героич. (А. Ретель), то в оппозиционном антикатолич. (К. Ф. Лессинг) духе; развивались реалистич. пейзаж (И. В. Ширмер, О. и А. Ахенбах) и бытовой жанр, приобретший в годы Революции 1848-1849 при поддержке Ф. Энгельса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 519-20) острую социаль-но-критич. направленность (посвящённые рабочему классу картины И. П. Хазен-клевера, К. Хюбнера). После революции эта направленность ослабла; жанристы Д. ш. (Л. Кнаус, Б. Вотье) внимательно изучали крест. быт, изображая в несколько идиллич. духе его патриархальный уклад.

Дюссельдорфская школа. И. П. Xазенклевер. "Рабочие в магистрате в 1848 году". 1849. Музей земли Вест-Фалия. Мюнстер.

Лит.: Hiitt W., Die Dusseldorfer Ma-lerschule. 1819-1869, Lpz., 1964.

ДЮТРОШЕ (Dutrochet) Анри Жоакен Рене (14.11.1776, Пуату,-4.2.1847, Париж), французский биолог, чл. Парижской АН (1831). Врач по образованию. Изучая анатомич. строение растений и животных, развивал идеи, предвосхитившие клеточную теорию. Исследования Д. по физиологии растений (объяснил законами осмоса поглощение воды и растворённых в ней веществ растениями и передвижение соков; связал роль устьиц с дыханием растений; открыл механизм движения листьев мимозы и т. д.) опровергали осн. положения витализма.

Соч.: Recherches anatomiques et physio-logiques sur la structure intime des animaux et des vegetaux, P., 1824; Nouvelles recherches sur 1'endosmose et 1'exosmose, P., 1828.

ДЮФАИ (Dufay) Гийом (ок. 1400-27.11. 1474, Каморе), франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерландской школы. Работал в Италии и во Франции. В 1428-37 певец папских капелл в Риме и в др. итал. городах, в 1437-44 служил у герцога Савойского. С 1445 каноник и руководитель муз. деятельности собора в Камбре. Мастер духовных (3-, 4-голосные мессы, мотеты), а также светских (3-, 4-голосные франц. шан-соны, итал. песни, баллады, рондо) жанров, связанных с нар. многоголосием и гуманистич. культурой Возрождения. Иск-во Д., впитавшее достижения европ. муз. искусства, оказало большое влияние на дальнейшее развитие европ. по-лифонич. музыки. Был также реформатором нотного письма (Д. приписывается введение нот с белыми головками). Полное собр. соч. Д. издано в Риме (6 тт., 1951-66).

Лит.: Borren Ch. van den, Giullaume Dufay. Son importance dans Devolution de la musique au XVe sieclc, Brux., 1925.

ДЮФЕ (Dufay, Du Fay) Шарль Франсуа (14.9.1698, Париж,-16.7.1739, там же), французский физик, чл. Парижской АН (1723). С 1732 директор Ботанич. сада. Впервые (1733-34) пришёл к выводу о существовании двух видов электричества и определил, что одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные притягиваются. Наблюдал электрич. искры от наэлектризованного человеческого тела. Сконструировал первый электроизмерит. прибор - прототип электроскопа. Впервые попытался измерить магнитную силу с помощью намагниченной стрелки, укреплённой посредством пружины (магнитометр).

Лит.: Розенбергер Ф,, История физики, пер. с нем., 2 изд., ч. 2. М.-Л., 1937.

ДЮФИ (Dufy) Рауль (3.6.1877, Гавр,-23.3.1953, Форкалькье, Прованс), французский живописец, график, театральный художник. В 1900-01 учился в Школе изящных иск-в в Париже. Испытал влияние импрессионизма, в 1905-1908 примыкал к фовизму. В его творчестве отразилось во многом характерное для западноевроп. иск-ва 20 в. подчёркнуто-субъективное восприятие мира. В своих чистых и лёгких по цвету, беглых по рисунку картинах и акварелях, изображающих скачки, регаты, концерты и пр., Д. стремился к воплощению жизнерадостно-праздничной стороны бытия. Резкое несовпадение контурных линий с цветовым пятном во мн. его живописных произв. лишает формы пластич. цельности. Д. иллюстрировал также книги, делал рисунки для тканей и гобеленов, декоративные панно, работал как кера-мист.

Р. Дюфи. "Индийская натурщица" Частное собрание.

Лит.: Lassaigne J., Dufy, Gen., 1954.

ДЮФУРА ЭФФЕКТ, Дюфора эффект, явление, обратное термодиффузии. Если двум различным химически невзаимодействующим газам или жидкостям, к-рые первоначально находились при одинаковой темп-ре, дать возможность диффундировать друг в друга, то в системе возникает разность темп-р. В газах она может достигать неск. градусов (напр., у азота с водородом), в жидкостях составляет ~10-3 °С. Разность темп-р сохраняется, если поддерживается градиент концентраций. Эффект впервые (1873) наблюдал швейц. физик Л. Дюфур (L. Dufour).

Лит.: Гроот С., Мазур П., Неравновесная термодинамика, пер. с англ., М., 1964.

ДЮФУРНИ ДЕ ВИЛЬЕ (Dufourny de Villiers) Луи Пьер (1739-1796), деятель Великой франц. революции, публицист. В апр. 1789 выпустил брошюру "Наказы четвёртого сословия", в к-рой выступил от имени трудовых слоев населения. Указывая на противоречия между богатыми и бедными, между предпринимателями и рабочими, Д. де В. в этой и последующих работах требовал, чтобы общество защищало "слабых против могущественных и неимущих против богатых и против нужды", и предлагал различные меры помощи бедноте. В брошюре 1793 Д. де В. обосновывал принцип общественной собственности на землю как средство решения продовольственного вопроса и условие социального равенства. Активный член Клуба якобинцев и Клуба кордельеров, Д. де В. после восстания 10 авг. 1792 стал чл. Директории, а затем президентом парижского департамента. Участвовал в организации восстания 31 мая -2 июня 1793. Арестован в апр. 1794 по обвинению в сочувствии дантонистам; был освобождён после переворота 9 термидора, затем вновь арестован. Амнистирован незадолго до смерти.

Соч.: Cahiers du quatrieme ordre, celui des pauvres journaliers, des infirmes, des indi-gens etc.. P., 1789; Opinion publique, ranime-toi, discute, prononce..., P., 1793.

Лит.: Иоаннисян А. Р., Коммунистические идеи в годы Великой французской революции, М., 1964. А. В. Гордон.

ДЮЧЕРЫ, народность (ок. 11 тыс. чел.), жившая в 17 в. на р. Амур, от совр. Айгуни до р-на совр. с. Сарапульского, а также по р. Уссури и низовьям р. Сунгари. Иногда Д. считали и натков, предков нанайцев и ульчей. Д. жили оседло, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой. Религия - шаманизм. Потомки Д. входят в состав нанайцев, ульчей и др.

Лит.: Долгих Б. О., Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в., М., 1960.

ДЮШЕС (от франц. duchesse, букв.-герцогиня), группа десертных сортов груши с нежной, тающей, сочной и сладкой мякотью. Наиболее известен Д. д'Ангулем - осенний сорт, происходит из Франции. В СССР распространён в Крыму, на Кавказе; малозимостойкий, среднеурожайный (60-200 кг с дерева), рано вступает в пору плодоношения. Плоды крупные (до 1 кг), тупоконич., созревают в августе, сохраняются до ноября. Деканка зимняя (Зимний Д.) -зимний сорт, происходит из Бельгии. В СССР распространён в Крыму, на Сев. Кавказе, в Узб. ССР. Сорт требователен к почве и климату; урожайность 80-150 кг с дереве,; в пору плодоношения вступает на 7-8-й год. Плоды крупные (до 800 г), бочонковидные; созревают в октябре, хранятся до мая след. года.

ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович [19(31).3. 1872, Новгородская губ.,- 19.8.1929, Венеция], русский театральный деятель. В 1896 окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (одновременно учился в Петерб. консерватории у Н. А. Римского-Корсакова). В кон. 1890-х гг. был одним из создателей объединения ".Мир искусства" и редактором (совм. с А. Н. Бенуа) одноим. журнала (1898/99-1904). Организатор художеств. выставок ("Историко-художественная выставка русских портретов" в Петербурге, 1905; выставка рус. иск-ва в Осеннем салоне в Париже, 1906; и др.), способствовавших пропаганде рус. изобразит. иск-ва. В своих художеств.-критич. статьях кон. 1890-х гг. Д. выступал против академич. рутины, утверждал самоценность эстетич. начала в иск-ве, с полемич. односторонностью отказывая иск-ву в праве на тенденциозность, отстаивая идею его независимости от действительности. Энергичный антрепренёр, Д. с 1907 организовывал ежегодные выступления рус. артистов -т. н. Русские сезоны за границей: в 1907- симфонические концерты, носившие название "Историч. рус. концерты", в которых выступали Н. А. Римский-Кор-саков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др.; в 1908- сезоны русской оперы; в 1909- первые опер-но-балетные выступления (балетные сезоны длились до 1913). Для гастролей балета Д. пригласил М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер и др. прославленных танцовщиков. С этой труппой Д. выезжал в Лондон, Рим, в города Америки. Выступления явились триумфом рус. балетного иск-ва и способствовали развитию (иногда возрождению) балетных театров в странах, не имевших ранее своего балета или утративших традиции (США, Лат. Америка и др.). Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, А. Я. Головиным, Н. К. Рерихом, Н. С. Гончаровой и др. художниками, относится к наиболее выдающимся образцам мирового театрально-декорац. иск-ва, оказавшим значит. влияние на его развитие в 1-й четв. 20 в. В 1911 Д. организовал балетную труппу Русский балет С. П. Дягилева, к-рая в 1913 начала выступления (существовала до 1929). С годами художеств. значимость труппы снижалась, усиливалось влияние модернизма , утрачивалась преемственность традиций рус. балета.

Соч.: Сложные вопросы, "Мир искусства", 1899, № 1 - 2, № 3 - 4 (в соавторстве с Д. В. философовым); Русская живопись в XVIII в., т. 1 - Д. Г. Левицкий, СПБ, 1902.

Лит.: Стасов В. В., Выставки.-Нищие духом, Избр. соч., т. 3, М., 1952, с. 215-228, 232 - 243; Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1958; Грабарь И., Моя жизнь, М.- Л., 1937; Фокин М. М., Против течения, Л.- М., 1962; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, т. 1 - 2, Л., 1971; Grigoriev S., The Diaghilew ballet 1909-1929, Harmondsworth, 1960; H a s-kell A. L., Nouvel W., Diaghilheff. His artistic and private lit'e, L., 1935; то же, L., 1955.

ДЯГИЛЬ (Archangelica), род двулетних или многолетних растений сем. зонтичных. Нек-рыми авторами включается в род дудник. Ок. 12 видов в умеренном поясе Сев. полушария. В СССР 8-9 видов. Наиболее известен Д. лекарственный (A. officinalis), растущий по сырым местам, гл. обр. в лесной и лесостепной зонах Европ. части и Зап.Сибири. Хороший медонос.

Дягиль лекарственный: верхняя и нижняя части растения.

В корнях и корневищах содержит кумарины, ряд кислот и дубильные вещества. Употребляется в кондитерском и ликёро-водочном произ-ве. Молодые побеги съедобны. Лит.: Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962.

ДЯДЬКИН Иван Афанасьевич (партиз. кличка Ян Бос) (р. 1.7.1920, с. Красноселье Волгоградской обл.), советский партизан, участник Движения Сопротивления, лейтенант. Чл. КПСС с 1957. Окончил 1-е Моск. арт. училище (1940). Участвовал в Великой Отечеств, войне 1941-45 в должности командира взвода разведки 311-го арт. полка. В июле 1941 на р. Березина был ранен и попал в плен. Содержался в лагерях на терр. Бельгии, работал на шахтах. 2 июня 1943 бежал из плена и к концу 1943 создал в лесах пров. Лимбург партиз. отряд (св. 80 чел.) из сов. граждан, бежавших из плена. В июне 1944 отряд слился с отрядом подполк. К. Д. Шукшина в рус. партиз. бригаду "За Родину", в к-рой Д. был сначала заместителем, а затем командиром. Бригада активно действовала в тылах противника до окт. 1944, нанеся значит. ущерб врагу. В 1945 Д. вернулся на Родину.

ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдокимович [1(12).6.1784, с. Дядьково, ныне Рязанской обл.,-22.7(3.8).1841, Пятигорск], русский терапевт и философ-материалист. В 1812 окончил Моск. медико-хирургич. академию; в 1824-30 проф. академии. Участвовал добровольно в Отечественной войне 1812. В 1830-31 чл. Центр, комиссии по борьбе с холерой. В 1831-36 проф. внутренних болезней Моск. ун-та. В 1836 был отстранён от преподавания по обвинению в "кощунственном отношении" к религии и материалистич. воззрениях. Д. признавал материальность мира, единым началом считал материю, к-рая вечна. Свойство материи реагировать на внешние воздействия, по Д.,- основа восприятия (ощущения, мышления). Отвергал господствовавшее тогда в медицине представление о "жизненной силе", "жизненном духе", считал, что мозг является средоточием всех жизненных функций организма. С материалистических позиций рассматривал вопросы наследственности, подчёркивая влияние внешней среды. Болезнь Д. рассматривал как процесс, охватывающий весь организм, её сущность - качественное и количественное изменения материального субстрата организма. Предложил классификацию болезней, в основу к-рой положил состояние нервной системы, придавая ей большое значение в развитии патологич. процессов. Его идеи о ведущей роли нервной системы в жизни организма повлияли на формирования науч. взглядов И. М. Сеченова и С. П. Боткина. Разрабатывал методы распроса и обследования больного, способы рациональной диагностики и терапии; различал лечение "предохранительное" (т. е. профилактическое) и "восстановительное", указывал на целебную силу климатической и курортной терапии.

Соч.: Сочинения. Вопросы общей патологии, М., 1954; Избр. соч., М., 1958.

Лит.: Л у ш н и к о в А. Г., И. Е. Дядь-ковский и клиника внутренних болезней первой половины XIX века, М., 1953; Микулинский С. Р., И. Е. Дядьковский. 1784 -1841. Мировоззрение и общебиологические взгляды, М., 1951 (библ.).

М. Б. Мирский.

ДЯКЛО (литов. doklas), определённое количество зерна, к-рое вносили крестьяне Великого княжества Литовского с больших держаний (служб, дворищ) вел. князю до сер. 16 в. В 1510, напр., Д. равнялось 4 бочкам ржи и 4- овса, но его размер колебался. Во 2-й пол. 16 в. Д. потеряло старое значение и сохранилось как вид натуральной дани.

ДЯНЬЧИ, озеро в Китае, в пров. Юньнань. Расположено в меж