БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ных известием об освобождении им из тюрьмы в Быхове руководителей корниловщины (ген. Л. Г. Корнилова, А. И. Деникина и др.).

ДУЧЕНТО (итал. ducento - тринадцатый век, букв.- двести), наименование периода в истории итал. культуры, положившего начало иск-ву Проторенессанса. Бурное экономич. развитие в 12-13 вв. итал. городов-коммун создало почву для постепенной ломки ср.-век. мировоззрения. Для иск-ва этого времени характерны возникновение многочисл. местных художеств, школ (флорентийской, пизанской, сиенской и др.), выделение из среды анонимных ср.-век. мастеров творч. индивидуальностей. Наряду с широким распространением т. н. византийской манеры, вызванным притоком греч. мастеров после взятия крестоносцами Константинополя (1204), и с расцветом иконописи иск-ву 13 в. свойственны рост реалистич. тенденций в рамках традиц. визант. и готич. иконографии, пробуждение интереса к реальному миру и наследию античности. Проторенес-сансные черты проявились в 13 в. в разной мере в работах скульпторов Ник-коло Пизано и Арнольфо ди Камбио, живописцев Чимабуэ и Пьетро Каваллини и в особенности в формировавшемся на рубеже 13-14 вв. творчестве поэта Данте и живописца Джотто.

ДУЧИЧ (ДучиЬ) Йован (5.2.1874, Треби-не, Герцеговина,-7.4.1943, Гэри, США), сербский поэт. Представитель символизма. Окончил Педагогич. школу в Сомборе. Для поэзии Д. (сб-ки "Стихи", 1901, 1908, 1911, "Стихотворения в прозе. Голубые легенды", 1908) характерны индивидуалистич. настроения. Лирика Д. отмечена утончённым восприятием природы, изяществом формы, экспрессивностью поэтич. речи. Д.- автор путевых очерков ("Города и химеры", 1930), эссе на филос., моральные, эстетич. темы ("Сокровище царя Радована", 1932) и лит.-критич. статей.

Соч.: Сабрана дjeела, кн. 1-6, Capajeso, 1969; в рус. пер., в кн.: Поэты Югославии XIX-XX вв., М., 1963.

ДУЧКА (в горном деле) (от польск. ducza - ямка), скат, устраиваемый в заложенном горными породами выработанном пространстве при подземной разработке угольных месторождений. Служит для спуска полезного ископаемого из вышележащих горизонтов, транспортировки закладки и крепёжных материалов, а также для сообщения между горизонтами. При разработке рудных месторождений Д. часто наз. короткие подъёмы, пробиваемые из откаточного штрека или орта вверх с целью выпуска руды, отбиваемой в добычи ой камере.

ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255-1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи 14 в. Стоял в стороне от новаторских исканий мастеров римской и флорентийской школ. Испытал воздействие итало-визант. живописи и франц. готич. миниатюры. Произведениям Д. ди Б. свойственны, однако, отд. черты иск-ва Проторенессанса. Созданные художником алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной, изысканной цветовой гаммой ("Мадонна со святыми", Нац. пинакотека, Сиена; "Мадонна Ручел-лаи", 1285, Гал. Уффици, Флоренция) отличаются лиризмом, эмоциональной выразительностью утончённого линейного ритма. В гл. произведении - алтарном образе сиенского собора "Маэста" (двусторонний полиптих, 1308-11, осн. часть - ныне в Музее собора, Сиена) с изображением Мадонны в окружении святых и ангелов на лицевой стороне и сцен "страстей" Христа на оборотной стороне - Д. ди Б., не порывая окончательно со ср.-век. канонами, стремится придать большую жизненность и убедительность традиц. композиционным схемам, передать пространство и объём. Существуют разные варианты реконструкции полиптиха.

Дуччо ди Буонпнсенья. "Мадонна Ручеллаи". 1285. Галерея Уффици. Флоренция.

Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939, с. 110-117; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 2, М., 1959, с. 157 - 165; Brandi С., Duccio, Firenze, 1951; С а г 1 i E., Duccio, Mil., 1962. И.Е.Данилова.

ДУШ (франц.douche, от итал. doccia -водосточная труба), водные процедуры, при к-рых на тело воздействуют водой (или паром) в виде плотной струи или многих дождевых струй. Д. применяют с гигиенич., а также с лечебной и профи-лактич. целями (см. Водолечение). В основе физиологич. действия Д. на организм лежат температурное и механич. раздражения. Различают: Д. с постоянной темп-рой воды - холодные (ниже 20 °С), прохладные (20-33 °С), т. н. индифферентные (34-36 °С), тёплые (37-39 °С), горячие (40 °С и выше); Д. с переменной темп-рой воды; Д. с низким давлением 0,03-0,1 Ми/м2 (0,3-1 кгс/см2), средним 0,15-0,2 Ми/м2 (1,5-2 кгс/см2) и высоким 0,3-0,4 Ми/м2 (3-4 кгс/см2). Различные сочетания величин температурного и механич. раздражителей при проведении Д. делают возможным получать то тонизирующее, то успокаивающее действие. Для гигиенич. Д. используют стационарные и передвижные (в полевых условиях) установки. Для лечебных и профилактич. целей применяют: обычный дождевой Д.; пыльевой - с очень тонкими струйками; игольчатый - с водой, проходящей в дождевой сетке через вертик. трубочки диаметром 0,5-1 мм, циркулярный (рис. 1) - в виде тонких струек воды, направляемых горизонтально на тело человека со всех сторон; восходящий дождевой (промежностный) Д. (рис. 2); душ Шарко (рис. 3) - в виде плотной струи воды под давлением 0,15-0,3 Мм/м2 (1,5-3 кгс/см2); веерный, при к-ром плотная струя воды разбивается наподобие веера; шотландский - в виде двух плотных струй воды контрастных темп-р (25-10 °С и 37-45 °С), попеременно направляемых на пациента (при направлении воды на грудь и область половых органов плотная струя разбивается на веер). Все Д. выполняются с регулированием темп-ры и давления воды в водораспределительной душевой "кафедре". С ле-чебно-профилактич. целями применяют также душ-массаж подводный. Д.- эффективный метод лечения и профилактики функциональных расстройств нервной системы, хронич. атонич. и спастич. запоров, нарушений обмена веществ и др. Д. с постепенно понижаемой темп-рой воды применяют для тренировки и закаливания организма. Противопоказания те же, что и при водолечении вообще. В. Т. Олефиренко.

Рис. 1. Циркулярный душ.


Рис. 2. Восходящий душ.


Рис. 3. Душ Шарко.

ДУША (греч. psyche, лат. anima), понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутр. мир человека; в религии и идеалистич. философии и психологии - понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистич. ^представлениям (см. Анимизм) об особой хиле, обитающей в теле человека и животного (иногда - и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологич., религ., филос. и науч. представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии, истории философии понятие Д. осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. как динамич. сила), органическому телу (Д. как активное жизненное начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внеш. социальным формам человеческого поведения (Д. как внутр. мир человека, его самосознание).

Ранняя др.-греч. натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По

Демокриту и Эпикуру, Д. телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл). "Мировая душа" мыслится Платоном как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамич. начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная человеческая Д. представляет собой образ и истечение мировой Д.

Аристотель является родоначальником науч. подхода к изучению Д. как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органич. природы. Д. понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида Д.- питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д.- со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органич. процессами. Элементы платоновского и аристотелевского учения о Д. были восприняты схоластикой и переработаны в соответствии с христ. представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере Д.

В новоевроп. философии термин "Д." в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутр. мира человека. Дуалистич. метафизика Р. Декарта разделяет Д. и тело как две самостоят, субстанции: Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы (вплоть до нем. психологов Э. Г. Вебера и Г. Фех-нера). Дуалистич. представления Декарта явились источником как эмпирико-сен-суалистич. (Дж. Локк), так и рационали-стич. (Г. Лейбниц) традиций в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду, обладающую двумя осн. способностями -чувствованиями (ощущениями) и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений - ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало ассоцианизму в психологии). Д. Юм, описывая человеческое "Я" как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирич. описания душевной жизни. И. Кант, критикуя рационалистич. психологию, выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Кант перенимает идущее от нем. психолога И. Тетенсаразделение способностей Д. на ум, волю и чувство. Послекантовский нем. классич. идеализм стремится преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

В экспериментальной психологии, получившей развитие с сер. 19 в., понятие Д. вытесняется в значит, мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психич. жизни актуализировала на рубеже 19-20 вв. интерес к проблеме Д. как внутр. жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности. Наряду с направлениями, к-рые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция, способность, чгеш-тальт" в гешталътпсихологии и др.), возникают течения, к-рые в центр внимания ставят содержание сознания действующего и рефлексирующего "Я" {философия жизни, понимающая психология, феноменология и др.). В этом плане понятие Д. может быть раскрыто через такие характеристики, как: внутреннее (в противоположность внешнему - поведению), целостное (в противоположность отд. элементам - психич. свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному - физиологич. субстрату), активное (деят. реализация личности в противоположность реактивному приспособлению - адаптации организма).

В сов. психологии термин "Д." иногда употребляется как синоним психики, к-рая рассматривается марксистской философией как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом обществ.-историч. развития (см. ст. Психика).

Лит.: Аристотель, О душе, М., 1937; Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СПБ, 1866; Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890; Ремке И., Душа человека, СПБ, 1906; Болдуин Д ж., Введение в психологию, пер. с англ., 2 изд., М., 1912; Франк С. Л., Душа человека, М.,1917; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Веneke F. Е., Pragmatische Psychologies Bd 1 - 2, В., 1850; Revesz В., Geschichte des Seelcnbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg., 1917; Juno K. G., Welt der Psyche, Z., 1954; Klages L., Der Geist als Wi-dersacher der Seele, 3 Aufl.,Bd 1 - 2, Munch.-Bonn, 1954. И. Н. Семёнов.

ДУШАК, посёлок гор. типа в Каахкинском р-не Марыйской обл. Туркм. ССР. Ж.-д. станция на линии Ашхабад -Теджен. Предприятия ж.-д. транспорта, гравийно-сортировочный з-д.

ДУШАНБЕ (до 1929- Д юш а м б е, с 1929 до 1961 - Сталинабад), город, столица Тадж. ССР. Расположен в Гиссарской долине, на вые-. 750-930 м, по обе стороны р. Душанбинка (в верх, течении - р. Варзоб). Ср. темп-pa января 1 °С, июля 28 °С. В 1971 в Д. было 388 тыс. жит. (6 тыс. в 1926, 83 тыс. в 1939, 227 тыс. в 1959). В Д. 3 городских р-на. Узел жел. и шосс. дорог. Аэропорт.

Построен за годы Сов. власти на месте кишлака Дюшамбе, в к-ром до Окт. революции было несколько сот жителей. В 1922 кишлак был разрушен басмачами. В 1923 в кишлаке утвердилась Сов. власть. С 1924- столица Тадж. АССР (с 1925- город), с 1929- столица Тадж. ССР. За годы социалистич. строительства Д. превратился в крупный пром. и культурный центр республики.

Экономика. За годы Сов. власти построены предприятия электроэнергетич.,стройматериалов, маш.-строит. и металлообр., лёгкой, пищевой пром-сти. В 1970 имелось 90 предприятий. Важнейшие из них: текст., шёлковый, мясоконсервный, цементный комбинаты, заводы "Ду-шанбесельмаш", "Таджиктекстильмаш", кабельный, бытовых холодильников, авторемонтный, торг. машиностроения. Мн. предприятия, особенно лёгкой и пищ. пром-сти, работают на местном сырье. Электроэнергия поступает от Душанбе-Вахшской энергетич. системы: Душанбинская ТЗЦ (226 тыс. квт), Головная, Перепадная, Центральная ГЭС и каскад Варзобских ГЭС. На 1 янв. 1971 жилищный фонд Д. составлял 3440 тыс. м2 общей (полезной) площади (457 тыс. мг в 1940). Д. А. Чумичёв.

Архитектура. За годы Сов. власти из кишлака с глинобитными лачугами Д. превратился в красивый город-сад с прямоугольной сеткой улиц-аллей (ген. планы: 1937, арх. Н. В. Баранов, В. А. Гай-кович и др.; 1965, арх. В. В. Пекарский и др.), парками и искусственным озером. Гл. магистраль - проспект Ленина. На ней расположены осн. площади: Привокзальная с ж.-д. вокзалом (1963, арх. Л. Н. Травянко и В. Е. Русанов) и памятником В. В. Куйбышеву (1937,скульпторы бр. Д. Д. и Н. Д. Стреляевы), площадь Айни со зданием гостиницы "Душанбе" (1964, арх. Г. Ю. Айзикович и др.) и пам. С. Айни (бронза, 1956, скульптор Е. А. Татаринова), площадь им. 800-летия Москвы с Театром оперы и балета им. С. Айни (1939-46, арх. Д. И. Билибин, В. Д.Голли, А. А. Юнгер), гл. площадь -площадь Ленина - с Домом пр-ва Тадж. ССР (1948-49, арх. С. Л. Анисимов, М. А. Захаров) и пам. В. И. Ленину (бронза, 1960, скульпторы Т. Р. Полякова и А. С. Раоин, арх. Г. И. Гаври-лов и Е. И. Кутырёв), площадь Путов-ского со зданием ЦК КП Таджикистана (1950, арх. С. Л. Анисимов), сквером им. Фрунзе и чайханой "Рохат" (1958-59, арх. Д. Д. Гендлин и К. Н. Терлецкий). В Д. установлены памятники: поэту А. Рудаки (бронза, 1964, скульптор ф. Г. Абдурахманов, арх. М. А. Усей-нов), борцам за установление Сов. власти в Таджикистане (1966), монумент Победы (1970), оба - скульптор Г. Г. Чеоедниченко, арх. Г. В. Соломинов.

Культурное строительство. В Д. находятся АН Тадж. ССР (осн. в 1951) и 18 н.-и. ин-тов (в т. ч. 13 в составе АН). В 1970/71 уч. г. в 5 вузах - Таджикском университете, мед., политехнич., пед., с.-х. институтах обучалось 33,8 тыс. студентов, в 14 ср. спец. уч. заведениях -16,6 тыс. уч-ся, в 12 проф.-технич. училищах -4,3 тыс. уч-ся, в 97 общеобра-зоват. школах - 74,8 тыс, уч-ся. В 1971 в 116 дошкольных учреждениях воспитывалось 24 тыс. детей.

Имеется (на 1 янв. 1971) 88 массовых библиотек (св. 1,2 млн. экз. книг и журналов), Гос. библиотека Тадж. ССР им. Фирдоуси (см. в ст. Библиотеки союзных республик), 53 клубных учреждения, Реся. объединённый музей историко-краеведческий и изобразит. иск-в им. Бех-зада, Лит. музей им. С. Айни, Театр оперы и балета им. С. Айни, Рус. драматич. театр им. В.Маяковского, Драматич. театр им. А. Лахути, 70 киноустановок, в т. ч. 56 стационарных.

В Д. находятся книжные издательства "Ирфон", "Дониш" и др.; респ. телеграфное агентство Таджик ТА, телецентр. В 1970 выходило 7 рэсп. газет, 11 журналов (см. Таджикская Советская Социалистическая Республика, раздел Печать, радиовещание, телевидение). Издаются гор. газета "Вечерний Душанбе" (с 1968) и 11 многотиражек.

Здравоохранение. К 1971 функционировали 22 больничных учреждения на 5,8 тыс. коек, в т. ч. 0,5 тыс. коек в стационарах при 8 диспансерах (14,4 койки на 1000 жит.); в лечебно-профилактич. и сан.-противоэпидемич. учреждениях работали 2,4 тыс. врачей и 0,6 тыс. врачей - в н.-и. и учебных мед. учреждениях (1 врач на 165 жит.). Вблизи Д. расположены курортные местности Шаамбары, Явроз, курорт Ход-жа-Оби-Гарм.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIII, XXIV (стр. 512-513).

Лит.: Нарзибеков М., Душанбе -столица Таджикистана, [Душанбе, 1966]: Город Душанбе к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. [Статистический сб.], Душанбе, 1967.

ДУШАНБИНСКИЙ ТЕКСТИЛЬНЫЙ КОМБИНАТ, крупное предприятие текстильной пром-сти СССР. Находится в г. Душанбе (Тадж. ССР). Вырабатывает хл.-бум. пряжу, суровые и готовые хл.-бум. ткани ситцевой и сатиновой групп, фланель, вельвет-корд. Готовые ткани выпускаются отбелёнными, гладкокрашеными и набивными. Комбинат состоит из 3 прядильно-ткацких и отделочной фабрик и механич. з-да. Стр-во комбината закончено в 1966. Технологич. процесс произ-ва осн. видов продукции механизирован, комбинат полностью оснащён автоматическими ткацкими станками. Готовые ткани частично вывозятся в другие союзные республики и зарубежные страны.

ДУШЕВНОЕ ВОЛНЕНИЕ, аффект, в уголовном праве одно из обстоятельств, смягчающих ответственность за содеянное. По сов. праву Д. в. является смягчающим вину обстоятельством, только если оно было вызвано неправомерными действиями потерпевшего. Напр., У К РСФСР (статьи 104, 110) устанавливает более мягкую ответственность за умышленное убийство или умышленное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, совершённое в состоя